Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование основ мировоззрения младших школьников

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое формирование основнаучного мировоззрения младших школьников
1.1 Понятие и сущность формирования научногомировоззрения
1.2. Особенности формирования научногомировоззрения у младших школьников
Глава 2. Анализ деятельности учителя поформированию основ мировоззрения у младших школьников
2.1 Содержание деятельности учителя поформированию основ мировоззрения
2.2 Выявление эффективности работы учителя поформированию научного мировоззрения младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Мировоззрение— это система взглядов на явления природы и общественной жизни, на свое место вмире, на отношение к действительности. Это совокупность философских, научных,политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей.Мировоззрение определяет общую направленность деятельности и поведениячеловека.
Основойнаучного мировоззрения являются научные знания. Но не все они носятмировоззренческий характер. Поэтому целью школьного образования являетсявыделение того содержательного базиса учебного материала, на основе которогобудет осуществляться формирование научного мировоззрения.
Впедагогической науке разработан комплекс методов, направленных на формированиенаучного мировоззрения младших школьников в целостном учебно-педагогическомпроцессе, но существует потребность в конкретных практических рекомендациях.Научно-исследовательская деятельность младших школьников, как одна из формдополнительного образования, является относительно новым и малоизученнымнаправлением в деятельности начальной школы. Также малоизученной являетсяпроблема взаимодействия урочной и внеурочной форм учебной деятельности впроцессе формирования научного мировоззрения. Поэтому обобщение опыта работы вобозначенных направлениях представляет значительную ценность. Этим определяетсяактуальность данной курсовой работы.
Формированиенаучного мировоззрения – сложный и многосторонний процесс. Помимо детальногоисследования отдельных сторон этого процесса необходимо целостное егорассмотрение, с учетом взаимосвязей его основных компонентов.
Цельюкурсовой работы является разработка проблемы, состоящей в следующем: какимобразом можно способствовать формированию научного мировоззрения у младшихшкольников в целостном учебно-воспитательном процессе, включающем в себя какурочные, так и внеурочные формы. Для достижения поставленной цели былиопределены следующие задачи:
— определить сущность, функции, критерии сформированности научного мировоззрения;
— рассмотреть особенности формирования основ мировоззрения у младших школьников;
— обозначить пути и методы формирования научного мировоззрения у младшихшкольников в целостном учебно-воспитательном процессе;
Впроцессе исследования использовался комплекс методов педагогической науки:анализ психолого-педагогической, методической, учебной литературы, естественныйэксперимент, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельностиучащихся.
Глава 1. Теоретическое формирование основ научного мировоззрениямладших школьников 1.1 Понятие и сущность формирования научногомировоззрения
Понятие«мировоззрение» можно определить следующим образом — это системафилософских, научных, социально-политических, нравственных, эстетическихвзглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картинумира и определяют направленность его деятельности. Как правило, выделяютследующие основные типы мировоззрений: философское, научное, обыденное,религиозное, мифологическое [Философский энциклопедический словарь // Л.Ф.Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия,1983.].
Смировоззрением тесно связаны следующие понятия: общая картина мира,мироощущение, мировосприятие, миросозерцание, миропонимание.
Междувсеми этими понятиями существует связь и единство. Иногда их употребляют вкачестве синонимов. Также между этими понятиями имеются и различия.
Отношениепонятия «миропонимание» к мировоззрению таково, что оно представляетсобой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.
Поотношению к общей картине мира мировоззрению характерна более высокаяинтеграция знаний и наличие не только интеллектуального, но иэмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Мировоззрение– это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, наотношение людей к окружающей их действительности и самим себе. Основнымиструктурными единицами мировоззрения являются взгляды и убеждения.
Мировоззрениеимеет огромный практический смысл, т.к. оно влияет на интересы, труд и бытлюдей. В классовом обществе мировоззрение носит классовый характер, отражаетразличное положение и условия жизни людей. По своему содержанию инаправленности мировоззрение может быть научным и ненаучным, материалистическимили идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным иреакционным.
Основнымкомпонентом процесса формирования научного мировоззрения является формированиезнаний о процессе научного познания. Это связано с тем, что научноемировоззрение включает в себя не только понимание того, что из себяпредставляет окружающий мир, но и того, как человек познает мир.
В процессеразвития научных данных о природе и обществе были открыты многие методы иприемы исследовательской деятельности. В философии их систематизируют, выделяяследующие три группы:
1) Методы,обладающие атрибутом всеобщности и применяемые во всех сферах деятельности дляполучения как обыденного, так и научного знания. Это общелогические методы. Кним можно отнести анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование иобобщение, и т.д.
2) Методыисследования, используемые только в научном познании. К ним относятся двеосновные группы: методы построения эмпирического знания (например, наблюдение,измерение, эксперимент) и методы построения теоретического знания (например,идеализация и формализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент,гипотеза, восхождение от абстрактного к конкретному…).
3)Специальные методы и приемы, процедуры экспериментального и теоретическогохарактера, непосредственно связанные с сущностью конкретного явления иприменяемые в узкой области.
Ещеодним компонентом процесса формирования научного мировоззрения в процессеобучения является формирование у учащихся элементов научного мышления. Этоявляется объективной необходимостью, т.к. научное мировоззрение должно бытьдейственным, т.е. оно должно реализовываться в практической деятельностичеловека. А практическая деятельность человека осуществляется на основе егомыслительной деятельности. «Мышление – … активный процесс отраженияобъективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Мышление возникает впроцессе общественно-производственной деятельности людей и обеспечиваетопосредствованное отражение действительности, раскрытие ее закономерных связей…Мышление связано прежде всего не с биологической эволюцией, а с общественнымразвитием». (Философский словарь. /Под ред. М.М.Розенталь, – М., «Политическаялитература», 1975г., стр.258).
Мышлениеосуществляется посредством мыслительных операций, таких как анализ, сравнение,синтез, абстрагирование, обобщение и умозаключение. Умозаключения заключаютсяпосредством суждений, а суждение – это утверждение или отрицание чего-либо.
В современнойпсихологии различают эмпирические и теоретические типы мышления. Эмпирическоемышление опирается на непосредственные восприятия, чувственные образы ипредставления. Оно не выходит за их рамки и ограничивается выявлением общего науровне представлений. Теоретическое мышление также опирается начувственно-конкретное восприятие, но оно выходит за его границы и восходит довыявления такого существенно общего, которое в непосредственном восприятии недано. Результатом теоретического мышления является образование теоретическихпонятий, построение мысленных моделей, гипотез и теорий. Теоретическое мышлениеспособно предсказать новые явления, свойства тел, сформулировать законы. Такимобразом, научное мышление – это преимущественно теоретическое мышление.
Формированиенаучного мышления состоит в выработке таких качеств мышления, как объективностьи всесторонность рассмотрения, предполагающие уважение к фактам,доказательность, самокритичность, умение вскрывать противоречия,обусловливающие развитие и изменения как в объективном мире, так и в процессе егопознания; умение видеть ограниченную справедливость любого утверждения,предполагающее понимание неизбежности парадоксального в ходе развития науки.
Научноемировоззрение не сводится только к знаниям о мире. Можно что-то хорошо знать,но не очень верить в это. Поэтому одной из важных сторон процесса формированиямировоззрения является формирование убеждений. Очень важно, чтобы у учащихсясложились личностные отношения к миру и к месту человека в нем.
Способыформирования убеждений делятся на две группы. В одну группу входят способы, воснове которых лежит обязательное наличие доказательства учителя илисамостоятельное доказательство учащихся. В другую группу входят способыубеждения, основанные на авторитетности источника знания. Способы первой группывлияют на интеллектуальную сферу личности учащихся, а способы второй группы –на эмоциональную сферу личности учащихся.
К числуспособов, влияющих на интеллектуальную сферу личности учащихся, относятсяследующие:
1)Экспериментальный способ;
2)Математический способ;
3) Логическийспособ;
4)Исторический способ.
Огромную рольиграют способы формирования убеждений, опирающиеся на эмоциональноевоздействие. Предсказать эти способы невозможно, они зависят от личностиучителя. Но очень важно сформировать у учащихся умение увидеть естественную,никем не созданную гармонию природы и красоту ее законов, уверенность вбезграничной возможности человеческого разума в познании мира и ощущениекрасоты процесса познания.
1.Процесс формирования научного мировоззрения складывается из формированияпредставлений о картине мира, о процессе научного познания, научного мышления иматериалистических убеждений.
2.Формирование представлений о картине мира основывается на глубоком усвоениифундаментальных понятий и идей с выделением их мировоззренческой стороны,использовании понятий о мира и ее структурных элементов,диалектико-материалистическом истолковании основ, приводящим к выводамфилософского характера.
3.Формирование представлений о процессе научного познания происходит на основераскрытия общих принципов, закономерности и методов научного познания. Особаяроль уделяется формированию знаний –функциям, происхождению, структуре играницам применимости.
4.Формирование научного диалектического мышления осуществляется на основе раскрытияосновных черт, присущих научному мышлению.
5.Формирование материалистических убеждений учащихся осуществляется на основедоказательства объективной истинности тех идей, на которые опирается картинамира, и создание у учащихся уверенности в справедливости научных знаний о мирев результате воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности.
Дидактическиеи воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убежденияи идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы. Исследованиепроцесса формирования мировоззрения позволяет определить ряд наиболеесущественных дидактических и воспитательных условий, создающих предпосылки дляперевода усваиваемых знаний во взгляды и убеждения учащихся и выработки у нихнаучного мировоззрения.
Первымдидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения учащихсяявляется обеспечение глубокой научной доказательности, логическойубедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческогохарактера. Реализация этого положения достигается следующими путями.
Во-первых,изложение материала должно осуществляться на основе ярких и убедительных фактови их глубокого анализа. А.М. Горький подчеркивал, что «учат, воспитываютфакты, всегда факты, идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам». [Горький A.M. Собр. соч. М., 1953. Т. 25. С. 224].
Поэтомуучителю необходимо внимательно подбирать и анализировать фактический материал иубедительно подводить учащихся к тем или иным мировоззренческим выводам.
Если, например, изучается материал о том, что долгое времялюди представляли Землю плоской и что она якобы находится в центре Вселенной,очень важно показать, как постепенно ученые получали материал, которыйсвидетельствовал о необоснованности подобных взглядов. Особенно убедительным вэтом отношении является путешествие Магеллана вокруг Земли, а также открытиеАмерики Христофором Колумбом. В конце концов было доказано, что Земляпредставляет собой форму шара и вращается вокруг Солнца.
Другой пример. При изучении истории Отечественной войны 1812года раскрывается размах партизанского движения в борьбе с французами. Здесь ивозникают вопросы: чего хочет достичь учитель на уроке и какие факты, в какомизложении окажут наиболее сильное воздействие на формирование мировоззренияучащихся? Видимо, нужно показать, что в составе партизанских отрядов были икрепостные крестьяне, и солдаты, и женщины, и подростки. О чем этосвидетельствовало? О большом патриотизме россиян, об их стремлении защититьсвою родину от врага, о всенародном характере войны.
Во-вторых,в процессе формирования мировоззрения необходимо обеспечивать глубокое научноеистолкование всех изучаемых явлений, процессов, уяснение заключенных в нихпричинно-следственных связей. Долгое время, например, людям были непонятныпричины развития растительного и животного мира, исчезновения одних видов истойкости выживания других. Появление теории Ч. Дарвина о естественном отборепозволило дать материалистическое объяснение этих причин и лишило ихмистической окраски. Осмысление идей генетики убедительно раскрываетматериалистическую основу наследственности и разоблачает научнуюнесостоятельность лысенковского «учения» о передаче по наследству техсвойств и качеств, которые приобретаются живыми организмами под влиянием внешнихвоздействий.
В-третьих,нужно побуждать учащихся к выяснению всех возникающих у них вопросов, развиватьих пытливость и потребность в осмыслении всех явлений, происходящих в природе иобществе. В связи с перестройкой и обновлением всех сфер жизни обществашкольники не перестают размышлять и дискутировать о причинах тех трудностей,которые возникли у нас в ходе осуществляемых преобразований, а также о путях ихпреодоления. Вопросы не простые, но школа не может от них уходить, как этобывало в прошлом. Искренний и глубокий анализ серьезных недостатков, которыедопускались и допускаются в ходе перестройки, будет способствовать формированиюправильного отношения к тем социально-экономическим преобразованиям, которыеосуществляются.
Вторымдидактическим и воспитательным условием перевода знаний во взгляды и убежденияучащихся является придание обучению общественной направленности. Здесь имеетзначение раскрытие социально-политической основы общества, разграничение в немразличных политических сил и партий, их отношение к тем сдвигам, которыепроисходят в демократическом развитии общества. Учащиеся должны уяснить, вкаком направлении мы движемся, какие прогрессивные преобразованияосуществляются в нашей экономике и социальных отношениях.
Третьимдидактическим и воспитательным условием формирования у учащихся научногомировоззрения является соблюдение принципа историзма при изучении программногоматериала. «История — школа поведения. В прошлом люди ищут и находятнужные образцы… На героических традициях родной истории воспитывается нашемолодое поколение». [ГулыгаА.В. Эстетика истории. М., 1974. С. 25]
Историческийподход в обучении является средством повышения у учащихся интереса к познанию испособствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Д.К. Максвелл поэтому поводу писал:
«Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтересовавшисьжизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития…открытий». [Цит. по: ДуковВ.М. Электрон. М., 1966. С. 6.]
Вто же время он отмечал, что историзм в обучении позволяет более обстоятельноовладевать изучаемым материалом, так как «наука усваивается всегданаиболее полно в состоянии ее возникновения.
Дляформирования мировоззрения историзм в обучении помогает раскрывать генезис исложные пути развития истины в науке, освещает борьбу между силами прогресса иреакции, способствует осознанию закономерностей эволюции природных явлений иобщественно-экономических изменений. Например, учащиеся при изучении историипознают причины возникновения мифических представлений о развитии природы иобщества, а также религиозных верований как своеобразной формы идеологии.Вместе с тем исторический материал из различных отраслей знаний помогаетшкольникам осознавать объективные социально-экономические предпосылки развитияобщества.
Четвертымдидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения и переводазнаний в убеждения является развитие познавательной активности исамостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий. В разделедидактики подчеркивалось, что в буквальном смысле знания учащимся нельзя ни»передать", ни «привить», что овладение ими происходиттолько в процессе активной познавательной деятельности самих учащихся. На этусторону организации учебной работы дидакты обращают самое серьезное внимание,подчеркивая ее значение как для улучшения успеваемости, так и для воспитания.М.Н. Скаткин подчеркивал:
Представления, понятия, законы нельзя механически вложить вголовы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководствоми с помощью учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов — активный процесс мышления и деятельности учащихся. [Скаткин М.Н. Совершенствование процессаобучения. М., 1971. С. 17]
Дляразвития познавательной активности и самостоятельности учащихся необходимошироко использовать весь арсенал методов и приемов обучения, обращая самоесерьезное внимание на возбуждение внутренних противоречий между знанием инезнанием и формирование на этой основе потребности в учении и учебных интересов,а также придание обучению проблемного характера, практикуя различные видыработы с учебником, проведение уроков-семинаров, уроков-диспутов и т.д.
Неменьшее значение имеет развитие познавательной самостоятельности и активности всистеме внеклассной учебно-воспитательной работы. Вот почему при проведенииразличных внеурочных мероприятий — бесед, утренников, кружковых занятий,диспутов, читательских конференций и т.д. на нравственные, эстетические ифизкультурно-спортивные темы — необходимо добиваться не только их глубокойнаучной содержательности, но и активизации мыслительной деятельности учащихся,обогащения их научными представлениями и понятиями, шире использоватьдискуссионные формы работы.
Пятымдидактическим и воспитательным условием перевода знаний в убеждения являетсявозбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу.
Эмоционально-положительноеотношение к учению прежде всего стимулирует познавательную активностьшкольников. В то же время оно помогает глубже осмысливать сущность изучаемыхприродных и общественных явлений, способствует формированию субъективногоотношения к усваиваемым знаниям, позволяет проникнуться верой в их истинность.Обращая внимание на эту сторону познавательной деятельности, необходимопомнить, что без эмоциональных переживаний никогда не было и не может бытьчеловеческого искания истины.
Какиеже приемы учебной работы способствуют повышению эмоциональности обучения?Большое значение здесь имеет умение учителя строить свое изложение на яркомфактическом материале, дополнять учебник интересными деталями, раскрыватьсложные пути познания той или иной истины, использовать поучительные примеры изжизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей и т.д.
Вповышении эмоциональности обучения и возбуждения у учащихся гражданских чувствисключительно большую роль играют предметы гуманитарного цикла, и в особенностилитература. Вполне справедливым является утверждение о том, что ни по какимканалам так глубоко не проникнут наши идеи в душу современного молодогочеловека, как по каналам литературы и искусства.
Шестымдидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения являетсятесная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную трудовуюдеятельность. Взгляды и убеждения являются не только результатом работы мысли иэмоционально-интеллектуальных переживаний. Сильнейшее влияние на ихформирование оказывают жизненные обстоятельства, та социально-бытовая инравственная атмосфера, в которой повседневно вращается ученик, и его собственнаяпрактическая деятельность. Все это требует планомерной организацииразнообразной общественно полезной деятельности школьников, в процессе которойони приобретают жизненный опыт, овладевают трудовыми умениями и навыками,учатся воплощать свои идеи в практические дела. Конкретные вопросы этойпроблемы освещены в главе о трудовом воспитании.
Седьмымусловием формирования у учащихся научного мировоззрения является учет ихвозрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспитательнойработы. Формирование мировоззрения осуществляется в школе начиная с первогокласса. Но характер и результаты этой работы в младших, средних и старшихклассах, естественно, будут различными. Применительно к младшим классам вряд лиможно говорить о формировании у ребят мировоззрения как стройной системывзглядов и убеждений. Дело в том, что, даже несмотря на повышениетеоретического уровня образования в начальных классах, его содержаниеохватывает преимущественно изучение простейших природных и общественных явленийна уровне представлений. К тому же круг этих явлений также ограниченвозрастными возможностями детей. Вместе с тем учащиеся этих классов еще не всостоянии иметь устойчивых мировоззренческих суждений, не говоря уже обубеждениях. Поэтому в младших классах эта работа носит главным образомпропедевтический (от греч. propaideuo — обучаю предварительно) характер и создает лишьфактологическую основу для последующего более глубокого воспитания взглядов иубеждений.
Этаособенность и должна накладывать свой отпечаток на воспитание. Необходимостремиться к тому, чтобы у учащихся накапливался запас хорошо осмысленныхфактов и примеров по вопросам развития природы и общества и вырабатывалсяаналитико-синтетический подход к их усвоению. В то же время большое значениедля формирования взглядов младших школьников имеет мировоззренческоеистолкование изучаемого материала учителем, а также побуждение учащихся делатьобобщающие выводы, вытекающие из ряда изучаемых положений (например, опричинной зависимости явлений природы и их взаимообусловленности и т.д.).
Ивосьмое условие. Во всей системе учебно-воспитательной работы по формированиюмировоззрения учащихся огромную роль играет личность учителя. Как ужеотмечалось в главе об общих методах воспитания, учитель воспитывает не толькоспециальными педагогическими приемами, но и своей личностью, своим авторитетоми общением с учащимися. Вот почему работа по формированию у школьников научногомировоззрения требует от каждого педагога дидактического и воспитательногомастерства, постоянного совершенствования своих моральных качеств, а такжевнимательного, чуткого и заботливого отношения к учащимся.1.2 Особенностиформирования научного мировоззрения у младших школьников
Младшимшкольным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет,что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возрастотносительно спокойного и равномерного физического развития.
Поступлениев школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь укладего жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущейдеятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанностьучиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующийорганизованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается вновый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться 11 лет.
Основнойдеятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение –приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематическихсведений об окружающем мире, природе и обществе.
Умственноевоспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и врезультате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения.Мировоззрение – это система взглядов человека на природу, общество, труд,познание.
Задачиумственного воспитания:
— усвоение определенного объема научных знаний;
— формирование научного мировоззрения;
— развитие умственных сил, способностей и дарований.
Содержанияумственного воспитания в большей мере направляется не на развитие личности, ана усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадаюттакие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видовдеятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д.В результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательныйхарактер самой школы.
Далеконе сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Онипока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение –труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальнойактивности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у негонаступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того,чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – непраздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная,так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
Напервых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своимиотношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений сколлективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошуюоценку, одобрение учителей и родителей.
Вначалеу него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознанияеё значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебноготруда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретениюзнаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования умладшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных сподлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Формированиеинтереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано спереживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Аподкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркиваеткаждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшиешкольники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалитих.
Большоевоспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель ссамого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемымавторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения ивоспитания в младших классах.
Учебнаядеятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитиепсихических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущенийи восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестьювосприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник сживым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днёмраскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Наиболеехарактерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность,где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходныхобъектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьноговозраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровнепсихического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринятьпредмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём,произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенностьучащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
Впроцессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на болеевысокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим,дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторыевозрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов.Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевогорегулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возрастаограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемойблизкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживаетсяи при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться нанеинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), томладший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь приналичии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужитьпохвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительнолучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всёновое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников,без всяких усилий с их стороны.
Возрастныеособенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влияниемобучения.Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смысловогозапоминания и развивается возможность сознательно управлять своейпамятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительнымпреобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников болееразвита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстреезапоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица,предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьникисклоннык механическому запоминанию без осознания смысловыхсвязей внутри запоминаемого материала.
Основнаятенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствованиевоссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранеевоспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой,рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё болееправильного и полного отражения действительности. Творческое воображениекак создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкойвпечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, такжеразвивается.
Подвлиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороныявлений к познанию их сущности.Мышление начинает отражать существенные свойстваи признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения,первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения.На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научныепонятия.
Аналитико-синтетическая деятельностьв начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится восновном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося нанепосредственном восприятии предметов.
Младшийшкольный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.
Длянего характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целуюсистему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, котороепредъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Всёэто решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системыотношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям,формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Вмладшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения,происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинаетформироваться общественная направленность личности.
Характер младшихшкольников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны– склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов,побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабостиволевой регуляции поведения.
Возрастнойособенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещёне обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодолениятрудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру всвои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность,упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнокпривык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём невидел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнкапротив тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, противнеобходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшиешкольники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, втом, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что детинаблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенноеотношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства,контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны ввыражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональнойнеустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременными бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё большеразвивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательныепроявления.
Большиевозможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистскихотношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильномвоспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективнойдеятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитаниюколлективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именноздесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
«Научноемировоззрение представляет собой органическое единство конкретно-историческогосодержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительнозаконов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни,системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненнуюпозицию человека. Мировоззрение формируется у школьников в результатепоследовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научнымидостижениями, а также системой общих методов познания действительности».(Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1998. — С. 217.)
Научноемировоззрение формируется не только в процессе усвоения знаний и примененияисследовательского метода на уроке, но и в процессе научно-исследовательскойдеятельности, как форме дополнительного образования школьников, самостоятельномкомпоненте образовательно-воспитательного процесса.
Младшиешкольники имеют слабо сформированные навыки научной деятельности. Они почти неумеют самостоятельно работать с литературой, не могут подготовитьсамостоятельное сообщение.
Восновном, уяснение причинно-следственных зависимостей при ознакомлении сприродными явлениями очень важно, для того чтобы у ребенка начали складыватьсяэлементы научного мировоззрения.
Мышлениемладших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся теявления и понятия, с которыми дети не раз встречались в жизни.
Сучетом эмоционально-образного характера познания у младших школьниковиспользовались задачи, тексты, ситуации, в которых действуют хорошо знакомыедетям герои мультфильмов, известных сказок.
Мировоззрение— это система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире, т. е. оприроде, обществе и мышлении. Само собой разумеется, научное мировоззрениешкольника формируется на протяжении всего школьного курса, по мере того какучащийся поднимается со ступеньки на ступеньку, все глубже познаваядействительность, и в связи с тем, что все более разносторонней и интенсивнойстановится его учебная деятельность и общественно полезный труд. Для выполненияданной задачи недостаточно познания отдельных, изолированных явлений, ведьодной из важнейших черт научного мировоззрения является то, что мирпредставляется не в виде суммы отдельных предметов, а как целое, в которомчасти объединены в определенную систему. Уже в I классе необходимо заложить те«кирпичики», которые в дальнейшем послужат формированию научного мировоззрения.
Уучащихся младших классов навыки самостоятельной деятельности исследовательскогохарактера формируются на основе выполнения простой работы, связанной либо сорганизацией внеклассного мероприятия по определенной теме, либо с поисковойработой, связанной с анализом творчества художника, поэта.
Многодают младшим школьником экскурсии на производство. Школьник — деятельное,развивающееся существо, это обнаруживается не только в том, что он сам любитмастерить, но и в том, что с удовольствием узнает, как делают ту или иную вещь.На это устремление школьника надо опереться в его ознакомлении с трудом людей,ведь труд — это огромная сфера окружающего мира, основа общественной жизни.
Вмладших классах детям даются элементы научного миропонимания, закладываетсяфундамент материалистических взглядов на явления природы и общественной жизни всоответствии с перспективой развития у них целостного мировоззрения.
Формированиемировоззрения сегодня, как никогда, тесно связано с умелой и убедительнойпропагандой наших исторических достижений. Формировать, возвышать духовныепотребности человека, активно влиять на политический и нравственный обликличности важнейшая миссия учителя.
Знания,которые получают дети в начальных классах, помогают им уже на этой ступенипознания осознать существенные связи и зависимости в явлениях природы иобществе, усвоить ряд важнейших идей, которые определяют требования к ихдеятельности, поведению и духовным запросам. В области явлений природы младшиешкольники познают в системе, например, следующие существенные связи: в природепроисходят изменения по временам года, они ежегодно повторяются, для каждоговремени года характерны свои признаки, в разные времена года различен трудлюдей в сельском хозяйстве; сезонные изменения связаны прежде всего с изменениемтемпературы, которая зависит от положения местности по отношению к солнцу и ответров.
Вприроде существует круговорот воды, что очень важно для жизни растений,животных и человека. Человек познает, в какой зависимости находится рост иразвитие растений от влаги, температуры и состояния почвы. Люди позналистроение и жизнь животных и приемы ухода за ними, Человек изучил строение жизньсвоего тела и установил, как надо заботиться о здоровье, опираясь на научныезнания.
Учащиесязнакомятся с богатствами природы, со свойствами некоторых твердых, жидких игазообразных тел, с переходом тех из одного состояния в другое, с причинамиэтих изменений, с тем, как человек использует эти богатства природы. В областиявлений общественной жизни школьники познают важные для формирования ихмировоззрения положения и идеи, раскрывающие особенности развития общества.
Спомощью музыки язык фактов и идей можно представить образно. Музыка способнавыразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые глубокие, самые тонкиеоттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний. Ей по силампередать одновременно чувства, ощущения разных людей, воздействовать наформирование мировоззрения в такой же степени, как и природе. Пониманиеобщественной идеи, выраженной в музыкальном произведении, развивает учащихсяинтеллектуально и эстетически.
Идеи,воплощенные в музыке, соединяются в сознании учащихся с конкретным историческимматериалом.
Вначальной школе большое место занимает тема дружбы и товарищества; связь личныхинтересов с интересами всего коллектива, всей страны.
Усвоениевсех этих взглядов, норм и требований происходит на основе рассмотренияконкретных фактов, примеров, иллюстраций из произведений искусства илитературы, с тем, чтобы учащимся все это было понятно и вызывало бы у нихсознательное стремление следовать на деле тому, что требует общественноесознание и мораль.
Сознательноеусвоение очерченного выше круга элементарных научных, исторических ихудожественно-эстетических знаний, понятий труда и нравственности и есть основнойпуть формирования у младших школьников основ научного мировоззрения.
Большоеобразовательное и воспитательное значение имеют при этом рассказы о большихнаучных открытиях, о жизни замечательных людей, о деятельности крупных ученых.Привлекается материал из истории и современной жизни. Конечно, речь идет оматериале, доступном младшим школьникам и по содержанию, и по форме, способномвызвать у них познавательный интерес и создать проблемную ситуацию. Задачаучителя младших классов состоит в том, чтобы удовлетворить интерес детей вответах на их вопросы о событиях в мире науки и техники и о политическихсобытиях. Эти вопросы у младших школьников возникают постоянно в повседневнойжизни: они слышат о последних новостях по радио и телевидению, просматриваютгазеты и журналы, многое узнают от общения со старшими. В этот стихийный потокзнаний педагог вносит правдивое освещение, комментирует их с нужных, научныхпозиций.
Вформировании мировоззрения особенно велика, роль искусства, как музыки, так илитературы: «Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокиеэстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятникиистории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать вэтих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки,изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную ивоспитательную силу».
Педагогическоеруководство чтением младших школьников должно быть направлено на то, чтобы детикак можно яснее, ярче воспринимали образы людей, изображаемых писателем,испытывали волнение, знакомясь с поступками героев, переживали бы содержаниепроизведения и сердцем и умом. Литературные произведения должны побуждать детейбороться со злом, творить добро, т. е. действовать в жизни в соответствии сблагородными целями, зовущими к борьбе за правду и справедливость. Помогаютвоспитывать мировоззрение кинофильмы, картины художников.
Огромноевпечатление на младших школьников, на их чувства и мысли производят личныевстречи и беседы с людьми, которые в своей деятельности неуклонно следовалисвоим твердым убеждениям в любых трудных условиях, активно действовали наразличных участках производственной работы. Формирование мировоззренияпредполагает непременно уже и на начальной ступени связи взглядов и убеждений споступками, с поведением учащихся. Необходимо чтобы младшие школьники привыклик тому, что если они усвоили правильный взгляд по какому-то вопросу, то они всвоем собственном поведении должны следовать этому взгляду. Можно лишь тогдасчитать, что ученик понял, как важна честность, когда он сам во всем стараетсябыть честным, включая и такие случаи, когда он сам честно признает свою вину,если совершил плохой поступок. Действенность мировоззрения предполагает активнуюборьбу за то, чтобы нравственным позициям следовали и окружающие взрослые, ичлены семьи ученика.
Формывоспитательной работы с младшими школьниками усложняются постепенно с возрастомучащихся и получаемыми ими знаниями. Сначала дети просто читают статьи изгазеты и высказываются по ним; учитель младших классов дает разъяснение икомментарии, если это оказывается нужным, отвечает на вопросы; затем группыдетей и отдельные учащиеся готовят и делают сообщения по порученным им вопросамна основании прочитанных статей по рекомендации педагога; наконец, группы иотдельные учащиеся готовят сообщения по определенным темам из жизни нашейстраны и других стран, из международной жизни, самостоятельно подбираяматериал. В числе вопросов, связанных с политикой нашей страны или другихгосударств, имеются и очень сложные, трудные для младших школьников, но вместес тем, такие, которые не могут и не обсуждаться. Освещение этих вопросов вдоступной ученикам форме необходимо дать учителю младших классов.
Всякоемировоззрение представляет собой ту общую теорию, которой люди руководствуютсяв своей повседневной практической жизни. Давая человеку правильноепредставление о мире, научное мировоззрение тем самым помогает емуориентироваться в окружающей обстановке, верно находить пути подхода кдальнейшему познанию и преобразованию действительности.
научныймировоззрение школьник
Глава 2. Анализ деятельности учителя по формированию основмировоззрения у младших школьников 2.1 Содержание деятельности учителя поформированию основ мировоззрения
Восновном, формирование научного мировоззрения в начальной школе закладываетсяна уроках окружающей среды, где младший школьник получает ответы на вопросы озаконах, по которым существует окружающий мир.
Чернышевскийочень высоко оценивал роль и значение естественных наук. Он рассматривал их какмогучее средство воспитания правильных представлений о явлениях окружающейприроды. (Чернышевский)
Уметьдумать, самостоятельным путем добывать знания, формировать свое мировоззрение — вот, что интересует Чернышевского. Само познание доставляет большой материалчувству. Познание просветляет не только ум, но и сердце, оживляя и радуя.
Впедагогической деятельности учителя встречаются определенные недостатки итрудности в организации экологического образования младших школьников намежпредметной основе. Поэтому рассмотрение важнейших сторон экологическогообразования младших школьников является актуальной проблемой.
Цели,задачи, содержание, формы и методы экологического образования и воспитаниямладших школьников нашли отражение в работах Л.П. Салеевой, И.К. Блиновой, В.М.Минаевой, А.А. Плешакова, А.Е. Тихоновой, А.А. Вахрушева, О.В. Бурского.
Реальныевозможности для формирования основ мировоззрения у младших школьников содержаткурс «Окружающий мир», Программа “Зеленый дом” А.А.Плешакова, факультативы“Экология для младших школьников” и “Планета загадок”, Программа “Природа илюди” З.А. Клепининой, Программа “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой,И.В. Потапова, Программа “Окружающий мир” О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина,Программа “Мир и человек” А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана.
“Окружающиймир” – это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основымировоззрения младшего школьника, а также представляет самые широкиевозможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьникиполучают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир.Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, егоможно познать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательныйкомпонент “Окружающий мир”, младшие школьники усваивают этические нормыповедения.
Приизучении содержания курса “Окружающий мир” ставится задача не толькоознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащенияего социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими.Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачусоциализации ребенка.
Значениекурса “Окружающий мир” для адаптации ребенка к школьной жизни. На современномэтапе перехода от трехлетней начальной школы к четырехлетней в нулевые классыприходят дети разного возраста и разной готовности к школе. Уроки “Окружающегомира” могут облегчить задачу адаптационного периода для ученика, ведьсодержание данных уроков выстраивается на более близком ребенку материале, чемсодержание других уроков. Вот поэтому вхождение в учебную деятельность науроках “Окружающего мира” проходит легче.
Нетнеобходимости сегодня доказывать кому-либо остроту экологических проблем инеобходимость природоохранной деятельности человека. Поэтому в настоящее времяусилена экологическая направленность содержания всех курсов, что вызвалонеобходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы длячеловека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, овзаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание квопросам прикладной экологии – вопросам охраны природы.
Следуетотметить, что в начальной школе у детей, наряду с развитием представлений онаучной картине мира, идет формирование умения рационально организовывать своюжизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Учащиеся учатсяадекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся пониматьпричины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Поэтомузнания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знанийоб окружающем мире. Особенностью всех курсов, реализующих содержание образовательногокомпонента “Окружающий мир”, является то, что они учитывают особенностиусвоения младшими школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как частизнаний об окружающем мире и включают эти знания в содержание программ иучебников, но в разной степени.
Ещеодна особенность образовательного компонента “Окружающий мир” состоит в том,что он предусматривает предварительное (пропедевтическое) ознакомление учащихсяс историей Отечества и родного края. На ярком и доступном детям этого возрастаматериале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашейстраны.
Программа“Зеленый дом” А.А. Плешакова имеет ярко выраженную экологическуюнаправленность. Она построена с учетом присущих младшим школьникамэмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способностиовладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяютидеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы ичеловека. Вопросы безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья являютсяодной из ведущих содержательных линий и поэтому представлены достаточно широко.
Основныекурсы дополнены факультативами “Экология для младших школьников” и “Планетазагадок”, что позволяет полнее учитывать интересы и способности детей,обеспечивать более широкую и разнообразную деятельность учащихся по изучению иохране среды.
Программа“Природа и люди” З.А. Клепининой разработана на принципах классической методикиестествознания: краеведческой, практической и экологической направленности исориентирована на развитие личностных качеств ребенка, включая его эрудицию, наформирование его познавательной и практической деятельности. Основой для отбораприродоведческого содержания является краеведческий принцип, принципыэкологической и практической направленности, деятельностного подхода в обучениии развитии учащихся.
Программа“Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова предлагаетизучение естественно-научных и обществоведческих вопросов в едином курсе напротяжении всех четырех лет обучения. Курс обеспечивает формирование у детейразнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром,осознание правил существования в природной и социальной среде, развитиепознавательной сферы, умственных способностей и интересов школьников,формирование в единстве этических и эстетических чувств.
Программа“Окружающий мир” О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина предоставляет возможность дляболее глубокого изучения мира окружающей природы. Программа направлена навоспитание личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистическиеценности. Все темы пронизаны общими стержневыми линиями: “мир прекрасен,познаваем, раним”; “человек, в том числе и ты – ученик, – активная часть этогомира”. В содержание почти каждого урока органично включены вопросы безопасностижизнедеятельности.
Программа“Мир и человек” А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана имеет экологическуюнаправленность. Основной целью этого курса является воспитание человека,осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этомсредством воспитания и образования служит знакомство с элементарной целостнойкартиной мира. Данный курс развивает у учащихся способность воспринимать новуюинформацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свойсобственный опыт. Одновременно формируется гуманное отношение к природе каксреде обитания человека и источнику существования жизни на Земле.
Своеобразиепрограмм для четырехлетней начальной школы предоставляет учителю возможностьвыбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. При этом всепрограммы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школеобеспечить единый уровень требований к подготовке учащихся.2.2 Выявлениеэффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младшихшкольников
Длярешения задач формирования научного мировоззрения в начальных классах намежпредметном уровне необходимо:
— формирование целостного представления о природном и социальном окружении каксреде жизни, труда и отдыха;
— развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств ипознавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализефактов явлений окружающей действительности;
— обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
— воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельностичеловека.
Выполнениюэтих требований способствует максимальная координация функций каждого предметав общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей иобеспечение межпредметных подходов.
Однимиз важных для учителя является вопрос о критериях сформированностимировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы кразработке этих критериев. Однако большинство исследователей считают, что приопределении уровня сформированности мировоззрения следует исходить из самой егосущности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке уровнясформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующиепоказатели:
— знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющихопределяющее значение для понимания научной сущности процессов развития природыи общества и выработки мировоззрения;
— устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке всехявлений и событий окружающей жизни;
— проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественныхделах, в своей деятельности и поведении.
Конечно,в реальной жизни не так легко и просто определить уровень сформированноститакого сложного личностного образования, каким является мировоззрение. Ноиспользование указанных критериев в какой-то мере может использовать решениюэтой задачи.
Оценка результатов
Приобработке результатов контрольных работ учитель может использовать уровневую ибалльную оценку. Ответ высокого (4-го) уровня соответствует отметке«5», среднего (3-го) уровня – «4», низкого (2-го) уровня –3 баллам. Практика изучения усвоения программного материала по курсу«Окружающий мир» в системе развивающего обучения показывает, чтоучащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, которыеможно было бы отнести к самому низкому (1-му) уровню, то есть ниже уровняобразовательного стандарта, практически не бывает, если иметь в виду нормальноесостояние здоровья и самочувствие ребенка.
Привыполнении некоторых заданий не предусмотрена уровневая оценка, учитель можетих оценивать по двухбалльной системе: «выполнено» – «невыполнено» («правильно» – «не правильно») – см. ссылкив тексте.
Предлагаемыеварианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке по всемзаданиям, чтобы не вызвать утомления у детей, что приведет к снижению качестваответов.
Дозировкузаданий на урок учитель определяет по собственному усмотрению, создаетспокойную, доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимоевремя для выполнения заданий. В случае необходимости дает дополнительно время,фиксируя эти случаи.
Формулировкизаданий учитель записывает на доске и зачитывает, дает некоторые пояснения поорганизации выполнения самостоятельных работ (расположение материала ответов,форма записи и пр.).
3-йкласс
Задание 1
Высокий уровень.Систематизируя полученные знания, учащиеся приводят 4–5 примеров информационныхисточников познания окружающего мира. В ответах содержатся также ценностныекритерии, раскрывающие личностное отношение ученика к процессу обогащениязнаниями («ценно», «интересно», «современно» ипр.).
Средний уровень. Вответах характеризуется 3–4 источника информации.
Низкий уровень.Учащиеся перечисляют в среднем по 3 источника информации.
Задание 2
Тема«Тела и вещества» входит в обязательный минимум содержания начальногообразования.
Высокий уровень.Учащиеся дают правильные определения, дополняя неполные формулировки понятий,приводят примеры тел природного и неприродного происхождения.
Средний уровень.Ответы недостаточно полные.
Низкий уровень. Вответах имеют место ошибки.
Задание 3
Заданиепредставлено в занимательной для учащихся формулировке, выявляет усвоениезнаний по теме «Осадки».
Высокий уровень.Учащиеся дают правильные ответы по всем четырем позициям, отмечают, чтоперистые и кучевые облака хорошей погоды не дают осадков; кучево-дождевые несутдождь, слоистые – дождь (летом) и снег (зимой).
Средний уровень.Ответы недостаточно полные.
Низкий уровень. Вответах имеют место ошибочные суждения.
Задание 4
Всвободной форме учащиеся обосновывают правила безопасного поведения у водоемов.В ответах высокого уровня школьники обосновывают в среднем три позиции.
Вответах низкого уровня учащиеся констатируют, что необходимо соблюдение правилбезопасного поведения у водоема, без обоснования и конкретизации высказанныхутверждений.
Задание 5
Первая часть
Высокий уровень.Учащиеся называют 4–5 свойств воздуха.
Средний уровень.Учащиеся называют 3–4 свойства воздуха.
Низкий уровень.Учащиеся выделяют в среднем 3 свойства воздуха.
Вторая часть
Высокий уровень.Учащиеся обосновывают 4–5 значимых для раскрытия темы примеров использованиявоздуха человеком в разных сферах деятельности.
Средний уровень.Учащиеся приводят 3–4 примера использования воздуха человеком.
Низкий уровень. Вответах содержится 2–3 примера.
Задание 6
Заданиепредусматривает выявление сформированности у младших школьников общеучебныхумений. Учащимся предлагается представить результаты усвоенных знаний в видекратких записей в рубриках таблицы.
Высокий уровень.Учащиеся самостоятельно включают в таблицу несколько названий изученныхполезных ископаемых и кратко раскрывают возможности их использования. Ответысодержат 4–5 единиц суждений. Учащиеся, ответы которых были отнесены к среднемуи низкому уровню, нуждались в помощи при организации оформления результатов. Вответах, соответствующих низкому уровню, содержалось до 3 позитивныххарактеристик использования полезных ископаемых.
Задание 7
Спомощью данного задания предполагалось выявить нравственно-этические нормы,которые представляют ценность для личности младшего школьника. В ответах,отнесенных к высокому уровню, выражено содержательно-положительное отношениешкольников к гуманистическим нормам общественного поведения и общения вколлективе. В ответах, отнесенных к низкому уровню, школьниками не раскрываютсянравственно-этические нормы поведения и общения в коллективе.
4-йкласс
Задание 1
Высокий уровень. Учащиеся содержательно кратко характеризуютсимволы российской государственности и используют дополнительные историческиесведения.
Низкий уровень. Учащиеся только называют символыгосударственности России.
Задание 2
Высокий уровень. Учащиеся самостоятельно выделяют наиболеезначимые героические события истории России и содержательно, точно и кратконазывают и характеризуют 4–5 событий.
Средний уровень. В ответах характеризуется в среднем 3исторических события.
Низкий уровень. В ответах характеризуется до 3 историческихсобытий, имеют место неточные формулировки их обозначения.
Задание 3
Задание предполагает систематизацию информации, накопленнойв процессе продолжительного изучения учебного материала курса.
Высокий уровень. Учащиеся содержательно, полно, сжато иточно характеризуют параметры природного комплекса. В ответе содержится 5 иболее общих характеристик.
Средний уровень. Учащиеся называют в среднем 4характеристики природного объекта.
Низкий уровень. В ответах недостаточно выдержана логикавыделения общих параметров характеристики природного комплекса, в ряде случаевшкольники переключаются на изложение конкретных описаний природной зоны. Вответах содержится в среднем 2–3 общих суждения.
Задание 4
Задание выявляет фактические знания учащихся о природныхобъектах нашей страны, а также умение работать с картой. Для выполнения заданияв полном объеме необходимо уметь пользоваться картой как важным источникоминформации.
Высокий уровень. Задание по первой и второй частямвыполнено правильно и в полном объеме.
Средний уровень. Ответы недостаточно исчерпывающие.
Низкий уровень. Ответы неполные, имеют место неточности.
Задание 5
Выполнение первой части задания предполагает проверкурепродуктивного уровня усвоения знаний по программным темам курса.
Высокий уровень. Ответы исчерпывающие, полные, учащиесяраскрывают функции органов пищеварительной системы человека.
Средний уровень. Учащиеся правильно называют органыпищеварительной системы человека, неполно раскрывают их функциональноеназначение.
Низкий уровень. Учащиеся в основном перечисляют органыпищеварительной системы человека.
При выполнении второй части задания на высоком уровнеучащиеся самостоятельно формулируют 4–5 правил здорового питания. На среднемуровне в ответах раскрывается 3–4 установки здорового питания. На низком уровнев ответах содержится 2–3 тезиса здорового питания.
Задание 6
При выполнении учащимися данного задания можно не даватьпоуровневую оценку. Ответы учащихся могут служить для учителя характеристикойинтересов школьников в области познания окружающего мира. Они выявляют такжеформирующуюся рефлексирующую позицию младшего школьника в понимании и оценкенакопленных научных знаний о природе и мире в целом.
Заключение
Сегоднявыдвигается вопрос о необходимости создания на научной основе новогоконцептуального подхода к воспитанию, стратегическим ориентиром которого должностать сформирование личности с творческим типом мышления, с развитоймировоззренческой культурой, призванной содействовать реализации задачсоциально – экономического, гуманно – нравственного образования общества,способной сохранить и учредить мир и согласие между народами РеспубликиКазахстан и другими народами.
Интересы ребенка – его потребности, тенденции, увлечения,желания, опыт, знания; “общечеловеческие интересы” – значит общечеловеческиеценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия,мировоззрение, труд, здоровье. Носителями общечеловеческих интересов являютсядля ребенка взрослые, окружающие его, особенно же – учителя.
Формированиемировоззрения школьников — процесс длительный и многосторонний. Он зависит нетолько от различного уровня овладения знаниями и соответствующего им уровнявыработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от возрастных особенностейучащихся. Он носит целостный и интегративный характер, или, иначе говоря,начинается с формирования простейших элементов мировоззренческих представленийу младших школьников, которые затем с возрастом обогащаются, усложняются изакладывают основы убеждений в старших классах. И.Т. городников писал:
«Мировоззренческие идеи осваиваются не поочередно, одна задругой, а в тесном переплетении, в комплексе. Практически они начинаютусваиваться почти одновременно, лишь постепенно усложняясь по мере развитияфизических и умственных сил учащихся, расширения их образовательнойподготовки». [Педагогикашколы /Под ред. И.Т. Огородникова. М., 1978. С.142]
Работапо формированию мировоззрения учащихся требует не только знания и учетавозрастных особенностей, но и их индивидуальных различий. Исследования показывают,что у школьников отчетливо проявляются различия в успеваемости, в глубинеусваиваемых знаний, в развитии эмоциональной сферы, которые так или иначеотражаются на выработке у них взглядов и убеждений.
Показателямисформированности мировоззрения являются наличие системы знаний, взглядов иубеждений (структуры мировоззрения), которые проявляются в разных видахдеятельности, способность совершенствовать свои знания и деятельность.
/>
Список литературы
1. «Начальная школа», № 6- 2001, № 6, 7 — 2000.
2. Абдуллаев З.Экологическое отношение и экологическое сознание. Философские науки. — 1991, №2.
3. Бобылева О.В.,Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников. «Начальная школа», №5, 2003.
4. Булатникова Г.А.Общение с природой как средство экологического образования младших школьников.«Начальная школа», № 12, 1999.
5. Веселова Т.М.Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческогоматериала. «Начальная школа», №2, 2003.
6. Кучер Т.В.Экологическое воспитание учащихся. — М.: Просвещение, 1990.
7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. –М.: Прометей, 1998. — С. 217.
8. Педагогическоетворчество, № 2 — 2001, № 5 — 2000.
9. Седых В.И.Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе.«Начальная школа», № 5, 1995.
10. Философский словарь. /Под ред. М.М.Розенталь, – М., «Политическая литература», 1975г., стр.258
11. Философский энциклопедический словарь// Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советскаяэнциклопедия, 1983.
1. Т.В. Кучер.Экологическое воспитание учащихся. — М.: Просвещение, 1990.
2. З. Абдуллаев.Экологическое отношение и экологическое сознание. Философские науки. — 1991, №2.
3. «Начальная школа», № 6- 2001, № 6, 7 — 2000.
4. Воспитательныетехнологии в современной начальной школе. — Орск, 2000.
5. Газеты «Педсовет», №2, 9 — 1996, № 4, 6 — 2001.
6. Педагогическоетворчество, № 2 — 2001, № 5 — 2000.
7. Т.М. Веселова.Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческогоматериала. «Начальная школа», №2, 2003.
8. В.И. Седых.Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе.«Начальная школа», № 5, 1995.
9. О.В. Бобылева, Л.Д.Бобылева. Экологическое воспитание младших школьников. «Начальная школа», № 5,2003.
10. Г.А. Булатникова.Общение с природой как средство экологического образования младших школьников.«Начальная школа», № 12, 1999.
Приложение3-й классТема. «Как изучают окружающий мир».
Задание1
Назови,из каких источников ты получаешь информацию (сведения) об окружающем мире.Тема. «Тела и вещества».
Задание2
1.Назови тела природного происхождения (5 примеров).
2. Назовитела неприродного происхождения (5 примеров).
3. Заполнипропуски.
Всетела состоят из одного или нескольких ______ .
Веществанаходятся в ________, _______ и ________ состоянии.Тема. «Вода в природе».
Задание3
Составьпрогноз выпадения осадков при наблюдении на небе облаков. Сделай запись.
Видыоблаков Осадки
1.Перистые ________________
2.Кучевые хорошей погоды ________________
3.Кучево-дождевые ________________
4.Слоистые ________________
Задание4
Назовиправила безопасного поведения у водоема.Тема. «Воздух вокруг нас».
Задание5
1.Назови свойства воздуха.
2.Приведи примеры использования воздуха человеком.Тема. «Горные породы и минералы».
Задание6
Составьтаблицу «Как используют полезные ископаемые».Полезные ископаемые Использование полезных ископаемых Тема. «В семье и школе».
Задание7
Сформулируйважные для тебя правила общения в школе и дома.
Приложение 24-й классТема. «Из истории Отечества».
Задание1
Охарактеризуйсимволы государственности России – флаг и герб.
Задание2
Приведипримеры знаменательных и героических событий истории России.Тема. «Природные зоны нашей страны».
Задание3
Составьи запиши план характеристики природной зоны (5–6 пунктов).
Задание4
Выпишиназвания морей России; обозначь, частью каких океанов они являются.Тема. «Организм человека и здоровье».
Задание5
1. Назовиосновные органы пищеварительной системы человека и кратко охарактеризуй ихфункции.
2. Запишиправила здорового питания.
Задание6
Какиеты сделал для себя открытия при изучении учебников «Окружающий мир»?Сделай краткие записи.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.