МинистерствоОбразования Российской Федерации
Магнитогорскийгосударственный университет
Технологическийфакультет
Курсоваяработа
по дисциплине
Основытворческо-конструкторской деятельности
На тему
Изготовление шкатулкидля девочки
Магнитогорск2010
Содержание
Раздел 1: Технолого-педагогическиеосновы организации творческо-конструкторской деятельности (ТКД) учащихся
1.1 Возрастные особенности учащихся
1.2 Выбор объекта ТКД
1.3 Формы и методы организации ТКД
Вывод
Раздел 2: Технико-техническое обоснованиевыбора объекта ТКД
2.1 Анализ аналогов
2.2 Клаузуры и выбор оптимальноговарианта
Вывод
Раздел 3: Технический процессизготовления изделия
3.1 Технический рисунок с размерами
3.2 Спецификация объектов
3.3 Технологическая карта
3.4 Экономическое обоснование
Вывод
Заключение
1.Технолого-педагогические основы организации творческо-конструкторскойдеятельности (ТКД) учащихся
1.1 Возрастныеособенности учащихся
Основным видомдеятельности подростка является учение, но содержание и характер учебнойдеятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает ксистематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным,место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляютсяболее высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Дляшкольника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся,порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки впределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости.То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такойроли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы)еще не появились.
Подросток не всегдаосознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узкопрактическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учитьправила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писатьграмотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру — подростокже должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на урокахможно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит инедоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиямучителя.
В то же время подросткисклонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках.Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаютсяна предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостьюи дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации. Особенно яркопроявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него многодругих дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебныхзанятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либозанятием: коллекционированием марок, сбором бабочек или растений,конструированием и т. д.
Изготовление шкатулокпредлагается девочкам 8-го класса на уроках технологии. На эту работувыделяется два школьных урока и на ее завершение — домашняя работа.
Для реализацииизготовлений подобных изделий, в классе необходимо создать психологическикомфортную атмосферу, проявите уважительное отношение к каждому ученику,добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Для этогонеобходимо используйте эффект «синдрома справедливости» когда класс видит, чтоу преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках.Тогда коллектив единомышленников успешно решит сложные задачи. Определив некоторыеориентиры, определив концептуальные факты, следует со всей откровенностьюсказать ещё об одном аспекте. В настоящее время учителю технологиипредоставлена немалая свобода для реализации авторских программ на уроках.Сегодня программа, оставаясь для учителя ориентиром, оставляет ему достаточнопростора для того, чтобы строить самостоятельную работу по собственномуусмотрению. Он может сам выбирать подход изучения разделов, корректироватьвремя на их прохождение, включать материал, связанный с местными особенностямии традициями. Всё это реально позволяет освободить систему обоснования своейметодики преподавания от догматизма и устаревших подходов, которые основательнообременили педагогику трудового обучения, воспитания. Но в этих условияхвозникает много неясностей с организацией содержанием производительного трудаучащихся. Нужен ли он вообще, а если нужен, то, в каких формах. Делая попыткииспользовать время, отводимое в учебных планах на общественно полезныйпроизводительный труд учащихся (включая производственную практику) для другихцелей. Конечно, успешно организовать детский труд не так просто. Для этого нужныспециальные условия. Если нет реальных возможностей для организацииполноценного производительного труда, то следует вообще отказаться от него, ане превращать дело в фарс. Главное условие, которое необходимо при этомсоблюдать, — чтобы труд был продуктивным, чтобы школьники видели и понимали,что их деятельность приносит реальную пользу. Сюда входит и отбор основных форморганизации работы учащихся, и особые требования к выполнению безопасныхприёмов труда, и научная организация рабочего места, и соблюдениетехнологической дисциплины.
Таким образом,профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем егометодической подготовки. Наиболее эффективные средства для решенияучебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) витоге длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоениядостижений педагогической науки.
1.2 Выбор объекта ТКД
Шкатулка. Предмет,который с одной стороны не является предметом первой необходимости, а с другой,настолько плотно вписывается в интерьер и быт нашего дома, что уже перестаешьпонимать – а где, как не в шкатулке, можно хранить свои драгоценности? Часы?Нитки? Иголки? И многие тысячи всевозможных мелочей так необходимых в доме. Предметомпроектирования мною была выбрана шкатулка для девочки. На уроке девочкампредлагается выполнить шкатулку по технологии папье-маше цилиндрической формы сдекоративной бабочкой на крышке. Бабочка выполняется из гибкой проволоки. Такойурок помогает развить у девочек творческие способности и аккуратность. Удевочек в школьном возрасте уже есть своя бижутерия и различные заколки.Поэтому я считаю, что шкатулка займет почетное место в комнате каждой ученицы,или же послужит отличным подарком для близкого человека. В любом случаешкатулка в наши дни стала и необходимостью и модным аксессуаром и отличнымподарком. Папье-маше по-французски значит «рваная бумага». Всяпремудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формыкусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, нотребует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такиезамечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Работатьс папье-маше удобнее всего на большом столе. Обязательно застелите столгазетами или старой клеенкой. Во время работы ваши руки будут пачкаться в клее,поэтому их надо чаще протирать большой сухой тряпочкой. Очень хорошо для такихцелей подходит обойный клей. Разводить его надо, следуя указаниям на коробке.Если же у вас не нашлось обойного клея, можно заменить его клейстером. Сваритьего легко. Разведите крахмал в чуть теплой воде и размешайте его до густотысметаны. Продолжая помешивать, понемногу осторожно доливайте кипяток до техпор, пока не получится прозрачная, очень густая жидкость, похожая на кисель.Дайте клейстеру остыть. Клейстер нельзя долго хранить. Лучше всего варитькаждый раз свежий клейстер. Если вы рассчитываете, что форма, которую выоклеиваете, останется внутри изделия, смажьте ее клеем. Если же форму придетсяпотом извлекать надо смазать ее вазелином и клеить первый слой бумаги на него.Разрывая газету руками (ни в коем случае не режьте ножницами!) на маленькиекусочки, оклейте ими всю поверхность формы. Смажьте первый слой бумаги клеем инаклейте второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, возьмите для второгослоя бумагу другого цвета. Таким образом, оклейте форму несколькими слоямибумаги.
Куски бумаги могут быть икрупнее, тогда дело пойдет быстрее. Но в этом случае сначала опустите куски вмиску с клеем, дайте им намокнуть и помните в руках. Только тогда большие кускибумаги плотно покроют поверхность формы, собираясь в складки. Складкихорошенько разгладьте руками. В этом случае форму не надо предварительносмазывать клеем.
1.3 Формы и методыорганизации ТКД
Наше общество, войдя втретье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должноподготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые ещё полностью несформированы, и к решению задач, которые однозначно ещё не сформулированы.
В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсовматематики, физики, химии, биологии и показывающая их использование впромышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направленияхдеятельности человека.
Но сфера воздействияуроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественнонаучноепросвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делаетприоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учениковсоциальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им вбудущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России. Между темтрудовое обучение как учебный предмет является совершенно уникальнымобразованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило,опираются на базовые науки, излагающие их основы, то каждый труд конкретен. Всвязи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем болеенескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьнымипрограммами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения? Поэтомуесли рассматривать трудовое воспитание исходя из интересов школьника, а вглобальном масштабе — из интересов общества, то его главной целью следуетсчитать самореализацию личности, развитие её индивидуальных качеств. Отсюданапрашивается вывод, что в трудовом обучении нельзя быть автократом исдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлятьбольше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать болееширокий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу. Процесс трудовогообучения сложен и многообразен. Методика трудовой подготовки — одно из самыхмолодых направлений в педагогической науке. Хотя подготовка профессиональныхпреподавателей труда ведется в стране уже более тридцати лет, надо признать,что существуют сложности в решении специфических учебных задач, обусловленныенедостаточной проработкой методологических основ.
Методика преподаваниятехнологии как область, педагогических знаний предполагает выделение следующихнаправлений в деятельности школьного учителя.
1. Обоснование задачтрудового обучения. Необходимость раскрытия их воспитательного иобразовательного значения связана с тенденциями развития науки и техники,требованиями современного производства к трудовой подготовке молодежи. Технология,рассматриваемая как сфера производства и как отрасль званий, охватываетматериальный и социальный аспекты человеческой деятельности. Показывать теснуювзаимосвязь между ними значит формировать у подрастающего поколения идеологиюпреобразовательной продуктивной творческой деятельности.
2. Обоснование содержанияучебного материала. Это одна из важнейших проблем решаемых как методическаязадача учителями технологии и предпринимательства. Речь идёт не только овычленении из больших объёмов знаний, накопленных человечеством в различныхобластях деятельности, тех, которые позволят дать школьникам наиболее ясныепредставления о теоретических основах и практике производственных процессов.Методические аспекты систематизации учебного материала, превращения знаний иумений, по крупицам рассматриваемых на уроках технологии, в стройную структуру,владея которой школьник получает достаточную профессиональную подготовку,сложная дидактическая задача. Решить, какой материал имеет наибольшуювоспитательную и образовательную ценность, способен только учитель, овладевшийкритериями его отбора. Выработка таких критериев и входит в задачи методики.
З. Организация процессаобучения. Отдельное направление, где методика играет главенствующую роль. Посуществу это четкое выделение деятельности учителя и деятельности учеников,органически связанных между собой. Принципы и способы построения учебногопроцесса при преподавании технологии, хотя и имеют много общего с преподаваниемдругих школьных предметов, отличаются рядом специфических факторов. Сюда входити отбор основных форм организации работы учащихся, и особые требования квыполнению безопасных приёмов труда, и научная организация рабочего места, исоблюдение технологической дисциплины.
В общем, при изготовлениисветильника учащимся предоставляется иллюстрационно – графический и словесныйметод, при преподавании уроков. Таким образом, ребята учатся читать графическиечертежи и технологические карты изготовления изделия, и подсказками со стороныучителя, на практике, лучше воспринимают и понимают последовательность действийи непосредственный процесс изготовления изделия. Такой метод преподаванияуроков технологии является наиболее эффективными. Школьники постепенноподготавливаются к тому, чтобы любая их созидательная деятельность былаподчинена достижению нескольких конкретных целей:
· целесообразностьпроизводства;
· экономическаяэффективность;
· экологичностьпродукта и его производство.
Таким образом, всодержании проектного метода заложен сознательный и творческий выбор человекомоптимальных способов преобразовательной деятельности из масс альтернативныхподходов.
Сложность подборатворческого проекта связана со многими факторами. Школьники, должны сами решитьи предложить приемлемые для них направления их деятельности. Различные аспектыцеленаправленного воздействия на развитие потенциала школьников давно и успешнорассматриваются психолого-педагогической наукой.
Вывод
Создание изделия являетсятворческим проектом. Проектная деятельность, в той или иной форме, была, есть ибудет одним из наиболее эффективных методов подготовки школьников к творческойпреобразовательной деятельности. В условиях общеобразовательной школы методпроектирования, или, как его еще можно назвать, метод реального действия, имеетнеограниченные масштабы и неограниченное применение.
Проект — это творческая,завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребёнка и избраннаяим самостоятельно и добровольно. Выполняя проекты, дети участвуют в выявлениипотребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах в оценкеимеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, вразработке конструкции и технологии изготовления продукции, в производстве иреализации.
2.Технико-техническое обоснование выбора объекта ТКД
2.1 Анализ аналогов
/>
+ оригинальная идея (формаколокольчика)
+ использование дополнительногоэлемента, банта
- маленький размер
- сложность в изготовлении
/>
+ украшение художественными средствами
+ хорошее цветовое решение
- не эргономично (форма узкая идлинная)
- не современно
/>
+ хорошая классическая форма
+ рисунок своими руками
- рисунок детский (не для молодойдевушки)
- маленький размер
2.3 Клаузуры и выбороптимального варианта
/>/>
1 2
/>
3
Анализ трех вариантов.
1 – Хорошая вместительная форма, ношкатулка очень проста в исполнении.
2 – Шкатулка усложнена дополнительнойдеталью, что позволяет учащимся научиться работать с проволокой.
3 – Усложнена форма шкатулки, чемстала сложна в исполнении.
Окончательный выборрешения, для изготовления шкатулки пал на второй вариант.
Вывод
Выбор формы изделия и егоособенностей является творческим процессом. При выборе творческих проектов необходимоучитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки,возрастные и физиологические возможности.
3. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ
3.1 Техническийрисунок с размерами (чертеж, мм.)
/>
3.2 Спецификацияобъекта
/>
3.3 Технологическаякарта
/>
3.4 Экономическоеобоснование
Расчет в рублях:
— клей ПВА 20
— карандаш 4
— шарик 2
— кисточка 10
— гуашь 60
— проволока 20
Итого: 116
Заключение
ХХ век обострил проблемуинновационности жизни. Большое количество открытий, стремительность развитиязнания и науки требует от человека развитого исследовательского, творческогомышления. Изменяется позиция человека в образовательном пространстве: онстановится субъектом образования. Такая смена тянет за собой смену смысла ицелей образования, высшей ценностью которого становится образованность,осознание собственной индивидуальности через личностный опыт.
Проектный метод обученияобеспечивает реализацию принципа культуросообразности в гуманитарномобразовательном пространстве, так как позволяет интегрировать знания вразличных научных областях, а также помогает построить процесс взаимодействиямежду учеником и учителем на основе сотрудничества и педагогической поддержкиразвития. Для выполнения проекта необходимо решить несколько интересных,полезных и связанных с реальной жизнью задач. Организуя работу над проектами,следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов иподготовки учеников к работе по этим проектам. Современные открытия в областиинформационных и телекоммуникационных технологий послужили толчком для широкоговнедрения проектного обучения в образование. Очевидно, что телекоммуникациипроникли во все сферы современной жизни, и мы, хотим того или нет, должныучитывать и использовать их возможности в своей работе. Творческий проект«Шкатулка для девочки «Бабочка»» позволит ученикам развить творческиеспособности и художественный вкус. Работа с папье-маше знакомит ребят спрактическим применением различных материалов и инструментов, дает многополезных навыков, которые пригодятся каждому.
Литература
1. Алексеев В.Е. Организациятехнического творчества учащихся — М.:
Высшая школа, 1984.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новыйкурс: Учебник для студ. педвузов: В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. центр Владос,1999.Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
3. Фицула М.М. Педагогика: Научноепособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – К.:Издательский центр «Академия», 2002.
4. Интернет сайты:
alexvk.ru/sub/podarok.asp?issue=28
www.detskiysad.ru/ped/ped063.html
community.livejournal.com/master_klass/165191.html
www.showbell.ru/materialy/index.php?st=sn
5. «Дизайн» — Холмянский Л.М.,Щипанов А.С., издательство «Просвещение», 1992.