--PAGE_BREAK--Требования к учителю. Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности — предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю — это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.
Из глубины веков дошли до нас свидетельства о требованиях к учителю. Люди всегда предъявляли к нему повышенный спрос, хотели видеть своего учителя свободным от всех земных недостатков. В уставе Львовской братской школы 1586 года было записано: «Дидаскал или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не басносказитель, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий не в ситцевых добродетелях, да будут и ученицы, яко учитель их». В самом начале XVII века сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Коменский рассудил, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать примером для подражания своим ученикам, дабы воспитывать у них человечность.
Учителя должны быть образцом: простоты — в пище и одежде, бодрости и трудолюбия — в деятельности, скромности и благонравия — в поведении, искусства разговора и молчания — в речах. А также подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни». С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее — воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего, «что ослабляет дух».
Я.А. Коменский требует, чтобы учитель внимательно относился к детям, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей суровым обращением, а привлекая их отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» [2, c.103].
«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К.Д. Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало. Надо иметь еще твердые убеждения. Без них нельзя стать настоящим учителем — воспитателем юношества: "… главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением" [15, c.216]. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.
Первое требование к учителю — наличие педагогических способностей. Педагогические способности — качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужаются до умения выполнять конкретные действия — красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей и т.п. Выделены главные группы способностей:
Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.
Дидактические. Подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.п.
Рецептивные. Выражаются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
Коммуникативные. Проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
Суггестивные. Заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.
Исследовательские. Воплощаются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
Научно-познавательные. Сводятся к способности усвоения учителем новых научных знаний в области педагогики, психологии, методики [9, c.115-116].
К ведущим педагогическим способностям, по результатам многочисленных опросов учителей, относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть причислены к разряду сопутствующих, вспомогательных.
Многие специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано (уравновешено) развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.
Педагогические способности (талант, призвание, задатки) следует считать важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных студентов окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда великий труженик.
Поэтому важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированностъ, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. Через эти качества педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.
На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается конкуренция — неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми для создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность общения, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. Обязательное для учителя качество — гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности, сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, знания особенностей становления, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Ученики видят эти проявления и следуют им сперва неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подражания, побуждающий детей следовать за ним.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало) обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя ученики не должны чувствовать и видеть. Еще А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов — испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на детей, не нервничать по пустякам [6, c.152].
Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в нем больше всего нуждается. Естественное состояние педагога — профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбы подрастающего поколения.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учеников. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним они судят об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравственный авторитет педагога как его умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания.
Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающейся личности.
Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка — все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.
Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт — это соблюдение чувства меры в, общении с учениками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание детей предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Профессиональные качества связаны с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества. Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества — добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.
Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Учитель всегда являет собой наглядный образец для подражания, он — своеобразный эталон того, как принято и как следует себя вести.
В начальной школе учитель — идеал, требования его — закон. Что бы там ни говорили дома, категорическое «А Марья Ивановна сказала так» моментально снимает все проблемы. Увы, идеализация учителя продолжается недолго и имеет тенденцию к сокращению. Помимо всего прочего, сказывается влияние дошкольных учреждений: дети видят в учителе того же детсадовского воспитателя.
Ученики 3-го класса пишут сочинение «Учитель». Интересно, что они пожелают учителям, на какие качества обратят внимание?
Сельские школьники единодушно согласились, что их учитель, точнее учительница, — превосходный мастер своего дела. У многих ребят к этому времени уже складывается свой образ учителя. Большинство видит в нем самого доброго человека. Под добротой наши третьеклассники понимают самые конкретные поступки: не ставит двойки, не задает домашних заданий на воскресенье, отвечает на все вопросы, хвалит за хорошие ответы, говорит родителям больше хорошего, чем плохого, "… чтобы мама, придя домой после родительского собрания, не сердилась" [14, c.125-126].
Небезынтересно отметить, что качества «хороший» и «добрый» отождествляются: хороший учитель обязательно добрый, добрый — всегда хороший. Кроме того, учитель должен быть умным — "… чтобы все знал и сразу отвечал на все вопросы". Он любит детей, а дети любят его. Учитель самый справедливый человек: ставит правильные, заслуженные оценки и лучшим ученикам в конце четверти "… не подставляет оценок, которых у них не было". Весьма ценится сдержанность: «чтобы не кричал, не разобравшись», «выслушивал ответы до конца». А кроме того, учитель: аккуратный (подразумевается красота учителя, вкус в одежде, прическе), умеет интересно рассказывать, вежливый, скромный, строгий («чтобы ученики боялись и любили (!) учителя»), знает материал («а не так, чтобы ученики исправляли на доске ошибки»), ласковый, как мама, бабушка, веселый, как сестра, требовательный («потому что я могу учиться на „4“ и „5“, а учитель не спрашивает и мало требует, я и не учусь»).15 учеников из 150 писавших сочинение захотели, чтобы учителя не ставили двоек в дневник за то, что нечаянно забыл форму или тапочки, сломал ручку или вертелся на уроке ("… а то мама сердится и даже бьется") [6, c.276].
Гуманистическая школа напрочь отвергает дидактогению — черствое, бездушное отношение к детям. Дидактогения — явление древнее. Еще в старину поняли ее пагубное влияние на обучение и был даже сформулирован закон, согласно которому грубое, бездушное отношение учителя к ученику непременно приведет к отрицательным последствиям. Дидактогения — уродливый пережиток прошлого.
Теперь в школах не бьют, не унижают, не оскорбляют, а дидактогения… осталась. Ю. Азаров рассказывает об учительнице, которая на уроках главное место отводила «порядку»: «дети, сесть!», «дети, руки!», «выровняться!», «дети, ноги»… Несколько лет подряд учительницу ставили в пример: она владеет классом, она умеет организовывать ребят, она держит класс… Вот это последнее — «держать в руках» — наиболее точно характеризует сущность ее метода. Метода, увы, дидактогенического [12, c.273].
Существенно поясняет ситуацию использование понятия «идеальный педагог». Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.
Идеальный педагог — образец для подражания, ориентир для подготовки и эталон для сравнения. Структура педагогического потенциала, выраженная через понятие идеального педагога, представлена в приложении 1.
Следует обратить внимание на динамизм педагогических качеств. Оставаясь неизменными по названию, они постоянно наполняются новым содержанием. Поэтому конкретные особенности качеств идеального педагога должны подвергаться регулярному критическому анализу, иначе, окостенев в своем развитии, они будут выглядеть архаично и малопривлекательно для острых в своем восприятии действительности учащихся и студентов. Но дело не только в этом. Существенным недостатком до сих пор было то, что качества идеального педагога выступали абстрактными ориентирами и завышенными притязаниями.
Почти никогда они не ставали действительными и за их полное, в соответствии с идеалом, формирование никто не брался. Теперь же, спроектированные как составляющие профессионального потенциала педагога, эти качества перестают быть благими пожеланиями, поскольку выступают как цель его подготовки. Задавая последнюю диагностически, т.е. так, чтобы ее компоненты можно было честно определить, измерить, а затем и проверить уровень сформированности, получаем реальную программу приближения формирования педагога [9, c.285].
продолжение
--PAGE_BREAK--Ни одна профессия не предъявляет человеку столь высоких требований, как учительская. Из таблицы необходимых профессиональных качеств (Приложение 1) видно, как много учителю предстоит работать над собой, чтобы смело войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети, я ваша учительница».
Мастерство учителя. Когда анализируют работу учителя начальной школы, то на первый план выдвигается интегральное (объединенное) качество — учительское мастерство. Определений педагогического мастерства много. В самом общем значении — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе мастерства — сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Нужно знать теорию, уметь пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.
Слагаемых педагогического мастерства немало. Оно, прежде всего, выражается в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Такой учитель глубоко знает предмет, умеет донести свои знания до учеников. Мастер в совершенстве владеет современными методами преподавания. Можно ли этому научиться? Опыт мастеров показывает, что можно. Большинство учителей при желании в состоянии пользоваться современными приемами работы. Путь к этому нелегок, требует напряжения. Этапы его следующие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ.
Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него домашнее задание — это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей — в умении управлять деятельностью учащихся. Учитель-мастер как бы дирижирует всем процессом образования знания, направляет труд учеников на самые важные и сложные узлы содержания.
Еще один важный показатель мастерства — умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.
Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность — еще один элемент педагогического мастерства.
Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Учитель-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача учителя — найти положительные эмоции в самом процессе учения. Он будет чередовать методы работы, возбуждать активность учеников, приводить интересные примеры и т.п. Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы.
Важный элемент педагогического мастерства — высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми: умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними. В отношениях с детьми важны простота и естественность. Мастер не разговаривает с ними ни искусственным, ни назидательным, ни панибратским тоном.
Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием детей. В больших группах детей при значительном количестве выполняемых ими операций ничего не должно уходить из-под его контроля. Очень важно и умение по внешним признакам поведения ученика определять его душевное состояние. Этого нельзя не учитывать при выборе педагогических действий. Более того, это составляет основу педагогического такта и занимает важнейшее место в педагогической деятельности.
Чувство темпа также присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат, или опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического воздействия.
Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем своего субъективного отношения к тем или иным действиям учеников или проявлению ими моральных качеств. Педагог не остается равнодушным. Он радуется хорошим поступкам своих воспитанников, огорчается плохим. Его переживания всегда воспринимаются детьми как самая реальная оценка их действий. В этом смысле мастерство педагога в какой-то мере сродни мастерству актера. Обращение педагога может быть и просьбой, и осуждением, одобрением и приказом. Педагог «играет» всегда одну и ту же роль — самого себя и преследует этим только одну цель — правильно влиять на воспитанников.
Педагогическое общение — установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных от — ношений между ними. Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестом. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить „иди сюда“ с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса», — признался А.С. Макаренко [11, c.88]].
Проблемы педагогического общения активно исследуются в мировой педагогике. В вышедшей недавно книге американских педагогов Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Например, установлено, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызывающим у них симпатии. Безразличные им ученики оказываются обойденными учительским вниманием. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Пассивные и «растяпы» идут на втором месте. А независимые, активные и самоуверенные школьники совсем не пользуются учительским расположением. Существенное влияние на эффективность общения оказывает внешняя привлекательность школьника.
Дж. Брофи и Т. Гудд выяснили также, что учителя:
непроизвольно стремятся больше обращаться к тем ученикам, которые сидят за первыми партами;
оценивают их достижения более высокими баллами;
предпочитают учеников, у которых красивый почерк;
выделяют и тех, кто опрятнее одет;
учителя-женщины более высокие оценки ставят мальчикам;
учителя-мужчины несколько завышают оценки симпатичным ученицам и т.д. [16, c.110].
В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный» и «сверхактивный». Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении способствует достижению цели. Второй тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб. Не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленческое поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Если ученик чуть активнее других — он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее — лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников.
Кроме главного оружия педагога — слова, в его арсенале — целый набор невербальных (неречевых) средств общения. Роль играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10 — 15% информации. Дети очень чувствительны к взгляду учителя. Когда лицо его становится неприветливым, ученики чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается. «Закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как недоверие, несогласие, противодействие. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как доверие, согласие, доброжелательность. Все это учениками воспринимается бессознательно.
Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх — довольно высоким, горе, печаль, усталость — мягким и приглушенным. Голос также может стать препятствием для занятия педагогикой. Многое можно изменить самовоспитанием, постоянными тренировками по самоусовершенствованию. Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.
Доказано, что поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми другими средствами вместе взятыми. Право на это имеет не каждый педагог, а только тот, кто пользуется доверием воспитанников.
Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями:
персональное общение учителя с учениками — от 45 до 120 сантиметров;
официальное общение в классе — 120-400 сантиметров.
Особенностью педагогического труда является постоянное изменение («разрыв») дистанции общения, что требует от педагога многократного приспособления к конкретным условиям и большого напряжения.
Жесты всегда оживляют рассказ и упрощают (или затрудняют) общение. Например, очень располагают жесты, когда руки обращены ладонями вверх. Не стоит скрещивать ноги, закладывать руки за спину или держать их в карманах — это создает барьер между собеседниками. Необходимо избегать жестикуляции указательным пальцем — таким образом учитель лишний раз подчеркивает свою роль руководителя, человека, стоящего выше, а также стараться не теребить ручку или очки, не барабанить пальцами по столу, не притопывать ногами — это отвлекает, демонстрирует ваше нетерпение или неуверенность. Учитель смотрит поочередно на каждого своего ученика, а не в окно ила книгу. Тогда каждый ученик в классе будет чувствовать ваше внимание.
Подводя итог, отметим, что от мастерства зависит все. А само мастерство — результат длительного упорного труда учителя над собой. Кто-то довольствуется «серединой», успокаивая себя: слушают, тихо сидят, успевают — и достаточно. Такой учитель никогда не оставит следа в сердцах своих учеников. Если уж быть учителем, то быть профессионалом — мастером своего дела.
1.2 Этический аспект преподавания в начальной школе Нравственность служит ориентиром для обучения: она его направляет, упорядочивает, иногда накладывает ограничения и определяет содержание обучения. Фактически, первая задача образования — это научить школьников со знанием дела, критически оценивать нравственный аспект жизни. Отсюда следует, что знание основ морали — это то знание, которое нужно учителям в первую очередь. Безусловно, сказать точно, что такое нравственный аспект жизни и как учителя должны знакомить с ним учащихся, нелегко, да и само определение будет небесспорным.
Существует ряд способов, посредством которых нравственность соотносится с преподаванием. Они в какой-то степени накладываются друг на друга. Рассмотрим более подробно этическую сфера преподавания
Профессиональная этика. Все мы причастны сфере нравственности. Учителя, как и все люди, должны руководствоваться определенными обязательствами — например, говорить правду, способствовать миру и уметь сочувствовать другим, не только в частной жизни, но и в профессиональной.
Но учителя к тому же — представители специфической профессии. Их «служба» связана с особыми нравственными требованиями. Некоторые из них характерны для всех профессий: скажем, быть в курсе всего нового в своей области, сохранять конфиденциальность профессиональных отношений, избегать дискриминации на расовой или половой основе; другие же присущи лишь профессии преподавателя — ставить справедливую оценку на экзамене, поддерживать связь с родителями, стремиться понять своих учеников. В «Моральном кодексе педагога» Национальной ассоциации работников просвещения (НАРП) тринадцать из шестнадцати пунктов по сути связаны с вопросами профессиональной этики, как я ее называю. Например:
Учитель не должен использовать профессиональные отношения с учениками в личных интересах.
II.2. Учитель не должен вводить в заблуждение относительно своей профессиональной квалификации.
II.7. Учитель не должен намеренно высказывать ложные или недоброжелательные суждения о коллегах.
Эти правила не являются перечнем простых условностей. Они оказывают моральное воздействие: с точки зрения морали хорошо, что профессия преподавателя требует, чтобы педагог знал о том, что связан такого рода обязательствами. Такие моральные кодексы отражают мнение большинства по поводу того, что такое хорошо и что такое плохо. Это не значит, что некоторые принципы не могут быть спорными или неясными; о каких-то из них, возможно, скажут, что они вводят в заблуждение. Тем не менее, чтобы педагогическая деятельность была плодотворной, учителю необходимо знать такие нравственные принципы и их этическое обоснование.
Государственная политика в области образования. Профессиональная этика в основном присуща преподаванию как профессии; она направляет и ограничивает деятельность внутри самой системы. А вопросы государственной политики, наоборот, касаются характера данной системы в ее связях с органами власти и общественностью; идеи такого рода часто поступают извне — от политиков или общественных деятелей. Это разграничение, безусловно, не является строгим: спорные вопросы государственной политики, получая решение, нередко приводят к появлению новых принципов профессиональной этики.
Выделяя государственную политику как ту область, где от учителей требуется ориентация в вопросах морали, я исхожу из двух положений. Первое: вопросы политики по сути являются вопросами нравственности. Иногда их можно классифицировать как политические в более узком смысле — отчасти потому, что ответы на такие вопросы ищут политическими способами, — и, конечно, у них часто имеются юридические и даже конституционные аспекты. Но в основе многих, если не большинства, споров по поводу государственной политики лежат нравственные проблемы, связанные с противоположными интересами и разными взглядами на права и обязанности человека, законопослушание и сущность справедливого общества. Когда обсуждаются политические решения по вопросу о финансировании школ, необходимо определить, будет ли данная политика справедливой по отношению к людям и социальным слоям, находящимся на разных уровнях материального обеспечения. При тестировании способностей необходимо задаться вопросом о воздействии тестов на различные группы людей и о том, насколько различные виды дискриминации морально оправданны или не оправданны.
Второе: учителя — не просто технические исполнители, нанятые для выполнения четко определенных задач. Представитель профессии должен уметь давать оценку учреждению, в котором он осуществляет свои функции. Одна из величайших проблем нашего времени заключается в том, что специалистов почти не учат понимать и оценивать нравственный климат и ситуацию в своей профессии в целом. Нередко так же обстоит дело с педагогами и системой образования. Учителя — как профессионалы в своем деле, а не просто технические исполнители — обязаны знать основы морали, чтобы со всей ответственностью участвовать в публичных дискуссиях по поводу политики в сфере образования [16, c.125-129].
Педагогическая этика. Педагогическая деятельность имеет особую нравственную структуру, позволяющую отделить педагогическую этику от профессиональной этики. Обучение должно осуществляться честно, с должным уважением к умственной деятельности и учителя и ученика. Это справедливо для преподавания любого предмета — по крайней мере тогда, когда учащиеся достаточно взрослые, чтобы рассуждать об этом предмете. Три принципа морального кодекса НАРП, не связанные с профессиональной этикой, определяют аспекты педагогической этики:
продолжение
--PAGE_BREAK--Учитель не должен необоснованно препятствовать самостоятельным действиям ученика в процессе приобретения знаний.
Учитель не должен необоснованно закрывать учащемуся доступ к альтернативным точкам зрения.
Учитель не должен умышленно скрывать или искажать данные, способствующие развитию ученика [12, c.148]
Фактически эти принципы запрещают доктринерство и косвенно определяют нравственную атмосферу преподавания, которая способствует нормальной умственной деятельности учащегося.
Доктринерство — это своего рода обман, и как таковое оно по сути аморально. Неэтично скрывать доказательства, использовать ложные доводы, сдерживать стремление ученика к самостоятельному рассуждению и пытаться навязать свою точку зрения там, где требуются веские основания и убедительные аргументы. Доктринерство аморально еще и тем, что разрушает ту нравственную атмосферу, которая способствует интеллектуальному поиску. Обучение, как и исследование, должно проходить в условиях, где господствует открытость, справедливость, доверие, уважение к истинным авторитетам и рациональности. Когда эти принципы нарушаются, теряется уверенность в том, что что-то делается ради истины, а не в интересах учителей или образовательной и политической систем.
Безусловно, педагогическая этика, которой придерживается конкретный учитель, передает учащимся отношение к истине, авторитету, добру и злу. Педагоги могут поощрять бездумный догматизм или бездумный релятивизм, но могут и внушить уважение к интеллектуальной честности, четкому мышлению, разумным рассуждениям и, по сути дела, сократовское стремление жить, изучая жизнь. Дэвид Смит в одной из глав этой книги пишет: «Коллектив учителей должны сплачивать не столько тесные дружеские отношения, сколько общие цели, не столько идеология, сколько готовность размышлять… Стремление создать такой коллектив единомышленников ради поисков истины является наиболее существенным моральным аспектом преподавания».
Нравственное воспитание. Главным достоинством человека является разумность, стремление жить, изучая жизнь. Обучая этически и подпитывая разум учащихся, школы осуществляют нравственное воспитание; но быть нравственным не значит быть только разумным (хотя часто именно разум позволяет нам разобраться в том, что является нравственным). Обычно полагают, что на учителях лежит особая ответственность за моральное развитие и воспитание школьников в более широком смысле и что в какой-то степени это должно происходить до достижения учащимися зрелости. Такое «воспитание» может быть, а может и не быть связанным с обучением; если оно связано, то его часто называют воспитывающим обучением. Такое нравственное воспитание имеет весьма отдаленное отношение к педагогической этике.
Один из общепринятых принципов гласит, что нравственное воспитание в первую очередь относится к тому, что принято называть формированием моральных качеств. Его цель — сделать школьников честными, усердными, справедливыми, заботливыми, ответственными и вежливыми, т.е. сформировать у них нравственные качества, привить им главные добродетели. Принято считать, что формированием моральных качеств нужно заниматься на раннем этапе, обязательно до того, как ребенок достаточно повзрослеет, чтобы рассуждать о нравственности. Этому невозможно обучать непосредственно, скорее речь идет о социализации, а не о непосредственном обучении добродетели: школьники становятся нравственными благодаря системе поощрения и наказания, усваивая ценности ролевых моделей, принимая в качестве нормативного нравственный климат школы. Они становятся честными потому, что с ними честно обращаются, и становятся заботливыми, так как ощущают заботу о себе. Такого рода нравственное воспитание входит в обязанности всех учителей, — ведь все педагоги поощряют и наказывают. Все они являются потенциальными образцами поведения, и все они создают нравственную обстановку в своих классах. Фактически такое нравственное воспитание происходит постоянно. В связи с этим возникают следующие вопросы: должны ли учителя сами сознательно выделять этот аспект своей деятельности, чтобы эффективно заниматься им? Достаточно ли такого воспитания для поставленной цели формирования нравственного облика, или его надо чем-то дополнить?
Многие консерваторы полагают, что формирование моральных качеств должно также происходить посредством целенаправленного нравственного (и, возможно, религиозного) воспитания; учителя должны рассказывать о своей стране или христианской традиции, чтобы подкрепить и обосновать нравственные установки и убеждения, которые педагоги считают правильными и которые должны усвоить дети.
Противоположная вышеизложенной точка зрения либералов от педагогики такова: чтобы воспитание не превратилось в доктринерство, оно должно научить мыслить критически. Быть нравственным человеком не значит просто поступать так, чтобы твои действия считались (или могли бы считаться) нравственными, сюда входит и понимание поведенческих альтернатив и признание автономии личности. Последние несколько десятилетий преобладали две модели: модель Кольберга и модель, разработанная сторонниками ценностного воспитания. С точки зрения Кольберга, специалиста по возрастной психологии, дети проходят ряд инвариантных стадий нравственного развития. В обязанности учителя входит определить, на каком этапе развития находятся дети в данный момент, и, применяя методы нравственного осмысления, помочь им перейти на более высокие стадии [10, c.165-167].
У сторонников теории ценностного воспитания не столь далеко идущие планы. Стремясь избежать какого бы то ни было психологического давления на детей, они ставят перед собой скромную цель помочь им прояснить те нравственные ценности, которые у них уже есть, а не предлагать новые. В отличие от Кольберга, они не исходят из положения о стадиях и о более и менее удачных способах осмысления нравственных категорий. Учителям, полагают они, следует сохранять нейтралитет. С большой осторожностью подходят они даже к терминологии и избегают слова «нравственный», предпочитая нейтральный термин ценностный. Как и Кольберг, они считают, что нравственное воспитание должно происходить целенаправленно, посредством рассмотрения этических дилемм или упражнении, побуждающих учеников задуматься о духовных ценностях [14, c.273-274].
Более радикальные критики утверждают, что такого рода нравственное (или ценностное) воспитание не может не быть поверхностным и поэтому не оказывает серьезного воздействия на учащихся. Оно не учитывает «тайной цели школьной программы» — принудить к пассивности — и напора окопавшихся в сфере образования бюрократов, стремящихся строить учебную программу на идеологической базе; оно отрывает обсуждение основ морали от исторических традиций классового угнетения и вынуждает школьников обходиться своими средствами вместо того, чтобы представить им идеологическую критику наших главных институтов и ценностей.
Конечно, многие родители с большой осторожностью относятся к любым попыткам со стороны школ заняться нравственным воспитанием (если это не является в какой-то мере формированием моральных качеств, что в любом случае неизбежно), подозревая, что их собственное понимание нравственности будет идти вразрез с тем, как ее на данный момент понимает школа. Школа должна учить лишь фактам, а мораль — дело семьи. В то же время многие либеральные родители с недоверием относятся к нравственным убеждениям учителей, считая их консервативными. Некоторые полагают, что у детей должно быть право выбирать свои собственные ценности. В обоих случаях родители очень настороженно относятся к разговору о нравственном воспитании. Более того, многие педагоги и администраторы, сознавая возможность разногласий по поводу нравственных тонкостей, всячески пытаются избежать таких вопросов. Все эти обстоятельства еще более осложняют ситуацию с нравственным воспитанием.
Нравственное содержание учебной программы и школьных предметов. При целенаправленном нравственном воспитании перед учениками ставят проблемы этического характера, используют упражнения, рассказы и внеклассные мероприятия, способствующие моральному развитию учащихся. В учебной программе и во многих обычных школьных предметах есть также скрытое этическое содержание, способствующее нравственному воспитанию школьников, — и это накладывает особую ответственность на учителей.
Нравственное воспитание не сводится к освоению учениками их социальной роли и нахождению своего места в обществе, к прояснению ценностей и нравственным дилеммам. В большой степени представление их о самих себе и о том, как строить моральное суждение, формируется на основе учебников и курсов и на основе того, на чем сделан акцент в учебной программе, даже если на первый взгляд кажется, что все это никак не связано с проблемами морали. Все, что школьники узнают об экономике и обществе, закрепляет в их сознании правомочность определенных методов действий; в этом материале в скрытой форме содержится мораль. Более того, учителя всегда будут лишь поверхностно следовать педагогической этике, если не осознают глубокого нравственного содержания преподаваемого ими предмета. Если они не признают существования в нем в скрытой форме вопросов морали, то не смогут подвергнуть ее тому критическому анализу, которого она требует; они не предложат обсудить, как выглядит эта имплицитная нравственность по сравнению с другими нравственными и религиозными теориями и традициями. Результатом будет доктринерство, вызванное некомпетентностью.
Уровень профессиональной компетентности специалиста в любой сфере деятельности во многом определяется его способностью развивать творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием. Результаты многочисленных наших экспериментов свидетельствуют о сильных корреляционных связях между способностью человека к самосовершенствованию и характеристиками его профессиональной активности, конкретными результатами деятельности. Это позволяет рассматривать развитие аутопедагогической компетентности как эффективный фактор достижения конкретным человеком вершин профессионализма.
Этот процесс будет тем успешнее, чем ближе друг к другу субъективные и объективные критерии профессионализма. Критерии могут быть общими, особенными и единичными. Первые не зависят от специфики профессиональной деятельности и связаны с фундаментальными проявлениями профессионализма (например критерий продуктивности деятельности, а также продуктивности общения, знания, самосовершенствования).
Особенные критерии отражают специфику профессии (так, Н.В. Кузьмина в качестве критериев высокопродуктивной педагогической деятельности отмечала способы обучения самообразованию, самоорганизации и самоконтролю). Можно к ним добавить и способы познания учителем себя, учащихся, коллег [17, c.64].
Влияние преподавателя на учащегося, организация их совместного труда и общения составляют ту воспитательную силу, которую нельзя заменить отдельными знаниями, уставами и программами, организацией учебных заведений «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». [15, c.317-318] Эта мысль К Д Ушинского подтверждается повседневной педагогической практикой Встречаются, однако, и случаи, когда нелюбовь и даже отвращение к учебе обусловлены несформированностью у преподавателя профессионализма педагогического общения, его неумением устанавливать контакт с детьми, налаживать педагогически целесообразные взаимоотношения Личность преподавателя имеет решающее значение в создании благоприятного психологического климата на уроке и вне его, в создании необходимой мотивации в учении и поведении
Когда учитель воспринимает внутренний мир ученика (его мысли, чувства, состояния), он видит и то, как ребенок воспринимает его мысли, чувства и воздействие, как реагирует на них. Иными словами, взаимопонимание предполагает единство исходных целей участников совместной деятельности
Преподаватель может достичь этого с помощью перцептивных способностей, обеспечивающих возможность правильно воспринимать, наблюдать и понимать учащегося. Только при наличии перцептивных способностей педагог в состоянии успешно управлять индивидуальным учебно-воспитательным процессом, учитывать интересы своего воспитанника, удовлетворять его запросы и устанавливать с ним правильные взаимоотношения, проектировать их развитие, контролировать и корректировать этот процесс
В структуре перцептивных способностей выделяются два уровня. Первый — когнитивный (познавательный), на котором преподаватель уже имеет знания, представления о своем ученике, те он изучил его «во всех отношениях» [7, c.5] Второй уровень характеризует эмоциональную сторону социальной перцепции — эмпатию, те способность преподавателя проникать в чувства учащегося, сопереживать с ним, сочувствовать в любых ситуациях, уметь встать на его позицию, разделить с ним радости и огорчения
Необходимое условие профессионализма педагогического общения как готовности использовать знания на практике — соблюдение преподавателем в повседневной деятельности норм профессиональной этики, которая включает проблему отношения профессиональных коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу в целом, нравственные качества личности специалиста, обеспечивающие наилучшее выполнение профессионального долга, специфику нравственных взаимоотношении специалистов и людей, являющихся непосредственным объектом их деятельности, взаимоотношения профессиональных коллективов и те специфические для данной профессии нравственные нормы, которые выражают эти отношения, особенности профессионального воспитания, его цели и методы
Таким образом, можно говорить, что аутопедагогическая компетентность учителя — сложное, многомерное психолого-педагогическое образование, каждый элемент которого предполагает выполнение психических и практических действий в их логической последовательности Она образует в совокупности его нормативно-прогностическую концептуальную модель
1.3 Учитель глазами младших школьников В последнее время становится все более очевидным, что научно-педагогическая теория личностно ориентированного образования в своих обоснованиях недостаточно учитывает реальные трудности и профессиональные возможности современного учителя. Причины трудностей объективно обусловлены ориентацией системы образования на традиционные подходы к организации обучения и воспитания. Тем не менее, идеи личностно ориентированного образования благодаря достижениям педагогической науки укореняются в массовом сознании учительства.
Что же касается их практического воплощения, ситуация во многом оставляет желать лучшего. Почему же учитель, принимая идеи личностно ориентированного образования и признавая негативную сущность стереотипов, продолжает упорно придерживаться традиционных подходов? С одной стороны, это связано с сохранением системы официально принятых методов оценки работы школы, при которых учитель не рискует отказываться от привычно устоявшихся форм и способов педагогической деятельности. С другой — с отсутствием образцов нового содержания и научно обоснованных технологий.
Вместе с тем, появление образцов нового содержания и технологий инициирует процесс разработки соответствующих методов оценки учебной и профессиональной деятельности. Процесс этот взаимосвязан: чтобы обеспечить переход личностно ориентированного образования из теории в практику, необходимо создание педагогических систем и учебно-методических комплексов, обеспеченных личностно-смысловым содержанием и технологиями.
Однако, понимая педагогический процесс как целостное явление, возьмем на себя смелость утверждать, что даже если в ближайшее время определенные выше условия будут учтены, это проблемы не решит. Оценивая значимость личностно ориентированного образования, не следует забывать, что любое содержание и методический прием преломляются в структуре личности учителя. И от того, каков характер профессиональных и личностных ориентиров учителя, во многом зависит эффективность реализации заданного содержания. И речь идет не столько о технологиях, сколько о стиле педагогической деятельности, а значит — о ценностных основаниях личности самого педагога.
В последнее время в педагогической литературе широко развернулась критика не только организационных подходов к системе образования, но и содержания, форм и методов обучения и воспитания. Общеизвестно, что характерным признаком традиционной отечественной школы стала ее обезличенность: ребенок как неповторимая индивидуальность оказался за пределами внимания дидактики. В содержании школьных программ и учебников укоренился подход к ученику как «объекту» обучения и воспитания. А характер педагогического процесса утвердился как «игнорирующий личность и ущемляющий ее потребность жить полнокровной жизнью» [1, c.278]. Но это все о ребенке, а как же учитель? Он оказывается в аналогичной ситуации. Если педагогика предписывает учителю определенные образцы поведения по отношению к ученику, это не может не отразиться и на нем самом, В многочисленных положениях и рекомендациях поорганизации педагогического процесса все чаще встречаются фразы типа: «учитель должен», «учитель обязан», «учителю не-обходимо» и т.п. Конечно, не стоит умалять степень его ответственности перед школой, семьей, обществом. Но то положение, в котором он оказался сегодня, означает, что педагог как творческая личность, претендующая на индивидуальное проявление своей неповторимой сути, находится за пределами внимания науки, превратившись в объект нормативно-административного давления.
продолжение
--PAGE_BREAK--Устоявшаяся схема организации педагогической деятельности, традиционно ограниченная регламентом урока как основной единицы учебного процесса, в течение многих лет исключала возможность приобретения опыта общения не только ребенком, но и учителем. Между тем, именно в этом опыте отражается фундаментальный принцип отечественной психологии, опирающийся на деятельностный подход к процессу психических новообразований, признание единства психики и деятельности человека.
Сегодня мы все чаще рассматриваем педагогический процесс как организацию творческого взаимодействия ученика и учителя. Однако, проявляя естественную заботу о развитии личности ученика, не стоит забывать о личности педагога, развитии его интеллектуальной, нравственной и психической сферы. В условиях субъект-субъектного взаимодействия, обогащаясь общением с миром чувств и фантазии ребенка, учитель не может не развиваться сам. И наоборот, только самосовершенствуясь он приобретает способность и право на управление процессами формирования ребенка. Одним словом, их развитие — явление целостное и взаимообусловленное.
Имеющийся опыт моделирования учебного процесса в контексте личностно ориентированного образования свидетельствует о создании определенных предпосылок придания педагогическому процессу творческого характера, что инициируется не только учителем, но и учеником как соучастником данного процесса. При этом учеба становится процессом активного познания, общения и взаимодействия и, начиная приобретать личностный смысл, оформляется как самоценность для всех, кто в него вовлечен.
Давая оценку современному состоянию российского образования, Е.В. Бондаревская отмечает, что оно «не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, способность к переустройству общественной жизни, производства, сохранению культуры, экологии и правопорядка» [18, c.62]. Все это особенно обостряется на фоне «феноменального понижения качества человека, снижения его способности к выживаемости, нравственной устойчивости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни» (там же). Сказанное имеет прямое отношение и к педагогу.
За последние 20-30 лет учительство в массе своей не изменилось, оно не стало культурнее, тоньше, умнее. Образ учителя-просветителя, подвижника, интеллигента остался в далеком прошлом. Сегодня немало педагогов, которым мешают стереотип мышления, неуверенность в своих силах. Речь идет не только о негативных последствиях деформации сознания, а также об отсутствии у части учителей необходимой профессиональной подготовки, моральной надежности и желания повести дело принципиально по-новому. Идеалы профессии растеряны. Учительство в значительной части превратилось в урокодательство, исключающее постоянное духовное общение с ребенком.
Уровень развития педагогической культуры учителей данной категории таков, что заставляет их сознательно избегать внеурочного общения, творческого взаимодействия, нестандартных методов обучения и т.д. Это своеобразный инстинкт самосохранения, обеспечивающий, по глубокому убеждению большинства учителей, поддержание их авторитета. На словах осуждая командно-бюрократический стиль управления школой, многие сделали его своим основным методом в работе с учеником. Дело в том, что применяемые до настоящего времени педагогические системы в силу известных исторических и идеологических причин заостряли внимание на развитии когнитивной сферы личности. Целью учебного процесса стали знания, в основном далекие от реальной жизни ребенка. В результате учение потеряло смысл, что в конечном счете привело к отчуждению ребенка от школы.
Сегодня ценностные ориентации во многом изменились. Появление нового педагогического мышления продвинуло процесс обновления образовательной политики и основных подходов к конструированию педагогических систем. Однако учитель продолжает воспроизводить стиль, отражающий специфику далеко не лучших традиций отечественной школы: стрессовую педагогику, авторитарный нажим, силовые методы и т.п. Поначалу у молодых учителей тактика педагогической деятельности выглядит как набор вынужденных мер адекватного реагирования на сигналы, поступающие из школьной среды. Потом — как система привычных способов профессионального поведения. Может ли он при таком раскладе вписаться в контекст новой образовательной парадигмы? Способен ли осуществить деятельность, направленную на развитие и поддержку ребенка? Ответ очевиден.
Каким видится учитель в структуре личностно ориентированного образования? Прямого ответа на этот вопрос в педагогической литературе, к сожалению, нет. Учитель традиционно отодвинут на задний план. Сегодня явно недостаточно исследований о его личности, о новых условиях организации образовательного процесса, ценностях воспитания, требованиях общества. Попытаемся немного восполнить образовавшийся пробел при помощи анализа мнений об учителе самих участников педагогического процесса — учеников. Это, на наш взгляд, особенно важно, так как не секрет, что дети хорошо учатся у педагога, которого любят и уважают. Нами были опрошены учащиеся средних школ и студенты первого курса педагогического вуза (всего 185 человек).
Для начала мы попросили детей из пятого класса ответить на вопрос: «Какие качества они ценят в учителе?» (Следует подчеркнуть, что данному возрасту свойственна потребность активно выражать свое мнение, без усложнения его деталями и подробностями). Отмечая отличительные стороны своих любимых учителей, они решительно и односложно указывают на следующие характерные особенности. Она (учительница)«добрая и веселая, но когда надо, то жесткая», «требовательная», «незлая», «ласковая», «немного строгая», «очень приветлива», «если сказала, то сдержит слово», «честная», «всегда поможет», «справедливая», «очень любит детей», «оценки ставит справедливо», «объясняет очень понятно», «может немножко пошутить на уроке, но в то же время не отходит от цели урока», «не кричит, а рассказывает урок с интересом», «всегда рада хорошим ответам и очень переживает, когда мы плохо выполняем работу», «говорит спокойным голосом», «терпеливо объясняет» и т.п. Фразовый анализ показывает, что в ответах четко обозначились две группы качеств, которые дети ценят в любимом учителе: профессиональные и личностные. Это объясняется стремлением ребенка не только присмотреться к наставнику со всех сторон, но и определиться, с каких позиций он сам может утвердиться в глазах любимого учителя, в чем может ему подражать. Ответы учащихся свидетельствуют, что ребенку учитель интересен не только как педагог, от которого зависит успех в учении, но и как личность, в общении с которой протекает процесс педагогического взаимодействия [18, c.62].
В учителе дети больше ценят личностные, нежели деловые и профессиональные качества. Позиция старшеклассников выражается в стремлении познать сложный мир человеческих отношений, определить не только свое место в жизни, но и роль тех, кто их окружает. Поэтому в характеристике личности любимого учителя у ребят этого возраста чаще всего встречаются законченные суждения типа: «Она (учительница) почти такая же как мы, она умеет понять нас, к ней можно прийти поговорить о чем-нибудь, посоветоваться»; «она всегда может понять человека»; «для того чтобы быть хорошим учителем, надо быть хорошим человеком, относиться к ученикам как к равным», «она (учительница) редко прибегает к наказанию, старается сначала понять, почему ученик что-то натворил, и помочь ему выпутаться из трудных положений, а главное, она никогда не кричит и всегда спокойна...» «Учитель своим криком всегда говорит о своей слабости перед учеником: если он кричит, значит бессилен»; «учитель, по-моему, должен быть строг, но в меру,… не должен терять чувства юмора и какой-то веселости, чтобы на уроках ученики чувствовали себя раскованно»; «прежде всего, в учителе хотелось бы видеть друга, человека, который может понять тебя, посоветовать, поставить себя на место своего ученика» [18, c.63]. Преобладание в характеристиках описания личностных качеств вовсе не означает, что оценка профессиональных свойств педагога уходит из поля зрения подростка. Учитель-профессионал воспринимается учеником старшего возраста прежде всего как цельная личность, способная добиваться успеха больше благодаря своим человеческим, нежели профессиональным качествам.
Характеристика профессиональных и личностных качеств носит скорее рекомендательный, чем описательный характер. Так, педагогу «необходимо вырабатывать подходы к взаимодействию с учащимися, адекватно отражающие современную действительность, иначе он, пользуясь годами отработанными приемами, рискует впасть в профессиональный маразм»; «нельзя за плохое поведение ставить столько двоек за раз, что у ученика пропадает всякое желание приходить на урок»; «не надо стараться навязывать свою точку зрения, оскорблять ученика, если он не выполнил домашнего задания или не смог ответить на уроке»; «статус родителей не должен влиять на оценку ученика»; «нельзя постоянно сравнивать учащихся между собой, не обращая внимания на их индивидуальные особенности»; «нельзя выражать свои симпатии и антипатии»; «общение с учениками не может ограничиваться только уроком, да и то во время опроса» [5, c.312].
Встречаются и резюме типа: «Да, учитель тоже человек и у него есть проблемы. Но он и актер, который выходя на сцену должен отключаться от жизненных неудач и играть свою роль»; «создается впечатление, что сегодня все забыли о Сухомлинском, о Макаренко» и др [18, c.63].
Чаще всего в числе характерных положительных качеств педагога студенты отмечают способность к творчеству, позволяющую не только «самоутвердиться учителю, но и дать ребенку возможность проявить себя».
Мы уверены, что суждения самих учащихся и студентов могут послужить полезной составляющей при создании совокупного портрета учителя как субъекта педагогического процесса в структуре личностно ориентированного образования. Востребованность такого портрета сегодня очевидна. Но это дело будущих исследований, ускорить которые способен только сам учитель своим желанием изменить себя.
Выводы по главе I Представление об учителе как о человеке, обладающем знаниями, которые он передает учащимся как пассивным получателям информации, противоречит самой сути преподавания как ремесла, основанного на сотрудничестве. Настоящее познание может осуществляться благодаря простому обучению, без какой бы то ни было мыслительной работы и понимания со стороны учащихся, открывающих для себя новое.
Для того чтобы учителя освоили методы обучения в сотрудничестве, их подготовка должна включать следующее:
1. Им самим нужно обладать теми знаниями, которыми, с их точки зрения, должны овладеть школьники в результате обучения, но этого самого по себе недостаточно. Им также необходимо понимать все, что они знают, чтобы они смогли разнообразить урок вопросно-ответной работой, проведением дискуссии. Это поможет ученикам приобрести настоящие знания — знания вместе с пониманием.
2. Учителя должны обладать теми интеллектуальными навыками, которым они обязаны обучать, и должны знать, как сформировать эти навыки у учеников и сделать их прочными.
3. Им необходимо понимать те идеи и вопросы, в которых они хотят помочь учащимся разобраться. С этой целью учителей надо обучить искусству ведения дискуссий; они должны наблюдать за тем, как это делают другие; сами участвовать как студенты в семинарах, которые проводят другие, и проводить семинары под руководством людей, мастерски владеющих этим искусством.
4. И самое главное: их надо подготовить к учительской профессии так, чтобы свою основную роль они видели в том, чтобы учиться. Школа должна быть тем местом, где учатся все. Настоящий педагог — тот, кто на уроках работает и учителем, и учеником Настоящая педагогическая работа ни в коей мере не сводится к изложению материала учителем и запоминанию его учениками.
Преподаватели — не просто технические исполнители, своего рода передатчики формальных, устоявшихся знаний, каждый шаг которых определяется четкой учебной программой, от которой они не могут отойти. Их задача — научить школьников чутко воспринимать и знать жизнь в ее нравственном преломлении. Это главная задача учителей. Все остальное — лишь подготовка к этому. Вот почему знание основ морали является для учителей первоочередным знанием.
Глава II. Учитель как практический психолог 2.1 Самодиагностика профессионально-личностных качеств учителя начальных классов В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю-профессионалу, учителю. Педагог оказывает большое влияние на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной компетентности, авторитетности и многих других параметров.
Учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один как друг и советчик молодежи, другой способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то, устраняя причины недостатков у слабых учащихся. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой: все они необходимы.
В первой главе мы обосновали важность профессионально-личностных качеств учителя. Исходя из этого нами была проведена диагностика, цель которой оценить профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы.
Основными диагностическими методиками стали: методика Овчаровой Р.В. «Стиль педагогического общения и опросник Рогова Е.И. „Оценка профессиональной направленности личности учителя“.
Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 293 г. Москвы.
В исследовании принимало участие 20 учителей по различным предметам и с различным стажем работы.
Для исследования профессионально-личностных качеств учителя нами были использованы следующие методики.
Методика 1. Тест-опросник „Оценка профессиональной направленности личности учителя“
Методика разработана Е.И. Роговым и направлена на оценку и сравнение между собой различных типов педагогов.
Для исследования оценки профессиональной направленности личности учителя. Учителям был предложен Тест-опросник, целью которого оценить и сравнить между собой различные типы педагогов. После проведения теста были выявлены следующие результаты (см. Приложение 2).
Таблица 1
Результаты методики „Оценка профессиональной направленности личности учителя“
продолжение
--PAGE_BREAK--Проанализировав результаты данного теста можно сделать вывод, что в школе работают учителя, у которых ярко выражена оценка профессиональной направленности личности:
1. Общительность — 2 учителя (10%);
2. Организованность — 5 учителей (25%)
3. Направленность — 3 учителя (40%);
4. Интеллигентность — 6 учителей (30%)
Также в школе работают учителя, у которых развита оценка профессиональной направленности личности:
1. Общительность — 18 учителей (90%);
2. Организованность — 15 учителей (25%)
3. Направленность — 12 учителей (40%);
4. Интеллигентность — 14 учителей (30%)
Для большей наглядности полученные результаты отобразим с помощью диаграммы:
\s
Анализ табличных и графических показал, что в школе работают учителя, у которых хорошо развита оценка профессиональной направленности личности.
Характер общения педагога с воспитанниками в значительной степени зависит от стиля педагогического руководства. Стиль руководства характеризуется такими параметрами как тон речевого обращения к школьникам: доброжелательный, безразличный или официальный и форма обращения: приказ, требование, совет, просьба. Он проявляется и в особенностях использования педагогом поощрений и наказаний к своим воспитанникам и ученикам, установлении с ними определенной дистанции общения.
Различные особенности стиля руководства учителя оказывают неодинаковое воздействие на характер эмоциональных переживаний учащихся, на их поведение на уроке и в школе. Выделим три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для исследования стиля педагогического общения, с учителями был проведен тест по методике Р.В. Овчаровой «Стиль педагогического общения», который показал следующие результаты:
Методика 2. «Стиль педагогического общения»
Методика разработана А.Б. Майским и Е.Г. Ковалевой под руководством Р.В. Овчаровой и направлена на выявление стиля педагогического общения (см. Приложение 2).
Таблица 2
Результаты методики «Стиль педагогического общения»
Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод о том что:
Демократическим стилем общения обладают — 12 учителей (60%); авторитарным — 8 учителей (40%), а либеральный стиль общения отсутствует.
Для наглядного сравнения данных построим график.
\s
Графический анализ данных показывает, что у учителей в данной школе преобладает демократический стиль общения.
Таким образом, было выявлено, что качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.
Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.
В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности.
2.2 Методы профессионального самосовершенствования педагога После проведения диагностики по оценке профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы, нами было выявлено, что у некоторых учителей, участвующих в эксперименте, профессионально-личностные качества развиты недостаточно, поэтому для решения проблем профессионального роста, нами были подобраны специальные упражнения по повышению профессионально-личностных качеств учителя начальной школы.
Упражнение 1. Гуманистическое представление о человеке
Подумайте о том, что все люди разные, но каждый человек прекрасен, потому что он уникален; не следует смешивать человека и его поведение; у каждого имеется способность к росту и изменению.
Упражнение 2. Утверждение самоценности
В состоянии покоя и расслабления попытайтесь дать несколько ответов на вопрос «Кто я?». Затем в монологе для себя и других расскажите о своей уникальности. Начните со слов: «Я — это я. Все, чего я достиг сегодня, принадлежит мне: все мои печали и радости, победы и поражения...» Говорите далее все, что придет вам в голову для декларации вашей самоценности. Постарайтесь закончить монолог словами: «Я — это я. Я хочу быть только собой». После монолога проанализируйте, что вы почувствовали, как изменилось ваше самоощущение.
Упражнение 3. Контраргументы
Попробуйте немного разобраться в себе, своих достоинствах и ограничениях. Запишите их на одном листе бумаги. Старайтесь выразить то, что вы чувствуете «здесь и теперь», поставьте год, число, час заполнения листка и сохраните его. Подумайте о том, что вы принимаете в себе, чем вы лично недовольны. Периодически возвращайтесь к этому упражнению. Анализируйте изменение ваших оценок и ваших чувств (принятие себя — недовольство собой).
Упражнение 4. Части моего «Я»
Наше «Я» — это наше тело, наши мысли, чувства, ощущения, отношения, наша духовность. Мы существуем в определенном пространстве, питаемся определенной пищей. Каждая часть нашего «Я» играет свою роль, но все они взаимодействуют друг с другом, создавая магический узор этого «Я». Живем ли мы полноценной жизнью? Прислушиваемся ли мы к своему организму? Своим ощущениям? Даем пи мы волю нашим чувствам и интеллекту? Довольны ли мы своими отношениями с окружающими?
Подумав над этими вопросами, прислушавшись к каждому «Я», спросите себя о его самочувствии и нарисуйте условный узор вашего «Я»:
нарисуйте узор «Я»;
прислушайтесь к каждому своему «Я»;
спросите его о самочувствии, роли и месте в этом условном узоре;
окрасьте в желательный для вас цвет;
задумайтесь над своим «Я», чувствами, которые он вызывает;
6) сохраните узор и сравните с другими узорами, которые вы нарисуете позже.
А теперь несколько советов, которые вы должны обдумать. Для того чтобы быть здоровым и чувствовать полноту жизни, мы должны:
оказывать внимание своему телу, любить его, заботиться о нем, развивать его;
развивать свой интеллект, обучаться новому, окружая себя тем, что стимулирует мыслительную деятельность: книгами, работой, общением, посещением специальных курсов;
учиться управлять своими чувствами;
развивать наши ощущения, научиться тому, как заботиться об органах чувств, использовать их как дорогу жизни, соединяющую наш внутренний и внешний мир;
научиться гармонично решать всевозможные проблемы;
изучить наши физические потребности и научиться их удовлетворять;
создать себе комфортное пространство из звуков, цвета, тепла, воздуха, чтобы чувствовать себя в нем уютно;
развивать в себе способность чувствовать биение пульса жизни, полностью раскрываться и проявлять себя.
Упражнение 5. Мои внутренние голоса, или круг субличностей.
1. Перечислите все свои желания. Запишите их (все, что придет в голову). Включите в этот список все, чем вы обладаете и что хотели бы иметь, но не более 20 желаний. Например: не болеть… и т.п.
2. Прочитайте список, сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Выберите из двадцати 5-6 самых существенных (не включайте те, которые вызывают вопрос «А что подумают люди?»).
На листе нарисуйте два круга и разместите 5-6 желаний (субличностей).
Нарисуйте символы субличностей и дайте им имена, имеющие для вас смысл.
Раскрасьте свое «Я».
Повторяйте это упражнение периодически и сравнивайте ваши рисунки, представления и чувства.
Упражнение 6. Встреча с «саботажником».
Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно сделать. Представьте, что ваш план осуществлен.
Подумайте, что может помешать осуществлению вашего плана.
Вообразите эту картину.
Мысленно нарисуйте образ «саботажника» — силу, которая про тиводействует задуманному. Назовите его (депрессия, тревога, страх, неуверенность, застенчивость и т.п.).
Побудьте в роли «саботажника» и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта; расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.
С точки зрения «Я» представьте встречу с «саботажником». Проведите с ним переговоры.
Упражнение 7. Оживление приятных воспоминаний.
Вспомните то время жизни, когда вы были счастливы. Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его (вы были счастливы… были охвачены творчеством… были влюблены… были на вершине подъема.).
Теперь попробуйте ответить самому себе, каковы самые существенные особенности этого переживания?
Что мешает вам испытать эти чувства сейчас?
Повторяйте это упражнение, когда вы ощущаете, что вам нужна психологическая поддержка.
Упражнение 8. Передача энергии.
Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
Поместите энергию справа (слева). Ощутите ее воздействие на левую (правую) половину тела.
Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.
Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу.
6. Представьте, что вы посылаете энергию кому-то из ваших близких. Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии.
Упражнение 9. Маяк
1. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова маяк.
2. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скале.
Ваши стены толстые, прочные, даже сильные ветра, постоянно дующие на острове, не могут вас покачнуть. Из окон верхнего этажа вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните об энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего света, являющегося символом безопасности.
Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет.
Это упражнение хорошо помогает, когда вы чувствуете себя беззащитным и покинутым.
Упражнение 10. Уровень счастья.
Сядьте удобно. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов.
Спросите себя, каков ваш уровень счастья сейчас? Как обычно — 100%? Если да — примите мои поздравления.
3. Если нет — скажите, что вам мешает его иметь?
Вы тревожитесь о будущем?
Вас беспокоит что-то в прошлом?
Вы сравниваете себя с кем-то?
Вы чувствуете, что вас кто-то обидел?
Вы хотите кому-то отомстить?
Вы чувствуете, что все бесполезно, безнадежно?
4. Если вы ответили утвердительно на какие-то из вопросов, составь те список того, за что вы благодарите судьбу в данный момент (все, что стоит благодарности). Каков ваш уровень счастья сейчас?
Делайте это упражнение, если хотите повысить в себе ощущение счастья, особенно в те моменты, когда чувствуете себя несчастным человеком.
Представленная серия из десяти упражнений предназначена для развития адекватной самооценки, снятия тревожности, создания устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний. Упражнения могут выполняться как самостоятельно, так и в группе. Более подробно с системой самопомощи можно познакомиться в работах М. Аргайла «Психология счастья», Р. Бернса «Я-концепция и воспитание», Д. Рейнуотер «Как стать собственным психотерапевтом», А.С. Прутченкова «Тренинг личностного роста» и многих других.
Вторая серия упражнений способствует формированию коммуникативной компетентности учителя, демократического стиля общения на основе развития социальной рефлексии. Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-педагогического общения, включает два цикла:
I. Упражнения, направленные на овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.
II. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.
I ЦИКЛ
Выработка умения действовать органично и последовательно в публичной обстановке (проигрывание любого этапа, элемента урока в разном темпе с разными вводными заданиями: опоздавший ученик, невыполненное задание, конфликт с учеником и др.).
Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности (упражнения на освобождение и зажатие мускулатуры, задержание и снятие напряжения в процессе покоя, ходьбы и выполнения педагогической деятельности).
Достижение эмоционального благополучия учителя в классе (пробы на выбор оптимального темпа, ритма, позы, движения).
Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, сосредоточенности (выбор и расширение кругов внимания — малый, средний, большой).
Развитие простейших навыков общения (обращение и демонстрация внимания к собеседнику, привлечение внимания окружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное выражение требований, передача эмоциональных состояний).
Овладение техникой интонирования, мимикой и пантомимикой: а) сказать с разными интонациями в голосе слова: «Здравствуй», «Приступим к работе», «До свидания» — громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно, торжественно, торжествующе и т.п.; б) войти как неопытный учитель в незнакомый класс; уверенный в себе учитель-мастер; глубокий старик; артист балета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим; подчиненный своему начальству; начальник своему подчиненному; мать младенцу; г) нахмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т.п.
Преодоление внушаемых характеристик по предъявляемым фотографиям (выбор и характеристика людей, изображенных на фотографиях, из которых только один положительный человек, веселый, ласковый, умный, злой и т.п.).
Изучение эмоциональных реакций детей по фотографиям и эмоциональная идентификация себя с ними.
Словесное педагогическое воздействие (логика, выразительность, эмоциональность речи, образная передача информации в педагогическом монологе) и прогнозирование его эффективности.
II ЦИКЛ
1. Выявление эмоционально-психологического состояния учителя на уроке и способности к саморегуляции (самоанализ уроков коллег на основе наблюдения, рефлексия собственного состояния на различных этапах урока на основе самонаблюдения и изучения видеозаписи).
2. Выявление и решение педагогической задачи (умение выделять в ходе урока моменты, требующие вмешательства учителя, оценивать свои действия, соотносить их способы с конкретными задачами, прогнозировать действия в предполагаемых обстоятельствах и с вводимыми требованиями — доверие, одобрение, совет, игра, намек, условие, недоверие, осуждение).
продолжение
--PAGE_BREAK--