Реферат по предмету "Педагогика"


Информационные технологии на уроках китайского языка

Содержание
Введение
1. Информационные технологии на уроках иностранного языка
1.1 Использование компьютера на уроках
1.2 Использование Интернета в обучении иностранному языку
1.3 Определение целей обучения при использованииинформационных технологий
1.4 Решение дидактических задач при помощи информационныхтехнологий
2. Использование информационных технологий в обучениикитайскому языку на старшем этапе обучения
2.1. Использование информационных технологий при обучении различнымвидам речевой деятельности на старшем этапе
2.1.1. Формирование навыков говорения
2.1.2. Формирование навыков аудирования
2.1.3. Формирование навыков чтения
2.1.4 Формирование навыков письма
2.2. Информационные технологии во внеклассной работе
3. Экспериментальная часть
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Если рассматривать урок как социальный заказ общества системеобразования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотностьвыпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать наперсональном компьютере в качестве пользователя. Это потребность,продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностямиобщества. Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенныйакцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску,осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организаторпроцесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужнуюпомощь и поддержку.
Информационное образовательное пространство пока только начинает наполняться.Для того чтобы избежать бессистемности и некомпетентности необходимо, чтобыучителя-предметники с многолетним опытом работы вносили свой вклад в заполнениеэтого информационного ресурса. Появление Интернет как еще одного мощногоинструмента в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зонуиндивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачикачественного материала в рамках одного урока.
При изучении китайского языка, при овладении различными видами речевой инеречевой деятельности существует тенденция использования современныхинформационных технологий, которые позволят учащимся в полной мере овладетьнеобходимыми навыками.
Компьютерные программы и Интернет сравнительно недавно стали внедряться вобразовательный процесс. И в настоящее время некоторые преподаватели игнорируютданные ресурсы, считая привычный им урок более интересным и продуктивным.
Нам бы хотелось рассмотреть все плюсы и минусы использованияинформационных технологий на старшем этапе изучения китайского языка, применитьих к формированию различных речевых умений и навыков.
Объект курсовой работы: информационные технологии.
Предметом данной курсовой работы является особенности использованияИнтернета и компьютера на уроках китайского языка в старших классах.
Целью курсовой работы является обобщение опыта преподавателей,использующих информационные технологии на уроках иностранного языка, применениеИнтернета и компьютера при формировании навыков аудирования, говорения, чтенияи письма.
Исходя из указанных целей исследования, его основными задачами являются:
— изучить особенности использования информационных технологий на урокахиностранного языка;
— применить опыт преподавателей, использующих информационные технологии,на уроках китайского языка.
Для выполнения данных задач были использованы следующие методыисследования: описательный метод, сравнительный метод, критический анализлитературных источников.
Данная курсовая работа включает в себя 2 главы. В начале первой главы мырассматриваем использование информационных технологий на уроках иностранногоязыка, далее определяем цели и задачи уроков, которые может решить Интернет икомпьютер. Во второй главе нашей курсовой работы мы изучаем формированиенавыков говорения, аудирования, чтения и письма с использованием информационныхтехнологий.
В конце теоретической части мы подводим итоги результатов проведенногоисследования и прилагаем список научной литературы.

1. Информационныетехнологии на уроках иностранного языка
Процесс обучения иностранному языку – это сложный процесс, включающий всебя огромное количество компонентов. Прежде чем начать урок учитель проводитбольшую подготовительную работу. Во-первых, он определяет цели и задачи, методыи приемы обучения. Но не менее важно использование различных средств обучения.При обучении иностранному языку применяются различные наглядности: картинки,карточки, фотографии и так далее. При формировании навыков аудирования иговорения целесообразно использовать технические средства обучения: телевизор имагнитофон.
Необходимо также учитывать и социокультурный компонент при обучениииностранным языкам, который призывает учащихся и учителей знакомиться состраной изучаемого языка, общаться с носителями языка и так далее. Здесь, кромекниг и журналов, будет полезным использование современных информационныхтехнологий, которыми являются компьютер и Интернет.
1.1 Использованиекомпьютера на уроках
В настоящее время во всех школах идет раннее обучение иностранному языку.И порой недостаточно использовать традиционные средства обучения, такие какучебник, картинки и тому подобное. Поэтому все чаще учителя иностранных языковстали использовать на своих уроках компьютер.
Основной причиной использования компьютерных программ можно считать то,что часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную иписьменную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе сиспользованием компьютеров это исключено, так как необходимые на урокенаглядности и ситуации на мониторах вполне реальны – «изображения» движутся,разговаривают, постоянно на экране всплывают иероглифы и их фонетическиесоответствия и так далее. Но многие учителя уверенны, что урок такого типаможет превратиться в развлечения. Другие же преподаватели уверяют, что это нетак, так как для того чтобы ученику при работе с компьютером получить хорошуюоценку, ему приходится творчески работать. Он делает все с радостью, а вотучителю приходится приобретать необходимые учебники и делать подборку по нимнужных ситуаций, а также распечатку дополнительных вопросов и тестов и переносих на все компьютеры, чтобы в определенный момент на уроке учащиеся могли сестьза отдельные компьютеры, найти и открыть нужную папку и выполнить какой-либонужный тест. Это большой труд, но он себя оправдывает. Никто из учеников неуходит с таких уроков с чувством разочарования. Радость познания – вот что даетиспользование компьютеров на уроке. А это, в свою очередь, вместе с развитиеммышления ведет к развитию инициативной речи[4,40].
1.2 Интернетна уроках китайского языка
Помимо использования компьютерных программ в настоящее время многие школыпредлагают использование Интернета на уроках китайского языка. Так какрегулярное использование Интернета делает процесс обучения языку болеепривлекательным для учащихся. Здесь они получают неограниченный доступ кинтересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичныхустаревших текстов в учебнике. В первую очередь это касается таких тем, как«Спорт», «Музыка», «Мода» и так далее. Благодаря электронной почте и различнымтематическим чатам учащиеся могут пообщаться со сверстниками – носителямиязыка. Они расширяют свой словарный запас, в первую очередь, обиходную лексику.Учащиеся сами могут участвовать в подборе материала для урока и чувствуют себяболее уверенно [1,39].
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальнымивозможностями и не менее впечатляющими услугами. Но не следует забывать, что впроцессе обучения существуют определенные цели, которые необходимо осуществлятьв процессе обучения. И Интернет со своими возможностями и ресурсами – средствореализации этих целей. Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том,что ведущим компонентом содержания обучения являются не основы наук, а способыдеятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению,аудированию, чтению и письму. Следовательно, для обучения учащихся различнымвидам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику втом виде речевой деятельности, которой он в данный момент времени овладевает.Использование же Интернет-ресурсов помогает нам в определенной мере объединитьовладение выше сказанными навыками и позволить учащимся в комплексе изучитьиностранный язык.
Учебные материалы в Интернете обладают определенными особенностями. Вкомпьютере материал подается с помощью аудио, видео и анимации. Все тексты в Интернетеаутентичные. Упражнения в электронных учебных курсах подходят длясамостоятельной работы учащихся, так как в виде помощи им даются грамматическиетаблицы и лексические структуры. Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки,так что они не бояться их делать. Учащиеся могут работать в подходящем для нихрежиме: компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждет, пока они сами справятся супражнениями. Компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и оцениваетсделанные упражнения.
Учебные проекты, связанные с электронной почтой, позволяют применятьполученные языковые знания в реальной ситуации общения и к тому же письменно.Вся проделанная работа потом устно обсуждается в классе на уроке и повозможности на иностранном языке[5,40].
В данной курсовой работе хотелось бы предложить опыт работы с Интернетомодной из московских школ. Здесь учащимся предлагается сделать Интернет –проекты. Эти проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, длявыполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете и представитьзатем результаты своего поиска в письменном виде. Следует заметить, что акцент здесьделается на навыки письменной речи и не подходит для начального этапа обучениякитайскому языку. Такие проекты можно предложить ученикам, начиная со второгополугодия изучения языка.
Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершеннонезависимой. Но в любом случае она должна быть интересной для учащихся ивходить в общий контекст обучения языку. Примерные темы таких проектов:
— изучение информации о каком-либо городе/ стране
— составление плана путешествия самолетом, автобусом по Китаю
— поиск и нахождение информации о продуктах, о возможности учебы илиработы и так далее.
Чтобы провести проект. Преподаватель должен подготовить проведениепроекта: сформировать группы, определить временные рамки проекта, продуматькакие материалы кроме Интернета могут быть использованы дополнительно, найти идать им дополнительные адреса и так далее.
Презентация материалов происходит в письменной форме. Каждая группапредставляет свои разработки в виде статьи, куда добавляются различныефотографии и иллюстрации.
В процессе работы ученики получают актуальную страноведческую информацию:как живут китайцы, что они едят, в каких домах живут и так далее. Но не толькоэто является положительным результатом проведения Интернет-проектов.Обучающиеся знакомятся с огромным количеством новых иероглифов, аутентичныхтекстов, при этом у учеников возникают положительные эмоции оттого, что онипонимают тексты на иностранном языке, значит, они не зря занимаются егоизучением. Этот факт становится мощным стимулом для дальнейшего изучениякитайского языка. Попутно ученики обогащают свой словарный запас.
Кроме того, существуют другие способы овладения письменными навыкамичерез Интернет. Существует два вида письменной коммуникации в Интернете:синхронная (chat) и асинхронная (E-mail).
Синхронная коммуникация представляет собой нечто среднее между письменнойи устной. Ее участники обмениваются письменными сообщениями, но делают это врежиме реального времени и пользуются для этого языком, принятого в устномобщении. Считается, что чат подходит более для индивидуального изучения языка,в аудитории гораздо сложнее организовать такой вид деятельности. Кроме того,чтобы участвовать в таком виде коммуникации, необходимо владеть языком надостаточно продвинутом уровне.
Асинхронная письменная коммуникация позволяет работать над текстом болеетщательно, чем при спонтанной коммуникации. Возможность продумать, отмечая всеположительные стороны использования компьютеров, хотелось бы подчеркнуть, чтоникакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на урокеучителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель.Самое важное на уроке – живое слово учителя. Радость творчества, радость учитьи учиться – это смогут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишьучитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на урокепсихологически комфортную обстановку [5,54].
Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания приотработке различных необходимых навыков, нет альтернативы работе в парах игруппах на уроке для обучения общению в учебно-речевых ситуациях. Поэтомуиспользование пусть самых удачных мультимедийных учебников и программ не можетзаменить живое общение на уроке.
Таким образом, главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, иприменение компьютерных технологий следует рассматривать как один изэффективных способов организации учебного процесса.
1.3 Определениецелей обучения при использовании информационных технологий
Для того чтобы использовать информационные технологии на урокахиностранного языка на старшем этапе, прежде всего, следует определить цели,которые необходимо поставить. Изучив материал, мы выяснили, что этими целямимогут быть следующие:
― включение материалов сети в содержание урока (интегрировать их впрограмму обучения);
― самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы надпроектом;
― самостоятельное изучение, углубление первого или второгоизучаемого иностранного языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;
― самостоятельная подготовка к сдаче квалифицированного экзаменаэкстерном;
― систематическое изучение определенного курса иностранного языкадистанционно под руководством преподавателя.
Все это, вполне очевидно, разные задачи, объединенные, однако, единойцелью обучения – формированием коммуникативной компетенции. Исходя из спецификипредмета, зная дидактические свойства и функции Интернета и компьютеров, ихвозможности и ресурсы, мы можем определить, для решения каких дидактическихзадач могут использоваться те или иные услуги и ресурсы сети. Только послеэтого можно определяться с методикой их применения на уроке или во внеурочноевремя, в очной или дистанционной формах обучения [3,57].

1.4 Решениедидактических задач при помощи информационных технологий
Таким образом, используя информационные технологии, можно, интегрируя ихв учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач науроке на старшем этапе обучения:
― формировать навыки и умения чтения, непосредственно используяматериалы сети разной степени сложности;
― совершенствовать умения аудирования на основе аутентичныхзвуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
― совершенствовать умения монологического и диалогическоговысказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем иликем-то из учащихся материалов сети;
― совершенствовать умения письменной речи, индивидуально илиписьменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов,сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
― пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный,лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этапразвития культуры народа, социального и политического устройства общества;
― знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себяречевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условияхобщения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
― формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихсяна уроке на основе систематического использования «живых» материалов,обсуждение не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем,интересующих всех и каждого.
Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе надпроектом. Учитель может поискать различную, подчас даже противоречивуюинформацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времениобсуждению, исследованию. Предлагая подобные материалы учащимся в малыхгруппах, учитель может поставить задачу – отобрать подходящую для обсуждаемойпроблемы информацию, согласиться с ней, принять к сведению в работе надпроектом, либо, напротив, оспорить её, разумеется, аргументировано, для чеготакже необходимы факты, информация. Причем каждой группе, работающей над своейпроблемой, можно предложить соответствующий материал по проблеме обсуждения.Его может подбирать учитель с помощью некоторых учеников. Достаточно грамотныхпользователей сети, либо вообще передать в качестве задания этим учащимся, но,разумеется, определив сферу поиска.
Аналогичную работу можно проводить и в отношении аудирования. Обязательнонайдутся в школе ребята, которые умеют произвести запись аудиоинформации изсети на свой магнитофон. Можно воспользоваться и другими источниками, вчастности наиболее удобным – многочисленными программами на компакт дисках. Ноэто все-таки не сиюминутный материал. А значимость информации в сети Интернетименно в том, что всегда можно воспользоваться, если это необходимо, самойсвежей информацией или подобрать определенный дайджест по той или инойпроблеме. Можно воспользоваться и услугами чата, телеконференцией илиэлектронной почты, чтобы получить мнение носителей языка, граждан страны, языккоторой изучается, по той или иной проблеме и обсудить на уроке разные точкизрения на одну и ту же проблему (например, выборы президента страны, события вразных точках мира, мнения о прочитанной книге, особенности образования вразных странах, традиции празднования одних и тех же праздников в разных странах).Можно при этом подобрать необходимые и очень интересные иллюстрации. Вот вам идиалог культур прямо на уроке, стимулированный реальными контактами спредставителями этой культуры. Ведь подавляющая часть проектов, каквнутришкольных, так и международных, начинается и заканчивается на уроке, хотявнеурочная деятельность занимает при этом значительное время, конечно, еслиречь идет о групповых проектах, в которых участвуют все учащиеся группы.Практически любой такой проект обретает совершено иные краски, если в процессеработы над ним используются материалы, заимствованные из Интернета [9,3].
Подводя итоги первой главы, мы можем сказать, что использованиесовременных информационных технологий на уроках иностранного языка на старшемэтапе целесообразно. Они помогают решать многие задачи, которые ставит переднами система образования.
Использование компьютера и Интернета применимо ко всем языкам и на всехуровнях обучения, при формировании различных навыков обучения. Не составляетисключение и китайский язык. Особый интерес представляет использование такихресурсов на старшем этапе обучения.

2. Использованиеинформационных технологий в обучении китайскому языку на старшем этапе обучения
 
2.1Использование информационных технологий при обучении различным видам речевойдеятельности
 
2.1.1Формирование навыков говорения
Процесс обучения китайскому языку многогранен. Здесь важно учитывать нетолько формирование лексических и грамматических навыков, но и коммуникативныйкомпонент. Ведь невозможно познать язык без умения общаться с носителями языка.Таким образом, нельзя исключать из программы такой вид речевой деятельности, какговорение.
Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредствомкоторого осуществляется устное вербальное общение. Оно может обладать различнойсложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простоговосклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельнымразвернутым высказыванием. Переход от слова и фразы к целому высказываниюсвязан с разной степенью участия мышления и памяти.
Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении. А дляэтого нужен партнер. Компьютерная программа, CD- ROM диск, какими быинтерактивными при этом они ни были, могут обеспечить лишь квазиобщение (тоесть общение с машиной, а не с живым человеком). Исключение составляют компьютерныетелекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный)с реальным партнером — носителем языка. Система обучения иностранному языкудолжна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставленавозможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, необходимо научитьих уважать проявления этой культуры, то есть быть способным к межкультурномувзаимодействию [2,41].
Такое общение с носителями языка осуществляется с помощьюИнтернет-сайтов. В настоящее время существует огромно количество веб-сайтов, которыес помощью мультимедийных технологий позволяют общаться с иностранцами. То естьс помощью микрофона ученики разговаривают с носителями языка.
Подготовка к такому уроку представляет большую трудность для учителя.Во-первых, необходимо найти нужные тематические сайты на китайском языке, затемсвязаться с носителем языка, обсудить тему и уточнить лексический играмматический материал, которыми владеют ученики. Во-вторых, необходимоподготовить самих учащихся к такой работе. Здесь следует предложить учащимсятему для обсуждения в классе, выучить лексический материал, подобратьдополнительную информацию.
Например, при изучении темы «Традиции Китая» на старшем этапе обучениякитайскому языку, следует прочитать текст “中国人名的关系情况””Zhongguo reming de guanxi qingkuang” из учебника Задоенко Т.П. основнойкурс. При этом ученики знакомятся с новой тематической лексикой, выполняютразличные лексические и грамматические упражнения по теме. Домашним заданиемможет стать нахождение дополнительной информации о традициях Китая, а такжерусских традициях. Для того, чтобы осущетвить контроль полученных навыков ненужно писать контрольные работы. Следует лишь соединиться через сеть Интернет сносителями языка и попросить учеников поговорить с ними по теме. В данном случаеучитель видит, кто из учеников овладел необходимыми умениями, как дети общаютсяс иностранцами, какие пробелы в знаниях существуют [11].
Таким образом, мы видим, что использование Интернета при формированиинавыков говорения на старшем этапе целесообразно, так как сайты предоставляютученикам живое общение с иностранцами.

2.1.2 Формированиеаудитивных навыков
Другим наиболее ложным видом речевой деятельности в изучении китайскогоязыка является формирование навыков аудирования. На всех этапах обучения используютсяразличные приемы для формирования восприятия речи на слух. В помощь учителюздесь могут служить различные аудиовизуальные и аудитивные источникиинформации. К аудиовизуальным источникам относятся: всевозможная изобильная наглядность(картины, слайды и другие), сопровождаемая рассказом учителя, озвучивание диа-и кинофильма, телевидение и речь учителя. К аудитивным источникам относятся:грамзаписи, фонозаписи и радиопередачи.
Воспринимать речь от аудиовизуальных источников легче, чем от аудитивных.В методических целях важно различать предлагаемую или изобразительнуюнаглядность, а так же жесты и мимику говорящего, которые хотя и не раскрываютсодержания, но передают эмоциональное отношение говорящего к высказыванию.Наблюдение же за артикуляцией говорящего подключает слуховое ощущение и делаетвосприятие звучащей речи более ясным и точным.
Более сложный источник – диафильмы, телепередачи, дикторский тексткоторых наговорен незнакомым голосом. Легче воспринимаются и низкие мужскиеголоса мягкого тембра, труднее всего – высокие голоса резкого тембра. Кинофильмявляется наиболее трудным из аудитивных источников информации. Дело в том, чтотемп речи в кинофильме всегда стабилен и не может быть замедлен, как вдиафильме.
Наиболее трудными являются аудитивные источники информации, так как в нихотсутствует всякая зрительная опора. Однако роль аудитивных источников впроцессе обучения очень велика. Они компенсируют отсутствие языковой среды,предоставляя возможность слушать речь разных лиц, главным образом носителейязыка. Речь в записи обладает образцовостью и неизменностью звучания. Этикачества звукозаписи способствуют формированию правильныхакустико-артикуляционных образов слов, что чрезвычайно важно для аудирования.
Наиболее распространенным и доступным аудитивным источником информацииявляются магнитофонные записи. Они дают возможность градуировать трудностивосприятия речи [4,42].
В современном мире существует огромное количество компьютерных программ,которые позволяют осуществлять формирование навыков слушания. Особенно этоотносится к старшему этапу обучения, так как на данном этапе ученики ужеовладели достаточно разнообразной лексикой и большей частью грамматики.
Такие программы могут служить как аудиовизуальным, так и аудитивнымисточником. Аудиовизуальные программы построены таким образом, что ученик нетолько слышит, но и видит того человека, который говорит. Следовательно, онможет воспринимать мимику, жесты говорящего, что помогает ему глубже понятьтекст или диалог. Кроме того человек в программе может выполнять какие-либодействия, объяснять что-либо с помощью наглядностей.
Более сложную задачу ставят перед учениками аудитивные программы, гдеученик не видит собеседника, а просто слушает речь. Такие программы сродни речиучителя или простой записи и их использование менее интересно.
Для примера аудиовизуального источника информации можно привестипрограмму «Rosetta Rose», которая включает в себя 26 языков. Нам же хотелосьбы рассмотреть изучение китайского языка с помощью этой программы.
Данный источник построен таким образом, что позволяет изучать китайскийязык по разным темам. Акцент здесь делается на формирование навыковаудирования. На экране появляются картинки, голос произносит фразу илипредложение, а ученик должен выбрать правильный ответ. Каждый раз заданияусложняются, появляется описание картинки, используется более сложная лексика.В конце работы программа подводит итог и выставляет оценку.
2.1.3Формирование навыков чтения
Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущимкомпонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способыдеятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению,аудированию, чтению, письму.
В реальной жизни человек сталкивается с необходимостью владеть различнымивидами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым, поисковым). Ксожалению, существующие учебники иностранного языка, как отечественные, так изарубежные, не содержат нужное количество текстов для всех указанных видовчтения. С помощью информационных материалов сети Интернет можно восполнитьнедостающие пробелы.
Для развития изучающего вида чтения на уроке подходят различного родабуклеты: проспекты, реклама, театральные программы. Действительно, информация вэтих буклетах, как правило, короткая, достаточно простая для восприятия в 8-11 классах. Однако информация, почерпнутая в Интернете, может быть «сиюминутной» (погодав разных частях света, расписание поездов, самолетов, купля-продажанедвижимости, устройство на работу, праздники, путешествия, медицина и томуподобное), отражать исторические, политические события, недоступные подчас инымпутем. Привлекательность подобного материала в том, что он лаконичен и содержитконкретную информацию в виде кратких новостей, рецептов, инструкций. При работес материалом предусматривается извлечение полной информации, иначе нарушаетсякоммуникация. Вот почему такие тексты пригодны для изучающего чтения. Оченьхорошо в этом случае использовать обучение в малых группах по методу сотрудничества.Например, вы делите свою группу на малые подгруппы по три человека и каждойгруппе даете свой текст и задание на всю группу.
Если речь идет о некоем обобщающем уроке на старшем этапе обучения, можнопредложить разным подгруппам учащихся короткие сообщения на разные темы.Например, одной группе на тему «Медицина», другой – на тему «Спорт», третьей –на тему «Погода» и так далее.
Если предусматривается работа с текстом для ознакомительного, просмотровогоили поискового чтения, то учителю также следует подыскать подходящие тексты всети заранее. Можно использовать разные тексты или один для всех. Текстыследует ксерокопировать, чтобы каждый ученик группы получил экземпляр. Еслинеобходимо, можно выписать некоторые незнакомые слова (с переводом), которыемогу помешать пониманию смысла абзаца, фразы. Чтение таких текстов лучше даватьребятам как домашнее задание, чтобы на уроке организовать активную устнуюпрактику на основе прочитанного [10].
На уроке учитель организует деятельность учащихся в соответствии соспецификой данного вида чтения. Полезно и в этом случае организовать работу вмалых группах, чтобы предоставить каждому ученику возможность активной речевойпрактики. Во-первых, в таком случае осуществляется самый действенный контрольсо стороны самих ребят. Если школьник по какой-то причине не прочитал текстдома, он, естественно, подводит всех членов подгруппы, и они обязательновыразят ему свое неудовольствие, а учитель предложит этому ученикуиндивидуальную работу – чтение данного текста. При работе в малых группах потехнологии сотрудничества дается не только одно задание на всю группу, но иставится одна отметка всей группе. Поэтому все ребята, и каждый учащийся вгруппе заинтересованы в активной деятельности каждого своего товарища – членагруппы. Во-вторых, сильные ученики всегда готовы прийти на помощь слабому ипомочь ему, если необходимо. Задания могут быть такими: составить планпрочитанного текста, придумать заголовок ко всему тексту или отдельным егоабзацам, ответить на поставленные вопросы (с опорой на текст), обсудитьпроблему, связанную с содержанием прочитанного текста.
Если это просмотровое или поисковое чтение, то и задания также должнысоответствовать специфике этих видов чтения (краткое реферирование илианнотация прочитанного текста, ответ на главный вопрос, поиск информации поконкретной проблеме).
2.1.4Формирование навыков письма
Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников,где можно найти достаточно упражнений для учащихся разных уровней знаний. Вновых учебниках по иностранным языкам в основу обучения положены тексты идиалоги. С помощью ярких наглядностей, аудирования и графического образа странскрипцией программа помогает ученикам развивать не только лексическиенавыки и совершенствовать технику чтения, но и оказывает непосильную помощь вовладении техникой письма.
Далеко не секрет, что наиболее сложной частью китайского языка являетсяписьменность, так как здесь нет алфавита и не достаточно просто выучитьнекоторое количество букв. Именно поэтому преподавателю китайского языкаприходится обращать особое внимание на письмо. Зачастую ученикам очень труднозапомнить правила написания иероглифов. Здесь нам на помощь приходит компьютернаяпрограмма. Следует отметить, что данные программы являются дополнительным средствомобучения, и здесь обязательно необходима помощь преподавателя.
В качестве примера хотелось бы привести планирование нескольких занятий,цель которых формирование у учащихся навыков китайской письменности и справилами написания иероглифов [7,20].
Тема. «Ознакомление учащихся иероглифами по теме «Квартира».
Цель занятия: познакомить учеников старшего звена с иероглифами по теме«Квартира».
Ход занятия: Педагог предлагает ученикам занять место перед компьютером.Ученикам демонстрируется короткометражный фильм об особенностях интерьеракитайских квартир: оформление, мебель, цвет. Затем ученики видят на экране иероглифическиезнаки, которые указывают на различные предметы в доме. Далее дикторрассказывает о значении иероглифа: ключи, черты, правила каллиграфии. Затемученикам предлагается самим написать иероглиф на экране. Компьютер рисуетиероглиф по чертам, ученики с помощью мышки пытаются правильно нарисовать его сначалана экране, а затем уже переносят ее в тетрадь.
2.2Информационные технологии во внеклассной работе
Максимально использовать ресурсы и услуги Интернета и компьютера на урокеневозможно хотя бы потому, что в кабинетах иностранного языка нет компьютеров.Поэтому основная деятельность в сети Интернет может быть организованна лишь вовнеурочное время. Как правило, в школах, оборудованных компьютерной техникой,доступ в Интернет организуется на базе медиатеки – специального информационногоцентра школы, в котором сосредотачивается вся необходимая в образовательномпроцессе школы информация на любых носителях. Медиатеки обычно создаются набазе школьной библиотеки, первичного информационного центра. Постепенно, насколько позволяют помещения, примыкающие к библиотеке и читальному залу,создаются другие подразделения информационного центра: компьютерный зал,радиоцентр, видеоцентр или телевизионная студия. В каждом из подразделениймедиатеки создаётся свой информационный фонд: в библиотеке – книжный ссоответствующей поисковой компьютерной программой; в компьютерном зале – фонд компьютерныхпрограмм, CD-дисков, а так же доступ в Интернет.Хорошо предусмотреть организацию локальной сети в этом зале, которое объединилобы все имеющиеся здесь компьютеры для доступа в глобальную сеть Интернет.Желательно иметь здесь достаточное количество принтеров и множительнуюаппаратуру: в телевизионном центре – фонд видео- и аудиозаписей; если позволяютсредства – замкнутую телевизионную систему, видеокамеру и микшерский пульт длямонтажа собственных видеозаписей.
Таким образом, любой учитель или ученик после занятий может прийти вмедиатеку и поработать в сети. Доступ в Интернет осуществляется с центральногокомпьютера, но локальная сеть позволяет одновременно работать в сети со всехкомпьютеров, включенных в локальную сеть[8,42].
Изучающим китайский язык, особенно на старшем этапе, можно предложитьиспользование программ и сайтов на китайском языке. К таковым относятся: www.bigchina.ru, www.iafto.com, www.chinalist.ru. Здесь ученикам предложат различные упражнения и тексты, онисмогут самостоятельно изучить какую-либо тему по китайскому языку. Кроме того,на этих сайтах осуществляется живое общение с носителями языка, в чатахобсуждаются различные интересные темы.
Наиболее распространенный сайт на русском языке называется«Профессиональный Восточный Портал» www.profvostoc.ru. Здесь общему вниманию предлагается различная литература накитайском и русском языке, учебники, карты, фотографии.
Из компьютерных программ, которые не требуют подключение к сети Интернетможно отметить программу «Euro Talk», в которойзадания построены по тематикам. Кроме того, производитель предлагает курс, какдля начинающих, так и для профессионалов. Данная программа предлагает ученикампознакомиться с новой лексикой, проговорить ее в микрофон, а затем выполнитьупражнения разной сложности. В конце изучения по программе предлагаетсяпоучаствовать в викторине, где отражены все темы данного пособия.

3. Экспериментальнаячасть
В периодпрохождения педагогической практики в УСВУ на первом курсе был проведенэксперимент по формированию различных умений инавыков с использованием компьютерных технологий на уроках китайского языка.
Группа,изучающая китайский язык: 2 рота, 1 взвод, 1 курс имеет следующий состав:
Пономарев;
Гвоздев;
Сотников;
Богданов;
Кучерявый;
Маркин;
Яцкевич;
Хачатуров.
Следует заметить, что учащиеся изучают китайский язык первый год,следовательно, уровень овладения умениями и навыками довольно низкий.
Кроме того, при подготовке данного эксперимента мы столкнулись снекоторыми существенными трудностями:
— трудности в поиске подходящей информации для использования на уроках сприменением компьютерных технологий;
— трудности в оснащении мультимедийными средствами на уроках китайскогоязыка.
Нами были выдвинуты следующие цели:
— совершенствование навыков аудирования, говорения, чтения.
— контроль навыков аудирования, говорения, чтения с использованиемкомпьютерных программ.
Задачи:
научить учащихся пользоваться компьютерными программами и
сайтами на китайском языке;
2) Развить навыки говорения, чтения, аудирования с использованиемкомпьютерных технологий;
3) осуществить контроль совершенствования навыков при помощи компьютеров.
Подготовительный этап.
В период подготовительных работ нами был найден текст, который позволилбы качественно произвести тренировку и закрепление навыков аудирования,говорения и чтения, так как данный текст обладает всеми необходимымитребованиями. Это, прежде всего, простое построение предложений, знакомыеграмматические конструкции, небольшой объем и так далее.
Эксперимент проводился у первого курса УСВУ. Руководством училища былоразрешено проводить уроки китайского языка в компьютерном классе раз в неделю ив течение 20 минут в конце урока.
Основной этап.
После введения новой темы “我的新住宅”на уроке китайского языка, послеознакомления с новой лексикой и грамматическим материалом и проведенияпервичной тренировке, учащимся на третьем уроке было предложено ознакомиться спринципом написания китайских иероглифов на компьютере с помощью специальнойпрограммы. Хотелось бы отметить, что такой ход урока заинтересовал учащихся.Так как новые умения они могли теперь применять не только на уроке, но и вповседневной жизни. Мы предложили ученикам попытаться написать следующиеиероглифы: 新 xin — новый, 住宅 zhuzhai- квартира ,屋子 wuzi — комната , 客厅 keting — гостиная ,吊灯diaodeng — люстра,窗帘chuanglian шторы и так далее.Благодаря тому, что ученики уже были знакомы с этими иероглифами, знали ихчтение, то написание их с помощью компьютерной программы не составило им труда.
На следующем уроке мы усложнили задание и представили учащимсяслайд-презентации с картинками, на которых были изображены картинки сназваниями различных предметов мебели. В течение 15 минут они должны былиподписать названия предметов и их цвет. (Приложение 1)
Для развития навыков чтения мы предложили учащимся прочитать названияпредметов на картинках вслух, причем другие ученики должны были угадать какойпредмет назывют.
На последующих уроках мы усложняли задания. Например, ученики должны былиперевести предложения. Например, некоторые из них:
В моей квартире 3 комнаты: спальня, гостиная и кухня.
В какой комнате ты спишь?
Квартира Бориса очень уютная.
Ван живет в трехэтажном доме и так далее.
Кроме того, учащиеся подписывали все предметы, изображенные на картинках.
На заключительном этапе учащимся было предложено описать свою комнату ипопытаться изобразить ее на компьютере.
Следует отметить, что такой подход в обучении привлек внимание учеников,все без исключения приходили на такие занятия. Корме того большинство из нихсправилось со всеми поставленными задачами.
В промежутке между учебными программами учащиеся играли в компьютерныеобучающие игры, которые были установлены с помощью программы «Eurotalk дляначинающих изучать китайский язык». Хотя программа и направлена на слуховуютренировку, мы откорректировали ее. С помощью этой программы ученики проводилиразличные викторины новой темы и уже пройденных тем. Например, таких как«Человек», «Еда», «Первые слова» и другие.
Игры такого типа предполагают в виде тестов выбрать подходящий иероглифили подписать слова к указанным рисункам.
Более того, предусмотрена работа в парах. С помощью клавиш – цифр,ученики на скорость выбирали нужные иероглифы, либо подписывали нужное. Вприложении 3 представлены фрагменты из программы по темам «Еда» и «Человек».
Работа с этой программой представляет большой интерес для учащихся, таккак уроки в форме соревнования всегда привлекали внимание учеников. Кроме того,при правильном или неправильном выполнении задания компьютер выставляет оценкикаждому учащемуся.
В качестве дополнительных заданий мы предложили учащимся составитьИнтернет-проект по теме «住宅».
Ребятам были выдвинуты следующие требования:
найти информацию о китайской квартире или доме;
изобразить картинку квартиры китайцев;
описать квартиру или дом и показать основные их особенности;
оформить все в виде слайда-презентации в программе Microsoft Powerpoint.
Ученики были разделены на 2 группы по четыре человека в каждой. В выборегрупп мы учитывали уровень подготовки учеников, а также пожелания учеников. Мыопределили сроки выполнения работы: две недели. Кроме того, учащимся были даныадреса интернет-сайтов. Например:sale@nd.ru, www.Chinese.com и так далее.
По истечении двух недель был проведена презентация слайдов. Все группысправились с поставленными задачами. Вот пример фрагмента одной из них.
Заключительный этап.
На заключительном этапе эксперимента в экспериментальной и контрольнойгруппах был проведен контрольный урок, на котором им необходимо было описатьсвою комнату. На выполнение задания ученикам дали один час академического часа.
В результате после проверки были получены результаты нашего экспериментав виде оценок за сочинения. Результаты были следующими:
Экспериментальный класс получил среднюю оценку 4,5 балла, из всех оценокне было ни одной «три», все ученики выполнили работу на 4 и 5. Таким образом,изучив полученные результаты мы выяснили, что использование мультимедийныхсредств на уроках китайского языка пошло на пользу и дало свои результаты.Согласно опросам учащихся, им было очень интересно работать с компьютером ипользоваться ресурсами Интернета. Такой подход в обучении позволил намразнообразить уроки, сделать их более эффективными и интересными. Более тогоиспользование компьютерных программ на уроках китайского языка позволилоиндивидуализировать процесс обучения, что далеко не всегда получается в классе.Каждый ученик выбирал свой темп написания, изучения материала. Ошибки, которыевозникали в процессе работы над навыками с использованием компьютера были лишьличными оценками учащихся. Такой способ оценивания результатов позволил снятьстрах и напряжение сделать ошибку, что часто встречается среди учащихся и взначительной мере тормозит образовательный процесс.

Заключение
Вопрос интеграции информационных технологий в образование и, в частности,применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточноактуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета икомпьютера как средства обучения иностранному языку как нельзя лучшереализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.
Основной целью обучения китайскому языку учащихся средней школы являетсявоспитание личности, желающей и способной вступать в межкультурнуюкоммуникацию. Участие в разнообразных международных программах, возможностьучиться за границей предполагают не только высокий уровень владения китайскимязыком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствиеязыкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умениечто называется «подать» себя. Для достижения всех перечисленных целейбезусловно эффективную помощь учителю оказывает использование ресурсов Интернетв обучении иностранным языкам.
На основании опыта преподавателей мы пришли к выводу об огромной ролиинформационных технологий при изучении китайского языка на старшем уровне.
Обучение различным видам речевой деятельности достаточно сложный процесси здесь учителю может прийти на помощь компьютер и сеть Интернет. Это ипереписка по электронной почте со школьниками других стран, создание и проведениесовместных телекоммуникационных проектов, возможность чтения книг на языкеоригинала, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах, текстовых иголосовых чатах, публикации творческих работ детей на образовательных ихудожественных сайтах и получения отзывов на них из всех стран мира. При этомсоздается не имитации общения, а идет интересный, захватывающий диалог двух илинескольких культур, а если проекты затрагивают страноведческий аспект, торасширяются общие знания школьников, возрастает заинтересованность не только визучении иностранного языка, но и других предметов. Все учащиеся, не зависимоот возраста и уровня обученности, принимают участие в любых видах связанной сиспользованием Интернет деятельности с истинным азартом, при этом интерес неугасает в течение нескольких лет. Исчезают языковые и культурные барьеры,улучшается успеваемость, школьники становятся уверенными в своих силах.
В результате проделанной работы мы достигли целей: углубленно рассмотрелииспользование информационных технологий на уроках китайского языка,проанализировала и отметила ее достоинства и недостатки, а также предложилинекоторые приемы и методы использования компьютерных программ. На основаниипроделанной работы мы пришли к выводу о необходимости использования информационныхтехнологий как одного из основных средств обучения китайскому языку, так какмной было замечено много положительных сторон при его использовании, как дляучащихся, так и для преподавателя.
Мы надеемся, что работа с сетью Интернет и компьютерными программами каксредством обучения китайскому языку войдет в повседневную практику преподаванияво всех учебных заведения. Для этого уже создаются необходимые предпосылки, ипостепенно из плоскости разговоров и теоретических поисков использование информационныхтехнологий в обучении китайскому языку получает в нашей стране реальноевоплощение.

Списокиспользуемой литературы
1. Владимирова Л.Н.Интернет на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе»,2002, № 3 с. 39-41
2. Гез Н.И., ЛяховицкийМ.В., Миролюбов А.А. «Методика преподавания иностранных языков». – М.: «Высшаяшкола». – 1982г.
3. Коптюг Н.М.Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителей английского языка.Журнал «Иностранные языки в школе», 2000, № 4 с. 57-59
4. Макаревич И.Г.Использование Интернета на уроке немецкого языка. Журнал «Иностранные языки вшколе», 2001, № 5 с. 40-43
5. Макаревич И.Г. ИспользованиеИнтернета на уроке немецкого языка. Журнал «Иностранные языки в школе», 2001, №5 с. 40-43
6. Мишина Г.С. Изопыта работы с международными e-mail проектами. Журнал «Иностранные языкив школе», 2000, № 4 с. 54-57
7. Полат Е.С.Интернет на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе»,2001, № 2 с. 14-20, № 3 с. 5-12
8. Полат Е.С.Интернет во внеклассной работе по иностранному языку. Журнал «Иностранные языкив школе», 2001, № 5 с. 40-43
9. Полат Е.С. Методпроектов на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе»,2000, №2 с. 3-11, №3 с. 3-9
10. www.rusnauka.ru
11. www.gmcit.murmansk.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.