ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Группа 3.4 (11 «Г»)
Тема: Внешняя политика России в концеXIX — начале ХХ — века
Студент практикант V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
Учитель истории школы: Полуянова С.В.
Групповой руководитель: Магсумов Т.А.
Набережные Челны, 2009 г.
Урок № 1: Группа 3.4 (11 «Г»)
Раздел I. Россия на пороге ХХ века.
Тема: Вешняя политика России в конце XIX – начале ХХ века.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: Урок — Лекция
Цель урока:
1. Познавательная,образовательная цель – формировать у учащихся представления об отношенияхРоссии со странами Запада и востока, определить причины русско-японской войны,рассмотреть ход военных действий и причины поражения России в войне,последствия войны для России.
2. Развивающая цель –содействовать кадетам в понимании проблемы внешней политики; анализироватьэволюцию вопроса дальневосточной политики и перерастанию противоречий вконфликт между Японией и Россией; содействовать учащимся умению делать выводыоб итогах и последствиях войны для России.
3. Воспитывающая цель –формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и любви кРоссии, и ответственности за судьбу страны через знания исторических фактов иошибок прошлого.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, карта порусско-японской войне, классная доска, мел, указка, влажная тряпка.
Основные понятия:
Антанта и Тройственныйсоюз, Тихоокеанская империя, КВЖД, Безобразовская клика, контрибуция.
Основные даты:
1891 Россия приступила кстроительству Транссибирской ж. д.
Март 1898 был заключенрусско-китайский договор об аренде на 25 лет Ляодунского полуострова снезамерзающими портами: торговым — Далянвань (Дальний) и военным — Порт-Артур
26 Января 1904 – японскиевоенные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре.
Август 1905 Портсмутскиймир.
Основные персоналии: А.М. Безобразов, А.Н. Куропаткин,А.М. Стессель.
План урока:
1. Основные направлениявнешней политики России на рубеже XIX – ХХ вв.
2. Дальневосточнаяполитика.
3. Русско-японская война:
— военные действия в 1904г. И падение Порт-Артура.
— ход военных действий в1905 г.
— итоги войны.
Домашнее задание: §6 прочитать и ответить на вопросы.Доделать таблицу: Ход русско-японской войны. Проработать причины, повод, ход,итоги и последствия войны в рабочей тетради. Термины подготовить длятерминологического диктанта и даты. Подготовить сообщения по личностям. Ответитьна вопросы учебника.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент Учитель приветствует учеников. Ученики приветствуют учителя.
II. Тест из 10 вопросов средней сложности по пройденным темам письменно на листочках с указанием даты и фамилии имени. Приготовьте листочки с фамилией и датой и слушая внимательно вопрос укажите один правильный ответ буквой А, Б или В. Проверим остаточные знания и присутствующих на уроке и даст учителю познакомиться с ассом
9 – 10 правильных ответов оценка 5,
7 – 8 оценка 4,
6 – 7 оценка 3,
4 – 5 оценка 2 не справившиеся получат возможность ответить на следующем уроке домашнее задание и заслужить хорошую отметку
Вопросы теста:
1. Какое место в мире занимала Россия по протяженности железных дорог в начале 20 века? А. Первое; Б. Второе, после США(верно); В. Только начали их строить.
2. Синдикат – это … А. Продукция производимая монополией; Б. Продукция продаваемая монополией; В. Монополистическое объединение, реализующее продукцию по завышенной цене (верно).
3. Инвестиции – это … А. Долг России западным монополиям за поставленную продукцию; Б. обязательства России по выплате процентов по кредитам; В. Капиталовложения с целью развития предприятия и извлечения прибыли (верно)
4. Укажите основную проблему развития сельского хозяйства в России начала 20 века? А. Малоземелье крестьян, общинный уклад (верно); Б. Крепостное право; В. Отсутствие рынка по сбыту продукции.
5. Укажите представителей финансовой олигархии России начала 20 в. А. Березовский, Гусинский; Б. Путилов, Вышнеградский, Утин (верно); В. Витте, Плеве, Зубатов.
6. Как народ называл Николая II за войны и революции произошедшие в период его правления? А. « Кровавым» (верно), Б. «Воинствующим», В. «Самодержцем».
7. Укажите правильные даты правления Николая II? А. 1894 – 1918; Б. 1984 – 1917(верно); В. 1868 – 1918.
8. «Зубатовщина» — это… А. Движение предпринимателей под контролем государства за политические права; Б. Объединение чиновников под руководством С. В. Зубатова, сочувствующих крестьянам; В. Организации рабочих под контролем правительства с целью сугубо экономической борьбы(верно) .
9. Покровителем эксперимента С. В. Зубатова выступал: А. министр финансов С.Ю. Витте; Б. министр внутренних дел В. К. Плеве (верно); В. В. И. Ленин
10. Сложный вопрос – укажите год экономической реформы С. Ю. Витте: А. 1881; Б. 1894; В. 1897 (верно). И письменно укажите суть этой реформы – была введена в обращение золотая валюта, стабилизировавшая курс рубля и обеспечивавшая устойчивые прибыли предпринимателям.
1. Б
2. В
3. В
4. А
5. Б
6. А
7. Б
8. В
9. Б
В
III. Изучение новой темы
Записываем в тетради новую тему, число.
Начинаем тему урока с причин конфликта: для этого охарактеризовываем политику на западе Антанта и Тройственный союз, и востоке слабый Китай, изоляция России на востоке, усиление Японии и планы Тихоокеанской империи, КВЖД, «безобразовская клика». Затем разбираем повод конфликта – задержка японским телеграфом уступок России, разрыв дипломатических отношений. Ход военных действий оформляется в виде таблицы. На уроке записывается начало и окончание войны. Затем разбираются итоги войны – Портсмутский мир, и последствия для России. Учащиеся активно включаются в работу ведь за дополнения и работу с текстом учебника в поисках ответов они получают плюсы, в конце урока которые превращаются в оценки 5 плюсов оценка – 5, 4 плюса оценка – 4, другие плюсы переносятся на следующий урок и дополняются новыми. Также даю задания по терминам, датам и историческим терминам для самостоятельного изучения на дом
IV. Закрепление изученного материала Для закрепления основных событий учитель делает вывод: Говоря о характере русско-японской войны, следует особенно обратить внимание на следующее: и Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории. Это была, по сути, война за сферы влияния. И в России, и в Японии в правящих кругах победили милитаристские настроения. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция объявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказывали активную поддержку японцам. Ученики пишут вывод по данной теме.
V. Подведение итогов урока. Дать домашнее задание под диктовку и акцентировать внимание на важности выполнения. Довести сведение до отсутствующих. Ученики записывают домашнее задание в дневник. /> /> /> /> />
Студент практикант_______________________________
Учитель историишколы___________________________
Групповойруководитель___________________________
Литература,использованная по теме:
1. Левандовский А.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл.общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. – 6-е изд. – М.:Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.