--PAGE_BREAK--После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец, правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом. Совместная с учителем деятельность по выработке совместного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу.
После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Тренировка, нужная для обработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.
Основным условием успешного формирования умений является система ориентиров и указаний, пользуясь которой школьники выполняют усваиваемое действие. П. Я. Гальперин выделил три типа ориентировочной основы и соответственно три типа учения [1].
Первый тип учения отличается тем, что ученикам дается в готовом виде неполная система ориентиров и указаний по сравнению с той, которую необходимо знать для правильного выполнения действия. Такой тип учения характерен для обычного способа обучения, когда объяснение того или иного действия сводится к его однократной демонстрации, показу образца и к очень неполному словесному описанию по ходу показа. Это приводит к тому, что ученик учится выполнять это действие методом «проб и ошибок». И на тех участках, где у ученика нет нужных ориентиров, он действует вслепую, часто ошибаясь и лишь в результате многочисленных проб осваивая данное действие. Даже сформированное действие остается для ученика не полностью осознанным, перенос этого действия в новые объекты, решение новых задач с помощью этого действия весьма ограничены.
Второй тип учения отличается тем, что ученику в готовом виде дается полная ориентировочная основа действия. Здесь нет «слепых проб», ошибки чаще возникают лишь по невнимательности, становятся случайными и несущественными. Возникает большая экономия времени, сил и материальных средств.
Полную ориентировочную основу действия можно сконструировать, оформить и дать ученикам в готовом виде разными способами. При этом система ориентиров подбирается эмпирически, выясняя, какие указания нужны для правильного выполнения действия слабым учеником.
Однако естественно возникает вопрос: можно ли научить самого ученика самостоятельно составлять ориентировочную основу действия для каждого конкретного готового задания? Оказалось, что можно, и тем самым был разработан еще один тип учения.
Третий тип учения отличается тем, что «ориентировочная основа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается» [1].
В каждой школе необходимо разработать программу формирования общеучебных умений и навыков по технологии в условиях недостаточной материальной базы. На основе разработанной программы составляется общешкольный план формирования, включенных в программу общеучебных умений и навыков, в котором конкретно указывается, в каких классах, в процессе изучения каких учебных предметов должно осуществляться это формирование. А на основе этого плана каждый учитель в годовой и тематические планы изучения предмета включает в качестве органического раздела формирование соответствующих общеучебных умений и навыков, а также своих узкопредметных умений и навыков.
В школе и в каждом классе периодически должна проводиться диагностика овладения учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками, что в частности поможет своевременно принять меры по предупреждению и преодолению неуспеваемости.
Можно сделать выводы, что вся деятельность по обучению умению не должна проходить в отрыве от усвоения урочной системы (т. е. программой). Эти два процесса должны протекать параллельно. Практически это значит, что при усвоении урочной темы необходимо подобрать такие упражнения, задания и т. п., которые одновременно будут обучать умению. При этом упражнения могут быть самые разные, не только по содержанию, но и по сложности и видам деятельности. Их продолжительность для разных умений может в значительной степени варьироваться: от нескольких учебных часов до нескольких лет обучения. Формы проверки могут быть тоже разными: мини-задание для всех участников класса, индивидуальные мини-задания. Но в любом случае должны быть проверены все учащиеся.
Подводя итог, можно обобщить, что учебные умения и навыки можно разделить на: специфические и общеучебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека.
Для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения нужно поставить перед ними цель, сформировать мотив и правильно организовать деятельность.
Под понятием «умение» в нашей работе мы будем понимать способ выполнения действия, освоенный субъектом, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируемый путем упражнений. Умение создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и изменившихся условиях.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы раскрыта психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык». Дана общая характеристика практических умений и навыков, их анализ и составляющие. Показана необходимость формирования практических умений и навыков на уроках технологии. Так же рассмотрен процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии.
Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке в условиях неполной комплектации столярной мастерской оборудованием
2.1 Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе
В анализе учебных программ по технологии обработки древесины для учащихся 5 класса объемом 16 часов рассматриваются следующие:
Вводное занятие (2ч)
Содержание и задачи раздела «Технология обработки древесины». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.
Сведения по материаловедению. Элементы графической грамоты (2ч)
Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.
Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали призматической формы. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения чертежа детали. Понятие об инструкционно-технологической карте.
Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов.
Разметка, строгание и пиление (4ч)
Столярный или комбинированный верстак, его назначение и устройство. Приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.
Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.
Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.
Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении.
Приемы строгания, поперечного и продольного пиления. Правила безопасности труда при выполнении этих операций.
Сверление отверстий. Изготовление изделий из древесины (2ч)
Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.
Изготовление деталей из древесины, имеющих отверстия.
Отделка деталей и их подготовка к сборке (2ч)
Приемы зачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубой насечкой, с применением шлифовальной шкурки. Контроль шероховатости поверхностей сравнением с образцами или эталонами. Правила безопасности труда при выполнении отделочных операций.
Сборка и отделка изделий (4ч)
Сборочный чертеж. Правила чтения сборочных чертежей. Способы соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей.
Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Выжигание орнаментальных композиций обычным прибором для выжигания и при помощи нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей).
Подготовка поверхностей под окраску. Окраска изделия. Правила безопасности труда при работе с лакокрасочными материалами. Профессии специалистов по обработке древесины.
Практические работы, предусмотренные программой для учащихся 5 класса:
Составление технического рисунка или эскиза детали призматической формы с одним-двумя элементами. Чтение чертежей и инструкционно — технологических карт изготавливаемых деталей.
Подготовка к работе: подбор и проверка заготовок, инструментов и приспособлений в соответствии с инструкционно — технологической картой. Организация рабочего места и создание безопасных условий труда.
Изготовление изделий, включающих операции: строгание пласти и кромки; разметку, пиление древесины поперек и вдоль волокон с применением стусла; сверление отверстий с помощью ручной дрели; зачистку обработанных поверхностей напильником с грубой насекой и шлифовальной шкуркой; покрытие лаком или водными красителями. Контроль качества изделий.
Лабораторно – практические работы, предусмотренные программой:
1. Определение пород древесины и ее пороков.
2. Контроль основных параметров качества деталей (формы, размеров, шероховатости каждой элементарной поверхности и взаимного расположения поверхностей на детали) призматической формы и тел вращения.
Практическим умениям и навыкам, получаемым в 5 классе можно отнести следующие:
· организацию рабочего место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;
· выполнение основных операций по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
· контроль качества изготавливаемых изделий;
· владение простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;
· иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов;
· выполнение работы в заданное время;
· проявление элемента творчества на всех этапах;
· соблюдение правила безопасной работы ручными инструментами [8].
2.2 Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской
Занятия по трудовому обучению проводятся в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом и т.п. На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инструменты кладут только те, которые нужны на данном уроке. Пользоваться инструментами – режущими, колющими, ударными, измерительными – нужно осторожно, умело, чтобы не получить травму самому и не поранить товарища.
Правила поведения в учебных мастерских:
1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:
· являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
· иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
· в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место.
2. Строго соблюдать правила безопасности труда.
3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам.
4. После урока убрать рабочее место и сдать их учителю.
Основным оборудованием столярной мастерской является верстак. Обработку древесины выполняют на столярном верстаке. Известно много конструкций столярных верстаков. Несмотря на многообразие столярных верстаков, все они имеют деревянное или металлическое основание (подверстачье) и деревянную крышку с зажимами.
Инструменты на верстаке должны лежать так, чтобы ими было удобно пользоваться.
В зажиме столярного верстака используется винтовой механизм. С его помощью вращением рукоятки ходового винта, которое вызывает перемещение прижимного бруска, можно закреплять или освобождать обрабатываемую деталь.
Высота крышки столярного верстака от пола должна соответствовать росту работающего. Проверить это соответствие можно так. Встаньте у верстака и положите ладони вытянутых рук на крышку. Если при этом вам не приходится наклоняться или сгибать руки, то высота крышки установлено правильно.
На поверхности верстака не должно быть повреждений. Винтовой зажим должен иметь легкий ход.
Верстак – основное рабочее место столяра. Столяры изготовляют мебель, оконные рамы, двери, игрушки, отдельные детали вагонов, судов, автомобильных кузовов. Рабочие этой специальности должны хорошо знать строение, свойства, пороки древесины, умело использовать ее текстуру.
При выполнении большинства работ по ручной обработке дерева необходимо прочно закреплять обрабатываемую заготовку. Для этой цели на слесарном верстаке устанавливают специальное зажимное приспособление – слесарные тиски. В зависимости от характера выполняемой работы используют стуловые, параллельные или ручные тиски.
продолжение
--PAGE_BREAK--Стуловые тиски получили свое название от способа крепления их на деревянном основании в виде стула. В дальнейшем они были приспособлены для фиксации на верстаке. Параллельные неповоротные тиски состоят из основания, с помощью которого крепятся болтами к крышке верстака, неподвижной и подвижной губок.
Ручные слесарные тиски используют при опиливании или сверлении небольших деталей, которые неудобно или опасно держать руками.
Одним из основных элементов организации рабочего места является его планировка, при которой учитываются требования научной организации труда.
Для экономии трудовых движений и мышечных усилий все оборудование на рабочем месте делят на предметы постоянного и временного пользования, за которыми закрепляются определенные места хранения и расположения. Предметы, используемые чаще, располагают в пределах досягаемости левой и правой рук, согнутых в локте. Предметы, которыми пользуются реже, кладут дальше, но в зоне досягаемости свободно вытянутых рук при наклоне корпуса вперед (к верстаку) не более 30%.
По возможности избегают такого размещения оборудования, которое требует поворотов и особенно наклонов корпуса, а также перекладывания предметов из одной руки в другую.
Для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения отражаются в чертеже, эскизе или техническом рисунке.
Чертеж – это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева.
Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу – спецификацию.
На производстве часто применяется эскиз – изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.
Технический рисунок – наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие. Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.
Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок – значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.
Прежде чем изготовить какое-либо изделие, заготовку надо разметить, т.е. указать точками и линиями границу ее обработки. Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком.
Столярный угольник предназначен для проведения линий, расположенных под прямым углом друг к другу, и проверки прямых углов.
Измерительная линейка служит для определения размеров после обработки, других измерений, а также для проведения прямых линий.
Рейсмусом наносят разметочные линии от кромки доски или бруска.
От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Не забывайте о припуске. Припуск – слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании – до 5 мм).
Следует обратить внимание учащихся на следующие правила при разметке прямоугольной детали из фанеры:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца.
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали.
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали.
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали.
6. Соединяют обе полученные точки.
Обращаем внимание учащихся на то, что, если деталь из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких сторон и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые сторону и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями. Правила проведения разметки рассказывают учащимся в последовательности:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию.
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали.
3. Рейсмусом размечают толщину детали.
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника.
Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов. Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Описание технологии изготовления тех или иных изделий может быть изменено исходя из местных условий, опыта работы. Учитель может сам вносить такие изменения, перекрывая (заклеивая) некоторые операции в учебных картах, или предоставлять учащимся возможность самостоятельно разрабатывать технологический процесс, конструировать недостающие детали и т. д. Учебные карты могут быть использованы учителем как раздаточный материал для учащихся при изготовлении конкретного изделия. В зависимости от целей и задач урока, индивидуальных особенностей учащихся, оснащения мастерских возможны следующие варианты использования карт: все учащиеся изготавливают одно и то же изделие (фронтальная работа); учащиеся изготавливают однотипные изделия, отличающиеся конфигурацией и видом отделки (групповая работа); учащиеся изготавливают различные изделия, но схожие по способу изготовления (индивидуальная работа).
I. Комплексные изделия могут изготавливаться группой (звеном) учащихся: каждый делает свою деталь, а потом все вместе собирают изделие.
II. При изготовлении различных деталей желательно, чтобы учащиеся использовали специальные технологические приспособления, позволяющие ускорять выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.
Сегодня без полной комплектации школьных мастерских учитель затрудняется полноценно проводить уроки. Вряд ли новые учебные программы и учебники, как бы основательно они ни были подготовлены, могут быть реализованы учителем в полном объеме без оснащения учебного процесса средствами обучения.
Современная система средств обучения и учебного оборудования составлена в соответствии с требованиями реформы общеобразовательной и профессиональной школы и предусматривает соответствие новому содержанию образования, новым дидактическим требованиям к организации учебно-воспитательного процесса, новейшим достижениям научно-технического прогресса.
В значительной степени зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся.
Одним из вариантов является парная деятельность. Ученики по желанию разбиваются по парам, и учителем каждой паре дается задание по видам практической деятельности, например, строгание древесины. Целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. Учителем выдаются заготовка и инструмент каждой паре. Выбрав верстак, учащиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков и начинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролировать действия другого и делать перерыв. По требованиям гигиенических норм ученик 5-го класса должен выполнять практическое задание, связанное с физической нагрузкой не более 10 минут.
Второй вариант: разделение на 2. Первые 5 учеников выполняют заготовки, а остальные 5 учеников выполняют – строгание заранее приготовленными учителем заготовками. Придя на следующий урок, первые 5 человек приступают к строганию, а вторая половина начинает выполнять заготовки для первых 5-х учащихся на выполнение пиление.
Существуют некоторые особенности разделения учащихся на группы:
· Состав групп постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами, например дружескими отношениями, общими интересами и т.п.
· Работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно – с целью научиться и руководить и подчиняться.
· Группы работают под обязательным контролем учителя. Он помогает разрешить тупиковые ситуации и оценивает индивидуальные результаты.
В результате учащиеся осваивают все процессы обработки древесины.
Третий способ заключается в совмещении двух процессов обработки древесины: пиление и строгание.
Вначале учитель проводит теоретические занятия по данным темам. На следующих занятиях учащиеся приступают к выполнению практической части.
Учащиеся делятся на две группы: 5 человек выполняют пиление, 5 человек – строгание. Затем наоборот. В результате все учащиеся получают одинаковые умения и навыки. Однако в данном способе преподавателю сложнее контролировать работу учащихся, так как выполняются сразу два процесса.
До начала пиления учащиеся выполняют разметку, а затем выпиливают деревянные заготовки в соответствии с разметкой. После пиления ножовкой учащиеся распиливают заготовку в стусле.
При строгании учащиеся выбирают базовую сторону выпиленной ранее заготовки, определяют лучшую и худшую пласти и кромки, и приступают к строганию заготовки. А затем зачищают отструганные заготовки.
2.3 Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе
В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.
Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанной практикой рекомендации по особенностям методики их применения в преподавании технологии. Следует иметь в виду обстоятельство: названые методы достигают оптимального эффекта в гармоническом единстве.
Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего, следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью.
Словесные методы предполагают несколько непременных условий, которые профессионал должен выполнять.
Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, — все это обычные методические условия устного изложения.
В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.
Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.
Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:
Информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
Организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
Стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.
Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют следующую методику:
— показ трудового процесса;
— показ его в замедленном темпе;
— показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости – изолированный показ отдельных сложных движений;
— заключительный показ трудового процесса проводится в рабочем ритме;
— проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.
Практические методы должны варьироваться учителем в применении: в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнение упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить со своими действиями и оценивать их результат.
Практические методы направлены, прежде всего, на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий.
Методы практических занятий охватывают достаточно широкую область действия учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний в решении практических задач. А это побуждает школьников к приобретению новых и углублению имеющихся знаний.
Навыки пиления в 5 классе
Наиболее частая операция, которую приходится выполнять столяру, — пиление древесины. Пиление – это обработка материала резанием, причем в зависимости от вида распила применяют, как вы знаете, различные инструменты.
Пиление – довольно трудоемкая операция, поэтому, чтобы облегчить труд и ускорить процесс разрезания, необходимо пользоваться очень острыми инструментами. При работе передние и боковые режущие кромки зубьев пил затупляются, и их следует периодически затачивать.
Заточка пилы – очень ответственная, требующая большого терпения работа. А научиться затачивать пилу необходимо каждому, кто будет работать с древесиной.
Пила для ручного пиления древесины имеет форму ленты различной ширины и толщины, на одной стороне которой нарезаны зубья – резцы. У каждого зуба две или три режущие кромки – передняя узкая и две боковые.
Пилы выпускаются для продольного, поперечного и смешанного пиления древесины. Зубья инструмента для продольного пиления имеют форму косоугольного треугольника с острым углом 45-60˚; для поперечного – равнобедренного треугольника с углом 60-70˚. Зубья пил для смешанного разрезания материала имеют форму прямоугольного треугольника с углом заточки 50-60˚.
У каждого зуба-резца пилы различают следующие режущие кромки: переднюю и две боковых. Эти кромки образованы передней, задней и боковыми гранями.
Размер зубьев пил зависит от шага и высоты зубьев. Шаг – это расстояние между вершинами зубьев, то есть между передними режущими кромками; высота – это кратчайшее расстояние от вершины до основания зуба. Прямая линия, соединяющая вершины зубьев, называется линией вершин зубьев. Между вершинами и основанием зубьев имеется выемка, называемая пазухой. Линия, ограничивающая дно пазух, называется линией пазух.
Каждый зуб пилы имеет следующие углы: угол резания δ, угол заточки β, передний угол γ, задний угол α.
При пилении образуется пропил, в котором различают дно и боковые поверхности. Напомним, что при продольном распиливании древесины передняя кромка зуба режет волокна материала поперек, а передняя грань давит на срезаемую древесину и вводит ее в пазуху. При этом боковые кромки подчищают боковые поверхности пропила.
продолжение
--PAGE_BREAK--При поперечном распиливании волокна древесины перерезаются боковыми режущими кромками зуба. Передняя же открывает стружку внутри пропила и тоже удаляет ее в пазуху. При выходе полотна инструмента из пропила стружка и опилки высыпаются.
Навыки строгания в 5 классе.
После пиления стенки пропила заготовок имеют ворсистую поверхность, непрямолинейный пропил и другие дефекты, для устранения которых применяют строгание. В основе конструкции всех инструментов для ручного строгания заложена конструкция рубанка. Рубанок очень древний инструмент.
Различают плоское и профильное строгание. Наиболее простыми являются инструменты для плоского строгания.
Подготовка инструментов для строгания к работе состоит из двух последовательных этапов: заточки ножей и наладки, то есть установки ножей в колодку и крепление их клином.
Наладка строгальных инструментов очень ответственная операция. От ее правильности зависит качество строгания и затраты физических усилий. Строганием получают гладкую поверхность деталей, требуемые размеры, придают им нужную форму. Для обработки древесины со снятием стружки широко используют различные строгальные инструменты. Для плоского ручного строгания применяют рубанки (металлические и деревянные), для профильного – специальные инструменты.
При работе усилие, прикладываемое к инструменту, зависит от породы обрабатываемой древесины, вида резания, углов заточки резца. Например, строгать липу и осину в 2 раза легче, чем ясень и дуб. Сопротивление резанию поперек волокон примерно в 2 раза больше, чем строганию вдоль волокон. При торцовом строгании надо затрачивать усилий в 4-6 раз больше чем при продольном.
При увеличении угла резания строгать становится тяжелее; то же самое происходит, если мал задний угол ножа. Тупой нож режет древесину с трудом, на работу затрачивается больше усилий.
При работе рубанком его леток надо периодически очищать от стружки, проталкивая ее тонкой щепкой со стороны клина или вытягивая вверх.
Навыки сверления в 5 классе.
Изучая тему «Сверление», учитель знакомит школьников с типами сверл. Рассказ целесообразно начать с сообщения о том, что сверление – одна из старейших технологических операций. Лучковый привод вращения был известен уже первобытным людям.
Сквозные и несквозные (глухие) цилиндрические отверстия в заготовках из древесины выполняют с помощью специальных режущих инструментов – сверл.
Сверла бывают разных форм и размеров. В процессе работы вам могут встретиться четыре вида сверл: ложечные, винтовые, центровые и спиральные. Первые два вида сверл служат для получения небольших отверстий, центровое – для сверления отверстий сравнительно большого диаметра. Спиральные сверла предназначены для сверления различных отверстий диаметром 1-20 мм. Длина сверл равна 40-180 мм. Спиральные сверла с конической заточкой и с подрезателями и направляющим центром. Спиральные сверла с конической заточкой применяют для сверления вдоль волокон, а с подрезателями – для сверления поперек волокон.
Сверла закрепляют, в патроне коловорота или дрели.
В ручной дрели вращение сверла обеспечивается благодаря специальному механизму – зубчатой передаче. С ее помощью вращение ручки дрели передается патрону. Простейшая зубчатая передача состоит из двух зубчатых колес, находящихся в зацепление друг с другом. Они могут быть одного или разных диаметров, с разным количеством зубьев.
Зубчатые колеса, как и винты, гайки и другие детали, используются не только в дрели, но и в других машинах и механизмах. Такие детали называют типовыми.
Перед сверлением размечают карандашом или шилом центр будущего отверстия. В этой точке устанавливают сверло под прямым углом к заготовке. Ладонью левой руки нажимают на упор коловорота или дрели, а правой рукой вращают рукоятку. Направление вращения – по часовой стрелке. В конце сверления нажим на упор уменьшают.
Для получения ровных краев отверстия на выходе сверла и предохранения крышки верстака от повреждения под заготовку подкладывают доску и струбциной прижимают их к крышке верстака.
При выполнение практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
2.4 Анализ результатов педагогического эксперимента
Эксперимент проводился во время государственной педагогической практики МОУ СОШ №18 г.Тобольска в 5а классе на уроке технологии.
Цель: проверить эффективность методики формирования практических умений ручной деревообработки в условиях недостаточной инструментальной базы столярных мастерских.
В эксперименте было задействовано 10 школьников 5а класса:
1) Бакугов Игбал
2) Горшенин Дмитрий
3) Леонкин Никита
4) Моцный Дмитрий
5) Нестеров Василий
6) Павлик Дмитрий
7) Полетаев Алексей
8) Сульхарнаев Рушан
9) Сычев Павел
10) Шевелев Иван
Проведение эксперимента было ориентировано на цели и задачи исследования.
В ходе педагогического эксперимента рассматривается выбор объекта труда, совпадающих с желанием учащихся их изготавливать, обеспеченный материально и охватывающий тематику разделов программы.
В значительной степени зависимость преподавателя от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного подбора объектов труда школьников.
В мастерских школы №18 имеется следующий перечень инструментов и оборудования представленных ниже в виде таблицы:
Таблица №1.
№
Наименование
Единица
измерения
количество
1
Набор сверл по металлу
шт
1
2
Станок горизонтальный-фрезерный
шт
1
3
Набор универсальный
шт
1
4
Станок ВСН
шт
3
5
Станок СДН
шт
1
6
Станок СТД-120Н
шт
5
7
Станок ЭТ-93
шт
2
8
Станок деревообрабатывающий
шт
1
9
Станок настольный токарный
шт
4
10
Станок сверлильный
шт
1
11
Электродрель
шт
1
12
Верстак столярный ВС-3
шт
40
13
Набор надфилей
наб
1
14
Набор напильников
наб
2
15
Ножницы по металлу
шт
5
16
Ножовка по дереву
шт
5
17
Сверло мелкое
шт
12
18
Табл. «Безопасность труда при металлообработке»
шт
5
19
Табл. «Технология обработки металлов»
шт
11
20
Халат рабочий
шт
2
План-конспект урока по теме «Строгание древесины»
5 класс, раздел «Технология обработки конструкционных материалов» по программе В.Д. Симоненко.
Цель: обеспечить усвоение учащимися приемов строгания древесины и зачистки поверхностей деталей; воспитывать у учащихся аккуратность в работе; способствовать к развитию трудовых навыков.
Оборудование: столярный верстак, рубанок
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I.Организационный этап. 5 мин
Приветствие учителя. Контроль готовности к уроку учащихся.
Сегодня мы приступаем к изучению темы «Строгание древесины»
Наша основная задача — получить необходимые знания, умения и навыки работы со строгальными инструментами.
Учащиеся приветствуют учителя.
II. Изучение нового материала
28 мин
III. Практическая работа.
30 мин
IV. Итог урока.
5 мин
V. Задание на дом
2 мин
Что такое строгание?
Какими инструментами выполняется строгание?
Строгание заключается в срезании с заготовки слоя древесины для получения заданных размеров, формы и ровных поверхностей. Строгание осуществляется с помощью различных стругов (строгальных инструментов). Наиболее распространены шерхебели, рубанки и фуганки. Этими инструментами с деревянных заготовок сострагивают стружки.
Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка – прямолинейная.
Шерхебелем с узким и закругленным ножом выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей. «Шерхебель» — слова немецкого происхождения, что означает «струг для грубого срезания». Им удается без особых усилий строгать вдоль, поперек, наискось волокон и без особых усилий срезать толстый слой древесины. Однако поверхность заготовки получается неровной.
Для чего предназначен рубанок?
Рубанком осуществляют окончательное, чистовое строгание. Рубанок предназначен для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесины, а также сострагивания заготовки в нужный размер.
Частое строгание выполняют только вдоль волокон рубанком с одиночным или двойным ножом. Лезвия их заточены по прямой линии, а у рубанка с двойным ножом имеется и стружколом.
Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности.
Рубанок состоит из колодки 1, ножа 2, клина 3, ручки 4. Основная деталь рубанка – колодка. Конструкция ее зависит от материала, из которого она изготавливается древесины или металла. Рабочим органом рубанка служит стальной нож.
Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно ли налажен рубанок. Его поднимают вверх подошвой на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож. При правильной наладке нож над подошвой просматривается без перекосов. У шерхебеля он выступает на 1…3 мм, у рубанков с одиночным и двойным ножом – на 0,1…0,3 мм.
Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой – колодку или ручку с передней стороны. Начинают строгание с базовой стороны заготовки, соблюдая правильную хватку инструмента и рабочую позу. Строгать следует на весь размах руки, с силой посылая рубанок вперед. В начале движения его прижимают левой рукой, в конце – правой, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.
Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны. В случае засорения летка его очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая тонкой щепкой со стороны клина.
Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности.
Качество строгания периодически проверяют на просвет, перемещая линейку или угольник по обработанной поверхности.
На деревообрабатывающих предприятиях и в строительных организациях строгание ручным и электрифицированным инструментом при подгонке выполняют столяры и плотники, а на станках – станочники строгальных станков.
Строгание древесины.
Проведем вводный инструктаж.
Даем задания:
1) ознакомьтесь с конструкциями шерхебеля, рубанка и фуганка;
2) выберите базовую сторону выпиленной ранее заготовки, определите лучшую и худшую пласти и закрепите заготовку;
3) Прострогайте пласти и кромки, проверьте качество строгания.
Перед тем как начать работу рассмотрим технику безопасности:
1) необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом.
2) Следует надежно закреплять заготовку на верстаке.
3) Работать необходимо рубанком с остро заточенным ножом.
4) Нужно крепко удерживать при строгании.
5) При перемещении рубанка нельзя касаться пальцами заготовки.
6) Нельзя проверять качество строгания движением пальцев по отстроганной поверхности. Класть рубанок на верстак следует лезвием от себя.
7) Нельзя сдувать стружки и сметать их рукой, нужно пользоваться щеткой-сметкой.
Учитель заранее готовит заготовки для выполнения практического задания для нескольких учащихся.
Учащимся раздаются инструменты, и они приступают к ее выполнению работы. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания.
В результате учащиеся осваивают все процессы обработки древесины.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины
Повторить пройденный материал и прочитать следующую тему.
Уборка рабочих мест.
Учитель со всеми прощается!
Предполагаемые ответы учащихся: Строгание – это удаление шероховатости с поверхности заготовки.
Предполагаемые ответы учащихся: рубанок
Предполагаемые ответы учащихся: рубанок предназначен для получения гладких поверхностей и сострагивания стружек.
Учащиеся внимательно слушают.
Группа мальчиков делятся
на две. 1-я группа начинает строгать, а 2-я приступает к выполнению заготовок для обработки. 2-я группа на основе своих заготовок выполняет задание учителя, например, выполняет строгание, а 1-я группа учащихся делает заготовки. Для выполнения работы учащиеся берут инструменты:
заготовки, рубанки, шерхебели, фуганки.
Учащиеся внимательно слушают.
Учащиеся записывают домашнее задание и приступают к уборке рабочих мест.
До свидания!
План-конспект урока по теме «Пиление столярной ножовкой»
5 класс, раздел «Технология обработки конструкционных материалов» по программе В.Д. Симоненко.
Цель: познакомить учащихся с процессом пиления столярной ножовкой; прививать навыки рационального использования материалов; способствовать развитию технического мышления.
Оборудование: столярный верстак, столярная ножовка.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I.Организационный этап. 5 мин
Приветствие учителя. Контроль готовности к уроку учащихся.
Сегодня мы приступаем к изучению темы «Пиление столярной ножовкой»
Наша основная задача — получить необходимые знания, умения и навыки работы со столярной ножовкой.
Учащиеся приветствуют учителя.
II. Изучение нового материала
28 мин
III. Практическая работа.
30 мин
IV. Итог урока.
5 мин
V. Задание на дом
2 мин
Что такое пиление?
Какие инструменты применяются для пиления?
Пиление заключается в разделение древесины на части с помощью пилы.
Пилой называют многорезцовый режущий инструмент резцами, которого являются зубья, они прорезают волокна древесины и образуют в заготовке пропил. Пилы бывают различные по устройству и назначению чаще всего применяется широкая столярная ножовка, она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечного пиления брусков и досок. Используют и другие ножовки – узкую, обушком, наградку, складную.
Узкую ножовку используют для раскроя тонких пиломатериалов фанеры, а также для выпиливания деталей с криволинейным контуром. Полотно у этой ножовки узкое, но сравнительно толстое (до 1,5 мм), зубья бывают средние и мелкие.
Ножовка с обушком имеет утолщение – обушок. Он придает ножовке жесткость, не позволяет изгибаться. Такой ножовкой делают неглубокие пропилы. Толщина полотна 0,8 мм, зубья мелкие.
Ножовку наградку применяют для выполнения не сквозных пропилов. Толщина полотна 0,4…0,7 мм и мелкие зубья.
Складную ножовку применяют для пиления фанеры, а также поперечного и продольного пиления досок, брусков, реек. На ее полотне насечены зубья двух видов – прямые и наклонные.
Чтобы полотно пилы не защемлялось при пилении, на ней делают развод зубьев, то есть отгибают их поочередно в разные стороны на один тот же угол. В результате ширина пропила получается больше чем толщина полотна, и пила перемещается свободно.
При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку инструмента, использовать простое приспособление – упор. Прежде чем начать пиление, надо сделать запил. Для этого пилу прижимают к упору и делают несколько плавных движений к себе.
Для точного пиления досок и брусков применяют приспособление – стусло. Оно имеет в стенках пропилы под строго определенными углами.
Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали.
На производстве пилят на круглопильных и ленточнопильных станках станочники-распиловщики.
Пиление древесины столярной ножовкой.
Проведем вводный инструктаж.
Даем задания:
1) разметьте заготовки при помощи циркуля
2) выпилите деревянные заготовки в соответствии с разметкой
3) распилите заготовки в стусле.
Далее с учащимися проводится правила техники безопасности:
1) Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом.
2) Следует пользоваться приспособлениями: упором, стуслом и др., надежно удерживать заготовку.
3) Нельзя допускать резких движений пилой, ее перекоса, держать левую руку близко к полотну.
4) Класть пилу на верстак нужно зубьями от себя.
5) Нельзя сдувать опилки и сметать их рукой, следует пользоваться щеткой-сметкой.
6) Следует обратить внимание на экономное использование материала.
Учащимся раздаются столярные ножовки, и они приступают к выполнению работы.
Учитель заранее готовит заготовки для выполнения практического задания для нескольких учащихся.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины
Повторить пройденный материал и прочитать следующую тему.
Уборка рабочих мест.
Учитель со всеми прощается!
Предполагаемые ответы учащихся: Пиление – это разделение древесины на части с помощью пилы.
Предполагаемые ответы учащихся: ножовка.
Учащиеся внимательно слушают.
Учащиеся выполняют задание – группа мальчиков делятся на две. 1я группа начинает пилить, а 2-я приступает к выполнению заготовок для обработки. На следующем уроке 2-я группа на основе своих заготовок выполняет задание учителя, например, выполняет строгание, а
1-я группа учащихся делает заготовки для других классов.
Учащиеся записывают домашнее задание и приступают к уборке рабочих мест.
До свидания!
продолжение
--PAGE_BREAK--