Реферат по предмету "Право"


Тактика допроса: особенности установления психологического контакта

Флоровский М.Ю Синюгин А.А. Тактика допроса: особенности установления психологического контакта. Успешное проведение допроса при расследовании деятельности организованных преступных сообществ предполагает необходимость установления психологического контакта с допрашиваемым лицом. Возникновение такого контакта способствует получению полных и объективных показаний, имеющих значение для установления истины по делу. Психологический контакт является обязательным атрибутом успешного межличностного

общения взаимодействующих сторон (в нашем случае - следователя и допрашиваемого) независимо от процессуального положения последнего) и представляет собой результат прочно установившегося состояния взаимопонимания, доверия и деловой активности, в процессе которого допрашиваемый готов сообщить следователю интересующие его сведения, а следователь, с учетом предъявляемых требований, их зафиксировать, преследуя цель эффективного использования в дальнейшем. Налаживание тесных связей между следователем и допрашиваемым строится, с

одной стороны, на нормах уголовно-процессуального законодательства, а с другой - на научных положениях криминалистики, судебной психологии, логики, теории управления деятельностью. [1, с.40] В криминалистической и судебно-психологической литературе вопрос, связанный с определением понятия и содержания психологического контакта при допросе является дискуссионным. Предложенные определения характеризуются терминологической пестротой и вызывают неоднозначность в их

понимании. Различные авторы определяют природу психологического контакта по-разному: как условие, прием, стадию следственного действия, как состояние следователя и участника следственного действия. Н.И.Порубов рассматривает психологический контакт как “систему взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии: информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Психологический контакт - это наконец процесс взаимного понимания”.

[2, с.73] Н.И.Порубов справедливо замечает, что психологический контакт должен сопутствовать всему ходу допроса. Для его установления требуется проведение ряда тактических приемов, определяемых ходом допроса, обстоятельствами дела, наличием доказательств, а также личностью виновного. [3, с.43] Таким образом, психологический контакт можно рассматривать как тактическую операцию, объединяющую совокупность тактических приемов направленных на решение серии задач при производстве допроса.

А.В.Дулов определяет психологический контакт как “целенаправленную, планируемую деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей”. [4, с.107] А.В.Дулов обоснованно указывает на необходимость учета психических явлений, которые закономерно развиваются у человека перед вступлением в общение. Выявление этих закономерностей поведения, характерных для конкретного человека, является одной из задач следователя при подготовке к следственному действию.

С одной стороны, психологический контакт позволяет рационализировать режим общения в конкретном следственном действии, с другой, психологический контакт обусловливает оптимизацию производства иных следственных действий с участием лица, с которым следователь на допросе ранее сформировал стабильный психологический контакт. А.Б.Соловьев рассматривает психологический контакт как способ коммуникативных связей, как возникновение своего рода «эмоционального доверия» к следователю.

Наличие эмоционального доверия является желательным элементом психологического контакта, но иногда следователь объективно не имеет возможности вызвать к себе эмоциональное доверие человека потому, последний вступает в общение, имея цели, противоречащие целям следователя, но, рассчитывает в процессе контактного общения найти компромиссное решение поставленных им задач. Контактные отношения в таких случаях строятся на основе взаимопонимания и взаимоуважения следователя

и участника допроса. А.Б.Соловьев указывает, что в известном смысле психологический контакт «носит односторонний характер: следователь стремится получить как можно больше информации от допрашиваемого и сам не заинтересован в обнародовании имеющихся в его распоряжении данных по делу». [5, с.42] С данной позицией солидарен и Н.И.Порубов. [3, с.43] Приведенная точка зрения вызывает возражения. Психологический контакт всегда имеет двусторонний характер,

его установление и поддержание зависит как от следователя, так и от допрашиваемого, хотя инициатива и управляющее воздействие принадлежит следователю. «Существует двусторонний контакт (утверждает К.Обуховский), в котором индивид чувствует, что является предметом заинтересованности, что другие «созвучны» с его собственными чувствами». [6, с.160] В психологии под контактом понимается «случай коммуникации с обратной связью». [7, с.47] Коммуникация с обратной связью предполагает двусторонний характер отношений,

где следователь и его партнер одновременно являются и «адресатом», и «адресантом». Поэтому оба они оказывают влияние на процессы общения, на динамику развития их отношений. Двусторонние отношения в процессе формирования и стабилизации психологического контакта предполагают не только получение следователем информации, но и передачу им определенной информации своему партнеру. Эта информация может содержаться в вопросах следователя, в оценке показаний, в доказательствах, используемых

в целях изменения позиции участника следственного действия. Трудно согласиться с В.Л.Васильевым, определяющим психологический контакт как стадию, на которой «оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяют такие параметры, как ее темп, ритм, основные состояния собеседника, приемы устной речи, позы, мимика». [8, с.43] Психологический контакт представляет собой динамический, находящийся в развитии процесс,

участники которого, обмениваясь информацией, постоянно корректируют свое поведение в соответствии с ситуациями допроса. Этот процесс сопровождает всю процедуру допроса и поэтому его нельзя считать стадией допроса. Психологический контакт является ситуативным и может возникнуть на различных стадиях допроса. Г.Г.Доспулов определяет психологический контакт как «согласованное деловое взаимоотношение следователя со свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым, которое возникает на основе правильной позиции

следователя и поведения допрашиваемого». [9, с.12] Процесс согласованности взаимоотношений следователя и участника следственного действия происходит постепенно, поэтапно, иногда незаметно. Деятельность следователя в процессе допроса имеет ряд общих черт с работой актера. Поэтому представляется уместным привести высказывания К.С.Станиславского о том, что психологический контакт - это «приспособление, это внутренние и внешние

ухищрения, с помощью которых люди применяются друг к другу при общении». [10, с.281] Это приспособление представляет собой своеобразное искусство оптимизации тактических отношений. В то же время контактные отношения не возникают из уступок следователя. Напротив, при формировании контакта идет борьба за психологическую инициативу во взаимодействии. Каждый из партнеров стремится мыслить за другого и совершает такие действия, чтобы получить тактический

выигрыш. Поэтому формирование психологического контакта, по мнению А.Р.Ратинова, содержит элементы психологической борьбы, которая является одной из сторон индивидуально-психологического подхода, предполагающего гуманность, чуткость и корректность в отношениях с подследственными. Следователь, по существу, участвует в той борьбе, что происходит во внутреннем мире человека. [11, с.107] Необходимо заметить, что разработка системы тактических приемов предполагает уяснение целей установления

психологического контакта в процессе допроса. В.Л.Васильев видит такую цель в нахождении общих интересов следователя и допрашиваемого, т.е. в переходе в допросе от психологического «Я» к психологическому «Мы». [12, с.37-40] Однако, такая цель может быть рассмотрена только как частная, определяемая ситуацией. А.В.Дулов называет следующие основные цели установления контакта: • обеспечение активного психического отношения субъекта в предстоящем общении; • снятие предубежденности, настороженности у субъекта общения;

• облегчение процесса психологической адаптации. [4, с.108-109] Деятельность следователя при формировании психологического контакта с допрашиваемым подчинена, на мой взгляд, следующим целям: • получение правдивой и полной информации об обстоятельствах расследуемого преступления, а также перенос контактных отношений на смежные следственные действия, например, на анализ показаний на месте происшествия, следственный эксперимент, очную ставку и опознание, в которых участвует

лицо, находящееся в состоянии психологического контакта со следователем; • установление причин и условий, способствующих совершению преступления. Практика свидетельствует, что истинные причины преступлений, механизм формирования преступного умысла часто остаются невыясненными именно из-за отсутствия психологического контакта следователя с допрашиваемым. Между тем допрашиваемый при наличии глубокого психологического контакта со следователем может раскрыть сложный механизм своего преступного поведения; • оказание психологической

помощи допрашиваемому, испытавшему психотравмирующее воздействие факта преступления. Часто психическая травма, переживаемая потерпевшим, является более тяжелой, чем физическая травма. Следователь должен уметь рациональными средствами трансформировать установку, отрицательно влияющую на сознание потерпевшего. Действие психической травмы испытывает и свидетель преступления. Кроме того, сам преступник тоже может испытывать воздействие психической травмы, которую он получает

в связи с совершенным преступлением. В ряде случаев, человек совершает преступление в состоянии стресса, физиологического аффекта. В таком случае само преступление и его последствия тоже травмируют преступника. Сам факт возбуждения уголовного дела, задержание, арест, утрата прежнего социального положения оказывают психотравмирующее воздействие на допрашиваемого, который в связи с этим может уклоняться от контакта со следователем, «уходить в себя», отказываться от дачи показаний.

Оказание же психологической помощи позволит найти «подход» к участнику допроса, «возбудить у него доверие к следователю, желание дать правдивые и исчерпывающие показания. Этому же способствует и надлежащая обстановка, деловитость, внимание и корректность следователя, его требовательность и настойчивость в сочетании с чутким отношением к искренним переживаниям допрашиваемого, готовность в любой момент обеспечить реализацию предоставленных допрашиваемому законных прав»; [13,

с.49] Нам кажется справедливым мнение А.В.Дулова, считающего, что зная закономерности структуры преступления, можно прогнозировать способы противодействия, которое окажет допрашиваемый. Чем лучше следователь знает пути, средства, способы оказания противодействия, тем легче ему предупреждать это противодействие. А значит, и обеспечивать установление истины по расследуемому делу. [14, с.43-53] Отдельные криминалисты рассматривают установление психологического контакта как тактический прием. [15,

с.12] Такие взгляды противоречат логике вещей. Не установление психологического контакта является тактическим приемом, а для его установления используются системы наиболее целесообразных тактических приемов. Тактические приемы, направленные на установление психологического контакта с допрашиваемым, основаны на использовании данных психологии, логики и других наук. В этом отношении известный интерес представляют способы расположения к себе людей, предложенные в психологии

еще Дейлом Карнеги. Он называет шесть способов: 1) проявляйте искренний интерес к другим людям; 2) улыбайтесь; 3) помните, что для человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук человеческой речи; 4) будьте хорошим слушателем; поощряйте других рассказывать вам о себе; 5) ведите разговор в круге интересов вашего собеседника; 6) давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне. [16, с.98]

Банальность некоторых приемов очевидна, однако это не лишает их практического значения. В криминалистике разработаны тактические приемы установления психологического контакта, которые носят наиболее общий характер. Так, Ф.В.Глазырин для установления контакта рекомендует следующие способы: * обращение к логическому мышлению допрашиваемого; * возбуждение у него интереса к общению и его результатам; * воздействие на допрашиваемого положительными качествами личности следователя.

В каждом из предложенных способов можно попытаться выделить серию тактических приемов, причем такие приемы будут разными в зависимости от процессуального положения допрашиваемого, его психологических особенностей, ситуации допроса. В.Г.Лукашевич предлагает девять способов установления психологического контакта на допросе: 1) создание надлежащей обстановки допроса; 2) допрос наедине; 3) корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего

важные общественные функции; 4) демонстрация доброжелательности, непредвзятого отношения к допрашиваемому, порождающих интерес к следователю как партнеру по общению; 5) демонстрация умения выслушать до конца, не повышать тон; 6) проведение предварительной беседы на отвлеченную тему; 7) обращение к логическому мышлению; 8) разъяснение целей и задач допроса;

9) создание обстановки, возбуждающей интерес к допросу и результатам его. [1, с.259] Отдельные способы, названные ранее, не могут быть рассмотрены в качестве тактических приемов. Так, «создание надлежащей обстановки» и «допрос наедине» – это не тактические приемы, а условия, которые способствуют установлению психологического контакта. «Корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции» - это не тактический прием, а обязанность следователя.

Рекомендация «не повышать тон», также не может рассматриваться в качестве приема потому, что это этическое правило общения. По мнению следователей наиболее эффективными являются приемы, связанные с собеседованием на интересующую или отвлеченную тему и обращение к лучшим сторонам личности допрашиваемого. В криминалистической литературе предприняты попытки по выделению стадий формирования психологического контакта. Более точно выделяет стадии в установлении контакта

Г.А.Зорин, которые, по его мнению, выглядят следующим образом: 1-я стадия. Диагностика личностных качеств будущего допрашиваемого: • сбор и анализ информации о будущем участнике допроса; • выявление личностных особенностей, характеризующих возможные состояния и позицию допрашиваемого; 2-я стадия. Разработка тактической программы, направленной на формирование психологического контакта и обеспечивающей получение полной и правдивой информации;

3-я стадия. Вступление в контактное взаимодействие: • встреча и обмен контактоформирующими репликами; • формирование первоначального контакта; • диагностика позиции допрашиваемого; 4-я стадия. Формирование ситуативной установки допрашиваемого на контактное взаимодействие: • углубление знаний о допрашиваемом; • формирование контактных отношений в процессе постановки дополнительных вопросов о семье, профессии, заслугах и иных обстоятельствах жизни; • коррекция тактической программы допроса;

5-я стадия. Контактное взаимодействие в процессе основной части допроса (рефлексивная стадия): • диагностика избранной допрашиваемым формы контактного общения; • укрепление психологического контакта в ходе свободного рассказа допрашиваемого; • укрепление психологического контакта в ходе свободного рассказа допрашиваемого и при постановке серии вопросов, направленных на получение полной и правдивой информации. • 6-я стадия. Стабилизация психологического контакта при окончании допроса. [17, с.16]

Следует заметить, что в сущности предпосылки к установлению психологического контакта формируются еще до официальной встречи следователя с участником процесса, в период проведения организационных мероприятий по подготовке к допросу. Планируя предстоящее следственное действие, следователь продумывает свою линию поведения и действия, посредством которых возможно установление контакта с допрашиваемым, а значит, и получение от него наиболее полной и достоверной информации.

Указанная проблема отчасти находит свое разрешение при правильном определении следователем времени и способа вызова допрашиваемого, места и обстановки его допроса. Так, например, принимая решение о времени проведения допроса, следует учитывать не только собственную загруженность, но и исходить из возможностей допрашиваемого прибыть к следователю в назначенный срок и участвовать в следственном действии с минимальным ущербом для его личного и служебного времени, исключая

по возможности выходные дни и ночное время суток. Определяя способ вызова допрашиваемого, следователь должен учитывать, что в отношении участников уголовного процесса предлагаемый контакт обусловлен принудительным характером общения, в результате которого те не испытывают положительных эмоций, а значит, это является серьезным препятствием для установления идеального психологического контакта с ним. [17, с.15] Соответственно, решая задачу регулирования взаимоотношений, следует принимать во внимание и мнение допрашиваемого

относительно способа его вызова к следователю, особенно в том случае, если он не желает огласки своего участия в процессе. Обычно к таким категориям допрашиваемых относятся: свидетели и потерпевшие по уголовным делам, возбужденным в отношении организованных преступных групп; обвиняемые и потерпевшие по половым преступлениям; лица, ранее судимые, но вступающие в уголовный процесс в качестве свидетелей и потерпевших, и др. Поэтому при необходимости вывоза допрашиваемого повесткой, используя услуги почты, следует отправлять

ее в конверте, на котором отсутствуют реквизиты того органа, где работает следователь. Нельзя в этом случае осуществлять вызов через соседей, руководителей организаций, где работает участник уголовного процесса. Учитывая значимость информации, которой владеет подлежащее допросу лицо, следователь в каждом отдельном случае может решить вопрос о личном посещении его по месту нахождения, безусловно, в гражданской форме одежды. Здесь следователь должен принимать во внимание и то, что крайне нежелательно,

когда о вызове допрашиваемого становится известно лицам, которые могут повлиять на него в негативном плане, имея заинтересованность в исходе дела. Выбор места допроса и создание соответствующей обстановки во многом определяется личностными качествами допрашиваемого и его процессуальным положением. Так, • лиц престарелого возраста следует допрашивать по месту их жительства; • больных - по месту нахождения; • находящихся в отдаленной местности - по месту их пребывания, не затрудняя ситуацию необходимостью

преодоления значительных расстояний, принимая во внимание временные и материальные затраты. [18, с.177] Учитывая психологию лиц, к которым в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, следует принять за правило их вызов и доставление по месту ведения следствия. Здесь со стороны следователя должно отсутствовать необоснованное лишение этой категории лиц свиданий с близкими, запрещение им передач продуктов и одежды, что не представляет труда осуществить на момент

доставления к следователю. Поэтому допрос в такой обстановке у следователя, коренным образом отличающейся от мест содержания под стражей, где арестованный проводит основную часть времени, в совокупности с решением ряда личных проблем допрашиваемого, располагает того к откровенности, создает рабочую обстановку. Вышеизложенные особенности создают предпосылки для адекватного реагирования участника уголовного процесса на заинтересованность следователя в его показаниях.

Проявление внимания к личности допрашиваемого, учет его интересов со стороны следователя подготавливает благодатную почву для делового сотрудничества, и порой не зависимо от отношения того к правоохранительным органам нейтрализует назревающий конфликт. Установлено, что результативность предстоящего сотрудничества во многом определяется первым впечатлением, которое произвела каждая из сторон друг на друга. Именно о первом впечатлении А.А.Бодалев говорит как о сложном психологическом феномене, включающим

в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, а также те или иные особенности облика и поведения человека, оказывающегося объектом познания. [19, с.178] Практика показывает, что во взаимоотношениях с другими людьми люди нередко руководствуются лишь симпатиями и антипатиями, которые могут возникнуть на основе реальных фактов, но эти быстро сформировавшиеся чувства могут определять все дальнейшие отношения. Таким образом, в момент встречи отношение допрашиваемого

к следователю определяется больше чувствами, чем разумом. Поэтому для первой встречи очень важно правильно войти в разговор, для чего необходимо подготовить первую фразу, первые действия, которые могут вызвать положительные эмоции допрашиваемого. Первое впечатление о следователе часто имеет решающую роль при избрании допрашиваемым определенной позиции на допросе. Например, если допрашиваемый оценил следователя негативно, то все последующее общение

со следователем подчинено этой мысли, тем более, что само по себе процессуальное положение следователя по отношению к подозреваемому не может вызвать никаких симпатий. Первая встреча еще не омрачена взаимными обидами и неприязнью, поэтому каждый надеется на положительный результат общения: -следователь рассчитывает получить от подозреваемого правдивые показания о расследуемом преступлении; -подозреваемый надеется, что “выйдет” из этого дела с минимальными потерями.

Этот этап «знакомства» закладывает основы доверительных отношений, взаимной симпатии или способствует возникновению стойких неприязненных отношений, с учетом которых стороны вырабатывают своеобразную линию поведения на допросе и в дальнейшем. Объясняется это отчасти тем, что следователь и допрашиваемый до официальной встречи недостаточно полно осведомлены друг о друге. Поэтому, формируя психологический контакт, следователь должен иметь в виду, что участникам допроса

совсем не безразлично, с кем им предстоит взаимодействовать. Их готовность и восприимчивость к контакту, а также соответствующий настрой будут зависеть не только от должностного положения следователя, но и от личных и деловых качеств последнего. Если следователь хотя бы заочно обладает определенной информацией о приглашенном, то последний ориентируется на те сведения, которые отражают деятельность правоохранительных органов в целом, а не конкретного должностного

лица. Сведения же, полученные из бесед с сослуживцами, соседями, из средств массовой информации, которые освещают деятельность правоохранительных органов в негативном плане, вырабатывают у допрашиваемого определенные стереотипы мышления и оценок, поэтому он психологически не в состоянии их сразу преодолеть. Необходимо, чтобы своим видом, манерой обращения, формой постановки вопросов следователь располагал допрашиваемого к откровенности, внушал ему чувство доверия и уважения к правоохранительным органам в

целом и следователю, в частности. Аккуратный внешний вид, подчеркнутая вежливость и искренний интерес не только к сведениям по делу, которыми располагает участник следственного действия, но и к проблемам самого обладателя информации, вызывает у последнего желание давать правдивые показания, оказывать помощь в процессе расследования. Практика показывает, что допрашиваемый, как это ни странно, нередко хочет понравиться следователю, для чего демонстрирует свои положительные качества, рассказывает о своих достоинствах.

Если возникает такое направление в беседе, то его надо поддержать. Интерес к собственной личности, к своим достоинствам универсален, поэтому беседа на данную тему практически всегда вызывает положительную реакцию допрашиваемого и является платформой для формирования контактных отношений. В ходе встречи с допрашиваемым следователь может корректировать выводы о его личностной характеристике, установленной им при подготовке к допросу. На следствии особенно большое значение приобретает познание

произвольных и непроизвольных компонентов мимики. К последним относятся такие компоненты, которые не подчиняясь волевому управлению, как бы открывают душу человека перед собеседником. [20, с.493] В связи с этим целесообразно проанализировать выражение лица и глаз допрашиваемого. Понимание мимики помогает следователю проникнуть во внутренний мир человека и с учетом этого формировать с ним контактные отношения. Некоторую информацию могут нести и проявления негативных реакций: допрашиваемого:

покраснение, побледнение, появление пота, учащение дыхания и т.д. Значительную информацию можно получить из анализа поз, жестов, походки, различных действий пришедшего на допрос. Определенный материал для оценки личности может дать одежда допрашиваемого. Аккуратность, опрятность, экстравагантность, небрежность могут свидетельствовать о некоторых чертах характера, привычках, профессии. Значительная информация может быть получена при анализе татуировок

на руках допрашиваемого. Если следователь заметил и расшифровал содержание татуировок на руках допрашиваемого, то не стоит акцентировать внимание и задавать по этому поводу вопросы. Представляется, что это не будет способствовать установлению психологического контакта, тем более, если допрашиваемый стремится скрыть татуированные изображения. В то же время, практика показывает, что некоторые, особенно молодые люди, имеющие татуировки, не скрывают

их, напротив, демонстрируют их следователю. Людей этой категории можно спросить о содержании и значении татуированных символов, они с некоторой гордостью могут прокомментировать каждое из значений, включенных в татуированный рисунок. В этом случае татуировки могут явиться поводом для беседы, а проявленная следователем осведомленность о символике и технике тату может стать основанием для формирования контактных отношений. Если разговор о татуировках будет неприятен допрашиваемому, то следователь должен прекратить его и

перейти на другую тему, отметив, что татуировки в данном случае к расследуемому делу никакого отношения не имеют. Анализу должна подвергнуться и речь допрашиваемого. В речи допрашиваемый выражает свои чувства и отношения к излагаемым фактам, проявляет свои волевые качества. В то же время по манере говорить можно попытаться определить характер человека. Так, по мнению немецкого психолога А.Штангля, скорость устной речи соответствует господствующему состоянию

темперамента человека. Тихая речь может быть признаком спокойствия, но вместе с сочетанием с другими признаками речевого поведения она может свидетельствовать о подавленности говорящего. Чересчур громкий голос потерпевшего, свидетеля может являться сверхкомпенсацией, осуществленной для сокрытия слабости. Излишне тихий голос при общей напряженности человека может быть признаком его уверенности в себе, либо «камуфляжем для достижения цели». Колебания громкости речи говорят о интенсивном переживании.

Ясное, четкое произношение слов, намеренное акцентирование внимания на звуковых сочетаниях обычно свидетельствуют о внутренней мобилизованности говорящего, его уверенности в себе. И, наоборот, неясная, невнятная речь может указывать на уступчивость, волнение, неуверенность в себе. [21, с.73] В общении со следователем допрашиваемый может использовать жаргонные слова, которые тоже могут характеризовать данного человека, его принадлежность к преступному миру.

В этом случае понимание жаргона способно оказать положительное воздействие на формирование контактных отношений. Следователь не должен опускаться до употребления жаргонных слов, но сам факт понимания им жаргона свидетельствует о его опыте общения с людьми данной категории. Анализ татуировок и жаргона может оказать помощь следователю в диагностике преступной профессии допрашиваемого, предвидеть его реакции на различные формы деятельности следователя.

Например, опытные воры, да и другие преступники, предпочитают не выдавать своих соучастников, берут на себя их вину, рассчитывая на их помощь и поддержку во время отбывания наказания в колонии. Анализируя в процессе встречи личностные качества человека, пришедшего на допрос, и сопоставляя эти выводы с ранее установленными фактами, следователь может выделить своеобразную «клавиатуру качеств, с помощью которой можно организовать нужный в данный момент ансамбль звучания свойств».

При встрече целесообразно учитывать и такой фактор, как взаимное расположение партнеров по допросу, психологами установлено, что каждый человек имеет вокруг себя «персональное пространство», в которое не должны вторгаться другие люди. Это пространство избирается в зависимости от ситуации, в которой происходит общение с другим человеком. После всего вышеизложенного, следователь может переходить к формированию ситуативной установки допрашиваемого на контактное взаимодействие. «Ситуативная установка - готовность,

которая опирается на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях и, изменяющаяся под воздействием конкретных реальных условий, в которых в настоящий момент происходит действие». [22, с.129] Установка формируется на основе предвосхищения допрашиваемым режима общения со следователем. Формирование ситуативной установки может происходить в ходе реализации следующих тактических приемов, которые являются общими для допрашиваемых с различным процессуальным положением: • уточнение данных

анкетно-биографического характера; • беседа на отвлеченную или интересующую тему, не относящуюся к предмету допроса; • демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах жизни допрашиваемого, его потребностях, интересах. Рассмотрим более детально названные тактические приемы. Так, в процессе выяснения обстоятельств анкетно-биографического характера следователь может уточнять отдельные из них с целью определения психического состояния допрашиваемого, включения его в активное

общение, определения уровня интеллектуального развития несовершеннолетнего и уровня владения им речью, снятия эмоциональной напряженности. Уточнять необходимо данные, которые вызывают положительные эмоции у допрашиваемого. Так, следователь может углубить отношения с допрашиваемым, обсуждая следующие вопросы: • фиксируя дату рождения, можно поинтересоваться, как проходило детство допрашиваемого, можно попросить рассказать о его родителях, братьях, сестрах; • заполняя графу о месте рождения, можно проявить некоторые

знания об этих местах, положительно отозваться о них; спросить о том, как долго жил он в этом месте, когда переехал в другой город, нравится ли ему те места, где он родился, их достопримечательности; • при фиксации сведений об образовании целесообразно уточнить, где и когда учился допрашиваемый, какие впечатления он сохранил об учебном заведении, о преподавателях, спросить о связях с одноклассниками; • можно углубить вопрос о специальности допрашиваемого, о ее достоинствах и недостатках (практика свидетельствует,

что тема профессии допрашиваемого является одной из тех, на основе которой лучше всего формируются контактные отношения); • особого внимания заслуживают сведения о наградах допрашиваемого, об общественной деятельности, о службе в армии. Большое значение для формирования контакта имеет правильный выбор темы разговора, предшествующего собственно допросу. Важное значение имеет умение следователя правильно избирать тему для беседы, что определяется значением интересов допрашиваемого, его увлечений, уровня общей культуры.

Беседы на такие темы позволяют изменить психическое состояние допрашиваемого, причем такой прием оказывает положительное влияние на последнего, находящегося как в возбужденном, так и в подавленном состоянии. Заторможенность, как и возбуждение, вызвано напряжением, снять помогает общение. Необходимо, меняя тему, найти такую, которая вызывает у допрашиваемого интерес. [23, с.76-77] Допрашиваемый не должен почувствовать, что его «выводят» на заранее запланированную тему разговора.

Это можно сделать путем включения в поле зрения допрашиваемого каких-либо предметов, связанных с его интересами и вызывающих положительных эмоциональный отклик. [17, с.37] Развитие темы разговора зависит от личности допрашиваемого и от его психического состояния. Целесообразно углубить одну-две темы, которые наиболее близки и приятны допрашиваемому, а остальные лишь затронуть, чтобы произвести необходимые записи в протоколе.

Если допрашиваемый разговорился о своем детстве или ином периоде жизни, не стоит его прерывать, это может повредить всему ходу допроса. Следователь должен терпеливо и участливо его выслушать. При заполнении данных о судимости нецелесообразно задавать дополнительные вопросы. Эти сведения можно получить из копий приговоров и личного дела заключенного, если допрашиваемый ранее был судим и отбывал наказание в виде лишения свободы.

Тактический прием, заключающийся в демонстрации следователем осведомленности об обстоятельствах жизни допрашиваемого, его потребностях, интересах способствует адаптации обвиняемого (подозреваемого) на допросе и установлению нежелательных состояний его психики. Его использование вызывает у допрашиваемого интерес к сообщаемой следователем информации, отвлекает от фактов, мешающих сосредоточиться, способствует откровенности допрашиваемого.

Так, изучая личность обвиняемого, следователь установил, что юноша увлекается радиотехникой. Будучи сам страстным любителем радиотехники, следователь достиг полного психологического контакта, заговорив с допрашиваемым на любимую тему. [20, с.500] Психологический контакт со свидетелем и потерпевшими на данной стадии формируется на тех же основаниях, но к потерпевшему необходимо проявлять больше сочувствия, понимания, деликатности и сопереживания.

Он ждет помощи от следователя, осуждения преступного действия, Законного обеспечения его прав и интересов. Недопустимо высказывать критические замечания о формах поведения потерпевшего до преступления и в момент его совершения. Это неизбежно нарушит контактные отношения и может толкнуть потерпевшего на ложные показания. Особого внимания заслуживает избрание формы предупреждения допрашиваемого об ответственности за дачу

ложных показаний. Это должно производится с учетом личности допрашиваемого, а также предшествующей и текущей следственных ситуаций. Предупреждение об ответственности за дачу ложных показаний можно сделать как бы между прочим, отметив, что само собой разумеется, что такой порядочный человек даст правдивые показания. В каком-то другом случае можно более подробно поговорить на эту тему, дать почитать статьи уголовного кодекса, обратив внимание на санкцию, приведя примеры из следственной практики.

Подобная форма предупреждения уместна в отношении лиц, которые настроились на дачу ложных показаний. Формирование ситуативной установки у допрашиваемого на контактное взаимодействие может осуществляться в ходе реализации и таких тактических приемов, как: • разъяснение важности сообщения правдивых показаний; • убеждение в необходимости оказания помощи органам расследования; • разъяснение сути последствий совершенного преступления или возможности их возникновения в будущем; • демонстрация фотоснимков (предметов), связанных

с совершенным преступлением и его последствиями; • использование положительной оценки отдельных качеств личности допрашиваемого; • убеждение в неотвратимости наказания преступников. Если допрашиваемым является подозреваемый или обвиняемый, то в этом случае следователь по материалам изучения личности может сформировать позитивную установку допрашиваемого, используя такие тактические приемы, как: * разъяснение допрашиваемому сущности его процессуального положения; * демонстрация перспектив,

сложившейся ситуации; * разъяснение значения чистосердечного раскаяния, других смягчающих обстоятельств. Формируя установку допрашиваемого на контактное отношение, следователь может прогнозировать поведение допрашиваемого во время основной части допроса. На этой стадии следователь должен диагностировать избранную допрашиваемым форму контактного общения, которая может быть следующей: • допрашиваемый вступает в контактное взаимодействие с целями, которые совпадают с целями следователя.

Допрос в этом случае носит бесконфликтный характер. • допрашиваемый вступает в контактное взаимодействие с целями, которые полностью или частично не совпадают с целями следователя, что приводит к конфликтному ходу допроса и расследования в целом. Эта ситуация характерна при расследовании деятельности преступных формирований, когда допрашиваемый рассчитывает переиграть следователя, ввести его в заблуждение, бросить тень подозрений на невиновного человека, а если это не удается, то организованные преступные структуры

прибегают к оказанию противодействия следствию различными способами. После диагностики избранной допрашиваемым формы контактного общения следователь должен приступить к укреплению психологического контакта в ходе свободного рассказа допрашиваемого. Когда допрашиваемый излагает показания в виде свободного рассказа, следователь является активным слушателем. Он не должен прерывать допрашиваемого, напротив, всем своим видом он должен проявлять внимание и заинтересованность.

Данная стадия общения может начаться вопросом следователя, который должен носить общий характер и не должен содержать какой-либо оценочной информации или иметь грубую форму, например, «Расскажите, что произошло 10 января 2007 года». В свободном рассказе могут быть проговорки, недомолвки, неоконченные предложения. «Проговорки пишет А.Р.Ратинов это объективно правильная информация, в сокрытии которой может быть заинтересован допрашиваемый, попавшая в его показания вследствие непонимания им значения

сообщаемых сведений либо в результате незаторможенности реакций на поставленный вопрос». [11, с.209] Допустимость использования проговорок обосновал в свое время И.Н.Якимов, который писал о допрашиваемом: «Единственно допустимое средство - поставить его в положение, когда он может проговориться». [24, с.304] Следователь должен внимательно слушать допрашиваемого и наблюдать за ним. Мимикой, жестами и выражением глаз следователь проявляет внимание и интерес к говорящему.

Умение слушать допрашиваемого не менее важно, чем умение задавать вопросы. Слушая свободный рассказ, следователь может выразить сожаление, одобрение и другие чувства в соответствии с тактическими целями. Выражением лица следователь может показать, что он разделяет мнение допрашиваемого, сожалеет о неудачах, сопереживает, в чем-то не соглашается и т.д. Если следователь проводит тактический прием «допущение легенды», основанный на создании впечатления

о неосведомленности следователя, то лицо следователя должно выражать веру в показания допрашиваемого, хотя бы они и были ложными. Следователь может участливо кивать головой, разделять возмущение по ряду вопросов, выражать сочувствие. [25, с.57] При слушании свободного рассказа нежелательно прерывать допрашиваемого, а тем более спорить с ним. Иначе, можно вызвать раздражение и отказ допрашиваемого говорить об обстоятельствах, и без того вызывающих неприятные ощущения. Если допрашиваемый, отвечая на вопрос следователя о событиях

с участием определенного лица, начал рассказывать об истории взаимоотношений с участниками расследуемого преступления, нужно дать ему выговориться по двум причинам: • это укрепит контакт, так как следователь принимает предлагаемый допрашиваемым режим общения, чем проявляет к нему уважение; • это может предоставить следователю значительный внеплановый материал. Восприятие свободного рассказа сопровождается накоплением материала для вопросов допрашиваемому по содержанию свободного рассказа.

Вместе с тем следователь имеет возможность выявлять противоречия между показаниями и иными доказательствами. Объектом постоянного наблюдения следователя в процессе слушания свободного рассказа должно стать лицо допрашиваемого, особенно выражение его глаз. На лице допрашиваемого могут отразиться эмоции: страх, гнев, радость, удивление, злость, злорадство, отвращение и пр. Всю полученную о допрашиваемом информацию нужно проанализировать и объяснить для себя причины поведения

допрашиваемого в тот или иной момент свободного рассказа. [26, с.505] В ходе свободного рассказа следователь получает определенный объем информации о расследуемом событии. Допрашиваемый при этом выстраивает свою позицию, которую он будет защищать при ответах на вопросы следователя. Это позволяет скорректировать тактический план допроса и стиль дальнейших отношений с допрашиваемым в ходе постановки вопросов последнему, а также рефлексивными средствами регулировать режим контактного

взаимодействия с ним. Среди средств реализации тактических приемов особое место отводится постановке вопросов как важной форме процессуального общения на допросе, без которой практически невозможен обмен мыслями, мнениями между взаимодействующими сторонами. От того, как сформулированы вопросы, как поставлены и в какой последовательности они заданы, во многом зависит правильность и полнота ответов. Надо иметь в виду, что бесконфликтная ситуация на допросе не

может гарантировать объективность и полноту показаний. С течением времени человеку свойственно забывание определенных моментов, что во многом зависит от индивидуальных особенностей его памяти. По этому поводу А.Ф.Кони писал, что память с течением времени имеет свойство искажать запечатленные вниманием образы и дает им иногда совершенно выцвесть. [27, с.106] Доказано, что память человека содержит значительно больше информации, чем он способен вспомнить в какой-

либо определенный момент времени, а воспроизведение забытой информации можно стимулировать с помощью соответствующих условных сигналов, открывающих доступ к закрытым уровням памяти. [28, с.375] Обращаясь к опыту зарубежных стран, следует признать их определенные достижения в этой области. В настоящее время органы правопорядка ряда стран, в том числе США и Великобритании, во время расследования преступлений прибегают к получению дополнительных показаний

с помощью гипноза. В соответствии с Положением, утвержденным Министерством юстиции США в 1968 году, агенты ФБР имеют право применять гипноз во время допроса при расследовании таких тяжких преступлений, как ограбление банков с применением оружия, похищение людей, вымогательство. Подвергать гипнозу разрешается только очевидцев или жертв преступления, когда другие средства расследования преступления исчерпаны. Допрос под гипнозом осуществляется строго на добровольной

основе; сеанс записывается на видеомагнитофон, что помогает подтвердить в дальнейшем отсутствие внушения показаний. Для проведения гипнотического сеанса привлекаются исключительно квалифицированные гипнотизеры. Практика показывает, что некоторые из показаний, полученных таким путем, оказываются недостоверными. Тем не менее, гипноз, по мнению психиатров и специалистов-гипнотизеров, довольно часто помогает полиции в поисках преступников посредством усиления памяти лиц, ставших жертвами или являющихся свидетелями

преступлений. Такие мелкие подробности, как, например, регистрационный номер автомобиля, цвет глаз преступника, которые очень легко забываются в обычном состоянии, но хранятся где-то в подсознании, могут всплыть в сознании, если мозг человека находится в состоянии полной релаксации. В Американской ассоциации адвокатов создана специальная комиссия для изучения вопроса применения гипноза в качестве официального метода расследования. [29, с.160; 30, с.97-98; 31, с.115]

В практической деятельности следователю часто приходится иметь дело, именно, с добросовестными допрашиваемыми, которые при всем своем стремлении помочь следствию не могут припомнить существенные детали, а применение комплекса приемов по оказанию помощи в восстановлении забытого, разработанного в рамках криминалистики и психологии, не достигает желаемого результата. В этой связи возникает вопрос, почему бы в сфере борьбы с преступностью в качестве эксперимента по определенным категориям дел с письменного согласия потерпевших

и свидетелей не проводить допрос под гипнозом, тем более, что тактические рекомендации по его осуществлению довольно широко освещены в иностранной, а также отечественной литературе? Полученные же сведения могли бы быть использованы в качестве ориентирующей информации, а использование в их доказывании допустимо лишь после надлежащей проверки процессуальными средствами. [32, с.120-122; 33, с.27-35] Нельзя не заметить, что момент окончания допроса столь же важен, как и момент встречи с допрашиваемым.

Поэтому при окончании допроса целесообразно стабилизировать контактные отношения, используя такие тактические приемы, как: • вернуться к информации, вызывающей позитивное отношение допрашиваемого, приятной допрашиваемому, напомнить о его заслугах, положительных качествах и т.д.; • сообщить арестованному приятную информацию о детях, их успехах в школе и т.п.; • уважительно отозваться о правильном поведении допрашиваемого на допросе, настроить на оптимистическое отношение к жизни на текущем этапе.

Положительная оценка позиции, занятой допрашиваемым, с одной стороны, укрепляет контактные отношения, с другой – убеждает допрашиваемого в правильности занятой им позиции способствует нейтрализации советов соучастников или сокамерников (если он арестован). При окончании допроса следователю целесообразно оценить содержание показаний допрашиваемого с точки зрения относимости информации к расследуемому событию и ее значения для расследуемого уголовного дела.

Чтобы правильно оценить показания, следователь должен учитывать личностные качества допрашиваемого, его заинтересованность в изложении или сокрытии определённых сведений. Литература 1.Лукашевич В.Г. Тактика общения следователя с участниками отдельных следственных действий: Учеб. пособие Киев: НИ и РИО МВД СССР, 1989. 2. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном процессе Минск 1973 368. 3.

Порубов Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. Минск, 1978. -176 с. 4.Дулов А. В. Судебная психология Минск 1973 464 с. 5.Соловьев А.Б. Допрос свидетеля и потерпевшего М.: Юридическая литература,1974. 6. Обуховский К. Психология влечений человека М.: Прогресс, 1972. 7. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство

М 1980. 8. Васильев В.Л. Юридическая психология Л 1974. 9. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии М 1976. 10.Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе переживаний //Собр.соч М 1955. 11. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей М 1967 303с. 12.Васильев В.Л. Психология труда следователя:

Метод. рекомендации Л 1988. 13. Пантелеев И.Ф. Тактика допроса //Следственная тактика М 1962. 14. Дулов А.В. Основы расследования преступлений, совершенных должностными лицами.– Минск 1985. 15. Бритвич Н.Г. Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого // Радянсько право, -Киев: Наукова думка 1986 №3. 16. Дейл Карнеги. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.

Пер. с англ. – Киев: Наукова думка, 1989. 17. Зорин Г.А. Психологический контакт при производстве допроса: Учеб. пособие Гродно: Гродненский ун-т 1986. 18.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник М.: Юриспруденция, 2000 336 с. 19. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком

М 1982. 20. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006 656 с. 21. Штангль А. Язык тела. – М 1996. 22.Асмолов А.Г.Установка и целеобразование // Психологические исследования интеллектуальной деятельности М 1979. 23.Головаха Е.И Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. –

Киев: Политиздат Украины, 1989. 24. Якимов И.Н. Криминалистика М 1925. 25. Усманов У.А. Тактика допроса на предварительном следствии. – М.: 2001. -207 с. 26. Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие / Рук. авт. колл А.В.Гриненко. – М.: Норма, 2002. -768 с. 27. Кони А.Ф. Память и внимание //Собр. соч.

В 8 т М 1967 Т. 4. 28. Аминов И.И Колонтаевская И.Ф Лебедев И.Б. и др. Психология для юристов: Учебник ВУЗов – М.: Омега-Л, 2005. -551 с. 29. Николайчик В. М. США: полицейский контроль над обществом. –М 1987. 30.Гусаков А.Н. Криминалистика США: теория и практика ее применения. –

Екатеринбург, 1993. 31.Глушков А.И. Некоторые особенности деятельности полиции развитых зарубежных стран по раскрытию и расследованию преступлений //Актуальные вопросы деятельности ОВД. – М 1994. 32. Мощанский А.Б. Использование гипнозоподобных состояний для восстановления события в ходе оперативно-розыскных мероприятий //Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений. – М 1994. 33.Гримак Л.П Скрыпников А.И Психологические методы активации памяти свидетелей и потерпевших:

Метод. пособие-М.:ВНИИ МВД России,1997. -50 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет коэффициента корреляции между притоком прямых иностранных инвестиций и темпами экономичес 2
Реферат Разработка и описание работы устройства на PIC-контроллере
Реферат Французская революция 1793 года
Реферат Потребности, чувства и эмоции. Виды лидеров
Реферат Сексуальные расстройства при шизофрении
Реферат Динамическое распределение памяти
Реферат Формирование, учет и анализ резервов
Реферат Построения коллектива с акцентом на решение задач или на поддержание отношений в нем
Реферат Активный гражданский подход в возрождающемся обществе: о волонтерстве, благотворительности и их роли в строительстве еврейских общин в СНГ д-р Майк Нафтали, Израиль, 19 сентября 2003 г
Реферат 1. Объекты и способы сушки. Особенности процесса сушки.
Реферат Селекция ячменя пивоваренного направления
Реферат Восприимчивость к новым идеям и убийцы энтузиазма
Реферат Salem Witchcraft Trials Essay Research Paper One
Реферат Технологически процесс изготовления детали
Реферат История армянского книгопечатания