Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Благовещенский Государственный ПедагогическийУниверситет
факультет заочногообучения
кафедра психологии
Контрольная работапо дисциплине:
« Активные методысоциально-психологического обучения »
Тема:«Активное социально-психологическое обучение вВУЗе»
Выполнил:
Годенчук Ольга Валентиновна
студентка 2 курса ППФ ОЗО
специальность педагог-психолог
№ зачётной книжки 0909
Проверил:
Благовещенск 2010
Содержание
Введение
1.Понятие об обучении
2. Общаяхарактеристика методов обучения и их сравнительная характеристика
3.Эффективностьактивных методов социально-психологического обучения в условиях ВУЗа
Заключение
Списоклитературы
ВВЕДЕНИЕ
Появление и развитие методов активногосоциально-психологического обучения обусловлено возникающими перед процессомобучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентамзнания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов испособностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельногоумственного труда.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность — качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Вот почему только широкое использование активных социально-психологических методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.
Преподавание в вузе становится все более сложным. Теперь дляпреподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности ипередавать огромною базу знаний в аудитории, заполненной жаждущими познаниястудентами. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многимипреподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, которыеподтверждают, что использование активных подходов является наиболее эффективнымпутем, способствующим обучению студентов. Говоря простым языком, студенты легчевникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредствомактивного вовлечения в учебный процесс.
Исходя из вышесказанного, можно говорить о важности,актуальности и даже необходимости выбранной темы.
1. Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: передача человекуопределенных знаний, умений и навыков.
Знания, умения инавыки — это формы и результатыопределенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть вголове человека только в результате его собственнойдеятельности. Ихнельзя просто «получить» от кого-то — они должны получиться в результатепсихической активности самого учащегося.
Обучение можно охарактеризовать как процесс активноговзаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемогоформируются определенные знания, умения и навыки.
Обучающий создает для активности обучаемого необходимыеусловия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства иинформацию. Но сам процесс формирования у человека знаний, умений и навыковпроисходит только в результате его собственной активности.
Активное социально-психологическое обучение предполагает наличиенаправляемой познавательной активности ученика. Учение в нем складываетсяиз таких действий, как решение поставленных задач и оценка результатов, пробы иошибки. Такой вид обучающих действий, как направление познавательнойактивности, выражает концепцию обучения как руководства.Его типичныеметоды— постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместноепланирование и т.п.
2. Общая характеристика методов обучения и ихсравнительный анализ
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучении. Эта схема (1) наглядно демонстрирует классификацию методов обучения:
/>
Схема1: Классификацияметодов обучения
Традиционные методы обучения — формаинформационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, инаправленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыковпрактической деятельности. К нему относятся хорошо известные: лекция (рассказ),семинар (беседа), практические занятия, и т.п. Задача обучаемого при обучениитрадиционными методами заключается в том, чтобы выучить заданное ивоспроизвести его при контроле.
Активные методы обучения (МАО). А.М.Смолкин даетследующее определение: это способы активизации учебно-познавательнойдеятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной ипрактической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен нетолько преподаватель, но активны и студенты. Он различает имитационные инеимитационные методы активного обучения (табл.1):
активные методы обучения
неимитационные
имитационные
игровые
неигровые
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия;
самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии
деловая игра;
педагогические ситуации;
педагогические задачи и т.п.
коллективная мыслительная деятельность;
ТРИЗ работа;
Табл.1Классификация методов активного обучения предложенная Смолкиным А.
Методыактивного социально-психологического обучения(МАСПО) — методы активногообучения, целенаправленно реализующие социально-психологические закономерностиактивной учебной деятельности обучаемого в учебной или иной целевой группе. Этоформа взаимодействия учащихся и обучающего, при которой преподаватель и студентывзаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивныеслушатели, а активные участники (схема 2):
/>
Схема 2:взаимодействия м/д участниками при использовании МАСПО
Использование активных методов социально-психологическогообучения принципиально отличается от других методов обучения (табл.2):