Реферат по предмету "Педагогика"


Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе

--PAGE_BREAK--
Глава
II
. Методика работы над сказкой.

2.1. Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

по литературному чтению (4 класс, программа – 2100).

 «Ученик должен называть и приводить примеры: сказок на­родных и литературных (бытовых, волшебных, о животных); произведений фольклора (пословицы и поговорки, загадки, сказки, сказы, легенды, предания, былины); различать, сравни­вать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), сказки народные и литературные, жанры дет­ской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворе­ние, пьеса, баллада, очерки, мифы)».

Эти требования могут быть выполнены выпускниками на­чальной школы при условии сформированности достаточного круга чтения (из произведений фольклора, а также классичес­ких произведений отечественных и зарубежных писателей), позволяющего учащимся не только называть произведения, приводить примеры произведений разных жанров фольклора, но и различать их, уметь указывать их особенности.

Учебно-методический комплект программы – 2100 отвечает всем этим требованиям и представлен намного шире. В учебники по литературному чтению 1-4 классов входят произведения фольклора народов России и других стран мира. Задача обучения в каждом классе — углублять зна­ния детей о произведениях народного творчества, расширять и обогащать читательский опыт, вводить литературоведческие представления и понятия. Разделы учебников в соответствии с «Обязательным минимумом содержания начального общего образования» включают в себя загадки, пословицы, скорого­ворки, потешки, сказки, легенды, сказания, сказы. Причем ми­нимумом содержания определяется обязательное изучение русских народных сказок и сказок народов мира, а в  программе — 2100 этот жанр устного народного творчества представлен шире: от класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. В первом классе учащиеся знакомятся со сказками на уроках грамоты и литературного слушания, получая первое представление о сказке как жанре произведений устного народного творчества. С понятием «сказка» учащиеся знакомятся во 2 классе, изучая сказки русского народа («У страха глаза велики», «Снегурочка», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей» и другие), сказки народов России (ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь», чукотская сказка «Хвост»), сказки народов мира (украинская сказка «Колосок», английская сказка «Как Джек ходил счастья искать», норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»). Параллельно в круг чтения вводятся литературные сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», В.Даля «Девочка Снегурочка», Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка», бр. Гримм «Семеро храбрецов», Б. Заходера «Серая звездочка». Постепенно у детей формируются поня­тия о литературных (авторских) и народных сказках, видах сказок (волшебных, бытовых, о животных), а сравнение ска­зок народов мира дает возможность выделить сходства и раз­личия, «похожесть» сюжетов, особенность языка народных и литературных сказок.

В круг чтения третьеклассников вводятся новые сказки, чтение и анализ которых показывают их нереальный мир, существование положительных и отрицательных героев, осо­бенности языка сказок каждого народа, наличие повторов, присказок, зачинов и концовок. Третьеклассники получают представление о том, что сюжеты многих сказок имеют сход­ство, хотя и отличаются манерой изложения, так как создава­лись они в разное время, разными людьми, в разных странах. Третьеклассники знакомятся с народными и литературными сказками с загадками (русская народная сказка «Семилетка», сказка бр. Гримм «Умная дочь крестьянская», сказка А. Пла­тонова «Умная внучка»). Самостоятельное чтение и сравне­ние этих сказок позволяет третьеклассникам узнать о много­вековой жизни сказки с загадками, об интересе к ней народов мира и писателей.

В  программе – 2100 сказка рассматривается как источник творчества писателя на примере сопоставления народной и авторской сказок (русская народная сказка «Ца­ревич Нехитёр-Немудёр» и «Сказка о царе Салтане...», А.С. Пушкина): сходство сюжетов и поступков героев, различия формы и языка. В 4 классе в круг чтения входят сказки, более сложные по форме и содержанию, что создает условия для обогащения читательского опыта, расширения круга чте­ния, повышения уровня начитанности. Четвероклассники по­вторяют все жанры произведений фольклора и виды сказок, изучают литературные сказки (А.С. Пушкина, В.А. Жуков­ского, В.М. Гаршина, П.П. Ершова, Х.К. Андерсена и др.). Та­кое построение содержания обучения позволяет постоянно расширять круг чтения детей, формировать основные чита­тельские умения.

В государственных требованиях к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу, указывается, что выпускник начальной школы должен различать и сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скорого­ворка); сказки народные и литературные.

Четвероклассник, обучающийся по нашей программе, должен не только различать сказки народные и литературные, но знать и виды сказок (бытовые, волшебные, о животных), сравнивать их, приводить примеры, т.е., как Вы заметили, на­ши требования значительно шире государственных. Но как проверить, усвоили ли учащиеся весь этот обширный матери­ал? Дайте им на уроке задания примерно такого типа:

Задание 1. выявляющее умение различать сказки народные и литературные.

Соедини, пожалуйста, стрелкойназваниясказок ифамилииавторов.

«Хаврошечка»                            А.С. Пушкин

«Сказкаорыбакеирыбке»      Ш. Перро

«Котвсапогах»                          Народнаясказка

«Дюймовочка»

«Устрахаглазавелики»           Х.К. Андерсен

Задание 2. проверяющее умение обобщать знания о сказ­ках, приводить примеры сказок (уровень начитанности).

Заполнисхему, приведипримеры(запишиназваниясказок каждоговида).





Эти задания помогут увидеть, насколько уровень под­готовки учащихся класса соответствует требованиям  программы — 2100.

Рассмотрим теперь требования к уровню сформированности литературоведческих представлений и понятий. В обяза­тельный минимум содержания входит литературоведческая пропедевтика следующих понятий:

—  жанры произведений — рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса;

—  жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, по­словицы и поговорки;

— тема произведения;

— основная мысль;

— сюжет;

— герой-персонаж, его характер, поступки;

— писатель, автор, рассказчик;

— средства художественной выразительности в тексте — эпитеты, сравнения; в стихах — звукозапись, рифма.

В программе — 2100 выделен целый раздел, в который вошли:

—  литературоведческие представления и понятия: литера­тура, фольклор, литературное произведение, литературное творчество;

—  литературные жанры: сказка, былина, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, басня, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художествен­ное произведения;

— тема, идея произведения;

—  литературный герой, персонаж, портрет, авторская ха­рактеристика, сюжет, эпизод, композиция;

—  изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола);

—  юмор и сатира как средства выражения авторского за­мысла;

— фантастическое и реальное.

Видно, что литературоведческие представления и поня­тия определяются минимумом содержания лишь на пропедев­тическом уровне, в то время как в программе -2100 литературо­ведческие понятия являются предметом изучения. Соответст­венно отсутствуют и государственные требования к уровню сформированности литературоведческих представлений и по­нятий, а программа – 2100 требует от выпускника начальной школы называть и приводить примеры литературоведческих представлений и понятий: фольклор, устное народное творче­ство, жанр, сказка, присказка, былина, сказ, легенда, миф, рас­сказ, повесть, пьеса, басня, стихотворение, очерк. Тема, главная мысль, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод, компози­ция, эпитет, сравнение, олицетворение.

Литературоведческие знания необходимы для более углубленной работы с произведением. Эти знания не даются ученику в готовом виде, а «от­крываются» детьми в ходе их читательской деятельности.

Вспомним, как во 2-4 классах вводится литературоведческое понятие «присказка». Наблюдения за разнообразными формами сказок (народных и литературных) приводят детей к выводу, что у некоторых сказок есть необычное вступление или концовка в виде прибаутки, шутки. Отбор сказок с присказками, их чтение расширяют круг чтения начинающего читателя, обогащают речь и читательский опыт. Подбирая шутки, прибаутки, пословицы для присказок или придумывая свои присказки к знакомым сказкам, рассказывая сказки с присказками, учащиеся познают мир сказок и овладевают литературоведческим понятием «присказка». Про­ведение творческих конкурсных уроков типа «Сказка сказывает­ся...», «Сказка — добрым молодцам урок», «По дорогам русского фольклора», «Сказки народов мира» дает  возможность уви­деть, как учащиеся используют свои знания на практике.

Следующий раздел программы — «Техника чтения и понима­ние прочитанного». В обязательном минимуме о работе с текстом говорится: «Понимание основного содержания текста. Тема. Главная мысль текста. Постановка вопросов и ответы по содер­жанию прочитанного. Простой план. Пересказ прочитанного по плану». В программе – 2100 работа с текстом произведения вы­делена в каждом классе. Рассмотрим содержание этой работы, начиная с 1 класса.

Работа с текстом в 1 классе: практическое отличие текста от набора предложений; выделение абзаца и смысловых частей; озаглавливание смысловых частей, составление схематическо­го или картинного плана (под руководством учителя).

Во 2 классе: понимание слов и выражений, употребляемых в тексте; различение простейших случаев многозначности слов и сравнений; деление текста на части и составление плана под руководством учителя; определение основной (главной) мысли произведения; составление плана и пересказ по плану; самосто­ятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

В 3 классе: осознание последовательности и смысла собы­тий; вычленение главной мысли текста; знание структуры текс­та: начало, развитие действия, концовка; составление плана и пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по плану и самостоятельно, самостоятельное выполнение заданий к тексту.

В 4 классе: понимание и объяснение значений слов и выра­жений; составление плана к рассказу и сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану; творческий пересказ (изменения лица рассказчика).

Такая тщательная проработка навыков работы с текстом да­ла возможность существенно повысить требования к учащимся.

Если в государственных требованиях от учащихся ожида­ются лишь умения отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и составлять простой план; пересказывать произведение по плану; высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении, то программа – 2100 формулирует свои требования так: «Ученик должен уметь: определять тему, главную мысль текста и соотносить ее с заглавием; соотносить содержание текста с иллюстрациями; определять структуру текста, устанавливать связи внутри текста; делить текст на смысловые части и составлять простой план; пользоваться ви­дами пересказа (подробный, краткий, выборочный) и разли­чать их; кратко характеризовать основную мысль художествен­ного произведения; описывать героев произведения; высказывать свое отношение к прочитанному произведению и пони­жать отношение автора.

Не являются ли эти требования чрезмерными для младше­го школьника?

Рассмотрим одно из требований нашей программы: кратко характеризовать, описывать героев произведения. Это умение формируется постепенно, начиная с уроков литературного слу­шания и чтения в 1 классе. Например, в 1 классе учащиеся полу­чают представление о сказочном герое, о литературных героях небольших рассказов. Во 2 классе они уже выделяют главных положительных и отрицательных героев произведений, а также знакомятся с понятиями «сказочный герой», «былинный ге­рой», «литературный герой», «исторический герой». В 3-4 клас­сах формируется понятие о героях главных, второстепенных и эпизодических, а также вводятся понятия «рассказчик», «автор-рассказчик», «автор — герой произведения». От урока к уроку  дети, обучающие по программе -2100  учатся выполнять это требование программы.

Всё вышесказанное показывает, что ученик, обучающийся по программе — 2100, свободно выполнит все государственные требования по этому разделу.

Одной из основных линий нашей программы является раз­витие навыка чтения, где четко определена система работы над навыком чтения в каждом классе, исходя из возрастных и инди­видуальных возможностей ученика, а также из специфики за­дач уроков чтения в каждом классе. Чтение рассматривается с двух позиций: чтение — предмет обучения и чтение — средство познания и развития.

В программе – 2100 учебно-методический комплект по ли­тературному чтению обеспечивает такое со­держание обучения, при котором формирова­ние навыка чтения является не самоцелью каждого урока, а одним из компонентов чита­тельской деятельности.

У выпускников, обучающихся по программе — 2100, фор­мируется умение читать вслух и про себя (молча). Обучение чтению вслух и молча идет параллельно, начиная с 1 класса.
2.2. Методика работы со сказкой в 3-ем классе по программе — 2100.

Для педагогов особо значима проблема эстетического вос­питания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от чи­тателя особых качеств восприятия: творческого воображения, раз­витой наблюдательности; чувства образного слова, авторской по­зиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический. Эстетическое восприятие разви­вается в результате широкого знакомства с художественной ли­тературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опы­та переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала при­общения ребенка к литературе.

Рассмотрим рубрику «Работаем с текстом произведения» (3 класс по программе – 2100). Рубрика дает установку на самостоятельное чтение и понимание текста, организует выразительное чтение произведений и их частей. Учащиеся знакомятся со средствами выразительности и упражняются в умении использовать их це­ленаправленно. А для этого они должны понять задачи чтения в результате осознания авторской позиции, личностного отно­шения к событиям и героям, а также осмысления образного и эмоционального содержания текста.

Методический аппарат рубрики помогает построить работу с текстом произведения. Задания предполагают первичное и вто­ричное восприятие произведения. Первичное восприятие отра­жает общее, преимущественно эмоциональное впечатление отпрочитанного; вторичное обеспечивает размышление над произ­ведением. Для организации первичного восприятия предлагают­ся такие, например, задания: понаблюдай за событиями и героя­ми, вырази к ним свое отношение, выскажи свои впечатления. Эти задания опираются на эмоции детей и понимание ими факти­ческого содержания произведения. При вторичном восприятии, после того как текст прочитывается повторно, учащиеся объясня­ют свое понимание героев и событий, свое отношение к прочитан­ному, рассуждают, доказывают, размышляют.

Далее организуется работа, опирающаяся на творческое вооб­ражение детей при восприятии произведения: представь героев, события, постарайся «увидеть» их (внешний вид персонажей, место действия); объясни поведение, эмоциональное состояние ге­роя; подумай и подтверди словами из текста, как к нему относит­ся автор, как мы об этом узнаем и т.п.

Поскольку произведение имеет не только содержание, но и форму, специально предусмотрены задания на выявление особен­ностей басни, сказки, стихотворения (как жанров), установление их сходства и различия, а также на осознание особенностей языка произведения, его композиции (построения). Важно, чтобы уча­щиеся поняли, как читаемое ими произведение построено, что этим достигается, какие слова выбирает автор для изображения персонажа, как они характеризуют этот персонаж.

Завершает работу над произведением выразительное чтение, которое специально готовится учителем. Очень важно, чтобы дети поняли: могут существовать разные варианты выразительного чтения, так как оно отражает различное восприятие людьми одно­го и того же художественного произведения.

Все задания учебника направлены на развитие учебной дея­тельности учащихся. Дети должны: 1) осознать учебную задачу (что нужно сделать и зачем), 2) понять (подумать), как выпол­нить задание и 3) проконтролировать и оценить свою работу.

Каково же содержание работы в каждом разделе учебника, в какой последовательности она осуществляется? Покажем это на примере изучения сказки. Это не новый материал для учеников. Обращение к нему в треть­ем классе позволяет углубить знания детей о народном творчест­ве, научить их различать жанрылитературных произведений, а также видеть поэтичность и многообразие творчества русского народа, богатство русского языка.

Вначале учащимся сообщаются сведения о сказке, ее источни­ках, жанровых особенностях, ведущих идеях (торжество добра над злом, утверждение нравственных норм жизни, представления наро­да о счастье, достоинствах человека и т.п.). Важно, не нарушая по­этичности сказки, показать детям, что в сказках сочетаются реаль­ный и нереальный миры, а все герои делятся на положительных и отрицательных. Задания предлагают оценить поступки героев, об­ратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.

Следующий этап работы — формирование представлений о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя они и отли­чаются манерой изложения, тем, как создавались в разное время, в разных местах и рассказывались разными сказителями.

Дети сравнивают сказки со сходными сюжетами, знакомятся со сказками, включающими загадки, и героями, которые побежда­ют врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой. Сказки-за­гадки также изучаются в сопоставлении.

И, наконец, мы рассматриваем сказку как источник творчест­ва писателя.Народная и авторская сказки часто похожи по сюже­ту и изучаются в сопоставлении (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» и русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр»).

Работа с текстом обычно проводится на рассказах научно-познавательного характера и очерках. При работе над сюжетом план привлекается, когда рассказ велик по объему.

В первом-втором классах дети овладели свободным и выбо­рочным пересказами. В третьем классе начинается обучение пе­ресказыванию и рассказыванию, которые сохраняют художест­венные особенности текста. Начинать желательно с пересказа отдельных эпизодов, чтобы можно было сохранить (а значит, заметить) все выразительные средства языка (эпитеты, сравне­ния, олицетворения и т.д.), а также передать интонационный рисунок текста, что позволяет не только понять авторскую точ­ку зрения, но и выразить собственное отношение к читаемому.

Как организовать обучение художественному пересказу! Эту работу следует проводить, когда учащиеся уже хорошо ус­воили содержание произведения, составили план, выделили особенности каждого эпизода. Учитывая, что произведения для чтения в третьем классе достаточно объемны, на их изучение отводится 2—3 урока. Для обучения художественному рассказыванию целесообразнее привлекать сказки. Например, сказку Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре». Прочитав сказку, обсудив ее, следует поработать над формой изложения и планом. Вместе с учениками определите, каким содержанием можно наполнить каждый пункт плана, как передать при пересказе настроение каждого персонажа, какие авторские слова следовало бы полно­стью сохранить при пересказе и почему.

Художественный пересказ позволяет не только хорошо ус­воить содержание произведения, но и увидеть особенности его построения, заметить необычные слова, передать диалоги, представить героев и их отношения. Наблюдения над художествен­ными особенностями сказки проводятся в процессе работы с текстом. Обратите внимание учащихся на необычный зачин сказки Ц. Топелиуса и спросите, что и как изменится, если ис­пользовать зачины русских народных сказок: «Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д. (Другое начало сказки изменило бы ее ритм, нарушило авторскую инто­нацию, не вызвало бы желания узнать, что будет дальше.)

Такая работа с текстом необходима для раскрытия образа героя сказки: описание его внешнего вида, поступков, отноше­ния к другим персонажам. Она заставляет учеников вслуши­ваться, вчитываться, всматриваться в авторский текст, чтобы понять, что хотел сказать автор, и определить свое отношение к героям и всему произведению.

В третьем классе дети не только узнают о том, что сказки быва­ют о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, по­строенные на основе противопоставления явлений и предме­тов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкрет­ные признаки). Познакомившись с новым литера­туроведческим понятием, прочитав о нем в учебнике, дети оформляют материал для рубрики. Например, изучив разные сказки — о животных, бытовые, волшебные, — дети обобщают свои знания в виде схемы:



Важно постоянно обращаться к этим понятиям, знакомясь с новым произведением, анализируя текст. Например, учащие­ся узнают слово сюжет. Его нужно написать крупно в «уголке чтения», чтобы дети запоминали его. А понятие сюжета можно раскрыть в рубрике «Что это значит?» в виде схемы «сюжетно­го треугольника».
    продолжение
--PAGE_BREAK--
                                                                  СЮЖЕТ

                                            Самый напряженный момент

                                                            (кульминация)




                                                 Развитие                        Продолжение

                                                         действия                              действия

Вступление              Начало действия    Конец действия

            (место, время действия)              (завязка)                 (развязка)
«Сюжетно-композиционный» треугольник помогает детям понять, когда происходили события, как развивалось действие, какое важное событие случилось (кульминация), как продолжались события дальше и чем все закончилось (развязка).

При изучении сказок желательно использовать схемы, таблицы и кроссворды. В курсе литературного чтения это форма самостоятельной работы учащихся, которая вводится для обоб­щения полученных знаний, повышения читательской зоркости, воспитания внимания к слову.

Такая работа помогает учащимся глубже понять произведе­ние, увидеть его особенности, обнаружить народные истоки сказок А.С. Пушкина и др. Задания такого типа лучше выполнять в группах, куда входят дети с разными уровнями подготовки.

2.3. Проведение опроса учащихся начальных классов.

Специальных методик диагностики уровня освоения и анализа сказок не имеется, поэтому был проведен опрос. Опрос проводился в 2008 учебном году в 3А классе  СОШ №34 г.Набережные Челны. Дети в этом классе занимаются по программе – 2100.

Учащимся необходимо было ответить на вопросы,составленные по русским народным сказкам «Царевич Нехитёр-Немудёр» и «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

1. Назовите главных героев этих сказок.

2. Какие персонажи помогают главному герою?

3. Кто мешает главным героям?

4. Назовите волшебные предметы в этих сказках.

5.  Назовите чудеса и  превращения.

6. Указать троекратность (повторы) в сказках.

7. Назовите повторяющиеся в разных сказках слова.

8. Если есть  присказка в сказках, написать её.

9. Назвать автора сказки.

Все ответы детей анализировались по следующим показателям:

1. Самостоятельно и полно раскрыл содержание вопроса.

2. Раскрыл содержание вопроса неполно (с подсказкой).

3. Не смог ответить на вопрос.

Каждый показатель оценивался отдельно, а затем все суммировалось.

2 балла – за самостоятельный и полный ответ на 1 вопрос.

1 балл – за ответ с подсказкой.

0 баллов – неумение ответить на вопрос.

Таким образом, 2 балла соответствует высокому уровню умения анализировать текст, 1 балл соответствует среднему уровню, 0 баллов – низкому уровню.

Ниже приводим результаты опроса.

Таблица.

Результаты опроса учеников.



п/п

ФИО

уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего баллов

Артемьева Ю.

2

2

2

2

2

2

1

1

2

16

Бородина М.

2

2

2

2

2

1

2

2

2

17

Галимов М.

2

2

1

2

2

2

2

1

2

18

Гимситова А.

2

1

2

2

1

2

1

1

2

14

Горбунова В.

2

2

2

2

2

2

2

1

2

17

Грязных Т.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Каверина Л.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Каткова Н.

2

2

2

2

2

1

2

2

2

17

Каширин В.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Корепанов П.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Куликова А.

2

2

2

2

2

2

2

1

2

17

Малышева М.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Мороз Т.

2

2

2

2

2

2

2

1

2

17

Насибуллин А.

2

2

2

2

1

2

1

1

2

15

Никитин А.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Петухова Д.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Пырегов В.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Роженко С.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Сабиров А.

2

2

2

2

1

2

2

1

2

16

Садриев Н.

2

2

2

2

1

2

2

1

2

16

Сазонова С.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Сандимирова Н.

2

1

2

2

1

1

1

1

2

13

Сергеев Г.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Симоненко К.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Студилова Н.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Харрасова А.

2

2

1

2

1

2

2

1

2

15

Шарков Р.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Япаев С.

2

2

1

2

1

1

1

1

2

13



Итого

56

54

54

56

49

52

51

45

56





Опрос показал, что все дети  справились с заданием. Трудноватым вопросом для детей оказался вопрос: «Найти присказку в народной  сказке «Царевич Нехитёр-Немудёр»», видимо присказке не совсем уделялось должное внимание на уроках и  также немного трудным оказалось найти повторяющие слова в сказках.    продолжение
--PAGE_BREAK--
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели работу над сказкой в начальной школе.

В первой главе были освещены  работы методистов и ученых о роли сказки в воспитании детей.

Во второй главе мы описали методику работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе, провели опрос.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение.

2. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова.

3. Способствует развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей.

4. Изучение сказок способствуют повышению интереса и мотивации школьников к изучению литературы.

5. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу.
        

--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.