Реферат по предмету "Право"


Типология личности преступника и ее виды

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По предмету: «Криминология» Тема: "Типология личности преступника и ее виды" План. 1.Вступление. 2.Личность преступника и необходимость типологии. 3.Типология преступников и особенности преступного поведения. 4.Виды типологии. 5.Заключение. Вступление. На протяжении последних лет в

Украине сложилась и сохраняется крайне сложная криминальная ситуация. Вместе с ростом преступности наблюдается изменение ее характера. Преступность приобретает новые качества – вооруженность, криминальный профессионализм, организованность и т.д.Изменение преступности в настоящее время определяют не только и не столько традиционные причины и условия, сколько многочисленные факторы, вытекающие из современной кризисной ситуации в социально-

экономической сфере. При изучении преступлений центральной проблемой всегда является личность преступника. В личности отражаются все признаки преступления. Именно поэтому личность и её преступное поведение представляют собой единый объект криминологического исследования. Классификация преступников является одной из наиболее актуальных криминологических проблем. Это со­ставная часть исследовательской работы по изучению преступника.

Классификация преступников способствует более глубокому анализу личности преступника, причин преступной деятельности, научному предвидению возмож­ностей преступной деятельности (предикации) и разработ­ке мер, применяемых к преступникам. Каждая классифи­кация таит в себе опасность неточности, схематичности, так как границы между отдельными типами и группами можно определить лишь приблизительно. Развитие кри­минологических исследований, постепенное углубление и уточнение научных знаний служит

базой для классифика­ции преступников. Личность преступника и необходимость типологии. Понятие «личность» характеризуется применительно к опреде­ленной области исследования. Хотя проблема личности имеет об­щезначимый характер, непосредственно касается всего общества, она изучается многими науками, но каждой наукой — с позиций своего предмета. Для криминологии объектом по­знания является особый тип личности — личность преступника.

Это понятие условное и его следует рассматривать особо. Любая личность свободна выбирать поведение. Криминология «отбирает» таких личностей, которые совершают преступления, они и являются для этой науки объектом исследования. Личность преступника, как и человек вообще, оценивается как деятельное существо, образ жизни которого накладывает решаю­щий отпечаток на весь ее облик. Человек, не способный совершать осознанные действия,

отвечать за свои поступки, лишен необхо­димых свойств, характеризующих его именно как личность. У лич­ности любого типа, в том числе и у личности преступника, скла­дываются взаимоотношения с окружающими людьми. Благодаря деятельной натуре человека, вокруг него складываются обществен­ные отношения, между личностью и обществом всегда существует связь. В системе этих общественных отношений надо видеть и от­ношения, характерные для личности преступника. Преступление (преступное поведение личности), как и всякое социально

значимое действие, есть результат собственной дея­тельности человека. В каждом конкретном случае сама личность, и только она принимает решение о совершении преступления. Такое решение «существует» в личности как собственное внут­реннее убеждение и как сознание. Но все ли здесь связано с лич­ностью и только с нею? Думается, что нет. Представляется, что признание социальной сущности личности логически приводит к

следующему выводу: для изменения человека надо преобразовать общественные отношения и социальные условия, в которых он живет. На наш взгляд, нельзя изучать личность преступника вне ее связи с обществом, а главное — обусловленности социальной сущности данной личности общественными отношениями. Уче­ные верно указывают: социальное в личности преступника — это то общее и существенное, что непосредственно детерминировано общественными отношениями. Именно такое социальное начало, как отмечают эти же ученые,

выражает неразрывную связь лич­ности преступника с обществом. Но сказанное лишь одна сторона вопроса. Другая же заключается в том, что социальное в личности преступ­ника — это процесс, в основе которого лежит превращение «внешних» общественных отношений во «внутреннюю» структуру человека: его потребности, интересы, цели, взгляды, установки, направленность поведения и т.д. Все это в личности преступни­ка существует объективно, а потому личность создает самою себя.

Преступление всегда есть выражение индивидуальности. В нем активно проявляются личность и ее криминальные свойства. Понятие «личность преступника» может употребляться в двух смыслах: как родовое понятие, характеризующее определенный тип людей, и как понятие, содержащее указание на то, что речь идет о человеке, совершившем преступление. Самое важное здесь — это особенности данной личности и специфика ее преступного поведения.

Массив преступлений складывается из многочисленных инди­видуальных актов преступного поведения. Чем вызваны такие поступки людей? Как влияют на преступное поведение крими­ногенные факторы? Для ответа на эти вопросы необходимо про­анализировать механизм именно индивидуального преступного поведения, выяснить, как образуется такое поведение, какая существует связь с личностью. Отсюда и значение изучения лично­сти преступника.

Изучение личности пре­ступника — важная и необходимая предпосылка научно-обосно­ванной профилактики преступного поведения. В литературе часто ставится вопрос о личности преступника и смежных понятиях. При этом под «смежностью» понимаются: субъект преступления (уголовно-правовое понятие), осужден­ный (пенитенциарное понятие) и т.д. В общем, однако, имеется в виду личность преступника. Ведь в любом случае речь идет о лицах, совершивших преступления.

Для конкретизации же по­нятий нужна типология преступников. Типология преступников и особенности преступного поведения. Идея типологии (типизации) лиц, совершающих преступле­ния, исходит из необходимости сведения их в однородные (од­нотипные) группы. Для того, чтобы более глубоко изучить лич­ность преступника и ее структуру надо ее познать и типичное в такой личности. Как видно, существует связь между типологи­ей и структурой личности.

В основе исследования лежит струк­тура, ибо нельзя понять механизм преступного поведения, не познав структуру личности. Прежде всего надо отметить, что все свойства человека уклады­ваются в две основные подструктуры: психологическая, опреде­ляющая индивидуальность личности, и социальная, определяемая ее социальными ролями и опытом деятельности в той или иной социальной среде. Элементами психологической подструктуры (структуры) личности являются ее психологические свойства и

особенности, часто именуемые — чертами личности. Психологиче­ские (взаимосвязанные) подструктуры одновременно являются и уровнями личности: первый — биологически обусловленная под­структура (природные свойства типа нервной системы, возрастные, половые, некоторые препатологические и даже патологические свойства психики, темперамент); второй уровень — все индивиду­альные свойства отдельных психологических процессов, ставшие именно свойствами личности, придающие ей особенность (инди­видуальность проявления памяти,

эмоций, ощущений, мышления, восприятий, чувств и воли); третий — социальный опыт, в кото­рый входят приобретенные личностью знания, навыки, умения и привычки (все это базируются на элементах предшествующих под­структур); четвертый уровень — направленность личности, оцени­ваемая с позиций социально-психологического анализа (направ­ленность, взятая как целое, раскладывается на влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальное мировоззрение и миропонимание и высшая форма направленности — убеждения).

Исследуется, таким образом, целостный человек — личность. Соответственно, когда изучается личность преступника, выделяется и криминологический уровень. Особо исследуется преступная направленность личности, ее личностная установка. При рассмотрении же структуры личности преступника выделяются три основные группы признаков: общие признаки личности; особые признаки; индивидуализирующие признаки конкретной личности, виновно совершившей

преступление. Изу­чая эти признаки, как отмечается в литературе, можно ответить на вопросы о том, из чего в целом складывается личность преступни­ка, а также определить, какие характеризующие преступника свойства образуют в своей совокупности эту личность, какова структура данной совокупности. Криминология выделяет в структуре лично­сти преступника такие компоненты, как мотивы поведения, уста­новки и ориентации и т.д. А исходит криминология при этом из того, что элементы личностной структуры су­ществуют

не наряду с другими ее компонентами, такими, как по­требности, цели, интересы, ценности и т.д а проникают во всю сложную систему элементов сознания и самосознания человека. В определенных условиях потребности или интересы, как и другие элементы психики личности, могут становиться мотивами или да­же установками действий личности, или ее ориентациями. Это и принимается во внимание при изучении структуры личности пре­ступника.

Но это не есть какая-то сумма тех или иных отрицатель­ных свойств личности, наиболее распространенных среди преступ­ников. Данная проблема решается путем сведения индивидуаль­ного в личности преступника к социальному и наоборот. При этом не только познается общее и особенное в личности, но и выявля­ются сходные, необходимые и существенные свойства в конкрет­ном человеке. Об этом К.Е. Игошев пишет так: «Какая бы кон­кретная личность ни изучалась, какой бы вид преступной

деятель­ности ни рассматривался, во всех случаях, как во всяком отдель­ном, единичном, в них обнаруживаются черты и свойства общего порядка, входящие в характеристику преступника как социального типа». Здесь, по мнению Г.А. Аванесова, речь идет о том, что из­менения в системе преступных проявлений связаны с изменения­ми в социально-психологическом облике личности преступника как типа, детерминированного общественными отношениями. Вне общественных отношений, подчеркивает

Г.А. Аванесов, недопус­тимо говорить о какой бы то ни было личности преступника. Лю­бой социальный тип личности, продолжает свою мысль Г.А. Ава­несов, не может быть ничем иным, как обобщенной формой отра­жения общественных отношений, выраженных в потребностях, интересах, ориентациях и направленности индивида. В этом смысле, как мне представляется, тип преступника есть существо, структура которого содержит различные

социально-психоло­гические образования. На осно­вании типологии (типизации) можно говорить о различных на­правлениях изучения личности преступника, причем примени­тельно не только к общему типу, но и конкретным категориям лиц, когда учитываются признаки частного порядка. Вполне до­пустимо, следовательно, выделять такие типы, как личность реци­дивиста, личность несовершеннолетнего преступника и т.д. Особо криминология изучает и такой тип преступников, которые совер­шают насильственные

преступления. Исследуя личность преступника в соответствии с типизаци­ей, ученые обычно выделяют следующие направления научного анализа: социологический аспект типологии; типология в рам­ках социально-психологического обобщения; типология отдель­ных категорий преступников. Однако ученые обращают внима­ние на то, что главный типообразующий признак — такой, ко­торый определяет взаимоотношения между личностью и обще­ством. При этом устанавливается: степень «отчужденности» личности

преступника от общества и окружающей его социаль­ной среды, устойчивость способов поведения данной личности и т.д. Могут выделяться также привычные, злостные, профес­сиональные и случайные преступники. Признаки же частного порядка, связанные с различными уровнями структуры лично­сти, характеризуют преступника, как указывают ученые, не в целом, а лишь по отдельным его свойствам. Учет этих призна­ков позволяет получить более детализированную характеристику личности преступника,

конкретнее и глубже раскрыть элементы ее социального и социально-психологического содержания. Думается, что именно такая характеристика имеет большое практическое значение, она, на наш взгляд, может увязываться с разработкой конкретных мер профилактики преступного пове­дения. Ведь в основе такой профилактики лежит изучение осо­бенностей личности преступников и их типология. Имея в виду практический аспект, необходимо, исследуя лич­ность преступника с позиций типологии, изучать

взаимозависи­мость между типом личности и типом совершенного им преступ­ления. Здесь следует исходить из того, что преступление, совершенное определенным образом, не только дает возможность говорить о «почерке» преступника, его индивидуаль­ной манере, но и указывает на тип личности преступника. Иначе говоря, «следы» преступления могут свидетельствовать о принад­лежности преступника к тому или иному типу личности. Здесь типология самым тесным образом связана с классификацией преступлений

и преступников. Очевидно, методы типизации и классификации, используемые в единстве, приводят к лучшим результатам. Но их нельзя смешивать. Как от­мечается в литературе, они взаимосвязаны, но не тождественны. Криминология, как и криминалистика, в известной мере как и некоторые другие уголовно-правовые науки, изучая личность преступника, исходит, по сути дела, из следующего: признаки, которые имеют общий характер для всех однородных преступле­ний, объединяют их в группы, различные по объему, например, все разбои,

или только разбойные нападения с применением ог­нестрельного оружия, или только разбои, совершаемые несовер­шеннолетними и т.д. Криминалисты, указывая на данное обстоя­тельство, пишут, что общие для группы признаки, соответствую­щим образом систематизированные или типизированные, состав­ляют криминалистическую характеристику данного рода, вида или даже подвида преступлений. На это же обращают внимание и криминологи, акцентируя внимание, однако, на типологии преступников.

Криминалисты, как и криминологи, пишут в та­ком случае о типичном «портрете» преступления (и преступника), опираясь при этом на то общее, что объединяет множество кон­кретных преступлений. По существу речь идет об информацион­ной модели типичного преступления конкретного вида или рода, в которой особое место занимает личность преступника. Это также связано со способом совершения преступления.

Следует обратить внимание на то, что криминологическая характеристика преступлений и лиц, их совершающих в целом представляет собой отражение типичного. Нет и не может быть характеристики абсолютно отдельного, конкретного преступле­ния (это уже не криминологическая проблема и иной уровень анализа, что более всего относится к уголовному праву и уго­ловному процессу). Криминологическая характеристика, ис­пользуемая для исследования преступлений и преступников, как и

жертв преступных посягательств, обладает достаточно слож­ной структурой, в ней чаще всего различают: • характеристику типичной исходной информации об объ­ектах исследования; • данные о конкретных преступлениях, типичных способах их совершения, когда это связано с механизмом деяния, и ти­пичных их последствиях; • сведения о личности преступника, типичных мотивах деяния, что связано со способом совершения преступления, це­лях, намерениях, потребностях; • данные о потерпевшем как о типичном объекте преступ­ного посягательства;

• иные данные — о типичных причинах и условиях пре­ступлений, криминогенных и антикриминогенных факторах, типичных обстоятельствах совершения преступлений. Здесь не затрагиваются проблемы преступности как явления. Не изучаются при этом и закономерности преступности, как и какое-либо конкретное преступление или отдельно взятая лич­ность преступника. Речь идет лишь о типологии и классифика­ции, когда изучаются схожие между

собой отдельные виды и категории преступлений, однородные группы преступников. Особенность типологии состоит в том, что предметом позна­ния она имеет не преступность как явление и не отдельную лич­ность или отдельное преступление, а единство сущности образую­щих личность свойств и признаков, обусловленных объективными условиями. Типология проникает в сущность самой личности пре­ступника, но при этом ее интересует именно типичное.

Она связана с изучением таких свойств личности, как сознание и психика, тем­перамент, эмоции, воля, навыки, умения, привычки, направлен­ность, установка, потребности и т.д. На этой основе и определяют­ся отличные друг от друга типы личностей. Именно в связи с этим говорится о таком понятии, как криминологическая типизация. Классификация, в отличие от типологии, представляет более устойчивую группировку лиц, совершающих преступления,

по их атрибутным признаком, неотъемлемым свойствам. По сравнению с классификацией типо­логия — более высокий уровень. Однако научное исследование личности преступника связано с использованием как типологии, так и классификации. Эти методы дополняют друг друга. Оба они вместе позволяют на различных уровнях обобщения изучать наиболее характерные свойства личности преступника. Надо иметь в виду, что деятельность по предупреждению преступности

на личностном уровне зависит от разработки не только научно обоснованных критериев классификации престу­плений, но и достоверных сведении о типологии преступников. Практика свидетельствует о том, что как классификация, так и типология являются основой дифференциации и индивидуали­зации мер профилактики преступного поведения. Виды типологии В криминологической литературе можно встретить много ва­риантов типологии личности преступника.

В основном они свя­заны с решением практических задач. Первый вариант типологии: преступники дифференцируются в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств, проявляющихся в совершенном преступлении. При этом выде­ляются насильственные преступники, корыстные, рецидивисты и т.д. Главное здесь — мотивация преступного поведения. Второй вариант объединяет типологии, в которых преступ­ники

дифференцируются исходя из характера взаимодействия криминогенной личности с разной степенью выраженности с факторами ситуации совершения, преступления или только в зависимости от степени выраженности криминогенных искаже­ний личности. Основное здесь — личность и ситуация. Третий вариант включает типологии, в которых критерием типологизации выступает социальная направленность личности преступника. Что касается именно преступника, то речь идет именно о негативной направленности

поведения. Основываясь на этих вариантах, а также на многих других положениях, связанных с типологией преступников, ученые вы­деляют, как правило, следующие типы: особо опасный тип, профессиональный, привычный, ситуативный, неустойчивый, небрежный, случайный, неосторожный. И еще: по признакам негативной направленности поведения в основу типологии лич­ности положены отношения преступников к различным соци­альным ценностям. Рассмотрим эти вопросы.

Типология по признакам антиобщественной направленности личности и ее поведения: 1. Негативно-пренебрежительное отношение личности пре­ступника к человеку и его важнейшим благам, как правило, свя­занное с насилием и жестокостью. Такое отношение лежит в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений. 2. Корыстно-частнособственические черты личности, свя­занные с такими ее свойствами, как стяжательство, жадность, алчность и т.д. Совершая соответствующие преступления, такие типы стремятся

удовлетворить свою корыстную страсть. 3. Индивидуалистическое и эгоистическое отношение лич­ности к различным социальным традициям, обычаям, установ­кам и предложениям, к общегражданским, служебным, семейно-бытовым обязанностям. Подобное отношение и антиобщест­венные черты личности обусловливают, наряду с другими, со­вершение преступлений с проявлением эгоизма. 4. Легкомысленно-безответственное отношение личности к установленным социальным ценностям и своим обязанностям

по отношению к ним, проявляющееся в неосторожных преступ­лениях. Типология по степени общественной опасности личности и совершаемых ею преступлений: 1. Особо опасные преступники — это, как правило, много­кратно судимые рецидивисты, лица, устойчивое преступное по­ведение которых носит ярко выраженный криминальный харак­тер. Здесь существует тесная связь с профессиональным и зло­стным типом преступника.

2. Профессиональный тип — самый опасный тип личности (именно особая общественная опасность). Направленность лич­ности деформирована и представлена в виде преступной на­правленности. Отличается правовым нигилизмом, весьма низ­кой общей и моральной культурой, преступной установкой. Яв­ляется действительно профессионалом преступной деятельно­сти, как правило, относится к типу «воров в законе» и является проповедником соответствующей субкультуры.

Два указанных типа могут быть названы и злостными пре­ступниками. 3. Привычный тип преступника характеризуется значитель­ной деформацией в структуре социальной направленности, соци­ально-психологические свойства личности неустойчивы и проти­воречивы, позитивный компонент слабо выражен. Обладает дур­ными привычками, от которых не может и не желает избавиться, однако многие из них приводят к нарушениям закона. Сам пре­ступный образ жизни также является привычным, а в силу этого

и необходимым. Новые преступления совершает с легкостью, также легко переносит всю «процедуру» от задержания до отбытия нака­зания. Легко попадает под влияние более опасных преступников. 4. Случайный тип преступника — проблема спорная. С одной стороны, не хочется верить, что есть такие пре­ступники, с другой стороны, жизнь многообразна и все бывает. Думается, что случайные и небрежные типы связаны с соверше­нием только неосторожных преступлений.

Здесь важно точно ус­тановить, было ли совершенное преступление случайностью или, наоборот, явилось результатом укоренившихся взглядов и устано­вок. Для изучения лиц, совершивших случайные преступления, деяния по небрежности, для их типологии необходима классифи­кация неосторожных преступлений. Характер случайностей раз­личен. Человек, в силу своих привычек, поведения, сам часто «идет навстречу» неосторожного преступления. Здесь может быть проведена аналогия с виктимным поведением.

Случайность мо­жет быть определена как неучитываемое или непредвиденное на­ступление некоего события (чистая, ничем не объяснимая слу­чайность). В то же время можно наблюдать объективно, закономерно обусловленные случайности. В первом случае люди совер­шают преступление действительно неосторожно, вопреки общей положительной направленности их поведения. Во втором случае преступление допускается в результате легкомысленного, не­брежного, безалаберного поведения. Здесь вызывает сомнение существования «случайного» преступника.

Исследуя личность преступника, возникает весьма сложный вопрос: что положить в основу типологии, с целью раскрытия причин преступного поведения применительно к отдельным од­нородным группам преступников? Как отмечается в литературе, ответ может быть только один: то, что является личностной причиной совершения преступления. Нами разделяется такое мнение. Мы согласны и с тем, что такой ответ не означает иг­норирования иных, внешних факторов (причин), способствую­щих преступному поведению, роль которых в механизме такого

поведения может быть значительной. Но коль скоро речь идет о личности преступника и проблемах типологии, необходима именно личностная оценка. Основное здесь — это мотив преступного поведения. В нем отражается то, ради чего совершаются преступные действия, в чем их личностный смысл для преступника. В мотиве, как заме­чают некоторые авторы, опредмечиваются потребности и инте­ресы, он формируется под влиянием влечений и эмоций, по­требностей, установок.

В ходе удовлетворения потребностей мо­тивы могут изменяться и обогащаться. Поведение обычно полимотивировано, т.е. определяется рядом мотивов, но они не рав­нозначны. Одни являются ведущими, основными, другие высту­пают в роли дополнительных. Личность руководствуется, как правило, основными (господствующими, доминирующими) мо­тивами. Именно в таких мотивах больше всего отражена лич­ность преступника.

Она такова, каков мотив ее преступного по­ведения. Ведь мотив — явление личностное, связанное с инди­видуальными особенностями человека. Иногда в литературе вопрос ставится так: существуют ли специфические мотивы преступного поведения, отличные от всех других мотивов? Думается, что такие мотивы есть. Возможно, подавляющее большинство мотивов преступлений не является специфическими и могут вызывать

иные действия. Все зависит от направленности черт личности, предопределяющих выбор цели и средства ее дос­тижения. Обычно в литературе указывается на то, что в основу типологии преступников должны быть положены мотивы их уголовно наказуемых поступков. При этом, однако, имеются в виду главным образом насильственные и корыстные преступления. Нельзя сбрасывать со счета и другие мотивы — месть, ревность и т.д. Они также могут быть связаны с насилием и корыстью.

Применительно к разным типам преступников можно указать на более или менее характерные для них статистически распро­страненные черты. Имеется в виду сугубо количественные оцен­ки. Но если объединить весь массив лиц, совершающих преступ­ления, то, по сути дела, кроме вменяемости и так называемого возрастного критерия у них будет лишь одно общее свойство, притом юридического порядка: каждый из них нарушил уголов­ный закон. Столько же разнообразны и разновидности механизма преступного

поведения. В большинстве случаев преступление не происходит спонтанно, оно почти всегда подготовлено более или менее длительным процессом формирования личности, принятия решения и выбора средств для его осуществления. Следователь­но, преступлению предшествует ряд этапов психической деятель­ности личности, которые постепенно формируют направленность преступного действия и его фактическое осуществление. Именно в этом процессе и происходит вычленение преступного поведе­ния из всех других форм поведения.

Специфика преступного по­ведения заключается вовсе не в том, что в нем участвуют (или не участвуют) какие-то особые психические или физиологические механизмы, не характерные для общественно полезного поведе­ния, — механизмы одни и те же. Специфика состоит не в форме, а в содержании функционирования этих механизмов. Любое по­ведение, в том числе и преступное, есть форма взаимодействия личности со средой, суть которого следующая: • формирование личности с преступной ориентацией; • мотивация преступного

поведения; • принятие конкретного решения о совершении преступ­ления; • реализация этого решения, включая совершение престу­пления и наступление его последствий. Когда совершается преступление, личность занимает свое ме­сто в криминальной ситуации, находится в условиях неблагопри­ятных жизненных обстоятельств и ее формирование происходит под влиянием негативных явлений и в результате — отрицатель­но. С мотивацией же связаны потребности и интересы личности, возможности

их удовлетворения. Взаимодействие личности со средой происходит в виде оценки, осознания окружающей обста­новки, т.е. личность моделирует среду и собственное поведение, а потом принимает решение. При этом личность воздействует на ситуацию в негативном, нежелательном для государства и обще­ства направлении. В итоге совершается преступление, что вызы­вает ответную реакцию государства и общества. Это — особого рода противостояние, противодействие.

Личность преступает за­кон, государство наказывает ее за это. Преступное поведение, его мотивация, потребности человека и их удовлетворение всегда связаны с тем, что личность кон­фликтует со средой, с обществом. Потребности могут быть самы­ми различными, но при изучении преступного поведения важное значение имеет анализ извращенных потребностей. Многие из них входят в те же группы, что и нормальные потребности,

но отличаются от них по содержанию или интенсивности. Напри­мер, когда мотив поведения корыстный, извращенными потреб­ностями являются стяжательство, жадность, накопительство и т.д. (это сфера материальных интересов). А если взять, к примеру, сферу социального общения, то можно говорить о таких извра­щенных потребностях, как стремление к превосходству над окру­жающими, честолюбие, карьеризм и т.д.

К мировоззренческой сфере относятся, скажем, эгоцентризм и/ фанатизм, специфиче­скими извращенными потребностями становятся у некоторых лиц алкоголизм, наркомания и даже определенного рода половая страсть. Особо выделяется (что относится к сфере социального общения) потребность в насилии над личностью. С насилием связаны весьма специфические формы поведения. Любое поведение личности рассматривается в системе обще­ственных отношений, а отсюда такая проблема,

как обязатель­ность поведения. Как пишут ученые, без обязанности вести себя определенным образом нет общественных отношений. Речь идет об общественно значимом поведении; это — поведение, регули­руемое социальными нормами и направляемое в интересах как самой личности, так и общества. Основу общественных отноше­ний составляет, наряду с другим, и поведение людей. Именно поэтому содержание общественных отношений можно определить как социально значимое поведение

(включающее все виды и формы поведения). Каковы общественные отношения, таково и поведение членов общества. Не соблюдая нужного поведения, личность (люди) вступает в противоречия с обществом. Поведе­ние людей, таким образом, и есть общественные отношения. Ре­гулирование последних — это регулирование поведения. Исследуя данные проблемы, следует исходить еще и из того, что в социальной практике вырабатываются

и поддерживаются определенные нормы поведения людей; поведение, следующее этим нормам, именуется нормативным. Отношение к норме, степень соответствия ей — важная характеристика поведения. Люди сами устанавливают правила поведения. Из этого склады­ваются общественные отношения. Но сами же люди и наруша­ют эти правила. Происходит это главным образом в результате несовпадения интересов личности и общества. Возникающие таким образом противоречия и вызывают необходимость соци­альной регламентации

поведения — с помощью норм: социаль­ных, в том числе моральных и правовых. Обязательность необ­ходимого поведения закрепляется в норме, представляющей со­бой веление, закрепляемое в виде правила. Однако поведение людей часто оказывается неравноценным, т.е. отклоняющимся от установленных норм. Это такое поведение, при котором лич­ность допускает различные отклонения от социальных норм, в том числе моральных и правовых, совершает проступки и пра­вонарушения.

Естественно, это противоречит интересам тех людей, которые не допускают нарушений, а отсюда и соответст­вующие социальные последствия. Появляется необходимость предупреждения отклоняющегося поведения. Особо следует сказать о преступном поведении. Оно явно противоречит интересам общества. Имея в виду именно преступ­ное поведение, в системе правовых норм следует выделять нормы уголовного права. Они и только они непосредственно связаны с оценкой преступного поведения.

Оценивая преступное поведение, надо иметь в виду прежде всего то, что оно не обусловлено образом жизни, в целом харак­терного для общества, а представляет собой аномалию, патоло­гию, отклонение от общепринятых правил. Для личности, веду­щей преступный образ жизни, характерна именно преступная направленность, установка на совершение криминальных дейст­вий. В общем, не детализируя понятия, такую личность мы и называем личностью преступника. Преступное поведение — это своего рода социальный антипод, оно противоречит

принципам, требованиям и установкам системы общественных отношений. Это — неприемлемое для общества по­ведение. Оно наиболее тяжкое отклонение от нормального образа жизни, который в данном случае рассматривается именно как по­веденческая категория, как поведение, отвечающее требованиям общества. Преступное поведение реально существует прежде всего в форме особого мотива. Следует иметь в виду, что мотив означает и глубокую личную причину преступного поведе­ния.

Он помогает ответить на вопрос о том, почему личность ведет себя преступно. Мотив раскрывает соотношение между внутрен­ним и внешним миром личности, между ее потребностями и воз­можностями (способами) их удовлетворения, являясь именно лич­ностной детерминацией преступного поведения. Мотивы преступ­ного поведения всегда тесно связаны с потребностями и интереса­ми личности преступника. Суть отличия преступного поведения в интересах, потребностях, мотивах, целях, взглядах личности.

А главное — это потребности и мотивы; это движущие силы пре­ступного поведения. Преступное поведение, как уже отмечалось, характеризует саму личность. Мотивация преступного поведения и личность преступника взаимосвязаны. Личностные черты преступ­ника накладывают отпечаток на мотивацию, а мотивы преступного поведения, закрепившись в уголовно наказуемых действиях, деформируют личность преступника.

Все это, однако, не означает, что личность зеркально отражается в мотивации поведения, а мо­тивация существует в виде обратной проекции на личность. Связь между мотивацией и личностью, как правило, не прямая, а опо­средованная. Отсюда и их взаимообусловленность. Еще два аспекта исследования: уголовно-правовой и социологический. Личность должна не только усваивать и хорошо знать уголовно-правовые нормы, но и строго следовать их

требованиям. Эти нормы имеют практическое значение для формирования личности хотя бы потому, что «предписывают» ей именно не­преступную форму поведения. Основное внимание следует обратить на правильное воспри­ятие, глубокое усвоение личностью социальных ценностей, представляющих собой явления общественной жизни. И это имеет практическое значение. Социальные ценности должны рассматриваться личность с точки зрения того значения, кото­рое им придается обществом. Заключение

В настоящее время в условиях усиления криминального влияния на общество остро стоит вопрос защиты личности и общества от преступных посягательств. Здесь следует говорить о такой защите, в систему которой входит как социальная, так и правовая профилактика. Профилактическая защита личности от преступных посягательств интегрируется в в систему криминологии, следовательно, социологии и права. Очень важно предупредить возможность личности стать на преступный путь.

Занимаясь профилактикой преступности, очень важно выявить преступника, но еще важнее установить того, кто еще не дошел до преступления, но замышляет его и готовится к нему, реально способен его совершить, в силу свойств своей личности. Профилактика преступности основывается на изучении преступления и личности преступника на основании типологии преступной личности. В этом проявляется важность изучения и развития типологии для общества

Литература. 1.Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. 2.Аванесов Г.А. Криминология. – М 1984. 3.Зелинский А.Ф. Криминология: Курс лекций. – Харьков, 1996. 4.Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький. – 1974. 5.Конституція України. –

К 1996. 6.Криминология. Под ред. Незкусил И перевод с чешкого. М.:Прогресс, 1982. 7.Криминология: Учебник/Беляев Н.А Волгарева И.В Кропачев Н.М. и др.; Под ред. В.В. Орехова. – СПб.: Издательство С петербургского университета, 1992. 8.Фокс В. Введение в криминологию. – М.: Прогресс,

1980.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Холодная война - искусство противостояния
Реферат Литература - Хирургия Заболевания щитовидной железы
Реферат Общая теория по закупочной логистике
Реферат Принципы биомеханики спорта
Реферат Организация обслуживания посетителей в кафе "Адина"
Реферат Xiv симпозиум «Нанофизика и наноэлектроника»
Реферат Ballroom Of Romance Essay Research Paper First
Реферат Гидравлический расчет проточной части центробежного насоса НЦВС 4030
Реферат Karl Hans Welz урок
Реферат Теплоснабжение предприятий по переработке животноводческого сырья
Реферат Особенности общения подростков со взрослыми и сверстниками
Реферат История становления и развития Европейських университетов
Реферат Проект высокоскоростной локальной вычислительной сети предприятия
Реферат Кондитерские товары. Классификация и ассортимент. Особенности химического состава и пищевой ценности
Реферат Ответы на экзаменационные билеты по биологии за 11 класс медицинского лицея