Таможенно-правовые нормы, понятие и виды. Вопрос о нормах таможенного права также исследован недостаточно. В связи с этим целесообразно будет воспроиз¬вести прежде всего общее определение правовой нормы. В общем виде правовая норма — это юридическое пра¬вило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства Россий¬ской
Федерации, актах министерств, государственных коми¬тетов и других государственных органов. В административ¬но-правовой литературе норма административного права оп¬ределяется следующим образом. Норма административного права есть установленное или санкционированное государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управле¬ния и реализация которого, как и норм других отраслей пра¬ва, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства.
Это установленные или санкционированные государст¬вом правила, регулирующие отношения в сфере государст¬венного и муниципального управления, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуж¬дением. Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных от¬ношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования меха¬низма исполнительной власти или (в широком смысле)
госу¬дарственного управления. Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является кир¬пичиком конкретного административно-правового норматив¬ного акта. Отметим особо последнее определение. Такой подход к характеристике административно-правовой нормы открыва¬ет путь к разномерной и многоплановой характеристике та¬моженно-правовой нормы. Нормы административного права при их классификации делятся на нормы материального и нормы процессуального
административного права. Такая классификация может быть распространена и на нормы таможенного права. Четкое де¬ление таможенно-правовых норм на нормы материального таможенного права и нормы процессуального таможенного права видно из содержания ТК. Например, ст. 8 содержит следующую норму: "Таможенное дело непосредственно осу¬ществляют таможенные органы Российской Федерации, яв¬ляющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую
входят: Государственный таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты Российской Федерации". Данная статья — норма материального таможен¬ного права. А вот, например, ст. 289, предусматривающая введение производства по делам о нарушениях таможенных
правил и порядок их рассмотрения, а также другие статьи, устанавливающие процедурно-процессуальные правила, содержащиеся в ТК,— это нормы процессуального таможенного права. К ним, помимо уже названной ст. 289, следует отнести ст. 290—305, 306—315, 332—352 и другие статьи разд. Х ТК. Все без исключения авторы, характеризуя правовые нормы различных отраслей права, помимо перечисленных
выше признаков, выделяют такие понятия, как структура админи¬стративно-правовых норм; действие правовых норм во вре¬мени, действие их в пространстве и по кругу лиц. Так, структура административно-правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. То же самое можно ска¬зать о таможенно-правовой норме. Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо или можно действовать опреде¬ленным
образом. Диспозиция определяет само правило поведения, пред¬писываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права. В санкции нормы указываются неблагоприятные послед¬ствия, угрожающие нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях санкциями яв¬ляются меры административной и дисциплинарной ответст¬венности, а также меры пресечения. Пределы действия указанных правовых норм во вре¬мени определяются общими правилами их вступления в
силу и опубликования, определяемыми нормативными актами Правительства Российской Федерации. Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать, скажем, тамо¬женно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и регио¬нальным таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого характера. Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы.
Поскольку таможенно-правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной специфи¬кой. Прежде всего, как уже отмечалось, это могут быть ма¬териальные таможенно-правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы. Но главная особенность таможенно-правовых норм иная; данными нормами устанавливаются юридически обя¬зательные правила, которые Действуют в соответствующих "блоках", определенных
частях структуры таможен¬ного дела. В самом общем виде таможенно-правовые нор¬мы регулируют отношения в области перемещения това¬ров и транспортных средств; таможенных режимов; тамо¬женных платежей; таможенного оформления; таможенно¬го контроля; таможенной статистики и др. Таким образом, таможенно-правовая норма — это юридически обязатель¬ное правило, установленное и санкционированное госу¬дарством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный "блок" (либо
его часть) в сфе¬ре таможенного дела и неисполнение (нарушение) кото¬рого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством. Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах: в Конституции Российской Фе¬дерации, в федеральных законах, в актах ГТК России и дру¬гих центральных органов исполнительной власти. Например, в ст. 74 Конституции предусмотрено: "1.
На территории Российской Федерации не допускает¬ся установление таможенных границ, пошлин, сборов и ка¬ких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вво¬диться в соответствии с федеральным законом, если это не¬обходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей". В юридической литературе встречается довольно услов¬ное деление таможенно-правовых
норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы в таможенном праве уста¬навливают права субъектов на совершение тех или иных действий. Например: "Создание, реорганизация и ликвида¬ция таможенных управлений и таможен осуществляется Го¬сударственным таможенным комитетом Российской Феде¬рации" (ст. 8 ТК). Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия определенного
содержа¬ния. Пример — ст. 55 ТК "Требования к владельцу магазина беспошлинной торговли": "Владелец магазина беспошлинной торговли обязан: исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля товаров, поступающих в магазин беспошлинной торговли и реализуемых им; соблюдать условия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли и выполнять требования таможен¬ных органов Российской Федерации; вести учет поступающих и реализуемых товаров и пред¬ставлять таможенным органам
Российской Федерации от¬четность об этих товарах в порядке, определяемом Государ¬ственным таможенным комитетом Российской Федерации". Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъ¬екта воздерживаться от совершения действий определенно¬го характера. Например, ст. 167 ТК предусматривает: "Полученная от отправителя товаров и документов на них информация, составляющая коммерческую, банковскую
или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденци¬альная информация не должна разглашаться, использовать¬ся таможенным перевозчиком, и его работниками в собствен¬ных целях, передаваться третьим лицам, а также государст¬венным органам (кроме таможенных органов Российской федерации), за исключением случаев, предусмотренных за¬конодательными актами Российской Федерации". Государственные служащие таможенных органов, а также учреждений, организаций
и предприятий в сфере таможенного дела Важное место среди субъектов таможенного права за¬нимают государственные служащие, работающие как непо¬средственно в таможенных органах, так и во входящих в таможенную систему Российской Федерации учреждениях, на предприятиях и в организациях. Вначале хотелось бы высказать некоторые общие сооб¬ражения относительно современного понимания характера и содержания государственной службы. Это необходимо для выявления основных черт и определения специфики
служ¬бы в таможенных органах, учреждениях и организациях. Б. М. Лазарев справедливо отмечает: "В любой системе социального управления, непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и к государ¬ственному механизму. Без персонала он представлял бы со¬бой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей". Это положение в полной мере применимо к организации механизма управления таможенным делом.
Понятия "таможенная служба" и "служба в таможенных органах, учреждениях и организациях" могут трактоваться по-разному — и как идентичные, и как существенно отличающие¬ся друг от друга. Это зависит, в свою очередь, от трактовки термина "таможенная служба". Представляется, что есть осно¬вания понимать таможенную службу как определенную сово¬купность таможенных органов, учреждений и организаций, а также правовой статус должностных лиц таможенных органов, порядок
и условия прохождения службы в этих органах. В настоящей главе речь идет о государственной службе и статусе государственных служащих в таможенных орга¬нах и учреждениях, о порядке приема, прохождения, прекращения службы в них и о ряде других вопросов, связанных со службой в них. В литературе по поводу определения в целом понятия государственной службы нет единства мнений. Предлагаются разные варианты этого понятия. Например,
Б.М. Лазарев по¬лагает: "Государственная служба — это прежде всего служение государству, т. е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, "силовых" структурах, в государственных социально-культурных учреждениях, на го¬сударственных предприятиях (в их администрации)". Это оп¬ределение вызывает некоторые вопросы. Разве так называемые силовые структуры — это не государственные
органы, не органы исполнительной власти? Каков круг работников, вхо¬дящих в администрацию предприятий? Ответы на эти вопросы имеют определенное значение для понимания характера и содержания государственной таможенной службы. То, что служба в таможенных органах (являющихся государственными органами) и в большинстве учреждений, предприятий и организаций, подведомственных ГТК (и являющихся в своему характеру также государственными), представляет собой разновидность российской
государственной службы, не вызывает сомнений. Служба в органах, учреждениях и организациях, непосредственно осуществляющих таможенное дело или способствующих решению таможенных задач, -это государственная таможенная служба. Государственная служба в таможенных органах и учреждениях построена в соответствии с демократическими принципами, закрепленными в Конституции. В частности, в ч. 4 ст. 32 провозглашен принцип: "Граждане Российской
Федерации имеют равный доступ к государственной служ¬бе", а в п. "т" ст. 71 предусмотрено, что федеральная госу¬дарственная служба находится в ведении Российской Феде¬рации. Более развернуто принципы государственной служ¬бы сформулированы в других правовых актах. В научной и учебной юридической литературе вопросу о принципах госу¬дарственной службы уделено немалое внимание. По мнению, например, Д.Н. Бахраха, к числу основных принципов госу¬дарственной службы
относятся демократизм, профессиона¬лизм, социально-правовая защита служащих. Названное можно считать и основными принципами го¬сударственной таможенной службы, добавив к этому перечню также принцип ответственности и подотчетности служащих. Принцип демократизма, являющийся конституционным принципом, проявляется, В частности, в сменяемости тамо¬женных служащих. Сменяемость кадров в таможенных ор¬ганах и учреждениях
обеспечивается в процессе их естест¬венного обновления, в частности, связанного с уходом работ¬ников по достижении соответствующего возраста на пенсию, а также по состоянию здоровья, с назначением на другую должность, в случаях перехода в другие ведомства, а также в случаях освобождения от должности и понижения в ней. Правовые процедуры и гарантии сменяемости работников таможенных органов и учреждений предусмотрены частич¬но в ТК и других правовых актах, в том числе в норматив¬ных актах по вопросам приема и прекращения
службы в та¬моженных органах, издаваемых ГТК России. 0тветственность и подотчётность лиц, находящих¬ся на службе в таможенных органах и учреждениях, являет¬ся важным принципом таможенной службы. Реализация его имеет свои особенности, обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их должностных лиц, характеризую¬щегося, в частности, четко выраженной вертикальной под¬чиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности
по горизонтали — органам представительной и исполнительной власти субъек¬тов Российской Федерации, местного самоуправления и мест¬ной администрации. Что касается ответственности рассматриваемой катего¬рии служащих, то к ним прямо относятся общедемократические требования и установки. Законодательством, в том числе ТК, установлены различные виды ответственности (дис¬циплинарная, административная, уголовная, материальная)
должностных лиц таможенных органов. Принцип профессионализма, компетентности является ве¬дущим началом при организации и функционировании госу¬дарственной таможенной службы. Это не только общедемокра¬тическое условие формирования и деятельности корпуса тамо¬женных служащих, но и четко юридически зафиксированное требование, без выполнения которого невозможно получение права на ведение операций и действий в таможенной сфере.
Остановимся вначале на самом понимании и содержа¬нии принципа профессионализма применительно к таможен¬ной службе и к таможенным служащим. Учитывая сложный, многоаспектный характер таможенного дела, важно подчерк¬нуть обязательность как общей, так и специальной подготов¬ки служащих, необходимой для осуществления таможенного дела. В первую очередь это касается сотрудников собственно таможенных органов, а также учреждений, наиболее близко к ним примыкающих (например, таможенных лабораторий, региональных и иных служб и структур
ГНИВЦ), без помо¬щи которых деятельность таможенных органов не может быть эффективной. Служащие таможенных органов должны обладать знаниями и практическими навыками в области внешнеэкономической деятельности, знать детали и тонкости технологии таможенного дела. Они должны также ориентироваться в Соответствующем правовом материале. Речь идет в первую очередь об административно-правовых и административно-процессуальных аспектах регулирования
и осуществления таможенного дела; об уголовно-правовых и уголовно-процессуальных нормах (контрабанда и иные преступления в сфе¬ре таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная де¬ятельность), а также о некоторых положениях других пра¬вовых отраслей — финансового, трудового, налогового, бан¬ковского права; валютного законодательства; международно-правовых договоров, соглашений и норм в области сотруд¬ничества государств в сфере таможенного дела. Словом, требования, предъявляемые к таможенным слу¬жащим, достаточно
высоки, что объясняется необходимос¬тью обеспечить подлинные профессионализм и компетентность данной категории государственных служащих. Некоторые аспекты принципа профессионализма закреп¬лены в ТК. Так, в ст. 420 ТК среди требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов, предусмот¬рена способность этих лиц по своим деловым и моральным качествам, уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы задачи. В ст. 9 ТК говорится: "
В целях подготовки кадров и повышения их квалификации в систе¬ме Государственного таможенного комитета действуют учебные заведения профессионального и дополнительного образования". Обеспечение профессионализма, компетентности при осуществлении таможенной деятельности предусмотрено и в других статьях ТК. Так, согласно ст. 158, чтобы получить лицензию на осуществление деятельности в качестве тамо¬женного брокера, предприятие,
обладающее правом юриди¬ческого лица, должно иметь в штате специалиста по тамо¬женному оформлению, получившего квалификационный ат¬тестат. Статус специалиста по таможенному оформлению предусмотрен ст. 161 ТК, в которой помимо других предпи¬саний содержится следующее положение: "В случае суще¬ственного изменения правового регулирования таможенного дела специалист по таможенному оформлению должен в ме¬сячный срок подтвердить соответствие своих знаний новым требованиям к таким специалистам"
. Требования професси¬онализма и компетентности служащих зафиксированы в боль¬шинстве разделов и глав ТК, в частности в статьях, посвя¬щенных вопросам производства и рассмотрения дел о нару¬шениях таможенных правил, ведению ТН ВЭД и др. Принцип социальной защищенности таможенных слу¬жащих в той или иной мере отражен и закреплен во многих главах и статьях ТК, в других правовых актах, в частности в указах Президента и постановлениях Правительства Россий¬ской
Федерации. Непосредственно проблемам социальной за¬щищенности посвящена гл. 62 ТК "Оплата труда, матери¬ально-бытовое обеспечение и социальная защита должност¬ных лиц таможенных органов Российской Федерации". С изменением характера таможенного дела, расширением его масштабов началась, как отмечалось, перестройка таможен¬ной службы в России. Сейчас она особенно нуждается в по¬стоянной материально-технической, финансовой и социаль¬ной
поддержке со стороны государства. Без этого таможен¬ные органы будут просто не в состоянии решать стоящие перед ними задачи, количество которых увеличивается, а характер усложняется. Поскольку таможенные органы и учреждения — это прежде всего работающие в них должностные лица и иные категории государственных таможенных служащих, постоль¬ку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и материально-бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность функционирования
таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности. Поэтому закрепление в ТК достаточно подробных правовых предпи¬саний в области обеспечения социальной защиты должност¬ных лиц таможенных органов имеет в определенной мере и концептуальное значение, так как по существу формирует сам подход к вопросу о социальной защите всех категорий таможенных служащих. Выделим некоторые важнейшие нормы, касающиеся этой стороны статуса должностных лиц таможенных органов.
На¬пример, в ст. 428 ТК говорится, что государство гарантирует повышенные условия оплаты труда, уровень материально-бытового обеспечения и социальную защиту должностных лиц таможенных органов в целях создания материальных предпосылок для добросовестного исполнения этими лицами своих служебных обязанностей. В ст. 431—436 ТК юридичес¬ки закреплены: обязательное личное страхование этих лиц; дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска; обеспе¬чение их жилой площадью, телефоном; пенсионное обеспе¬чение данных лиц
и их семей; положение о том, что обложе¬ние налогом доходов, полученных должностными лицами та¬моженных органов в связи с выполнением служебных обя¬занностей, осуществляется применительно к условиям и по¬рядку, установленным законодательством Российской Феде¬рации для военнослужащих. Перечисленные и иные правовые нормы, в которых во¬площен принцип социальной защиты таможенных служащих и, в частности, должностных лиц таможенных органов, до¬полняются, развиваются и конкретизируются в указах
Пре¬зидента и постановлениях Правительства, в нормативных ак¬тах ГТК, например в Указе Президента Российской Федера¬ции "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" от 18 июля 1992 г в поста¬новлении Правительства Российской Федерации "О неотлож¬ных мерах по усилению таможенного контроля на государственной
границе Российской Федерации" от 24 мая 1993 г. Более подробно о реализации рассмотренных принци¬пов государственной таможенной службы будет сказано в ходе характеристики статуса таможенных служащих. Прежде чем определить понятие "государственный служащий таможенного органа, учреждения и организации", необходимо хотя бы кратко раскрыть содержание терминов "служащий" и "должность"
. Должность — это элемент любой управленческой струк¬туры, в том числе таможенных органов и учреждений. Приве¬дем определение этого понятия, данное В. М. Манохиным: "Го¬сударственно-служебная должность — это часть организаци¬онной структуры государственного органа (организации), обо¬собленная и закрепленная в официальных документах (шта¬тах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставленной лицу —
государственному служащему в целях ее практичес¬кого осуществления." Требуется, правда, уточнение: должнос¬ти существуют не только в государственных органах и органи¬зациях, но и в общественных и кооперативных объединениях, частных и коммерческих предприятиях, фирмах и т. д. Однако применительно к рассматриваемой здесь теме речь, конечно, может идти только о государственных должностях. Интерес¬ное определение должности принадлежит
ДЛ. Бахраху: "Долж¬ность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Конкретные лица, реализующие должност¬ные полномочия, могут меняться, а их роли — нет". Термин "служащий" также требует некоторых поясне¬ний. В самом широком смысле слова служащий — это лицо, гражданин, занимающий за плату определенную должность в государственной организации или общественном объеди¬нении, коммерческом или
Частном предприятии и т. р " Госу¬дарственный таможенный служащий — это вид, во-первых, служащего в широком смысле и, во-вторых, государственно¬го служащего, имеющий некоторые особенности. Учитывая, что таможенные органы отнесены к числу правоохранитель¬ных, надо подчеркнуть, что правила приема и прохождения в них службы во многом близки к тем, которые применяют¬ся, например, в органах внутренних дел, налоговой полиции, а также пограничной службы.
Много общего с этой точки зрения обнаруживается в учреждениях и организациях таможенной сферы и службы в гражданской авиации, на железнодорожном, морском и речном транспорте. Эта общность во многом определяется спецификой названных и ряда других отраслей, особенностя¬ми их характера, организации руководства и управления ими. Государственный таможенный служащий — лицо, за¬нимающее за вознаграждение должность в таможенных органах,
учреждениях и организациях, участвующее в осу¬ществлении таможенного дела и обладающее определен¬ным объемом (кругом) прав и обязанностей. Рассмотрим подробнее вопрос о классификации тамо¬женных служащих. В литературе выработаны различные критерии такой классификации и, соответственно, различ¬ные ее варианты. Достаточно распространенной является классификация служащих в зависимости от видов государ¬ственной деятельности; от характера труда (т. е. по стар¬шинству должностей); от юридических свойств должностей
(т. е. по характеру служебных полномочий). На этой основе может быть предложена следующая классификация государ¬ственных таможенных служащих. Отметим еще раз, что это лица, занимающие должности и работающие в таможенных органах, являющихся одним из видов органов исполнитель¬ной власти, а также в государственных таможенных учреж¬дениях, предприятиях и организациях. По характеру труда (старшинству должностей) таможен¬ные служащие могут быть подразделены на руководителей,
специалистов и технических исполнителей. К руководителям относятся Председатель, заместители Председателя, члены Коллегии ГТК; начальники региональ¬ных таможенных управлений и таможен, таможенных по¬стов; начальники управлений, отделов, других структурных подразделений таможенных органов, их заместители; дирек¬тора (начальники) таможенных предприятий и организаций, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. руководители
таможенных органов и учреждений играют большую роль в определении перспективных и текущих за¬дач возглавляемого органа, предприятия, учреждения, орга¬низации, структурного подразделения; в направлении и ко¬ординации их деятельности, подборе и расстановке кадров, принятии решений и контроле за их выполнением. Руководители таможенных органов и их заместители могут иметь штат сотрудников, помогающих им выполнять свои функции в соответствии с распределением обязаннос¬тей.
В зависимости от уровня и места соответствующего ор¬гана в системе таможенных органов такой штат может со¬стоять из двух и более сотрудников. Условно его можно на¬звать аппаратом при руководстве. Например, Председатель ГТК имеет аппарат, в который входят его советники, рефе¬ренты и другие категории служащих. К числу специалистов относятся служащие таможен¬ных органов и учреждений, предприятий и организаций, имеющие высшее или среднее специальное образование, ко¬торые выполняют работу, требующую специальных
знаний и трудовых навыков, но не являются руководителями. Спе¬циалистами являются инспектора, экономисты и юрискон¬сульты, референты, бухгалтеры различных категорий, това¬роведы, инженеры, программисты, эксперты. Технические исполнители — лица, осуществляющие вспомогательную деятельность: секретари, машинистки, де¬лопроизводители, кассиры и другие служащие, занятые под¬готовкой и оформлением документов, хозяйственным обслу¬живанием, организационно-технической стороной учета и
кон¬троля, ведением делопроизводства. Нужно отметить, что деление служащих на руководите¬лей, специалистов (именуемых также основным составом) и технических исполнителей имело юридическую основу в виде утвержденной в 1967 г. Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы Единой номенклату¬ры должностей служащих. Этот документ стал нормативно-правовой базой для разработки должностных характерис¬тик, штатов, тарифно-квалификационных справочников и схем должностных окладов.
Предусмотренное Единой номен¬клатурой должностей деление служащих на три категории оставило также своеобразный фундамент для рассмотрения вопросов классификации и описания каждой категории слу¬жащих, в частности, в учебниках по административному пра¬ву. Такой подход, апробированный практикой, может быть воспринят и для классификации таможенных служащих. Юридические свойства должностей, т. е. характер и объем имеющихся у них полномочий, — один из наиболее важных и распространенных критериев классификации служащих.
Та¬моженные служащие в соответствии с этим критерием могут быть подразделены на должностных лиц и иных служащих. Охарактеризуем правовой статус должностных лиц та¬моженных органов с учетом того, что этому посвящен целый раздел ТК — разд. XIV "Должностные лица таможенных ор¬ганов Российской Федерации", а также другие правовые акты. Вначале о самом понятии "должностное лицо".
В законо¬дательстве и в юридической литературе имеются различные варианты его определения. Главное, что следует выделить при характеристике должностного лица, — право этой категории служащих (и не только государственных) совершать юридически значимые действуя. В этом смысле удачным можно признать следующее оп¬ределение: "Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические дейст¬вия"
. Такие юридические действия влекут определенные юридические последствия, и серьезное отличие должност¬ных лиц от других категорий служащих состоит в том, что первые могут действовать от имени организации внутри нее или вовне; первые имеют властные (распорядительные) пол¬номочия, а вторые — нет. По мнению Б.М. Лазарева, должностными лицами явля¬ются те государственные служащие, которые обладают рас¬порядительными полномочиями: имеют подчиненных им по службе сотрудников, вправе издавать акты управления,
оп¬ределяющие поведение других людей, или акты администра¬тивного распоряжения материальными и денежными ресур¬сами, либо осуществляют контроль. Это определение более широкое, чем приведенные выше; содержащиеся в нем ха¬рактеристики должностного лица более подробно раскрыва¬ют его понятие. Разновидностью должностных лиц являются представи¬тели власти. В законодательстве нет четкого определения этого термина.
Пленум Верховного Суда СССР в постановле¬нии от 30 марта 1990 г. дал разъяснение этого понятия. К представителям власти были отнесены работники государ¬ственных органов и учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организа¬циями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, председатели, их замес¬тители и члены исполкомов
Советов, судьи, прокуроры, сле¬дователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и контролеры и др.). В литературе в качестве основного признака представи¬телей власти выделяется следующее положение: эти госу¬дарственные служащие имеют право предъявлять государ¬ственно-властные требования (давать предписания, указания) от имени государства и применять меры воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Б.М. Лаза¬рев также отмечает: " представители власти облечены го¬сударственно-властными
полномочиями по отношению к ли¬цам, не находящимся у них в служебном подчинении." На основе высказанных выше общих соображений отно¬сительно характера и особенностей должностных лиц как разновидности государственных служащих перейдем к ха¬рактеристике специфики правового положения должностных лиц таможенных органов, которое в основном урегулировано в ТК. Прежде всего надо подчеркнуть, что серьезный отпе¬чаток на организацию и прохождение службы в таможенных
органах и на статус их должностных лиц накладывает пра¬воохранительный характер этих органов. Рассмотрим наиболее характерные черты и особенности правового статуса их должностных лиц. Общие условиям требования, предъявляемые к должностным лицам таможен¬ных органов, определены в ТК. Должностными лицами ука¬занных органов могут быть только граждане России (т. е. ими не могут быть иностранные граждане и лица без гражданст¬ва), способные по своим деловым
и моральным качествам и уровню образования выполнять возложенные на таможен¬ные органы задачи. Граждане, не соответствующие этим тре¬бованиям, не должны приниматься в таможенные органы и проходить в них службу. Деловые качества предполагают профессионализм и ком¬петентность в сфере прежде всего таможенного дела, деталь¬ное знание лицом особенностей его участков, на которых не¬посредственно придется работать должностному лицу тамо¬женного органа, и смежных участков, а также организацион¬ные способности и навыки,
необходимые для выполнения обязанностей и прав должностного лица. К деловым качест¬вам следует отнести также наличие практического опыта работы, способность лица к его обобщению и использованию. Особенно внимательно должны изучаться деловые качества вновь принимаемых работников. К числу деловых качеств относятся также исполнительность и коммуникабельность, умение четко и рационально организовать свою собственную работу и деятельность подчиненных сотрудников, способность
объединять их. для решения стоящих перед ними задач. Игнорирование этих требований или невнимательное отношение к ним, учитывая сложность и специфику таможенной деятельности, чреваты допущением промахов и оши¬бок в ходе этой деятельности, нанесением ущерба авторите¬ту таможенных органов и государственным интересам. Моральные качества, необходимые должностным лицам для выполнения возложенных на них обязанностей, — это честность, добросовестность, внимательное, четкое
и свое¬временное реагирование на обращения и жалобы граждан, а также юридических лиц, их надлежащее рассмотрение и решение; взаимопомощь в ходе осуществления таможенной деятельности; верность служебному долгу и обязанностям служащего таможенных органов и учреждений. Разумеется, это только примерный перечень требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов. Важным правовым требованием является принятие долж¬ностным лицом присяги.
Текст присяги содержится в ТК: "Клянусь при осуществлении полномочий должностного лица таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию и законодательство Российской Фе¬дерации, защищать ее экономический суверенитет и безопас¬ность, добросовестно выполнять свои служебные обязаннос¬ти и подчиняться требованиям дисциплины таможенной служ¬бы". Церемония принятия присяги утверждается
ГТК. Уровень образования является необходимым условием принятия на работу гражданина в качестве должностного лица таможенного органа и последующего успешного вы¬полнения им своих служебных обязанностей. Требование наличия общего и специального таможенного образования вытекает из характера задач и функций, выполняемых должностными лицами таможенных органов. В связи с ус¬ложнением таких задач в сфере таможенного дела повыша¬ется роль экономической и правовой
подготовки преобла¬дающей части должностных лиц. Опыт показывает, что без этого они просто не могут эффективно выполнять свои функ¬ции. Наличие специального образования необходимо для всех категорий должностных лиц таможенных органов — от ру¬ководителей ГТК и его основных ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников региональных та¬моженных управлений, таможен, их структурных подраз¬делений и таможенных постов. Следует особо подчеркнуть важность регулярного пополнения знаний и повышения уров¬ня образования
для такой категории таможенных служа¬щих, как специалисты — экономисты, юрисконсульты, то¬вароведы, бухгалтеры, инженеры, эксперты, специалисты по таможенному оформлению. В целях повышения квалификации и организации пере¬подготовки таможенных кадров в таможенной системе Рос¬сийской Федерации создана постоянно действующая на раз¬ных уровнях — на федеральном уровне, в таможенных реги¬онах, на уровне таможен — система обучения и переподго¬товки кадров.
В нее входят Институт повышения квалифи¬кации и переподготовки работников таможенных учрежде¬ний ГТК, региональные курсы, семинары и иные формы обу¬чения и переподготовки указанных кадров. Однако в этой области развития таможенного дела предстоит большая ор¬ганизационная и методическая работа, которая призвана су¬щественно помочь делу образования и переподготовки тамо¬женных работников. В России необходимо создать хотя бы два-три высших учебных заведения, которые занимались бы подготовкой
квалифицированных таможенных кадров с выс¬шим образованием, а также разветвленную сеть средних спе¬циальных таможенных школ, училищ, колледжей, которые готовили бы кадры для непосредственной работы в тамож¬нях и таможенных постах. Статьей 420 ТК предусмотрено, что должностные лица та¬моженных органов должны быть способны по состоянию здоро¬вья выполнять возложенные на эти органы задачи. Это условие относится ко всем категориям должностных лиц.
Но особенно важно его соблюдение теми из них, кто непосредственно осу¬ществляет таможенное дело, находится на оперативной рабо¬те, связанной с перемещением товаров и транспортных средств, таможенным оформлением и таможенным контролем, прове¬дением дознания и оперативно-розыскной деятельности, про¬изводством по делам о нарушениях таможенных правил. Именно в сфере деятельности, связанной с таможенными правонару¬шениями (уголовными, административными и др.), фактор креп¬кого здоровья должностных лиц, которые участвуют
в борьбе с ними, особенно важен. Крепкое здоровье — необходимое усло¬вие наличия физической силы и умения применять ее, а также возможности применять специальные средства и огнестрель¬ное оружие. В гл. 61 ТК подробно регламентированы условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Более конкретно эти вопросы будут рассмотрены несколько ниже. Рассмотрим другие общие вопросы статуса должност¬ных лиц таможенных органов.
Прежде всего отметим: ТК предусматривает общие правила приема граждан России на работу в таможенные органы в качестве должностных лиц этих органов на контрактной основе. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания. Эти звания и порядок их присвоения устанавливаются Прези¬дентом Российской Федерации. Присвоение специальных персональных званий служит одной из форм аттестации
должностных лиц таможенных органов. Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. утверждено Положение о порядке присвоения персональных званий долж¬ностным лицам таможенных органов и организаций тамо¬женной службы Российской Федерации. На основании на¬званного Положения должностным лицам таможенных орга¬нов и организаций присваиваются персональные звания, со¬ответствующие
должностям: а) в ГТК — действительный государственный советник таможенной службы — Председатель ГТК; государственный советник таможенной службы I ранга — заместители Пред¬седателя ГТК; государственный советник таможенной служ¬бы II ранга — начальники управлений; государственный со¬ветник таможенной службы III ранга — заместители началь¬ников управлений, начальники самостоятельных отделов советник таможенной
службы I, II рангов — начальники от¬делов управлений, их заместители, заместители начальни¬ков самостоятельных отделов, экономические советники и помощники Председателя ГТК, главные специалисты по ос¬новной деятельности, начальники секторов, консультанты' советник таможенной службы II, III рангов — ведущие спе¬циалисты по основной деятельности; советник таможен¬ной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — специалисты
I, II категорий, специалисты по основной деятельности; б) в региональных таможенных управлениях, а также в таможенных учреждениях, подведомственных ГТК России (ГНИВЦ, таможенных лабораториях и специальных высших и средних учебных заведениях): государственный советник таможенной службы II, III рангов — начальники региональных таможенных управлений; государственный советник таможенной службы III ранга, советник таможенной службы I ранга — ректоры вузов, директор
ГНИВЦ, начальник ЦТЛ заместители начальников региональных таможенных управлений; советник таможенной службы I, II рангов — проректоры вузов, директора средних специальных учебных заведений, заместители директора ГНИВЦ, заместители начальника ЦТЛ, начальники отделов (секторов) региональных таможенных управлений, начальники таможенных лаборато¬рий, ученые секретари; советник таможенной службы II, III рангов — заместители директоров средних специальных учеб¬ных заведений, заместители директоров
филиалов вузов и средних специальных учебных заведений, деканы, заведую¬щие кафедрами, заведующие лабораториями, начальники отделов и их заместители, заместители начальников тамо¬женных лабораторий, главные специалисты, главные науч¬ные сотрудники, профессора; советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — заместители деканов, директора зональных курсов, доцен¬ты, ведущие специалисты, ведущие научные сотрудники, специалисты
I категории, старшие инспектора; инспектор та¬моженной службы I, II, III рангов — старшие преподава¬тели, преподаватели, старшие научные сотрудники, старшие эксперты, старшие методисты, специалисты II категории, инспектора, научные сотрудники, младшие научные сотруд¬ники, методисты I, II категорий, диспетчеры учебных отде¬лов, другие специалисты; в) в таможнях: государственный советник таможенной службы II, III рангов, советник таможенной службы
I ран¬га — начальники таможен; государственный советник та¬моженной службы III ранга, советник таможенной службы I, II, III рангов — заместители начальников таможен; совет¬ник таможенной службы I, II, III рангов, инспектор тамо¬женной службы I ранга — начальники таможенных постов, начальники отделов таможен и таможенных постов, их замес¬тители, главные специалисты; советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы
I, II рангов — стар¬шие инспектора, специалисты I категории; инспектор тамо¬женной службы I, II, III рангов — инспектора, специалисты II категории, другие специалисты. Персональные звания должностным лицам таможенных органов Российской Федерации присваиваются при наличии положительной аттестации с учетом занимаемой должности, образования и стажа работы в этих органах. Причем соот¬ветствующие новой должности знания присваиваются,
как правило, по нижнему пределу. Персональные звания действительного государственного советника таможенной службы присваиваются Президен¬том Российской Федерации, а государственного советника I, II, III рангов — Правительством по представлению Предсе¬дателя ГТК. Другие персональные звания присваиваются Председателем ГТК. Присвоение персональных званий должностным лицам таможенных органов осуществляется
в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в со¬ответствии с занимаемой должностью и при наличии поло¬жительной аттестации. Установлены следующие сроки вы¬слуги в персональном звании: инспектор таможенной служ¬бы III ранга — 2 года; II ранга — 3 года; I ранга — 3 года; советник таможенной службы III ранга — 4 года; II ранга — 4 года. Сроки выслуги в отношении персональных званий дей¬ствительного государственного
советника, государственного советника таможенной службы I, II, III рангов, советника та¬моженной службы I ранга не устанавливаются. Предусмотрено также присвоение персональных званий без соблюдения последовательности. Это право предоставле¬но Председателю ГТК, который имеет право за особые отли¬чия при выполнении служебного долга присваивать очеред¬ное персональное звание до истечения установленного срока выслуги или обращаться
в Правительство с предложениями о присвоении персональных знаний государственного совет¬ника таможенной службы I, II, III рангов, не предусмотрен¬ных по должности; при выдвижении на более высокую долж¬ность присваивать работнику таможенной службы персональ¬ное звание без соблюдения очередности, но не более чем на два звания выше того, в котором он состоял до выдвижения. Лицам, перешедшим на работу в таможенные органы, а так¬же в организации, подведомственные
ГТК, из рядов Воору¬женных Сил, правоохранительных органов, других органи¬заций и учреждений, персональные звания присваиваются с учетом ранее занимаемых ими должностей, имеющих воин¬ских званий или классных чинов. Для должностных лиц таможенных органов устанавли¬вается ношение форменной одежды. Форма одежды опреде¬ляется Правительством, а правила ее ношения — ГТК. Фор¬менная одежда выдается бесплатно. К числу других общих вопросов статуса должностных лиц таможенных
органов следует отнести также предусмотренные ТК положения о приеме на работу на контрактной основе, о присвоении специальных персональных званий и о ношении форменной одежды, касающиеся руководителей и специалистов таможенных лабораторий, лиц профессорско-преподава¬тельского состава, руководителей и специалистов научно-ис¬следовательских учреждений и учебных заведений ГТК. Аттестация должностных лиц таможенных органов яв¬ляется одним из способов оценки и выявления служебного
соответствия таможенных кадров возрастающим профессиональ¬ным и морально-этическим требованиям. Условия и процедура аттестации регулируются Положением о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК от 16 марта 1992 г. Аттестация должностных лиц таможенных органов про¬водится в целях совершенствования деятельности этих ор¬ганов, улучшения подбора, расстановки и воспитания кад¬ров, оценки их работы, стимулирования
повышения квали¬фикации и ответственности за охрану государственных ин¬тересов России. При аттестации оцениваются квалификация, компетент¬ность, работоспособность, добросовестность сотрудников, уро¬вень их культуры, морально-нравственные качества, способ¬ность выполнять служебные обязанности в таможенной сис¬теме. По результатам этой оценки делаются выводы об их соответствии занимаемой должности. Аттестация проводится во всех таможенных органах, включая
ГТК, РТУ, ГНИВЦ, таможенные лаборатории, а так¬же учебные заведения. Аттестация лиц руководящего соста¬ва номенклатуры ГТК проводится комиссией Комитета с уче¬том мнения таможенного органа. Руководство аттестацией, контроль за организацией ра¬боты по ее проведению в таможенных органах осуществля¬ются Управлением кадров и учебных заведений ГТК. Аттестация должностных лиц таможенных органов про¬водится
один раз в четыре года вне зависимости от сроков присвоения персональных званий. Конкретные сроки, а так¬же график проведения аттестации утверждаются начальни¬ком соответствующего таможенного органа и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за месяц до начала аттестации. В очередную аттестацию не включаются должностные лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты, беременные жен¬щины. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребен¬ком,
включаются в очередную аттестацию не ранее чем че¬рез год после выхода их на работу. При выдвижении должностных лиц на более высокую должность, а также в случаях снижения качества исполне¬ния функциональных обязанностей или допущения сущест¬венных недостатков при их исполнении аттестация может быть проведена досрочно. Для проведения аттестации ГТК и другими таможенны¬ми органами утверждаются аттестационные комиссии в составе председателя, секретаря
и членов комиссии из числа наиболее опытных, авторитетных работников и представи¬телей профсоюзной организации. Аттестационная комиссия является постоянно действу¬ющим органом и строит свою деятельность в соответствии с годовым планом, утверждаемым первым заместителем или заместителем Председателя ГТК, начальником (заместите¬лем начальника) другого таможенного органа. Аттестационная комиссия рассматривает также вопро¬сы присвоения персональных званий.
Аттестация должностных лиц руководящего состава, назначаемых на должности приказами ГТК, проводится ко¬миссией, возглавляемой первым заместителем Председате¬ля ГТК. Аттестация должностных лиц, назначаемых прика¬зом других таможенных органов, проводится комиссией, воз¬главляемой начальником или заместителем начальника со¬ответствующего таможенного органа. Персональный состав комиссии утверждается приказом начальника таможни.
Поведению аттестации предшествует необходимая под¬готовительная работа. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала аттеста¬ции представляется аттестационный лист, составной частью которого является характеристика, подготовленная непосред¬ственным начальником аттестуемого. Характеристика долж¬на содержать оценку индивидуальных качеств работника. При последующих аттестациях в комиссию представляется так¬же аттестационный лист предыдущей аттестации.
Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представ¬ленным на него аттестационным листом. В случае несогла¬сия аттестуемого с оценкой его деловых и моральных ка¬честв им могут быть представлены в комиссию мотивиро¬ванные возражения. Аттестация проводится в присутствии руководителя структурного подразделения, в котором работает аттестуе¬мый, либо лица, его заменяющего. Аттестационная комиссия заслушивает сообщение аттестуемого о его работе
и рассмат¬ривает представленные документы. Обсуждение отношения к своим обязанностям и личных качеств аттестуемого долж¬но проходить в обстановке требовательности, принципиаль¬ности, объективности и доброжелательности. При неявке работника на заседание аттестационной комиссии без ува¬жительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. Факт неявки по неуважительной причине сотрудника таможенного органа на заседание аттестацион¬ной комиссии должен быть подтвержден соответствующим документом.
На основе всестороннего объективного рассмотрения де¬ловых и нравственных качеств работника, его отношения к выполнению служебных обязанностей аттестационная комис¬сия дает одну из следующих оценок его деятельности: а) заслуживает выдвижения на более высокую должность; б) соответствует занимаемой должности; в) соответствует занимаемой должности при условии улуч¬шения работы и выполнения рекомендаций комиссии с воз¬можной повторной аттестацией через шесть месяцев или год; г) не соответствует занимаемой должности (с указанием оснований
несоответствия). Аттестационная комиссия по результатам аттестации может вносить рекомендации о поощрении отдельных ра¬ботников за достигнутые ими успехи, об изменении долж¬ностных окладов в пределах минимальных и максимальных размеров по соответствующей должности, об установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, о включении в резерв на выдвижение, о понижении в долж¬ности, а также высказывать предложения по повышению деловой квалификации, улучшению служебной деятельнос¬ти аттестуемых лиц (с
указанием мотивов, по которым дают¬ся соответствующими рекомендации и предложения). Оценка деятельности работника и рекомендации комис¬сии принимаются открытым голосованием в отсутствие ат¬тестуемого. Аттестация и голосование проводятся при нали¬чии не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттес¬тационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов от числа присутствующих членов ко¬миссии. При равенстве количества голосов аттестуемый ра¬ботник признается соответствующим
занимаемой должнос¬ти. При аттестации работника, являющегося членом аттес¬тационной комиссии, аттестуемый в голосован
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |