Реферат по предмету "Право"


Сущность и механизм взаимодействия международного и национального права.

Сущность и механизм взаимодействия международного и национального права. 2 Содержание Введение 3 Глава I. Исторический аспект соотношения двух правовых систем. 1. Рассвет цивилизации и примат национального права 2. Дуализм Советского государства 3. Примат современного международного права 16 Глава II. Сущность и механизм взаимодействия международного и национального права 2.1.

Влияние национального права на международное право 2. Влияние международного права на национальное право 30 Глава III Процедура принятия и применения общепризнанных принципов и норм международного права. 1. Понятие и введение принципов и норм международного права 2. Международный договор в правовой системе ПриднестровскойМолдавской

Республики 3. Действие международного договора в правовой системе РФ 56 Заключение 61 Библиография 3 ВВЕДЕНИЕ Строительство правового государства и развитие его связей с внешним миром выдвинули на передний план проблему соотношения международного и внутреннего права в формирующейся правовой системе. Эффективное осуществление и развитие права достигается только тогда, когда налицо внутренняя согласованность его составных элементов, в том числе и, прежде всего самих

норм права. Противоречивость и несогласованность правовых норм ведет к нарушению системности правового регулирования и тем самым снижает его эффективность, как в масштабе страны, так и в международном правопорядке. Во внутригосударственном праве необходимо, чтобы все нормы права соответствовали Конституции. И эта система норм права должна быть стройной, внутренне согласованной и непротиворечивой1. Без такой согласованной системы невозможно успешное осуществление функций права, обеспечение регулирующего

воздействия его норм на общественные отношения. Данное положение, будучи общим, для всех правовых систем, касается также и международно-правовой системы, часть норм которой осуществляется во внутригосударственной сфере. Возрастание взаимосвязанности международного и внутригосударственного права в современном мире проявляется в увеличении числа международных договоров и национально-правовых актов, посвященных аналогичным или близким предметам регулирования, в усилении роли и значения унифицированного регулирования, осуществляемого

с помощью международных договоров, определенных общественных отношений в рамках международного гражданского оборота. В частности, вопросы заключения, исполнения и денонсации международных 1Абдулаев М.И. Согласование внутригосударственного права с международным. Правоведение. 1993г 2. С.45. 4 договоров регулируются нормами не только международного, но и внутригосударственного права. В настоящее время успешное правовое регулирование внутригосударственных отношений становится

во вс большей мере зависимым от согласованности норм национального права с международным правом. Необходимость подобного согласования диктуется следующими факторами Во-первых, это осознание приоритетности общечеловеческих ценностей, уважение человека и основных свобод, необходимости поддержания международного мира, безопасности и справедливости, стабильности и демократии. Упомянутые обстоятельства требуют того, чтобы, в частности, этническая, культурная, языковая и религиозная

самобытность национальных меньшинств была защищена и, чтобы создавались условия для поощрения этой самобытности. Во-вторых, согласование внутригосударственного и международного права диктуется экономическими факторами, в частности, все более усиливающиеся интернационализацией производства и обмена, техники и науки. Современная рыночная экономика требует от каждой страны согласование своего национального права с международным. В-третьих, это настоятельная необходимость решения глобальных проблем охраны окружающей среды и важность

совместных усилий в этой области. В-четвертых, важным фактором усиления согласования правовых систем являются требования культурного порядка. Приверженность к свободе творчества, а также защита и развитие культурного и духовного населения каждого народа в отдельности и всех народов, вместе взятых, во всем богатстве и разнообразии требуют активного сотрудничества и политики правовой охраны культурного богатства. Взаимное ознакомление народов с 5 достижениями в сфере музыки, театра, литературы и искусства способствует

повышению общей культуры человека. Наконец, ещ один фактор, требующий мирового правопорядка, согласования национальных правовых систем с нормами и принципами международного права - необходимость сохранения мира, а также фактор выживания и сохранения человеческой цивилизации. Принципиальной основой взаимодействия национального и международного права выступают суверенитет государств, закономерности развития человеческого общества. Также актуальность рассмотрения

Проблем соотношения международного и национального права в данной дипломной работе, обусловлено закреплением в статье 10 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, нормы определяющей составной частью правовой системы и основой отношений с другими государствами - общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры. 6 ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И МЕХОНИЗМ ВЗАИМОД. МЕЖДУНАРОДНОГО

И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА. 1.1 Теория соотношения международного и национального права. К середине ХIХ века в юридической литературе проблема соотношения международного и национального права выделилась в одну из самостоятельных. На первых порах господствовала точка зрения примата национального права, которая фактически сводила международное право к отрасли внутригосударственного права. Основы теории примата внутригосударственного права над международным сформулированы в учении

Гегеля о государстве и праве. Государство определяется им не как средство, служащее интересам отдельных лиц естественно-правовая теория, а как цель - цель в себе, высшая из всех целей1. Государство по своей цели возникает раньше права, семьи и гражданского общества. Таким образом, существует какой-то высший принцип - государство, который определяет внутреннее государственное право и зависимость международного права от внутреннего.

Юристы-международники, отстаивавшие теорию примата внутригосударственного права над международным, утверждают, что государство как коллективное объединение согласно логике и по времени появляется до права и независимо от него. Осуществляя свои задачи, государство создает правопорядок с тем, чтобы в дальнейшем подчинить себя ему, т. е. возложить на себя обязанности и предоставить права2. Сторонники этой теории, Мальберг, Симеон и многие другие 1Мюллерсон

Р.А. Соотношение международного и национального права. М Международные отношения 1982 г. С. 56 2Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М Юрист 1996 г. С. 134. 7 утверждают, что правовая сила международного права зависит от самого государства, участвующего в международном общении. По их мнению, международное право становится частью государственного правопорядка,

который регулирует отношения данного государства с другими. В частности, Симеон пишет Что каждая часть права, действующего в государстве, содержит нормы, имеющие иностранный элемент, а все нормы такого рода можно выделить и объединить в одну систему, которая и составит международное право. Так называемое международное право национально, как вообще всякое право. Мы должны национализировать международное право, чтобы получить совокупность действительно обязательных

правовых норм особенного рода1. По мнению сторонников примата внутригосударственного права, международное право рассматривается как часть внутригосударственного права, регулирующего отношения с другими государствами. За последнее время в международно-правовой литературе нельзя отметить какого-либо видного юриста, выступающего сторонником теории примата, внутригосударственного права. В конце XIX века в международно-правовой науке появляется другая теория, сторонниками которой выступают

В. П. Даневский, Г, Трипель, Д. Анцилотти. Рассматривая международное и внутригосударственное право как самостоятельные и независимые друг от друга правовые системы, представители этой теории различают их по регулируемым отношениям. Международное право регулирует отношения между государствами, а внутреннее - отношения, которые возникают внутри государства между ним и гражданами или между гражданами. 1Д.Б. Левин. Наука международного права в России в конце

ХIХ и начале ХХ веков. М Проспект 1982 год. С.68. 8 В послевоенный период шел активный процесс разработки нового международного права. Коренной переворот произошел в 1961 году СССР признал приоритет нормы международного договора над нормой внутреннего права в случае их коллизии. Это нашло отражение в статье 129 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, установившей

Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском гражданском законодательстве, то применяются правила международного договора. Такой же порядок применяется в отношении гражданского законодательства союзной республики, если в международном договоре союзной республики установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законодательством этой союзной республики 1. Этому правилу и в дальнейшем следовало законодательство

СССР Основы гражданского судопроизводства 1961 года, Таможенный кодекс 1964 года, Основы законодательства о браке и семье 1968 года, Кодекс торгового мореплавания 1968 года и др. Следующим шагом позитивного развития отношения СССР к международному праву стала Конституция 1977 года, в которой, основные принципы международного права были закреплены как фундамент внешней политики

Советского государства. 1Гинзбургс Дж. Соотношение международного и народного права в СССР и России. Государство и право. 1994 г 3. С.111. 9 1.2. Примат современного международного права. Проблема примата международного права над внутригосударственным начала остро дискутироваться в юридической литературе международного права с начала 20-х годов XX века. Идея примата международного права над внутригосударственным содержалась в работах многих русских

юристов-международников, в частности, Казанский пишет Что постановления права международного и постановления права внутригосударственного должны находиться в согласии между собою. Внутригосударственное право не может противоречить международному. Если же подобные противоречия окажутся почему-либо, государство обязано не только нравственно, но и юридически согласовывать свои внутренние порядки с принятыми им на себя обязательствами.

Международное право должно быть выполняемо. Находится или не находится с ним в согласии внутренне право страны, это с международно-правовой точки зрения безразлично. Если не находится, оно должно быть изменено. Это юридически обязательно для государства, но фактически международное право влияет при этом не только на так называемое внешнее государственное право, но и вообще на внутренние порядки страны, заставляя государства принимать в свои законы новые начала например,

относительно своих подданных подобные тем, которые они обязались признавать в международных отношениях.1 Впоследствии теория примата международного права получила широкое распространение в западной науке международного права. Наиболее известными последователями этой теории являются Ле Фюр, Ш. Руссо Франция, Гугенгейм Швейцария,Фердросс и Брандвейнер Австрия, Д.Гунст и Е.Зауэр Германия. 1Казацкий

П.Е. Введение в курс международного права. М Юрист 1991г. С.264. 10 В области международных отношений примат должен иметь ценностный подход, а не критерии силового характера. Право само содержит социальные ценности, которые дополнительно поддерживаются силой. А в международном праве этот ценностный характер права выражен еще сильнее. В настоящее время проблема взаимодействия международного и национального права исследуется с позиции

примата международно- правовой системы над внутригосударственной. В странах, где существует демократия, соблюдаются права человека, господствует и принцип примата права над государством. В условиях демократического режима затруднена агрессивная внешняя политика. Она находится под контролем. Демократические правовые государства в принципе не представляют опасности в разжигании войн, но такую опасность представляют любые тоталитарные государства, подавляющие личность

и демократические свободы, осуществляющие агрессивную внешнюю политику. Если ядерным оружием обладает подобное государство, даже небольшое, то это представляет опасность для всего человечества. Поэтому-то международное право - право всего человечества, которое призвано охранять интересы личности и человечества в целом1. Третий момент - примат международно-правовых норм. Несомненно, эти нормы пользуются приоритетом по отношению к внутригосударственным.

В международно-правовых нормах закреплены общечеловеческие ценности. Отсюда следует, что принцип примата международного права должен быть закреплен в Конституции государства. А при противоречии национального закона нормам международного права первый должен быть приведет в соответствие со вторым. 1Марченко М.Н. сравнительное правоведение. М Проспект 2001 г.

С. 97. 11 В демократическом правовом государстве, когда действует принцип разделения властей, судебная власть имеет право и должна руководствоваться международно-правовыми нормами. Соотношение международного и национального права происходит в виде их взаимовлияния. Первичным при этом является влияние национального права на международное. Государства создают международное право, а не наоборот1.

Государства должны выполнять свои международные обязательства независимо от того, соответствует такое выполнение нормам национального права или нет. Эта первичность означает, что в процессе создания норм международного права государства исходят из принципов и норм своего национального права и не идут на создание норм международного права, противоречащих основам их конституционного строя. Государства - также стараются не заключать международные соглашения, выполнение которых требовало бы

от них осуществления значительных изменений в своем национальном праве. Что же касается взаимодействия уже существующих норм международного и национального права, их соотношения в процессе реализации, то выполнение принципа, что государство не может ссылаться на национальное право в оправдание невыполнения своих международных обязательств2, означает определенный приоритет норм международного права над национальным правом в процессе применения тех и других.

Национальное право оказывает двоякое влияние на международное право 1Тункин Г.И. Международное право. М Юридическая литература 1982 г. С. 75. 2Черниченко С.В. Международное право современные теоретические проблемы. М Юридическая литература 1993 г. С. 129. 12 во-первых, это влияние содержания норм национального права на содержание норм международного права. Такое влияние можно назвать материальным. во-вторых, это влияние

норм национального права, касающихся порядка создания норм международного права заключения международных договоров, на действительность норм международного права. Так как этот аспект влияния национального права на международное право имеет дело с нормами, касающимися процесса создания норм международного права, то его можно назвать процессуальным влиянием. Исследование теоретических проблем соотношения международного инационального права позволяет сделать

вывод о том, что причинойвзаимодействия этих систем права является взаимодействие регулируемых ими общественных отношений. Нормы национального права оказывают влияние на волю государства, на его международно-правовую позицию и через них на международное право. Особенностью воздействия национального права на международное право является то, что это воздействие однопорядковых явлений, юридически обязательных правил поведения на другие юридически обязательные правила поведения, действующие в другой сфере1.

Нормами национального права, непосредственно влияющими на международное право, являются 1. Закрепленные в национальном праве принципы внешней политики государства. Эти принципы направлены на регулирование отношений данного государства с другими, хотя непосредственно они действуют только вотношении субъектов национального права этого государства. Главным 1Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права.

М Международные отношения 1982 г. С. 30. 13 образом они определяют направление деятельности органов, участвующих в осуществлении внешнеполитических функций государства, должностных лиц. Они определяют также направление правотворческой деятельности в области внешней политики государств. 2. Нормы национально права, регулирующие конкретную внешнеполитическую деятельность государства. Национальное право содержит нормы, регулирующие многие конкретные формы осуществления внешнеполитических

функций. Эти нормы также тесно взаимодействуют с международным правом, оказывают на него определенное влияние. 3. Номы национального права, регулирующие отношения между субъектами национального права из разных стран. Данные правила поведения оказывают большую роль в появлении новых норм международного права, так называемое параллельное законодательство. Государства, одинаково регулирующие те или иные отношения, закрепляют эти совпадающие положения в договорах,

или они входят в международное право через его обычные нормы. 4. Нормы национального права, регулирующие внутренниеотношения, которые могут породить межгосударственные отношения по поводу их регулирования. В период после второй мировой войны заключено значительное число международных договоров, регулирующих отношения между государствами по поводу защиты прав и свобод человека. Непосредственно эти права и свободы предоставляются индивидам государством, закрепляются в нормах национального

права. Поэтому при создании норм международного права в области защиты прав человека каждое государство стремится закрепить в них свою концепцию прав человека, исходит из возможностей своего национального права. Отсюда вытекает огромное влияние 14 национального права на содержание этих норм международного права. 5. Определенные юридические максимы, обеспечивающиевнутреннюю согласованность правовых систем и возникшие, как правило, в рамках национального права.

Любая система права, и международное право не является исключением, содержит определенные юридические максимы, которые, не регулируя непосредственно какие-либо общественные отношения, направлены на обеспечение согласованности между отдельными положениями данной правовой системы. Юридические максимы - особые юридические принципы, пришедшие из внутригосударственного права, первоначально из римского права, а затем усвоенные буржуазными национальными правовыми системами последующий закон

отменяет предыдущий, общий закон отменяется специальным, договоры не вредят и не приносят выгоды третьим лицам, никто не может предоставить другому больше чем имеет сам, равный над равным власти не имеет и т.д.1 Заметное влияние на право международных договоров оказывают нормы национального права, касающиеся заключения международных договоров. Часто целью норм международного права является достижение определенного урегулирования отношений между субъектами национального права.

Посредством международных договоров государства определяют не только свои взаимные права и обязанности, но нередко также права и обязанности своих физических и юридических лиц, то есть своих граждан и организаций. В таких случаях национальное законодательство нередко служит примером для норм международного права, которые затем, в свою очередь, могут стать образцами для национального законодательства. 1Бекяшев К.А. международное публичное право. М Проспект 1999 г.

С. 84. 15 Основной целью издания государством норм внутреннего права, касающихся порядка заключения договора, является необходимость обеспечения выражения подлинной воли государства. Нарушение установленного в конституциях процесса волеобразования пишет А.Н. Талалаев могут привести к таким существенным порокам воли, что она не будет подлинной волей государства и, следовательно, не сможет образовать действительного соглашения государств

Однако недействительность международного договора в этом случае будет не просто результатом несоблюдения договаривающимся государством тех или иных норм конституционного права, а следствием пороков его воли, отсутствия подлинного соглашения, то есть недействительность и в этом случае будет определяться нормами международного права.1 То есть условия действительности международного договора содержатся, в международном праве и именно оно предусматривает, что в определенных случаях нарушение норм национального права, касающихся

компетенции заключать договор, может служить основанием для признания недействительным согласия государства на обязательность для него договора. Поэтому не всякое нарушение норм национального права, касающихся порядка заключения международных договоров, а только нарушение, предусмотренное нормами международного права, может служить основанием для оспаривания действительности договора. При этом право оспаривать имеет только сторона, чье национальное право нарушено, так как именно ее

воля оказалась неподлинной. Воля же другой стороны была направлена на заключение именно такого договора. 1Талалаев А.Н.Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ. Государство и право. 1998 г 3. С. 69. 16 1.3. Влияние национального права на международное. Международное право оказывает обратное воздействие на национальное право. Под его влиянием в национальном праве возникают новые нормы, изменяются либо отменяются

существующие, то есть, оказывая помощи международному праву с целью реализации его норм, национальное право подвергается изменениям, вызванным необходимостью исполнения норм международного права. Д.Б. Левин отмечает, что вопрос о влиянии национального права на международное право составляет не юридический, а социологический аспект проблемы соотношения международного и внутригосударственного права1. Зато вопрос о влиянии международного права на национальное право, не переставая быть и социологическим,

представляет собой чисто юридический аспект этой проблемы именно в силу того, что влияние международного права на национальное право осуществляется главным образом как помощь последнего при осуществлении норм первого. То есть связь международного и национального права в этом аспекте является необходимой юридической связью. Нормы международного права могут оказать воздействие на национальное право даже тех государств, для которых они не обязательны. Например. Всеобщая

Декларация прав и свобод человека для мусульманских стран. Международное право в целом, за исключением тех норм, которые адресованы международным организациям, осуществляется при содействии национального права. Если международное право налагает обязательство на государство в целом, то национальное право конкретизирует это обязательство, определяя органы государства, ответственные за выполнение 1Левин

Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М Международные отношения 1974 г. С. 107. 17 норм международного права. Образно говоря, если норма международного права - это сигнал, направленный государству как целостному образованию, то принимается этот сигнал уже конкретными органами государства, обязанность которых принимать эти сигналы возникает из норм, национального права, определяющих компетенцию органов государства, или

из практики государства1 Любая норма международного права при ее исполнении государством требует помощи со стороны норм национального права. Особо следует отметить принципиальное положение международного права, в соответствии с которым каждому государству принадлежит право самому определять внутригосударственные методы и средства осуществления международных обязательств. Сам характер международного права заставляет его опираться на внутреннее право.

Международное право регулирует общую жизнь государств, но государство способно действовать через свой собственный механизм, который является результатом действия правовых норм, созданных им самим. В соответствии с принципом суверенного равенства государств, каждое государство свободно выбирает свою правовую систему и, следовательно, определяет порядок взаимодействия своего права с международным. Вместе с тем принцип суверенного равенства определяет, что каждое государство обязано выполнять полностью

и добросовестно свои международные обязательства. Государство должно строить свою правовую систему таким образом, чтобы обеспечить выполнение международных обязательств. Мир и международный правопорядок могут быть обеспечены при условии, что в государствах утвердится демократическое правление, основанное на уважении прав человека и господстве права. Демократия и законность в международной жизни невозможны без демократии и законности внутри страны2. 1Игнатенко

Г.В Тиунов О.И. Международное право. М Норма 2002 г. С. 147. 2 Лукашук И.И. Международное право. М Бек 2001 г. С. 238. 18 Исполнение положений международного права не требует, как правило, каких-либо действий со стороны субъектов национального права граждан и юридических лиц. Поэтому и нет необходимости их переадресовки последним.

В этом случае начинает действовать определенная часть механизма государства, функционирование которой урегулировано нормами национального права, и помощь последних состоит в обеспечении наилучшего функционирования этого механизма в деле исполнения норм международного права. Исполнение норм международного права требует или издания новых материальных норм национального права, изменения либо отмены уже существующих норм или применения внутри страны самих предписаний норм международного

права для регулирования отношений с участием субъектов национального права. Т.о для того чтобы стать способным регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, содержащиеся в международном праве положения должны войти в правовую систему страны в установленном ею порядке. По мнению Е.Т. Усенко, Этот процесс, обычно именуют трансформацией, имея в виду преобразование норм международного права в норму национального права1.

Реализация норм и принципов международного права в национальных правовых системах означает не только собственно осуществление конкретных нормативных предписаний, но и создание на национальном уровне правовых возможностей для этого, т. е. деятельность государства на всех уровнях по созданию необходимых условий для такой реализации. Международно-правовое регулирование в широком смысле охватывает две основные фазы правотворческую фазу, в которой протекает процесс создания международно-правовых норм, и правоприменительную

фазу, в которой происходит процесс осуществления норм. Таким образом, 1Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношение международного и национального права. Советский ежегодник международного права, 1997 г. М С. 72. 19 имплементация норм международного права есть не что иное, как процесс, в ходе которого соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

Нередко требуются дополнительные правовые и организационные меры со стороны государств для всестороннего и полного осуществления норм международного права. Поскольку весь смысл международно-правового регулирования состоит в достижении определенного конечного результата, к которому стремятся участники международного общения, то, по справедливому замечанию известного российского юриста И. И. Лукашука, осуществление международно-правовых норм является, как правило, гораздо

более сложной и ответственной задачей, чем их принятие1. Разрешение этой задачи возможно лишь при наличии оптимального механизма имплементации как определенной совокупности правовых и организационных средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях с целью воплощения предписаний норм международного права. В большинстве случаев имплементация норм международного права это прерогатива суверенных государств,

использующих в этих целях свой внутренний организационно-правовой механизм. Помощь национального законодательства, при заключении государством международного соглашения, требующего для своей реализации действий со стороны субъектов внутригосударственного права, может выражаться следующими способами Во-первых, государство может включить в свое национальное право норму или несколько норм, отсылающих к нормам международного права, в силу чего последние могут действовать внутри страны, регулировать

отношения между субъектами национального права. Этот 1Лукашук И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений. М Международные отношения 1975 г. С. 10. 20 способ исполнения положений международного права принято называть отсылкой. Существует несколько форм отсылки общая и частичная. Общая отсылка может относиться ко всему международному праву чаще всего ко всем международным договорам.

Такая отсылка, как правило, содержится в конституции страны. Вторым способом реализации норм международного права во внутригосударственное является инкорпорация принятия государством норм национального права, либо изменение или отмена уже существующих, способствующих исполнению предписаний международного права. Эти нормы национального права могут повторять текстуально некоторые правила международного права, конкретизировать и адаптировать их к особенностям конституционного

строя и правовой системы государства. Иногда для реализации норм международного права могут применяться уже существующие материальные нормы национального права. Ещ одним способом реализация международных норм во внутреннем законодательстве, является трансформация, которая в свою очередь бывает двух видов прямая и опосредованная. Термин трансформация носит условный характер, так как в действительности нормы международного права

не утрачивают присущей им правовой природы. Никакого превращения одних норм в другие не происходит, и произойти не может. Сущность явления, именуемого трансформацией, состоит в обеспечении государством посредством своих властных полномочий выполнения международных обязательств1. Как таковые последние реализуются во внутригосударственном праве. В этом плане подразумевается не формальный юридико-технический прием преобразования международно-правовых

норм во внутригосударственные 1Кудрявец Ю.Н. Некоторые проблемы реализации норм международных правовых актов во внутреннем праве государств. Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999 г 3. С. 29. 21 предписания, а вся совокупность мер, предпринимаемых государством в целях обеспечения исполнения международно-правового обязательства в пределах национальной территории. Постоянно расширяющимся международным экономическим отношениям становится тесно в рамках внутринационального

права, поэтому возникла идея всеобщей унификации норм национальных правовых систем государств. Унификация правового регулирования предполагает такую нормотворческую деятельность каждого конкретного государства, в результате которой достигает высокая степень единообразия правового регулирования той или иной сферы общественных отношений1. Унификация осуществляется различными методами часе всего несколько государств заключают международный договор, содержащий готовые к применению на территории участвующих

стран единообразные нормы, но иногда одно государство просто заимствует иностранную либо международную норму и переносит ее в акт собственного законодательства. В , последние десятилетия появились новые формы реализации международного права во внутреннем. Имплементация процесс достаточно длительный и требует прохождения ряда официальных процедур, поэтому государство, присоединившись к международному договору, еще до завершения процесса имплементации, может

неофициально обязать своих внутренних субъектов придерживаться норм этого договора в процессе осуществления любой деятельности. С другой стороны, государство часто намеревается присоединиться к какому-либо международному соглашению, однако по тем или иным причинам не делает этого, но придерживается правил такого договора. И в первом, и во втором случае на практике возникает ситуация, когда внутригосударственные субъекты начинают фактически исполнять международные нормы, даже 1Доронина

Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции. Московский журнал российского права. М 1998 6. С. 49. 22 при отсутствии их имплементации в нормы национального права. Если такая деятельность субъектов носит достаточно длительный характер, то в результате возникает пробел в правовом регулировании, который со временем восполняется, но уже нормой внутреннего характера. Таким образом, здесь очевидно воздействие международного права на внутригосударственное право, но не

официальным общепринятым путем имплементации. Развитие этого процесса позволяет определить еще один способ реализации международного права, имеющий общие черты с процессом унификации правовых систем государств, но носящий односторонний характер, т. е. осуществляемый государством самостоятельно. 23 ГЛАВА II. ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. 2.1. Понятие норм и принципов международного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права - результат длительного исторического развития, достояние мировой цивилизации. Как и все международное право, они являются важнейшей общечеловеческой ценностью. В теории и практике международного права традиционно значительно более сложные проблемы возникают при применении общепризнанных принципов и норм международного права. Термин общепризнанные принципы и нормы международного права встречается в статьях 10 и 15

Конституций Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федераций, соответственно. Нормы данных статей провозглашают общепризнанные принципы и нормы международного права основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы. Выражение общепризнанные принципы и нормы международного права не является случайным или произвольным словосочетанием, употребленным в Конституциях ПМР и

РФ. Это устоявшийся международно-правовой термин, который получил широкое распространение, как в международных, так и во внутригосударственных актах1. 1Талалаев А.Н. Два вопроса Международного права в связи с Конституцией РФ. Государство и право. 1998 г 3. С. 64. 24 Таким образом, термин общепризнанные принципы и нормы международного права, который употребляется в Конституциях ПМР и РФ, не является искусственным плодом изобретения е

творцов1. Конституции восприняли и отразили прогрессивный опыт многих государств. Общепризнанные принципы и нормы международного права - это нормы, разделяемые мировым сообществом государств, которые рассматриваются как обязательные всеми или почти всеми государствами мира. Особое место среди них занимают основные принципы международного права2. Основные принципы - это наиболее важные общепризнанные императивные нормы международного права неприменение

силы или угрозы силой в отношениях между государствами, мирное урегулирование международных споров, уважение суверенитета и суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела, целостность и неприкосновенность государственной территории, уважение прав и свобод человека, равноправие и самоопределение народов, сотрудничество государств, добросовестное выполнение международных обязательств и норм международного права. Основные принципы составляют наиболее устойчивое его ядро и являются критерием международной

законности. Все международные договоры и обычаи, чтобы быть юридически действительными и обязательными, должны соответствовать основным принципам международного права3 . В отличие от региональных, партикулярных и норм двусторонних договоров, общепризнанные принципы и нормы международного права 1 Талалаев А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ. Государство и право. 1998 г 3. С. 65. 2

Ромашов Ю.С. Об условиях формирования общепризнанных норм. Московский журнал международногоправа. 1999 г 2. С. 87. 3 Талалаев А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ. Государство и право. 1998 г 3. С. 67. 25 образуют так называемое общее международное право. Несмотря на их численное меньшинство, состоящее из них общее международное право является фундаментом

всей системы современного международного права с его отраслями, подотраслями и институтами1. По своей форме общепризнанные нормы и принципы международного права могут носить обычно-правовой или договорно-правовой конвенционный характер. Многие из них возникли в ходе длительного применения государствами как обычно-правовые нормы. Вместе с тем в международном праве существуют обычные нормы, которые не признаются всеми государствами или толкуются ими не одинаково.

Например, в современно международном праве существует обычная норма об иммунитете иностранного государства. Однако государства по-разному подходят к вопросу об объеме иммунитета. Ряд стран исходит из того, что в современном международном праве существует норма о необходимости выплаты иностранному инвестору быстрой и эффективной компенсации в результате национализации. Иные же государства эту норму не признают2. В Конституции

Приднестровской Молдавской Республики отсутствует подобная обязывающая норма. Не закреплена она прямо и в Законе О Конституционном Суде Приднестровской Молдавской Республики, принятом Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 30 октября 2002 года. Согласно пункту Г статья 9 Закона, Конституционный

Суд дает общеобязательное толкование Конституции. Очевидно, что вопрос о толковании может возникать и в связи с применением общепризнанных принципов и норм международного 1Лукашук И.И. Обычные нормы современного международного права. Московский журнал между- народного права. 1994 г 2. С. 26. 2Хлестова И.О. Соотношение международного и внутригосударственного права и

Конституции Российской Федерации Журнал Российского права. 1997 г 12. С. 23. 26 права. Статья 87 Конституции ПМР устанавливает, что правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании обладают Президент ПМР, Верховный Совет ПМР, Пленумы Верховного и Арбитражного судов,

Прокурор ПМР. Конституция Российской Федерации и Закон О федеральном Конституционном Суде, также не содержит прямой нормы, которая обязывала бы суды, при возникновении вопроса о том, является ли норма международного права составной частью Федерального законодательства и создает ли она непосредственно права и обязанности для отдельных лиц, прибегать к решению Федерального Конституционного

Суда. Более того, суды не наделены правом обращения с запросом, о толкований положений Конституции в Федеральный конституционный Суд. На основании статьи 125 конституции РФ таким правом обладают Президент РФ, Совет Федерации, государственная Дума, правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации. В процессе деятельности государственных органов может возникнуть вопрос, каким образом общепризнанные

принципы и нормы международного права могут и должны применяться на практике. Согласно статье 2 и части первой статьи 15 Конституции ПМР и РФ, соответственно, Конституция имеет прямое действие. Это означает, что Конституция не является декларацией, которая нуждается в своем подтверждении всякий раз какими-либо законами, правительственными или ведомственными актами или инструкциями и т.п.

Закрепленное в Конституции положение о высшей юридической силе и прямом ее действии, означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией государства. При этом, осуществляя правосудие, суды должны исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах,

27 конвенциях и иных документах в частности, во Всемирной Декларации прав человека. Международных пактах о правах человека, и международные договоры в соответствии с Конституцией являются составной частью правовой системы государства. Как говорилось выше, в международном праве нет нормативного акта, в котором исчерпывающим образом перечислялись бы упоминаемые в Конституции его общепризнанные принципы и нормы, хотя бы основные принципы.

Но именно принципы как наиболее общие международно-правовые нормы нуждаются в конкретизации. В международном плане это достигается путем заключения государствами международных договоров по конкретным вопросам. Во внутреннем - это могут делать государственные органы, в частности суды, применяя общепризнанные принципы и нормы международного права в каждом конкретном случае. При этом они устанавливают общепризнанность этих норм, для чего рассматривают различные свидетельства

или доказательства признания международным сообществом государств того или иного принципа в качестве общепризнанной нормы международного права. Соответственно правоохранительные и другие государственные органы, применяя на основании нормы Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права при рассмотрении конкретных вопросов, также должны исследовать доказательства наличия всеобщей практики и признания этой практики юридически обязательной для себя государствами мирового сообщества1 .

1Марочкин СЮ. Действие норм международного права в правовой системе РФ. Тюмень. 1998 г. С. 129. 28 2.2. Международный договор в правовой системе Приднестровской Молдавской Республики. Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации

Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и взаимоотношений с зарубежными странами, функционирования правового государства. Согласно международно-правовой доктрине любое государство, уже в силу своего существования, является

субъектом международных отношений и международного права. В связи с объявлением составной частью правовой системы ПМР общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров, открылась возможность прямого действия и применения норм международного права различными органами государства, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться непосредственно на нормы

международного права при разрешении споров между собой и государственными органами, учреждениями и организациями. Как следует из статьи 10 Конституции ПМР, составной частью правовой системы Приднестровья и основой отношений с другими государствами, являются не только общепризнанные принципы и нормы международного права, но и международные договоры. В частности, это нашло отражение в Меморандуме Об основах нормализации отношений между

Республикой Молдова и Приднестровьем 1Конституция Приднестровской Молдавской Республики 1995 г. Комментарий ст. 10. 29 с участием представителей стран-гарантов, России и Украины, в присутствии Действующего Председателя ОБСЕ 8 мая 1997 года в городе Москва. В этом документе строго подтвердили приверженность принципам ООН и ОБСЕ, общепризнанным нормам международного права, а также свои обязательства не прибегать во взаимных

отношениях к применению силы или угрозы силой, констатировали, что любые разногласия впредь будут решаться исключительно мирными средствами, путем переговоров и консультаций при посредничестве Российской Федерации и Украины как стран-гарантов выполнения достигнутых договоренностей, ОБСЕ и при содействии СНГ1. Международные договоры заключаются, выполняются, приостанавливаются, денонсируются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,

Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, Законом О Международных договорах и положениями самого договора. В ст.2 Закона О международных договорах, принятым Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 19 декабря 2001 года и вступившим в силу 21 января 2002 года, определяет, что международный договор

Приднестровской Молдавской Республики означает международное соглашение, заключенное Приднестровской Молдавской Республикой с иностранным государством государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Пункт 2 статьи 4 указанного

Закона и статья 57 Конституции ПМР, устанавливают, международный договор Приднестровской Молдавской Республики, если им устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законодательством республики, может быть ратифицирован 1 Там же. Комментарий ст. 10. 30 Верховным Советом только после принятия или одновременно с принятием им закона, вносящего изменения в действующее законодательство в соответствии с международным договором

Приднестровской Молдавской Республики, подлежащим ратификации. Данная норма ужесточает порядок включения норм международного права в систему отечественного права и является принципиально отличающейся от практики РФ, по данному вопросу. А именно, в ПМР - закрепляется жесткая процедура ратификации, присоединения к нормам международного права, которая будет осуществляться путем принятия соответствующего закона, вносящего необходимые изменения

для обеспечения соответствия отечественного законодательства международному праву. В РФ - если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, международный договор в РФ может быть ратифицирован, без одновременного внесения изменений в отечественное законодательство, в случае расхождения правил международного договора с последним.

Положения официально опубликованных международных договоров Приднестровской Молдавской Республики, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Приднестровской Молдавской Республике непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Приднестровской Молдавской Республики принимаются в установленном порядке, одновременно с актом о ратификации,

соответствующие законодательные акты и приводятся в соответствие с ними акты подзаконного характера. Вступившие в силу международные договоры Приднестровской Молдавской Республики, решения о согласии на обязательность которых для Приднестровской Молдавской Республики приняты в форме закона, подлежат официальному опубликованию по представлению 31 исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы

внешней политики Приднестровской Молдавской Республики. Международные договоры Приднестровской Молдавской Республики межведомственного характера опубликовываются по решению исполнительных органов государственной власти, от имени которых заключены такие договоры, в средствах массовой информации и в официальных изданиях этих органов. В силу специфического положения Приднестровской

Молдавской Республики как государства, не имеющего официального международного признания то есть, не обладающего международной политической правосубъектностью, факт адаптации норм национального права к нормам международного права важен собственно для Приднестровья, а не для международного сообщества. Так как, даже если бы органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики и принимали акты о ратификации тех или иных международных договоров,

этот факт не имел бы значения для международных организаций и иностранных государств. Поэтому был найден выход в правовом закреплении факта адаптации внедрения норм международного права в правовую систему Приднестровской Молдавской Республики путем принятия правового акта и признании тех или иных норм права, правовых актов международного сообщества, международных организаций в качестве рамочной нормы права на территории Приднестровской

Молдавской Республики и в силу этого обязательных для органов, разрабатывающих новые правовые акты или изменяющих существующие нормы национального права, а также занимающихся правоприменением. Таким образом, например, был признан в качестве рамочных норм права модельный Таможенный кодекс стран СНГ, и на его основании был разработан и принят новый Таможенный кодекс 32 Приднестровской Молдавской Республики вместо действовавшего до этого на территории

Приднестровской Молдавской Республики Таможенный кодекс Союза ССР1. В соответствии со ст. 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики О международных договорах от 21 января 2002 года, признание рамочной нормой означает такую форму выражения согласия Приднестровской Молдавской Республики на обязательность для нее международного договора посредством принятия

Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики соответствующего акта, при которой положительно решается вопрос о распространении трансформации в законодательство ПМР норм международного права, содержащихся в конкретном международном правовомакте на территории ПМР. 1Конституция Приднестровской Молдавской Республики 1995 г. Комментарий ст. 57. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема соотношения международного и внутригосударственного права

многогранна. Она имеет большое практическое и теоретическое значение. Не случайно в течение длительного времени эта тема рассматривается ученными и практиками различных стран. Сближение национальных законодательств провозглашается в качестве программного требования во многих международных договорах. Для обозначения этого процесса используется ряд терминов трансформация, имплементация, гармонизация, согласование, унификация, приведение в соответствие.

В одних случаях они трактуются как равнозначные, в других получают различающиеся смысловые оттенки. Хотя некоторые авторы разграничивают эти термины, вкладывая в каждый из них различное содержание1, представляется, что все они синонимы, дающие определение одному, единому понятию. Включение международного права в состав национальной правовой системы требует новых подходов к понятию правовой системы государства, к иерархии нормативных актов, решения вопросов о соотношении международного

и национального законодательства. Конституция, закрепляющая суверенитет государства, устанавливающая единство правового регулирования на его территории, принципы функционирования на международной арене, является стержнем правовой системы страны. На наш взгляд, она, бесспорно, имеет приоритет по отношению к международному праву. Все нормативные акты, действующие в стране, должны соответствовать конституции, не противоречить ей, в том числе и международные.

О верховенстве конституции свидетельствует и особый порядок ее принятия, внесение изменений и дополнений к ней, тогда как международный договор утверждается по схеме, характерной для принятия закона. 1Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М Юрист 1966. С. 74-75. 34 Достаточно корректно решается вопрос об устранении противоречий в международном и национальном законодательстве в Приднестровской Молдавской

Республике, в статье 22 Закона О международных договорах закреплен особый порядок выражения согласия на обязательность для ПМР международных договоров, а именно Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции Приднестровской Молдавской Республики, решение о согласии на его обязательность для Приднестровской Молдавской Республики возможно в форме конституционного закона только после внесения

соответствующих поправок в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики или пересмотра ее положений в установленном порядке. Далеко не всякий международный договор может быть включен в систему национального права. Для этого он должен получить соответствующее одобрение со стороны компетентного органа. Только в случае принятия положительного решения о ратификации, утверждении, принятии международного

договора он включается в систему источников внутреннего права. Представляется целесообразным указание в Конституции ПМР на то, что только ратифицированные международные договоры являются частью права страны. Это уточнение способствует единообразному пониманию природы международных договоров, подлежащих применению, и устраняет различные толкования данного понятия.

Все международные акты, заключенные государством, нуждаются в определенной системе внутригосударственных средств и способов для их обеспечения. Только конституция страны имеет прямое действие, но и она требует определенного механизма реализации закрепленных в ней положений. Поэтому тезис о самоисполнимости некоторых международно-правовых норм представляется не совсем верным. Для того чтобы эти нормы применялись на территории конкретного государства, необходимо как 35 минимум

опубликование актов, в которых они содержатся, в соответствующем официальном издании. Никакие нормативные правовые акты, в том числе и межгосударственные, в которых затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения ч.З. ст. 53 Конституции ПМР. В случае возникновения противоречий между нормами международного и национального законодательства, в соответствии с п.

1. ст. 54 Конституции ПМР, эти коллизии вправе разрешать только государственные органы, так как ограничение прав и свобод человека устанавливаются исключительно конституционным законом. Таким образом, национальным законодательством могут вводиться ограничения в отношении некоторых общепризнанных норм международного права. Следовательно, они не обладают верховенством по отношению ни к Конституции, ни к законам или, по крайней мере, занимают равное с ними положение.

Включение международных норм в национальную правовую систему, с одной стороны, придаст последней большую стабильность, а с другой -позволит оказывать более глубокое влияние внутреннего права на международное, побуждая его к восприятию позитивных новаций национального права. Поиск и обеспечение эффективного соотношения норм международного и внутреннего права являются актуальной задачей. От ее решения в немалой степени зависит гармоничное развитие государств и их правовых систем,

а также уровень международного сотрудничества. 36 БИБЛИОГРАФИЯ 1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики 1996 г. Краткий постатейный комментарий. Авторский коллектив В.А. Балала, Т.М. Берилл, О.А. Калякин, В.И. Карамануца, Я.Ф. Федорчуков. 2. Конституция

Российской Федерации 1993 г. Комментарий. Под редакцией Б.Н. Топорнина, Р.Г. Батурина, Р.Г. Орехова. 3.Закон О Конституционном Суде Приднестровской Молдавской Республики 2002 г. 4.Закон О Конституционном Суде Российской Федерации 1994 г. 5.Закон О международных договорах Приднестровской

Молдавской Республики 2002 г. Научные и учебные источники 1. Абдуллаев М.И. Согласование внутригосударственного права с международным. Правоведение. 1993 г 2. 2. Абдулаев. М.И. Примат международного права над внутригосударственным история и современность. Правоведение. 1992 г 4. 3. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М 1999 г. 4. Бирюков

П.Н. Международное право. М 2000 г. 5. Гинзбурге Дж. Соотношение международного и внутреннего права в СССР и России. Государство и право. 1994 г 3. 6. Доронина Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции. Московский журнал российского права. Москва. 1998 г 6. 7.

Игнатенко Г.В Тиунов О.И. Международное право. М 2002 г. 8. Казацкий П.Е. Введение в курс международного права. М 1991г. 37 9.Кудрявец Ю.Н. Некоторые проблемы реализации норм международных правовых актов во внутреннем праве государств. Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999 г 3. 10. Левин. Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права.

М 1974 г. 11. Левин Д.Б. Наука международного права в России в конце ХIХ и начале ХХ веков. М 1982 г. 12. Лукашук И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений М 1975 г. 13. Лукашук И.И. Международное право. М 2001 г. 14. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М 2001 г.

15. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М 1982 г. 16. Ромашов Ю.С. Об условиях формирования общепризнанных норм. Московский журнал международного права. 1999 г 2. 17. Талалаев А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ. Государство и право. 1998 г 3. 18.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М 1996 г. 19. Тункин Г.И. Международное право. М 1994 г. 20. Хлестова И.О. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации. Журнал Российского права. 1997 г. 12. 21. Черниченко С.В. Международное право современные теоретический проблемы.

М 1993 г. 22. Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и национального права. Советский ежегодник международного права. М 1997 г. 38 Авторефераты 1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Сандуца Г.И. Теоретические аспекты соотношение международного и внутригосударственного права. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Т.Г. ШЕВЧЕНКО юридический факультет кафедра государственно-правовых дисциплин допустить к защите заведующий кафедрой Феоктистов М.Ф. 2003г. Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А На тему Международное и национальное право проблемы соотношения. студент юридического факультета заочного отделения V курса 502 группы Миненко

Дениса Сергеевича научный руководитель кандидат юридических наук доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Сандуца Галина Ивановна Тирасполь 2006 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Чешская республика 2
Реферат Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма
Реферат Шварценеггер Арнольд - Новая энциклопедия бодибилдинга
Реферат Приемы ведения беседы. Запрещенные приёмы. Партнёрская беседа. Темперамент. Лидерство и руководство
Реферат Экономическое обоснование создания предприятия в туризме
Реферат Этикет
Реферат Черногория как объект туризма
Реферат Экскурсия по Минску-столтце Республики Беларусь
Реферат Характеристика туристских формальностей для Египта
Реферат Меры ответственности за неподписание либо невыполнение обязательства по предупреждению коррупции
Реферат Характеристика Хорватии как туристского региона
Реферат Экологический туризм 4
Реферат Экономическое пространство социально культурной сферы и туризма
Реферат Щука. Все способы ловли
Реферат Центр Севастополя история и современность