--PAGE_BREAK--
а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности;
б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания;
в) постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.
А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных, выделяет следующие функции:
1) Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшим поколением и младшим;
2) духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе.
Сорокин дополняет вышеперечисленные функции такими, как социально-физиологическая и экономическая. Но в настоящее время, по мнению социологов, психологов и других специалистов, эти функции разрушаются. Во-первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация женщины и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного эгоизма […..].
Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от стадий формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями […..].
Процессы социализации в семью включены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в определение расширенного и не разрешенного, в ценностные ориентации взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в системе брака, формализированных различным образом личностными особенностями родителей; в соответствии с ними подростку предоставляются различные степени свободы, самоопределения, самопредставления и развития. Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно, поскольку они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь, однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного жизненного опыта; каждая семьи развивает собственную динамику внутрисемейных отношений […..].
Таким образом, семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.
1.2. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков
Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала (реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не одобрят, не успокоят его, это может привести к беде […..].
Не зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст. Это очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В этом возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим; подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и матери, которые должны создавать все это [ ].
Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы лечатся [ ].
На протяжении ХХ века менялись представления народа об алкоголизме. Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали включать в рубрику продуктов питания.
Алкоголизмом можно назвать систематическое бесконтрольное употребление алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле – это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в социальном смысле – неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности.
Уже в начале ХХ в. злоупотребление алкоголем начало рассматриваться как болезнь. Немного позже термин «болезнь» был заменен на другой, а именно – «зависимость», причем подчеркивалась зависимость от алкоголя (алкогольная зависимость), которая подразумевала соотношение двух компонентов – физической и психической зависимости […..].
Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы. Спиртные напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать даже подростки.
Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевно равновесие подростка, является пьянство родителей. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психического развития подростка мы ни затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера, лишает родителей, из-за него он попадает в колонию, детский дом и т.д. […..]
Когда в семье пьет один из родителей, это приводит к разводам, которые отрицательно сказываются на социализации подростков, так как супругам после развода обычно не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития подростка. Утрата возможности более или менее регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику подростка […..].
Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные «промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки, интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У таких подростков снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства подростков развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие […..].
Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка.
Нередко встречается прямое культивирование патологических форм поведения родителей. Еще один механизм формирования уродливого характера подростка. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина […..].
Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы купить спиртное, и подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству, проституции и даже убийствам.
Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни детей. В подростковом возрасте, когда идет созревание организма, протекание этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественного лечения, эти заболевания становятся хроническими – подросток превращается в инвалида.
Нередки случаи, когда родители приводят домой собутыльников, которые, пользуясь нетрезвым состоянием родителей, подвергают их детей сексуальному насилию. Участились случаи насилия и со стороны родителей. Все это травмирует психику подростка. Пьяницы не только уподобляют себе подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство – причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц.
В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у подростков вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, низким самоконтролем и т.д. Если из-за пьяниц-отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются умственно неполноценные дети, воспитание которых в дальнейшем превращается в тяжелую хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего общества […..].
Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват – пьяные отцы или пьяные матери либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием – алкогольной болезнью. Необходимо приветствовать любой шаг (пусть даже еще научно не обоснованный) на пути преодоления всего того, что приводит к пьянству […..].
Негативное влияние семьи алкоголиков оказывают на физическое развитие и эмоциональное благополучие подростка, на систему его отношений с миром и к миру.
1.3. Факторы риска, обусловливающие положительное
отношение к алкоголю
Анализ факторов, приводящих к риску подросткового алкоголизма, позволил выделить следующие из них:
– экономическое (социальное) неблагополучие. Подростки из социально-неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем. Экономически (социально) неблагополучные условия могут быть определены социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных факторов риска;
– неблагоприятное окружение и общественная необустроенность. Районы проживания подростков отличаются высоким уровнем преступности с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности. Негативное соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи;
– частые перемены жительства. Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением алкоголя;
– доступность алкоголя. Доступность алкоголя объективно связана с вероятностью злоупотребления им. Несмотря на существующий запрет на продажу алкоголя подросткам до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности;
– семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в 4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя родителями и позитивное отношение к алкоголю в семьях, где родителя для того, чтобы расслабиться, много пьют, имеется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.
Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокую вероятность того, что дети начнут испытывать алкогольную зависимость или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными напитками в юношеском возрасте. Молодые люди, начинающие –пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не исполнится 19 лет.
Подростковый возраст также известен как возраст усиления протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают именно употребление алкоголя. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении алкоголя и правонарушениях;
– реклама. Алкогольные изделия открыто рекламируются. Сопровождающая их информация, например, «Полная свобода», «Всегда первый…», «Свежий взгляд на вещи» и т.п., прочно связывают в сознании подростка алкоголь с такими ценностями жизни, как свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не алкоголь. Реклама, к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которых порой невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми.
Некоторые подростки, по мнению ряда исследователей, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов:
1) чувство юмора;
2) внутренний самоконтроль, целеустремленность, стрессоустойчивость;
3) важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком, помимо родителей. На сознание подростка большое влияние может иметь учитель;
4) убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе нравственные ценности:
– успешное овладение необходимыми умениями;
– признание и одобрение умелых действий;
5) нормы, исключающие употребление алкоголя, принятые в семье, в школе, в общине […..].
Таким образом, семья является одним из факторов (как побуждающих, так и сдерживающих), определяющих отношение подростков к алкоголю.
1.4. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков
Социальный педагог ориентирует семью на выполнение ряда принципов.
Представляя собой исходные положения, которые лежат в основе воспитания, принципы предписывают постоянство и последовательность действий взрослых при различных условиях и обстоятельствах. Принципы воспитания проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как социального явления.
Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно выстраивать политику воспитательной деятельности [ ]. К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:
1) Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. Носителями объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов подростков, учитывают цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность в воспитательной деятельности.
2) принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. В ряде исследований (Т. А. Маркова, Л. В. Загик и др.) выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с пониманием родителями педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.
3) Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. Это значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Родителям свойственно видеть «проблемы» в развитии ребенка при сравнении с каким-либо образцом, каковым чаще всего является сверстник в семье друзей или родственников.
Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего какие-либо внешние особенности или физические недостатки, достаточно заметные, вызывающие реакцию любопытства у окружающих людей. Задача родителей – учить ребенка не реагировать болезненно на такое поведение окружающих людей, убеждать его в том, что отношение к нему изменится, когда дети и взрослые узнают, какой он хороший, добрый, веселый, умный и т.д. Не менее важно выявить и всемерно развить в ребенке те его задатки, достоинство, которыми он потенциально обладает, например умение петь, выразительно читать стихи и т.д. Любая «изюминка» в личности ребенка будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет спокойнее относиться к иным своим недостаткам.
4) Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целю. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей.
Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. При строгом воспитании во главу угла ставится подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок – объект манипулирования взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие детей, содействуют развитию у них не только операциональной стороны деятельности, но и организационной. Иными словами, при последовательном воспитании повышается субъективность ребенка, его ответственность за свое поведение, деятельность. К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпеливостью, зачастую не понимая, что для формирования ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас».
5) Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержание средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Многократность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наши дети смотрят телевизор и узнают много интересного, нового, обогащают свой ум и чувства, но под влиянием того же телевизора для них стали привычными картины убийства, смерти, жестокости и т.д., телевизионная реклама «замусорила» детский словарь речевыми штампами, сомнительными неологизмами. продолжение
--PAGE_BREAK--
Научная педагогика условно дифференцирует целостный процесс формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, физическое, правовое, налоговое и т.д.). Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятельность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Согласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культуры, помочь их половой идентификации.
6) Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогическими образовательными учреждениями. Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги, не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необходимо согласование целей содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления.
Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию […..].
Работа социального педагога должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства. Семья алкоголиков, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется в возложенными на нее функциями, адаптационные способности алкоголиков существенно снижены, процесс семейного воспитания подростка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Данному типу семьи, разумеется, необходима помощь со стороны социального педагога […..].
Прежде всего, конечно, социальный педагог должен начинать свою работу с изучения семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней подростка. В случае работы с семьей алкоголика диагностика выявляет основную причину злоупотребления спиртными напитками и сопутствующие обстоятельства.
Причины злоупотребления алкоголем могут заключаться в семейной предрасположенности, в некоторых особенностях личностного статуса, в традициях семейного или социального окружения либо в иллюзорной попытке уйти от проблем при помощи наркотически искаженного сознания. В реальности, впрочем, все эти причины могут быть связаны друг с другом. Необходим их анализ, ибо видимая на поверхности конфликтность семьи в результате пьянства одного или нескольких из ее членов может представлять искаженную картину: к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом преодолеть конфликтность, хотя в своем воображении […..].
Социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, указываются даты рождения, знаменательные даты в семье.
Работа с пьющими родителями ведется по трем направлениям: медико-физиологическому, социально-педагогическому и правовому.
Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, прежде всего наркологами и психиатрами.
Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная его цель – раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние алкоголя на взаимоотношения между людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который пьянство наносит семье. Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение последствий от действия и поведения лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и их ответственности перед законом.
Таким образом, основная задача социального педагога в работе с семьей алкоголиков – укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности за воспитание, воздействие на состояние подростка, корректировка его поведения. Социальный педагог помогает родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учит преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия. Он ставит целью восстановить воспитательный потенциал семьи.
По мнению И. В. Дубровиной, также задачей социального педагога является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий.
Определяется статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность семьи. Дополнением «карты» является изучение воспитания подростка в семье:
– как и сколько родители проводят времени с подростком. Есть ли у них общие дела, какова форма общения;
– проводят ли они вместе свободное время;
– что читают;
– чем интересуется подросток;
– с кем дружит;
– какие отношения в классе, школе и т.д.;
– каково здоровье подростка;
– какие у него проблемы […..].
Следует выяснить и то, что знают подростки о своих родителях, их вкусах, интересах, друзьях и авторитете на работе, заботах, проблемах, здоровье.
Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослыми и подростками, родственниками и неродственниками, которые живут в семье.
В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает семье образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
1. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитание. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
– педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
– роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
– значение личного примера и авторитета родителей к воспитанию будущих детей;
– роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
– значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
– взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;
– воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
– социально-психологические проблемы воспитания;
– сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
– поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
– наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
– организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье […..].
Одним из методов социального педагога – консультирование, цель которого заключается в повышении педагогической культуры родителей. В ходе консультирования педагог стремится установить контакт со взрослыми членами семьи, помогает осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирует взаимоотношения родителей и подростков. Также социальный педагог может оказывать индивидуальную помощь подростку, находящемуся в семье алкоголиков. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование психологом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому подростку […..].
Помощь в воспитании проводится специальным педагогом, в первую очередь с родителями, путем их консультирования, а также с подростками посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. При работе социальный педагог использует методы, которые делятся на две группы.
Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия. Вторую группу составляют методы педагогического и психологического воздействия педагога на личность подростка в целях коррекции его сознания и поведения.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, является сфера родительского долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на подростков. Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и подростков в дружный коллектив на основе совместной деятельности. Если в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у подростков, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявления заинтересованности в бытовой работе до совместного семейного интереса.
2) Следующий вид помощи – психологическая составляющая социально-педагогической помощи – включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса. Наиболее эффективной работа будет в том случае, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение подростка в семье, отношения семьи с обществом. Социальный педагог должен сделать так, чтобы взаимодействия были более конструктивными.
3) Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании […..].
Составление программы с самим наркозависимым лицом, с его семьей, с социальным окружением. Такая программа должна включать лечебные мероприятия, консультации, психотерапию и психокоррекцию, возможно, социально-трудовую реабилитацию самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация алкоголиков имеет до настоящего времени невысокую эффективность и большой процент рецидивов, ибо пролеченный пациент возвращается в ту же среду, которая толкнула его к пьянству. Семья, привыкшая за долгие годы к существованию в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно толкает его к возобновлению пьянства. Личностных ресурсов слабого человека недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.
Поэтому работа с такой семьей включает в себя формирование мотивации клиента и его семьи на безалкогольное существование и построение иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы, организационные шаги по введению клиента в объединение лиц, ориентированных на безалкогольный образ жизни, или на создание такого объединения. В качестве одной из самых эффективных технологий по созданию благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, можно отметить движение «Анонимные алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные созависимые» и другие [ ].
Таким образом, социальный педагог должен создать условия для успешного решения проблем.
Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии, социологии и социальной психологии, педагогики, этнографии, истории и философии, религии [ ].
Работа социального педагога с семьей алкоголиков очень длительна и не всегда эффективна, т.к. проблема алкоголизма распространенна в нашей стране, а специалистов в этой области мало. Социальный педагог выполняет еще 2 роли: роль педагога и родителя для подростка. Ведь таким подросткам не хватает ласки, любви, заботы, и социальный педагог хотя бы частично должен заменить им родителей.
Чтобы подросток стал благополучным, благополучными должны быть его родители.
Социальный педагог призван обеспечить социально-педагогическую защиту детей в семье и повысить психолого-педагогическую культуру родителей. Его цель – наладить определенные пути взаимодействия между человеком (взрослым и детьми) и его семьей, с одной стороны, и обществом, социальным окружением, с другой [ ].
В работе с подростками внимание социального педагога направлено на повышение уровня их развития с тем, чтобы выровнять возможности для социального старта, восполнить ущерб, нанесенный формированию личности семейными обстоятельствами. В одиночку педагогу с этими задачами не справиться, приходится мобилизовать все социальные силы: семью, образовательные учреждения, поликлинику, микросоциум, средства массовой информации, трудовые коллективы и т.д. [ ].
Социальный педагог должен осуществлять свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное регулирование подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.
В работе с подростком из семьи алкоголиков социальный педагог должен:
1. Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающегося.
2. Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни.
3. Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.
4. Выступать посредником между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
5. Определить задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности.
6. Организовать различные виды социально ценной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.
7. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
8. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности подростка, заботиться об охране их жизни и здоровья.
9. Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др.
Работа социального педагога предъявляет свои требования и к его профессиональному уровню и личностным качествам, ведь ему необходимо войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи. Для успешного выполнения своих функций социальный педагог должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность, эмпатия, милосердие, целеустремленность, динамизм, такт и педагогический оптимизм. Социальному педагогу необходимы выдержка, культура общения, психологическая грамотность, без чего невозможны те конфедициальность, доверительность, которые лежат в основе его деятельности. Он должен быть убежден в приоритете личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей, даже если тот далек от идеала. Социальный педагог должен постоянно совершенствоваться сам и совершенствовать свою деятельность [ ].
Исследовательским коллективом разработана памятка для социальных педагогов, содержащая указания, как взаимодействовать с семьей алкоголиков. Приведем некоторые выдержки из этой памятки.
1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это прежде всего их цели.
3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
4. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений в действиях семьи.
5. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.
6. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» – от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
7. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией [ ].
Подростки должны вовлекаться в организацию и проведение различных мероприятий спортивного, познавательного и общественно-значимого характера. Существует система учреждений и организаций, позволяющая подросткам удовлетворить свое любопытство и потребности в признании, общении, самоутверждении. Социальный педагог должен проводить профилактику – способствовать социальной адаптации семей посредством реализации возможных правовых или экономических мер (содействие в устройстве родителей и трудоспособных детей на работу, определение детей в санатории, детские лагеря, социальные гостиницы и т.д.).
Также социальный педагог должен сотрудничать с правоохранительными органами в целях ужесточения контроля над распространением алкогольных напитков в данном районе, а также создания досуговых центров, подростковых клубов, отделов внешкольной работы. структурирующих свободное время подростков, проживающих в этом районе. Он проводит своевременное распознавание таких семей и проводит с ними необходимую социальную, психологическую работу, а в некоторых случаях добивается частичной или полной изоляции подростка от родителей, способствующих употреблению подростком алкогольных веществ. Нужно проводить деятельность, направленную не только на подростка, но и на его ближайшее окружение (семью, класс). Социальный педагог долен сотрудничать с классным руководителем таких подростков, а также оказывать своим подопечным помощь в профессиональном самоопределении и профориентации, определении их в различные образовательные учреждения, повышении мотивации на учебу и дальнейшее образование [ ].
Правильно организованная социально-педагогическая деятельность социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил подростка, оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи семье в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.
Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства личности, «проблемное поле» подростка, семьи, прогнозировать и проектировать возможные варианты его поведения, влиять на мотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание к самосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм. Социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств, социально-значимых установок в жизненном самоопределении, а значит, и нравственного поведения подростка [ ].
В своей деятельности социальный педагог также руководствуется следующими принципами: природы и культуросообразности; гуманизации; субъектности; принятия подростка как данности; персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комплексного подхода; системного подхода; психологического подхода; социальной адекватности; ценностный ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты; диалогичности и др.
Также необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли («глава», «снабженец», «родитель», «воспитатель»), как она адаптируется к изменяющимся условиям [ продолжение
--PAGE_BREAK-- ].
При выявлении семей, нуждающихся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.
Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями:
– со службой социальной помощи населению; ведет работу по выявлению семей алкоголиков и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, семейного просвещения и самообразования;
– со службой социально-бытовой помощи;
– со службой семейного досуга;
– со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения.
Знание «проблемного поля» [ ] в семье позволяет социальному педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков подростка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку [ ].
Выводы
Таким образом, анализ литературных источников позволил нам сделать следующие выводы.
В нашей работе основополагающим является понятие «семья», которая представляет собой важное условие нормального психического и социального развития подростка. Однако имеются семьи, негативно влияющие на социализацию подростков, к ним относятся и семьи алкоголиков, которые мы рассмотрели в работе.
Социально-педагогическая деятельность с подростками из алкогольной семьи строится в двух основных направлениях: работа с семьей и работа с подростком. Она должна осуществляться совместно с различными специалистами.
Глава 2. АЛКОГОЛИЗМ СЕМЬИ КАК ФАКТОР РИСКА, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К СПИРТНЫМ НАПИТКАМ
2.1. Отношение подростков к алкоголю
Исследования проводились нами в общеобразовательной школе № 2 п. Жигалово на базе 6 и 7 классов.
Наша работа предусматривала установление контакта со специалистами школы: социальным педагогом и психологом – с целью получения у них информации об интересующей нас категории детей.
Цель: определение отношения подростков к спиртным напиткам.
Критерии: частота употребления спиртных напитков,
интерес к алкоголю.
Методы исследования.
1. Беседа «Отношение подростков к спиртным напиткам» (в устной форме).
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 13 вопросов.
1. Мое желание выпить зависит от настроения:
а) редко
б) иногда
в) всегда
2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться:
а) да
б) нет
в) свой вариант
3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет:
а) иногда
б) всегда
в) свой вариант
4. Я люблю выпить в веселой компании:
а) да
б) нет
в) иногда
5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение:
а) да
б) нет
в) свой вариант
6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения
а) да
б) нет
в) не всегда
7. К спиртному я испытываю отвращение:
а) да
б) нет
в) свой вариант
8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги:
а) да
б) нет
в) иногда
9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии:
а) да
б) нет
в) иногда
10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам:
а) да
б) нет
в) свой вариант
11. Спиртные напитки меня пугают:
а) да
б) нет
в) иногда
12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир:
а) да
б) нет
в) иногда
13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию:
а) да
б) нет
в) иногда
По результатам беседы можно сделать следующий вывод: большинство подростков положительно относятся к спиртным напиткам:
· 5% не употребляют спиртных напитков, считают, что это вредно для здоровья и что в их возрасте употреблять спиртное еще нельзя;
· 15% употребляют спиртные напитки 1 раз в неделю, выпивают на дискотеке, говорят, что так интереснее проводить время;
· 20% употребляют спиртные напитки 2-3 раза в месяц; это происходит либо по праздникам, либо в кругу друзей; утверждают, что в малых дозах это здоровью совершенно не вредит.
· 60% употребляют спиртные напитки чаще 3 раз в неделю, считают, что это модно и совершенно не вредит их здоровью, чаще все это происходит в кругу друзей;
Тест
«Определение подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи»
Материал: перечень вопросов на листе бумаги.
Инструкция: подростку предлагается изучить тест и ответить на 14 вопросов.
1. Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас приятные воспоминания?
2. Алкоголь для вас – средство занять свободное время?
3. Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?
4. Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?
5. Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребления алкоголя?
6. Появлялось ли у вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?
7. Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьете?
8. Считают ли некоторые ваши родные или родственники, что вы много пьете?
9. Бывает ли вам трудно провести день рождения или праздник, совершенно не выпивая.
10. Бывает ли вам трудно воздержаться от приема алкоголя?
11. Были ли у вас когда-либо неприятности в учебе или на работе из-за употребления алкоголя?
12. Задерживались ли вы дружинниками или милицией в состоянии опьянения?
13. Забывали ли вы часть минувшего вечера после выписки?
14. Случалось ли вам выпивать утром, натощак, чтобы улучшить свое состояние?
По результатам теста:
20% юношей положительно относятся к спиртным напиткам;
35% юношей относятся к ним отрицательно;
15% девушек положительно относятся к спиртным напиткам;
30% девушек относятся к ним отрицательно.
Анкета
«Что значит алкоголь для подростка»
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: подростку предлагает изучить анкету и ответить на 15 вопросов.
1. Фамилия, имя.
2. Класс.
3. Ходите ли вы на дискотеку?
4. Спиртное – это…
5. Вы его употребляете:
а) да; б) нет; в) иногда
6. Во сколько лет вы попробовали спиртные напитки?
7. Для чего вы их употребляете:
а) поднять настроение;
б) таким образом утверждаю свое я;
в) потому что это делают все мои друзья.
8. Какие из спиртных напитков вам больше нравятся?
а) пиво;
б) вино;
в) коктейль;
г) свой вариант.
9. Как вы выбираете спиртные напитки?
а) по градусам;
б) по вкусу;
в) мне все равно, что употреблять;
г) свой вариант.
10. Часто ли вы употребляете спиртные напитки?
а) да
б) нет
в) иногда
г) свой вариант
11. Где это обычно происходит?
а) дома
б) на дискотеке
в) в кругу друзей
г) свой вариант
12. У вас дома принято употреблять спиртные напитки?
а) да
б) нет
в) иногда
13. Как вы думаете, в праздники обязательно употреблять спиртные напитки?
а) да (почему?)
б) нет (почему?)
14. Как вы думаете, что такое алкоголизм?
15. Ваше отношение к нему?
а) положительное
б) отрицательное
в) безразличное
г) свой вариант
По результатам анкетирования мы распределили обследуемых подростков на следующие группы:
К 1-й группе подростков (15%) относятся подростки, которые не употребляют спиртных напитков;
ко 2-й группе подростков (50%) относятся подростки, эпизодически употребляющие спиртные напитки;
3-я группа подростков (35%) характеризуется умеренным употребление спиртных напитков;
в 4-й группе подростков (0%) никто систематически не употребляет спиртных напитков.
Беседа с педагогами школы
Материал: перечень вопросов в устной форме.
Инструкция: педагогам предлагается ответить на ряд вопросов.
1. Определенное время проработав в школе, как вы думаете, какова степень влияния алкоголизма родителей на социализацию подростков?
2. Встречались ли в вашей практике случаи негативного влияния на подростка?
3. Есть ли на данный момент такие случаи?
4. Как вы можете охарактеризовать личность таких подростков, их поведение?
5. Каково ваше собственное отношение к таким подросткам?
6. На ваш взгляд, в каком возрасте происходит знакомство с алкоголем?
7. Не могли бы вы сейчас назвать причины, побуждающие к употреблению спиртных напитков?
8. Какая из них является основной (занимает первое место)?
9. Какую работу проводите вы по предупреждению алкоголизма среди детей и подростков?
10. Имеет ли она результаты?
По результатам беседы можно сделать следующие выводы: алкоголизм среди подростков встречается все чаще. Основной возраст, с которого начинается употребление спиртных напитков, примерно 11 лет. Педагоги называют основные причины:
60% — неблагополучная семья;
10% – окружение ребенка;
30% — реклама.
Беседа с родителями
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: родителям предлагается ответить на 10 вопросов.
1. Как вы думаете, употребляет ли ваш ребенок спиртные напитки?
2. С чем это связано?
3. На ваш взгляд, где он может их употреблять?
4. Принято ли у вас в семье употреблять спиртные напитки?
5. Проводите ли вы с подростком беседу на тему «Алкоголизм»?
6. Сколько времени вы уделяете своему ребенку?
7. На ваш взгляд, что больше влияет на ребенка в подростковом возрасте: семья или окружающая его среда?
8. Все ли вы знаете о друзьях вашего ребенка?
9. Какие отношения у вас в семье?
10. Пользуетесь ли вы какой-нибудь литературой по воспитанию своего ребенка или используете только свой личный опыт?
Результаты беседы показали следующее:
40% родителей уверены, что их дети употребляют спиртные напитки, в основном в кругу друзей или на дискотеке.
Выделяются следующие причины:
15% родителей считают основной причиной рекламу.
10% родителей считают, что ребенок употребляет спиртное, потому что так поступают его друзья.
Дополнительной литературой пользуется только 20% родителей.
Достаточное внимание детям уделяет 15% родителей.
Таким образом, по результатам первого этапа исследования мы выявили, что:
1) 10% подростков (3 чел.) негативно относятся к спиртным напиткам, алкоголь не употребляют;
2) 33% (10 подростков) положительно относятся к употреблению спиртных напитков, так как считают, что небольшие дозы здоровью не вредят, алкоголь употребляют 1-2 раза в месяц;
3) 27% (9 подростков) выражают безразличное отношение к употреблению спиртных напитков, выпивают крайне редко;
4) 17% (5 подростков) употребляют спиртные напитки чаще 1 раза в месяц, к алкоголю относятся положительно;
5) 13% (3 подростка) выпивают чаще 1 раза в неделю в кругу друзей или на дискотеке для поднятия настроения. Есть любимые спиртные напитки.
2.2. Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков
Цель: выявление подростков из семей алкоголиков.
Критерии: – низкий материально-экономический уровень;
– социальное неблагополучие;
– отсутствие контроля;
– низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;
– несправедливая оценка ребенка и т.д.
Методы исследования:
1. Наблюдение за семьей и подростком.
2. Беседа с классным руководителем.
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: классному руководителю предлагается ответить на вопросы.
1. Есть ли у вас в классе подростки из семьи группы риска (семьи алкоголиков)?
2. Дайте характеристику названным Вами семьям (материальное, социальное благополучие/неблагополучие).
3. Проявляется ли это в поведении подростка и т.д.
Педагогом было названо 7 семей алкоголиков. Эти семьи отличаются низким социально-экономическим уровнем, невыполнением своих родительских обязанностей, в них не проявляют интереса к учебе детей, поэтому подростки из таких семей часто пропускают занятия, так как к ним не готовятся, у них нет заинтересованности в какой-либо деятельности (посещении секций, кружков и т.п.).
На каждую из обследуемых семей была составлена карта семьи
Материал: перечень вопросов (был предложен социальным педагогом).
Инструкция: заполняется социальным педагогом.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
2. Какое образовательное учреждение посещает.
3. Возраст.
4. Домашний адрес (по прописке и фактический).
5. Родители: мать:
отец:
6. Возраст родителей.
7. Образование родителей.
8. Род занятий родителей и их профессия.
9. Сколько лет существует семья.
10. Тип семьи (подробно охарактеризовать).
11. Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства).
12. Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.).
13. Жилищные условия:
– нормальные (благоустроенная квартира, дом);
– неблагоустроенная квартира, комната, общежитие;
– подробно описать все особенности.
14. Отношения в семье.
15. Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется).
16. Наследственные болезни.
17. Психолого-педагогическая культура: матери;
отца:
18. продолжение
--PAGE_BREAK--