Тема
Элитарное образование:исторический опыт и современность
Содержание
Введение
1. Определение понятия «элитарности». Сущность ивиды элитарного образования
2. Элитарное образование в России
2.1 Элитарное образование в России к. XI — XVII вв
2.2 Элитарное образование в России XVIII в
2.3 Элитарное образование в России XIX в
2.4 Элитарное образование в России XX в
2.5 Элитарное образование в России. Современный этап
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Российское обществоначала XXI столетия испытывает острую потребность в выдвижении лидеров,определяющих основные направления развития социально-политической жизни,экономики, науки и культуры России. Это предполагает формирование элитногосоциального слоя, обладающего чувством гражданской ответственности, высокимуровнем духовной и интеллектуальной культуры, потребностью в профессиональнойактуализации, получившего современное образование, соответствующее лучшиммировым стандартам.
Объективная потребностьпоявления новых элитных слоев обосновывается отечественной философией,социологией, культурологией, базирующимися в своих социальных прогнозах наопыте развития ведущих стран мира и его отражении в трудах ведущихпредставителей западной научной мысли, а также обобщении процессов развитиясовременного российского общества.
Становление и развитиесовременных элит оценивается научной мыслью как сложный, противоречивый, внекотором смысле, болезненный, но в целом позитивный процесс, являющийся однимиз необходимых условий дальнейшего развития страны.
Анализ развитияроссийского элитного общего образования показывает, что учебные заведенияэлитного типа достигли наивысшего развития и обогащения своегодуховно-интеллектуального потенциала на протяжении XVIII – XIX веков ипродолжали свое развитие в качественно-изменившихся условиях развитияотечественного социума XX века.
1. Определение понятия«элитарности». Сущность и виды элитарного образования
Установлено, чторадикальные изменения в жизни современного социума, характерные для последнегодесятилетия ХХ века, повлекли за собой укрепление влияния и научного авторитетаконцептуальных положений «теории элит» в постсоветской философии, политологии исоциологии. Ученые отошли от идеологизированной критики «теории элит» ипредпринимают объективные исследования в области современной элитологии.
В настоящее времясуществует три качественно различных подхода к определению данных понятий.
Согласно одному извариантов интерпретации «элитное образование», рассматривается как образованиезакрытого (олигархического) типа и, напротив, элитарное образование трактуетсякак образование открытого (меритократического) характера. Сторонники данногоподхода исходят из того, что в социальной науке понятие «элитарное»рассматривается как явление, которое еще находится в процессе становления, а«элитное» — это то, что уже нераздельно связано с элитой и несет в себе печатьзавершенности.
В качестве второговарианта предлагается такой тип учебного заведения обозначать как «элитный», ауровень получаемого образования как «элитарный». В свою очередь каждое элитноезаведение делится на «открытое» или «закрытое». Данная дифференциация имеетсвою опору в отечественной элитологии, где наиболее типичным определениемтермина «элитарный» является «относящийся к элите, свойственный ей,предназначенный для нее». Таким образом, в случае реализации данного подходапрактически устраняется из употребления понятие «элитное образование» иполностью замещается понятием «элитарное образование».
Согласно третьей точкезрения «элитарное образование» рассматривается как образование детей узкогокруга, в который входят люди по критериям знатности и богатства, а «элитноеобразование» трактуется как образование самого высокого уровня, критериемполучения которого выступают способности и таланты детей, высокий уровень ихдуховного саморазвития и креативного самовыражения.
Элитному образованию,как фактору, обеспечивающему органичное сочетание прошлого, настоящего ибудущего, традиционности и инновационности, всегда был свойственен «благородныйконсерватизм», выражавшийся в стремлении избегать отражения в содержанииобразования всего того, что не прошло строгой проверки временем. Тяготение к классическимобразцам в сфере элитного образования содействовало формированию личности ссовершенным художественно-эстетическим вкусом, тонким филологизмом, развитойспособностью к критическому мышлению и стимулировало склонность к глубокойлогической и экспериментальной проверке всего, что связано с новыми явлениями вдуховной и научной жизни общества. [5, 92 ст.]
Элитарное образованиепредполагает привилегированный вариант образования, в основе которого могутлежать особая сословная или стратовая значимость родителей учащихся, ихпринадлежность к аристократическим или высшим финансово-промышленным кругамобщества, а также к слоям общества, пользующимся особым общественным статусом(напр., известные политики, генералитет, видные представители сферы управления,успешные работники средств массовой информации). Это находит выражение и в ихстремлении дать своим детям возможность получения закрытого или полузакрытогообразования.
В целом элитарноеобразование отражает тенденцию, объективно присущую социальным элитам «крови икошелька», к закреплению своего привилегированного положения в социумесредствами образования, абсолютно недоступного или почти недоступного длявыходцев из низших социальных слоев.
Средствами дляобеспечения недоступности чаще всего выступают: административно-правовые,национальные, религиозные, социальные и культуролого-ментальные препятствия;высокая плата за обучение; отсутствие преемственности в содержании образованиямежду школами для детей из социальных низов и элитных слоев общества. При этомэлитарное образование всегда стремилось к обретению элитности, но при этом недостигало данного духовно-интеллектуального уровня в силу деформирующеговоздействия государственного тоталитаризма, стандартизирующего воздействиячиновничье-бюрократического аппарата, доминирования педагогов, не обладающихвысокой духовно-интеллектуальной культурой и не способных понять миссииэлитного образования в воспроизводстве духовно-интеллектуальных элит.
Развитиесовременного элитного среднего образования осуществляется по двум основнымнаправлениям, которые могут быть обозначены как «элитно-традиционное» и«элитно-инновационное». К числу «элитно-традиционных» относятся «паблик-скулз»в Великобритании и «прайвит-скулз» в США. Признание традиционности школ данноготипа может быть объяснено жестким соблюдением принципа социальной элитарности,уходящей в историю общества с ярко выраженными социально-классовыми признакамиего структурирования.
В качестве«элитно-инновационных» средних общеобразовательных учебных заведений выступаютте элитные учебные заведения, которые стремятся охватить своим образовательнымвлиянием всех одаренных детей вне зависимости от их социального происхождения исыграть роль своеобразного «социального трамплина», для их последующегоорганичного вхождения в современную меритократию.
В ряде высокоразвитыхстран реально существующие варианты элитного общего образования в перспективемогут образовать систему, создающую возможность целенаправленно ипоследовательно осуществлять воспроизводство интеллектуальной элиты социума изчисла детей и подростков составляющих «национальное достояние» каждой страны.
Наиболее остройпроблемой для элитного общего образования ведущих стран мира остается характерего взаимоотношений с системой эгалитарного образования, так как любая ошибка вэтом направлении способна негативно сказаться на общем уровне образованности икультуры населения страны, лишить элитное образование объективно присущей емумиссии дидактического и культурологического лидера, привести к непреодолимойизоляции духовно-интеллектуальной элиты от массового сознания.
Характерно, чтоисторический опыт многих стран, в том числе и Россия XVIII-XX веков показывает,что качественный разрыв уровня духовной культуры и образованности элитных иэгалитарных слоев способен повлечь за собой замедление темпов развития страны ипородить угрозу социальных потрясений.
2. Элитарноеобразование в России
Длительный процессформирования в России элитного среднего образования включал в себя рядзначительных периодов, характеризующихся несомненными особенностями.
2.1 Элитарноеобразование в России к. XI — XVII вв.
Уже во время КиевскойРуси (конец XI – первая треть XIII века) реализуют присущий имдуховно-творческий потенциал яркие исторические личности, которые обладают признакамитрадиционно свойственными представителям религиозно-теологической, политическойи военной элит. Их принадлежность не только к социальной, но и, в первуюочередь, духовно-интеллектуальной элите Киевской Руси обнаруживается в активнойсоциально-политической и культурно-образовательной деятельности, яркомпублицистическом таланте, незаурядности философско-теологического взгляда намир.
Существенно то, что в этотпериод были выдвинуты и частично реализованы на уровне социальной практикистержневые идеи, значимые для развития образования вообще и, в частности, егоэлитного варианта.
Следующий этап,насчитывающий около 250 лет (вторая треть XIII – вторая половина XV в.в.) былсвязан с адаптацией Руси к деспотизму Орды и сопровождался уничтожением многихусловий необходимых обществу для складывания духовно-интеллектуальных элит. Темне менее, именно формирование элит являлось одним из необходимых условийосвобождения от политической зависимости и воссоздания военно-экономическогомогущества, социальной и духовной жизни Руси.
Особо значимым дляформирования элитного образования эпохи Московской Руси стало XVII столетие,когда произошло осознание государственной властью того, что именно образование(и, в первую очередь его элитно-элитарный вариант) способно стать действенныминструментом решения ряда существенных внутренних и внешних политических задач.
Возрастаниегосударственной активности в сфере образования объективно явилось фактором,способствующим возникновению целого ряда заведений элитной направленности.
Кульминациейгосударственной политики в области образования конца XVII века стало открытиеСлавяно-греко-латинской академии. Данное учебное заведение обладало многимичертами высшего элитного образования. Создание академии завершило длительныйэтап эволюции образования личности элитного типа, осуществлявшегося со временКиевской Руси, главным образом, под воздействием семейного воспитания иобучения, церковных образовательных традиций и стихийного влияния духовнойкультуры Руси, но проходившего при отсутствии школ элитного типа.
2.2 Элитарноеобразование в России XVIII в
Судьбоносное значениедля развития России в целом и элитного образования в частности имела перваячетверть XVIII века. Несмотря на узкопрактическую направленность, доминирующуюв образовании, петровская эпоха обнаружила объективную потребность в созданиипервых контуров системы элитного общего образования.
Концептуальной идеейэлитного образования этого времени выступало стремление к воспитанию «новойпороды людей», способной стать активной силой укрепления российскойгосударственной власти и, одновременно, радикальной социально-экономической иполитической модернизации России, изменения образа жизни и ментальности всехслоев российского общества.
К числу наиболеезначимых явлений петровской эпохи следует отнести первый опыт создания элитныхсредних учебных заведений, занимающих промежуточное положение междупрофессиональными и общеобразовательными школами.
Одним из таких учебныхзаведений явилась школа, основанная пастором Э.Глюком, которая, воспроизводиламодель западноевропейского образования в контексте петровской эпохи.
Школа ФеофанаПрокоповича представляла собой попытку создания национальной школы, сочетающейв себе традиции европейского образования и российской национально-православнойментальности.
Не меньший интерес, сточки зрения становления профессионального элитного образования, представлялиНавигацкая школа, ставшая основой Морской Академии, инженерная и артиллерийскаяшколы, хирургическая школа в Москве, которые по глубине и теоретичностисодержания образования, степени своей социальной значимости в перспективе имеливсе основания обрести признаки элитности. [2, 70 ст.]
Таким образом,завершение предварительного периода развития элитного образования,характеризуется постепенным преодолением прагматичных подходов к образованию,свойственных петровской эпохи. Установлено, что основание Московскогоуниверситета и двух гимназий при нем имело большое значение для развитияэлитного среднего образования в России в связи с тем, что эти учебные заведенияне носили социально-элитарного характера и были ориентированны навоспроизводство не столько практических работников высокой профессиональнойквалификации, сколько представителей духовно-интеллектуальных элит, потребностьв которых остро осознавалась на различных этапах развития российского общества.
2.3 Элитарноеобразование в России XIX в
В качестве чрезвычайнозначимого периода развития элитного образования выступает период,продолжавшийся с 1762 года до завершения первой четверти XIX веков. Переход кпериоду, обозначенному как «либерально-просветительский» совпал с началомцарствования Екатерины Великой. Его окончание связано с восстанием декабристов1825 года, ставшим символом завершения одного из самых ярких и много обещающихпериодов развития российского элитного образования. Результатом подавлениявосстания стало утверждение власти Николая I и последовавшие кардинальныеизменения всей государственной внутренней политики, в том числе и в сфере элитногообразования.
Расцвет«либерально-просветительского» периода был обусловлен комплексом причинсоциального, мировоззренческого и политического характера. Важнейшей из нихследует признать эволюцию общественного сознания высших слоев дворянства,завершившуюся формированием особого типа социальной и духовно-интеллектуальнойэлиты, не имевшей аналогов ни в прошлом, ни в будущем российской истории.
Политика Екатерины II иАлександра I совпали с общим направлением гигантского скачка в области духовнойкультуры элитно-элитарных слоев российского общества послужили определеннымкатализатором приобщения к западной культуре, в том числе и в сфереобразования. На протяжении двух эпох Екатерины Великой и Александра Iсформировался узкий слой элитного дворянства, обладающего элитным сознанием,способным определяющим образом влиять на духовно-ценностные приоритеты элитногои элитно-элитарного образования в России.
Во времена ЕкатериныВеликой к числу таких учебных заведений в первую очередь относились, основанныепо ее инициативе Смольный институт благородных девиц и Пажеский ЕгоИмператорского Величества корпус.
Эпоха Александра Iознаменовала себя открытием Царскосельского лицея и Благородного пансиона приМосковском университете. А также перспективной попыткой создания системыгимназического образования, воспроизводящей опыт известного западного ученогоЖ.А.Кондорсе. Предполагалось органичное вхождение гимназической страты в общуюсистему народного образования, в которой представители всех сословий (кромекрепостных) могли пройти первоначальный курс обучения в уездных и приходскихучилищах. А потом, согласно положению «Устава об учебных заведениях, подведомыхуниверситетам»(1804) поступать в гимназию и затем в университет, являющихся, позамыслу реформаторов, неэлитарными, но элитными учебными заведениями.
В качествесамостоятельного периода развития российского элитного общего образованиявыступает период, продолжавшийся с 1825 года — до 1855 года, когда вступил напрестол император – реформатор Александр II. Данный период развития российскогоэлитного образования, характеризуемый историками, как «Николаевская эпоха»,может быть обозначен как ««консервативно-стабилизирующий»». В качестве егоосновных черт выступало стремление к достижению социально-политическойстабильности общества, установлению жесткого духовно-мировоззренческогоконтроля над образованием и, в первую очередь, его элитным и элитарнымкомпонентом.
Вместе с тем, в государственнойполитике все рельефнее прослеживались тенденции, которые были, не просто чуждыдуху элитно-элитарного образования, но и ориентировались на его разрушение.
В результате, взначительной степени предвосхищая развитие гуманистической педагогики будущего,элитно-элитарное образование, объективно должно было во второй четверти XIXвека пережить кризис и изменение своих концептуальных основ и ценностныхприоритетов. Необходимы были существенные общественно – политические изменения,чтобы придать элитному образованию новый позитивный импульс. [5, 93 ст.]
«Либерально-реформационный»период (1855-1864) представлял собой радикальный поворот в развитии элитного иэлитно-элитарного общего образования. Реформа образования выступала важнейшей инеотъемлемой частью реформ Александра II, предполагающих преодолениесоциально-экономической отсталости России, возвращение государству утраченнойроли духовного и административно-организационного лидера в преобразованиистраны. В конце 1850-х — начале 60-х годов ХIХ века, как и вся системароссийского образования, элитное образование получило мощный импульс к своемуразвитию. Его наиболее характерной чертой является проявление государственнойинициативы, направленной на развитие российского элитного образования нагуманистичной и демократичной основе. [3, 146 ст.]
Принципиальное значениеимело то, что по инициативе министра просвещения А.В. Головнина была открытакачественно новая перспектива для развития элитного и элитно-элитарного общегообразования. Он достиг этого, добившись предоставления права на открытиесамостоятельных учебных заведений (в том числе и гимназий), которые моглифинансироваться не только государством, но и общественными объединениями ичастными лицами. Следствием этого явилось возникновение ряда частных элитныхшкол с ярко выраженной авторской концепцией образовательного развития,неповторимым характером образовательной деятельности, творческойиндивидуальностью педагогического коллектива и его руководителей.
Следующий период можетбыть обозначен как «охранительно-развивающий». Он продолжался с 1866 г. досередины 90-х годов XIX века и ознаменовался наиболее сильным идеологическим имировоззренческим давлением правящих кругов на элитное и элитно-элитарное общееобразование. Основными чертами образовательной политики являлось стремлениегосударства сплотить верхние слои российского общества в целях предотвращенияпроникновения радикальных политических идей в среду учащейся молодежи,устранение из содержания образования любых проявленийфилософско-мировоззренческого свободомыслия. [3, 157 ст.]
Одновременно при этомставились задачи формирования элитно-элитарной молодежи, обладающей высокимуровнем интеллекта, общей и, в частности, гуманитарно-филологической культурой,ярко выраженным стремлением, сохраняющимся на протяжении всей жизни, служитьРоссии в соответствии с вполне конкретной и определенной ролью верноподданногоприверженца монархии, патриота России, законопослушного гражданина и отцасемейства.
Таким образом, можноконстатировать, что контрреформационная образовательная политика второйполовины 60-х – первой половине 90-х годов ХIХ века не только не смогларазрушить элитное общее образование, но и не остановила процесс воспроизводствадуховно-интеллектуальных элит в России.
2.4 Элитарноеобразование в России ХХ в
Период с конца 1890-хгодов до Октябрьской революции в развитии российского элитного и элитно-элитарногообщего образования можно обозначить как «инновационный». Он представляет собойнаиболее яркий и противоречивый его этап, когда был выдвинут ряд концептуальныхидей, способных открыть для элитного образования качественно новые перспективы.
Одним из продуктивныхпроявлений инновационного поиска, явилась реформа министра народногопросвещения П.Н.Игнатьева, подготовленная лучшими представителями российскойпедагогической мысли. Она была способна, в случае своей реализации, сыгратьзначимую прогрессивную роль в будущей судьбе российского элитного образования.Данный период также характеризовался такими чертами как нарастание темповизменения содержания элитного среднего образования и возникновение качественноновых учебных заведений элитной направленности, в частности, школыЕ.С.Левицкой, Медведниковской гимназии, Тенишевского училища.
Вместе с тем,рассматриваемый период протекал в обстановке острого социального иполитического кризиса, который был обусловлен ярко выраженной растерянностьюгосударственной власти перед нарастающими масштабами революционных выступленийвсех слоев общества, включавших в себя представителей гимназической,студенческой и педагогической среды. Значительная часть общества категорическиотрицала объективную целесообразность существования элитных школ, выступала запринципы единого среднего образования. Эти настроения, как показалоисследование, представляли одну из самых серьезных опасностей для дальнейшегосуществования элитной школы.
Последующийпосле Октябрьской революции период развития элитного среднего образования вСССР на протяжении почти всего XX столетия (до 1990-хгодов), может бытьобозначен как «фрагментарный». Он характеризуется тем, что элитные школы моглилишь периодически возникать в разных местах, как отдельные очагиинтеллектуальности и духовности, и постоянно испытывали на себе угрозузакрытия.
Существенно, что впедагогике 1920-х годов активно обсуждалась целесообразность созданияспециальных школ для высокоодаренных детей. Разумеется, в силу социалистическойментальности, эти школы не назывались элитными, но, по существу они должны былипредставлять качественно новую модель подлинно элитного образования, полностьюосвободившегося от любых признаков социальной элитарности.
Наиболее полно даннаятенденция нашла свое выражение в психолого педагогической концепции Л.С.Выготского, основанной на убеждении в необходимости создания особойсоциально-образовательной микросреды для той части детей, которая ужеизначально несет в себе черты ярко выраженной и генетически обусловленнойодаренности. Также эти идеи нашли свое продуктивное развитие в работах А.П. Модестоваи В.М. Экземплярского.
Особого вниманиязаслуживает обращение к тенденциям элитного общего образования в СССР 30-х –50-х годов XX столетия, периода, который может быть обозначен как «устойчивоантиэлитный»..
Однако следуетпризнать, что школа 1930-50-х годов, являясь эгалитарной по своей природе, темне менее, смогла эффективно использовать потенциал элитной дореволюционнойшколы.
В 1960-80-е годы рельефнообозначилась тенденция к воссозданию элитного общего образования, не смотря насохранение официальной эгалитарной идеологии и выраженных антиэлитныхнастроений, характерных для массового общественного сознания.
Оценивая политикугосударства в области образования 1960-х – 80-х годов, следует признать, чтоона создавала определенные предпосылки для воссоздания элитного образования.Создавались специализированные школы для углубленного изучения ряда дисциплиндетьми с ярко выраженными признаками интеллектуальной одаренности. В даннойсвязи в диссертации подробно охарактеризована деятельность учебных заведенийобщеобразовательной направленности, которые могут быть отнесены к разрядуэлитных. Это физико-математические школы – интернаты при Московском и Новосибирскомуниверситетах, Экономическая школа при Институте народного хозяйства, Донецкаяшкола юных химиков и ряд других.
Они достигли высокихрезультатов в решении образовательных задач и, несмотря на отдельныепсихолого-педагогические просчеты, содействовали духовно-интеллектуальномуформированию будущих представителей науки, стремлению к высокому уровнюсамореализации, привитию им качеств лидеров. Этим они доказали целесообразностьвоссоздания элитной школы в России.
Однако следуетпризнать, что эти сравнительно немногочисленные элитные школы не «вписывались»в общий контекст развития советской системы образования. Элитные школыфизико-математической направленности объективно требовали качественно новогоподхода к содержанию социо-гуманитарных учебных дисциплин, а также ярковыраженной гуманитаризации естественнонаучного компонента. А это влекло засобой формирование личностной позиции учащихся, не вписывающейся вгосподствующие философско-мировоззренческие и идеологические представления.
В целом оказалисьнепродуктивными попытки соединить свободу математического и естественнонаучногомышления учащихся с их искренним следованием мировоззренческо-идеологическимпостулатам, насаждаемым государственно-партийной системой власти. Данноепротиворечие, неразрешимое при советской власти, получило свое разрешение наследующем этапе развития элитного образования в 90-е годы ХХ века.
2.5 Элитарное образованиев России. Современный этап
Конец 80-х – 90-е годыXX века ознаменовались радикальными изменениями внутренней и внешней политикистраны, создавшими в целом благоприятные условия для возрождения элитногообщего образования. Процесс воссоздания и развития элитной школы,продолжающейся с 90-х годов XX столетия по настоящее время, при всей своейсложности и противоречивости, тем не менее, отражает объективную потребностьроссийского общества в социально-культурологическом и образовательномвоспроизводстве духовно-интеллектуальных элит.
Для преодолениянегативного восприятия обществом современное элитное общее образование должностремиться избегать социальной элитарности, оно призвано быть открыто дляприобщения к его содержанию и ценностным приоритетам как можно большего числаодаренных представителей всех социальных слоев.
Таким образом, можноутверждать, что определяющей целью существования элитного общего образованиядолжно явиться создание условий для максимальной актуализации учащихся вучебной, учебно-исследовательской деятельности и общественной жизни школьногоколлектива, подготовки к успешному завершению элитного профессиональногообразования и органичному вхождению в состав формирующихся и осознающих своюзначимость в судьбе социума элит административно-государственного руководствабизнеса, науки, духовной культуры и искусства.
Элитное общееобразование нуждается в социальной самопрезентации и моральной поддержке,прежде всего, со стороны государственной власти, которая объективнозаинтересована в существовании высокообразованных социальных элит, какнеобходимого условия развития общества. Утверждение о необходимости сохраненияи развития элитного среднего образования также должно систематическипопуляризироваться на уровне массового общественного сознания темипредставителями духовно-интеллектуальных элит, которые имеют основания длявысокого социального уважения.
Заключение
Дальнейшее развитиеэлитного общего образования должно осуществляться на основе использования опытадореволюционного элитно элитарного образования, осмысления традиций зарубежногоэлитного образования, обобщения современных педагогических идей, концепций иобразовательных технологий гуманистической направленности. А также основыватьсяна лучших традициях образовательной деятельности высшей школы, в опыте которойвсегда прослеживались определенные элитные традиции: высокий уровень теоретичностии фундаментальности образования, отношение к научному познанию, как одному извысших смыслов, наполняющих особым содержанием жизнь и творчество подлинныхдеятелей науки.
Вместе с тем, будущеероссийского элитного общего образования определяющим образом зависит отперспектив развития образования эгалитарного типа, что должно найти своевыражение в высоком уровне материально – финансового и научно — методическогообеспечения развития системы эгалитарного образования.
Ответственность задостижение данного баланса, в первую очередь, ложится на элитное образование,обладающее глубокой философско методологической и научной базой,профессиональной близостью с системой университетского образования, спедагогами-исследователями, способными мыслить на высоком концептуально-стратегическомуровне. От успешности выполнения этой миссии в значительной степени будетзависеть не только будущее российского образования и науки, но и дальнейшееразвития отечественной культуры.
Список использованнойлитературы1. Абасов З.А. Традиционное иинновационное в современном российском образовании. — Философские науки. 2005.№9. 2. Акулов С.В. Элитарное образование вРоссии второй половины XVIII — первой половины XIX вв. — Курск, 2004.3. Ашин Г.А. Современные теории элиты:критический очерк. — М., 1985. 4. Балыхин Г.А. Новые экономическиемеханизмы в образовании. Воспитание и духовное развитие студенчества. — Высшееобразование сегодня. 2005. №2.
5. ДемиденкоЭ.С. Перспективы образования в меняющемся мире. — Социологические исследования.2005. №2.
6. ИльинскийИ.М. Образовательная революция. — М., 2002.
7. Козлова Н.Н.Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. — Общественные науки и современность.1994. № 3.
8. Попова Г.С.Образование как процесс накопления человеческого и культурного капитала. — Социально-гуманитарные знания. 2005. №2.
9.Сохраняева Т.В. Гуманистические ориентиры развития системы образования. — Философские науки. 2005. №9.