Театрализация в детском саду
План
1. Развитие детей втеатрализованной деятельности
а) Что такое театр и егоистоки
б) Значение и спецификатеатрального искусства
в) Приобщение детей ктеатрализованной деятельности
г) Характеристикатеатрализованных игр
д) Классификация театрализованныхигр
2. Организациятеатрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
а) Формы организациитеатрализованной деятельности
б) Младшая группа
в) Средняя группа
г) Старшая группа
д) Подготовительнаягруппа
3. Кукольный театр
а) Виды театров
б) виды кукол
в) Организация уголкатеатрализованной деятельности
4. Роль педагога ворганизации театрализованной деятельности
а) Умения и навыкипедагога в организации театрализованной деятельности
б) Основные направленияработы с детьми
5. Театрализованная деятельностьсовместно с другими занятиями
1.Развитиедетей в театрализованной деятельности
а)Что такое театр и его истоки
Чтотакое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство дляобщения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способноеразвивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психическихпроцессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческуюактивность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми идетьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в нейсвою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире,законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире,строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческойактивности личности, умения держать себя в обществе. Античный театр — театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, стран Ближнего Востока (VI в. до н. э. IV- V вв. н. э.) В этупору возникло европейское театральное искусство. У всех народов мира сдревнейших времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умиранияи возрождения природы, со сбором урожая. Эти обряды дали жизнь драме и театруГреции, Рима. В Греции они были посвящены богу Дионису. Хор ряженых и запевалане просто исполняли песню, между ними возникал диалог, а значит – активнаямимика, действие. В Риме на праздниках урожая пелись весёлые, потешные песни, вкоторых редко звучали актуальные темы, социальные мотивы; исполнялись танцы(пластическая культура движения, жеста). Таким образом, у истоков театра –народное искусство, возникшее как необходимый элемент в социальной и духовнойжизни людей, как массовое зрелище. В Древней Греции театр состоял из орхестры(круглая площадка, на которой выступали актеры, и хор вокруг которойрасполагались зрители), зрительных мест, скены (место переодевания и выходактёров к зрителям, которая находилась за пределами круга орхестры). Позже, кскене стали пристраивать параскении, где хранилось имущество театра; пароды –проходы между сценой и местами для зрителей. Древнегреческий актёр (мог бытьтолько мужчина) мог по ходу спектакля играть несколько ролей, меняя маски.
Грекипридумали представлять сказания о своих богах и героях в живых лицах, поняли,как поучительно и занятно может быть театральное зрелище. где вместорассказчика перед слушателями выступали те самые люди, о которых рассказываетсяв сказке (мифе). От греков мы позаимствовали и само слово " театр",которое по-гречески произносится театрон и означает " зрелище".
ВРоссии истоком театра был школьный театр, популярен – домашний. Именно учебныйтеатр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлениипрофессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI – XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы орусской истории и современной России. В XIX в. огромную роль в воспитании и образовании детейиграют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах.Популярен был и крестьянский театр для детей. В европейских странах традициятеатра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий набиблейские и фольклорные сюжеты.
б. Значение и специфика театрального искусства
Значениеи специфика театрального искусства заключаются в сопереживании,познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа наличность. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающийрешить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
— схудожественным образованием и воспитанием детей;
— формированием эстетического вкуса;
— нравственным воспитанием;
— развитием коммуникативных качеств личности;
— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии,речи;
— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости,решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованнаядеятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциаларебёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать вокружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественныйобраз персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативноемышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко ипонятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежитигра. Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующиххудожественный вкус детей.
Коллективнаятеатрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личностьребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущихпсихических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности;создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности,корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувстваудовлетворения, радости, успешности.
в.Приобщение детей к театрализованнойдеятельности
Приобщениедетей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческихчувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Спервыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессеразнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтениястихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того,чтобы обыграть какой — либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка.Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: «Посмотрите, какая красиваяи любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вамиздоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем ипокаркаем, как ворона».
Стеатрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотреспектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как впостановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старшихдетей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо,теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировкизнакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок»,«Колобок», «Курочка Ряба» и др.). Привлекаю детей к участиюв инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложнопроизнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы,изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки«Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки«Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышкахвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнятьнекоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе такихигр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатсяпонимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, вкоторой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Оченьважно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональноесостояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает имосваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развиваетчувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Занятиятеатральной деятельностью с детьми развивают не только психические функцииличности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но иобщечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству влюбой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающеммире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
г.Характеристика театрализованных игр
Игра- наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выраженияэмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнкуосвоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать какимпровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеетсвой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляетсявозможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта,поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, новсе копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованнойдеятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможетсформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуруребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительнымискусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления имнравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающейблагоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходесовершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболееэффективно происходит речевое развитие. Театрализованная игра — это действия взаданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетомреальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованнаяигра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеютобщую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевоедействие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт своичувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своёповедение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различиемежду сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что всюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованнойберут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечногопродукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры — литературнаяили фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играхигровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так какоблегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Образгероя, его основные черты действия, переживания определены содержаниемпроизведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа.Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние,чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит отопыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тембогаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля вдеятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуютвпечатления, реакция зрителей, результат (как изобразили).
д. Классификация театрализованных игр
Существуетнесколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровуюдеятельность. По классификации Л.С. Фурминой — это предметные(действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (детив образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованнуюигру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
Виграх-драматизацияхребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средстввыразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действияисполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием,не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которойразвивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки).Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонажсвою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем непохожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться беззрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются вобычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или вформе массового сюжетного зрелища — их называют театрализациями.
Видыдраматизации:
— игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
— ролевые диалоги на основе текста;
— инсценировки произведений;
— постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
— игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрскиеигры могут бытьгрупповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёримпровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения,согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок неявляется сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает вроли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрскиеигры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный,плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) Помнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые(творческие) и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые- это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры,игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
Киграм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками,словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) иподвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следуетобращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности наоснове умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.
Важноезначение в возникновении у детей театрализованной игры — имеет сюжетно-ролеваяигра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети ужене удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, ихначинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (нагероическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет,его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Такимобразом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, накотором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.
Вряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения взависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.
2.Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастныхэтапах
а. Формы организации театрализованной деятельности
Выбираяматериал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей,знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новымзнаниям, расширять творческий потенциал:
1.Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол,театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2.Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра вповседневной жизни.
3.Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьмитеатров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучениярегионального компонента с детьми, привлечение главной куклы — Петрушки врешение познавательных задач.
б.Младшая группа
Ввозрасте 2 — 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляютнебольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоциив двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первыхвпечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческиеспособности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например,портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, япоказываю куклу детям:
-Квам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, этобантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросимКатю поплясать: «Катя, попляши пожалуйста». (Катя пляшет.) Катя, нашидети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под «Гопачок» укр.нар, мелодию).
Катя:Я — кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вамвесёлую песенку. (Дети слушают песню " Куколка" муз. Красева).
Яспрашиваю у детей:
— хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к намприйти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста.
Театрализованнаяигра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражаюткруг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, вбольницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показываямини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощиотдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний черезинтонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова идвижения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру инастроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно бытьнепродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованностималышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например,простые этюды «Солнышко встаёт», «Солнышко садиться», вкоторых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышковстаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз)установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонностьдетей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различныхзвуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки,делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед нимивстаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаютсяустрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованнаяигра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, вкоторые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей,способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшемсоотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельнойигровой деятельности.
в. Средняя группа
Ребёнокпостепенно переходит:
- отигры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
-игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс ирезультат;
-игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группеиз пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение,управление);
-создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, вкотором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляетсяинтерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст,движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомимудвух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счётосвоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
-многоперсонажные игры — драматизации по текстам двух – трёх — частных сказок оживотных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
-игры — драматизации по рассказам по рассказам на тему " Трудвзрослых";
-постановка спектакля по произведению.
Содержательнуюоснову составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера(«Угадай, что я делаю»).
Театрально- игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют наразвитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно — образногомышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощенияпроисходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамкахзаданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новымгероям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсужденияспособов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатовтеатрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя,ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра.Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного,действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.
г. Старшая группа
Детипродолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувствопартнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных,людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такиезадания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке,загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгреблитёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности,необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать,сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могутпереиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новыеобстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физическихдействий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их визобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя оченьэмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнкагораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются отвыступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля,коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля — всё этосближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами вобщем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности иформированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты.Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетическихнаклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованнойдеятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру,развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление,воображение, внимание, память и др.
д. Подготовительная группа
Детиподготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Ихувлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннемобустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистови сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра(сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная,художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр,актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правилаповедения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление.Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры — беседы, викторины.Например: «Как Лисёнок в театр ходил», " Правила поведения взрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствуетнакоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления иэстетическому восприятию.
Игра — драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, ане для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи — куклы, послушныеребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения,обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используяразные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать иразыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроениягероя.
Вподготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведениеспектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержаниявоспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, входе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристикидействующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявлениястепени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций.Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля всопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя теже атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановкеспособствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентируетвнимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновьпережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовыесюжеты — им хочется придумывать свои и для этого должны предоставлятьсянеобходимые условия:
— нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольнойтеатрализованной игры;
— знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданиюсобственного замысла;
— давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
— проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Совершенствованиюотдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения игимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задаютсверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией,позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнениеотрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детямбольше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Например,упражнение на звуковое воображение:
Можешьли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь иуслышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опишиили нарисуй свой собственный звук.
Игра«Кто я?» Представь и расскажи. Я:
— ящерка;
— ветерок;
— макаронина;
— рыбка;
— книжка;
и т.д.
3.Кукольный театр
Кукольныйтеатр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, подземлёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественныесущества. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких куколиз камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их наносилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособлениядля открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепеннотакие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. Напротяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывалисьлегенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки:глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театрПетрушки. Петрушка — любимый герой из скоморохов, дававших представление длязрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувствоюмора и оптимизм. В XVIIIв. в Россиипоявился Петрушка — перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник.Кукольный театр – вид театральных представлений, в которых действуют куклы,приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.
а) Виды театров
Существуетнесколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:
-настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитныйнастольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
-стендовый театр (фланелёграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
-театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
-верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
-напольные куклы (марионетки, конусный театр);
-театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы,театр масок, танта-морески).
Например,Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:
-картонажный;
-магнитный;
-настольный;
-пяти пальцев;
-масок;
-ручных теней;
-«живых теней»;
-пальчиковый теневой;
-книжка-театр;
-театр кукол для одного исполнителя.
б. Виды кукол
Дляорганизации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы,выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшуювоспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, сторазвивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картонапоролона, коробок, проволоки, природного материала и др.
Поспособу управления различают пять основных видов кукол:
марионетки,перчаточные, тростевые, на палке, теневые.
Марионетка — кукла, ходящая по полу; к еёголове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью которых её водит актёр,находящийся над ней, на специальном помосте. Кукол перчаточных, тростевых и напалке называют верховыми: актёр держит кукол над собой. Перчаточнаякукла надевается непосредственно на руку, с тростевой куклой актёрработает двумя руками: одной держит корпус, второй управляет тростями,прикреплёнными к рукам куклы. Теневая кукла — плоское изображение живогосущества, отбрасывающее тень на экран, служащий сценой. Так же используются:фланелёграф, плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, игрушки изпоролона, магнитный театр, игрушки из коробок, игрушки — говорушки, игрушки изприродных материалов, пальчиковый театр, куклы-перчатки, куклы из варежек, изкартона, куклы-танцоры, куклы из воздушных шаров.Театральная куклаберёт начало от куклы-символа, куклы-предмета, которые действовали в различныхритуалах и обрядах Древнего Египта, Индии, в античной Европе. Самыми старымипризнаются куклы стран Азии (особенно Китая).
в.Организация уголка театрализованнойдеятельности
Вгруппах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений,спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым,настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках.В уголке располагаются:
— различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр нафланелёграфе и др.;
— реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы длякукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
— атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации,стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места длязрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природныйматериал.
Занятиятеатральной деятельностью должны предоставить детям возможность не толькоизучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони сним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешноговыполнения задания.
4.Роль педагога в организации театрализованной деятельности
а. Умения и навыки педагога в организациитеатрализованной деятельности
Длявсестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности впервую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целямидошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимыхартистических качеств, желания профессионально заниматься над развитиемсценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральнойпрактики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему вобразовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным,приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительнымвоплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика,движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать,смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е.обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.
Главныеусловия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренностьи неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
— воспитание у ребенка основ общей культуры.
— приобщение детей к искусству театра.
— развитие творческой активности и игровых умений детей.
Рольпедагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать уребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силойповедения личности, источником её активности, основанием всей сложности системымотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали,нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (вмузыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве,архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёромв разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрываниесказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовьюко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому,лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, алюбимые герои становятся образцами для подражания.
б. Основные направления работы с детьми
Театральная игра
Задачи: Учить детейориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строитьдиалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягатьи расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей,развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образноемышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умениепроизвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовностьдействовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминатьзаданные позы и образно передавать их.
Культура и техникаречи
Задачи: Развивать речевоедыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логикуречи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральнойкультуры
Задачи: Познакомить детейс театральной терминологией, с основными видами театрального искусства,воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Задачи: Учить сочинятьэтюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами;развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразныеэмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобнои т.д.).
5. Театрализованная деятельностьсовместно с другими занятиями
Театрализованнаядеятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместнуюдеятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность,в работу студий и кружков, праздников, развлечений. Например, интегрированноезанятие по театрально – игровой и изобразительной деятельности для детей первоймладшей группы «Рукавичка»:
занятиеначинается с показа кукольного спектакля по сказке «Рукавичка».
Сказочница: Ехал дед на санях и потерял вдороге рукавичку. Лежит рукавичка, мимо бежит мышка.
Мышка: Вот так хатка-невеличка,
Изовчины рукавичка
Надороге лежит.
Врукавичке буду жить.
Мышкапрячется в рукавичку. Появляется заяц.
Заяц: Серый зайчик-побегайчик
Я поельничку бежал,
Я отшороха дрожал,
Ядорогу к своей норке
Сперепугу потерял.
Ой,рукавичка!
Кто, кто в рукавичкеживёт?
Мышка: Я – мышка-норушка.
Заяц: Я – зайчик — побегайчик. Пусти именя.
Мышка: Иди ко мне жить.
Заяц прячется врукавичку. Появляется лиса.
Лиса: По кусточкам, по лесам
Ходит рыжая лиса.
Ищет норку – где-нибудь,
Приютиться и уснуть.
Что это? Рукавичка!
Кто, кто в рукавичкеживёт?
Мышка: Я – мышка-норушка.
Заяц: Я – зайчик — побегайчик. А ты кто?
Лиса: Лисичку – сестричку пустите врукавичку.
Мышка: Иди к нам жить.
Лиса прячется врукавичку. Появляется медведь.
Медведь: Трещат кусты под лапою,
Под лапою мохнатою.
Иду, бреду по ельничку,
По хрусткому валежничку.
Ой, рукавичка! Кто, кто врукавичке живет?
Мышка: Я мышка – норушка
Заяц: Я – зайчик — побегайчик.
Лиса: Я – лисичка сестричка! А ты кто?
Медведь: Я – мишка косолапый. Пустите и меняжить.
Мышка: Куда же мы тебя пустим, нам и такздесь тесно
Медведь: А что же мне делать?
Сказочница показываетмедведю белую рукавичку.
Медведь (опускает голову) нет, она мне ненравится. У зверей рукавичка яркая, красивая. А это совсем не нарядная. Я нехочу такую рукавичку.
Сказочница: Ребята, мишка совсем расстроился. Амы ему можем помочь. Как мы поможем мишке? Мы можем украсить рукавичкукрасивыми узорами.
Дети разрисовывают каждыйсвою рукавичку.
После рассматриванияготовых работ сказочница благодарит ребят и предлагает им подарить украшенныерукавички медведю.
Развивается эмоциональнаяотзывчивость на кукольное представление, учатся внимательно следить за сюжетомсказки дослушивать её до конца. Творческое изображение в движении(ритмопластика) повадок животных – героев сказки. Нужно стремиться создатьтакую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли ипостигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!
Используемаялитература
1. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
2. Щёткин А.В. Театральнаядеятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
3. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейныйтеатр в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008 год
4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельностьв детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
5. Баранова Е.В, Савельева А.М. Отнавыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.
6. Губанова Н.Ф. Развитие игровойдеятельности Мозаика – Синтез, 2008.