ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ
Конспектурока психологии для 8 класса на тему: ощущение
Выполнила: студентка ФП,301 группы
Якупова Л.Р.
Уфа 2009
Цель: изучить понятиеощущения и его характеристики.
Задачиобразовательные:
1. Рассмотретьпонятие ощущения, его виды, механизм возникновения.
2. Исследоватьнижний порог ощущения.
Развивающие: развитьинтерес к особенностям ощущений, умение работать в парах, развить произвольноевнимание.
Воспитательные: воспитатьуважение к окружающим, воспитать эстетический вкус.
Тип урока:комбинированный.
План урока:
I. Организационный момент (3 мин.)
II. Объяснение нового материала (25мин.)
2.1. Понятие ощущения.
2.2.Схема возникновенияощущения.
2.3. Виды ощущений.
2.4. Порог ощущения.
III. Закрепление изученного материала (7мин.)
3.1. Упражнение.
3.2. Обсуждение.
IV. Опрос (5 мин.)
V. Домашнее задание (5 мин.)
Оборудование и наглядноепособие: демонстрационный эксперимент, кусочки ваты, монетки разного номинала.
Использованнаялитература:
1. Столяренко А.Д. Общаяпсихология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2006. – 592 с.
2. Маклаков А. Г. Общаяпсихология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2004. – 583 с.: ил. (Серия«Учебник нового века»).
Рекомендуемая литература:
1. Маклаков А. Г.Общая психология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2004. – 583 с.: ил. (Серия«Учебник нового века»).
Эскиз оформления доски: см.приложение 2
I. Организационный момент
Добрый день! Сегодняшняятема нашего занятия ощущение. Познание мираначинается с ощущений. Ощущения дают человеку знания о качествах предметов.Отсутствие какого-либо ощущения (зрительного, слухового) делает невозможнымнепосредственное познание человеком соответствующей стороны действительности.Слепой от рождения не может познать такие свойства предметов, как свет ицветность. О том, что они существуют в действительности, он знает от зрячихлюдей.
II. Объяснение нового материала
2.1 Понятие ощущения
Ощущение— это отражение отдельных свойств и качеств предмета, непосредственно воздействующихна наши органы чувств, например какой-то звук, что-то мягкое коснулось руки. (Ученикизаписывают определение)2.2 Схема возникновения ощущенияКак же мы ощущаем? Посмотрите на доску – на ней схемавозникновения ощущения. Сейчас мы попробуем в ней разобраться. Мы ощущаем засчет того, что какой-либо внешний объект – раздражитель – звук, зрительныйобраз, запах – воздействует на органы чувств. Какие органы чувств Вы знаете? (ученикиназывают) Правильно, молодцы. Возвращаемся к схеме. В результате воздействияраздражителя на орган чувства возникает нервный импульс, который по нервнымпутям поступают в головной мозг и обрабатываются там, в определенной части вкоре полушарий головного мозга. После этого и формируются отдельные ощущения.Органы чувств, нервные пути и части коры головного мозга составляют вместеАнализатор – аппарат, специализированный для приема воздействия определенныхраздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.Данная схема имеет продолжение, но с второй ее половиной мыпознакомимся, когда будем проходить другие познавательные процессы.У кого-нибудь возникли вопросы по этой части темы?
2.3 Виды ощущений
Каждый органчувств приспособлен к приему только определенных видов воздействий (свет,звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим ихимическим агентам. Выделяют такие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные,обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, болевые, кинестезические (ощущениядвижения тела), интероцептивные (ощущения, связанные с внутренним сосотояниеморганизма).
Ощущениямогут вызывать различные эмоции и чувства у человека. Например, ощущениезеленого цвета успокаивает, а черного – угнетает, красный – возбуждает,способствует возникновению тревоги. Поэтому в средние века, чтобы подавитьчеловека, его помещали в черно-красную комнату. И именно поэтому советуюткомнату для отдыха оклеивать обоями зеленого оттенка. К тому же, ощущениелюбимых цветов приносят нам положительные эмоции, а нелюбимых – отрицательные.То же самое касается и других видов ощущений – подозрительные шумы, которые мыощущаем слуховым анализатором, вызывают у нас тревогу и чувство опасности, ощущаязапах обонятельным анализатором, мы испытываем наслаждение, если ароматприятный.
2.4Порог ощущения
Основные характеристикилюбого анализатора – это пороги ощущений. Различают: абсолютный,дифференциальный и оперативный пороги ощущений. Запишем это. Абсолютный нижнийпорог ощущения — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметноеощущение. Сигналы, меньшие порога ощущения человеком не ощущаются.
Абсолютный верхний порогощущения — максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Сигналы, вышеабсолютного порога ощущения вызывают у человека боль и агония. Попробуйтепривести примеры нижнего и верхнего порога ощущения.
Дифференциальный порогощущения — минимальное различие между 2 раздражителями либо между 2 состояниями1 раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный порогощущения — наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность искорость различения достигают максимума.
Чтобы Вам стало понятней,мы проведем эксперимент с нижним порогом ощущения. Перед вами лежат кусочкиваты и монетки. Разбейтесь на пары. Один из вас будет испытуемым, а второйэкспериментатором. Испытуемый закрывает глаза и вытягивает руку, аэкспериментатор кладет на ладонь испытуемого маленький кусочек ваты, потом еще одинкусочек, после монетку, при необходимости еще одну. Испытуемый должен отметитьмомент, когда тяжесть на ладони стала ощущаться. После первой серииэксперимента испытуемый и экспериментатор меняются ролями».
Таким образом, Выувидели, что в силу физиологических особенностей, у каждого человека свой порогощущения, но у большинства людей он, так или иначе, близок к среднему значению.
III. Закреплениеизученного материала
Упражнение.Закройте глаза. Сейчас Вам необходимо придать любое положение своей правойруке. Глаза не открываем. А сейчас придайте такое же положение левой руке.Можете открыть глаза. И посмотрите насколько точно вы выполнили движение –одинаково ли расположены левая и правая руки. Таким образом, Вы видите, каковароль управления Вами движениями Вашего тела. Кто скажет, какой вид ощущениясейчас мы увидели? (кинестезический)
IV. ОпросСегодня на уроке мы прошли тему ощущение, а сейчас ответьтемне на вопросы:
1. Чтотакое ощущение?
2. Каквозникает ощущение?
3. Какиеорганы чувств вы знаете?
4. Назовитевиды ощущений
5. Какиеощущения могут вызвать положительные эмоции, а какие отрицательные?
6. Чтотакое порог ощущения?Вывод:
Ощущение является однимиз основных процессов непосредственного познания действительности. Ощущения дают человекузнания о качествах предметов.
Ощущениевозникает за счет анализатора, аппарата, состоящего из органа чувств, нервныхпутей и части коры полушария головного мозга.
Различают виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, осязательные, вкусовые,температурные, болевые, кинестезические( ощущения движения тела),интероцептивные( ощущения, связанные с внутренним состоянием организма).
Важной характеристикойощущения является порог ощущения.
V. Домашнеезадание
Составьтетаблицу. Первая колонка — вид ощущения, вторая – орган чувств, который за негоотвечает и третья – пример ощущения.
Всемспасибо за занятие. До свидания.
Приложение 1
Демонстрационныйэксперимент
Тема: Порог ощущения.
Цель: Продемонстрироватьнижний порог ощущений на примере порога тактильного ощущения.
Методические указания:учащимся предъявляются кусочки ваты и монетки, и дается указание положить наладонь маленький кусочек ваты, потом кусочек ваты больше, после – монетку, приэтом отмечая момент, когда тяжесть на ладони стала ощущаться.
Инструкция для учеников:
«Сегодня мы проводимэксперимент с нижним порогом ощущения. Перед вами лежат кусочки ваты и монетки.Разбейтесь на пары. Один из вас будет испытуемым, а второй экспериментатором.Испытуемый закрывает глаза и вытягивает руку, а экспериментатор кладет наладонь испытуемого маленький кусочек ваты, потом еще один кусочек, послемонетку, при необходимости еще одну. Испытуемый должен отметить момент, когдатяжесть на ладони стала ощущаться. После первой серии эксперимента испытуемый иэкспериментатор меняются ролями».
Нижний порог ощущений –минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. В силуфизиологических особенностей, у каждого человека свой порог ощущения, но убольшинства людей он так или иначе близок к среднему значению. Сигналы, меньшиепорога ощущения человеком не ощущаются.
Оборудование инаглядность: кусочки ваты, монетки разного веса
Вывод: Учащиесязнакомятся с понятием «нижний порог ощущения», нижний порог ощущений –минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. В силуфизиологических особенностей, у каждого человека свой порог ощущения, но убольшинства людей он, так или иначе, близок к среднему значению.
Приложение 2
Эскиз оформления доски
Тема: Ощущение.
План урока:
1. Понятие ощущения.
2. Схема возникновенияощущения.
3. Виды ощущений.
4. Порог ощущения.
Схема:
Раздражитель-органчувств-нервный импульс-головной мозг-ощущение