--PAGE_BREAK--1.3 ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное. Рассудочное отношение к ним, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи нравится. Другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к других равнодушен, третьих ненавидит. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь – все это формы переживания человеком своего отношения к разным объектам; они называются чувствами или эмоциями.
Чувствами или эмоциями называют переживания человека своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
Но слова «чувства» и «эмоции» в сущности, отличаются друг от друга. Собственно чувство долга, чувство ответственности, чувство коллективизма и т.д.)- это более сложное, постоянное, устоявшееся от ношение человека, черта личности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях.
Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека – как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, — вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, взывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).
Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений.
Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоциональный рассказ педагога или эмоциональный насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у детей, а в этом состоянии и восприятие обострено. Скучное занятие вызывает апатичное состояние, дети на таких занятиях плохо воспринимают материал.
Внешнее выражение эмоций.
Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха человек бледнеет, т.к. кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение. Сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.
Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). По мимике и пантомимике мы и судим о переживаниях человека.
Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угрожающим.
Менее сильные и глубокие эмоциональные переживания не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех случаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживая их, эмоции и вообще могут не проявиться внешне.
Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большие чувства художников. Писателей, композиторов, всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.
Особенности эмоций
Эмоции есть непосредственные переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции. Если нет, они вызывают отрицательное отношение и соответствующие переживания. Эмоции человека имеют положительный или отрицательный характер. Положительные отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.
Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В некоторых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций.
Стенические и астенические эмоции.
Эмоции можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы — стенические (от греч. слова «стенос» — сила) и астенические («астенос» — слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение.
Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремиться овладеть эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественно значение.
Интенсивность и устойчивость эмоций.
В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частности выделяются настроения и аффекты.
Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим или астеническим – радостным и печальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродушным.
Аффект (в переводе с латинского – душевное волнение, возбуждение) – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние, страх). Вызывают аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Аффект радости могут вызвать крупные достижения в области науки и искусства как результат упорного труда, которыми человек имеет все основания гордиться.
Страсти скорее чувства, чем эмоции. Страсть – это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
Развитие эмоций и чувств у детей.
Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств.
Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства – моральные ( в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов и т.д.), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада).
Дошкольники еще не могут сдерживать проявление эмоций. Обычно лица и позы детей ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумение сдерживать свои эмоции объясняется также и возникновение у детей аффективных состояний, их склонность к кратковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие эмоциональные состояния не стойки. Дети также легко успокаиваются, как возбуждаются.
Возникновение эмоций связано с конкретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания — все вызывает у детей соответствующие эмоции. Это важно учитывать и во время занятий: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это важнее.
При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются и углубляются эстетические переживания детей, им становится понятным и содержание некоторых музыкальных произведений.
Большие возможности для формирования эстетических чувств предоставляет знакомство с природой, особенно когда это сочетается с изучением произведений искусства (слушанием соответствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, рассматриванием картин и репродукций и т.д.).
Педагог должен стремиться к тому, чтобы ребята обогащались эмоциональными переживаниями, которые имеют положительное жизненное значение.
Понимание литературного произведения в дошкольном возрасте глубоко и своеобразно, делает вывод Д.Б. Эльконин. Она не носит характера чисто интеллектуального акта и не опирается на чисто словесное рассуждающее мышление. Основной особенностью процесса понимания является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою.
Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений очень важна. Ситуация эксперимента состояла в том, что детям прочитывали сказку с иллюстрациями или без них, после чего они должны были ее пересказать. Результаты исследования показали: при чтении, сопровождающемся иллюстрациями, полнота понимания возрастает.
При восприятии музыки также используются иллюстрации. Но применение зрительной наглядности в данном случае имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатление детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.
Также велико значение словесного метода. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить интерес, любовь к музыке, но и обогатить их внутренний мир, чувства, развивать эмоциональный мир ребенка.
2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
2.1 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель: изучить эмоциональное проявление дошкольников 5-го года жизни на музыкальные произведение.
Задача: сравнить, музыкальные произведения какого характера, темпа вызывают больше эмоциональныхпроявлениий.
Эмоции проявляются в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест), а также в вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса).
Параметрыопределения эмоционального проявления детей:
Высокий уровень проявления: у ребенка почти сразу с момента звучания музыки изменяется мимика и пантомимика, появляется вокальная мимика.
Средний уровень проявления: у ребенка мимика почти не меняется, возможны изменения в пантомимике, вокальная мимика может быть, а может и отсутствовать.
Низкий уровень проявления: отсутствуют какие-либо изменения в мимике и пантомимике ребенка, а также отсутствует вокальная мимика.
Исследования проводились на базе ДОУ детский сад комбинированного вида № 214.
Наблюдались дети пятого года жизни.
Дети знают, что бывает музыка веселая и грустная, медленная и подвижная, в исполнении оркестра.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкой разного характера, разного исполнения (исполняет один инструмент или оркестр). Дети определяют характер музыки, в песнях – рассказывают о чем (о ком) песня. Во время слушания музыки ведется наблюдение за детьми.
Используемый материал:
· музыкальный
«Пляска лесных зверей» (песня танец) муз. Юдиной сл. Юдиной
«Я с листочками хожу» муз. Костенко (песня-танец)
«Козел» муз. Некрасовой (в исполнении оркестра)
«Ежик» муз. Д. Кабалевского
«Наша мама» муз. Смирновой сл. Ю.Островского
«Про бабушку» муз. Тиличеевой сл. Ю. Островского
«Рок-н-ролл» (танец) муз. О. Юдахиной
«Бравые солдаты» (песня-марш) муз. А.Филиппенко сл. Т. Волгиной
«Почему медведь зимой спит» Л. Книпер – А. Коноваленков
«Курочка-рябушечка» муз. Г. Лобачева сл. народные
Для контрольного эксперимента используются музыкальные произведения:
«Поезд» муз. Старокадомского.
«Два кота» муз. Е. Веврика сл. А. Чуркина
«Веселая. Грустная» муз. Бетховена.
«Смелый наездник» муз. Шумана.
«Кашалотик» муз. Р. Паулса сл. И. Резника
«Буги-вуги» (песня – танец)
«Пешки-ложки» муз. Ю. Пурнянского сл. В. Приходько
· иллюстрации к музыкальный произведениям, игрушки, изображения инструментов, портреты композиторов; использование цветных карточек (прием цвет-настроение).
2.2 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. «Пляска лесных зверей». Песня — танец. Музыка по характеру веселая, шутливая, по темпу подвижная. Текст песни доступен пониманию детей. При знакомстве с песней дети не особенно выражали свои эмоции: сидели почти неподвижно, пытаясь понять содержание песни. На последующих занятиях, когда разучены слова песни и движения по тексту песни, дети с удовольствием пели и танцевали: дети улыбались, движения были эмоциональными. С удовольствием повторяли эту пляску 2-3 раза подряд.
2. «Я с листочками хожу». Песня танец. По характеру — радостная, темп неторопливый, текст песни доступен пониманию детей. Движения нужно было выполнять по тексту песни. Но выразительно, с улыбкой дети исполняли песню только один раз, второй раз подряд дети эту же песню выполняли не выразительно, с безразличным выражением лица.
3. «Козел». Дети слушали музыку, как в исполнении фортепиано, так и в оркестровом исполнении. Музыка изображающая сердитого козла, который так и ищет, кого бы забодать своими длинными рогами в исполнении оркестра вызвала наибольшие эмоциональные проявления. Обычно музыку слушаем по два раза. Один мальчик попросил не включать музыку во второй раз, так как ему стало страшно.
4. «Ежик». Музыка веселая, подвижная, изображающая «колючего ежика». Детям предлагалось отгадать музыкальные загадки – про ежика и слона. Дети без труда узнали музыку веселого, колючего ежика и неповоротливого, тяжелого слона. При этом музыка ежика вызвала больше улыбок, чем музыка медленного характера («Слон»). На последующих занятиях у детей, слыша только название музыки «Ежик» сразу менялась мимика (начинали улыбаться).
5. «Наша мама». Песня о маме спокойная, ласковая, нежная, исполнялась детьми под современную фонограмму, но, в отличие от «Песни про бабушку», которая также исполнялась под фонограмму, но по характеру веселая, по темпу подвижнее, не вызывала такого эмоционального восторга. Песня во внешних эмоциях почти никак не проявлялась. (Исполняя «Песню про бабушку» у детей сразу изменялась мимика (появление улыбки) и пантомимика (дети начинали двигаться)).
6. «Рок-н-ролл». Музыка веселого, радостного характера, быстрая. Песня, под которую дети только танцевали. Но, танцуя, дети не только выполняли движения, но и подпевали слова (хотя от них этого не требовалось). Даже дети, которые редко улыбались, не очень любят выполнять какие-то задания на занятии, во время танца были чрезмерно эмоциональны.
7. «Бравые солдаты». Песня бодрая, маршевая, подвижная. Текст понятен детям. Исполнялась детьми с удовольствием. И особый эмоциональный всплеск появлялся во время исполнения повторяющихся слов, когда нужно было маршировать: у детей менялась мимика (сразу начинали улыбаться) и дети пытались петь громче, переходя на крик (забывая, что нужно все-таки петь).
8. «Почему медведь зимой спит». При первом прослушивании песни, дети сидели неподвижно, так как не могли понять, о чем песня. После того, как были показаны иллюстрации к песне, было объяснено содержание, дети, слушая песню, улыбались и подпевали.
9. «Курочка — рябушечка». Песня диалог. Песню слушали в записи: вокал и фортепиано и оркестровое исполнение без пения. Текст очень простой. И хотя произведение только слушалось, дети его очень быстро выучили и подпевали.
10. «Веселые ладошки» муз. и сл. Макшанцевой. Песня –игра выполняется сидя на полу и состоит из двух частей: первая часть неторопливая, нужно хлопать ритмично чередуя хлопки в ладоши перед собой и по коленям; вторая часть более подвижная и нужно шлепать по ковру «а теперь скорей-скорей надо шлепать веселей». Наибольшее оживление вызывает вторая часть, когда надо «шлепать» по ковру.
На контрольном этапе были даны неизвестные детям музыкальные произведения:
1.«Поезд» Песня веселого характера, подвижная, текст доступен пониманию детей. Вступление песни напоминает движение поезда. Во время слушания у детей менялась мимика и пантомимика (дети пытались изобразить руками движение поезда).
2.«Два кота» Песня шутливого характера, подвижная. Оживление вызвала третья часть песни, когда пение сопровождалось движениями по тексту песни: «а еще четыре глаза» (показываются глаза), «четыре уха»(ладони рук поднимаются вверх, изображая ушки), «четверо усов» и самый конец песни, когда нужно выкрикнуть «всё» и одновременно поднять руки вверх.
3.«Веселая. Грустная». Две пьесы контрастного характера. Вторая часть (грустная) не вызвала у детей почти никакой мимики.
4.«Смелый наездник». Музыка стремительного характера в оркестровом исполнении и в исполнении фортепиано. Детям называлось произведение, объясняется, кто такой наездник, показывается иллюстрация. Дети в сравнение слушании пьесу в разном исполнении: исполнение в оркестровом варианте вызвало наибольшее изменение в мимике и пантомимике.
5.«Пешки-Ложки». Песня веселого, радостного, шутливого характера; подвижная. Детям было рассказано о чем песня, показаны иллюстрации. После этого дана запись песни: у детей изменилась мимика, при повторении припева песни у детей появилась вокальная мимика.
6.«Кашалотик». Песня шутливого характера, звучит в довольно быстром темпе, исполняет детский хоровой коллектив. Перед слушанием детям называется песня, показывается картинка кашалота. Наибольшее оживление вызвал припев песни: дети подпевали повторяющиеся слова, изменяется пантомимика.
7. «Буги-вуги». Песня-танец подвижного характера. Исполнение происходит по показу взрослого. Сильное оживление вызвал припев песни-танца, когда нужно было крикнуть «о кей» и поднять руки вверх: изменение мимики и много лишних движений (дети в круг сходились не шагом, а бегом).
Эмоциональное проявление детей на музыкальные произведения представлены также в виде таблицы (см. приложение № 1,2).
ВЫВОД
Мои наблюдения свидетельствуют о том, что дети с удовольствием слушают музыку разного характера, но эмоциональнее реагируют и запоминают музыку веселого, подвижного характера, с доступным пониманию названием и содержанием музыкальные произведения. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Дети с удовольствием двигаются под музыку. Ее настроение и характер определяют характер движений, эмоционально окрашивают их. На музыку в исполнении оркестра, в современной обработке, на народную музыку, а также хорошо знакомую музыку дети реагируют с теми же эмоциями.
Важен практический метод в развитии музыкального восприятия. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.
Видный музыкант-психолог Б. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Мои наблюдения также это подтверждают.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асеева В. Элементы психогимнастики и аутотренинга на музыкальных занятиях// дош. воспитание, 1997.- № 12.- С. 115
2. Анисимова В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры// Музыкальная палитра, 2006.- № 4.- — С. 3-7
3. Буренина А. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка// Обруч, 1999.-№ 4.- С.40
4. Беляева – Экземплярская С.Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте. Сборник работ физиолого-психологической секции. Труды Гос ин-та музыкальной науки. Вып. 1 М., С. 70
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., просвещение, 1967.-415 с. с нот.
6. Кенеман А.В. музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду. Автореферат канд. дисс. М., 1955.
7. Костина Э. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка// дош. воспитание 2006.- № 11.- С.71
8. Костина Э. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка// дош. воспитание 2006.- № 12.- С.74
9. Крутецкий В.А. психология: учебник для учащихся пед. училищ.- 2-е изд., переребот. и доп.- М.: Просвещение, 1986.-336 с.
10. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека// дош. воспитание, 2003.- № 2.- С. 13-20
11. Мухина В.С. Детская психология. — М., 1997
12. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в двух частях М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.-ч.1.-608 с.: нот
13. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в двух частях М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.-ч.2.-400 с.: нот
14. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 240 с.
15. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.- 368 с.
16. Тарасова К., Рубан Т. Дети слушают музыку // Детский сад со всех сторон, -2002.- № 23 (107).- С. 9
17. Фрейд Зигмунд. Поэт и фантазия. Современная книга по эстетике. Антология, пер. с анг., под ред. А. Егорова., Иностр. Лит., 1957. – 18с.
18. Якупова М., Надеждина Е. Настроение «в варежках»// Обруч, 2002. — № 3.- С.23-26
--PAGE_BREAK--