Введение
Необходимость обновленияобразования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкалеоценки результатов обучения — веление времени. При этом изучение и формированиемотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогическойпсихологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов,формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужномнаправлении, — сердцевина педагогического труда.
Существует достаточномного путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивыхпознавательных мотивов, среди них И.П. Подласый выделяет как особо значимыеследующие:
· обучение скомпьютерной поддержкой;
· применениемультимедиа-систем;
· использованиеинтерактивных компьютерных средств[15;345]
Как показывают данные психолого-педагогичекихи дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С.Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциаломв развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основеинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способныобеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересамобучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новымисточникам учебной информации, использование компьютерного моделированияизучаемых процессов и объектов и т. д. Использование средств ИКТ способствуетучёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей,субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а такженеобходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его кпознавательным потребностям и интересам обучаемых.
Включение ИКТ-компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых припреподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. Вцентре обучения оказывается сам обучающийся — его мотивы, цели, егопсихологические особенности. Таким образом, применение ИКТ- компонента вучебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику науроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организоватьпознавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы,как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ-компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формируетположительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.
Однако, каксвидетельствует анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования(И.П. Подласый, А.Я. Ваграменко, А.А. Кузнецов и др.), резервы ИКТ- компонентакак средства формирования мотивов к учению у учащихся начальных классовиспользуются не в полной мере.
Из вышесказанногоследует, что тема нашего исследования «ИКТ- компонент как средство мотивации кучению у учащихся 4 класса на уроках русского языка» актуальна.
Противоречие между большойзначимостью формирования мотивации к учению младших школьников инедостаточностью использования ИКТ-компонента как мотивационного приёмаопределили проблему данного исследования: Каковы приёмы формирования мотивациик учению младших школьников на уроках русского языка?
Объект исследования:процесс формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русскогоязыка.
Предмет исследования:применение ИКТ- компонента как средства формирования мотивации у младшихшкольников на уроках русского языка.
Контингент исследования — учащиеся 4 класса МОУ СОШ №11 г.Чайковский.
Цель исследования:изучить эффективность влияния ИКТ- компонента как средства формированиямотивации к учению у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Задачи:
1. Определитьособенности формирования мотивации к учению у учащихся начальных классов науроках русского языка.
2. Изучить состояниепроблемы использования ИКТ- компонента как средства формирования мотивации науроках русского языка в современной педагогической литературе.
3. Раскрытьвозрастные особенности развития формирования мотивации у детей младшегошкольного возраста.
4. Провестидиагностику уровня формирования мотивации к учению у учащихся начальных классовна уроках русского языка.
Общей методологическойосновой настоящего исследования явились психологическая теория мотивации(А.А.Реан, Н.А. Бордовская), психологическая теория деятельности(А.Н.Леонтьев), психологическая теория учебной деятельности (А.К.Маркова), а такжеидеи, сформулированные в частных методиках.
Для решения задачисследования нами был использован следующий комплекс методов: изучениелитературы по теме исследования; наблюдение за деятельностью учащихся;анкетирование учителей и учащихся.
Практическая значимость:результаты данного исследования могут быть использованы в практическойдеятельности учителями начальных классов и студентами педагогических учебныхзаведений.
Глава 1. Теоретическаяоснова формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классовна уроках русского языка
1.1 Общие сведения омотивации учения у младших школьников
Исследуя отношенияшкольников к учению, А.К. Маркова установила, что «мотивация ученияскладывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения другс другом побуждений (потребность и смысл учения для школьника, его мотивы,цели, эмоции, интересы)». При этом под мотивами учения отечественные психологипонимают внутреннюю позицию личности, то есть то, ради чего учится ученик, чтопобуждает его учиться[23;125]. В данной работе в качестве рабочего определениямы выбираем следующее: мотивы – это побудители деятельности, складывающиеся подвлиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности [13;596].Мотивация- побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивномупознанию содержания обучения[15, с.366].
В зарубежныхисследованиях изучению мотивов также уделяется большое внимание. Своеобразноепонимание мотивации характерно для гештальтпсихологии. К. Левин, разработавший методику экспериментального изучениямотивов, понимал мотив как самостоятельное образование. Поведение он объяснял,исходя из отношений складывающихся у человека с конкретной средой.
В теории Д.К. Маккеландаговорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человекаформируются при онтогенетическом развитии. Мотив здесь рассматривается какстремление к достижению некоторых общих видов удовлетворения или результатов.Мотив достижения — первопричина поведения человека.
В теории мотивацииА.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущиймотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней отфизиологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведениезависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешнимимотивами.
Как считает И.П.Подласый, классифицировать мотивы, действующие в системе обучения можно поразличным критериям.
По видам выделяютсоциальные и познавательные мотивы.
По уровням подразделяют:
· широкиесоциальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимостиучения);
· узкие социальные(стремление занять определенную должность в будущем, получить признаниеокружающих, получить достойное вознаграждение за свой труд);
· мотивы социальногосотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими,утверждение своей роли с позиции в классе);
· широкиепознавательные мотивы проявляются как ориентация от самого процесса учения иего результатов; познавательная деятельность является его ведущей сферой егожизнедеятельности);
· учебно-познавательныемотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебныхпредметов);
· мотивысамообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
В практической педагогикеэти мотивы объединяются в группы по направлению и содержанию: социальные(социально-ценностные), познавательные, профессионально-ценностные,эстетические, коммуникационные, статусно-позиционные, традиционно-исторические,утилитарно-прогматические.
Существуют осознанные инеосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении ученика рассказывать о том,какие причины пробуждают его к действию, выстроить побуждения по степенизначимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, неконтролируемых сознание влечениях, которые, тем не менее, могут быть оченьсильными.
Могут быть мотивыреальные и мнимые (надуманные, иллюзорные), действующие при определенныхобстоятельствах.
Составить первичноепредставление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно,наблюдая отношение школьников к учению. Оно быстро характеризуется активностьюв структуре, которой выделяются следующие компоненты: готовность выполнятьучебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательноевыполнение заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личныйуровень. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которыхобучают: отстаивать свое мнение; задавать вопросы товарищам и учителям;рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей;обучать отстающих; объяснять более слабым ученикам непонятный учебный материал;самостоятельно выбирать письменные задания; создавать ситуации самопроверки,анализа познавательных и практических действий [23;126].
Проблема мотивацииактуальна как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В работах Л.И.Божович и ее сотрудников при анализе направленности личности были выделеныширокие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебнойдеятельностью [23;125]. Иногда ребенка побуждает не интерес, любознательность,стремление овладеть определенными умениями, увлеченность процессом усвоениязнаний, а то, что будет получено в результате учения.
П.М. Якобсон выделяетнесколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
1) мотивация, котораяусловно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией П.М.Якобсон подразумевает побуждения школьника, вызванные осознанием определенныхнеудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться(укоры родителей, учителей и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешнымрезультатам;
2) мотивация, имеющаяположительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самойучебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.
В одном случае такаяположительная мотивация определяется весомыми для личности социальнымиустремлениями (чувства гражданского долга перед страной, близкими). Учениерассматривается как «дорога» к освоению ценности культуры, как путь косуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если онадостаточно устойчива, дает силы для преодоления трудностей, помогает бытьтерпеливым и усидчивым. Это — наиболее ценная мотивация. Однако если этаустановка не подкреплена другими мотивирующими факторами, она не обеспечиваетмаксимального эффекта, поскольку привлекательна не деятельность так таковая, алишь то, что связано с нею.
Другая форма мотивации определяетсяузколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п.Кроме того, можно выделить мотивацию, лежащую в самой учебной деятельности,например мотивацию, связанную непосредственно с целями учения. Мотивы этойкатегории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний,расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебнойдеятельности (преодолении препятствий, интеллектуальная активность, реализациясвоих способностей).
Современному учителюзнанию типа мотивации недостаточно для подкрепления внутренней побудительнойсилы. Для этого необходимо правильная организация учебной деятельностишкольников.
Условия длявнутреннего мотивирования процесса учения
1. Снятие внешнегоконтроля. Практика показывает, что использование наград и наказаний за результатыобучения ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешнее подкрепление, поощрение илипорицание нужны не для контроля, а для информирования ученика об успешности егодеятельности, об уровне его компетентности. Они служат основанием для того,чтобы оценить достигнут ли желаемый результат, они являются побудительнымисилами деятельности. Не должно быть и наказание или порицание за неудачи.Неудача сама по себе вызывает неприятные переживания, состояниенеудовлетворенности, подавленности и может привести к угасанию мотива. Педагогдолжен выбирать такие методы обучения, воспитания и развития, которыеспособствуют гармоничному развитию личности детей. А.С. Макаренко говорил, чтоесли мы не видем в человеке положительного, то должны сами спроектироватьположительное и в соответствии с этим «вести» человека. Однако нельзя полностьюигнорировать роль порицания.
Говоря о роли оценки встановлении личности школьника, необходимо иметь в виду ряд психологическихособенностей:
— одобрение поступков(словесное поощрение, благодарность), т.е. психологическая поддержка вызываетпозитивные эмоции, эмпатию, чувство удовлетворения и побуждает поступать такжев дальнейшем;
— положительная илиотрицательная оценка, как отдельного ученика, так и класса, видна. Позитивнаяглобальная оценка («вот примерный ученик», «вот хороший класс») приводит кзавышению самооценки и снижению самокритичности и требовательности. Во второмслучае угасает побуждение к деятельности, школьник может перестать верить всвои способности, силу и возможности группы. При парциальной (частичной)психологической поддержке ребята гордятся своими достижениями и вместе с темпонимают, что еще не все сделано и нет повода радоваться успеху. Важна инегативная частичная оценка, помогающая правильно ориентироваться в конкретномдействии;
— при неудачахпредпочтительнее использовать опосредованную оценку (не называя имен), а придостижении поставленной цели – непосредственную (прямую, с указанием имен);
— объективная формавыражения оценки – одно из условий профилактики конфликта между учителем иучениками.
В практике частовстречаются ситуации, когда ученик, который не когда не учил уроков и всегдаплохо отвечал, вдруг рассказал материал так, что можно поставить «хорошо» или«отлично». Если педагог при этом поставит ему «тройку», то ученик можетразочароваться в своих силах и вновь, как и прежде, перестать выполнятьдомашние задания.
Если учительница поставитему соответствующую ответу оценку и отметит ответ, ученик поверит в себя и (такбывает чаще всего) будет регулярно и серьёзно заниматься.
2. Задачи обучения должныисходить из запросов, интересов и устремлений школьников. Результаты обучениядолжны быть значимыми для учащихся и соответствовать их потребностям. По меревзросления у ребёнка формируется потребность в структурировании будущего.Степень выраженности и осознанности этой способности становится одним изпоказателей личностной зрелости. Необходимо контролировать появление истановление этой потребности по мере формирования личности, у неё должныопределяться все более жизненные перспективы, должно складываться представление,что учеба и ее итоги – это важный шаг жизненного пути.
Таким образом, на болеевысоком уровне формируется внутренняя мотивация. Переход к такомуперспективному планированию будет безболезненным, если путь достижения учебныхцелей разбить на более мелкие подцели с конкретным видимым результатам. Текущийконтроль процесса усвоения знаний школьников позволяет педагогу не толькоопределить исходный уровень их знаний, умений и навыков, но и скорректироватьпоставленные задачи, наметив новые пути и средства обучения исходя изпотребностей, запросов, интересов учеников. Школьник, оценивая уровень своихзнаний и умений, также в соответствии с этим корректирует дальнейшие цели.Благодаря этому взаимодействию внутренняя подсистема становится доминирующей,ученик определяет свою перспективу. 4. 3.Личность учителя и характер егоотношения ученику. Сам учитель должен быть личностью, внутренне мотивированнойличностью с ярко выраженным интересом педагогической деятельности, высокимсамоуважением, профессионализмом и уверенностью в своих силах. Среди личностныхкачеств, которые особенно ценят в учителе ученики, чаще всего называют любовь кдетям, доброжелательность, чуткость, справедливость, требовательность, чувствоюмора, оптимизм и творческое отношение к делу. Чтобы обладать этими качествами,необходимо быть духовно богатой, интеллигентной и креативной личностью. К.Д.Ушинский, который писал об этом так: «Нет сомнения, что многое зависит отобщего распорядка в заведении, то главнейшее всегда будет зависеть от личностинепосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанниками: влияниеличности воспитателя на молодую душу составляет воспитательскую силу, которуюнельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказанийи поощерений».
Однако не редконастойчивые и правдивые требования педагога не встречают понимания или вызываютотрицательную реакцию школьников. Это бывает при непонимании между учениками ипедагогом. Такое непонимание называется смысловым барьером (или барьеромобщения).
4. Урок следуеторганизовать так, чтобы сам процесс учения был интересен учащимся и вызывалрадость от общения с педагогами и одноклассниками. Четко организованный урокимеет обучающее, развивающее, психологическое и воспитательное значение.Логически продуманная система взаимосвязанных уроков способствует активномупроявлению всех духовных сил школьников, выработки определённого биоритмаактивности, привычке к работе; порождает условия для умственной и трудовойдеятельности, что позволяет в процессе усвоения знаний «включать» весь комплектпсихических процессов учащихся. Благодаря совместной учебной деятельности,обмениваясь практической информацией в делах, школьники учатся взаимопониманиюи взаимопомощи.
Познавательная активностьна уроке также закаляет волю учащихся, воспитывает у них трудолюбие,ответственность и другие нравственные качества личности. Учителя-новаторыпланируют свой урок так, чтобы учебный материал обязательно усваивали всеученики, используя разнообразные методы, соответствующие особенностямсодержания урока и уровню развития школьников. Поэтому сегодня на сменукомбинированному уроку приходит инновационный урок, имеющий в своей основеновые, оригинальные, творчески привнесённые учителем изменения в содержании, вметодах, средствах и формах организации знаний.
Таким образом, средиотечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущностимотивов, их осознанности, места в структуре личности, но наличие внешней и внутреннейподсистем мотивации признается всеми [23;125]. Большими дидактическимивозможностями в этом плане обладают ИКТ, которые осуществляют не толькоинформационную поддержку образовательного процесса, но и адаптируют его кпознавательным потребностям и мотивам учения.
1.2 ИКТ- компонент каксредство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русскогоязыка
Обращениек информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав ивозможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источниковинформации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета ит.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры,контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций — локальныекомпьютерные сети и Интернет. Как компьютерная поддержка курса «Русский язык»создавался сборник дидактических материалов для учащихся П-1V классов «К грамотности ступеньки»,имеющий электронный аналог: пакет комбинированных компьютерных программ, которыевключают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующиймодули. Преимущества обучения, проводимого с использованием компьютеров:использование цвета, графики: многократное возвращение на экран того раздела,параграфа, [8;37].
ИКТ – это совокупностьметодов, устройств и производственных процессов, используемых обществом длясбора, хранения, обработки и распространения информации.
Информационныетехнологии обеспечивают пользователю простой доступ к компьютерной технике. Онипозволяют автоматизировать любые информационные процессы. Для учетаиндивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения с помощью компьютерныхпрограмм предусмотрены: выбор темпа продвижения каждым обучаемым; многократныеповторы действий, но грамматико-орфографическому разбору; диалог; вариативныеформы подачи учебной информации с учетом преобладания зрительных, слуховыхтипов восприятия и памяти, абстрактного или конкретного мышления.
Спомощью компьютера можно активизировать все компоненты процесса обучения:целевой, стимул мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный,контрольно-регулирующий, оценочно-результативный.
Компьютерприменяется па трех уровнях обучения:
I — на уровневосприятия грамматико-орфографического материала;
II — пауровне осмысления, закрепления;
III —на уровне обобщения и повторения.
Предусмотренаследующая градация
дидактическихфункций электронного учебника: на I уровне электронный учебник призван стимулировать познавательнуюактивность, желание понять сущность грамматико-орфографичских явлений и овладетьядром теории (понятийным аппаратом). Для достижения этих задач вдемонстрационно-тренировочном модуле используется, но преимуществуиллюстративно-репродуктивный метод; на II электронный учебник призван стимулировать желание получитьне только базовый, но и факультативный объем знаний, умений и навыков. Длядостижения этих задач в контрольно-тренировочном модуле используетсяобъяснительно-иллюстративный, и проблемный методы; на III уровне электронный учебник призван стимулироватьжелание углубленно изучать предмет[8;37].
Обращениек информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав ивозможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источниковинформации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочныесистемы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Какинструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры,контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций — локальныекомпьютерные сети и Интернет[5;24]. Опыт обучения с использованием компьютерныхпрограмм по русскому языку в начальных классах покачал, что при их примененииследует соблюдать определенную последовательность. Так как интериоризация(переход внешних по форме процессов рассуждений, но правилу во внутренниепроцессы, протекающие в плане сознания и подсознания в форме умственныхопераций) осуществляется успешно только при условии следования от этапа кэтапу. Редуцирование или пропуск хотя бы одного из перечисленных выше этаповведет к дефектам в формировании действий учащихся в процессе примененияорфографических знаний в практике письма. Искоренить эти ошибки поможетиспользование специально разработанных методических приемов и такого техническогосредства, как компьютер. В настоящее время последний является одним изперспективных средств обучения. По мнению В.Г. Коурова и О.И. Коуровой, использованиекомпьютерных технологий открывает принципиально новые возможности дляактивизации учебно-познавательной деятельности и ее интенсификации. Компьютерныепрограммы позволяют значительно увеличить объем воспринимаемой школьникамиинформации благодаря тому, что она представляется в более обобщённом,систематизированном виде.
Для проведенияэкспериментальной работы с целью установления влияния компьютерной технологиина повышение уровня орфографической грамотности учащихся IV класса и развитие абстрактногомышления был разработан сценарий программно-педагогического средства, покоторому программист С.Федянин создал компьютерную программу[14;33].
Основнымкомпонентом обучающей программы является тестирующий модуль, состоящий иззаданий, нацеленных на обобщающее повторение правописания безударных падежныхокончаний имен прилагательных.
Впедагогической и методической литературе отмечены несколько направленийприменения ИКТ в образовательном процессе, среди них востребованы в школьнойучебной практике. Хуторская А.В, Боревский Л.Я и Рычков В.Г. отмечают пятьосновных:
1. Контроль знаний.
2. Лабораторныйпрактикум.
3. Иллюстративноесредство при объяснении нового материала.
4. Самообразование.
5. Эффективноеформирование познавательного интереса.
Современные ИКТ обладаютуникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:
1. Представлятьобучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация (науроке русского языка это может быть презентация, которую создаёт либо учитель,либо ученик[22;67]);
2. Контролироватьвременные параметры урока для каждого обучаемого;
3. Выдавать большой объеминформации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чемматериал учебников и статей;
4. Активизироватьпроцессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
5. Мобилизоватьвнимание обучаемого;
6. Быть точным иобъективным в оценке знаний;
7. Печатать,воспроизводить и комментировать информацию;
8. Выходить вмировое информационное сообщество;
9. Формироватьмотивацию к учению и познавательный интерес.
Как считает ЛевицкийС.П., возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия,мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают егов деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами,предметами или моделями явлений. Также это проявляется и на уроках русскогоязыка. Это представлено в таблице:Процессы Технические функции компьютеров в обучении русскому языку воздействие на органы чувств Графика, анимация, звук, цветовая палитра память Гипертекст, словари, энциклопедии, многоуровневость подачи языковой учебной информации мышление Постановка проблемы, помощь в выборе оптимального алгоритма решения грамматико-орфографической задачи, проблемные задания, вопросы обобщение Выделение основных признаков, объединяющих группу правил; руководство составлением схем, таблиц, алгоритмов и т.д. укрепление Повторное воспроизведение важных элементов грамматико-орфографического разбора, предъявление других вариантов дидактического материала, многоступенчатый тренинг изменение Презентация разнообразных заданий и упражнений с большим объемом языкового материала
Внедрение ИКТ в учебныйпроцесс имеет два основных направления:
Первое – компьютервключается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционныхметодов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средствоинтенсификации учебного процесса.
Второе – он представляетсобой, собственно, технологозацию учебного процесса в самом широком смысле –разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения,объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применятькомплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексныхкомпьютерных программ может бы обучающим, тренировочным и контролирующим[22;117].
Интегрируя ИКТ вобразовательный процесс, можно обеспечить:
1. развитиеконструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения скомпьютером и работе со специальными обучающими программами;
2. Развитиетворческого мышления за счет выполнения заданий эвристического,исследовательского характера;
3. Развитиекоммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов.
Успешность интеграции ИКТв учебно-воспитательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемыхк применению этих технологий. Иногда ученики относятся к новшествам безразличнои даже отрицательно. Поэтому педагогу нужно найти способ, позволяющий изаинтересовать учащихся. А именно: сделать для них использование ИКТ органичными необходимым.
Итак, место ИКТ вобучении – информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, рольИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации,дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения русскомуязыку. Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий длясовершенствования качества образования, для формирования и развития личностичеловека и его творческих способностей.
1.3 Учётпсихолого-педагогических особенностей младших школьников в процессеформирования мотивов к учению
Для умения сформироватьмотивацию к учению учитель начальных классов должен хорошо знать особенностипсихологии младших школьников.
Развитие теоретическогомышления.
В младшем школьномвозрасте идёт интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит кперестройке воображения и памяти, превращению их в регулируемые произвольныепроцессы. У него развиваются способности к обобщению, выделению существенного иабстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьник научаетсясамостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать,анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.«На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения идостаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки ктеоретическому сознанию и мышлению» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)[10;250]. Кокончанию четвёртого класса с развитием теоретического мышления, т.е. мышления,развивается способность к рефлексии, которая является новообразованиемподросткового возраста. В.В. Давыдов показал, что при выполнении детьми учебнойдеятельности на различном предметном материале были выявлены общие особенностипсихологического развития: рефлексия, анализ и планирование определяют существеннуюперестройку всей познавательной и личностной сферы детей[10;332]. Такимобразом, необходимо учащихся заинтересовать некоторой теоретическойинформацией.
Память становитсямыслящей.
Под влиянием обученияпамять развивается в 2-х направлениях:
· Усиливается рольсловесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным).
· Происходитсознательное управление памятью (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Восприятие становится думающим,поэтому для формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на урокахнеобходимо концентрировать внимание на новом учебном материале с помощью схем,таблиц сравнительных или наглядности.
Велика здесь рольучителя, который организует деятельность учащихся по восприятию объектов, учитвыявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним изэффективных методов является сравнение.
Внимание становитсяпроизвольным.
Возможности волевогорегулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. По сравнению состаршим школьником, младшему школьнику трудно заставить себя сосредоточиться нанеинтересной, трудной работе ради результата в будущем.
В младшем школьномвозрасте лучше развито непроизвольное внимание. Оно становится болееконкретизированным, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью.Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то учительстремится сделать урок интересным, занимательным, т.е. мотивировать обучение учащихся.
Таким образом, приформировании мотивов к учению учителю следует учитывать следующиепсихолого-педагогические особенности: непроизвольность внимания, развитиетеоретического мышления. Необходимо также помнить, что память у младшихшкольников мыслящая, а восприятие думающее. Использование ИКТ- компонента вучебном процессе помогает сделать занятия интереснее, что способствует развитиюпроизвольного внимания, творческого мышления.
Глава 2. Педагогическоеисследование влияния ИКТ- компонента на формирование мотивации к учению уучащихся 4 класса на уроках русского языка
2.1 Методы и организацияисследования
Исследование формированиямотивации у учащихся 4 класса с помощью ИКТ- компонента на уроках русскогоязыка проводилось в МОУ СОШ №11. Методы для данного исследования были выбраныследующие: анкетирование учителей начальной школы и учащихся 4 «Б» класса,наблюдение за деятельностью учащихся данного класса на уроках русского языкабез применения ИКТ- компонента и с применением презентации. Анкетированиеучителей и учащихся проводилось для выяснения проблемы использования ИКТ-компонента на уроках русского языка в четвёртых классах. Рассмотрим далееподробнее.
Анкетирование учителейначальных классов проводилось для выявления проблем использования ИКТ-компонента на уроках русского языка в четвёртых классах. Учителям были предложенывопросы с предоставлением выбора ответа, а также предоставлением возможностиответа на вопрос вариантом, не представленным в анкете. Учитель помечаетвыбранный вариант ответа в анкете. Было опрошено всего 5 учителей. Из них- 4-учителя четвёртых классов и 1- учитель третьего класса. Данный метод был выбрандля удобства опробации результатов и точности.
Анкетирование учащихся 4«Б» класса проводилось для выявления типа мотивации на уроках русского языка.Учащимся были розданы листочки, на которых им предлагалось напротив номера изперечня мотива поставить балл в зависимости от верности утверждения. Данныйметод был выбран для удобства опробации и точности результатов.
Наблюдение задеятельностью учащихся 4 «Б» класса проводилось для выявления эффективностиформирования мотивации с применением ИКТ- компонента на уроках русского языка.Наблюдали за уроками русского языка без применения ИКТ- компонента и сприменением. На обоих уроках фиксировали проявления активности на каждом этапе.
Таким образом, нами былииспользованы следующие методы: анкетирование учителей и учащихся, наблюдение задеятельностью учащихся.
2.2 Результатыисследования
В ходе данногоисследования были получены следующие результаты анкетирования учащихся: мотивык учению на уроке русского языка без применения ИКТ- компонента доминирующие — это мотивы долга, ответственности и отношения к учебной деятельности, а сприменением- те же и ещё мотивы содержания учебной деятельности исамосовершенствования. Были опрошены также учителя начальных классов. Из пятиучителей большинство (4 человека) ответили на вопрос анкеты «используете ли Вына своих занятиях ИКТ- компонент?» — «иногда», т.е. данная проблема существует.Восемьдесят процентов опрошенных учителей ответили на вопрос «в чём на Ваш взгляддидактическое назначение ИКТ- компонента на уроках русского языка?»- «какнаглядность и дополнение информации о чём-либо»; 10%- «как наглядность»; 10%-«дополнение информации о чём-либо». Наблюдение за деятельностью учащихся науроке русского языка с применением ИКТ- компонента показало, что учащиеся болеемотивированы на изучение нового материала, а именно: они задают больше вопросовпо теме, работают с учебником охотнее и отвечают на вопросы учителя, т.е ониусваивают больше материала, чем на уроке без применения ИКТ- компонента.
Таким образом, полученныенами следующие результаты наблюдения за деятельностью учащихся, анкетированияучащихся и учителей показали, что применение ИКТ- компонента на уроках русскогоязыка в начальных классах используется, и оно весьма эффективно дляформирования у учащихся мотивации, но существует проблема недостаточностиоборудования, поэтому используют ИКТ- компонент на уроках русского языка вчетвёртых классах не всегда. ИКТ- компонент является дидактическим резервом дляформирования положительных мотивов к учению.
Заключение
В ходе исследования нами былрассмотрен процесс формирования мотивации с помощью ИКТ- компонента у учащихсячетвёртого класса. Вспомним, что формирование мотивации — это побуждениеучащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержанияобучения. Мотивация связана с таким понятием, как познавательная активностьшкольника.
В структуре активностивыделяют следующие компоненты:
1. готовностьвыполнять учебные задания;
2. стремление ксамостоятельной деятельности;
3. сознательностьвыполнения задания;
4. систематичностьобучения;
5. стремлениеповысить свой личный уровень. Эффективным средством повышения познавательнойактивности и формирования мотивов является ИКТ- компонент.
В результате нашегоисследования мы пришли к следующим выводам:
1. Формироватьмотивацию к учению, особенно у младших школьников, необходимо, потому что врезультате побуждения учащихся к активной учебной деятельности возрастаетуровень самостоятельности ребёнка.
2. Для того, чтобысформировать мотивацию у учащихся начальной школы на уроках, необходимоиспользовать в этом процессе такие методы и средства, с помощью которых учительмог бы заинтересовать ребёнка возникшей проблемой.
3. В период бурнойинформатизации общества необходимым и важным для работы с информацией являетсяиспользование новых информационных технологий.
4. Дидактическиевозможности ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления,воображения, памяти и мобилизируют внимание обучаемого, но и включают его вдеятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами,предметами или моделями явлений.
5. ИспользованиеИКТ- компонента является резервом при формировании мотивов к обучению у младшихшкольников на уроках русского языка.
Тезаурус
Активизация- управлениеактивностью школьников — управление активностью школьников[15, с.365].
Активность — непременноеусловие развития способностей и дарований, достижения успеха[15, с.92].
Активность познавательная- деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению,умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладениязнаниями[13,c.8].
Актуальный — оченьважный, имеющий большое значение для настоящего момента[24, с.22].
Анкета — опросный листдля получения ответов на заранее составленную систему ответов[13, с.11].
Валидность — комплекснаяхарактеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна лиметодика для измерения того, для чего она была создана, и какова еёдейственность, практическая полезность[13, с.17].
Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности[15, с.24].
Воспитать- привить,внушить что-нибудь кому-нибудь[25, с.98]
Деятельность — специфический вид активности, направленный на творческое преобразование,совершенствование действительности и самого себя[11, с.657].
Заинтересовать- возбудитьв ком-нибудь особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть, узнать,понять[24, с.144].
Интерес- внимание,проявляемое к кому-чему-либо или возбуждаемое кем-чем-либо[24, с.179].
Компьютер — электроннаявычислительная машина[24, с.207].
Мотивация- побуждениеучащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержанияобучения[15, с.366].
Метод наблюдения — целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иныхпедагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей,получаемых результатов[13, с.85].
Методы педагогическогоисследования — совокупность способов и приёмов познания объективныхзакономерностей обучения, воспитания и развития[13, с.84].
Образование- процессусвоения знаний[24, с.320]
Обучение — специальноорганизованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей иучеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формированиемировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых,закрепление навыка самообразования в соответствии с поставленнымицелями[15, с.26].
Объект исследования — педагогическое пространство, область, в рамках которой находится то, что будетизучаться[13, с.48].