Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическиеосновы формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведенияэкскурсии
1.1. Общаяхарактеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Анализучебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
1.3 Экскурсия какосновной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессепроведения экскурсии
1.4 Содержаниеэкскурсий, структура
Глава 2. Опытно-экспериментальнаяработа по формированию у младших школьников умения наблюдать в процессе проведенияэкскурсии
2.1 Выявление уровнясформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников впроцессе проведения
экскурсии
2.2 Методическиерекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умениянаблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии
Заключение
Список использованнойлитературы
Приложения
Введение
Наблюдениекак один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но всовременной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот,приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. Впроцессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умениянаблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоенииучащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А.Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьникиовладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоениибиологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке,его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в ихразумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступнопонимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы.Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано,что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то естьнаблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познатьприродные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы,способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительнойдеятельности.
В начальных классахнепосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными.Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развиваетнаблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Познавательныйинтерес, потребность получать новые знания формируются, если постояннозаботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствамикомплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются экскурсии,прогулки, знакомства с памятными местами и т. д.
Экскурсиякак живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость,закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюденийспособствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность ивнимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Экскурсии– один из основных видов занятий и особая форма организации работы поэкологическому просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных формобучения. Экскурсии проводятся вне школьного учреждения, это своего родазанятие под открытым небом.
Преимуществоэкскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детейс объектами и явлениями природы.
Наэкскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиямиих обитания, а это способствует образованию первичных представлений овзаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности,возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей.Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у нихэстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего ихмира вызывает глубокие переживания.
Исходяиз актуальности исследуемой проблемы, мы сформулировали тему нашегоисследования: «Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессепроведения экскурсии».
Цель: теоретически обосновать и апробироватьметодические рекомендации по формированию умения наблюдать у младших школьниковв ходе экскурсий.
Предмет:Формирование у младшихшкольников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии.
Объект: учащиеся младших классов.
Гипотеза: Проведение экскурсий будет способствовать формированиюумения наблюдать у младших школьников, если:
— будут использоваться методики по формированию умения наблюдать.
Задачи:
1. Проанализироватьпсихолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Провести анализучебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
3. Раскрытьособенности умения наблюдать в начальной школе.
3. Раскрытьособенности организации и проведения экскурсий.
4. Организоватьи провести опытно – экспериментальную работу.
5.Описать методические рекомендации.
Методыпедагогического исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа, тестирование,изучение учебной литературы, эксперимент.
Практическаязначимость: результаты нашей работы могут быть использованы учителями начальнойшколы и студентами.
Работасостоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы иприложения.
Глава1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения наблюдать в процессепроведения экскурсии
1.1Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Границымладшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе,устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшеефизическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможностьсистематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работаголовного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора большихполушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенстворегулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возрастаособенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшиешкольники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению,возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерностьпсихофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпахразвития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указываяна это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах“за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчикимоложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте”(Хрипкова А.Г., Колесов Д.В., 1982, с. 35).
Началообучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развитияребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социальнозначимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущейв младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяетважнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастномэтапе. В рамках учебной деятельности складываются психологическиеновообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитиимладших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие наследующем возрастном этапе.
Напротяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый типотношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенноутрачивается, все большее значение для ребенка — начинают приобретатьсверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральныминовообразованиями младшего школьного возраста являются:
· качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения идеятельности;
· рефлексия, анализ, внутренний план действий;
· развитие нового познавательного отношения к действительности;
· ориентация на группу сверстников.
Так,согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как периодпередачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение ктрудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.
Важнейшиеновообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуетсяинтеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности вэтом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и вдругие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новыедостижения ребенка.
Спецификамладшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детямпреимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и чтонельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться ит.д. Одна из типичных ситуаций такого рода — выполнение ребенком какого-либопоручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнитьпоручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети несправляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратилипервоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этихтрудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдатьопределенные правила.
Еслиу ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения скем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесныйсоциальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время,что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считаютдрузьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет ихинтересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такиекачества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе,честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, унего складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляютнепосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всемиостальными.
Вмногочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболеесущественные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способностьсамостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются:
1) наличиеу ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения;
2) введениеограничительной цели;
3) расчленениеусваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшиедействия;
4) наличиевнешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.
Важнейшимусловием развития произвольного поведения ребенка является участие взрослого,который направляет усилия ребенка и обеспечивает средствами овладения.С первых днейпребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия содноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста этовзаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжениивсего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдаетсявысокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на различные формы ицвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию иназыванию формы и цвета у первоклассников отсутствует систематический анализсамих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Это обстоятельство отчетливовыступало в специальных опытах.
Возможностиребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны сформированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение иразличение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности,называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьногоучения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулируетзадачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятиестановится целенаправленным. Учитель регулярно показывает детям приемы осмотраили прослушивания вещей и явлений (порядок выявления их свойств, маршрутыдвижения рук и глаз и т.п.). Средства записи установленных свойств (рисунок,схема, слово). Затем ребенок может самостоятельно планировать работу восприятияи преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное отвторостепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируяих по мере общности и т.п. Такое восприятие, синтезируясь с другими видамипознавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает формуцеленаправленного и произвольного наблюдения. При достаточно развитомнаблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве еголичности. Исследования показывают, что в начальном обучении можно значительноразвить это важное качество у всех младших школьников.
Наблюдение — это один из основных методов сбораэмпирической информации, имеющий общенаучное значение и активно используемых, вчастности, в психодиагностике. В ходе наблюдения «устройством»,которое регистрирует психодиагностические факты (признаки, симптомы), являетсяживой человек — наблюдатель. При этом используется аппарат его восприятия(зрение, слух и т.п.) и мыслительного анализа (категоризации Наблюдение,особенно нестандартизованное (поисковое), требует от психолога более высокойквалификации, чем применение всех стандартизованных методик. Если наблюдательне имеет опыта и квалификации на уровне эксперта, то результаты наблюдениянередко оказываются искаженными в результате неправильной (частонепреднамеренной) категориальной оценки наблюдателем определенных признаков.
Наблюдение как метод познания окружающейдействительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальныхпредставлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретическиепостроения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большоевлияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие истановление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюденийв значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения. В процессеправильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности– наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное,часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.
Развитиенаблюдательности в начальной школе происходит не только в рамкахприродоведения. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и науроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в еёформировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагаетразвитию наблюдательности – экскурсии в природу, и опыт по определению свойствтех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.
1.2 Анализучебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
География как предметначального школьного обучения прошла длинный и сложный путь развития. Впервыеона появилась в России в начале XVIIвека, при Петре I. Первые учебникигеографии были перегружены географической номенклатурой, которую детямприходилось механически заучивать.
В 60-х годах XIX века передовые педагоги выдвинули вкачестве руководящего принципа изучения географии в младших классахродиноведение. Известный педагог К.Д. Ушинский в своих методических рекомендацияхк «учебным книгам» «Детский мир» и «Родное слово» предлагал учить ребенканаблюдать и понимать окружающее и на этой основе, путем сравнения исопоставления, изучать географию нашей страны и других государств.
Большую роль в развитииначального обучения географии сыграли методисты А.А. Половинкин, К.А. Сонгайло.Так, К.А. Сонгайло работал в основном над содержанием и методикой преподаваниягеографии в начальных классах. Он много внимания уделял изучению детьми плана,карты, проведению практических работ, экскурсий, наблюдений на местности,ознакомлению школьников с жизнью населения на основе краеведческого принципа.
На современном этаперазвития начального образования знания по географии даются младшим школьникампо программам «Окружающий мир» и «Природоведение». Наиболее распространеннымиявляются следующие программы: комплекс «Зелёный мир» (Плешаков А.А.), «Природаи люди» (Клепинина З.А.), «Окружающий мир» (Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г.,Потапова И.В.), «Окружающий мир» (Поглазова О.О., Шилин В.Д.), «Мир и человек»(Вахрушев А.А., Руатиан А.С.). Географические знания в данных программах даютсяв разном объеме, и на их изучение выделяется различное количество часов. Объемгеографических представлений и понятий, необходимых для усвоения младшимишкольниками, определен в документах: государственном образовательном стандартеи программах по данному курсу. Отбор основных понятий, приведение их вопределенную систему осуществляется в соответствии с уровнем развития учащихсяи с их подготовкой по другим предметам, со временем, отведенным на изучениегеографических сведений в данном классе, а главное – с основными задачами современногоначального образования.
ПроанализировавГосударственный образовательный стандарт для начальной школы в области естествознанияи несколько программ по дисциплине «Окружающий мир» (Вахрушев А.А., РуатианА.С., Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.), мы пришли к следующимвыводам. На уроках окружающего мира у младших школьников формируютсяпервоначальные географические представления: о родной стране, о ее столице идругих городах, о разных станах мира и нашей планете в целом. При этомиспользуется глобус и карта. Изучение этих вопросов способствует развитиюпространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитыватьлюбовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества. В тоже времяавторы программ вводят дополнительные географические понятия и представления,не предусмотренные стандартом, что может привести к перегрузке младшихшкольников, если учитель начальной школы не будет владеть в достаточной мереметодами обучения географии.
Ведущими методами приобучении географии являются картографический метод и наблюдение. Элементы этихметодов учащиеся начальных классов отрабатывают, знакомясь с географическимипонятиями, входящими в содержание начального курса природоведения. Оба методаотносятся к группе практических методов обучения природоведению Пакулова,Кузнецова.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явленийприроды, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки,устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы иобобщения Пакулова, Кузнецова. По организационным формам наблюдения бываютиндивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длительные и кратковременные)и фронтальные.
Вторым основным методомобучения географии в начальной школе является практическая работа с картой.Такая работа позволяет конкретизировать и развивать навыки и умения школьниковпри работе с физической и контурной картами, выполнять творческие работы поориентированию на карте и на местности, самостоятельно находить на карте горы,возвышенности, низменности, моря, океаны и т.д. Тренировочные практическиеработы позволяют выработать у школьников осознанное понимание масштаба иусловных обозначений, что имеет важное для изучения географии в старшихклассах. Большое внимание при работе с картой уделяется изучению географическихназваний, так как они образуют язык школьной географии.
Учитывая возрастныеособенности младших школьников, преподавание географии в начальной школеопирается на краеведческий принцип обучения (от известного к неизвестному, отчастного к общему).
Зеленыйдом". Система учебных курсов с экологической направленностью. (ПлешаковА.А.) Ориентированана массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-3 классах(2 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 61% классовчетырехлетней школы. Соответствует московским образовательным стандартам.Направлена на воспитание гуманной, творческой, социально активной личности,бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Обеспечиваетвсестороннее естественнонаучное и экологическое образование младших школьников,широкую интеграцию разнообразных сведений о природе и обществе. Базовуюпрограмму — «Мир вокруг нас. 1 кл.» и «Природоведение. 3 — 4кл.» — дополняют факультативные курсы «Экология для младшихшкольников. 2 — 3 кл.» и «Планета загадок.», позволяющие расширитьпредставления детей о природе Земли. В учебном процессе предполагается широкоеиспользование активных методов и форм обучения.
Учебники иучебные пособия:
· Мир вокруг нас. 1кл. (1-3). Плешаков А.А. — Просвещение, 1997.
· Природоведение. 2кл. (1-3), 3 кл. (1-4). Плешаков А.А. — Просвещение, 1996.
· Природоведение. 3кл. (1-3), 4 кл. (1-4). Плешаков А.А. — Просвещение, 1997.
· 100 заданий поприродоведению. Тетрадь для учащихся. 2 кл. (1-3), 3 кл. (1-4). Плешаков А.А. — Вита-Пресс, 1997.
· 100 и еще 14заданий по природоведению. Тетрадь для учащихся. 3 кл. (1-3), 4 кл. (1-4) — Плешаков А.А. — Вита-Пресс, 1997.
· Что меняокружает. Альбом-задачник к учебнику «Мир вокруг нас». 1 кл. (1-3).Плешаков А.А., Сонин Н.И. — Дрофа, 1997.
· Твои открытия.Альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 2 кл. (1-3), 3 кл. (1-4)Плешаков А.А., Сонин Н.И. — Дрофа, 1997.
· Твои открытия.Альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 3 кл. (1-3), 4 кл.(1-4). Плешаков А.А., Сонин Н.И. — Дрофа, 1996.
· Мир вокруг нас.Хрестоматия. 1 кл. (1-3), 1-2 кл. (1-4). Плешаков А.А. — АСТ-Пресс, 1997.
· Природа. Книгадля учащихся начальных классов. Плешаков А.А. — Вентана-Граф, 1996.
· Зеленые страницы.Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А… — Просвещение, 1995.
Природоведение.1-3; 1-4. (Клепинина З.А.)
Ориентированана массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-3 классах(2 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 27% классовчетырехлетней школы. Соответствует московским образовательным стандартам. Преследуетцели сообщить младшим школьникам элементарные сведения о живой и неживойприроде и труде людей, сезонных изменениях в них, раскрыть некоторые доступныедетям взаимосвязи в природе, показать влияние изменений в природе на трудчеловека; привить начальные навыки личной и общественной гигиены; воспитатьгуманное и ответственное отношение к живой и неживой природе. Отбор иструктурирование материала осуществляется на основе принципов сезонности,краеведения, родиноведения, его экологической направленности. Особое вниманиеуделяется учебному эксперименту: наблюдениям, опытам, экскурсиям и т.д.
1.3 Экскурсиякак основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать впроцессе проведения экскурсии
Наблюдениекак метод познания окружающей действительности играет ведущую роль вформировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основекоторых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений запредметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различныхспособностей школьников, на их развитие и становление как личности. Отправильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависитэффективность дальнейшего обучения.
В процессеправильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности– умение наблюдать, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное,часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира. Развитиенаблюдательности в начальной школе происходит не только в рамкахприродоведения. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и науроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в еёформировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагаетразвитию наблюдательности – экскурсии в природу, и опыт по определению свойствтех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.
Но напрактике видим, что учителя не уделяют должного внимания по формированию умениянаблюдать у детей. У них порой нет условий для наблюдений в природе, сзагруженностью программы, а подчас и желания на проведение постоянныхнаблюдений.
Это указываетна то, что необходимо целенаправленно побуждать детей на уроках природоведения входе экскурсий к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмамнаблюдения в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнеезапечатлеть их образ.
Рассмотрим основные приёмы формирования умения наблюдать.
1. Так,программой начального природоведения предусматривается знакомство учащихся сизменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления сэтим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назватьзнакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:
— Рассмотрителистья этого дерева.
— Какого оницвета? (Ребёнок должен тщательно рассмотреть окраску листьев).
Для этогонадо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка ирассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму,окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Учительможет попросить ребёнка рассказать о месте по памяти. Затем учитель предлагаетвспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Чтобыпредставления о летней окраске были более полными и отчётливыми, можно показатьгербарий или предложить найти на наблюдаемом дереве или кустарнике листья,которые сохранили ещё летнюю окраску. Итак, у детей сформированы представленияо летней и осенней окраске листьев. Теперь следует предложить сравнить летние иосенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраскелистьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным,детальным.
2. Хорошийприём развития наблюдательности – это приём фиксации наблюдений. Это могут бытьзарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнятьрисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобырисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательнонаблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводитьповторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, чтодети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразноотказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку иблагоприятно сказывается на формирование навыка письма.
3. Не менееинтересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, — это приём имитацииучениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагаетпослушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить.Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звуксильно ветра, как падает листок с дерева и т.п. Попытка таких имитацийзаставляет ребёнка внимательно всматриваться, вслушиваться в явление,улавливать малейшие тонкости, т.е. ведут ребёнка к знаниям.
4. Интереснымприёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсияхстихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов,использование пословиц и поговорок.
Послепрочтения идёт беседа:
— Чтоподметил автор в своём отрывке?
— Можно лиэто явление увидеть в природе?
— Видели ливы это?
— Какиеобразные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему?
— С чем сравниваетавтор это явление природы?
Вот,например, как можно провести урок по теме “Здравствуй, весна!”
Цели: установление причинно-следственныхсвязей в природе по сезонам года.
Гонимывешними лучами,
С окрестныхгор уже снега
Сбежалимутными ручьями На потоплённые луга.
Улыбкой яснуюприрода
Сквозь сонвстречают утро года,
Синея блещутнебеса.
Ещёпрозрачные леса
Как будтопухом зеленеют… (А. С. Пушкин)
— Какое времягода описано в этом стихотворении?
— Каждоевремя года имеет свои признаки. Какие признаки есть у весны?
Чтениестихотворения С.Дрожжина “Зима сменяется весною”. Дети отмечают признаки,описанные в стихотворении.
Зимние дниминовали,
Ночи короткиестали,
Солнышко снеба ясней
Луч золотойразливает.
Влажнымтеплом подувается
Ветер сраздольных полей.
Быстро одназа другой
Тучки несутсятолпою,
Лёгкою дымкойскользят.
Галки, вороныстадами
Сядут накрыши рядами,
Каркнут идальше летят.
Верба надтыном склонилась
Вся расцвела,распушилась,
Так и блеститжемчугом.
Кой-гдеобтаяли кочки
И закраснелипочки
С дремлющемсладко листом…
Детиперечисляют все признаки весны, описанные в стихотворении, затем выделяюттолько те изменения, которые произошли в неживой природе.
— Итак, ночистали короче, а дни? Дни стали длиннее. Почему?
— Первыймесяц весны называют месяцем света или весной света. В этот месяц наблюдаюточень интересное явление на небе “небесный ледоход”. Происходит смена низкихсерых слоистых облаков на красивые белые кучевые. Изменился снег, появилисьпервые проталины. Начался ледоход на реках.
Лёд идёт, лёдидёт!
Вереницейдлинной.
Третьи суткинапролёт
Проплываютльдины.
Синий лёд,зелёный лёд,
Серый,желтоватый,
К вернойгибели идёт –
Нет емувозврата. (С. Маршак).
Беседа о том,как опасно выходить на лёд весной. Чтение рассказа Б. Житкова “На льдине”.
— Тает снег,лёд, бегут ручьи и наступает новый период весны – весна воды (апрель).
Беседа ополоводье. Чтение отрывка из стихотворения Н.Некрасова “дедушка Мазай и зайцы”
— Отвесеннего тепла оттаивает почва. В почве накапливается много влаги.Говорят:”Много снега – много хлеба”, “Вода на лугу — сено в стогу”. Как вы этопонимаете?
— Температуравоздуха уже выше 0, просыпаются растения. Начинается весна зелени (май).
На доскенесколько иллюстраций, характеризующих периоды весны. Детям нужно подобратькаждому периоду свою иллюстрацию и описать характерные черты этого периода.Можно повторить признаки весны, загадывая загадки.
Ну-ка, кто извас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, апечёт. (солнце)
— Почему язагадала загадку о солнце первой?
— Какизменилась высота солнца над горизонтом?
Без рук, безног По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает, К земле траву приклоняет.(ветер)
— Какой ветервесной?
— Почемутёплый, ласковый?
Нет ног, аидут. Глаз нет, а плачут. (тучи).
Летят орлицыпо синему небу,
Крыльяраспластала, солнышко застлала. (облака)
— Какиеоблака весной, а какие зимой?
— Что из тучзимой, а что весной?
Летом бежит,зимой спит, Весна настала опять побежала. (река)
Крупно,дробно зачастил И всю землю напоил. (дождь)
Не спешаогонь тут ходит,
Землю-матушкуобходит,
Светит веселов оконце
Ну, конечно,это…(солнце)
Яростно рекаревёт и разламывает лёд.
В домик свойскворец вернулся,
И в лесумедведь проснулся.
В небежаворонка трель
Кто же к нампришёл? (апрель)
В небе тучирастревожит,
Дождьпрогонит проливной.
Лодкепарусной поможет,
Засвистит втрубе печной…
Побывал вездена свете
Озорной,весёлый…(ветер)
Важноотметить, что поэты и писатели, описывающие родную природу, былипутешественниками, наблюдателями. Многие любили бродить по лесам и наблюдать зажизнью лесных жителей в разный период времени, подмечать интересное и необычноев их жизни.
— А вы насегодняшней экскурсии заметили что-нибудь интересное, что не видели другие?Что? Расскажите.
Детистараются рассказать такое, чтобы все удивились и захотели бы тоже рассмотреть.Это заставляет детей на экскурсиях не только наблюдать, но рассматривать иобъяснять.
5. Развитиюречи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использованиена экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Этоактивизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям оченьнравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явленияприроды, предсказывать погоду следующих дней. Сколько радости бывает, если ихпредсказания сбываются!
Чтобы развитьу детей наблюдательность и пробудить интерес к природе родного края, рекомендуюсоставлять для каждого времени года памятки-инструкции. Эти памяткивывешиваются в классе рядом с календарём природы. Вот примеры таких памяток.
Что наблюдатьи делать осенью.
1. Изменения природыв окрестностях школы в травяном покрове.
2. Подготовкарастений к зиме: кустарники и деревья осенью.
3. Окраска листьев.Листопад.
4. Вечнозелёныерастения.
5. Сельскохозяйственныерастения.
6. Сезонные работы всаду и в огороде.
7. Плоды и семенадекоративных растений. Их сбор и хранение.
8. Различные способыраспространены семян дикорастущих растений.
9. Сборлекарственных растений и их заготовка.
10. Подготовкаживотных к зиме.
11. Жизнь в водоёме идр.
Что наблюдатьи делать зимой.
1. Определениесредней толщиной снежного покрова.
2. Значение ростаснежного покрова.
3. Жизнь растенийпод снегом.
4. Снегозадержание.
5. Влияние полезащитныхполос для снегозадержания.
6. Жизнь животных.Чьи следы на снегу?
7. Организацияподкормки птиц.
8. Проверкапригодности семян к посеву.
9. Водоёмы зимой идр.
Что наблюдатьи делать весной.
1. Таяние снега.
2. Протравливаниесемян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.
3. Наблюдение заразвитием кустарников и деревьев.
4. Сокодвижение.
5. Распусканиелистьев. Начало цветения.
6. Наблюдение заразвитием травянистых растений.
7. Подготовка почвык севу.
8. Посев и посадкаполевых и огородных растений.
9. Наблюдение занасекомыми, птицами и другими животными.
10. Пробуждение жизнив водоёме и др.
Что наблюдатьи делать летом.
1. Летний травянойпокров.
2. Строение цветка.
3. Сорные растения вполях и огородах (описание и гербарий)
4. Борьба ссорняками.
5. Развитиекустарников и деревьев в летних условиях.
6. Летние работы вогороде, саду, колхозе.
7. Уход закультурными растениями.
8. Пропалывание.
9. Цветение исозревание зерновых культур.
10. Сенокошение.
11. Летняя жизньживотных.
12. Растительность иживотный мир водоёмов.
Основнойзадачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю, должно бытьобучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения этого знания на объектыили явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно.
1.4 Содержаниеэкскурсий, структура
Структура экскурсии:
Ø вводная беседа
Ø коллективное наблюдение
Ø индивидуальное самостоятельноенаблюдение детей
Ø сбор материала
Ø игры детей с собранным материалом
Ø заключительная часть, во времякоторой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимостибережного отношения к природе.
Подготовка учителя:
Заключаются, преждевсего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает учительэкскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя местоэкскурсии, учитель выбирает наилучший путь к нему — не утомительный, неотвлекающий учащихся от намеченной цели. При определении расстояния до местаэкскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительностьпути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать 40-50 мин. Приэтом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо местоэкскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на местебудущей экскурсии, учитель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечаетсодержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном кругеявлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии,устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыхадетей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможностьне только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения.Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи,загадки, пословицы, игровые приёмы.
Подготовка учащихся:
Начинается с сообщения целиэкскурсии. Ученики должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужнособрать.
Ученики должны знать, чтоэкскурсия — это занятие, которое проводится не в помещении, а в природе и насельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо бытьдисциплинированным и внимательным. Педагог напоминает детям правила поведенияна улице.
При подготовке кэкскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одетыудобно, в соответствии с погодой и сезоном.
К экскурсии учителюследует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещениясобранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей.Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Ниже приводится примерныйперечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:
Оборудование для сборарастений:
Лопатки или совочки для выкапываниярастений — 3.
Нож складной для срезанияветок с дерева или кустарника — 1.
Папки для растений — 2.
Корзиночки для шишек,листьев — 2.
Сачки водяные длявылавливания растений из водоемов — 2.
Ведерки полиэтиленовые(или корзинки) для переноски растений — 2—3.
Оборудование для сбораживотных:
Сачки воздушные для ловлинасекомых в воздухе — 1—2.
Сачки водяные длявылавливания животных из водоема — 1—2.
Коробки с отверстиями дляпереноски животных — 4—5.
Посуда для переноскиводных животных — 2—3.
Всё оборудование должнонаходиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательнопродумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какоеоборудование в связи с этим взять с собой.
Заключительный этапэкскурсии:
Знания, полученные наэкскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в наблюдениях в уголкеприроды за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсиисобранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить ввазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), зарастениями и животными организовать наблюдения.
Через 2—3 дня послеэкскурсии учитель проводит занятия с использованием раздаточного материала,рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читаетхудожественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и чтовидели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу послеэкскурсии, учитель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти учащихсявосстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательноми воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей междуявлениями.
Методика организации ипроведения экскурсий
Природоведческаяэкскурсия:
Природоведческаяэкскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальныесамостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть,где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы.Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются взависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель вкраткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем детиприступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии— коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учительпомогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.Это достигается различными приемами. Учитель дополняет наблюдения своим рассказоми пояснением.
Основное внимание внаблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихсярассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливатьсвязь между явлениями природы.
Показывая тот или инойпредмет, педагог должен позаботиться о том,
Полезно в процессенаблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы,стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным,ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могутвидоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончанииосновной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность виндивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать егоколичество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенныхрастениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережногоотношения к природе.
Когда дети работают самостоятельно,учитель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, каквыкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнятьза учащихся. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам,часть его используют для упражнений.
Глава2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников умениянаблюдать в процессе проведения экскурсии
2.1Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младшихшкольников в процессе проведения экскурсии
Вопытно-экспериментальной работе участвовали 10 детей 7-8 лет, учащиеся 1 классасредней общеобразовательной школы № 1 г. Сокола.
Сцелью выявления уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности удетей младшего школьного возраста в процессе проведения экскурсии нами былапроведена диагностическая методика выявления уровня развития наблюдательностиБуровой Л.И. [2; 70].
Наблюдательностьхарактеризуется у человека целенаправленным восприятием окружающего мира с выделениемне только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств ипризнаков явлений природы и общества.
Уровень сформированностиумения наблюдать определяется по следующим показателям:
• Умениецеленаправленно подчинять своё восприятие природы соответственно поставленнойзадаче;
• Полнотанаблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и состояний объекта илиявления);
• Сбор информации всемиорганами чувств и фиксация результатов
• Планомерность(определённаяпоследовательности рассмотрения объекта или явления);
• Тонкость (умение подмечатьмалозаметные компоненты объекта);
• Интерпретация (осмыслениевоспринятого в свете прежнего субъектного опыта);
• Саморегуляция (отношениек наблюдаемому и оценка своей деятельности).
Применялисьследующие методики:
Цель:
выявитьособенности наблюдения и наблюдательности детей младшего
школьноговозраста.
1.Описание реального объекта (Приложение 1):
Методикавыполнения задания:
Впроцессе наблюдения за объектами живой природы в ходе экскурсии младшимшкольникам можно предлагать ответить на следующие вопросы:
1. Что такое?
2. Где ты встретил… в природе?
3. С кем связан в природе?
4. Что ты почувствовал при встрече сним?
5. Нуждается ли в помощи человека?
2. Нахождение недостающих деталейна двух рисунках (Приложение 2)
Методикавыполнения задания:
Детямбыло предложено внимательно рассмотреть два сходных рисунка и назватьотсутствующие детали объекта живой природы на одном из рисунков.
3. Определениеживотных но контурам (Приложение3)
Методикавыполнения задания:
Детямбыло предложено назвать насекомых по контурному рисунку (1. бабочка, 2.стрекоза, 3. паук, 4. муха, 5. жук, 6. комар).
Наосновании данных показателей и анализа полученных результатов выделеныследующие уровни сформированности умения наблюдать:
1 уровень(очень низкий) — учащиеся не могут следовать задаче наблюдения, легко меняютустановку наблюдения, отвлекаются на яркие признаки, восприятие слабодифференцированное и бедное, выделяют только несколько броских признаков, чащевоспринятых зрением; интерпретация выражена слабо, не могут увязать наблюдаемоес субъектным опытом без помощи учителя; отношение к наблюдаемомучаще нейтральное или положительное, но интереса к собственное деятельности непроявляет.
2 уровень(низкий) — учащиеся выделяют основные черты объекта, но часто несущественные,не могут самостоятельно вести наблюдение, но помощь учителя воспринимаютохотно, характеризуют объект наблюдения при постановке дополнительных вопросов.
3 уровень(средний) — для учащихся характерно целенаправленное восприятие, наблюденияведутся многими органами чувств, учащиеся подмечают малозаметные компонентынаблюдаемого объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектногоопыта, интерес не пропадает в течение всего наблюдения.
4 уровень(высокий) — учащиеся самостоятельно ведут целенаправленноевосприятие, дают полную характеристику наблюдаемого объекта, наряду ссущественными показателями подмечают малозаметные компоненты, наблюдаетсяинтерес в продолжение наблюдения.
Результатысформированности умения наблюдать учащихся первого класса представлены вдиаграмме:
/>
Издиаграммы видно, что детей с первым (низким) уровнем развития наблюдательности- 62 %, со вторым уровнем — 29 %, с третьим — 6 %, с четвёртым — 3 %.
Такимобразом, в результате диагностики получены данные о том, что преобладающийуровень умения наблюдать у детей первого класса начальной школы (62 %). Этоможет быть связано с началом формирования природоведческих знаний у детей, таккак диагностика проводилась в начале первого года обучения в школе. Можнопредположить, что уровень умения наблюдать у учащихся будет возрастать откласса к классу. Однако для этого необходимо вести целенаправленную систематическуюработу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природуродного края на уроках естествознания в начальной школе.
2.2Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитиюумения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии
Однимиз условий развития творческой познавательной деятельности учащихся являетсяизучение природы в реальных условиях её существования. Оно реализуется черезорганизацию целенаправленного восприятия природы в процессе наблюдений объектови явлений природы родного края. Целенаправленное восприятие наблюдение реальной действительности — тесно связано сактивной деятельностью мышления, памяти, воображения речи. Как и любойпознавательный процесс, наблюдение включает в себя деятельность ребёнка вмотивационной, интеллектуальной и эмоциональной областях. Для развития умениянаблюдать природу родного края можно предложить детям следующую серию заданий.
1ЭТАП:
Наначальном этапе развития умения наблюдать у детей формируются представления оботдельных фактах окружающей действительности, которые формируются на основенепосредственных наблюдений природы, при работе с различными моделями, описаниии воображении. Для формирования творческой деятельности в процессе создания представленийв сознании детей, даётся установка сформировать образ, «портрет» изучаемогоявления или объекта природы. Затем, в зависимости от источника знаний (реальнаядействительность, учебные пособия, имеющиеся в сознании чувственные образы и т.д.), учащиеся выполняют различные задания: на формирование представлений ободиночных объектах или явлениях природы, на формирование целостной картиныотдельного участка, большой территории, своей области, России, планеты. Впроцессе выполнения данных заданий у учащихся развиваются умения формироватьполные, правильные представления о реальной действительности, а затем«работать» с ними в процессе воображения. На уровне представлений включаютсязадания, содержащие следующие приёмы по развитию у учащихся умения наблюдать:
*активизация ощущений или их создание;
* зарисовкапо памяти;
* узнавание и различение объектов природы по тактильнымощущениям, по запаху, цвету, по форме;
* составление описания объекта или явления природы;
* составление рассказов по плану, карте;
*составление картин — предупреждений экологических ситуаций и т.д. В процессевыполнения заданий в сознании младших школьников
создаютсяиндивидуальные чувственные образы, формируются умения пространственногоизображения.
2ЭТАП:
Первоначальныенаучные понятия и взаимосвязи впервые вводят ребенка в закономерности природына основе его субъектного опыта. При разработке творческих заданий для учащихсяучитываются особенности усвоения понятий младшими школьниками. Для развитиятворческой деятельности на понятийном уровне природоведческих знанийиспользуются задания, направленные на:
*применение усвоенных понятий в новой ситуации;
* нахождение примеров отражения реальной действительности всущественных признаках понятий;
* самостоятельное выделение существенных признаков понятий наоснове субъектных сведений и представлений об оригинале;
* самостоятельное установление иерархий понятий;
* установление логической последовательности в раскрытиисодержания понятий;
* самостоятельное построение системы понятий об объектах иявлениях реальной действительности.
Высшийуровень изучаемых природоведческих знаний в начальной школе знание некоторыхзакономерностей окружающего мира, то есть знание устойчивых существенных связеймежду явлениями, характеризующих их развитие.
Взависимости от вида деятельности творческие задания по изучению природы делятсяна:
*задания на словесное творчество;
* заданияна изобразительное творчество;
* задания на инсценирование идраматизацию;
* заданияна моделирование и конструирование.
В экспериментальномобучении наиболее распространёнными заданиями на словесное творчествоявляются:
— написаниесочинений
Сочиненияв процессе изучения природы пишутся на основе личных наблюдений природыучащимися. Вначале ученики проводят наблюдение за каким-либо объектом илиявлением природы, а затем пишут различные виды сочинений: сочинения-описанияотдельных объектов природы по их признакам, сочинения-объяснения природногоявления на основе собственных рассуждений, сочинения – загадки и др. Такиесочинения пробуждают у детей эмоции, учат оценивать и систематизироватьувиденное. Они способствуют развитию наблюдательности, умению устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы. Сочиненияна основе творческого воображения включают в себя сочинения по слову, заданномуначалу: «Однажды на плане исчезла вся почва»; «Птицы рассердились на своегохозяина и навсегда покинули сад». С цельюконтроля за усвоением знаний о природе используются сочинения на заданную тему:«Луг утром, днём, вечером, ночью» (2 класс); «Чтобы ты рассказал инопланетянамо планете Земля?» (3,4 класс).
— написаниерассказов
Приизучении природы эффективно используются творческие рассказы экологическогосодержания. Например, экологические рассказы, приуроченные к определённомусезону года, в которые ученик сознательно включает несколько ошибок. Задачаучащихся — найти эти ошибки и объяснить, почему-то или иное явление не можетпроисходить в это время.
— написаниесказок;
Созданиесказок в экспериментальном обучении направлено на:
• решениеучебно-воспитательных задач изучения природы через использование средствэмоциональной выразительности;
• представлениеучебного материала о природе в сказочной форме: «Водоёмы нашего края» (3, 4класс), «Водица — всему царица» (3 класс) и др.
• реализацию междисциплинарногосистемного подхода в изучении природы.
Среди заданийна изобразительное творчество можно использовать:
— иллюстрирование пословиц, отрывков рассказов, сказок,отражающих природные объекты и явления изучаемого понятия;
— создание плакатов, показывающих, какой должна быть природа;
— создание коллективных рисованных фильмов о природе;
— коллективное рисование естественнонаучной картины мира («Моя родина», «Лес втечение суток» и т. д).
Дляразвития познавательной творческой деятельности используются задания наинсценирование и драматизацию. Ребёнок в процессе действия лично переживаетсостояние героя, более близко чувствует его. Младшие школьники воспринимаютинсценирование и драматизацию как игру, она более близка им, пак как содержит всебе элементы различных видов творчества.
Заданияна моделирование и конструирование используются как способ развития продуктивного творческогомышления:
— создание модели объекта или явления природы по образцу;
— формированиесобственной модели реальной действительности;
— создание групповых проектов по сохранению и приумножению природныхбогатств;
— разработка модели изучения конкретного понятия о природе;
- конструированиемодели естественнонаучной картины мира. Таким образом, данная система заданий оприроде показывает, что
творческаядеятельность младших школьников является одним из средств и источниковформирования естественнонаучной картины мира, эффективно способствует развитиюличности ребёнка. В процессе творческой деятельности при изучении природы входе экскурсий у младших школьников особенно эффективно развиваются такиепсихические качества как наблюдательность и воображение. Конкретность мышления младших школьников определяет важность формированияумения наблюдать в усвоении основных экологических представлений. В связи сэтим большое внимание в работе уделяется методическим разработкам экскурсий –уроков и внеурочных экскурсий. Это лишь небольшая часть тех методических рекомендаций,применяемых в повседневной работе с младшими школьниками.
Заключение
Наблюдательностьхарактеризуется у человека целенаправленным восприятием окружающего мира свыделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенныхсвойств и признаков явлений природы и общества.
Наблюдения- важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, накоторой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важнымсредством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждомчеловеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать.
На практикевидим, что учителя не уделяют должного внимания по формированию умениянаблюдать у младших школьников. У них порой нет условий для наблюдений вприроде, с загруженностью программы, а подчас и желания на проведение постоянныхнаблюдений в ходе экскурсий. Это указывает на то, что необходимоцеленаправленно побуждать детей на уроках природоведения в ходе экскурсий кмыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения в природе,чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть их образ.
В ходеэкспериментальной работы нами получены данные о том, что преобладающий уровень сформированностиумения наблюдать у детей первого класса начальной школы. Это может быть связанос началом формирования природоведческих знаний у детей, так как экспериментпроводился в начале первого года обучения в школе. Можно предположить, чтоуровень умения наблюдать у учащихся будет возрастать от класса к классу. Однако для этого необходимо вести целенаправленную систематическуюработу по развитию умения наблюдать природу, ив первую очередь, природу родного края на уроках естествознания в начальнойшколе в ходе проведения экскурсий.
Список использованнойлитературы
1. Алексеев С.В.,Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младшихшкольников. //Начальная школа, 1999, №1.
2. Бурова Л.И. Формирование у младшихшкольников первоначальной системы знаний о природе. – М., 1996
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Стокроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 1998.
4. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическоеобразование школьников во внеурочной работе. М., 1984.
5. Исаева Н.Н. Научить понимать илюбить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
6. Квасцова Л.С., Фролова Н. А. Онекоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе,1998, №3.
7. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф.Природоведение. М.: Просвещение, 1996.
8. Климцова Т.А. Экология в начальнойшколе.//Начальная школа, 2000, №6.
9. Колесникова Г.И. Экологическиеэкскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6.
10. Кузнецов В.Н.Программы: Экология. М.: Просвещение, 1998.
11. Левитман М.Х. Экология — предмет:интересно или нет? СПб.: СОЮЗ, 1998.
12.Мойснер Г.П.Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 1998, №3.
13. Павленко Е.С. Экологическоеобразование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.
14. Пакулова В.М., Кузнецова В. И.Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990.
15. Пахомов А.П. Методическиерекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическимизнаниями. //Начальная школа, 1998, №6.
16. Плешаков А.А. Природоведение втретьем классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 1993.
17. Плешаков А.А. Природоведение:учебник для 2-го(3) класса. М.: Просвещение, 1998.
18. Плешаков А.А. Природоведение:Учебник для 3-го(4) класса. М.: Просвещение, 1998.
19. Плешаков А.А. Сто заданий поприродоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса. М.: Вита -Пресс, 1999.
20. Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданийпо природоведению: Рабочая тетрадь для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999.
21. Плешаков А.А. Экология для младшихшкольников. М.: Просвещение, 1995.
22. Программно-методические материалы.Природоведение. //Начальная школа. М.: Дрофа, 1999.
23. Симонова Л.П. О перспективахразвития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 1998,№6.
24. СорокоумоваЕ.А. Работа с учебным текстом экологического содержания. //Начальная школа,1998, №6.
25. Суравегина И.Т. Школьная экология:задачи и функции. //Биология в школе, 1999, №3.
26. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Какучить экологии. М.: Просвещение, 1995.
Приложения
Приложение 1
Описаниереального объекта
/>
/>
Приложение 2
Нахождениенедостающих деталей на двух рисунках
/>
/>
Приложение 3
Определение животных но контурам/> /> /> /> /> /> />
/> /> />
/> />
/> />