Реферат по предмету "Педагогика"


Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление

Федеральное агентствопо образованию РФ
ПГПУ им.В.Г.Белинского
Факультетначального и Кафедра русского языка и
специальногообразования методики его преподавания
в начальныхклассах

Дипломнаяработа на тему:
Акцентологическиеошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление
 
Студент Семина О.В.
Научный руководитель
к.п.н., доцент Л.Д.Мали
Консультант
к.п.н., доцентН.В.Тупарева
Рецензент
директор МОУ ДОД
«ДД(Ю)Т» Н.П.Воронкина
Зав. кафедрой
русского языка и
методики егопреподавания
в начальных классах
к.п.н., доцент Л.Д.Мали
 
Пенза, 2010

Содержание
Введение
1.Теоретико-методологическиеосновы работы над исправлением акцентологических ошибок
1.1Русское словесное ударение
1.2Причины изменения и колебания русского ударения
1.3 Активные процессы в областисовременного ударения
1.4 Причины акцентологических ошибок
1.5 Наиболее частотные ошибки в речиучащихся
1.6Психолого-педагогические условия эффективности работы над исправлениемакцентологических ошибок
2.Методика работы над акцентологическими ошибками в речи
2.1Сопоставительный анализ программ и учебников по проблеме предупреждения иисправления акцентологических ошибок
2.2Знакомство с понятием «ударение» в 1 классе
2.3Система упражнений, направленных на исправление и предупреждениеакцентологических ошибок
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
Акцентология (от лат.accentus — ударение, акцент и греч. logos — слово, учение) — разделязыкознания, изучающий акцентные средства языка. Имеет несколько аспектов:описательный, сравнительно-исторический, теоретический. Описательнаяакцентология исследует фонетические, фонологические, грамматические свойствапросодических средств. Предмет сравнительно-исторической акцентологии — исторические изменения акцентных систем, их внешняя и внутренняя реконструкция.Теоретическая акцентология изучает системные отношения просодических средств,и» роль в структуре значимых единиц, языковые функции. В языках мираиспользуются различные акцентные системы: монотония (разные виды силовогоударения), политония (музыкальное ударение, тон). В славянских языках вкачестве словесного акцента выступают монотоническое (динамическое) ударение (врусском, польском, болгарском), политоническое (музыкальное) ударение (всербскохорватском) и долгота (в русском). В истории языка акцентные системымогут сменять одна другую: древнее музыкальное ударение в большинстве слав,языков, в т. ч. русском, изменилось на динамическое.
Русское ударение, вчастности его подвижность, находит отражение уже в грамматиках М. Г. Смотрицкого,М. В. Ломоносова, Н. И. Греча. Объектом научного рассмотрения оно впервыестановится в трудах А. X. Востокова, выделившего его в самостоятельный разделграмматики, а затем Я. К. Грота и А. А. Потебни. Термин «А.» был введён в наукуР. Ф. Брандтом, книга которого «Начертание славянской акцентологии» (1880)явилась первым печатным трудом по сравнительной акцентологии славянских языков.
В современных исследованияхпо русскому ударению (с начала 60-х гг.), описана система акцентных единиц всловоизменении и словообразовании всех грамматических разрядов слов, рольударения для выражения грамматических противопоставлений, выявленызакономерности и правила ударения, влияние различных факторов (грамматического,семантического, прагматического, фонетического), разрабатываются научныепринципы описания.
В школьной программе порусскому языку для начальной школы акцентология представлена недостаточно,тогда как, на наш взгляд, ее изучение является важным звеном овладенияправильной речью, что и определяет выбор нами темы работы.
Тема исследования«Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждениеи преодоление» актуальна и интересна, так как является одной из самых сложныхтем при изучении русского языками в начальных классах.
Целью работыявляется анализ особенностей изучения акцентологии на уроках русского языка вначальной школе по программе «Гармония».
Для достиженияпоставленной цели необходимо решение следующих задач:
— рассмотреть некоторыенормы русского словесного ударения;
— проанализироватьпричины произносительных ошибок в русском языке
— рассмотреть типичныеорфоэпические ошибки учащихся и пути их преодоления;
— выявить условияэффективности работы над формированием правильного произношения;
— провестисравнительный анализ учебников по русскому языку по программам «Гармония» и«Школа 2100» на предмет изучения акцентологии;
— определить методы иприемы изучения правильной постановки ударения в младших классах по учебнойпрограмме «Гармония»;
— провести экспериментпо формированию умения правильности постановки ударения в словах учащимисяначальной школы на основе программы «Гармония»;
— сделать выводы повсему содержанию работы.
Объект исследования — акцентологические нормы, особенности их изучения в современной лингвистике.
Предмет – формированиеу учащихся начальных классов стремления к соблюдению акцентологических норм.
В основе работы лежитследующая гипотеза: при систематической работе над правильностьюпостановки ударения с использованием всех достижений методической мысли мыдобьемся более осознанного результата в умении учащихся начальной школысоблюдать орфоэпические нормы в области ударения.
Структура:дипломная работа состоит из введения, формулирующего цели и задачиисследования, основной части, состоящей из теоретической главы иэкспериментальной части, заключения, подводящего итоги анализа проблемы, спискаиспользованной литературы.
Научно-практическаязначимость работы заключается в возможности использования еерезультатов в практике работ учителя начального звена, а также их привлечения кдальнейшему научному осмыслению проблемы.

Глава 1. Теоретико-методологическиеосновы работы над исправлением акцентологических ошибок
 
1.1 Русское словесное ударение
Особенности русскогоударения.
Ударение — один изважнейших элементов устной речи. В русском языке его значение особенно велико,так как оно служит средством различения слов (ле́карство — лека́рство, ме́тчик — метчи́к, консерва́торский — корсервато́рский, рефле́кторный — рефлекто́рный) играмматических форм (струны́ — стру́ны, стекла́ — стёкла,воды́ — во́ды).
В устной речисуществует большое количество колебаний, возникающих под влиянием местныхговоров, просторечия, наконец, под влиянием родного языка говорящего, если оннерусский. А между тем область ударения, пожалуй, в большей степени, чем другиеобласти устной речи, привлекает к себе внимание слушателей. Выработка навыковправильной постановки словесного ударения обязательна для каждого человека,овладевающего культурой речи.
Что же такое словесноеударение? Каждое слово, как правило, состоит из одного или нескольких слогов.Если в слове два или больше слогов, то они произносятся неодинаково. Один изслогов выделяется. Это выделение и называется словесным ударением.
Ударяемый слог можетвыделяться благодаря большей длительности гласного. Это так называемоеколичественное ударение. Оно было свойственно древним языкам — греческому илатинскому. (Русский язык и Культура речи. А.И. Дунев и др. под ред. ЧернякВ.Д., стр.115)
Существует также динамическое,или силовое, ударение, при котором ударяемый слог выделяется большейпроизносительной силой. Этот достаточно распространенный тип ударения свойственрусскому, английскому, французскому, польскому, венгерскому и другим языкам. Силовое ударение врусском языке выполняет несколько важных функций:
1) Выделяетслово в потоке речи и способствует его узнаванию;
2) Играетроль важного смыслоразличительного средства;
3) Участвуетв ритмической организации не только поэтической, но и прозаической речи.
В русском языке ударениеразноместное, то есть свободное. Это значит, что оно не закреплено закаким-то определенным слогом или за какой-то определенной частью слова,например, за основой или окончанием. Оно может падать на любой слог слова: во́лос,воло́сик, волоса́тый, волосяно́й. В некоторых словахударение значительно удалено от конца слова. Ударным может быть четвертый слогот конца (ра́доваться), пятый (иссле́дование), шестой (вре́зывающийся),седьмой (выкара́бкивающимися) и даже десятый (вы́кристаллизировавшемуся).Ударными могут оказаться разные морфологические части слова: бро́сить- корень, броса́ть — суффикс, вы́бросить — приставка; лист — корень,листо́к — суффикс, листа́, листу́, листо́м — окончание.
Именно разноместностьударения в русском языке является причиной того, что в речевой практике могутпараллельно существовать два и более акцентных варианта. Они различаются междусобой или в лексическом, или в грамматическом, или в стилистическом отношении.
Когда мы говорим оразличии лексическом, то имеем в виду семантику слов, то есть появлениесамостоятельных значений с изменением места ударения в слове. Достаточносравнить такие слова, как хара́ктерный (упрямый) и характе́рный (срезко выраженными особенностями, чертами), безо́бразный (не заключающий всебе художественных образов) и безобра́зный (крайне некрасивый), чтобыпонять, что разница в ударении делает их разными словами с самостоятельнымзначением. Поэтому говорящему необходимо точно знать место ударения в слове.
Разноместность ударенияявляется также важным средством различения грамматических форм. Иногда этоформы одного и того же слова, например, струны́ — родительный падежединственного числа слова струна́ и стру́ны — именительный падежмножественного числа этого слова; то же самое при сопоставлении форм сестры́- сёстры. Глаголы насыпа́ть и насы́пать, разреза́тьи разре́зать, рассыпа́ть и рассы́пать различаются по видовойпринадлежности: первые — глаголы несовершенного вида, вторые — глаголысовершенного вида. В других случаях это формы двух слов, например, па́ли- прошедшее время глагола пасть и пали́ — повелительное наклонение глаголапали́ть, мо́ю — 1-е лицо единственного числа настоящего времениглагола мыть и мою́ — притяжательное местоимение моя́ в винительномпадеже.
Бывает и так, чтососуществующие акцентные варианты не различаются ни в лексическом, ни вграмматическом отношении. Тогда один из вариантов признают соответствующимнорме, а другой отвергают как диалектный, просторечный, профессиональный,архаичный и т.д. (глагольные формы с ударением на первом слоге:да́ришь, ве́ртишь — современные, с ударением на втором: дари́шь,верти́шь – устарелые).
Иную стилистическуюокраску имеют такие слова, как мо́лодец, де́вица, бога́тырь,се́ребро, шелко́вый. Их фольклорное происхождение служит причинойприсущего им особого народно-поэтического колорита. Соответствующие имстилистически нейтральные слова литературного языка — молоде́ц,деви́ца, богаты́рь, серебро́, шёлковый.
Лишь привычное ударениев слове облегчит слушателям понимание его смысла. А стоит изменить местоударения, как понимание будет затруднено. Более того, произнесение слова снепривычным для слушателя ударением, равно как и варианты ударения в одном итом же слове, непременно привлекут его внимание и, следовательно, помешаютвосприятию дальнейшей информации. Вот почему знание акцентных вариантов,принятых в качестве нормативных, необходимо каждому человеку.
Сложность в усвоениизаконов русского ударения связана не только с тем, что оно разноместное, но и стем, что оно подвижное. Это значит, что при образовании разныхграмматических форм слова ударение часто перемещается с одного слога на другой.В некоторых случаях это не наблюдается ( Русский язык и Культура речи. А.И.Дунев и др. под ред. Черняк В.Д., стр.121) Например, словокни́гаво всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет ударениена основе: кни́ги, кни́ге, кни́гу, кни́гой,кни́гам, кни́гами, о кни́гах. Однако при склонении слова нога́ударение падает и на окончание: нога́, ноги́, ноге́,но́гу, ного́й, о ноге́; но́ги, нога́м, нога́ми, онога́х.
Грамматическиоднородные слова не имеют общих законов движения ударения, а это часто вызываетзатруднения: у многих односложных имен существительных мужского рода вродительном падеже единственного числа ударение ставится на окончании: бинт- бинта́; блин — блина́; винт — винта́; жгут — жгута́; зонт- зонта́; ковш — ковша́; крюк — крюка́; шест – шеста́.У других существительных ударение остается на основе: воз — во́за; долг- до́лга; мир — ми́ра; род — ро́да; стог — сто́га; фронт — фро́нта; штаб — шта́ба.
Следует обратитьвнимание на то, что у некоторых существительных, имеющих в родительном падежеединственного числа ударение на основе, при сочетании с числительными 2, 3, 4ударение переходит на окончание: ряд, ря́да, но 2, 3, 4 ряда́;шаг, ша́га, но 2, 3, 4 шага́; шар, ша́ра, но 2, 3, 4 шара́.
Нет единообразия всистеме ударения также при изменении двусложных и трехсложных существительныхмужского рода. Часто в косвенных падежах происходит перенос ударения с основына окончание: бага́ж — багажа́; валу́н — валуна́;весельча́к — весельчака́; каранда́ш — карандаша́;минда́ль — миндаля́; секрета́рь — секретаря́; солове́й- соловья́; тира́ж — тиража́.
Однако во многих словахтакой перенос не наблюдается: вопро́с — вопро́са; оско́лок — оско́лка; перехо́д — перехо́да; при́город — при́города; прице́л — прице́ла; проли́в — проли́ва;разде́л — разде́ла. Нередко вызывает затруднение постановкаударения в винительном падеже единственного числа имен существительных женскогорода. У некоторых существительных, имеющих ударение на окончании, ударениесохраняется там и в этой форме: весна́ — весну́; изба́ — избу́; нора́ — нору́; овца́ — овцу́; полынья́ — полынью́; сосна́ — сосну́; статья́ — статью́. Удругой группы существительных такого типа в винительном падеже ударениепереносится на основу: вода́ — во́ду; голова́ — го́лову;гора́ — го́ру; зима́ — зи́му; нога́ — но́гу;стена́ — сте́ну; цена́ — це́ну.
Некоторые односложныеимена существительные мужского и женского рода, когда они в сочетании спредлогами В и НА приобретают обстоятельственное значение, произносятся сударением на последнем слоге:
бор — о бо́ре, но:в бору́;
печь — о пе́чи,но: в печи́, на печи́;
ряд — о ря́де, но:в ряду́;
снег — о сне́ге,но: в снегу́, на снегу́;
степь — о сте́пи,но: в степи́;
тень — о те́ни,но: в тени́;
цепь — о це́пи,но: в цепи́, на цепи́.
В родительном падежемножественного числа существительные женского рода произносятся то с ударениемна основе: га́ваней, ме́стностей, о́траслей, по́честей,при́былей, про́писей; то с ударением на окончании: должносте́й,крепосте́й, новосте́й, повесте́й, скатерте́й,скоросте́й, четверте́й.
Многие краткиеприлагательные без суффиксов в основе или с суффиксами -Н-, -Л-, -К-, -ОК-обычно имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кромеединственного числа женского рода, где ударение переходит на окончание:
ве́сел,весела́, ве́село, ве́селы;
вре́ден,вредна́, вре́дно, вре́дны;
го́лоден,голодна́, го́лодно, го́лодны;
го́рек,горька́, го́рько, го́рьки;
кре́пок,крепка́, кре́пко, кре́пки.
В некоторых случаяхварианты ударения в кратких формах множественного числа связаны с различием взначении. Так, например, вели́ки — множественное число отприлагательного вели́кий в значении «выдающийся, имеющий большуюценность»: они вели́ки своими делами. Форма велики́употребляется в значении «больше, чем нужно»: ботинки велики́,комнаты велики́.
Возникают трудности припостановке ударения в формах прошедшего времени многих глаголов. Одни из нихимеют ударение на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которойоно переносится на окончание:
гнал, гнала́,гна́ло, гна́ли;
за́дал,задала́, за́дало, за́дали;
на́чал,начала́, на́чало, на́чали;
о́тнял,отняла́, о́тняло, о́тняли;
при́дал,придала́, при́дало, при́дали.
В других — ударениепоследовательно переходит на окончание:
бра́лся,брала́сь, брало́сь, брали́сь;
вёл, вела́,вело́, вели́;
запря́г,запрягла́, запрягло́, запрягли́;
нёс, несла́,несло́, несли́;
плёл, плела́,плело́, плели́.
В третьих — ударениеполностью сохраняется на основе:
води́л,води́ла, води́ло, води́ли;
говори́л,говори́ла, говори́ло, говори́ли;
носи́л,носи́ла, носи́ло, носи́ли;
писа́л,писа́ла, писа́ло, писа́ли;
чита́л,чита́ла, чита́ло, чита́ли.
Аналогичное явлениенаблюдается и при образовании кратких форм страдательных причастий прошедшеговремени:
взят, взята́,взя́то, взя́ты;
на́чат,начата́, на́чато, на́чаты;
при́нят,принята́, при́нято, при́няты.
В этих случаях ударениесохраняется на основе во всех формах, кроме формы женского рода. Однакомногочисленны примеры перенесения ударения на окончание во всех кратких формах(кроме формы мужского рода, где окончание — нулевое):
введён, введена́,введено́, введены́;
обводнён,обводнена́, обводнено́, обводнены́;
сооружён,сооружена́, сооружено́, сооружены́.
В иных причастияхударение сохраняется на основе во всех кратких формах:
гаранти́рован,гаранти́рована, гаранти́ровано, гаранти́рованы;
обору́дован,обору́дована, обору́довано, обору́дованы;
прочи́тан,прочи́тана, прочи́тано, прочи́таны.
Безударные слова требуютотдельного разговора. Как правило, служебные слова и частицы не имеют на себеударения. Одни из них, чаще всего односложные предлоги и союзы, бываютпредударными словами, так называемыми проклитиками. Они примыкают впроизношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: наводе́, при доро́ге, от ле́са, по пути́. Другие, чащевсего односложные частицы, являются энклитиками, то есть послеударными словами.Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющему на себеударение: пришел кто́-то, скажи́-ка, я́ ведь обещал, ты́же открыл дверь, приду́т ли они. В этих сочетаниях частицы то, ка,ведь, же, ли становятся энклитиками.
Иногда предлогпринимает ударение на себя, тогда следующее за ним знаменательное словооказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя ударение предлоги НА,ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.
НА — на́ воду,на́ гору, на́ руку, на́ ухо, на́ зиму, на́ год,на́ дом, на́ пол.
Такой перенос ударенияпроисходит не всегда. Мы говорим: «выйти на мо́л» (но не на́ мол),«взобраться на хо́лм» (но не на́ холм)
Перенос ударения напредлог возможен, как правило, тогда, когда сочетание существительного спредлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает вобстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случае, когдаважно выделить существительное как объект, на который направлено действие, икогда это существительное выступает в роли дополнения, ударение на предлог непереходит. Например:
поверить на́слово, но: обратить внимание на сло́во «преобразование»;
спустить корабльна́ воду, но: из-за солнечных бликов больносмотреть на во́ду;
этот человек нечистна́ руку, но: на ру́ку была наложенаповязка;
Часто переноситсяударение на предлог НА при сочетании его с числительными: на́ два,на́ три, на́ пять, на́ десять, на́ сто, на́ двое,на́ трое. Но если рядом стоят два числительных со значениемприблизительности, такого передвижения ударения не происходит: уехать надва́-три́ дня, на пя́ть-ше́сть месяцев, надво́е-тро́е суток. Произнесение на́ два-три, на́три-пять следует признать неверным. Предлог остается безударным и в том случае,когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на два́ или три́ дня,на пя́ть или ше́сть месяцев, на дво́е или тро́е суток.
Ударение не переноситсяна предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравним: уехатьна́ два месяца — уехать на два́ месяца и десять дней; командировкана́ год — командировка на го́д и три месяца; встреча назначенана́ три часа — встреча назначена на три́ часа тридцать минут.
Таким образом, ударение- один из важнейших элементов устной речи, обладающее рядом особенностей:динамикой, разноместностью и подвижностью. В абсолютном большинстве словрусского языка место ударения устойчиво, а перемещение его подчиняетсяопределенным закономерностям, что в целом составляет норму.
1.2 Причины изменения и колебания русского ударения
Разноместностьи позиционность русского ударения не только устраняет монотонность речи,способствуя ее ритмической организованности, но и является важным различительнымсредством. Для соблюдения норм эти свойства ударения обычно не доставляютзначительных хлопот человеку, усвоившему русский язык с детства. Иное дело –акцентологические варианты, которые, как правило, не различаются ни влексических, ни в грамматических значениях. Например: баржа – баржа;родился – родился; залитый – залитый.
Внекоторых лингвистических работах встречаются утверждения, что такихакцентологических дублетов немного. Но в современном русском языке ихнасчитывается более 5000. ( Горбачевич К.С.«Нормы современного русскоголитературного языка»: пособие для учителей, стр.37).
Напервый взгляд наличие акцентологических вариантов – несовершенство языка, скоторыми языковеды недостаточно борются. Но с другой стороны, « колебанияударения – временный, но неизбежный этап развития языка, объективное следствиеэволюции акцентологической системы». (Горбачевич К.С.«Нормы современногорусского литературного языка»: пособие для учителей, стр.40). Вариативностьобеспечивает менее резкий и болезненный переход от старой нормы к новой (кладбИще– литературная норма рубежа 17-18 веков и клАдбище). Новый вариант сталпостепенно входить в употребление в конце 19 века. А устаревший вариант исейчас еще нередко используется в поэзии (Саянов, Исаковский, Симонов),преимущественно в рифме со словами: пепелище, отыщет и т.д.
Следуетиметь в виду и то, что, хотя развитие ударения представляет собой сложный идалеко не прямолинейный процесс, все же здесь возможно установить регулярныетенденции и достаточно отчетливые закономерности, что в известной мереоблегчает освоение этого «трудного участка» нормализации русского литературногоязыка.
Врусском литературном языке нет универсальной причины изменения ударения. Всложном и неустойчивом состоянии современного ударения обнаруживаются иотголоски распавшейся древней акцентологической системы, во многом зависевшейот интонационной и фонетической характеристики гласных звуков, и следыконкуренции книжной церковнославянской риторики и исконно русской народнойстихии. Картина современного ударения значительно осложняется вследствиевзаимовлияния территориального и социально-профессионального диалектов, а такжевоздействия иноязычной среды и многократности при заимствовании.
Диалектныерасхождения были весьма существенны для периода становления акцентологическойнормы русского языка (рубеж 18-19 веков), а также для создания общихпредпосылок в развитии ударения. Известно, например, что русское литературноеударение первоначально складывалось на северной диалектной основе, но впоследствиииспытало мощное воздействие со стороны южнорусских говоров, вытеснивших многиестарые акценты. Однако их роль в развитии общелитературных акцентологическихнорм постепенно ослабевала и сейчас уже не может считаться главной причинойизменения ударения.
Разумеется,нельзя делать вывод, что в литературном языке уже вовсе не встречаютсятерриториально ограниченные акцентные варианты (например, кЕта – кетА).Немало диалектных вариантов ударения представлен в современной ненормативнойречи (рЕмень, рОдится, брАла, веселО). Но не следует смешивать диалектныеварианты с устаревшими. У некоторых поэтов нашего времени, например,встречается ударение засУха:
Доотдаленного чуткого слуха
Вдругдолетела людская молва,
Будтопод Курском все лето засуха-
Жухнутхлеба и желтеет листва.
(Боков«Тихая туча»)
Ещев 1903 году ударение засУха было признано равноценным вариантом поотношению к новому зАсуха.
Иногдаутверждают, что колебание ударения вызывается недостаточным знанием самогослова и поэтому наблюдаетс преимущественно среди малоизвестных, экзотическихслов. Действительно, у таких слов (локализмов) встречаются акцентологическиевариант (пИмы — пимЫ). Однако не это свойство отдельных слов, как и невлияние инородной среды служит основной причиной акцентологическойразнообразности в литературном языке.
Вбольшей мере прав те исследователи, которые видят причин колебания ударения вмногоконтактности при процессе взаимодействия иноязычных акцентных моделей.Действительно, появление вариантности нередко определяется особенностямиударения в языке-источнике.
Слово«алкоголь» было заимствовано в 18 веке из немецкого языка и сначалапроизносилось Алкоголь. Впоследствии под влиянием модного французскогоязыка акцент сместился на последний слог. (ВариантАлкоголь пересталсоответствовать общелитературной норме, сейчас он встречается впрофессиональной речи медиков).
Хотявзаимодействие между языком-источником и языком посредником (например,польским) сказалось на судьбе многих слов, имевших колебания в ударении(документ-документ, кафедра-кафедра, еретик-еретик),сейчас уже и этот фактор не может считаться решающим. Новые колебания (рефери-рефери),возникающие из-за ложного любительского этимологизирования, естественно, невлияют на общий ход развития акцентологической системы современного русскогоязыка.
Донедавнего времени при характеристике колебаний ударения упор часто делался наналичие социально-профессиональных расхождений. Хотя в профессиональной речи,действительно, часто зарождаются живые продуктивные тенденции (фреза,ветровой), нет оснований преувеличивать их значение (ГорбачевичК.С.«Нормы современного русского литературного языка»: пособие для учителей,стр.57). Дело в том, что социально-профессиональная закрепленность сама по себене является генетической причиной особенностей ударения. Вовсе не горнякиДонбасса придумали форму дОбыча, а военные моряки — компАс. Впервом случае перед нами «осколок» старины – ударение, обусловленноеаналогическим воздействием древних интонаций. Вариант компАс также неизобретение моряков. Именно такая форма и соответствует ударению вязыке-источнике compassо(итал.)
Такимобразом, установление социально-профессиональных особенностей еще не объясняетпричин их появления и не может служить ориентиром для определения путей развитияударения.
Привыяснении причин изменения и колебания ударения нет оснований вовсе сбрасыватьсо счетов воздействие перечисленных факторов. Необходимо, однако, помнить. Чтоосновными двигателями акцентологического развития в современном языке являютсяпричины внутреннего характера. К ним в первую очередь относится влияние формыаналогии. Существенную роль в образовании варианта ударения играетпротивоборство между разноплановыми устремлениями языка: ассоциациями посмежности (стремление к сохранению словообразующей зависимости) и сходству(уподобление общему структурно-однотипному ряду). Например, вИхриться –вихрь (по смежности) и вихрИться-кружиться-носиться (по сходству).Важно учесть, что победителем в этом соперничестве все чаще выходят формыассоциации по сходству.
Отходударения от словообразовательной зависимости – это скорее закономерность, но нетенденция. Потеря словообразовательной зависимости ударения характерна дляпроизводных прилагательных: роскошный, тигровый, тормозной.
Весьмасложным представляется вопрос о фонетических причинах изменения ударения.Благодаря статистическим подсчетам известно, что русское ударение вмногосложных словах тяготеет к центру слова и что наиболее употребляемые словане имеют более трех неударных слогов подряд. Наша речь избегает как слишкомбольших междуударных интервалов (более четырех слогов), так и отсутствиеинтервалов между ударением у слов, составляющих речевой такт.
Отсюдаследует вывод о том, что в многосложных словах исконное ударение на боковомслоге (при возникновении трех-четырех или более безударных слогов подряд)окажется неустойчивым и в силу тенденции к ритмическому равновесию будетстремиться перейти на один из срединных слогов (наковальня-наковальня;прадедовский – прадедовский; аккомпанировать — аккомпанировать).
Впрочем,стихийное стремление к ритмическому удобству и сознательные усилиянормализаторской практики не всегда совпадают. Оберегая культурные традиции иучитывая исторические, литературные и инее ассоциации, словари в некоторыхслучаях оправданно рекомендуют в качестве норм ритмически неудобные акценты (гамлетовский,послушничать).
Итак,изменения и колебания современного ударения обусловлены действиемнеоднозначных, разновременных и даже взаимоисключающих друг друга факторов. Внекоторых случаях акцентологические сдвиги определяются сложным комплексомпричин, не всегда поддающихся полному научному истолкованию. Установлениепричинно-следственных связей весьма важно при определении основных тенденций вразвитии русской акцентологической системы, без чего немыслима научно-объектнаянормализация ударения.
 
1.3  Активныепроцессы в области современного ударения
Однойиз важнейшей составляющих понятия культура является язык, о котором известныйлингвист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Язык народа есть дух народа». Если мыне умеем пользоваться языком, мы не чувствуем и нашей культуры, не являемсярусскими, поэтому нам так необходимо сейчас научиться не только любить русскийязык и бережно относиться к нему, но и гордиться им.
Несекрет, что встречают человека уже давно не только «по одежке», но и по тому,как он говорит. Наша речь – это наша визитная карточка, и как трудно поройсоздать желанный образ внешности, свой имидж, также трудно выработать и свойречевой облик
Процессыдемократизации и либерализации, происходящие в нашем обществе, находятотражение в языке. Для использования русского языка в последние годы характернаустановка на раскованность и свободу, которая чаще всего сопрягается сотрицанием «унифицированного» и «мумифицированного» русского языка эпохитоталитаризма. Разгул свободомыслия выразился в тезисе: было бы что сказать, акак сказать – дело десятое. С одной стороны, это привело к ухудшению качестваречи большинства носителей русского языка. С другой стороны, экстралингвистическиеособенности языкового бытования создали благоприятные условия для расширенияграниц литературного языка, изменения его состава, его норм.
Хотяязыковые изменения являются закономерным процессом, специалисты считают, чтонаблюдаемая динамика намного превышает нормативные темпы развития языка,поэтому появилась опасность нарушения преемственности языковых традиций.
Поданным исследований последних десятилетий, одним из наиболее слабых звеньев в речироссиян является ударение. Этот вывод подтверждается данными проведенного анализаакцентологических ошибок в речи школьников, студентов, воспитателей,преподавателей, телеведущих, госслужащих и других представителей Москвы.
Процессы,происходящие в области акцентологии, в первую очередь принято объяснять небрежностьюи малограмотностью, что верно только отчасти. По нашим наблюдениям, среди лиц,допускающих акцентные ошибки, довольно много высокообразованных людей. Многиефакты ненормативного ударения вполне объяснимы, если их рассматривать в руслеобщих тенденций развития современной акцентологической системы. Покажем это напримере развития глагольного ударения.
Понашим данным, в речи москвичей массовый характер имеет ошибочное ударение внекоторых группах глаголов с подвижным ударением в формах прошедшего времени:комиссия решила, что иркутский проект лучше, и избрала его за основу (ОбластнаяДума, 17.12.2009, речь депутата); собрались под одну крышу люди, уже занимающиекакую-то политическую нишу (Заседание участников политдвижения, 27.12.2008,речь архитектора); художники собрались в мастерской (Фестиваль детской прессы,26.11.2009, речь одиннадцатиклассника).
Переносударения на корневую часть во всех приведенных примерах происходит всоответствии с общей тенденцией к закреплению неподвижного ударения в глаголах.Процесс этот происходит медленно, действие его избирательно, но направлениевполне определенно. Это немногочисленная, но очень употребительная в живой речигруппа глаголов русского происхождения типа быть, брать, плыть. Всего в русскомязыке насчитывается около тридцати таких бесприставочных глаголов (сприставками – около 280). Процесс закрепления ударения на корне значительнобыстрее происходит у глаголов брать, врать, гнать, ждать, звать, рвать, спать иих производных, причем ударение переносится как с окончания, так и с приставки:за все годы мы не собрались за праздничным столом ( передача «Примитепоздравления», речь телеведущей); счетная палата деньги забрала и дала детям (речь депутата Государственной Думы).
Вглаголах, производных от быть, вить, дать, жить, клясть, лить, пить, плыть, атакже в глаголах, образованных от основ на -ня, -ча, самостоятельно неупотребляемых, ударение на приставке сохраняет более устойчивый характер, хотяи в этой группе глаголов наблюдается значительное число отклонений отнормативного ударения: в инфинитиве ударение ошибочно переносится на приставку,а в форме мужского рода, наоборот, на корень: я предлагаю принять закон,который предлагает нам господин губернатор (Областная Дума, 3.12.2007, речьдепутата).
Впроизводных глаголах от брать, звать, рвать и т. п. перемещение ударения сприставки на корень в формах мужского рода, среднего рода и множественногочисла обусловлено общей тенденцией к «выравниванию» ударения приставочныхглаголов по основному. Этот процесс начался уже в первой половине ХIХ века,проходит медленно, но верно. В глаголах же, образованных от основ на -ня, -ча,перемещение ударения в инфинитиве на префикс исследователи отмечают какновшество в ряду подобных изменений, возникшее в массовом употреблении только вначале 80-х годов: начать, занять, принять, прибыть .
Вформах женского и среднего рода ударение также нарушается: корейскоеправительство, которое приняло решение переселить сахалинских корейцев,построило для них пансионат (10.03.2007, речь тележурналиста); вот началаговорить Алина, а ты продолжай (Детский сад, 9.12.2009, речь воспитателя); ты,Януша, поняла, а ты, Коля, понял? (Урок русского языка, 18.05.2007, речьучителя русского языка).
Всовременном языке почти исчезло ударение на частице -ся, которое было издавнасвойственно глаголам рассматриваемой группы в форме мужского рода. Такоеударение считается нормативным теперь только у нескольких глаголов: начался,принялся, занялся. В остальных случаях, даже при наличии допустимых вариантов,такое ударение оценивается как устаревающее: звался, предался. Наш материалпоказывает, что исчезновение ударения на частице -ся свойственно всем глаголамэтой группы: прошло много лет, как начался процесс, называемый перестройкой(10.03.2007, речь тележурналиста); этот разговор только начался, это еще неокончательное решение (Школа, беседа с родителями, 11.10.2008, речь завуча);урок у нас уже начался, мы работаем (Школьный урок, 4.09.2003, речь учителяначальных классов).
Изглаголов с колебанием ударения в формах настоящего и будущего времени наиболеечастотна группа глаголов с формой инфинитива на -ить. Ударение в этой группе попреимуществу неподвижное и распределяется между двумя типами неподвижногоударения – на основе (строить, строю, строит) и на окончании (тормозить,торможу). Глаголы с подвижным ударением в этой группе немногочисленны, но впроцессе развития литературного языка наблюдается пополнение этой группы(ходить, хожу, ходит). В некоторых глаголах подвижное ударение становится нормой,в других случаях остается за пределами литературного языка: нас они непосчитали нужным уведомить (Заседание участников политдвижения, 27.12.2007,речь депутата); в бюджет заложили пять процентов областных средств (ОбластнаяДума, 4.11.2009, речь председателя комиссии); мы можем эти протоколы положить вдолгий ящик (Областная Дума, 7.12.2008, речь депутата).
Такимобразом, колебание ударения во многих случаях – это не только следствиеорфоэпической безграмотности или дурного вкуса. Наличие ошибок может свидетельствоватьлибо о противоречиях во внутренней системе литературного языка, либо овоздействии внешних факторов. Швейцарский ученый Анри Фрей в 1929 году писал всоставленной им «Грамматике ошибок» о том, что многие ошибки закономерны иподсказываются аналогией или другими системными проявлениями живого языка.Поэтому к оценке спорных фактов современной речи нужен сознательный иосторожный подход.
1.4  Причиныакцентологических ошибок
Современный русскийлитературный язык отличается от внелитературного просторечия, местных говоровтем, что имеет систему норм произношения. Как должны произносится те или иныезвуки в определенных фонетических позициях, в определенных сочетаниях с другимизвуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов — всемиэтими вопросами занимается орфоэпия. Следовательно, орфоэпию можно определитькак совокупность правил, которые устанавливают литературное произношение.
Значение орфоэпическихправил для общения огромно. Они способствуют более быстрому взаимопониманиюговорящих. Ошибки в произношении отвлекают от содержания речи и тем самыммешают языковому общению. Несмотря на большие успехи, достигнутые в областинародного образования в целом и в повышении речевой культуры нашего населения,в частности, произношение до сих пор является в ней наиболее слабым звеном. Внастоящее время в связи с расширением влияния средств массовой коммуникациивопрос о правильности произношения стоит особенно остро.
В разговорной речичисло отклонений от места ударения в словах бывает иногда столь велико, чтовызывает тревогу и недоумение. В чем же причины этих отклонений?
Длятого, чтобы эффективнее организовать работу по предупреждению речевых ошибок,необходимо знать их лингвистическую и психологическую природу.
ЦейтлинС. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей.
Главнойпричиной является «давление языковой системы». Для того, чтобы оценить воздействиеэтого фактора на речь детей, необходимо рассмотреть, как вообще происходит овладениеречью, обратившись к противопоставлениям «язык – речь», «система – норма». «Языкпонимают, как абстрактную сущность, недоступную для непосредственного восприятия.Речь представляет собой реализацию языка, его конкретное воплощение всовокупности речевых актов». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особогорода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добывать язык из речи, т. к.другого пути овладения языком не существует. «Однако язык, добываемый детьми изречи (детский язык), не вполне адекватен тому языку, который управляет речевой деятельностьювзрослых людей (нормативный язык)». Детский язык представляет собой обобщенный иупрощенный вариант нормативного языка. Грамматические и лексические явления внем унифицированы. Это связано с тем, что в детском языке первоначальноотсутствует членение на систему и норму. Известно, что норма усваиваетсягораздо позднее, чем система. На это указывал Э. Косериу: « Система заучиваетсягораздо раньше, чем норма: прежде чем узнать традиционные реализации длякаждого частного случая, ребенок узнает всю систему возможностей, чемобъясняются его частные «системные» образования, противоречащие норме ипостоянно поправляемые взрослыми».
Другойфактор, обусловливающий возникновение речевых ошибок у детей – влияние речиокружающих. Если в ней встречаются случаи нарушения норм литературногоязыка, то они могут воспроизводиться детьми. Эти нарушения могут касатьсялексики, морфологии, синтаксиса, фонетики и представляют собой элементы особойразновидности языка, обычно называемой просторечием. Просторечие является мощнымотрицательным фактором, воздействующим на формирование детской речи и обусловливающимзначительное число разнообразных ошибок.
Помимоэтого, в качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступаетсложность механизма порождения речи. В сознании производителя речи происходитнесколько сложных процессов: отбор синтаксической модели из числа хранящихся в долговременнойпамяти, выбор лексики для заполнения синтаксической модели, выбор нужных форм слов,расстановка их в определенном порядке. Все эти процессы протекают параллельно. Каждыйраз происходит сложная, многоаспектная работа по оформлению речевогопроизведения. При этом огромную роль играет оперативная память, «главнаяфункция которой «удержание» уже произнесенных фрагментов текста и «упреждение»еще не произнесенных». Именно недостаточным развитием оперативной памяти детейобъясняются многие речевые ошибки.
Вработах Цейтлин С. Н. Указаны примеры ошибок, которые возникают по каждой изуказанных причин, и в зависимости от этого происходит деление ошибок насистемные, просторечные и композиционные. Данные виды ошибок будут подробнорассмотрены в параграфе об их классификации. Черемисин П. Г. в своих работахпридерживается мнения Цейтлин С.Н. и считает, что «речевые ошибки возникают в связис несоблюдением таких языковых норм, в соответствии с которыми должна создаватьсялитературная речь», т. е. причины возникновения речевых ошибок лингвистичны.
Необходимо такжеотметить, что другой весьма существенной причиной, вызывающей отклонения вударении, является влияние на литературный язык диалектов(местных территориальных говоров). Так, например, влиянием северорусскихговоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можнообъяснить такие отклонения, как дОговор, зАвеса, нАпасть, прИговор, рЕмень ит. д. Южнорусские говоры дают отклонения в именительном падеже множественногочисла существительных: выборА, желудЯ, дочерЯ, лошадЯ, матерЯ, средствАи др. и в прошедшем времени мужского и женского рода: понЯл, поднЯл, пробЫл,взЯла, брАла, дАла, спАла и т. д. Некоторое влияние на литературноеударение оказывает бытовая разговорная лексика (просторечие); полОжил,предлОжил, звОнишь, красивЕе.
И, наконец, еще однойиз причин, вызывающих колебания в ударении, надо считать наличие в нашемязыке большого количества иностранных (заимствованных слов) и стремлениек русифицированию этих слов путем постановки в них ударения по аналогии спохожими русскими или достаточно обрусевшими словами. Так, например,неправильная форма родительного падежа слова бамбУк — бамбукА (вместобамбУка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсУк —барсукА. Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается,некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением; свойственным подобнымсловам в русском языке. К результате чего получается цЕмент (вместоправильного цемЕнт), прОцент (вместо процЕнт) и т. п.
Трудности, связанные сударением в русском литературном языке, не исчерпываются его разноместностью.Они порождаются еще и тем, что ударение в одних категориях русских слов бываетнеподвижным, а в других — подвижным. Неподвижность ударения характеризуетсятем, что при образовании грамматических форм оно остается всегда на одном и томже месте, например: рАдость, рАдости, рАдостью, рАдостей, рАдостям,рАдостях; плывУ, плывЁшь, плывЁт, плывЁм, плывЁте, плывУт; прилЕжен, прилЕжна,прилЕжно, прилЕжны. При подвижном ударении наблюдается совершенно инаякартина. Здесь при образовании новых грамматических форм ударение можетперемещаться с одного слога на другой или же с одной части слова на другую,например: головА, головЫ, гОлову, голОв; люблЮ, лЮбишь, лЮбим, лЮбите,лЮбят; смЕл, смелА, смЕло, смЕлы.
Таким образом, мывидим, что ударение в русском литературном языке имеет большое значение.Разноместность ударения делает его особым признаком слова и помогает отличатьодно слово от другого, а подвижностъ ударения служит для различенияграмматических форм слова в самых разнообразных его проявлениях. Однако установитьчеткие правила постановки ударения во всех случаях весьма трудно, а зачастую иневозможно. Поэтому в работе над повышением уровня речевой культурырекомендуется пользоваться словарями.
1.5  Наиболеечастотные ошибки в речи учащихся
Вустной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые вметодике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речеваяошибка» ученые подходят по-разному.
Вработах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильнопостроенное предложение, искаженная морфологическая форма».
ЦейтлинС. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковыхнорм». При этом языковая норма – «это относительно устойчивый способ (или способы)выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленныйв лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества».
Наиболееполное определение речевых ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской.По ее мнению «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки инедочеты. Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение нормлитературного языка… Недочет – это нарушение требований правильности речи,нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой,точной и выразительной».
Высокоорганизованная(«хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа по предупреждениюи устранению речевых ошибок – важная составная часть общей работы по развитиюречи в школе.
Вречи младших школьников встречаются разнообразные отклонения от норм русскоголитературного произношения. Все отступления от орфоэпических норм целесообразноклассифицировать по вызывающим их причинам. Для русских учащихся главнымиисточниками возникновения произносительных ошибок являются письмо, просторечиеи диалект. В соответствии с этим выделяются три типа наиболее частотныхорфоэпических ошибок в речи детей младшего школьного возраста: орфоэпическиеошибки, вызываемые влиянием написания слова; орфоэпические ошибки просторечногохарактера; орфоэпические ошибки диалектного происхождения. Учетпроизносительных ошибок младших школьников дает нам возможность определитьследующие правила литературного произношения, которые должны быть в центревнимания при обучении орфоэпии в начальных классах:
1)произношение сочетания “чт” в местоимении “что” и его производных,
2)произношение сочетания “чн” в отдельных словах: конечно, нарочно, скворечник,скучный, в отчествах на –ична;
3)произношение сочетания “щн” в существительном “помощник” и в словах ссоответствием произношения и написания (хищный ),
4)произношение слова “сегодня” и его окончания,
5)произношениесочетаний гк, гч,
6)произношение заимствованных слов с фонемным сочетанием “йо” в позиции начала словаили после гласного: йод, район, майор,
7)произношение слов иноязычного происхождения на “он” в положении послесогласного: батальон, почтальон,
8)произношение твердых и мягких согласных перед “е” в заимствованных словах:шоссе, музей и др.;
9)произношение мягких губных согласных на конце числительных семь, восемь и вглагольных формах типа составь, составьте.
Такимобразом, выделенный минимум состоит из девяти орфоэпических правил, причем вкачестве иллюстрации к ним отобраны только такие слова и грамматические формы,которые отличаются устойчивостью, стабильностью произношения в современномрусском литературном языке. Именно такие слова и формы, не допускающиеколебаний в речи говорящих, и должны стать предметом усвоения в младшемшкольном возрасте.
Произносительныйминимум кроме орфоэпических правил включает в себя перечень конкретных слов,правильное произношение и ударение которых является предметом усвоения наначальном этапе обучения прежде всего это слова и грамматические формы,подчиняющиеся выделенным орфоэпическим правилам. Учет разного родапроизносительных ошибок младших школьников заставляет ввести в минимум слова,не связанные с отобранными правилами, однако широко употребляемые детьми ивызывающие множество отклонений от нормы в их устной речи. При отборе словучтена лексика учебного комплекса для начальных классов (букваря и азбуки,учебников русского языка и книг для чтения), а также частотность употребленияслов в русском языке. Нами было установлено, что у детей наблюдаются разнообразныеошибки в постановке ударения: в существительных в именительном падеже (гусеница,щавель и др.), в существительных в родительном падеже (волка, гуся, ежа),в глаголах прошедшего времени (взяла, дала, отняла, поняла). Далееприведен список слов, в которых дети наиболее часто допускают ошибки вударении: столяр, баловаться, кладовая, кухонный,черпать, береста, звонит, торты, банты, свекла,включишь, красивее, лифты, завидно, искра, петля,мусоропровод, передал, тефтели, хлебцы, задали,заплесневелый, налил, обнял.
Такимобразом, нами были выявлены слова, наиболее часто употребляемые детьми ивызывающие множество отклонений от нормы в их устной речи.

1.6  Психолого-педагогическиеусловия эффективности работ над исправлением акцентологических ошибок
Работапо развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей.Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формироватьхорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова.К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменномвиде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих порактуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: «… мысль оправильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, агостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать» (Богоявленский Л. Местоорфоэпии в школьной работе // Родной язык в школе;1926-№9.)Младшийшкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления исовершенствования произносительной культуры. Высокая языковая восприимчивость,большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы поразвитию речи на произносительном уровне в начальных классах. Однако именно вначальной школе «обучение живому слову… нередко недооценивается учителями;недочеты речи застаревают, и исправить их впоследствии уже оказывается оченьтрудно» (Львов М. Р. Основы развития речи младших школьников // Начальнаяшкола.-1981.-№7.-стр. 9.)
Вниманиек орфоэпической стороне речи детей определяется множеством факторов, средикоторых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствуетбыстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативноесовершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сферавоздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлятьвысокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладениянормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициямрусского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяетсякак важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказобщества.
Степеньразвития слухового сосредоточения у детей младшего школьного возрастадостаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформироватьтвердые орфоэпические навыки в правильной постановке ударения. Эта работатрудна для ребенка, поскольку он должен перейти от привычного произношения словк нормативному путем образования слухоречевых дифференцировок. Часто обычноеисправление ошибок не приводит к желаемым результатам — ребенок продолжаетставить ударение неправильно, хотя его много раз поправляли, побуждали произноситьслово правильно.
Каковапричина этого явления? Когда ребенок о чем-нибудь живо рассказывает, онзахвачен содержанием разговора и не сосредоточивает свое внимание на звучаниислова. Кроме того, поправка, которую делает в этот момент учитель, касаетсялишь единичного случая произнесения слова, что приводит к разрыву междуанализирующей и синтезирующей деятельностью ребенка. Необходимо показатьребенку правильное произношение на разных формах одного и того же слова.Следует при этом использовать начальные формы произвольного внимания,запоминания, лишь тогда у ребенка возможно качественно новое отношение к своейречи и появляются условия для анализирования и синтезирования слуховыхвосприятий.
Длязакрепления ударения в косвенных падежах существительного можно предложитьдетям короткий дидактический рассказ (из трех-четырех фраз), в который нужновставить недостающие слова, например: мальчик гонит к пруду… (гуся);гусята идут вперевалочку за ...(гусем) и т. д.
Дляповышения интереса детей к этим упражнениям необходимо использовать картинки,инсценировки, игровые действия.
Вцелом, орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражанияречи взрослых. В устной речи имеются два разновидности произносительного стиля:стиль разговорный, иди неполный, и стиль публичной речи, полный. Разговорныйстиль — обычная речь, в которой отсутствует тщательная артикуляция и существуютотдельные отступления от орфоэпических норм. Полный стиль характеризуетсябезупречным произношением, несколько замедленным темпом речи и четкой дикцией.
Речьучителя в силу педагогической направленности является по характеру публичнойречью, которую дети без затруднений воспринимают и на которой они учатся,поэтому она должна быть всегда орфоэпически выдержанной.Действительно,учитель начальных классов по сравнению с учителем-словесником среднего звенашколы обладает большими преимуществами в деле совершенствования звуковойстороны речи детей. Это объясняется, на наш взгляд, двумя причинами. Первая — это огромный, непререкаемый авторитет учителя в глазах младших школьников,особенно первоклассников. Авторитет педагога подчас превышает авторитетокружающих ребенка членов семьи, а это означает, что образцы произношения,предъявляемые учителем, будут усваиваться детьми особенно тщательно, дажеревностно. Любопытен в этом отношении случай, изображенный писателем Л. В.Успенским: «В эвакуации на Урале русский язык моему сыну стала преподаватьопытная и с сильной волей, очень симпатичная учительница тамошней школы. Еерусский язык в значительной мере был «народным говором среднего Урала», кактеперь значится в одном из областных словарей, И приехав к семье на побывку, ястолкнулся с недоумением жены. Сын говорит: «Мам, пошто ты мне хлеба не дала?»Мать замечает, что это не по-русски, а он с сознанием своей правоты возражает:«А Полина Сергеевна всегда говорит: «Пошто ты стиха-то не выучил?»
(Успенский Л. В. Культура речи.- М., 1976.-стр. 23.)
Второеобстоятельство, объясняющее огромные возможности учителя младших классов вповышении произносительной культуры учащихся — сама специфика процессаначального обучения. Почти все предметы (русский язык, математику,природоведение, труд) ведет один преподаватель, следовательно, в начальныхклассах легко осуществим орфоэпический режим при условии владения учителемнормами русского литературного языка.
Чтениеи письмо, являясь ядерным эвеном воспитания произносительной культуры учащихся,включается в цепь всех речевых процессов таким образом: аудирование (слушание)- чтение и письмо — говорение. Первое место занимает аудирование, так какименно от восприятия образцового произношения, предъявляемом в основномучителем, начинается овладевание произносительными нормами. Далее, овладеваяграмотным чтением, дети приучаются в своей речи следовать известным им правилампроизношения. Следовательно, путь к достижению орфоэпически грамотной устнойречи младших школьников лежит через организацию правильного чтения.
Первымкритерием является значимость материала для процесса коммуникации. Следованиеназванному критерию, с одной стороны, предполагает отбор наиболееупотребительного, частотного и продуктивного для речевого общенияпроизносительного материала. С другой стороны, важно отобрать не простокоммуникативно значимые языковые явления, а именно те, которые характерны дляданного типа обучаемых и для определенного этапа обучения.
Отсюдавторой критерий — специфичность объема языкового материала и форм егопредъявления в процессе повышения культуры речи детей. В соответствии со вторымкритерием произносительный минимум должен быть доступным для усвоения детьмимладшего школьного возраста и включать в себя случаи, представляющие наибольшуютрудность в самостоятельном практическом овладении.Произносительныйминимум кроме орфоэпических правил включает в себя перечень конкретных слов,правильное произношение и ударение которых является предметом усвоения наначальном этапе обучения прежде всего это слова и грамматические формы,подчиняющиеся выделенным орфоэпическим правилам. Учет разного родапроизносительных ошибок младших школьников заставляет ввести в минимум слова,не связанные с отобранными правилами, однако широко употребляемые детьми ивызывающие множество отклонений от нормы в их устной речи. При отборе словучтена лексика учебного комплекса для начальных классов (букваря и азбуки,учебников русского языка и книг для чтения), а также частотность употребленияслов в русском языке. Во время подготовки к работе над культурой живого слова,а также при ее проведении важно обеспечить условия, способствующие эффективномуобучению, детей русскому литературному произношению и ударению. Успех вразвитии звуковой стороны речи младших школьников зависит, главным образом, отдвух обстоятельств: от речи учителя и от определенного уровня сформированностипроизносительно-слуховой культуры учащихся (Егармина Т. Г. Предупреждение речевыхнедочетов у второклассников// Начальная школа. – 1979. – №6. – с 13.)
Дляуспешного овладения учащимися литературным произношением необходимо становлениеи закрепление целого комплекса умений:
— умение слушать звучащую речь;
— умение слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических иакцентологических норм в чужой и собственной речи;
— умение правильно воспроизводить услышанное на основе образца;
— умение дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи;
— умение соотносить слышимое и произносимое слово с видимым: определятьсоответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие междулитературным произношением и написанием слова;
— умение самостоятельно употреблять орфоэпические и акцентологические образцы всобственной устной речи и при чтении.
Формированиеи развитие у младших школьников перечисленных умений и определяет содержаниеорфоэпической работы в начальных классах, того минимума, который являетсяобязательным для усвоения младшими школьниками русского языка. Он включаеторфоэпические правила современного русского литературного языка, а также словаи грамматические формы, значимые с точки зрения литературного произношения иударения.
Такимобразом, орфоэпическая правильность детской речи формируется, главным образом, путемподражания речи взрослых. Далее, овладевая грамотным чтением, дети приучаются всвоей речи следовать известным им правилам произношения. На основе этого умладших школьников формируется тот минимум, который является обязательным дляусвоения ими русского языка. Он включает орфоэпические правила современногорусского литературного языка, а также слова и грамматические формы, значимые сточки зрения литературного произношения и ударения.

Глава2. Методика работы над акцентологическими ошибками в речи
 
2.1Сопоставительный анализ программ и учебников по проблеме предупреждения и исправленияакцентологических ошибок
Соблюдениеорфоэпических норм в речи является показателем уровня владения родным языком.Современные программы обучения побуждают учителя к постоянному поиску новыхметодов и материалов для работы с учащимися. Это можно увидеть, проанализировавучебники по русскому языку разных авторов. Подробнее мы остановимся на анализеучебников по программам «Гармония» — авторы Соловейчик М.С. и «Школа 2100» — авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Р.Е.
Проанализируемна предмет предупреждения и исправления акцентологических ошибок учебники порусскому языку по программе «Гармония». В учебнике для первого класса с первыхже страниц акцентируется внимание детей на признаках хорошей речи (стр.5).Литературный материал на страницах учебника многообразен, в нем встречаются ислова, трудные для ребят с точки зрения правильной постановки ударения. Однакоконкретная работа для усвоение орфоэпической нормы не предлагается, то естьсистема работы с акцентологическими нормами в отдельный вид работы невыделяется.
Однакоучитель может использовать данный вид работы на основе литературного материала,представленного в учебнике. Например, упр. 21 на стр.15 (Пришел дед ко своейземлянке,
Аземлянки нет уж и слЕда,
Передним изба.
Вданном случае над словом, трудным в произношении, проставлено ударения. Ноучителю, на наш взгляд, необходимо обращать внимание учащихся на подобные слова,проводить работу по их запоминанию.
Целенаправленнона усвоение орфоэпической нормы в области ударения дано упражнение на стр.62-63учебника.
(банты,шарф, торты, кран, брала, дала, клала)
Задания:
· Найдислова в словаре;
· Поставьв словах ударения;
· Накакие группы можно разделить слова по месту ударения.
Данноеупражнение не только акцентирует внимание детей на словах, трудных дляпроизношения, но и учит их пользоваться словарем.
Неоспоримымдостоинством данного учебника является и наличие в конце учебника словарика«Как правильно говорит», в котором помещены встречающиеся на страницах сложныев плане постановки ударения слова.
Перейдемк рассмотрению на предмет работы над акцентологическими ошибками учебник попрограмме «Школа 2100».
Настраницах данного учебника работа над усвоением правильных орфоэпических нормне предусматривается. Хотя литературный материал позволяет вести работуподобного вида, включая в работу над упражнением дополнительные задания направильность постановки ударения. Например, упр. 45 на стр. 39 (гусята любятбывать у пруда, гусята шли за папой-гусем).
Такимобразом, проанализировав учебники для первого класса по двум программам, мыпришли к выводу, что целенаправленная работа по предупреждению и исправлениюакцентологических ошибок не ведется.
Продолжаемсопоставительный анализ учебников по русскому языку на примерах учебников длявторого класса начальной школы.
Перваячасть учебника М.С.Соловейчик посвящена изучению орфограмм. На наш взгляд, этосамая благодатная почва для работ над орфоэпическими нормами в целом, и надакцентологическими нормами в частности. Однако, авторы учебника также непредлагают заданий для закрепления произносительных норм в речи учащихся.Учитель может включать подобные задания как дополнительные при работе надупражнениями. Например, упр.72, стр.76 (солим), упр.334 на стр. 29 (клисьим норам), упр.36 на стр. 40 (ветер по морю гуляет), упр.507 настр. 90 (не засорят они землю).
Продолжаетсяработа с орфоэпическим словарем в конце учебника.
Обратившиськ учебнику по русскому языку для второго класса по программе «Школа 2100», мыотметили увеличение числа заданий на правильность постановки ударения. Так, настр.76-77, упр.119 предлагается подобрать однокоренные слова к слову «звон» (звонить,звонят, звонок), поставить ударения, обратить внимание, как эти словапроизносятся и запомнить их.
Упр.173на стр. 105 обращает внимание учащихся словощавель. Детям предлагаетсязапомнить, как произноситься данное слово, составить с ним словосочетания.
Упр.243 на стр. 140 предлагает запомнить, как произносятся слова (гербы,жемчуга, склады), однако дальнейшей работы со словами не ведется.
Приработе над орфограммами также можно использовать задания на усвоениеправильного произношения слов. Например, в упр.238 на стр.137 детямпредлагается проверить безударную гласную в словах (шкафы, клады, плоты),поставив слова в форму единственного числа. Однако форма множественное числа уэтих слов трудна для произношения. Учитель может использовать данный словесныйматериал для работы над ударением, что еще раз подчеркивает взаимосвязьорфоэпии и орфографии при обучении младших школьников русскому литературномупроизношению. В учебнике появляется словарик «Произноси слова правильно».
Анализируяучебник по русскому языку для третьего класса по программе «Гармония», можноувидеть, что работа над постановкой правильного ударения в словах продолжаетносить эпизодический характер. В упр. 132 на стр.45 детям предлагаетсярифмовка, благодаря которой легко запомнить правильную норму ударения:
Какбудильник зазвонит –
Мамасвет у нас включит.
Прииспользовании таких стихотворных текстов дети легко запоминают произношениеслов.
Необходимоотметить упражнение на стр.72 для работы на дом. В нем детям требуется спроситьдома, какие ошибки могут встречаться в устной речи. Составить рассказ о том,какую речь называют правильной.
Нов целом, работы, направленной на предупреждение акцентологических ошибок,ведется мало.
Анализируюучебник русского языка по программе «Школа 2100», также можно отметить, чтоведется минимум работы над нормами произношения, особенно нормами ударения. Впервой части учебника, на стр.86 предлагается упражнение на проверку знаний (поставьударение в словах: пороша – запорошить; молодой – молодушка — молодец).Также, на стр.56 в упражнении для работы на дом предлагается текст, на нашвзгляд, содержащий материал для изучения акцентологических норм:
Сторожадавали свеклу
Двумзадумчивым слонам.
Даннымиупражнениями исчерпываются задания, предлагаемые авторами для закрепленияправильных орфоэпических норм в ударении.
В учебниках длячетвертого класса специальных упражнений на предупреждение и исправлениеакцентологических ошибок не приведено о обеих программах. Хотя, на наш взгляд,при изучении частей речи можно использовать дополнительные задания назапоминание правильной постановки ударения в словах. Особенно в случаях с такихчастей речи, как глаголы (отнял, взяла, прибыли), прилагательные вкраткой форме (вре́ден, вредна́, вре́дно, вре́дны), существительные,имеющие в родительном падеже единственного числа ударение на основе, присочетании с числительными 2, 3, 4 ударение в которых переходит на окончание (ряд,ря́да, но 2, 3, 4 ряда́; шаг, ша́га, но 2, 3, 4 шага́).Также, в учебниках четвертого класса по обеим программам большое вниманиеуделяется изложениям и сочинениям.При работе с таким материалом учительможет продумать такие дополнительные задания, которые помогали бы ученикуненавязчиво запоминать правильное произношение, не отвлекаясь от главногозадания. Например, при написании сочинения на тему «Моя любимая игрушка»(Программа «Школа 2100»), учителю можно заранее подготовить список слов,которые дети могут использовать в своем сочинении и проанализировать их (взяла,банты, баловаться, завидно и т.д.)
Таким образом,проанализировав и сопоставив между собой учебники по русскому языку дляначальной школы по двум программам, можно сделать вывод, что, несмотря наразнообразие форм работы над усвоением правильности произношения слов, авторамиучебников предлагаются либо достаточно однотипные задания, либо не предлагаютсявовсе. А ведь данный материал дает огромные возможности для речевого развитияребенка, для формирования красивой грамотной речи.
 
2.2Знакомство с понятием «ударение» в 1 классе
Периодобучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждогоребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на нихон учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшемуобразованию.
Навыкпостановки ударения по программе «Школа 2100» формируется у учащихся еще вбукварный период. Фонетический разбор позволяет совершенствовать этот навык иотрабатывать орфоэпические нормы. Успех изучения таких тем, как склонение именсуществительных, прилагательных, спряжение глаголов и изучение целого рядаорфографических правил (правописание не и ни в отрицательных местоимениях,правописание суффиксов, наречий) определяется степенью сформированности этогонавыка.
Дляформирования навыков постановки ударения на данном этапе обучения грамотеиспользуют следующие упражнения:
— Сравни слова. Есть ли какая-нибудь разница на письме? А на слух?
— Прислушайся, какой слог сильнее звучит?
— Придумай предложение со словом «руки», а теперь со словом «руки».
Восновной период обучения грамоте детям предлагаются задания вида:
— поставь ударение в словах (упр.7, упр.48);
— выпиши однокоренные слова, поставь в них ударение и подчеркни безударныегласные.
Настр.125 учебника приводится упражнение на знакомство со смыслоразличительнойфункцией ударения:
Подумай,зависит ли смысл слов от места ударения?
Охотникстрелял белок. В яйце есть белок.
Узайца два длинных уха. Варилась уха.
— Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
Собакасидит у ворот. У рубахи вышит ворот.
Зарекой было село. Солнце село.
— Подумай, как можно распределить слова на две группы.
Гора,горка, трава, травка, нора, норка, стена, стенка.
Впрограмме «Гармония» знакомство с понятием ударение также осуществляется вдобуквенный период. Далее мы приведем фрагмент конспекта урока, которыйпроводила учитель школы №61 при введении понятия ударения по программе«Гармония».
Целиурока:
1.Познакомить с ударением и его смыслоразличительной ролью;
2.Формировать умение расставлять ударение в словах;
УЧИТЕЛЬ.Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение! Здравствуйте те, у когосегодня не очень хорошее настроение! Здравствуйте те, у кого сегодня отличноенастроение!
УЧИТЕЛЬ.Ребята, кто это у нас в гостях?
УЧЕНИКИ.Это летучий мышонок Степка.
УЧИТЕЛЬ.С чем же сегодня он к нам пожаловал?
УЧЕНИКИ.Может быть, он принес нам новые задания и предлагает отправитьсяпутешествовать?
УЧИТЕЛЬ.Давайте внимательно послушаем мышонка.
Детии учитель слушают задание.
Повторениеранее изученного.
УЧИТЕЛЬ.Сколько букв в русском алфавите?
УЧЕНИКИ.В русском алфавите 33 буквы.
УЧИТЕЛЬ.А сколько гласных букв?
УЧЕНИКИ.Гласных букв — 10.
УЧИТЕЛЬ.Каким цветом выделены гласные буквы?
УЧЕНИКИ.Гласные буквы выделены красным цветом.
УЧИТЕЛЬ.Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали Степку. А сейчас соберите подписик картинкам.
Детивыполняют задание, учитель контролирует и помогает.
УЧИТЕЛЬ.Первое задание вы выполнили замечательно!
Изучениенового материала. Знакомство с ударением.
УЧИТЕЛЬ.Ребята, продолжаем наше путешествие?
УЧЕНИКИ.Да!
УЧИТЕЛЬ.Как называется слог, который звучит громче других?
УЧЕНИКИ.Слог, который произносится громче других, называется ударный.
УЧИТЕЛЬ.Ребята, а вы заметили, как он обозначается?
УЧЕНИКИ.Да. Над этим слогом стоит наклонная черточка.
УЧИТЕЛЬ.Молодцы! Вы внимательны и наблюдательны!
Детии учитель слушают задание.(распределение карточек со схемами слов постолбикам в зависимости от ударения)
УЧИТЕЛЬ.Какой слог произносится громче в первом столбике?
УЧЕНИКИ.В первом столбике первый слог произносится громче.
УЧИТЕЛЬ.Какой слог произносится громче во втором столбике?
УЧЕНИКИ.Во втором столбике второй слог произносится громче.
3.Смыслоразличительная роль ударения.
УЧИТЕЛЬ.Ребята, как вы думаете, а какую работу выполняет ударение? Зачем оно нужно?
Детивысказывают свое мнение.
УЧИТЕЛЬ.А если вы увидите слово ИРИС, вы поймете, о каком предмете идет речь?
УЧЕНИКИ.Нет, не поймем.
УЧИТЕЛЬ.А что нужно сделать, чтобы стало понятно?
УЧЕНИКИ.Надо поставить ударение. Если поставить на первый слог, то речь пойдет оцветке, а если на второй – то о конфетах.
УЧИТЕЛЬ.Так какую работу выполняет ударение?
УЧЕНИКИ.Помогает различать слова по смыслу.
УЧИТЕЛЬ.Какие вы у меня молодцы! И я думаю, что следующее задание вы выполните все безошибок(расстановка ударения в схемах под картинками)
УЧИТЕЛЬ.Вы правильно расставили ударение в словах, картинки ожили. Мышонок Степка оченьрад.
Такимобразом, понятие «ударение» вводится в 1 классе в добуквенный период, на данномэтапе идет и знакомство со смыслоразличительной функцией ударения.

2.3Система упражнений, направленных на исправление и предупреждениеакцентологических ошибок
Чтобыдобиться «свободного владения языком», необходимо в ходе обучения обеспечитьдостаточный словарный запас учащихся, который предполагает и овладениеакцентологическими нормами. Начинать работу над правильной постановкой ударениянеобходим уже с первого класса, при знакомстве с понятием «ударение».Специальное знакомство с орфоэпической нормой происходит на уроках русскогоязыка после завершения периода обучения детей грамоте. Орфоэпическиеупражнения, предназначенные для знакомства с правилами литературногопроизношения, сосредоточены главным образом в центральных разделах «Звуки ибуквы», «Слово».
Приведемпримеры такой работы на основе программы «Гармония».
Эффективнымсредством закрепления литературного произношения и грамотного написанияявляются загадки. Детей младшего школьного возраста увлекает решениепознавательной задачи, заключенной в данном виде заданий. Введение их в урокине только помогает успешному решению задач образовательного и развивающегохарактера, но и обеспечивает необходимую смену видов деятельности учащихся.
У:Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку. Ответ на нее вы найдете средикартинок, которые вы видите на доске.
Ядумал: ног не унесу,
Естьи у храбрости границы!
Сегоднявстретилась в лесу
Мнепомесь гуся и синицы! (гусеница)
У:Итак, ребята, вы нашли отгадку среди картинок? Правильно, это гусеница.Запомните, как произносится это слово — гусеница.
У:Давайте составим с этим словом предложения.
Работанад нормами ударения может включаться в задания к любому тексту. Например, дантекст в учебнике:
Всегусиное семейство шло к пруду. За гусем-папой шли молодые гусята. Позади всехважно шагала гусыня-мама.
Вданном тексте присутствуют два слова, требующие к себе внимание: к пруду иза гусем. Прежде чем приступить к работе над текстом, следует акцентироватьвнимание ребят на этих словах. Предложить составить с ними словосочетания илипредложения и постараться запомнить, как они произносятся. Задания подобногорода можно использовать при любой работе с текстом, так как почти в каждомупражнении встречаются слова, где выбрать правильное ударение детям без помощиучителя трудно.
Приработе над изложением и сочинением также можно и, на наш взгляд, необходимоиспользовать слова, в которых возможна неправильная постановка ударения.
Мырассмотрели самые распространенные случаи, в которых возможно проведение работпо изучению акцентологии. На наш взгляд, такую работу можно вести на урокахрусского языка по любой теме, включая в урок игровые «минутки-запоминалки», дополнительныезадания на закрепление правильности постановки ударения, ребусы, кроссворды,загадки. Более подробно данные виды заданий будут рассмотрены далее.
Втечении месяца я проходила педагогическую практику в средней школе №61 г.Пензы. Основное внимание в этот период было уделено вопросам развития речевойактивности детей, т.к. речь, во всем ее видовом многообразии, являетсянеобходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, иформируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельностишкольников является создание благоприятной ситуации, способствующейвозникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи, какуже говорилось в психолого-педагогической части дипломной работы, теснейшимобразом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальномразвитии уже в старшем дошкольном возрасте самостоятельная речь достигаетдостаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляютумение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог и отвечать навопросы, а также самостоятельно их задавать.
В ходе педагогическойпрактики велось наблюдение за тем, как ученики используют в своей речи слова,трудные в произношении, но составляющие значительную часть от всех произносимыхслов.
Основная задача,стоящая перед нами на данном этапе, заключалась в том, чтобы определить, какиеименно слова трудны для произношения, как часто ребенок использует их в речи.Конечно, учителем велась работа по предупреждению и исправлению речевых ошибок.Особенно ярко она проявлялась на уроках чтения при работе с художественнымитекстами. Но на уроках по русскому языку данный вид работы использовался оченьредко: если оставалось время на уроке или в учебнике было приведено упражнениепо работе с нормами ударения.
В экспериментепринимали участие ученики 3 «А» класса — 21 человек. Констатирующийэксперимент проводился на уроке русского языка. Детям были предложены карточкисо словами, в которых необходимо было расставить ударения.
Танцовщица
Гусеница
Звонит
Торты
Завидно
Баловаться
Ниже представленатаблица, в которую помещены результаты ответов учащихся.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Александр Блок, Владимир Маяковский и Сергей Есенин три великих русских поэта прошлого столетия
Реферат Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения
Реферат «Сказки Скандинавии» Дания-Швеция-Норвегия
Реферат Толль, Юхан Кристофер
Реферат Дослідження структури здорового способу життя населення
Реферат Экономическое обоснование целесообразности открытия новой пекарни
Реферат Веротерпимость в России историческая ретроспектива Х-ХХ век
Реферат Применение методов экономической статистики при решении задач
Реферат Матеріальна відповідальність ознаки функції задачі і правове значення визначення розмірів
Реферат Власть менеджера ресторана
Реферат Организация АО "Детский мир".
Реферат Становление и развитие торговых и финансовых отношений в странах Древнего Мира
Реферат Athens Vs Sparta Essay Research Paper Athens
Реферат Двигательная активность школьников
Реферат Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли