Реферат по предмету "Педагогика"


Личность учителя как решающий фактор успешной педагогической деятельности

--PAGE_BREAK--
Организация и методы исследования

психологических особенностей учителя
Выделенные при анализе психологической литературы положения определили основной замысел нашего исследования и экспериментальные приемы его реализации.

Объектомисследования являются психологические особенности личности педагога.

Предметом    исследования    является    личность педагога.

Цель    исследования    заключается    в    изучении    специфических особенностей педагога, их  влиянии на успешность педагогической деятельности.

Основная гипотезаисследования заключается в предположении о том, что субъектность — это интегративная характеристика личности, которая включает в себя высокий уровень развития самосознания, компоненты активности     личности,         коммуникативные характеристики.    

Мы предположили, что сформированность основных компонентов    субъектности    определяет    успешность профессиональной   деятельности.   Далее мы  предположили, что структура субъектности олигофренопедагога имеет специфические особенности, детерминированные своеобразием их педагогической деятельности.

В    соответствии   с   целью,   гипотезой,    предметом   исследования

ставятся следующие задачи:

1.       Провести     теоретический      анализ      содержания      понятия
«субъектность педагога»;

2.Экспериментально изучить содержательные характеристики
субъектности олигофренопедагогов:

♦      Изучение общих личностных свойств

♦      Изучение стратегий выхода из конфликтных ситуаций

♦      Изучение особенностей межличностных взаимоотношений

♦      Изучение системы ценностных ориентации

♦      Изучение самосознания

3.       Выявить    значимые    различия        в    структуре    субъектности
олигофренопедагогов и учителей общеобразовательной школы.
Экспериментальная   база.   В   исследовании  приняли  участие   15
учителей,   работающих   с   детьми   -   инвалидами   специального (коррекционного).
Возрастной диапазон испытуемых — 25 — 35 лет, стаж работы с детьми свыше 5 лет. Все участники эксперимента имеют высшее педагогическое образование.

Для сравнения была создана контрольная группа. В нее вошли учителя общеобразовательной школы — 15 человек, в возрасте 25-35 лет, стаж работы свыше 5 лет. А также 30 учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интерната №21. И 30 учащихся общеобразовательной школы.


Методики исследования.
Изучение психологических особенностей личности педагога  проводилось с использованием тестовых методик.

Для изучения общих личностных свойств использовали методику «16-факторный опросник Р. Кеттелла». Выбор нами данной методики   обусловлен тем, что она дает многогранную информацию о личностных чертах человека.

Цель   данного   опросника,   содержащего   перечень   биполярных показателей,    -    оценить    развитость    определенных    личностных качеств, составляющих 16 факторов:

А — общительность — замкнутость;

В — высокий — низкий интеллект;

С — эмоциональная стабильность -  неустойчивость;

Е – конформность — доминантность;

F– сдержанность — экспрессивность;

G— «высокое — низкое супер-эго»;

Н – застенчивость — социальная смелость;

J– жесткость — мягкосердечие;

L– доверчивость — подозрительность;

М – практичность — идеалистичность;

N – прямолинейность — дипломатичность;

О — уверенность в себе — тревожность;

Q1 – консерватизм — радикализм;

Q2 — зависимость от группы — самостоятельность в решениях;

Q3 — высокий — низкий самоконтроль;

Q4 — «высокая-низкая эго-напряженность»

Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемому. При обследовании испытуемый заносит в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет» или «не знаю», которым соответствуют буквы «а», «с» и «в».

Испытуемым была предъявлена инструкция: «Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых — выяснить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно на каждый вопрос. При этом, отвечая, Вы можете выбрать один из тех предложенных вариантов ответов, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ «а», перечеркните в регистрационном бланке крестиком левый квадратик; если Ваш ответ — «в», то средний квадратик; ответу «с» соответствует правый квадратик. Отвечая, помните:

— вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности,  поэтому представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями;

-         не тратьте время на раздумья,  давайте  первый  естественный ответ, который приходит вам в голову;

-         старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда Вы
закончите работу примерно за 35 минут;

-         избегайте, насколько это возможно, промежуточных, неопределенных ответов, кроме тех случаев, когда определенно ответить действительно Вы не можете;

-         не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд;

-         не старайтесь своими ответами благоприятное впечатление,
свободно выражайте сое собственное мнение.

Далее испытуемые  выполняли задание самостоятельно отмечая в регистрационных бланках варианты выбранных ответов.

В результате проведения исследования получаются сырые баллы. Для оценки сырых результатов их надо перевести в систему, которая устанавливает связь между результатом испытуемого и результатами, полученными другими людьми. Также этот перевод необходим для    сравнения    групповых    результатов.  Таблицы стандартизации превращают сырые результаты в стены. Балл в стенах распределяется по десяти точкам, расположенным на разных интервалах друг от друга от 1 до 10, со средним популяции, установленным в 5,5 стена. Следовательно, стены 5 и 6 будут считаться средними, 4 и 7 – слегка отклоняющимися, а 1 и 10 — крайними случаями.

Необходимо более подробно рассмотреть значения 16 факторов.

Фактор
А.

1-3 стена— склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов. Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многих профессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным, несгибаемым, жестким.

4 стена— сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия).

7 стенов — направления в сторону повышения: обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).

8-10 стенов— говорят о склонности к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.

Фактор В.

1-3 стена— склонен медленнее понимать материал при обучении. Предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию.

4 стена— менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).

7 стенов— более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокая способность к обучению).

8-10 стенов— быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях.

Фактор С.

1-3 стена— изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий фактор свойствен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам.

4 стена— чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.

7 стенов— эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.

8-10 стенов— эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Большая способность к соблюдению общественных, моральных норм.     Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными  проблемами.  Хороший  уровень  «С»   позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.

Фактор Е.

1-3 стена— уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. Стремиться к навязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность является частью многих невротических синдромов.

4 стена— скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся.

7 стенов— самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый.

8-10 стенов— утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов.

Фактор
F
.

1-3    стена— неторопливый,    сдержанный.    Иногда    мрачен, пессимистичен, осмотрителен. Считается очень точным, трезвым, надежным человеком.

4 стена— осторожный, серьезный, молчаливый.

7 стенов— безалаберный, импульсивый, веселый, полный энтузиазма.

8-10 стенов   — веселый, активный, разговорчивый, беззаботный.

Фактор
G
.

1-3 стена— тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает егодеятельность более эффективной.

4 стена— пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным.

7    стенов— сознательный, настойчивый,  на  него можно положиться, степенный, обязательный.

8-10  стенов— требователен  к  себе,   руководствуется  чувством долга,   настойчив,  берет  на  себя  ответственность,  добросовестен, склонен   к   морализированию,   предпочитает   работящих   людей, остроумный.

Фактор Н.

1-3 стена— застенчивый, уклончивый, держится в стороне. Обычно испытывает чувство собственной недостаточности. Речь замедленна, высказывается трудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1 -2 близких друзей, не склонен вникать во все, что происходит вокруг него.

4 стена— застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий.

7 стенов— авантюрный, социально-смелый, спонтанный.

8-10 стенов— общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально-напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.

Фактор
I
.

1 -3 стена— практичный, реалистичный, мужественный, независимый, имеет чувство ответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектам жизни. Иногда безжалостный, самодовольный. Руководя группой, заставляет работать ее на практической основе.

4 стена— сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпит бессмысленности.

7 стенов— слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный.

8-10 стенов— слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.

Фактор
L
.


1-3   стена  —  склонен   к   свободе   от   тенденции   к  ревности, приспособляемый, веселый.

4 стена— доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый

7 стенов-     подозрительный,  имеющий  собственное  мнение,  не поддается обману.

         8-10 стенов — недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в
свое «Я», упрямый.

Фактор М.


1-3   стена  — беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично.

4  стена   -    практичный,  тщательный,  конвенпиальный,  управляем внешними реальными обстоятельствами.

7 стенов— само удовлетворенный, предлагающий собственное решение, предприимчивый.

8-10 стенов— независим, склонен идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Он не считается с общественным мнением, но не обязательно играет доминирующюю роль в отношении других. Нельзя считать, что люди ему не нравяться, он просто не нуждается в их согласии и поддержке.

Фактор
Q
3.


1-3 стена— не руководствуется волевым контролем, не обращает внимания на социальные требования, невнимателен к другим. Может чувствовать себя недостаточно приспособленным.

4 стена— внутренне не дисциплинированный, конфликтный (низкая интеграция).

7 стенов— контролируемый, социально точный, следующий «Я»-образу.

8-10   стенов  -  имеет  тенденцию   к  сильному   контролю   своих эмоций  и  общего  поведения.  Социально внимателен и тщателен; проявляет то, что обычно называют «самоуважением», и заботу о социальной репутации. Иногда, однако, упрям.

Фактор
Q
4.


1-3 стена— склонен к расслабленности, уравновешенности,
удовлетворенности. В некоторых ситуациях его сверхудовлетворенность может вести к лени, к достижению низких результатов. Напротив, высокий уровень напряжения может нарушить эффективность учебы или работы.

4 стена— расслабленный (ненапряженный), нефрустированный.

7 стенов— напряженный, фрустированный, побуждаемый, сверхреактивный (высокое энергетическое напряжение).

8-10 стенов— склонен к напряженности, возбудимости.

Программа развития педагогов.


В результате анализа психологической литературы по вопросам психолого-педагогических особенностей учителя были выделены основные компоненты: активность, творческое отношение к профессиональной деятельности, особенности самосознания, особенности взаимодействия с окружающими людьми (учениками, учителями), наличие особенной смысловой сферы.

Мы разработали программу, которая в себя включает упражнения на развитие выделенных компонентов. Необходимо отметить, что занятия строятся в виде тренинга, рассчитаны на длительный период.

Цель тренинга: способствовать активному развитию основных психологических особенностей. Основные принципы реализации курса:

1. Принцип самораскрытия

при проведении развивающих занятий данной программы каждый участник имел возможность выразить свои истинные, реальные чувства, мысли переживания.

2. Принцип доброжелательности

все взаимоотношения в данной группе должны быть окрашены в теплые, дружные тона. Какие — либо проявления неприязни, агрессии, обидных критических замечаний и других предпосылок нанесения учащимся психических травм должны быть исключены.

3. Принцип добровольной активности

в выполнении всевозможных заданий игр, упражнений принимают все члены развивающей группы. Но это участие достигается не за счет давления и явного принуждения, а за счет поощрения участников.

4. Принцип индивидуального подхода

при проведении занятий необходимо учитывать индивидуально -
психологические особенности педагогов, уровень их возможностей и реальных достижений.

5.  Принцип безоценочности

Занятие №1.

Цель: ознакомить педагогов с основными компонентами психолого-педагогической деятельности, четко определить их основные характеристики, определить основные этапы и формы проведения занятий.

Методическое оснащение:  листы ватмана,  цветные карандаши, таблицы с результатами психологических исследований. План занятия:

♦      Теоретическая часть — ознакомление с основными компонентами психолого-педагогической деятельности.

♦      Обсудить с группой основные характеристики компонентов -
активность, творчество, особенности самосознания, особенности
отношения к другому человеку, способность к рефлексии.

♦      Ознакомление  участников тренинга с последними исследованиями по данной проблеме.  Совместное  обсуждение интересных результатов.

♦      Упражнение   на  развитие   способности   к  рефлексии:   каждый
участник должен отразить настроение, с которым он пришел на
занятие и с каким он уходит, с помощью одних существительных
(прилагательных, наречий, глаголов и т.д.)

Занятие №2.

Цель:  ознакомить  педагогов  с  понятием  «активность личности», раскрыть основные составляющие уникальности каждого участника группы.

План занятия:

♦      Теоретическая    часть   — рассмотрение    понятия    «активность».
Совместное обсуждение основных выводов.

♦      Выполнение упражнений на развитие творческого воображения, с
целью развития активности каждого участника:

Упражнение 1 «Три слова»

Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше представлений, включающих предлагаемые слова. Молено менять падежи, дополнять предложение другими словами. Например: озеро, медведь, карандаш — мальчик взял в руки карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере.

Упражнение 2 «Поиск противоположных предметов»

Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно  больше предметов, противоположных первому — по назначению: внешнему виду, существенным признакам, и т.д.

♦      Упражнения на развитие коммуникативных способностей (коммуникабельность личности, барьеры общения), с последующим обсуждением в группе.

♦      Работа в группах — необходимо составить иерархию ценностей
людям с различной профессией, разного возраста и пола.

♦       Упражнения — релаксации.

Упражнение 1. «Внутренний луч»

Упражнение     направлено     на     снятые    утомления,     обретение внутренней стабильности.

Упражнение 2. «Пресс»

Способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху      вниз, подавляя возникшую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

♦  Подведение итогов.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат An Analysis Of The Character Lady Macbeth
Реферат Анализ производительности труда и резервы ее повышения
Реферат 8Week Preseason Training Essay Research Paper Preseason
Реферат Історія становлення інженерно-педагогічної освіти
Реферат Управление потоками данных в параллельных алгоритмах вычислительной линейной алгебры
Реферат Эволюция художественного сознания
Реферат Обовязки та права державних службовців
Реферат Организации локальной вычислительной сети (общества с дополнительной ответственностью "Лотос")
Реферат Общественные объединения и их характеристика
Реферат Особенности управления финансовыми ресурсами малого бизнеса в Республике Казахстан
Реферат Основные направления деятельности классного руководителя
Реферат Пенитенциарная педагогика
Реферат Сегментация рынка. Позиционирование товара на рынке
Реферат Ethics Or Moral Philosophy Essay Research Paper
Реферат Основания, порядок и соблюдение законности при задержании и доставлении в ОВД лиц, совершивших административное правонарушение