Реферат по предмету "Педагогика"


Методы коррекции с использованием лепки в условиях специальной коррекционной школы

Введение
На современномэтапе социального образования, когда принят Закон Республики Казахстан «Осоциальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей сограниченными возможностями» ярко выделяется основная задача, стоящаяперед государством в отношении детей данной категории, — создание условий иоказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовкеполноценной жизни в обществе.
Специальныекоррекционные школы одновременно выполняют специфические задачи, направленныена восстановление утраченных функций, коррекцию первичных и вторичныхнарушений, развитие функций сохранных анализаторов и формированиекомпенсаторных навыков, способствующих реабилитации, социально-трудовойадаптации и интеграции детей и подростков в обществе.
Одной изактуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблемаповышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровнякоррекционной работы.
Её решениепредполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, болееэффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальныевозможности учащихся с особыми образовательными потребностями, условия, вкоторых протекает их деятельность.
Современнаяшкола пытается осуществить гармоническое развитие личности. Важный путь такого развития – занятияизобразительной деятельностью. Во время занятий дети овладевают умениемотражать действительность с помощью различных изобразительных средств. Впроцессе занятий изодеятельностью происходит развитие психических процессов икачеств личности. Такие занятия являются одним из важнейших путейнравственного, эстетического, умственного и трудового воспитания школьников.
В условияхспециальной коррекционной школы для умственно отсталых детей эти занятияспособствуют так же и коррекции отклонений в развитии. Среди различных видовдеятельности умственно отсталые школьники выделяют и отдают предпочтениеизобразительной деятельности как наиболее интересной и занимательной. Умственноотсталые школьники очень любят лепить. Благодаря своей доступности, наглядностии конкретности выражения лепка приближается к игре.
Согласновзглядам Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и других видныхотечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется иперестраивается в процессе деятельности. Лепка, как форма деятельности,включает в себя многие компоненты психических процессов и, в связи с этим, еёследует считать важным фактором формирования личности.
Изодеятельностьтребует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того, чтобывылепить какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть. Кроме того,надо определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение впространстве. Требование передать в работе сходство с изображаемым объектомзаставляет школьника подмечать в нём такие свойства и особенности, которые,как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходецеленаправленных занятий лепкой учащиеся начинают лучше производить сравнение,легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым иего частями. Лепкаспособствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.
Программноесодержание уроков ручного труда в младших классах специальной коррекционной школы включает всебя занятия по лепке, но на эти занятия отводится мало времени.
Следовательно,возникает необходимость в разработке специальных коррекционных занятий по лепкедля кружковой работы, в ходе которых будут решаться вопросы коррекциипсихофизических недостатков и развития творческой личности умственно отсталогошкольника.
Всё вышеперечисленное позволило считать проблему актуальной и обусловило выбор темы дляданной дипломной работы.
Целью работыявляется: Разработка и применение методов коррекции с использованием лепки вусловиях специальной коррекционной школы.
Испытуемымиявились учащиеся 2 «В» класса специальной общеобразовательнойшколы-интерната № 5 города Караганды.
Предмет исследования– коррекция психических процессов на внеклассных занятиях посредствомиспользования лепки.
Соответственноцели были поставлены задачи:
1.Изучитьматериалы имеющихся исследований по данной теме.
2.Путём психологическогообследования выявить уровень развития психических процессов у умственноотсталых школьников.
3.Определитьоптимальные условия для применения лепки в условиях специальной коррекционнойшколы.
4.Широкоиспользовать дифференцированный подход на занятиях по ручному труду с использованиемлепки.
5.Разработатьспециальные коррекционные уроки по лепке.
6.Разработатьметодические рекомендации по лепке для воспитателей специальных коррекционныхшкол.
Дляреализации поставленных задач были использованы следующие методы:
1.Наблюдениеза учащимися в ходе учебной и внеучебной деятельности;
2.Выявлениеуровня развития основных психических процессов;
3.Эксперимент:
а) констатирующий (применение методик психодиагностического обследования);
б) формирующий (разработка и применение программногосодержания и методов коррекции).
В качестве рабочей гипотезы мы взяли следующее утверждение:Коррекция психических процессов ребёнка с отклонениями в развитии будетнаиболее оптимальной, если будет разработана программа по лепке для кружковойработы в специальной коррекционной школе на основе системного и ценностногоориентированного методического подхода.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения иприложения.
В 1 главе описано состояние данной проблемы в специальной педагогике,отмечаются особенности усвоения детьми материала и овладения ими практическихнавыков, а также коррекционная значимость в развитии познавательнойдеятельности умственно отсталых учащихся.
Во 2 главе дан анализ действующей программы и уроков поручномутруду вмладших классах, на его основе разработана программа, в которой отраженыобъяснительная записка, распределены тематика, задания по видам лепки, количествочасов.
В приложении даны: календарно-тематическое планированиезанятий покружковой работе и разработки внеклассных занятий.

1.Изоискусство, как средство коррекции и эстетического развития умственноотсталых школьников
Эстетическому,художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придаютбольшое значение.
Особая рольв эстетическом воспитании принадлежит искусству.
Характернаяособенность искусства – отражение действительности в художественных образах,которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нёмопределённое отошение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнеепознавать действительность. Посредством искусства воспитываются умения видетьтипичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.
Произведенияискусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные похудожественной форме, формируют художественный вкус, способность понять,различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, вприроде, в быту. В каждом значительном произведении искусства мы найдёмглубокое содержание, воздействующее на нас, зрителей, благодаря выражению его вхудожественных образах.
Всё, чтозритель испытывает от восприятия картины, оставляет глубокий след в его мыслях ичувствах, помогает ему правильно оценивать явления жизни.
Искусствопробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства,способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, котороеможет проявиться в его поступках, в поведении, в отношениию окружающим.
Изобразительноеискусство есть художественное отражение действительности в зрительновоспринимаемых образах. С древних времён люди овладевали умениями изображатьвидимый мир, передавать свои представления о нём в рисунке, скульптуре,орнаменте.
Живопись,графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство – это виды изоискусства, отличающиесяи общими чертами и специфическими изобразительными средствами.
Живопись – воссоздаёт всёбогатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первоеместо. Цвет – главное средство живописи. Живопись характеризуется богатствомжанров. Их возникновение обуславливается интересами художников разных эпох ковсем сторонам жизни (исторический, мифологический, батальный, бытовой,портретный жанры).
Графика так же являетсяодним из видов изобразительного искусства. К графическим произведениямотносятся: рисунок, выполненный карандашом, пером, углём, акварелью, а такжеразличные виды его воспроизведения в печати: гравюра, литография и другие.
Скульптура даёт трёхмерное изображениепредмета. Выразительность художественного образа определяется его пластическойхарактеристикой. Чаще всего предметом скульптурного изображения являетсячеловек, реже животные, неодушевлённые предметы. Скульптуру можно смотреть сразных сторон.
Монументальнаяскульптура – это памятники великим людям или историческим событиям,величественные, строгие и выразительные.
Станковаяскульптура – это чаще всего портрет. Задача скульптурного портрета, так же каки живописного, — передача образа человека.
В станковойскульптуре значительное место занимает жанровая скульптура, изображающая группулюдей или фигуру одного человека.
В быту распространенаскульптура малых форм. Это фигурки небольшого размера, выполненные из различныхматериалов – фарфора, дерева, кости, из пластмасс. Многие из них цветные. Кскульптуре малых форм можно отнести и некоторые виды игрушек, изображающиелюдей и животных.
Рельеф – это скульптурноеизображение на плоскости. Иногда рельеф входит в композицию скульптурногопамятника.
Декоративно-прикладноеискусствоохватывает сферу народного искусства и художественной промышленности. Этомувиду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественноговкуса народа.
Особенновелико воспитательное значение народного декоративно- прикладного искусства.Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, детипроникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнуети радует сказочное волшебство золотой Хохломы, яркость, нарядность Городетскогоузора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели, неповторимость казахскогоорнамента. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие ихпроизведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств,эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям народов.
Известно,что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своейприроде. Но он связан с развитием личности умственно отсталого ребёнка, сформированием его чувств и сознания. В круг вопросов методики изобразительнойдеятельности входит определение таких методов и приёмов воспитания и обучения,которые наилучшим образом влияли бы на развитие умственно отсталых детей. Дляэтого надо хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребёнка.Знание процессов восприятия, мышления, воображения у умственно отсталых детейдаёт основание правильно строить работу с детьми.
На занятияхрисованием, лепкой, аппликацией, конструированием формируются такие свойстваличности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Впроцессе изобразительной деятельности умственно отсталые школьники усваиваютцелый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализироватьпредметы и явления окружающего мира.
Занятия изобразительнымискусством в специальной коррекционной школе являются эффективным средствомпознания действительности и одновременно помогают развитию и формированиюзрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти,чувств и других психических процессов. Знание психологии ребёнка помогаетпедагогу лучше понять его склонности, желания, выявить особенности и на этомосновывать коррекционную направленность занятий по изобразительному искусству.
Знание анатомии,физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно ихвозрастным особенностям и глубине деффекта. В первую очередь следует учитыватьразвитие высшей нервной деятельности умственно отсталых детей, котораяопределяет все психические процессы, в том числе и способность к творчеству.
Педагог должензнать, что для умственно отсталого ребёнка младшего школьного возрастахарактерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация движений руки глаза, быстрая утомляемость, нарушение пространственной ориентировки,воображения, памяти и других психических функций.
Знания, уменияи навыки рисования, лепки дети получают на занятиях.
Содержаниеи методы проведения занятий по изобразительной деятельности должны быть тесносвязаны с впечатлениями, получаемыми детьми в процессе наблюдений окружающейдействительности, чтения книг и т. п.
Игра особенноблизка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности –проявления детского творчества.
Элементыигры, используемые во время объяснения темы, будят работу мысли, воображения.По мере овладения изобразительными навыками игровые моменты отступают на второйплан, так как ребёнок начинает передовать задуманный образ средствами рисунка,лепки, аппликации.
Занятия изобразительнымискусством способствуют развитию речи умственно отсталых школьников, обогащениюих словарного запаса. Яркая эмоциональная речь воспитателя поможет ребёнкуглубже осмыслить процесс изображения.
На занятияхпо изобразительной деятельности ребёнок преобретает ряд практических умений инавыков, которые помогут ему в трудовой деятельности.
1.1Лепка –вид изобразительной деятельности
Лепка вначальных классах специальной коррекционной школы – это вид изобразительнойдеятельности, в процессе которого дети изображают предметы окружающейдействительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной илипластелином.
Созданиеребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Во времяработы с глиной или пластелином ребёнок испытывает эстетическое наслаждение отеё пластичности, обьёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
Одновременноребёнок осознаёт различные свойства глины и пластелина, знакомится с обьёмнойформой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движенийрук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот виддеятельности правильно поставить, то лепка может стать любимым занятием детей.
На занятияхлепкой перед воспитателем ставятся определённые задачи: развитие детскоготворчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, созданиеинтереса к данному виду деятельности.
В системеэстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимаетопределённое место и имеет свою специфику.
Каждыйвид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственнуюактивность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, безкоторых невозможно формирование основ социально — активной личности.
На занятияхлепкой развитие вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Так, любойпредмет, имеет обьём и воспринимается ребёнком со всех сторон. На основевосприятия предмета в сознании умственно отсталого школьника формируется образ.Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребёнок изображаетвсе стороны предмета, а не одну, как в рисовании и аппликации. Следовательно,ему не приходится прибегать к условному изображению предметов, что необходимо вдругих видах изобразительной деятельности. Кроме того, лепка в большей мере,чем рисование и аппликация, развивает и совершенствует природное чувствоосязания обеих рук, активное действие которых ведёт к более точной передачеформы.
Быстроеусвоение умственно отсталыми детьми способов изображения даёт возможность имраньше, чем в аппликации или рисовании, перейти к сюжетной лепке по 2-3 фигуры.
Все видыдеятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способовизображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поискунового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путёмнепосредственного исправления формы пальцами, стекой, путём налепов илиудаления лишней глины. Ребёнок может несколько раз переделывать формы, чегонельзя сделать в рисунке или аппликации.
Разныевиды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребёнка, и еслирисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредствомточности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступаетобьёмная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуютв пространстве, что формирует в ребёнке умение быстро воспринимать и познаватькрасоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развиваетвнимательность и интерес к окружающей действительности.
Лепка, какдеятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей кумению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математическихпредставлений. При лепке дети непосредственно сопоставляют части между собой исо всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисункеосуществляется только зрительным путём.
Занятия лепкойвлияют на общее развитие детей, в том числе и на развитие эстетическогочувства. Дети познают красоту пластилина или глины, им нравится её мягкость,пластичность, цвет. Они любуются формой предметов, с которых лепят, их увлекаетплавность перехода одного обьёма в другой, красивые пропорции, а также ритмформ и украшений. Ребёнок радуется тому, что он вылепил, что с этим изделиемможно играть или украсить им класс. От всего этого ребёнка охватывает волнение,которое можно рассматривать как первоначальный этап эстетических чувств.
Дляформирования эстетического чувства нужны условия, они создаются не только впроцессе занятий лепкой, но и во время предварительной работы по знакомствудетей с окружающими предметами, в часности со скульптурой малых форм иизделиями народного творчества. Познавая окружающее и перенося его в своюлепку, они закрепляют знание о величии труда людей, создавших эти красивыевещи.
Большое значениедля формирования эстетического чувства имеет обучение детей сделать работупонятной для окружающих. Ребёнку важно, чтобы его работа нравилась другимдетям, воспитателю, родителям.
Занятия лепкойтребуют постоянного анализа натурального предмета, образца или рисунка,сравнения с выполняемыми изделиями. Поэтому учащихся нужно научить определятьхарактерное в объекте и на этой основе планировать предстоящую работу.
Своеобразиеэтого вида труда состоит в том, что он относится к изобразительнойдеятельности, а это позволяет осуществлять задачи эстетического воспитания впроцессе трудовой деятельности, даёт возможность научить умственно отсталыхшкольников образно отражать предметы и явления окружающей действительности.Такие понятия, как форма, пропорции, композиционное решение, пространственноеотношение предметов, формируются у умственно отсталых детей в процессеконкретно-предметной деятельности.
Кроме того,занятия лепкой требуют от учащихся затраты дополнительных физических усилий какпри подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно привыполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхнихконечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физическихнедостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей. Этому жеспособствует и своеобразие трудовых приёмов, не встречающихся более ни в какомдругом виде трудовой деятельности и предполагающих, главным образом, ручнуюобработку материала.
Лепят детииндивидуально и коллективно. Совместная работа над созданием предметов дляобщей игры, для выставки и т.п. — всё это также развивает у детейхудожественный вкус, эстетическое чувство. Они начинают понимать красотусовместного труда и возможность общими усилиями сделать приятное и полезное длядругих.
Таким образом,занятия лепкой содействуют формированию не только эстетического чувства, но иэстетического отношения к тому, что получилось.

1.2 Задачи всестороннегоразвития умственно отсталых младших школьников средствами лепки
Назанятиях лепкой предполагается решение следующих задач: формировать умениесравнивать и анализировать свойства предметов обьёмной формы, вычленять главноеи второстепенное, ориентироваться в пространстве; познакомить учащихся с назначениеми применением пластических материалов в народном хозяйстве, в быту; обучать элементарнымприёмам работы с этими материалами, формировать двигательные трудовые навыки,координирующие работу кистей рук; развивать эстетические представления у учащихся,обогащать их словарный запас специфическими терминами.
Дети любятлепить, рисовать, конструировать. Тем самым они получают возможность передаватьто, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в своюочередь создаёт условия для всестороннего воспитания и развития детей.
Умственноевоспитание.Как всякая познавательная деятельность – изобразительная – имеет большоезначение для умственного воспитания детей.
Овладениеумением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительноговосприятия – наблюдения. Прежде чем сделать какой-либо предмет, предварительнонадо хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию,расположение частей, цвет.
Для умственноотсталых детей большую роль играет наглядность. Но также они должны создаватьсвои работы по представлению, развивая память. Наличие такого родапредставлений даёт пищу работе воображения. Формируются эти представления впроцессе непосредственного познания обьектов изображения в играх, на прогулках,во время специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из устныхрассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельностипредставления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуетзрение, осязание, движение рук.
Занимаясьлепкой дети знакомятся с материалом, с его свойствами, выразительнымивозможностями, приобретают навыки работы. Всё это способствует их умственномуразвитию. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования такихмыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессенаблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением,созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметови их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображениеразных по форме предметов требует их сопоставление и установление различий.Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее иразличное, объединять предметы по сходству.
Так, по формепредметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлойформы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникаетобщность способов изображения в лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешекили цеплёнка, нужно раскатать комочки глины кругообразными движениями.
Подруководством взрослого дети постепенно приобретают способность анализироватьпредмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различия доболее тонкого.
На занятияхпо лепке развивается речь детей. Усвоение названия форм, цветов, и их оттенков,пространственных обозначений способствует обогащению словаря.
Нужно активнопривлекать детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. Впроцессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих поделках,высказывают суждения о работе других детей.
Использованиеобразных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметовспособствует развитию выразительной речи.
Как указываютпсихологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развитиядетей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые онипреобретают в процессе лепки: умения пользоваться орудиями (стекой),планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, атакже задумывать и осуществлять свой замысел, привлекать для этого всеимеющиеся в данный момент средства. При проведении занятий нужно создаватьблагоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость,инициатива, умственная активность, самостоятельность и любознательность.
Сенсорноевоспитание.Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с ихсвойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.
Формированиепредставлений о предметах требует усвоения знаний о их свойствах и качествах,форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называютэти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то естьпроизводят умственные действия. Таким образом, лепка содействует сенсорномувоспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
Нравственноевоспитание. Детское изобразительное творчество имеет общественнуюнаправленность. Ребёнок лепит не только для себя, но и для окружающих. Емухочется, чтобы его поделка что-то показала, чтобы изображённое им узнали.
Общественнаянаправленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что влепке дети передают явления общественной жизни. Нужно давать им возможностьотразить эти впечатления и своё отношение к ним.
Значениезанятий по лепке для нравственного воспитания заключается также в том, что впроцессе этих занятий у детей воспитываются нравственные волевые качества:потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленнозаниматься, помогать товарищу преодолевать трудности и т.п.
Общегрупповыезанятия лепкой содействуют воспитанию общительности и дружескихвзаимоотношений.
Впроцессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться,договариваться о выполнении общей работы, возникает стремление помочь другдругу. Например, все лепят зверей для зоопарка или домашних птиц для композиции«Птичий двор». В этом случае каждый старается лучше выполнить своюфигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарищей,чтобы результат порадовал всех.
Детей оченьволнует отношение взрослых, сверстников к их творчеству.
Оничутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога.
Похвала всегдарадует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицаниеследует очень осторожно: если всё время хвалить ребёнка, у него могутсформироваться самоуверенность, зазнайство, и, наоборот, если постоянноговорить ребёнку, что он плохо выполнил поделку, у него появляется неуверенность,может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительнойдеятельности.
Трудовоевоспитание.В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическаяактивность. Для создания лепки необходимо применить усилия, осуществитьтрудовые действия, овладеть определёнными умениями.
На занятияхлепкой у детей развивается мелкая моторика рук, пальцев. Дети овладеваютмногими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнениясамых разных работ, преобретают ручную умелость, которая позволяет имчувствовать себя самостоятельными.
Освоениетрудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности,как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться,добиваться желаемого результата.
Формированиютрудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке кзанятиям и уборке рабочих мест. Необходимо развивать у каждого воспитанникатрудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда всёприготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определённое место,оставляя в порядке свой стол.
Занятияпо изобразительной деятельности можно и нужно использовать для изготовленияполезных предметов. Дети постарше могут изготовить игрушки для младшихшкольников: вылепить фрукты и овощи, печенье и конфеты. Такая общественнонаправленная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственноговоспитания.
Эстетическоевоспитание. Основное значение изобразительной деятельности, в частностилепки, заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессеизобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развитияэстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетическиечувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение впространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма –компонента эстетического чувства.
Для развитияэстетического восприятия умственно отсталых детей очень важно при знакомстве спредметом, явлением подчёркивать их красоту, использовать образное сравнение.
Принаблюдении предметов и явлений окружающей жизни у умственно отсталых детеймладшего школьного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном,загадочном виде проявляется и эстетическое чувство. Их волнует яркий цвет,блестящая поверхность. С возрастом эти чувства становятся более глубокими иосознанными. По мере развития и обогащения представлений дети воспринимают ужеболее сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовыесочетания. Развитие у умственно отсталых детей эстетических чувств позволяетподвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которыеможно обозначить различными определениями: огромный, изящный, лёгкий,радостный, праздничный, живой и т.д.
Для эстетическоговоспитания умственно отсталых детей и для развития их изобразительныхспособностей большое значение имеет знакомство с произведениямиизобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
 Развитиехудожественного творчества. В лепке, как и в рисунке, аппликации детипередают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему.Задача педагога – научить умственно отсталых детей художественной деятельности,выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копировать их.
Нужно предлагатьдетям такую тему для лепки, которая вызывает необходимость вспоминать,придумывать, воображать. Очень важно, чтобы тема заинтересовала ребёнка,взволновала его, и чтобы ему захотелось выразить её как можно лучше: например,предложение слепить дом нужно подать в такой форме, чтобы у ребёнка возникложелание пофантазировать и придумать «свой» дом с присущими только емувыразительными чертами. Это могут быть дача или дом для зайчика, для Снегурочкии т.д.
Эстетическоевоздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явленияотбирает педагог для изображения. Это должны быть не только хорошо знакомыепредметы, игрушки, но и предметы красивые, вызывающие положительные эмоции:радость, удивление, восхищение.

1.3 Видылепки, используемые в специальной коррекционной школе
Взаимосвязьзанятий лепкой с предметами общеобразовательного цикла осуществляетсядостаточно отчётливо на каждом уроке.
Особеннозаметна связь занятий по лепке с уроками рисования. Это во многом определяетструктуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можновыделить следующие виды работы:
Лепкас натуры– довольно сложный для умственно отсталых школьников вид работы. Сложностьсостоит в том, что натуральный предмет по своим размерам бывает больше илименьше того изделия, которое выполняют дети. Следовательно, помимо того, чтоучащимся необходимо проанализировать форму, установить соотношение отдельныхчастей предмета, найти пропорции, им ещё надо выполнить всё в определённоммасштабе. Поэтому программой предусмотрено на первоначальных этапах лепныеработы выполнять по образцу, изготовленному учителем, где размеры, форма исоотношения частей изделия точно соответствуют будущим работам учащихся. Вдальнейшем в качестве натурального примера следует использовать такие предметы,где пластическое решение уже найдено (различного рода игрушки и муляжи).
Лепка с натурыспособствует формированию умений анализировать предмет, выделять главное ивторостепенное, планировать ход работы, контролировать свои действия в процессетруда, и тем самым облегчает формирование первоначальных умственных действий,являющихся основой коррекционной направленности трудового обучения.
Лепкапо представлению – наиболее интересный для учеников вид лепки. Лепка попредставлению какого-либо конкретного знакомого детям предмета закрепляет ихзнания о предмете, тренирует память, способствует использованию в работепрежнего опыта. Вместе с тем лепка по представлению простейших композиций,составление макетов на определённый сюжет открывает простор для детскоготворчества, развивает воображение, способствует формированию пространственнойориентировки учащихся.
Лепкапо памяти –один из интереснейших видов работы, способствующий развитию зрительной памятиучащихся, умения мысленно анализировать внешние свойства предмета. Суть этойработы состоит в том, что ученикам в течении относительно короткого времени(7-10мин) предлагается внимательно рассмотреть, проанализировать натуральныйобъект или образец. Затем его убирают, и дети должны вылепить по памяти, толькочто увиденный предмет.
Лепкапо графическому изображению (рисунки, плакаты) – требует от учеников значительноймыслительной работы, поскольку графическое изображение предмета на плоскости недаёт полного представления о положении предмета в пространстве, его форме,соотношении всех частей. Всё это необходимо очень чётко себе представить,домыслить. Здесь требуется значительная помощь учителя, иначе умственноотсталые школьники, ориентируясь только на контур рисунка, будут лепить толькоплоскую фигуру, повторяющую этот контур.
Сюжетнаялепка– сложный вид лепки для умственно отсталых школьников. Им дети овладевают помере овладения приёмами изображения. Сюжетная лепка требует от детей большогообъёма работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию,установить его в нужном положении, дополнить лепку деталями.
Сюжетомдля лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторыхсказок, рассказов. Этот вид лепки закрепляет знания умственно отсталых детей опредметах, которые он лепит, о действии этих предметов, тренирует память,воображение.
Основныезадачи при обучении сюжетной лепки следующие:
научить детейзадумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;
учитьтворчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;
использоватьво время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиямиживых объектов, различные приёмы лепки.
Сюжетнаялепка требует от ребёнка знаний о предметах и умения пользоваться разнымиприёмами изображения.
Декоративнаялепка.Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народнымприкладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративнойпластикой народных умельцев.
Красивыеобобщённые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью,радует детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяютпредставление и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданныегончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда изамысловатые формы кружек, солонок и других изделий.
Для умственноотсталых школьников этот вид лепки довольно сложен.
Поэтомуможно предлагать им наименее сложный вид узора. Без помощи педагога в этом виделепки им не обойтись, хотя многие со временем уже изготавливают декоративныеизделия самостоятельно.
Полезно предлагатьдетям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом,различным приёмам лепки, а главное – красивому декоративному заполнениюпространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой – печаткой ввиде трубочки, квадрата, треугольника и других. Заострёнными стеками рисуютузор на поверхности пластилина. А затем можно ещё и разукрасить. Ещё можновыложить рельеф, то есть нанести на пластинку рисунок и по нему выкладыватьлепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью. Работа надлепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти рук, учит ребёнкаработать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.
Плоскостнаялепка.Это лепка пластилином по рисунку. Содействует прежде всего развитию у умственноотсталых школьников восприятия вообще и адекватного (форма и цвета предметов) вчастности анализа, сравнения, умения находить признаки предметов, устанавливатьсходство и различие между ними, воспитывает умение планировать свою работу,намечать последовательность выполнения рисунка.
 Умственноотсталые школьники знакомятся с техническими приёмами работы (проведениеразнообразных линий и штрихов), развивают глазомер, отработку правильныхдвижений пальцев рук (в работе участвует большой и указательный пальцы правойруки). Для коррекции кисти руки и пальцев целесообразно проводить упражненияперед работой и во время работы.
Нужно выработатьу учащихся умение свободно, без напряжения наносить пластилином прямыевертикальные, горизонтальные линии и линии по кругу на контурах рисунка.
Этот видлепки способствует развитию у умственно отсталых школьников координациидвижений, глазомера.
Организация. Непосредственно передзанятием педагогу нужно приготовить всё, что он подобрал накануне: натуру,игрушку, иллюстрацию. Нужно определить место, где будет стоять предмет.
Готовяськ занятию, педагог должен вылепить изображение, которое будут выполнять дети.Выполняя работу, педагог уточняет способы её решения, отмечает, где возниклитрудности. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей насамом трудном.
В первойчасти занятия нужно сообщить детям, чем и как они будут заниматься. Объяснениедолжно быть эмоциональным, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создатьтворческую атмосферу. Наглядный материал должен быть очень ярким, красивым,чтобы привлечь внимание ребёнка.
Втораячасть занятия – непосредственно работа над заданием. Во время работы нужнопомогать детям в наиболее трудных местах. Лишний раз объяснить ребёнку, какделается и в какой последовательности.
В начальныхклассах целесообразно использование сюрпризного момента на уроке. Этостимулирует работу умственно отсталого ребёнка и повышает интерес к занятиям полепке.
Примерноза 5 минут до конца занятия детей нужно предупредить о том, что следуетзаканчивать работу.
Анализ работ– один из важнейших компонентов занятия. Просмотр созданных детьми изображенийимеет большое воспитательное и учебное значение. Наиболее удачные работыразмещаются на первом ряду (обсуждение коллективное). Менее удачные — навтором.
Как правилопосле каждого занятия организуется выставка работ. Это стимулирует ребят кдальнейшей активной работе на занятиях лепкой.
1.4Методы и приёмы обучения лепке
Метод обучениясогласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом крешению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка ипедагога на данном занятии.
Приём обучения– более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей спицификидеятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.
Иногда отдельныеметоды могут выступать в качестве только приёма и не определять направлениеработы на занятии в целом.
Всовременной педагогике применяют разнообразные методы обучения.
Наглядныеметоды и приёмы обучения.
Метод наблюдениялежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так какискусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того,насколько будет развито у умственно отсталых детей умение наблюдать,устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее ииндивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.
К нагляднымметодам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образцаи других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогомприёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Нужноотметить некоторые особенности использования натуры в работе с умственноотсталыми детьми.
Натура преждевсего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется свосприятием; помогает умственно отсталому ребёнку правильно понять и передатьформу и строение предмета, его цвет.
Натуру нужнодетально рассматривать с детьми. В качестве натуры можно использовать листья,ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающиелюдей, животных, транспорт и т.д..
В началезанятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки «Тримедведя» предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенностиформы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их взависимости от поворота предмета.
Картиныприменяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающейдействительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, какхудожжественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.
Наблюденияокружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдениеза животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не толькообеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное дляпоследующего изображения.
Показ педагогомспособов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит умственноотсталых детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретногоопыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всехслучаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Умственноотсталые дети младшего школьного возраста плохо владеют своими движениями ипоэтому не знают, какое движение потребуется для вылепливания той или инойформы.
Известентакой приём, когда педагог делает определённые движения вместе с ребёнком, ведяего руку. Этот приём следует использовать, когда движения у ребёнка не развиты,он не умеет ими управлять. Необходимо ребёнку дать возможность ощутить этодвижение.
Показпедагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.
При оценкеготовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающегодетям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, таки индивидуальный. В некоторых случаях это зависит от характера умственноотсталого ребёнка.
Словесныеметоды и приёмы обучения.
Ксловесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессезанятия, использование словесного художественного образа.
Занятия полепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранеевоспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Особенновелика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основепредставления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), непользуясь наглядными пособиями.
Рассказ долженбыть очень красочный, эмоциональный и содержательный.
Есливпечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи,такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительныхприёмов.
Для уточненияпредставлений детей по теме можно использовать и наглядность.
Художественныйобраз, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладаетсвоеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, чтосвойственно данному явлению и выделяет его среди других.
В началезанятия лепкой на темы литературных произведений нецелеобразно применять другиеприёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения. Для умственноотсталых детей наиболее приемлемый способ – способ соединения наглядных исловесных методов и приёмов обучения.
Практическиеметоды.
В процессеобучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требуетприменения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе ипрактических, которые необходимы для выработки умений и навыков.
Одним изосновных практических методов являются упражнения в усвоении техническихумений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) умственноотсталые дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.
При изготовлениипосуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание,сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.
Дляизготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:
раскатывание,сгибание с соединением концов, сгибание со сплетением.
Материали оборудование.
Свойствасамого пластического материала определяют особенности этого вида труда.Программой предусмотрено использование для занятий лепкой глины и детскогопластилина. Если работа с пластилином достаточно хорошо известна педагогам, тов отношении глины этого сказать нельзя. Сравнительно редко используется этотматериал в специальной коррекционной школе. А между тем, глина по многим своимкачествам выгодно отличается от пластилина, и дети охотнее с ней работают.
В процесселепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными илиметаллическими. Самые простые виды стеки – это палочка, заострённая с однойстороны и закруглённая с другой, стека в виде лопатки и стека – петля.
Стека применяетсядля проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекойснимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.
Качествоработы ребёнка во многом зависит от того, как организованно его рабочее место.Для этого нужно иметь небольшие по размеру доски, которые размещают на столе.
Техническиеприёмы лепки.
Знакомясьс приёмами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные движения,являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание,скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение,защипывание.
При лепкетой или иной формы предмета приходится применять несколько приёмов лепкиодновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка).Здесь используются следующие приёмы: скатывание, последующее небольшоераскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.
Следует отметить,что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детейобобщённых приёмов обследования предмета, так как они позволяют детямсамостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приёмыизображения.
1.5 Взаимосвязьлепки с другими видами деятельности и занятиями
Сизобразительной деятельностью.
Изобразительнаядеятельность, кроме лепки, включает ещё такие виды занятий, как рисование,аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности вотображении впечатлений ребёнка об окружающем мире, которые конкретизируются взависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приёмовработы с ним.
Но всеэти виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связьосуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являютсяобщими для всех видов – изображение домов, транспорта, животных и т.д..
Так,если во время лепки изображают зайца, то полученные на этих занятиях знания оего форме, размерах, соотношении частей, они могут использовать в сюжетномрисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеютли умственно отсталые школьники необходимыми для этой работы изобразительными итехническими приёмами – умением рисовать округлые формы, располагать предметына листе.
Связь междуразличными видами изобразительной деятельности осуществляется путёмпоследовательного овладения формообразующими движениями в работе с различнымиматериалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где онадаётся объёмной. В аппликации умственно отсталый ребёнок знакомится сплоскостной формой круга. В рисовании создаётся линейный контур.
Таким образом,знания, приобретённые умственно отсталыми школьниками на занятиях одним видомизобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятияхдругими видами работы и с использованием другого материала.
Сзанятиями по ознакомлению детей с природой, по развитию речи и музыкальнымизанятиями.
Природа вовсе времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе идетского. Создаваемые детьми поделки способствуют закреплению и уточнению ихзнаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительноеотношение к ней.
В связи сэтим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должныосуществляться как единый процесс естествонаучного и эстетического познания.Осуществлять его необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношениек природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес детей кприроде и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображаяприроду, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизньинтереснее и содержательнее.
Очень важнавзаимосвязь занятий лепкой с работой по развитию речи умственно отсталых детей.На занятиях по развитию речи и в свободное время детям читают сказки, рассказы,разучивают с ними стихотворения.
В процессеэтой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь,мыслительные способности. Эти же процессы развиваются у них и в процессеизображения событий, о которых они узнали из прочитанного. Активизируется и ихфантазия. Дети стремятся по-своему передать сказочные и стихотворные образы,выразить отношение к тому, что их удивило, обрадовало, заинтересовало.
И занятияпо изобразительной деятельности, в свою очередь, способствуют развитию речиумственно отсталых детей, обогащая её образными выражениями, эпитетами,употребляемыми для характеристики, описания того или иного события, явления,предмета.
Взаимосвязьлепки с музыкой также очень много даёт детям в их эстетическом, творческомразвитии. Предложение, отразить в лепке образы музыкальных произведений, какправило, вызывает положительный эмоциональный отклик.
Можнопредложить детям передать ритм музыки средствами лепки. В этом им нужно помочь,предложив вспомнить, какое настроение передавала та или иная музыка, иподумать, как это можно изобразить. Это способствует развитию воображения уумственно отсталых детей.
Таким образом,взаимосвязь занятий лепкой с другими занятиями и различными видами деятельностиобогащает жизнь детей, повышает эффективность воспитательного и коррекционногопроцесса.

2. Экспериментальнаячасть
2.1 Анализпрограммы и посещённых уроков по ручному труду
Обучениетруду в младших классах специальной коррекционной школы направлено на решениеследующих задач:
1)воспитаниеположительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умениеработать в коллективе и других).
2)уважение к людям труда;
3)сообщениеэлементарных знаний о видах труда, формирование трудовых качеств, развитиесамостоятельности в труде, привитие интереса к труду.
Наряду сэтими задачами на занятиях труда в специальной коррекционной школе решаютсяспециальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельностишкольников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироватьсяв задании (анализировать объект, условия работы);
предварительнопланировать ход работы над изделием, устанавливать логическую последовательностьизготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для ихвыполнения;
контролироватьсвою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качествоготовых изделий).
В процессетрудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательнойдеятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственнойориентировки, а так же недостатков физического развития, особенно мелкоймоторики рук.
Урокитруда должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики.
Учебный материалв программе распределён по годам обучения с учётом возрастных и психофизическихособенностей умственно отсталых школьников.
Впрограмму по ручному труду входят занятия по лепке, так как они тесновзаимосвязаны между собой, имеют большое коррекционное значение, а также общиедетали и задачи.
В даннойпрограмме на уроки лепки всего отводится 38 часов: в 1 классе – 20 часов, во 2классе – 19 часов, в 3-4 классах – 0 часов.
Для решенияпоставленных программой задач используются три вида лепки, такие как: лепка снатуры, лепка по представлению и сюжетная лепка, которые имеют большоекоррекционное значение.
Так как умственноотсталые учащиеся младших классов затрудняются в соотношении пропорцийнатурального предмета и изготовляемой поделки на уроках широко применяютсянаглядные методы, такие как: метод показа образца и метод показа приёмов лепки,а также словесные методы.
Программойпредусмотрено приобретение учащимися навыков работы с глиной и пластилином.Дети осваивают основные технические приёмы лепки: раскатывание, скатывание,вдавливание, расплющивание и другие. Также изучают пластические свойства глиныи пластилина, знакомятся с инструментами для лепки, осваивают способы изготовленияподелок.
Также сцелью выявления уровня формирования умений и навыков при работе с глиной ипластилином, особенностей обучения навыкам лепки нами были посещены занятия поручному труду в 1-2 классах специальной коррекционной школы по разделу лепка.
Занятия былипроведены соответственно программе с использованием различных методов и приёмовобучения детей лепке.
Проанализировавпосещённые занятия во 2 «Б» и 2 «В» классах, можно прийти квыводу, что: у умственно отсталых детей в младших классах ещё не завершено формированиеграфических навыков. У учащихся вторых классов сужен объём восприятия,внимания, наблюдается нарушение целостности переключаемости. В изготовленныхдетьми поделках наблюдается статичность, примитивность, стереотипность. Детиохотно принимают помощь учителя. Есть такие ребята, которые не делают попыткисамостоятельно выполнять задание, ждут помощи учителя. Учащиеся 1-2 классованализируют свои изделия с трудом, так как практически не владеют приёмамианализа. Анализ поделок состоит из односложных ответов «плохо» или «хорошо»,что говорит о бедности словарного запаса у умственно отсталых младшихшкольников. Так как у детей слабо сформирована пространственная ориентировка,они испытывают трудности при задании выполнить произвольную поделку.
Посетив занятияпо ручному труду в 1-2 классах специальной коррекционной школы по разделу лепкаи проанализировав программу по ручному труду в начальных классах данной школыможно прийти к выводу, что, несмотря на перечисленные положительные моментыпрограммы, у неё есть свои недостатки. Занятиям по лепке уделяется маловремени. Ограниченно знакомство учащихся с различными видами лепки, применяютсяоднообразные методы и приёмы обучения лепке. Поэтому нам следует обратитьвнимание на углубление знаний и умений учащихся по лепке во внеурочное время, сцелью коррекции недостатков.
2.2Констатирующий эксперимент
Дляразработки специальной коррекции по обучению лепке на кружковых занятиях намнеобходимо было выявить уровень развития основных психических процессов: внимания,памяти, воображения, пространственного гнозиса и мнезиса.
С цельювыявления уровня психических процессов нами было проведено экспериментальноеисследование на базе специальной общеобразовательной школы-интерната № 5 городаКараганды.
Экспериментальнымбыл выбран 2 «В» класс, для сравнения взят 2«Б» класс.Общее количество учащихся – 24 человека, с диагнозом «Олигофрения встепени дебильности».
С применениемметодик диагностико-психологического обследования нами были обследованыучащиеся данных классов. В результате обследования были выявлены следующиекачественные типы нарушений психологических процессов:
Внимание.Для обследования внимания нами была применена методика «Таблица Шульте».У детей сужен объём внимания, прослеживаются нарушения переключаемости,снижение работоспособности. Дети на определённых заданиях сосредотачивались струдом, часто отвлекались, были невнимательны, что проявлялось в большомколичестве ошибок. При переходе к новому заданию испытывали затруднения враспределении внимания между разными видами деятельности.
Память ипредставление (методика «Чего не стало?» Л.В.Занкова, Рассолимо).Были выявлены нарушения процессов воспроизведения, запоминания, сохраненияинформации. Это проявлялось в виде изменений, искажений при выполнении заданий.Умственно отсталым младшим школьникам характерна недефференцированность,расплывчивость представлений. Также отмечена быстрота забывания целостностиобраза.
Восприятиеи ощущения также нарушены. Это выражается в замедленности протекания данныхпроцессов, нарушении избирательности и обобщённости. Процесс восприятия оченьсужен. Дети ошибаются при определении формы предметов, их строении, упрощаютдетали для облегчения работы. Также очень слабо анализируют и синтезируютэлементы этих предметов.
Мышление(методики «Матрицы Равена», «Понимание метафор, пословиц,поговорок»). У испытуемых отмечается конкретный характер мышления. Привыполнении заданий дети были непоследованны, слабо анализировали, сравнивали,обобщали. При сравнении предметов отдавали предпочтение к выявлению различий,не умея уловить сходство. Также учащиеся не понимают переносного и конкретногосмысла пословиц, поговорок.
После проведённогонами психологического обследования каждый класс был разделён на три группы, таккак степень выраженности нарушений психических процессов умственно отсталыхдетей варьировалась от глубоких до поверхностных. В последствии такое делениепозволит осуществить дифференцированный подход.
В основуделения детей на группы были положены следующие критерии: 1. Эмоциональнаяреакция ребёнка на сам факт обследования.
2.Понимание инструкций и цели задания.
3.Характер деятельности при выполнении (главный показатель – возможностьиспользования помощи).
4.Зрительно-двигательная координация.
5.Реакция на результат работы.
1 группа– дети выслушивают инструкции до конца, к выполнению задания приступали послеинструкции и наглядного показа. К занятиям проявляли большой интерес, которыйсохранялся почти у всех до конца, все задания выполнялись полностью,сосредоточенно. Помощь использовалась с трудом. При раскатывании, скатывании,соединении деталей движения точны и ритмичны, что обеспечивает хорошее качествоизделия. Адекватная реакция на результат работы.
2 группа– к заданиям проявляют интерес лишь в тех случаях, если они не требуют особыхинтеллектуальных усилий. Приступали к работе не дослушав до конца, часто вовремя работы отвлекались, были не устойчивы, помощь использовали не в полноймере. Движения рук их быстрые, импульсивные. Работать медленно и правильносоединять детали предмета этим учащимся довольно трудно. Темп движения носитнепостоянный характер, как правило, он увеличивается к концу выполнениязадания. Адекватная реакция была только на те задания, которые вызывалиинтерес.
3 группа– дети очень отвлекаемы, трудно сосредотачиваемые.
Инструкциине выслушивали, а сразу приступали к выполнению задания. По ходу заданиязабывали о данных инструкциях. Помощь ими вовсе не принималась, или, наоборот,желали, чтобы все задания сделал за них учитель. Движения рук у этих детей привыполнении различных приёмов лепки скованные, напряжённые, очень замедленные.Предлагаемое задание выполнялось учащимися вяло, пассивно, неуверенно. Реакцияна результат работы различна одни выражали обиду при неудаче, чрезмернуювесёлость при приближении к успеху. Другие проявляли безразличие.
Результатыданного обследования:Класс 1 группа 2 группа 3 группа 2 «Б» 25,00% 50,00% 25,00% 2 «В» 30,00% 40,00% 30,00%
Где 2 «Б»класс, который работает по обычной программе, а 2 «В» — экспериментальный.
2.3Формирующий эксперимент
Наоснове вышеперечисленных выявленных особенностей психической деятельности, атакже с целью коррекции психофизических недостатков, нами был проведёнформирующий эксперимент.
Вкотором принимали участие учащиеся 2 «В» класса в количестве 12 человек,для сравнения взят 2 «Б» класс, в котором преподавались традиционныевиды уроков по лепке, с осуществлением дифференцированного подхода, которыйбазировался на делении по группам. Учащимся 1 группы давалось задание, котороетребовало от них сложной мыслительной деятельности, а учащимся 2, 3 групп –менее сложные задания.
В основеэксперимента лежит разработка программного содержания с использованиемразличных видов лепки на кружковой работе, а также внедрение нестандартного видалепки – коллажа.
а)Экспериментальная программа по лепке для кружковой работы в младших классахспециальной коррекционной школы.
Объяснительнаязаписка.
Лепка,как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительнобольшое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание.Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создаётвесьма благоприятные условия для мобилизации положительных возможностейумственно отсталых детей. Эти условия не возникают автоматически. Эффективностьработы по всестороннему развитию умственно отсталых детей всецело зависит отвоспитателя, первостепенная задача которого – сделать внеклассное занятие полепке коррекционно направленными. При этом не следует забывать, что главнаяцель занятий достигается не только в достижении внешнего результата – научитьдетей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы максимально использоватьзанятия по лепке в качестве важнейшего средства воздействия на личностьумственно отсталого ребёнка в целом.
Припланировании учебного материала были учтены дидактические принципы обучения,учтены психофизические особенности и возможности умственно отсталых детей, атакже основные виды лепки: лепка с натуры, лепка по представлению, лепка по замыслу,сюжетная лепка и плоскостная лепка. И внедрён нетрадиционный вид лепки –коллаж.
Этот видлепки повышает интерес умственно отсталых детей к занятиям в кружке, а такжеповышает коррекционную значимость занятий, способствует развитию моторикикистей и пальцев рук.
Коллажможет включать в себя сразу несколько видов лепки, поэтому он более сложен дляизучения детьми. И в то же время он более интересен, так как развиваеттворческую фантазию и воображение, заставляет детей нестандартно мыслить. Коллажимогут быть как индивидуальными, так и коллективными работами. Результаты всегданеожиданны и интересны, что более захватывает умственно отсталых детей ивовлекает их в процесс работы. Любое изделие, выполненное учащимися – это труд,в который они вкладывают терпение и усилие, желание сделать вещь как можнокрасивее. Занятия с использованием коллажа прививают учащимся художественныйвкус, учат творить чудо. Этот вид занятий наиболее благоприятен для детскоготворчества. При работе с коллажем дети закрепляют навыки, освоенные на урокахпо рисованию и труду.
Коллаж –сочетание разнофактурного материала, носит синтетический комплексный характер.Сочетание материала в коллаже должно быть удачным, естественным. В сочетании сглиной и пластилином можно использовать различный по свойству материал:проволока, ткань, пластмасса, паралон, бумага, природный материал, бросовыйматериал и другие виды.
Оборудование,требующееся для выполнения коллажа очень разнообразно: ножницы, клей, кисти,карандаши, коробка для обрезков, стека.
Взависимости от сложности выполняемой работы, она может длиться 2-3 занятия. Таккак у умственно отсталых детей много времени занимает отбор необходимогоматериала, его подготовка, требуется предварительное занятие. Напредварительном занятии дети выбирают основу коллажа. Это могут быть пластилин,картон, плотная ткань, пластик. А также делают заготовки необходимых деталей.Например, для изготовления «Черепахи» необходимо приклеить к основескорлупу ореха. Предварительно ребята набивают скорлупу ватой, которуюприклеивают. А на следующем занятии эту заготовку используют в работе.
Работанад коллажем выполняется в определённой последовательности, которую всегданеобходимо помнить, как обязательное правило.
Последовательностьработы над коллажем:
1.Изготовлениеокантовки. Данный этап работы можно выполнить на предварительном занятии.Окантовка изготавливается из пластилина или из глины.
2.Разбор образца. Детина данном этапе рассматривают образец, выясняют какой материал используется длявыполнения поделки.
3.Вылепливаниенеобходимых деталей из пластилина или глины.
4.Расположение деталейна основе. Отобранный материал и изготовленные заготовки из пластилина детираскладывают на основе с опорой на образец.
5.Приклеивание. Послепроверки воспитателем правильности расположения материала на основе учащиесяприступают к наклеиванию. Дети приподнимают заготовку и аккуратно приклеивают.Мелкие детали приклеиваются кусочком картона, чтобы клей не размазался поподелке.
6.Анализ работ. Послезавершения работы над изделием проводится анализ работ. Детям предлагаетсяоценить поделки друг у друга или каждый ребёнок сам оценивает себя.
7.Выставка работ. Порезультатам анализа проводится выставка работ. В выставке участвуют все работы,без исключения. Лучшие работы выставляются в первом ряду. Выставку работ можнозаменить подарком. Например, дети могут подарить свои работы ребятам с другихклассов или учителям.
Преждечем перейти к коллажу, целесообразно сформировать некоторые технические навыкиработы с плоскостной лепкой, так как при выполнении лепки по рисунку детиучатся анализировать, сравнивать, приобретают умение находить признакипредметов, устанавливают сходство и различие между ними, а также учатсяпланировать свою работу, намечать последовательность изготовления поделки.
Большоевнимание в программе уделяется таким видам лепки, как лепка по представлению илепка по замыслу. Эти виды лепки для умственно отсталых учащихся представляютнаибольшую сложность.
Если в другихвидах лепки в течение всего занятия перед глазами учащихся есть опора (образецили натура, которые дают детям возможность проконтролировать свою работу), то влепке по замыслу или по представлению школьники развивают воображение,тренируют память, закрепляют полученные ранее знания, используют в работенакопленный опыт.
Учитываявсе особенности видов лепки, мы считаем необходимым рационально использоватьнебольшое количество часов, отведённых на кружковую работу (31 час в год).Чтобы достичь успехов в обучении лепке, необходимо провести ряд пропедевтических– подготовительных – занятий.
Коррекционнаяроль пропедевтических занятий – формирование и обогащение чувственного опыта(умение видеть, слушать, осязать), являющегося необходимой предпосылкойпознавательной деятельности учащихся. В период пропедевтического обученияучащиеся постепенно овладевают умением целенаправленно наблюдатьпредназначенные для лепки натуральные предметы и образы. Они начинают пониматьи соотносить величину, форму и другие свойства объектов с их изображением.Выполняя различные движения для рук, дети развивают мелкую моторику ивырабатывают навыки управления своими действиями.
Их деятельностьстановится более организованной. Это позволяет перейти к лепке с натуры, атакже к плоскостной лепке и в последствии к коллажу.
Программаотражает основные принципы обучения в специальной школе:
воспитывающуюи развивающую направленность обучения;
научностьи доступность;
систематичностьи последовательность;
имеетсвязь обучения с жизнью;
включаетв себя принцип коррекции в обучении;
учитываетиндивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
так как удетей нарушено формирование мышления, которое носит
конкретныйхарактер, обязательным и немаловажным корреционным принципом в программеявляется – принцип наглядности.
Кружковыезанятия проводились во второй половине дня, раз в неделю, продолжительностью 45минут. Всего в ходе эксперимента было проведено 31 занятие с использованиемразличных видов лепки.
Дляопробирования программы в наличии имелся различный материал и оборудование дляработы: пластилин, глина, доски, стеки, столики для лепки, скульптуры малыхформ.
Дляболее эффективного результата работы осуществлялась постоянная индивидуальнаяпомощь учащимся с использованием различных методов и приёмов.
1 группа– дети, самостоятельно выполняющие задание.
2 группа– дети, нуждающиеся в частичной помощи воспитателя.
3 группа– дети, выполняющие работу совместно с педагогом.
Все эти моментыотражены в календарно — тематическом планировании данной программы.
б)Примерное планирование учебного времени по видам занятийВид занятий Количество часов 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Лепка с натуры 14 10 5 6 Плоскостная лепка 2 3 2 6 Коллаж 2 4 5 2 Декоративная лепка 2 5 9 8 Барельеф 2 Сюжетная лепка 2 2 3 1 Лепка по замыслу 6 4 6 3 Лепка по пред-ставлению 3 3 2 3 Итого: 31 31 32 31
в) Результатыформирующего эксперимента
Программаспособствовала развитию творческого потенциала каждого ребёнка, далавозможность овладеть техническими умениями и навыками, и различными изобразительнымисредствами.
Было достигнутоответственное отношение к творческой деятельности и развит интерес кпознавательным потребностям.
Программараскрывает основные коррекционные принципы: принцип приемственности, принципмежпредметных связей, направлена на развитие речи, словаря.
Послеэкспериментальной работы была проведена повторная констатация с цельюэффективности применения элементов коллажа на занятиях по лепке в специальнойкоррекционной школе.
С помощьюпсихолого-диагностических методик было проведено повторное обследование,которое показало, что уровень развития психических процессов у учащихся 2 «В»класса стал выше.
По даннымповторного обследования у детей повысилась работоспособность. Ребята сталиработать с удовольствием, поделки выполняли до конца. К работе приступалитолько после полного прослушивания инструкции данной воспитателем. Учащиесястали более внимательными. Дети по памяти называли сказки, причём не толькосказки, но и главных героев этих сказок. Восприятие стало более целостным,делались попытки дифференцировать, обобщать. Если в начале года дети не моглисделать анализ своих работ, то к завершению эксперимента с этой задачей онисправлялись легко. Ребята охотно сравнивали два объекта, находили отличительныепризнаки. Новая работа заставляла их мыслить. Если в начале года работая поколлажу у детей всегда был перед глазами образец, то к концу учебного годаученики самостоятельно изготавливали коллаж, подбирали без помощи воспитателянеобходимый материал, что делало их работы своеобразными. Новизна иразнообразие видов деятельности побуждало детей творчески относиться к работе.
Результатыобследования, проведённые после эксперимента:Класс 1 группа 2 группа 3 группа 2 «Б» 25,00% 55,00% 20,00% 2 «В» 50,00% 30,00% 20,00%

Заключение
Целенаправленныезанятия по лепке представляют собой одно из важнейших средств воспитания,обучения и коррекции отклонений в развитии умственно отсталых школьников.
Основополагающаязадача лепки состоит не столько в том, чтобы научить детей изображатькакие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным способом использоватьеё в качестве важного педагогического средства, направленного на преодолениеили ослабление присущих детям недостатков.
Коррекционно-развивающийэффект систематических занятий по лепке может быть достигнут в том случае, еслиучитываются особенности изобразительной деятельности умственно отсталыхшкольников и применяется разработанное нами программное содержание по лепке длякружковой работы.
Таким образомактуальность проблемы использования лепки, как средства коррекциипсихофизических недостатков младших умственно отсталых школьников в процессекружковой работы несомненна, так как внедрение программы по лепке для кружковойработы в учебно-воспитательный процесс СОШИ № 5 показало повышение качествадетских работ по лепке, а также дети стали более внимательными, начали лучшепроизводить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов,взаимосвязь между целым и его частями. Занятия по лепке способствовали развитиюу детей аналитико-синтетической функции мышления.
Наосновании вышеизложенного можно сделать вывод:
1.Занятия лепкой служатважным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способомкоррекции отклонений в развитии.
2.Занятия по лепкенаходятся в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, поскольку впроцессе изготовления поделки участвует не какая-то отдельная функция, аличность в целом.
3.Умственно отсталыешкольники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могутбыть успешно реализованы с помощью систематических проведений занятий по лепкена кружке с условием осуществления дифференцированного подхода.
Результатыданной работы были предложены педагогическому коллективу специальнойкоррекционной школы в качестве методических рекомендаций.
Методическиерекомендации.
1.Внедрение в учебно-воспитательныйпроцесс школ разработанное нами программное содержание занятий по лепке накружковой работе в 1-4 классах специальной коррекционно-образовательной школы дляумственно отсталых учащихся.
2.При разработкезанятий важна подготовка воспитателя, а так же использование нетрадиционныхметодов обучения, по мере необходимости использовать дидактические игры.
3.Необходиминдивидуальный подход с учётом всех дефектов детей и с учётом зоны актуальногоразвития.
4.Для устранениянедостатков в развитии речи своевременно использовать художественное слово иметоды обучения, направленные на обогащение словаря.

Список используемой литературы
1.Боголюбов Н.С. «Лепкана занятиях в школьном кружке». (М., 1979г.)
2.Грошенков И.А. «Урокирисования». (в1-4 классах вспомогательной школы) (М., 1975г.)
3.Доронова Т.Н.,Якобсон С.Г. «Обучение детей лепке». (М., 1992г.)
4.Зубарева Н.М. «Детии изобразительное искусство.» (М., 1989г.);
5.Коссаковская Е.А. «Лепкав детском саду.» (пособие для воспитателей) (М., «Просвещение.»1972г.)
6.Костерин Н.П. «Учебноерисование.» (М., 1980г.)
7.Конышева Н.М. «Лепкав начальных классах.» (М., 1988г.);
8.Методика обученияизбразительной деятельности и конструированию. (Под редакцией Комаровой Т.С.)(М., 1991г.);
9.Обучение учащихся1-4 классов вспомогательной школы. (под редакцией Петровой В.Г.) (М., 1983г.)
10.Павлова Н.П. «Трудовоеобучение в 1-3 классах вспомогательной школы.) (М., 1988г.)
11.Пантелеев Г.Н.,Максимов Ю.В. „Декоративное искусство и ребёнок.“ (М., 1972г.)
12.Программаспециальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. (подредакцией Залялова Т.С.) (М., 1990г.)
13.Сакулина Н.П.,Ветлугина Н.А., Езикеева В.А., Карпинская Н.С. „Художественное воспитаниедетей.“ (М., 1957г.)
14.Сакулина Н.П.,Комарова Т.С. „Изобразительная деятельность в детском саду.“ (М.,1982г.);
15.Теория и методикаизобразительной деятельности. (рецензенты: Шорохова Е.В., Шибанова Н.Я.,Доронова Т.Н.) (М., 1984г.);
16.Халезова Н.Б. „Народнаяпластика и декоративная лепка в детском саду.“ (М., 1984г.);
17.Халезова Н.Б.,Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. „Лепка в детском саду.“ (М., 1986г.);
18.»Художественноетворчество и ребёнок." (под редакцией Ветлугиной Н.А.) (М., 1972г.);
19.Яхонт О.В. «Советскаяскульптура.» (М., 1973г.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.