Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПОЧереповецкий Государственный Университет
ИнститутПедагогики и Психологии
кафедра:профессионального образования
Реферат подисциплине: Методика профессионального обучения
Тема:Урок-КВН на тему «Занимательное материаловедение»
Выполнилстудент:
группы 4 ПО — 42
Слизнёв Д.И.
Проверил:
к.п.н., доцент
НиколаевВ.В.
Череповец
2007
Цели:
1. Обобщить,систематизировать и обеспечить повторение базовых понятий материаловедения, скоторыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках.
2. Способствоватьразвитию практического опыта, необходимого для работы в небольших группах.
3. Способствоватьформированию навыков принятия решения, анализа информации и способностиизлагать свою точку зрения и ведения дискуссии.
Участники идействующие лица:ведущий, две команды, 3 члена жюри.
Предварительнаяподготовка: Заранеепроисходит разделение на группы. Даётся задание: придумать название команды,выбрать капитана. Повторите темы курса материаловедения от понятия о наукематериаловедение до механических свойств, определяемых при ударных испытаниях,а также испытание на жидкотекучесть. Маркировка различных сталей.
Оборудование: Карточки заданий: «Кроссворд»,«Карточка марок сталей», «Список слов», «Задания для ящика». Ящик Пандоры.Бланки для жюри.
Ход урока
Ведущий:
Сегодня мы предлагаем вам,принять участие в игре, которую мы назвали «Занимательное материаловедение».
Представляю вам нашежюри:
1. Слизнёв ДаниилИгоревич — председатель жюри.
2. Смирнов АлександрВалентинович — член жюри.
3. НикифороваТатьяна Николаевна — член жюри.
А теперь хочу представитьвам две команды участников нашей игры, команда «Виктория» и команда «Ягуар».
Команды поприветствуйтедруг друга.
После приветствия ведущийобъявляет конкурсы.
1-й конкурс — разминка.
Ведущий задаёт вопросыдля разминки:
Вопросы первой команде:
1. Внутреннееустройство материала (Структура)
2. Способностьматериала разрушаться без предварительной пластической деформации (Хрупкость)
3. Процесс переходавещества из жидкого в твёрдое состояние (Кристаллизация)
4. Разница междуфактической и теоретической температурой кристаллизации называется (Степеньюпереохлаждения)
5. Пустой узелкристаллической решётки (Вакансия)
Вопросы второй команде:
1. Структура,наблюдаемая с помощью микроскопа (Микроструктура)
2. Способностьматерила выдерживать напряжения не разрушаясь под действием приложенных сил(Прочность)
3. Процесс сменыкристаллической решётки металла в твёрдом состоянии (Перекристаллизация)
4. Температура, прикоторой энергия Гиббса жидкого и твёрдого состояния равны (Равновесная)
5. Дефекты размеры,которых малы в одном измерении (Поверхностные)
2-й конкурс — Решитькроссворд.
Кроссворд для первойкоманды.
1. Способностьсопротивляться кислотам называется.
2. Способностьматериалов в расплавленном состоянии давать жидкую хорошо текущую струю ихорошо заполнять форму называется.
3. Древовидныйкристалл.
4. Способностьматериала сопротивляться хрупкому разрушению.
5. Она связана сактивным движением дислокаций.
6. Явлениеупрочнения металла в процессе пластической деформации называется.
7. Взаимноеуничтожение межузельных атомов и вакансий, движущихся по кристаллу называют.
2
ж
1 к и с л о т о с т о й к о с т ь д
к 7
5 п о л и г о н и з а ц и я
т н
3 д е н д р и т н
к и
у г
ч и
е л
с я
6 т ц
4 н а д ё ж н о с т ь и
а я
к
л
ё
п
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Кроссворд для второйкоманды.
1. Способностьматериала сопротивляться окислению при нагреве называют.
2. Процессзарождения и развития в металле трещин приводящие к разделению его на части.
3. Количествоциклов, которые проработает материал от появления усталостной трещины дополного разрушения называется.
4. Она определяетсякак работа, затраченная на пластическую деформацию материала.
5. Все изменениятонкой структуры и свойств (в деформированном металле), которые несопровождаются изменениями микро структуры называют.
6. Форма, в которуюналивают металл.
7. Кристаллнеправильной внешней формы.
3
ж
6 и з л о ж н и ц а в
у
2 ч
р е
1 о к а л и н о с т о й к о с т ь
з 5 т
р 4 в я з к о с т ь
у о
ш з
е в
н 7 з е р н о
и а
е т
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
3-й конкурс — Расшифровка марок сталей.
Игрокам выдаются карточки заданий иколлективно нужно написать расшифровку марок сталей.
Карточка заданий для первой команды.
Расшифровать данные в задании маркиконструкционных сталей.
а) Ст 1 кп- г) 65 Г - ж) Г 13 —
б) А 11- д) 30 ХГСА -
в) 10 кп- е) ШХ 15 —
Эталон ответа:
а) Ст 1 кп — стальконструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированнымимеханическими свойствами без гарантии химического состава группа А, 1-йкатегории, кипящие.
б) А 11 — стальконструкционная, автоматная, содержание углерода 0,11%, с повышеннымсодержанием серы и фосфора.
в) 10 кп — стальконструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,1%,кипящая.
г) 65 Г — стальконструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%,с повышенным содержанием марганца.
д) 30ХГСА — стальконструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,3%,хрома, марганца, кремния каждого до 1,5%.
е) ШХ 15 - стальконструкционная, шарикоподшипниковая, со средней массовой долей хрома 1,5%, ссодержанием углерода около 1%.
ж) Г 13 - стальконструкционная, высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% исодержанием марганца 13%.
Карточка заданий для второй команды.
Расшифровать данные в задании маркиконструкционных сталей.
а) В Ст 2- г) 65 Г - ж) Г 13 —
б) А 20- д) 12Х2Н4А -
в)30- е) ШХ 20 СГ —
Эталонответа:
а) В Ст 2 — стальконструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированнымихимическим составом и механическими свойствами группа В, 2-й категории,спокойная.
б) А 20 — стальконструкционная, автоматная, содержание углерода 0,2%, с повышенным содержаниемсеры и фосфора.
в) 30 — сталь конструкционная,углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,3%, спокойная.
г) 65 Г — стальконструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%,с повышенным содержанием марганца.
д) 12Х2Н4А — стальконструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода0,12%, хрома 2%, никеля 4%.
е) ШХ 20 СГ — стальконструкционная, шарикоподшипниковая, со средней массовой долей хрома 2%,кремния и марганца до 1,5%, с содержанием углерода около 1%.
ж) Г 13 - сталь конструкционная,высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% и содержанием марганца13%.
4-й конкурс — Непроизвольнаяпамять.
Приглашают по 1 человекуот каждой команды. Вам будет предложено по 2 задания, причём сначала текстзадания, а потом указание, что вы должны сделать. После того, как прочтётетекст задания, закройте его рукой и отвечайте на вопрос к нему. Отвечайтебыстро.
Задание для игрока первойкоманды.
1. Укажите, в какомиз слов: зерно, базис, структура, материал, упругость есть буква «Л»? (Материал)
2. В перечне слов: окалиностойкость,жидкотекучесть, прочность, хладостойкость, что относится к механическимсвойствам. (Прочность)
Задание для игрока второйкоманды.
1. Укажите, в какомиз слов: ковкость, базис, структура, твёрдость, упругость есть буква«З»? (Базис)
2. В перечне слов:окалиностойкость, жидкотекучесть, прочность, хладостойкость, что относится ктехнологическим свойствам. (Жидкотекучесть)
5-й конкурс — Разборпонятий.
Из предложенного спискаодна команда выбирает понятия, относящиеся к механическим свойствам, а другаяотносящиеся к технологическим свойствам.
Цвет, ударнаявязкость, окалиностойкость, жаропрочность, ковкость, износостойкость,кислотостойкость, прочность, хладостойкость, обрабатываемость резанием,пластичность, жидкотекучесть.
Эталонответа:
Механические свойства:
1. Ударная вязкость.
2. Прочность.
3. Пластичность.
Технологические свойства:
1. Ковкость.
2. Обрабатываемостьрезанием.
3. Жидкотекучесть.
6-й конкурс — ЯщикПандоры.
Этот конкурс предназначендля капитанов. Капитаны команд поочерёдно должны достать из «Ящика Пандоры»задание и выполнить его.
Задания, находящиеся вящике:
1. Сущностьиспытания на растяжение.
2. Сущностьиспытания на твёрдость.
3. Сущностьиспытания на ударную вязкость.
4. Сущностьиспытания на жидкотекучесть.
По каждому испытанию,необходимо рассказать на какой установке оно проводится, и в чём его сущность.
Ну, вот наша игра иподошла к концу, а теперь попросим членов жюри объявить победителей.
На протяжении всегомероприятия жюри заполняло таблицу.
Своднаяоценка результативности№ конкурса Количество очков Максимальное количество
Команда
«Виктория»
Команда
«Ягуар» Конкурс №1 За правильный ответ 1 балл 5 баллов 4 5 Конкурс №2 7 баллов 7 6 Конкурс №3 7 баллов 5 6 Конкурс №4 2 балла 2 2 Конкурс №5 3 балла, но за неправильно вписанное свойство снимается 1 балл 2 3 Конкурс №6 За правильный ответ 3 балла 3 балла 3 2 Количество очков 23 24
Какая же команда одержалапобеду? Победила команда «Ягуар».
Проводится анализ игры:восприятие игры учениками, положительные и отрицательные стороны хода игры,возникшие трудности, даётся оценка деятельности участников игры и обсуждаютсявозможности совершенствования.