Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Тульский государственныйпедагогический университет им. Л.Н. Толстого
Курсовая работа
«Молодежный центр каксубъект образовательного процесса».
Тула – 2010
Введение
В настоящее времясоциокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов,наметившихся в современном обществе. Переход к рыночным отношениям вызываетнеобходимость постоянного совершенствования содержания образовательнойдеятельности, методов ее осуществления и, поиска новых технологий. Основнаязадача молодежного центра, как субъекта образовательного процесса, заключаетсяв развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организацииразнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации.
Одной из актуальныхпроблем деятельности центров на пути решения данной задачи, являетсяорганизация образовательно-информационной деятельности молодежи. Образовательно-информационнаядеятельность в центре становится одним из важных средств формирования личностимолодого человека. Она непосредственно влияет и на его производственно-трудовуюсферу деятельности, ибо в неформальных условиях наиболее благоприятнопроисходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивныефизические и психические нагрузки. Проведение молодежью свободного времени вцентре является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовныхпотребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью образовательногопроцесса, молодежный центр привлекает молодежь своей нерегламентированностью идобровольностью выбора различных форм деятельности, демократичностью,эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую иинтеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную иигровую. Для значительной части молодых людей молодежные центры являютсяведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации.Однако все эти преимущества деятельности молодежных центров пока еще не сталидостоянием, привычным атрибутом образа жизни российской молодежи.
Практика показывает,что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы,игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда молодежные центры готовы строить своюработу, исходя только из интересов молодых людей. Надо не только знатьсегодняшние потребности молодежи, предвидеть их изменение, но и уметь быстрореагировать на них, суметь предложить новые формы и виды деятельности.
Исследованиедеятельности современных молодежных центров России как субъектов образовательногопроцесса сегодня является актуальной проблемой. В связи с этим, цельисследования – изучить особенности организации деятельности молодежных центровкак субъектов образовательного процесса и выработать практические рекомендациипо ее совершенствованию.
Объект исследования –образовательный процесс.
Предмет исследования – молодежныйцентр как субъект образовательного процесса.
Глава1. Место молодежного центра в системе дополнительного образования
Дополнительноеобразование в психолого-педагогической литературе и нормативных документахрассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредствомреализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительныхобразовательных услуг и осуществления образовательно-информационнойдеятельности за пределами основных образовательных программ в интересахчеловека, общества, государства.
1.1Система дополнительного образования в РФ
Дополнительноеобразование в РФ включает в себя общее дополнительное образование ипрофессиональное дополнительное образование.
Общее дополнительноеобразование — дополнительное образование,направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного иинтеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации всоответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретениюим новых знаний.
Профессиональноедополнительное образование — дополнительное образование,направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональнуюпереподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии сдополнительными профессиональными образовательными программами,квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующееразвитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурногоуровня.
Профессиональноедополнительное образование включает в себя повышение квалификации ипрофессиональную переподготовку.
Повышение квалификации — обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, всвязи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостьюосвоения ими новых способов решения профессиональных задач.
Профессиональнаяпереподготовка — приобретение дополнительных знаний инавыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательнымипрограммами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделовтехники и новых технологий, необходимых для осуществления нового видапрофессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределахимеющегося у обучающихся профессионального образования.
Самообразование — форма освоения дополнительных образовательных программ при минимальнойорганизации образовательного процесса или полном отсутствии руководства этимпроцессом со стороны педагогических работников.
Дополнительнымиобразовательными услугами называют деятельность,направленную на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новыхзнаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогическихработников и осуществляемая за пределами основных образовательных программ,являющихся профилирующими для образовательных учреждений и организаций,осуществляющих деятельность в области дополнительного образования.
Образовательноеучреждение дополнительного образования — образовательноеучреждение, осуществляющее деятельность по реализации в качестве основных однойили нескольких дополнительных общеобразовательных программ и (или)дополнительных профессиональных образовательных программ. Организация,осуществляющая деятельность в области дополнительного образования — некоммерческая организация (в том числе общественная организация (объединение),основной уставной целью которой является деятельность по реализациидополнительных образовательных программ, или иная организация, которая имеетобразовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы.
Молодежные центрыявляются одним из элементов гражданского общества и одновременно важнымфактором его развития, одним из тех компонентов, на котором оно базируется, какактивный устойчивый центр, который способен определять потенциальные путиэволюции системы образования, способный притягивать и организовывать окружающуюсоциальную среду.
Стоит заметить, что понятие«молодежь» многозначно. С одной стороны, оно должно обозначать определеннуюсоциальную группу, которая отличается от других по существенным признакам. Сдругой — должен существовать некий набор общепринятых характеристик, по которыми сам человек и те, кто изучают эти вопросы могли бы отнести данного индивидаименно к молодежи как особой социальной и социально-культурной категории.
Возрастные границымолодежной группы не строго очерчены, обусловлены особенностями данногообщества, но также и исследовательскими целями.
Первое, на что обычноссылаются, как на объективный показатель — это молодой возраст. Возраст важенне только в теоретическом осмыслении понятия молодежи, но и в исследовательскойпрактике, например, при построении выборки. Одни исследователи определяютмолодежный возраст с 11 до 25 лет, другие с 14 до 28 (30). Третьи выделяютособые этапы, например, позднее детство (9-11), ранняя подростковость (11-13),поздняя подростковость (14-17), собственно молодежь (18-22), молодые взрослые(23-25/28) и т.д. Подобные разделения достаточно условны. Получается, например,что культурные практики семнадцатилетних ближе четырнадцатилетним, чемвосемнадцатилетним, что далеко не всегда справедливо. С другой стороны, нельзяже всю молодежь представить как некую гомогенную группу? Например, не вызываетсомнений факт существования возрастных границ, связанных с биологическими,физиологическими, психологическими особенностями телесной и сексуальнойзрелости индивида, завершения формирования его «Я-концепции».
Очевидно, чтосозревание каждого отдельного индивида, хотя и зависит от общих социальныхусловий, но далеко не напрямую. Кто-то уже в раннем подростковом возрастевполне созрел для полноценного включения в общество, а кто-то и в 35 летостается во всех смыслах инфантильным. Еще труднее уловить границы возраста впериоды общественных трансформаций, для которых характерно переосмыслениебольшинства устоявшихся и традиционно закрепленных норм. Обычно социальныегруппы определяются по их отношению к собственности, уровню дохода исоответствующей властной позиции в социальной иерархии. Поэтому выделитьмолодежную группу по возрасту можно только в узко демографическом смысле.Оставаясь несомненным признаком именно возраста, он мало, что дает дляпонимания различий в образе мыслей, поведении и «практиках» современной российскоймолодежи.
Английский ученыйСаймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи, а именно: рассмотрениесоциального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства квзрослости. В его представлении, основными направлениями изменений от детства квзрослости являются: переход от зависимости — к независимости и отбезответственности — к ответственности.
В этом смысле понятиемолодежи — это социальный конструкт, некий обобщенный образ для выделения людейболее или менее определенного возраста (в границах от 11 до 28/30 лет). Дляэтой группы характерен ограниченный доступ к значимым экономическим, социальными культурным ресурсам.
«Механизмы» включениямолодежи во взрослую жизнь проявляются в целом ряде жизненных событий. Молодежьнаходится в состоянии перехода от «видимой» — физической, материальной,культурной и психологической зависимости от родительской семьи, соседства,компании сверстников — к «видимой» независимости, самостоятельности. Отбезответственности к ответственности: владению всеми правами и обязанностямифизически, психически и социально зрелого гражданина своего общества. Очевидно,что характер продвижения по такого рода «социальной лестнице» различен в разныхгруппах молодежи.
Очевидно, что о внутривыделенной по возрасту группы следует различать социально-слоевые,профессиональные и иные образования, как, скажем, молодых «новых русских», таки молодых «бедных», студентов престижных университетов и безработных, лидеровмолодежных объединений и членов криминальных группировок. Специфическиеценности и практики индивидов из этих групп наверняка лучше могут быть поняты ине внутри «единства по возрасту», а в рамках данной социальной группы,включающей людей иных возрастов.
По-разному взрослеютмальчики и девочки, юноши и девушки. В гендерных порядках современныхмолодежных культур произошли серьезные изменения, что отнюдь не привело кгендерному «выравниванию». Современные девушки и юноши по-разному воспринимаюти реагируют на те требования, которые им предъявляет общество. Дело не толькотом, кому из них «сложнее» взрослеть. Важно, что их жизненные ипрофессионально-трудовые стратегии во многом отличаются друг от друга.
Различаются молодые ипо другим признакам, например, характеру этнической идентификации,приверженности той или иной религии, региональным и узко локальным особенностямсоциализации. Последнее — это не только страна, но и различия по критерию«центр–периферия», «город-деревня» и др.
Однако не будем впадатьв крайности и усматривать одни лишь различия в молодежных группах. Возрастныеопределения все же нельзя игнорировать, ибо они имеют свою особую социальную«нагрузку».
Молодежь приняторассматривать и как внутренне дифференцированную поколенческую «когорту».
Поколенческая когортаили просто поколение — люди проходящие общий социально-исторический путь,насыщенный особыми и более не повторяющимися событиями большого общественногозначения.
Вместе с тем любоепоколение расчленено на социально неравные группы, что сближает в определенномсмысле молодых и немолодых, принадлежащих одному социальному слою или инойобщественной группе.
Почему «когорта» или«поколение»? Демографы именуют когортой поколения, объединенные общимисоциально-историческими условиями. Социологи предпочитают использовать термин«поколение».
Впервые его использованКарл Мангейм для выделения социальных групп, которые рождаются в определенныйисторический момент и вырастают в определенное историческое время. Вследствиеэтого они обладают схожим социальным опытом. Война или другие значимые историческиекатаклизмы — опыт, который действительно может связать одно поколение в единоецелое. На опыт поколения могут влиять и другие судьбоносные факторы. Вэкономике — это периоды спада и подъема, в идеологии — продвигаемые сверхумодели объединения и сопротивление им, например — «поколение строителейкоммунизма» и «шестидесятники», в культуре — доминирующий стиль, например«поколение русского серебряного века» и др. Разный исторический опыт значимовлияет на формирование систем ожиданий относительно того, как должно«нормальное» общество жить и работать, к чему следует стремиться, во чтоверить, на что опираться.
История изучениямолодежных культур XX века знает несколько молодежно-поколенческих ярлыков:«потерянное» поколение — поствоенное, «беби-бумеры» в США 50-х годов;«поколение X» — непонятные молодые и так дальше вплоть «Дженерейшн Пи» — поклонников Пепси у Виктора Пелевина.
Разный исторический икультурный опыт поколений, выросших в разных исторических условиях можетприводить к конфликтам — «разрывам между поколениями».
Понятия когорты илипоколения, если их принимать за единственный критерий объединения молодежи вединое сообщество подвергает нас риску рассматривать всю молодежь как нечто ицелостное, что было бы явным упрощением.
И все же верно, чтосоциальные атрибуты, которые «приписываются» различным периодам жизни впромежутке между рождением и смертью, чаще всего имеют именно общественнообусловленный характер. Иначе говоря, ожидания, связываемые с тем или инымвозрастом, суть продукты «производства» и «воспроизводства» культуры. Говоримли мы на академическом языке, опираемся на мнения журналистов или политиков,используем обыденные смыслы в общении друг с другом — мы во всехобстоятельствах исходим из того, что жизненный циклличности протекает не ввакууме, но в совершенно определенных и притом во многом разных контекстахпонятий и смыслов, образцов поведения, бытующих в повседневной культуре людейразных возрастов. Все это оказывает воздействие на самоопределение человека всоциальном пространстве и тем самым осмысление своего «Я» — своей идентичности.
Любые молодые, будь они«бунтарями и мятежниками», «строителями коммунизма», «сексуальнымиреволюционерами» или «киберпанками» — все они вырастают. Именно им принадлежитбудущая власть, их ценности становятся частью ценностей общества.
Нынешнее молодоероссийское поколение очень неоднородно, что требует внимательного изучения.Практически невозможно выделить некую группу, ценности и практики которой можнобыло бы назвать доминирующими. Дифференциации проходят по разным, часто непересекающимся векторам. Помимо классических оснований, как место в социальнойструктуре, все более значимыми становятся и другие. Среди них: уровень икачество полученного образования, практикуемые той или иной когортой легальныеи нелегальные стратегии «выживания» на рынке труда, гендерные различия истилевые профили, в которых выражается доступность и характер использованиякультурных ресурсов, доминирующие потребительские практики, характер освоениясовременной полистилической, по выражению Л. Ионина, культуры, включение вреальные или виртуальные сообщества, локально-территориальные особенностижизнедеятельности и др.
Вряд ли кто сможетпредсказать, что привнесет в будущее России нынешнее поколение молодых. Но то,что оно будет в зрелом возрасте более самостоятельным и ответственным засобственные действия и более конкурентоспособным на рынке труда в сравнении споколением ее нынешних родителей — в этом у нас нет сомнений.
Для современногообщества характерным является членство молодого человека в молодежном клубе илицентре.
Система дополнительногообразования является составной частью системыобразования РФ и включает в себя:
· дополнительныеобразовательные программы;
· государственныеобразовательные стандарты дополнительного образования;
· образовательныеучреждения дополнительного образования и организации, осуществляющиедеятельность в области дополнительного образования;
· объединения(ассоциации, союзы) образовательных учреждений дополнительного образования иорганизаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования;
· государственно-общественныеобъединения (профессиональные ассоциации, объединения обществ, объединениянаучных и методических советов и иные объединения), способствующие реализациидополнительного образования;
· органыуправления образованием и подведомственными им организациями;
· организации,деятельность которых направлена на обеспечение образовательного процесса вобразовательных учреждениях дополнительного образования и организациях,осуществляющих деятельность в области дополнительного образования.
К компетенцииРоссийской Федерации в области дополнительного образования помимо компетенции,предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании»,относятся: разработка и реализация федеральных целевых и иных государственныхпрограмм, международных программ развития дополнительного образования; установлениефедеральных компонентов государственных образовательных стандартовдополнительных образовательных программ; установление перечня дополнительныхобразовательных программ, освоение которых не допускается в очно-заочной(вечерней), заочной форме и в форме экстерната; лицензирование образовательнойдеятельности по дополнительным образовательным программам высшего профессиональногообразования; аттестация и государственная аккредитация образовательныхучреждений высшего профессионального дополнительного образования, организаций,реализующих дополнительные образовательные программы высшего профессиональногообразования; установление видов и форм документов государственного образца обосвоении соответствующих дополнительных образовательных программ; установлениекатегорий граждан, имеющих преимущества при приеме в государственные имуниципальные образовательные учреждения дополнительного образования, иныегосударственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующиедополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющиедеятельность в области дополнительного образования, на бесплатное обучение подополнительным профессиональным образовательным программам; установление льготпо налогам и сборам в соответствии с законодательством Российской Федерации вцелях стимулирования работодателей, осуществляющих повышение квалификации инепрерывное образование работников, с которыми они находятся в трудовыхотношениях; заключение и ратификация в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации международных договоров Российской Федерации в областирегулирования вопросов дополнительного образования
Образовательныеучреждения дополнительного образования и организации, осуществляющиедеятельность в области дополнительного образования, пользуются установленнымизаконодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РоссийскойФедерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления дляобразовательных учреждений, реализующих соответствующие основныеобразовательные программы, налоговыми и иными льготами.
Российская Федерацияосуществляет международное сотрудничество в области дополнительногообразования. Образовательные учреждения дополнительного образования, иныеобразовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательныепрограммы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительногообразования, вправе устанавливать связи с иностранными и международнымиорганизациями в области дополнительного образования, в том числе проводитьсовместные исследования, осуществлять обмен работниками, обучающимися,соответствующими технологиями, программами; создавать с участием иностранныхлиц образовательные учреждения дополнительного образования и организации пообеспечению деятельности таких образовательных учреждений; самостоятельноосуществлять внешнеэкономическую деятельность.
1.2Цели, содержание деятельности молодежного центра в России
Целью деятельности молодежногоцентра является создание необходимых экономических, социальных, правовыхусловий для духовного, физического развития, профессиональной подготовкимолодежи и возможностей реализовать свой интеллектуальный и творческийпотенциал, а также оперативного решения проблем, возникающих в сфере реализациимолодежной политики.
Предметом деятельности молодежногоцентра является осуществление деятельности по оказанию социальной защитымолодежи.
Для осуществленияпоставленных целей молодежный центр выполняет следующие функции:
1)информационно-консультативный пункт;
2) пункт оказанияправовой помощи и юридического консультирования молодежи;
3) реализациярегиональной молодежной программы;
4) оказаниепедагогической, медико-психологической, юридической помощи, не связанные садвокатской деятельности, консультирование несовершеннолетних и других молодыхграждан (центр психолого-педагогической помощи);
5) социальная помощьмолодым семьям и учащейся молодежи;
6) оказание содействияправовой защиты молодежи в трудовых, учебных коллективах;
7) профилактикапротивоправных действий молодежи;
6) социальноевосстановление (реадаптация) молодых граждан, вернувшихся из мест лишениясвободы и специальных воспитательных учреждений;7) поддержка и развитиепредпринимательской деятельности молодежи; 8) содействие развитию форммолодежного самоуправления, организации досуга молодежи (содействие обеспечениюсоблюдения прав, свобод, интересов и привилегий молодежи и несовершеннолетних вразличных сферах жизнедеятельности: труда и занятости, образования,профессиональной и научной подготовки, культурно-массового и оздоровительногодосуга, самодеятельного художественного, прикладного и технического творчества,духовного, физического развития, межрегиональных и международных молодежных истуденческих обменов);
10) обеспечениеправовой информированности и пропаганды среди молодежи возможностей реализацииее прав в сфере трудоустройства, образования и профессиональной подготовки(проведение встреч, семинаров, «круглых столов»;
— содействие развитиюинтеллектуального творческого потенциала молодежи, создание условий длясамореализации, поддержка и развитие талантливой молодежи;
— укреплениематериально-технической базы в целях реализации региональной молодежнойполитики, развитие комплекса социальных служб для молодежи и подростков вформате системы социальной помощи и адаптации для своевременного иквалифицированного оказания молодежи различных видов социальной помощи: психологической,социально-педагогической, идеологической, юридической и другие;
11) воспитание молодежипо охране экологии;
12) оказание содействияи помощи в деятельности молодежных организаций, стимулирование разработкипроектов и программ в сфере инновационных работ с молодежью, имеющих актуальноеобщественное значение и патронаж в их реализации, взаимодействие с другимиобщественными объединениями и молодежными организациями;
13) контакты исотрудничество с аналогичными предприятиями иных регионов страны и зарубежья;
14) осуществление инойдеятельности, не запрещенной законодательством. Стоит заметить, что деятельность,подлежащая государственному лицензированию, должна осуществляться Молодежнымцентром при наличии соответствующей лицензии.
Глава2. Опыт работы молодежных центров г.Серпухова
2.1Основные направления молодежной политики г.Серпухова
На территории г. Серпуховауправление по культуре, спорту и работе с молодёжью осуществляет разработку и реализациюгосударственной молодежной политики, а также координирует в случаях,установленных федеральным и региональным законодательством, деятельностьв этой сфере иных органов исполнительной власти города.
Управление по культуре,спорту и работе с молодёжью осуществляет следующие функции:
1) участвуетв разработке и реализации основных направлений государственноймолодежной политики на территории г. Серпухова;
2) осуществляетподготовку докладов о положении молодежи в г.Серпухова;
3) разрабатываети в установленном порядке выносит на рассмотрение проектызаконов, нормативных правовых актов по вопросам, относящимсяк установленной сфере деятельности управления;
4) участвуетв разработке и реализации долгосрочных целевых программпо вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности управления;
5) осуществляетконтроль за деятельностью подведомственных учреждений;
6) организуетпрофессиональную подготовку работников подведомственных учреждений,их переподготовку, повышение квалификации;
7) осуществляетв пределах своей компетенции информационное обеспечение молодежи,молодежных и детских общественных объединений, органов местногосамоуправления по вопросам, отнесенным к сфере деятельности управления;
8) обеспечиваетв пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственнуютайну;
9) участвуетв разработке и реализации мер, направленных на поддержкуталантливой молодежи;
10) организуетконгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятияв установленной сфере деятельности управления;
11) участвуетв разработке и реализации мер, направленных на поддержку молодыхсемей;
12) разрабатываети реализует меры по пропаганде здорового образа жизнии профилактике вредных привычек;
13) в пределахсвоей компетенции разрабатывает и реализует меры, направленныена содействие экономической самостоятельности, занятостии предпринимательству молодежи, подготовку ее к жизнии труду;
14) участвуетв реализации мер по патриотическому и духовно-нравственномувоспитанию детей и молодежи;
15) участвуетв организации работы по обеспечению отдыха, оздоровления, занятоститворческих, одаренных и социально-активных детей и молодежи;
16) формирует Реестрмолодежных и детских общественных объединений, пользующихсягосударственной поддержкой;
17) осуществляетгосударственную поддержку программ молодежных и детских общественныхобъединений г. Серпухов;
18) в случаях,предусмотренных законодательством, организует проведение предварительнойэкспертной оценки в отношении учреждений, подведомственных управлению;
19) вноситв администрацию города предложения по созданию социальных служб длямолодежи;
20) осуществляетв соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Серпуховаработу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивныхдокументов, образовавшихся в процессе деятельности управления;
21) разрабатываетпредложения по совершенствованию организации и оплаты трудав сфере молодежной политики, установлению льгот, видов материальногообеспечения организаций и работников сферы молодежной политики;
22) разрабатываетмобилизационные документы и осуществляет мероприятия, обеспечивающиеготовность управления к работе в условиях военного времени;
23) осуществляет иныефункции в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными региональным законодательством.
Одной из основныхфункций управления по культуре, спорту и работе с молодёжью является поддержкамолодежных общественных объединений и организаций.
Общепризнанно, что навсех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) особенно важнымнаправлением молодежной политики является поддержка молодежных общественныхобъединений и организаций, направленных на развитие социальной активностии гражданского самосознания.
На территории г.Серпуховазарегистрировано более десятка учреждений дополнительного образования, из них 3– молодежные центры. Администрация города совместно с молодежными центрамиорганизует такие акции как: «Мы - граждане России», «В армии служитьпочётно!» для призывной и допризывной молодёжи, дискуссионный клуб «Студиясвободных мнений: «Точка зрения» «Молодой гвардии Единой России»,военно-патриотическая спортивная игра «Приказано выжить!» общественнойорганизации «Школа безопасности», лидерские летние программы «Лидер», «Имею право»и многие другие.
2.2Деятельностьмолодежных центров г.Серпухова.
дополнительныйобразование молодежный политика
В г. Серпухове активнофункционируют следующие учреждения дополнительного образования: центрвнешкольной воспитательной работы, учебно-производственныйкомбинат, станция юных техников, районнаядетская школа искусств, подростковый клуб «Орленок»,подростковыйклуб «Надежда», Дом учащихся, Интеллектуальный клуб«ИКС», Молодежная мастерская и молодежныйдосуговый центр «Юность».
Молодежный досуговыйцентр «Юность» осуществляет свою деятельность в следующихнаправлениях:
в социальном направленииорганизуетблаготворительную и волонтерскую деятельность среди молодежи:
— оказание адресной помощинуждающимся (дети-сироты, инвалиды и т.п.);
— разработка иреализация благотворительных программ, содействие развитию волонтёрскогодвижения, распространение в гражданском обществе идей толерантности иблаготворительности;
— содействиедеятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства и просвещения сцелью всестороннего гармоничного развития личности;
— содействие укреплениюпрестижа нравственного и духовного развития общества;
— мероприятия,направленные на профилактику асоциальных действий (наркомания, алкоголизм ит.п.);
— организация пунктовпомощи социально незащищённым гражданам;
в интеллектуальномнаправлении — развитие интеллектуального движения вг. Серпухове совместно с Интеллектуальным клубом «ИКС»:
— выявление поддержка иразвитие будущей интеллектуальной элиты региона; — формирование сборной города,которая представляет город на федеральных и международных соревнованиях поинтеллектуальному спорту; — организация регулярных чемпионатов в регионе поинтеллектуальному спорту («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Брейн ринг» идругих); — участие в интеллектуальных телевизионных шоу;
— организациярегулярных тренировок Интеллектуального клуба «ИКС».
в информационномнаправлении — создание сети оперативногораспространения информации о деятельности молодежных организаций:
— развитиеальтернативных способов распространения информации: сайты, блоги, социальныесети;
— выпуск периодическихизданий центра;
— выявление поддержка иразвитие молодежных инициатив в информационной сфере;
— создание командымолодых национально-ориентированных журналистов, пиарщиков, дизайнеров,веб-мастеров. Организация мастер-классов, встреч с журналистами, стажировок вСМИ региона.
Дискуссионноенаправление — активизация гражданской активностиподрастающего поколения, просветительская деятельность, обсуждение актуальныхпроблем города:
— проведение круглыхстолов и дискуссионных клубов;
— организация встреч имастер-классов.
Направление духовность — популяризация духовных и морально нравственных ценностей в молодежной среде:
— проведение встреч ибесед с представителями религиозных течений;
— организация поездокпо религиозным местам;
— организацияпросветительских мероприятий приуроченных к религиозным праздникам.
Заключение
Работа с молодежьювключена в ежегодный перечень основных направлений деятельности администрации города.И это закономерно: на территории города проживает около 50 тысяч молодых людейв возрасте от 14 до 30 лет. Функции по разработке, осуществлению и координациипрограмм по работе с молодежью возложены на департамент по делам молодежи,действующим в структуре администрации города.
Списокиспользованной литературы
1. ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании» (с изменениями на 27декабря 2000 года) (редакция, действующая с 1 января 2001 года).
2. Решениеколлегии Минобразования России № 2423 от26.06.2002 «О программе развития дополнительного профессиональногообразования в Российской Федерации на 2002-2005 годы».Программа развития дополнительного профессионального образования в РоссийскойФедерации на 2002-2005 гг.
3. Федеральныйзакон «О дополнительном образовании».
4. БочароваВ.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994-С.41-86.
5. КулагинИ.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развитиячеловека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М»,2001.-С.163-400.
6. ОмельченкоЕ. Поколения.net: хроники событий / под ред. Е.Омельченко. – Ульяновск: Изд-воУльяновского государственного университета, 2007. – 200 с.
7. ОмельченкоЕ. Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность/ под ред. Е.Омельченко, Н. Гончаровой. — Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственногоуниверситета, 2006. — 240 с.
8. ХилариПилкингтон, Елена Омельченко, Мойя Флинн, Ульяна Блюдина, Елена Старкова Глядяна Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры /переревод санглийского О. Оберемко и У. Блюдиной. — СПб.: Алетейа, 2004. — 278с.
9. ЕмельяновВ.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // СоцИс .- 2001.-№9.-С.77-82.
10. ЗубокЮ.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества.– М.:Социум, 1998.- 142 с.
11. ПетроваЛ.Е. Социальное самочувствие молодежи // СоЦис.- 2000.-№ 12. –С. 50-55.
12. ЗапесоцкийА.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации исоциально-культурной интеграции. – СПб: ИГУП, 1996.-350 с.