Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических

--PAGE_BREAK--
1.2 Этическая беседа как средство формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования

Чтобы выявить особенности воспитания толерантности с помощью этической беседы необходимо дать определение главным понятиям: беседы, этика, этическая беседа.

Разные авторы определяют эти понятия по-разному. так, например в педагогическом словаре П.И. Коджаспирова этика  (греч. etikov, от др.-греч. etoς — этос, «нрав, обычай») —определяется как исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности.

В толковом словаре С.И.Ожегова ,  этика это философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе).

Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах. Этика — наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

В педагогике беседа определяется какпсихологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Анализируя эти два понятия можем сформулировать что такое этическая беседа. Этическая  беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения  знаний,  предполагающий  участие  обеих  сторон  –  воспитателя  и  воспитанников.

В  педагогической  литературе  она  рассматривается  и  как  метод  привлечения  учащихся  для  обсуждения,  анализа  поступков  и  выработки  нравственных  оценок,  и  как  форма  разъяснения  студентам  принципов  нравственности  и  их  осмысления,  и  как  средство  формирования  системы  моральных  представлений  и  понятий,  которые  в свою  очередь  выступают  в  качестве  основы  для  формирования  нравственных  взглядов  и  убеждений.

Этические беседы способствуют приобретению под­растающим поколением нравственных знаний, выработке у студентов этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочно нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь студентам разобраться в сложных вопросах морали, сформиро­вать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому студенту осознать свой лично нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгля­ды. В процессе этических  бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, — как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных  случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной бли­зости к студентам. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бес­тактности.

Этическая беседа проводится двумя путями — индуктивным и дедуктивным. Конечно, лучше всего начинать разго­вор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учи­тель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. Конечно, можно эти­ческую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углублен­ным выводам.

Особенность проведения этических бесед состоит в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог, но главная роль все равно принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

Методика проведения этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и студентов. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий: 1) определение темы, 2) подбор материалов и пособий, 3) составление плана, 4) подготовка учащихся.

Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении студентам этических знаний.
Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала.

Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный студентам материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. Решение этих задач возможно при правильной постановке вопросов, направляющих ход обсуждения литературных источников.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование — обеспечить активность студентов в процессе самой беседы.

При проведении беседы по прочитанному очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства студентов, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести студентов к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей.

Систематические беседы с студентами обеспечивают прочность усвоения знаний о нравственных нормах.

Учителя отмечают, что благодаря проведению этических бесед во всех классах, в детском коллективе более интенсивно формируется общественное мнение, которое осуждает нарушение норм морали, высоко оценивает положительные поступки.

Этические беседы с студентами дают положительные результаты в том случае, если они согласуются со всеми другими воздействиями.
Цель этического просвещения — переведение внешних воздействий во внутренние сознательные побуждения, формирование таких внутренних этических стимулов, как совесть, долг, честь, достоинство. Осуществление этой цели возможно только при развитии активности студента, его самодеятельности, включения его в самостоятельную, коллективную деятельность.



Воспитатель  выслушивает  и  учитывает  мнения,  точки  зрения  своих  собеседников,  строит  свои  отношения  с  ними  на  принципах  равноправия  и  сотрудничества.  Этической  беседа  называется  потому,  что  ее  предметом  чаще  всего  становятся  нравственные,  моральные,  этические  проблемы.  Цель  этической  беседы  –  углубление,  упрочение  нравственных  понятий,  обобщение  и  закрепление  знаний,  формирование  системы  нравственных  взглядов  и  убеждений. Этическая  беседа  –  метод  привлечения  воспитанников  к  выработке  правильных  оценок  и  суждений  по  всем  волнующим  их вопросам.  Обсуждая  ситуации,  конкретные  поступки,  ребята  легче  постигают  их  сущность  и  значение. Особенность  проведения  этических бесед в  в  том,  что  в  них  можно  включать  инсценировки,  чтение  отрывков  из  художественных  произведений,  декламацию,  но  при  этом  нельзя  забывать,  что  в  этической  беседе  должен  преобладать  живой  обмен  мнениями,  диалог.  После  ее  проведения  классному  руководителю  необходимо  провести  работу  по  углублению  выявленных  нравственных  понятий,  норм  поведения,  организуя  практическую  деятельность  студентов. Эффективность  этической  беседы  зависит  от  соблюдения  ряда  важных  условий: Беседа  должна  носить  проблемный   характер.  Воспитатель  должен  стимулировать нестандартные  вопросы,  помогать  учащимся  самим  находить  на  них  ответы.

Нельзя  допускать,  чтобы  этическая  беседа  развивалась  по  заранее  составленному  сценарию  с  заучиванием  готовых  или  подсказанных  взрослыми  ответов.  Нужно  студентов  с  уважением  относиться  к  мнениям  других,  терпеливо  и  аргументировано  вырабатывать  правильную  точку  зрения.

Нельзя  допускать  также,  чтобы  беседа  превращалась  в  лекцию:  воспитатель говорит,  воспитанники  слушают.  Лишь  откровенно  высказанные  мнения  и  сомнения  позволяют  воспитателю  направить  беседу  так,  чтобы  ребята  сами  пришли  к  правильному  пониманию  сущности  обсуждаемого  вопроса.  Успех  зависит  от  того,  насколько  теплым  будет  характер  беседы,  раскроют  ли в  ней  воспитанники  свою  душу.

Материал  для  беседы  должен  быть  близок  эмоциональному  опыту  воспитанников.  Только  при  опоре  на  реальный  опыт  беседы  на  отвлеченные  темы  могут  быть  успешными.

В  ходе  беседы  важно  выявить  и  сопоставить  все  точки  зрения.  Ничье  мнение  не  может  быть  проигнорировано,  это  важно  со  всех  точек  зрения  –  объективности,  справедливости,  культуры  общения.

Правильное  руководство  этической  беседой  заключается  в  том,  чтобы  помочь  воспитанникам  самостоятельно  прийти  к  правильному  выводу.  Для  этого воспитателю  нужно  уметь  смотреть  на  события  или  поступки  глазами  воспитанника,  понимать  его  позицию  и  связанные  с  ней  чувства.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.

1.                 Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.

2.                 Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов.

3.                 Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию.

4.                 Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников.

5.                 В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.

6.                 Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.

Очень важно постоянно проверять эффективность этического просвещения. Одним из его показателей является развитие нравственных представлений и понятий, изменения в поведении детей. Учитель должен систематически следить за тем, какие изменения происходят в сознании и поступках студентов, как они себя ведут без его постоянного контроля, насколько устойчиво их поведение. Изучение детей позволяет обоснованно вносить необходимые коррективы в содержание и методику проведения этических бесед.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации студентам. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.
Выводы по 1 главе.

Процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Расширение межкультурных связей неизбежно приводит к возникновению все новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем.

Существующие реалии общественного развития предопределяют необходимость понимания культурных особенностей народов для достижения взаимного признания. Этому способствует разработка соответствующих образовательных стратегий, которые нашли отражение в документах ООН, Совета Европы и ЮНЕСКО и задают направления педагогической рефлексии.

В связи с этим на первый план выходят проблемы воспитания толерантности и установок на межкультурное общение.

Толерантность — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

В своей работе как средство формирование толерантности, мы выбрали этические беседы

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, — как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных  случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

Нас так много, и мы все такие разные. Сейчас, как никогда, всем нам стало ясно, что мы должны быть вместе. Нетерпимость к человеку иной веры, языка, культуры, традиций уже не раз ставила цивилизацию на край гибели.
2.1. Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования

Определить отношение к людям, проявление сочувствия, сопереживания можно опираясь на некоторые критерии.

Критерии (от греч. kriterior) – мерило для оценки чего-либо, средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения – такое определение понятия «критерии» находим в философском словаре.

В энциклопедическом словаре под критериями понимаются «…признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценка какого-либо явления».

Признак в толковом словаре И.С. Ожегова рассматривается как «…показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь». За основу мы взяли патриотизм.

В большой советской энциклопедии А.М. Прохоров пишет: «Критерии (от греч. средство для суждения), признаки, на основании которых определяется оценка».

Итак, критерии – это средства проверки чего-либо, признак, на основании которого производится оценка.

Исходя из этого можно выделить следующие критерии сформированности толерантности:

·эмоционально-чувственный (выражение сопереживания к родному народу, к людям разных национальностей, уважение к культурному наследию различных стран,);

·когнитивный (наличие представления о людях, живущих на нашей планете, их культурном наследии,  проявление любознательности);

·практический (способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

От уровня сформированности этих показателей зависит уровень сформированности толерантности. Мы выделили несколько уровней сформированности толерантности: высокий,, средний, низкий. Выделение этих уровней дает возможность примерно увидеть уровень сформированности толерантности, что помогает определить направление, в котором следует вести работу по формированию толерантности, а также выявить динамику роста уровня развития  толерантности.

Высокий уровень.

Ученики с высоким уровнем сформированности толерантности очень активны и любознательны. Они хорошо знают историю, культурное наследие, традиции различных народов. С пониманием и уважением относятся к людям других национальностей

Средний.

Ученики имеют представление о культуре, истории традициях различных народов. Относятся к людям других национальностей в зависимости от своего «эмоционального настроя»

Низкий.

Ученики не имеют даже представление культуре, истории традициях различных народов. Они не желают принимать людей другой национальности, а в крайних случаях относятся с пренебрежением

Воспитание толерантных отношений личности рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущностной характеристикой которого, является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания толерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эмпатических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов.

Принципы воспитания толерантности:

Общепедагогические:

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании человеком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и человека является одним из  факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного человека). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа — учета индивидуальных и половозрастных особенностей.

Правила принципа целенаправленности:

·              развитие интереса к проблеме толерантности;

·              развитие мотивации к самосовершенствованию  и формированию у себя толерантности;

·              четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;

·              постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

·              ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят:  формы проявления агрессивности,  степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности человека, демонстрировать  и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого человека, толерантных межличностных отношений (т. о.  происходит заложение толерантных установок). В младшем школьном возрасте: продолжение развития морального мировоззрения, трансформирование толерантности в один из нравственных законов внутри личности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир. развить толерантность как  средство предотвращения противопоставленности социальному миру. В юношеский период — духовность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию с социумом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и потребность в самовыражении и самоутверждении и, в то же время напоминать о границах толерантности.

·              тщательное изучение особенностей личности воспитанника;

·              организация педагогических действий на опережение

·              определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

·              минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание  общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности;

·              включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальную жизнь

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания человека. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи ,  мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в человеке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

·              опираться на положительный опыт взаимодействия человека с миром;

·              учитывать культурный уровень микросреды человека (класс, семья, друзья);

·              отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;

·              использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием  в общении человека с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.


·              подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;

·              демонстрация последствий толерантности и интолератности;

·              поиск способов решения, сотрудничество и диалог;

·              возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия)

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции человека, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение человека, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

·             организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах

Принцип опоры на положительное в человеке

Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в человеке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.

·              выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;

·              создание ситуации успеха.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.