Реферат по предмету "Педагогика"


Игра дошкольника

МОСКОВСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет:Дошкольной педагогики и психологии.
Заочное отделение.
Контрольная работа
на тему: «Иградошкольника»
Вариант №2
Выполнила студентка
заоч. отд. 206 гр.
Бодрова Ирина
Проверила: Лисина В.Р.
МОСКВА 2009

Вопрос №1
«Игра есть потребность растущего детского организма…» Н.К.Крупская
ИГРА – основная деятельность детей. Л.С. Выгодский писал« Через игровую деятельность и движение ребенок учится и в этом смысле играможет называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие.» Силойвоображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ детисоздают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами,пространством временем. Дети – творцы настоящего будущего. В этом обаяние игры.В игре дети не ставят каких –то иных целей, чем играть.
Игра становится для детей формой организации жизни, еслиона своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе иполезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре нагляднообнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единствопсихического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волюребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма,способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок росздоровым, жизни радостным и крепки
Виды игр.
Игра составляет основное содержание жизни ребёнкадошкольного возраста и является ведущей его деятельностью.
Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить надве большие группы.
Одни игры создаются самими детьми под руководствомвоспитателя — это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовоесодержание и определённые правила — это игры с правилами. В свою очередь игры справилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.
Таким образом, педагогика различает игры творческие,подвижные, дидактические.
Правильное понимание характера и особенностей каждоговида игр имеет большое значение для методики руководства ими.
При руководстве творческими играми задача педагогазаключается в том, чтобы:
помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
помочь сделать нужную для игры постройку;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Основные приёмы руководства:
внесение новой игрушки (младший дошкольный возраст);
внесение игровых материалов (младший дошкольный возраст);
советы, вопросы (старший дошкольный возраст);
непосредственное участие в игре (младший и старшийдошкольный возраст);
Роль игрового материала и игрушек:
Как показывает изучение игр, использование детьмиматериала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. Детираннего возраста и 3-4 лет большую часть времени в ходе игры тратят на материали различные операции с ним. Так, в игре двухлетних детей это занимает до 90 %времени. Материал для них — исходный пункт игры.
У старших детей игровой материал является вспомогательнымв игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласнозамыслу игры.
Назначение материала в игре видоизменяется: он становитсяне только средством для выполнения различных операций, но и опорой для сюжетныхигр.
Игры со строительным материалом занимают особое местосреди творческих игр детей.
Творчество детей в строительных играх во многом зависитот содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом.Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии,изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен
обогащать содержание игры;
развивать конструктивные способности детей;
учить их строить из разного материала;
Основные приёмы руководства в младшем дошкольномвозрасте:
Образец; его рассматривание, выделение основных частейпостройки.
Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:
Постройка по замыслу;
По условиям;
По предложенной теме.
В этих группах основной акцент при руководствестроительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании,наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой, высокой и т. д.
Нельзя забывать о таких моментах, как:
Помощь в организации постройки (воспитатель помогаетдетям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собойработу).
Подвижные игры в разных возрастных группах имеют важныеразличия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группахнаибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя,зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норытолько после определённого сигнала). Приучение детей к выполнению правилпроисходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в нейвоспитателя.
В старшей группе, наряду с сюжетными подвижными играми,большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, всохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами.Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит дофлажка). Игры детей старшей группы по преимуществу коллективные. Воспитатель исами дети строго следят за точным выполнением правил.
Содержание и правила дидактических игр во многом зависитот воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастныхгрупп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большоезначение имеет:
Наглядность;
Сюжет;
Слово.
В этих играх правила заключены в дидактических игрушках(малыши имеют дело с матрёшками, вкладками, разрезными картинками).
В средней группе умственные задачи усложняются, и всёбольшее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь поописанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характераигрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент(например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).
В старшей группе умственные задачи ещё более усложняются.Большое место в старшей группе занимают словесные игры.
При всём своеобразии различных видов игр между ними многообщего. Они отображают окружающую действительность и основываются насамостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляютдетям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре,вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.
Все игры детей развиваются под руководством взрослых,воспитателя. Воспитатели и родители знакомят детей с окружающей жизнью,обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.
Вопрос №2
Сюжетно-ролевая игра – это игры, которые придумываютсами дети. В них отражаются их знания, впечатления представление об окружающеммире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровойзамысел, сюжет содержание роли.
Дошкольное детство — от 3 до 6-7 лет — совершенноособенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняяпсихическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизньпроявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, ввоображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении совзрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаютсяи развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а всюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роливзрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условияхвоспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются всепсихические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельностьвлияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этойзадаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучшесосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивноедвижение — раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитиедошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперироватьв мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой длямышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинаетдействовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствуеттому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Крометого, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точкизрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитиюважнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другойвзгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развитиявоображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальныепредметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себяроли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемомпространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческомувоображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачиваетсяглавным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинаютучитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения,строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромноевлияние на развитие общения детей в этот период.
Огромное значение игры для развития всех психики иличности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является вдошкольном возрасте ведущей
Для возникновения и развития сюжетно – ролевой игрынеобходимо наличие у ребенка знание об окружающих его предметах ( об ихсвойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях общественной жизни.
Большое значение имеет развитие навыков самоорганизации.Прежде чем начать игру ребенок должен самостоятельно выбрать тему и роль,определить какой строительный материал и какие игрушки необходимы ему для игры.Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе ее. Правила этиобусловлены содержанием сюжета, его развития, они придают устойчивостьсюжету.
Задачи сюжетно – ролевой игры это развитие творческойдеятельности и воображение ребенка, который учится оперировать предметамиигрушками как символами явлениями окружающего мира.В игре эффективновоспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу,развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Играслужит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляется эгоизм,агрессивность, замкнутость.
Методические приемы в сюжетно- ролевой игре.
Младший возраст.
В младшем возрасте в с\р игре наблюдается несложныйсюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий.Ребенокстремиться определить для себя роль, может на некоторое время увлечься ею, ночерез некоторое время забывают об этом и «переключаются» на другую роль изачастую неоправданно меняет весь сюжет игры. Поэтому в этом возрасте главнуюроль играет воспитатель.
В этом возрасте главным приемом является совместная играпедагога и детей. Педагог показывает в игровой ситуации действия с игрушками,предметами – заменителями. Хорошо зная характер детей, педагог может их увлечьв совместные действия с игрушкой.
С возрастом у ребенка появляется стремление подражатьигровым действиям сверстника и желание выполнять ту же роль. Таким образом, вработе с детьми 2-3 лет одной из важной задач является воспитание простейшихнавыков совместной игры. Совместная игра доставляет детям радость и даетвозможность обмена знаниям, активного речевого обмена, проявлений разнообразныхэмоций. И только умелое вмешательство педагога помогает поддерживать интересдетей к игре и к действиям друг друга.
Таким образом, на данном этапе важное значение имеетнепосредственное участие педагога в игре (игра с одним ребенком и показ вигровой ситуации разнообразных действий с любимой игрушкой, диалог разговорпедагога с образной игрушкой). В играх воспитатель берет на себя главную роль, исам распределяет роли детям объединяя их для совместной игры. При этом онпоказывает искреннюю заинтересованность в происходящим.
Средний возраст.
Исходя из особенности среднего, возраста рольвоспитателя в игре значительно сокращается. Его методы должны быть направленына обогащение знаний детей о событиях, происходящих в нашей стране, о социальнойсущности коллективного труда взрослых. Здесь немаловажное значение приобретаютбеседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы – рассказы овозможностях детей в той или иной роли. Такие беседы помогают в формированиюсамостоятельности в выборе темы игры и развитию ее содержания.
Особое внимание педагога требует оказание ребенку помощив создании игрового образа, советует, какую роль лучше всего взять ребенку всоответствии с его возможностями. Для того чтобы каждый ребенок сумел в ролевомисполнение передать динамику действий изображаемого лица, его эмоциональныепроявления, поступки, отношения с людьми…
Педагог, может участвуя в игре может брать на себяглавную роль или быть одним из рядовых героев, но в любом случае он долженруководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.
Старший возраст.
В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникамвозможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает,как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с цель более детальногоознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или егопрофессии.
Методы руководства игрой.
Руководство с\р игрой должен быть построен так, чтобывоспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем обучением ивоспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого выделяится три группыметодов.
Первая группа методов: Обогащение детей знаниями,впечатлениями, представлениями об окружающем мире.
Вторая группа методов: — Это методы, способствующиестановлению и развитию игровой деятельности.
Третья группа методов: Связана с обучением детейконструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлениеигрушек.
Вопрос №3
Театрализованная игра это один из видов сюжетно ролевойигры.
Специфика и виды театрализованных игр меняются с учетомвозрастных групп.
Младший возраст.
Дети этой возрастной группы привлекает все необычное,невиданное им ранее большие яркие игрушки, новые костюмы и их детали,музыкальные инструменты. В этом возрасте педагог только пробуждает интерес ктеатрально- игровой деятельности., создают условия для её проведения. Развиваютумение следить за развитием действий в играх – драмотизациях, кукольныхспектаклях. Дети этой возрастной группы учатся передавать эмоции персонажей.Педагогразвивает стремление импровиз0ировать на несложные сюжеты песен, сказок.Способствует желанию выступать перед родителями.
Средний возраст.
В этом возрасте развивается больший интерес детей ктеатрализованным играм. Дети вместе с воспитателем учатся разыгрывать несложныепредставления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительныесредства (интонацию, мимику, жест).Дети учатся использовать в своихтеатрализованных играх различные игрушки.
У детей этого возраста развивается полноценное ощущениероли и возможности, связанных с « проживанием» в ней( эмоции, чувства,ощущение).В таких играх ребенок способен полностью раскарыться и определитьсвою творческую индивидуальность. Дети этого возраста все чаше обращаютвнимание на качество игры и могут самостоятельно выбрать себе роль.
Важное значение этом возрасте имеет театр взрослых. Гдедети узнают воспитателей – артистов, выражают свое мнение о спектакле.
Старший возраст.
В старшем возрасте дети продолжают развивать умениеразыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям песням, используя дляэтих целей кукол, и другие игрушки. Костюмы и декорации.
Учатся чувствовать и понимать эмоциональное состояниегероя, вступать взаимодействие с другими персонажами.
Учатся создавать творческие группы для подготовки ипроведения спектаклей, концертов.
Старший дошкольный возраст.
Театрализованная игра детей в подготовительной группеимеет мощный познавательный мотив, который реализуется благодаря созданиювозможностей для достижения успеха в драматизации.
Дети этого возраста уже способны самостоятельноорганизовывать театрализованную игру, выбирать сказку, стихотворение, песню.Широко используется детьми разные виды театра: теневой, пальчиковый, кукольный.

Вопрос №4
В детском саду в целях всестороннего развития ребенкасоздаются условия для разнообразной содержательной деятельности, в которой детиактивно проявляют себя, отражают свои впечатления об окружающем мире, познаютпод руководством педагога новые для них явления.
Под конструированием принято принимать разнообразныепостройки из строительного материала, изготовление игрушек из бумаги, картона,дерева.
Педагогическая ценность конструктивной деятельностизаключается в том, что она развивает способности ребенка, его товрческиеумения.Значение этой деятельности отчетливо выступает в свете ученияИ.П.Павлова и И.М. Сеченова о роли двигательного анализа.
Упражнение ребенка в решении разнообразных конструктивныхзадач развивают творческую строительную игру.
Строительная игра многообразна: иногда ребенок подражаетв неи строительной деятельности взрослых.В таких играх ребенок берет на себяроль рабочего – строителя, но чаще всего он просто сооружает известные емупостройки, предметы, а иногда реализует и неясные еще образы фантазии.
Строительные игры открывают широкие возможности дляпроявления инициативы, умственной и двигательной активности детей.
Детское строительство само по себе носит игровойхарактер, поэтому принято употребление понятия строительная игра.С ролевойигрои ее сближает активная деятельность воображения, игровой замысел, эмоциирадости сопровождающие игру.
Игры со строительным материалом занимают особое местосреди творческих игр детей.
Творчество детей в строительных играх во многом зависитот содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом.Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии,изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен
обогащать содержание игры;
развивать конструктивные способности детей;
учить их строить из разного материала;
Основные приёмы руководства в младшем дошкольномвозрасте:
Образец; его рассматривание, выделение основных частейпостройки.
Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:
Постройка по замыслу;
По условиям;
По предложенной теме.
В этих группах основной акцент при руководствестроительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании,наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой, высокой и т. д.
Нельзя забывать о таких моментах, как:
Помощь в организации постройки (воспитатель помогаетдетям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собойработу).
Конструирование в детском саду. В.Г.Нечаева М 1961г
Вопрос №5
Дидактическая игра – это обучающие игры. Их основноеназначение- способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыковразвитию умственных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу,игровые действия и игровые правила.
Дидактическая игры являются и методом обучения исамостоятельной игровой деятельностью.
В руководстве играми с правилами следует выделить триэтапа:
Подготовка
Проведение
Анализ результатов
1.Подготовка: отбор игры в соответствии с задачамивоспитания и обучения конкретной возрастной группы с учетом времени проведенияигры в свободное время или на занятии. Определение кол-ва участников, отбор необходимогодидактического материала, пособий.
2.Проведение игры не составит труда воспитателю, если они дети будут тщательно подготовлены к ней. Необходимо ознакомить детей справилами игры с ее содержанием и игровыми действиями. Участвуя в игре,взрослый направляет действия детей советами, напоминаниями, непосредственнымпоказом.
3.Анализ игры. Это самый ответственный момент руководствеею. Педагог отвечает самых активных детей, кто чет ко выполнял правила игры,помогал своим товарищам, был честен при выполнение правил игры. Кроме тогоанализ помогает выявить индивидуальные особенности в поведении и характер детей, а значит, правильно организовывать работу с ними.
Младший возраст.
В младшем возрасте используют дидактические игры назакреплениеумений подбирать предметы по цвету, размеру, собирать пирамидку. Учат собиратькартинку из 4-6 частей ( «Наша посуда», «игрушки «и др…) В совместныхдидактических играх учатся выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Содержание и правила дидактических игр во многом зависитот воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастныхгрупп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большоезначение имеет:
Наглядность;
Сюжет;
Слово.
Средний возраст.
В этом возрасте дидактические игры учат детей,совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группироватьих; составлять из части целое, закреплять представление о св-вах предметов.
Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущениядетей. Развивается наблюдательность и внимание.
В средней группе умственные задачи усложняются, и всёбольшее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь поописанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характераигрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент(например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).
Старший возраст.
Дидактические игры этого возраста направлены наобогащение и систематизирование знаний детей о природе, явлениях общественнойжизни, предметах окружающего мира. Развивают память, внимание воображениемышление, речь.
Педагог учит подчиняться правилам в групповых играх.Воспитывать творчество и самостоятельность, Культуру честного соперничества виграх.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте дидактическая игранаправлена на закрепление пройденного материала. Формируется умение организовыватьигры, исполнять роль ведущего. Развивать в игре сообразительность, умениесамостоятельно решать поставленную задачу. Игры направлены на подготовкуребенка к школе.

Библиография
1.Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в Д\С БондаренкоА.К. и Воронова В.Я Дидактические игры в Д\С А.И. Сорокина
2.Метод. Рекомендации к программе обучения в Д/С Комарова Т.С. Губанова Н.Ф.
3.Конструирование в детском саду. В.Г.Нечаева М 1961г
4. Материалысайта Учебно-методический Центр «Игра и игрушка»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.