Министерство образования и науки
Профессиональное училище
Описание опыта работы на высшуюкатегорию
РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГООБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель работы — описание опыта работы мастера производственного обучения поформированию коллектива обучающихся в группе № 305 по профессии «Сварщик» сучетом выявленных и теоретически обоснованных факторов, влияющих на процессформирования ученического коллектива в учебной группе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- изучитьпсихолого-педагогическую литературу по формированию ученического коллектива;
- раскрытьсущность коллектива;
- определить путии методы влияния мастера производственного обучения на формирование коллективаобучающихся.2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Современные профессиональные училища призваны подготавливатьквалифицированных рабочих, обладающих глубокими знаниями по профессии иумениями в производственной деятельности, способных трудиться в бригадах ибыстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства. В решении этихзадач ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения. Онипризваны не только передавать свои знания и опыт, но и воспитывать активнуюжизненную позицию, формировать личность, привить высокие морально-этическиекачества у обучающихся, в том числе чувство коллективизма.
Мною решается вопрос создания работоспособного и сплоченного ученическогоколлектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом,коллективистскими общественными отношениями. Именно поэтому я систематическиобращаюсь к научной и периодической литературе по педагогике, психологии.
В современной психолого-педагогической литературе употребляется двазначения понятия «коллектив». Первое: под «коллективом» понимается любаяорганизация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПУ, студенческой группеи т.д.); второе: под «коллективом» понимается высокий уровень развития группы.В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности,сплоченности, духовном единстве.
Термин «коллектив» закреплен в латинском языке как «сборный». Коллектив –это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, исовместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают вопределенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между нимифункций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке итоварищеской взаимопомощи. Само понятие «коллектив обучающихся» является вкакой-то мере условным, т.к. в деятельности любого ученического коллективавсегда принимают участие взрослые.
В условиях УНПО организация обучающихся в коллектив осуществляетсяцеленаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смыслеколлектив является объектом воспитательного воздействия и управления со сторонымастера.
Ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков,юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков.Прежде всего, это объединение обучающихся, устремленных к единым общественнозначимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение обучающихся к учебнойдеятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха,способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебнойдеятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогическогомастерства мастера, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак— совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основнойдля обучающихся) — предполагает высокий уровень сознательности членовколлектива.
Вторым признаком ученического коллектива является совместная деятельностьего членов, направленная на достижение поставленных целей. В отличие оттрудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются поуровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемойв чувстве коллективной ответственности, чести заводской марки,дисциплинированности и т. д., деятельность обучающихся в коллективе оцениваетсяпо индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обменанакапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебнаядеятельность — основная для обучающихся.
Третий признак коллектива — наличие в нем отношений ответственнойзависимости — в коллективах учебного заведения имеет своеобразие, заключающеесяв том, что ответственная зависимость обучающихся в коллективе устанавливаетсяпри постоянном направляющем воздействии мастера.
Исследователи коллектива (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и другие) показали,что ученический коллектив как социальную общность характеризует не толькоединство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний иоценочных суждений подростков.
Без целенаправленного руководства со стороны взрослых ученическийколлектив функционировать не может.
Следовательно, учебныйколлектив — коллектив обучающихся, объединенных общей учебной и внеучебнойдеятельностью.
Учебно-воспитательныеколлективы занимают особое место среди различных типов и видов коллективов,т.к. принадлежат к категории наиболее многочисленных. Во-вторых,учебно-воспитательные коллективы являются базой формирования личности, служатлабораторией для подготовки к жизни и деятельности в коллективах других типов ивидов – производственных, военных, семейных и др.
Специфические признакиучебно-воспитательных коллективов:
· Направленностьдеятельности коллектива на самих его членов;
· Всостав учебно-воспитательного коллектива входят представители другогоколлектива, коллектива мастеров, которые являются не просто членами, ацентральной фигурой, руководителем. Он направляет совместную деятельностьобучающихся, регулирует внешнюю и внутреннюю структуру коллектива, формы инормы межличностных отношений.
Необходимостьруководства со стороны мастера обусловлена тем, что остальные члены коллектива,находящиеся в стадии развития и становления личности, не имеют достаточногожизненного опыта, не научились еще самоорганизации и поэтому не могутсамостоятельно осуществлять основные функции коллектива – учебную ивоспитательную деятельность. Эта необходимость обусловлена и самой природойобучения и воспитания, они не сводимы к самообучению и самовоспитанию, обучениеи воспитание невозможны вне системы «мастер – обучающийся».
· Основнойвид деятельности учебно-воспитательного коллектива – учение. Совместная учеба,организованная на принципах коллективизма, при значительном развитиивзаимопомощи и требовательности служит мощным фактором сближения членовколлектива.
· Слияниеобучения и воспитания в единый процесс. Воспитательная функция коллектива также важна, как и учебная.
· Однородныйвозрастной состав, что обуславливает сходство и общность интересов и целейобучающихся, высокую степень взаимопонимания, большую психологическуюсовместимость.
Следует помнить, чтоэти типические особенности учебно-воспитательных коллективов дополняются, апорой перекрываются видовыми особенностями. Некоторые виды коллективовучебно-воспитательного типа сближаются с коллективами других типов. Например,коллектив профессионального училища близок по ряду признаков производственномуколлективу. ПУ – устойчивые производственные объединения молодежи 15-17 лет,окончившей 9 классов школы. Задачи УНПО распадаются на две:учебно-воспитательная и профессиональная, т.к. одновременно с овладениемкакой-либо точной профессией учащийся обязан пройти программу общей полнойсредней школы. Цели учебных коллективов многоплановые. Наряду с освоениемпрофессии и завершением среднего общего образования учащийся в период обученияучаствует в других видах деятельности: общественно-полезной, производственной,спортивной и т.д. в совместной деятельности по достижению всех этих целейколлектив рождается, развивается и сплачивается. В ходе учебного ипроизводственного труда учащиеся осознают свою связь с обществом, усваиваютидеалы и ценности не только своего учебного коллектива и базового предприятия,на котором они работают, но и общества в целом. С воспитаниемгражданственности, ответственности, мировоззрения, профессиональных интересовпроисходит процесс социализации, формирования и развития личности обучающихся.
Отношения в сплоченномученическом коллективе характеризуются единством интересов и взаимопомощью,взаимной ответственностью, заботой друг о друге, уважением достоинстватоварищей, умением подчинения членов коллектива уполномоченным, ответственнымза определенные участки работы, установлением деловых контактов обучающихся спроизводственными коллективами. Все это способствует всестороннему развитиюличности в коллективе обучающихся.
Взаимоотношениеличности и коллектива многообразны. Можно выделить два основных аспекта:влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив.
По отношению к личностиколлектив выполняет ряд функций: во-первых, приобщает ее к идейным, моральным,эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, посколькуявляется открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества(он может вырабатывать их и внутри и соотносить с общественными).
Во-вторых, влияниеколлектива на личность оказывается в воспитательной и корректирующей функции.Коллективное влияние, мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование –вот далеко не полный перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.
Именно поэтому такэффективны коллективные обсуждения насущных проблем, организуемые активомгруппы.
Мера влияния личностина коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства.
Мастерпроизводственного обучения (ПО) несет ответственность за учебу, общественнуюработу и моральный климат в коллективе. Мастер ПО не несет прямойответственности за взаимные симпатии или антипатии учеников. Вместе с тем,нельзя не согласиться, что личные взаимоотношения – очень важный момент жизниколлектива: они оказывают достаточно сильное влияние на результаты его работы.Психологический климат, в характеристику которого входят личные взаимоотношениячленов коллектива и связанные с ними нормы и ценностные ориентации,регулируется мною как в общих интересах, так и в интересах каждого ученика.
Мастер производственногообучения — центральная фигура в обучении и воспитании обучающихся. На учебныхзанятиях я сообщаю обучающимся технические сведения, формирую у нихпроизводственные умения, навыки культуры труда. Одновременно я забочусь оформировании нравственных качеств, оказываю влияние на воспитанниковпосредством личного примера, индивидуальных и групповых бесед, проведениемклассных часов, экскурсий на предприятия, организацией общения с рабочими.
Труд мастера являетсясамой ответственной областью человеческой деятельности. Поэтому к себе как кмастеру профессионального училища предъявляю целый ряд требований:
·глубокое знание своего дела и любовь к профессии;
·владение и постоянное совершенствование методики обучения,применение разнообразных и наиболее эффективных методов обучения, умениеинтересно не только рассказать о предмете, но и показать свое мастерство.
Я систематически изучаю успеваемость обучающихся и их отношение к учебнымзанятиям (выполнение учебных работ, прилежание, самостоятельность в выполнениидомашних заданий); слежу за общим развитием обучающихся, за выполнением имиправил поведения; воспитываю у обучающихся интерес к общественным событиям,чувства долга и ответственности, правдивость, честность, скромность, волевыекачества (решительность, смелость, активность, настойчивость и др.); изучаюматериально-бытовые условия обучающихся. Эти наблюдения я записываю впедагогический дневник, отмечаю хорошие и плохие поступки обучающихся и ихпредполагаемые причины, а также принимаю меры по улучшению воспитания иобучения каждого обучающегося. Ведение педагогического дневника на каждогоподростка группы дает мне возможность анализировать происходящие изменения,сдвиги в обучении и воспитании, способствовать развитию положительных качествобучающихся.
На обучающихся оказывает большое влияние личный пример мастера, уровеньего общей культуры. Мастер может успешно решать педагогические задачи только втом случае, если он сам является культурным, образованным, передовым человекомобщества. Кроме знаний по своей специальности, я стремлюсь овладеть сведениямипо другим отраслям науки и техники, которыми в настоящее время интересуетсямолодежь независимо от профессии (чтение художественной литературы, просмотринтересующих подростков фильмов с целью организации дальнейшего коллективногообсуждения).
А.С. Макаренко писал, что педагог должен быть эстетически выразителен.Очень важно, чтобы мастер был примером подтянутости и аккуратности. Хорошиймастер с большой требовательностью относится как к профессиональным занятиям,так и к своему внешнему виду. Я никогда не забываю, что на уроке на менясмотрят десятки глаз.
Я стремлюсь к тому, чтобы моя речь была убедительной, выразительной идоходчивой. Витиеватая, напыщенная речь, как правило, не убеждает. Более того,учащиеся не понимают ее. Не лучше и другой недостаток — сухость иневыразительность объяснений. Важным фактором культуры речи является тон.Спокойный, ровный тон, несомненно, помогает доказать любую мысль, араздражительность, нервозность вызывают ответную реакцию.
Педагогический такт — важнейшее средство воздействия мастера наобучающихся при решении самых различных вопросов, один из признаковпедагогического мастерства мастера. От такта зависит не только качествоучебно-воспитательного процесса, но и взаимоотношения педагога с учащимися, егоавторитет. Педагогический такт — это, во-первых, уважение к личностиобучающихся и требовательность к ним; во-вторых, чуткость, внимательность кучащимся; в-третьих, доверие к учащимся и одновременно систематический контрольза их деятельностью. Педагогический такт несовместим с торопливостью воценочных суждениях педагога и его выводах и решениях по поводу успеваемости иповедения воспитанников.
Формирование хороших манер у обучающихся — одно из условий формированияколлектива. В манерах проявляется нравственный облик, внутренняя культура и,прежде всего, отношение к окружающим. Хотя манеры относятся к так называемойвнешней культуре мастера, ими нельзя пренебрегать, так как они являются важнымфактором личного примера в воспитании обучающихся.
Для личности учащегося ученический коллектив – это своеобразная модельобщества. Он необходим обществу как инструмент воспитания, чтобы с его помощью«поместить» в ученике «государство», то самое государство, которому свойственныопределенные принципы, социальные нормы, в котором мастера готовят своихвоспитанников.
Кроме того, ученический коллектив для личности обучающегося являетсясоциальной микросредой: обучающийся не может полностью развиваться вне общениясо сверстниками. Вся его деятельность (учение, труд, досуг) ощущаетсяпреимущественно в коллективе учебного заведения.
Среда, в которой вращается подросток, может быть благоприятной инеблагоприятной. Если она неблагоприятна для всестороннего развития учащегося,он тратит значительные силы либо на приспособление к ней, либо на борьбу. Приналичии благоприятной среды наиболее полно развивается индивидуальность,творческие способности обучающегося.
Ученический коллектив является могущественным средством, стимулирующим,активизирующим деятельность обучающегося.
Игровая, трудовая, учебная и другие виды деятельности организуются мноютак, чтобы всегда и во всем формировать коллективистические принципы, укреплятьи развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи, воспитывать умения, когдаэто необходимо, свое личное подчинять коллективу.
Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживаниеребят в ходе предметных олимпиад, спортивных состязаний, подготовки ипроведения сборов, вечеров. Коллективные эмоциональные переживания,сопровождающие различную общественную деятельность обучающихся, способствуютформированию коллектива, сближают между собой обучающихся, учат их чувствоватьболь и радость другого.
Ученический коллектив является мощным фактором влияния на отдельныхмалодисциплинированных обучающихся, помогает в проведении мероприятийвоспитательного характера, в организации общественной работы, помощи отстающимучащимся и т.п.
Воспитание в коллективе – основа воспитательной системы. Только вправильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание молодежи.В организованном коллективе члены его согласовывают свои личные желания ипоступки с общими задачами, стоящими перед коллективом, с поступками ижеланиями товарищей. Общие цели определяют личные цели. Единство общих и личныхцелей – характерная черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективекаждому предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности.
Основой общеучилищного коллектива обучающихся является учебная группа.Ученический коллектив, оказывая серьезную помощь мастеру в решениивоспитательных задач, в то же время является для обучающихся большой школойформирования навыков коллективного труда.
Учебные группы училищ комплектуются из выпускников средних школ. Какправило, эти учащиеся приходят в училища из разных школ, районов, и дажеобластей. Чтобы ученический коллектив созданной учебной группы в короткий срокстал работоспособным, мною проводится большая организаторская работа. Какправило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностейобучающихся.
Я изучаю индивидуальные особенности своих воспитанников еще до началаучебного года, помня совет К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитатьчеловека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всехотношениях».
Первым источником сведений об обучающихся служит его небольшое дело –анкета, характеристика из школы и медицинская справка. Изучая личные дела, яимею возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить,кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа обучающихсянаиболее способных и активных.
Важное событие для мастера – первая беседа с группой. К этой встрече яготовлюсь, как к экзамену, т.к. настроение обучающихся, желание их учиться вомногом зависит от первого впечатления об училище, профессии, мастере.
В этот день я рассказываю обучающимся об истории училища, его лучшихвыпускниках, традициях коллектива, ставлю перед новичками условия, безвыполнения которых нельзя успешно изучить профессию: отличная трудоваядисциплина, образцовая культура поведения, борьба за знания, а не за оценки,добросовестное выполнение общественных поручений, борьба за честь своегоколлектива.
При первой встрече с новичками предлагается заполнить специальную анкету,в которой кроме обычных есть такие вопросы, как любимое занятие, фамилиитоварищей, которые учатся в училище и живут рядом.
Важная ступень в изучении учебной группы – первые родительские собрания,которые проводятся до начала учебного года. На этих собраниях я узнаю отродителей об особенностях их детей.
В результате проведения перечисленных мероприятий у меня складываетсяопределенное предварительное впечатление об обучающемся. После этого намечаетсяплан индивидуальной работы с каждым обучающимся, группой в целом, начинаетсяформирование ученического коллектива и актива группы.
Хорошим средством формирования ученического коллектива являетсявнеурочная работа. В неофициальной обстановке обучающийся порой проявляет чертыхарактера, которые можно не заметить на уроках производственного обучения.Занимаясь внеурочной работой, я, несомненно, привлекаю ребят к себе, завоевываюих уважение, а это влияет на отношение обучающихся к будущей профессии.
Важную роль в формировании ученического коллектива играет правильноераспределение общественных поручений, когда каждый учащийся группы имеетпоручение. Я убеждаю обучающихся в том, что, выполняя даже небольшоеобщественное поручение группы, они вносят свой вклад в улучшение учебногопроцесса. Общественное поручение подбирается в зависимости от характера иорганизаторских способностей. Только после согласия обучающегося предлагаетсягруппе закрепить за ним поручение.
Первостепенная задача мастера и актива группы – создание здоровогообщественного мнения в коллективе, чтобы сами обучающиеся могли правильнореагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе нерешается без участия актива. Это поднимает авторитет активистов и ставит менякак мастера в выгодные условия в отношениях с учащимися.
Важное место в учебной группе имеет спортивная работа. Физическаякультура и спорт необходимы для всестороннего воспитания молодого человека.
Важным средством воспитательного воздействия и формирования коллективаявляется самоуправление. Оно может принимать различные формы, по мере развитияколлектива развиваются и формы самоуправления. Распространенной формой вучилище является актив группы. В группе с подлинным самоуправлением,многогранной коллективной деятельностью и нравственно ценными коллективнымиотношениями процесс воспитания личности содействует воспитанию воли,самосознания, чувства долга, возбуждает стремление совершенствовать своикачества, осуществлять работу по самовоспитанию в общественно полезнойдеятельности.
Прогнозирование нравственного развития коллектива обучающихся училищатесно взаимосвязано с состоянием технического базиса современного производства,с особенностями профессиональной трудовой деятельности. Процесс нравственноговоспитания планируется с учетом специфики профессиональной морали рабочих.Создание здорового ученического коллектива группы – сложная и важная задачамастера производственного обучения. При его формировании я опираюсь на наследиедостижений передовиков педагогического труда в области развития коллектива и практическиего становления. Богатейшим источником для выработки умений мастера создатьученический коллектив может послужить педагогическое наследие Н.К. Крупской,А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Формирование коллектива обучающихся в учебной группе училища имеет своюспецифику: в его основе лежит овладение конкретной профессией, путеморганизации совместного производственного труда, приближенного к формампроизводственного обучения.
Становление коллектива учебной группы имеет несколько этапов, каждый из которыхотличается целями и содержанием деятельности, характером складывающихсявзаимоотношений, уровнем развития общественного явления, позицией мастера ПО.Разработанная А.С. Макаренко методика поэтапного формирования коллектива можетбыть с успехом применена в училище в процессе производственного обучения.
Опытные мастера дают обучающимся не только знания. Они, прежде всего,учат их мыслить, пробуждают в них дарование, развивают сознательное, творческоеотношение к работе, которое в будущем станет основой их деятельности напроизводстве.
мастер педагогический технология коллектив3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализируя проведенную работу по изучению формирования ученическогоколлектива в учебной группе № 305 по профессии «Сварщик» ПУ № и роли мастера ПОв этом процессе, можно выделить несколько факторов, оказывающих наибольшеевлияние на формирование ученического коллектива. Первый, с моей точки зрениясамый весомый фактор, это профессионализм мастера ПО, его навыки общения сучащимися и их воспитания. Мною как мастером ПО обучающимся не толькопрививаются навыки профессиональной деятельности, но и воспитываются в нихобщественно полезные качества. С
С этой целью я изучаю каждого учащегося, его отношения в семье,способность взаимодействия с коллективом. Практика показывает, что многоезависит от стиля управления мастера. В группе обучающихся встречаются самыеразнообразные характеры, личности с индивидуальными качествами, я как мастерстремлюсь сочетать типы управления, в зависимости от того, с кем именно работаю.
Я стараюсь быть, безусловно объективной при работе с группой. И в то жевремя не могу не пристрастно относится к обучающимся, близко к сердцу принимаювсе их волнующее, сочувствую и переживаю, т.е. бываю в какой-то мересубъективной.
Уверена, что мастер производственного обучения должен уметь сочетатьпрофессионализм педагога, воспитателя, с положительными общечеловеческимикачествами. Поэтому постоянно изучаю педагогическую и психологическуюлитературу по вопросам формирования и развития коллектива и одновременнозанимаюсь самосовершенствованием.
Второй, немаловажный фактор, влияющий на формирование ученическогоколлектива, является взаимоотношение в самой группе. Для сплочения ученическогоколлектива очень важно совместное переживание в ходе проведения олимпиад,спортивных состязаний и т.д., где обучающиеся поддерживают своих товарищей,«болеют за них». Все виды совместной деятельности обучающихся носятколлективный характер, т.к. это позволяет формировать коллективистскиепринципы, укреплять и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи.
Мною ведется систематическая работа по выявлению, формированию активагруппы как направляющей части коллектива, определяющей общественное мнение вгруппе.
Результатами систематической работы по формированию ученическогоколлектива является повышение качества успеваемости по общеобразовательным итеоретическим предметам, по производственному обучению. Повышаетсяответственность обучающихся за порученные дела.
Важным результатом считаю улучшение психологического климата вколлективе, что сказывается на отсутствии пропусков занятий без уважительныхпричин. В группе нет «изгоев», а есть уважение и поддержка, здоровое лидерство.Обучающиеся бесконфликтно вживаются в рабочий коллектив во время прохожденияпроизводственной практики на предприятии.4. ГДЕ ОПЫТ РАБОТЫ ОБОБЩАЛСЯ, ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ, РЕКОМЕНДОВАН ЛИДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ
Данныйопыт работы по формированию ученического коллектива обобщался, представлялся напедагогическом совете ПУ, на заседаниях методического объединения мастеровпроизводственного обучения, на школе педагогического мастерства училища. Опытрекомендован для внедрения в деятельность мастеров производственного обученияучилища.5. ОБЩИЙ ВЫВОД И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТЫ
Формированиеколлектива обучающихся училища стало неотъемлемой частью работы мастерапроизводственного обучения в процессе его профессиональной деятельности.
Процессформирования коллектива обучающихся опирается на изученную теоретическуюоснову, на практический личный опыт мастера производственного обучения.
Разработанныеи апробированные технологии формирования коллектива обучающихся подтверждаютэффективность выбранного направления работы, создают условия для повышениякачества образовательного и воспитательного процесса в группе.
Дальнейшаяработа по данной теме предполагает сбор и обработку информации по работеколлектива, обобщение опыта по организации самоуправления в коллективе.
Внастоящее время требуется системное осмысление профессионализма мастера, чтобыобъективно оценить его роль, возможности по формированию и укреплениюученического коллектива, выявить степень готовности обучающихся к приобщению крабочему коллективу во время прохождения производственной практики напредприятии и будущей профессиональной деятельности по окончании училища. Этоосмысление на основе интеграции философских, социологических ипсихолого-педагогических методов изучения коллектива как специфическойсоциально-профессиональной группы позволит повысить профессиональный интересобучающихся, выявить заинтересованность социума в адаптации и развитии молодогоспециалиста, повышении профессионализма мастера.Дата и номер протокола заседанияаттестационной комиссии по рассмотрению описания опыта работы
Председательаттестационной комиссии
Секретарь аттестационнойкомиссии