СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Теоретические основы обучения ОБЖи ПДД в старшем дошкольном возрасте
1. Программа«Основы безопасности детей дошкольного возраста»
2. Методиказанятий с дошкольниками ОБЖ и ПДД
II. Из опыта работы
1. Диагностика
2. Практическиезанятия по ОБЖ и ПДД для старших дошкольников
Тема1. Ребенок и другие люди
Тема2. Ребенок и природа
Тема3. Ребенок дома
Тема4. Ребенок на улицах города
3. Работа сродителями
Список литературы
Введение
Одной из приоритетнейших и важнейшихдля человечества потребностей является обеспечение безопасности егожизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественныхученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А.Скочинского, Вернандского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания,самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежныхисследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др. Современноеобщество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастныхслучаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире всебольше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итогиразличных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственнойбезопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросызащиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. идетинтенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычекздорового образа жизни.
Самые первые шаги в обучении детейвопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.В 1995 г. была разработана программа «Основы безопасности детейдошкольного возраста», в соответствии с которой детям старших групп вигровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения,безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасногоповедения.
Связанные в единую образовательнуюобласть, начиная с дошкольного возраста, курс ОБЖ, отдельные знания, умения инавыки смогут формировать новую «ключевую компетенцию» учащихся, важнейшую длясохранения жизни в XXI веке.I. Теоретические основы обученияОБЖ и ПДД в старшем дошкольном возрасте
1.Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Программа «Основы безопасностидетей дошкольного возраста» разработана на основе проекта государственныхстандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие российские традициивоспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимымвключить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашейобщественной жизни (например, раздел «Ребенок и другие люди») Всоответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даютсяпримеры возможных занятий и методических приемов, способствующих болееэффективному усвоению детьми соответствующего материала.
Определяя основное содержание инаправление развития детей, составители программы оставляют за каждымдошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организацииобучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социальныхразличий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общейсоциально-экономической и криминогенной ситуации; при этом основным ориентиромдолжен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения,предпочтений. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можноиспользовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных имзнаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятностиили удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся удетей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которымнеобходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятие,игра, чтение, беседа, мультфильм).
Заключительный раздел программывключает основные принципы ее реализации, рекомендации по планированию работыпедагогов и специалистов дошкольного учреждения, а также предложения повзаимодействию с родителями воспитанников.
Главная задача программы «Основыбезопасности детей дошкольного возраста» — стимуляция развития у дошкольниковсамостоятельности, ответственности за свое поведение. В том числе программаучит малышей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных иэкстремальных, ситуациях. Авторы: к.псих.н. Н.Н. Авдеева, к.псих.н. О.Л.Князева, к.псих.н. Р.Б. Стёркина.
Цель программы: воспитание у ребенканавыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях,самостоятельности и ответственности за свое поведение.
В содержание программы включено шестьразделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома»,«Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицахгорода».
При реализации этой программы каждоедошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастныхособенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовыхусловий городской и сельской местности.
В силу особой значимости охраны жизнии здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных еёпринципов.
Программа имеет учебно-методическийкомплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детейстаршего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточныхальбома для детей – рабочие тетради.
Рекомендована Министерствомобразования РФ.
2.Методика занятий с дошкольниками ОБЖ и ПДД
Работа по формированию основздорового образа жизни, развитию способности адекватно реагировать в случаеопасной для жизни и здоровья ситуации, обучению способам самосохранения ивыживания в экстремальных ситуациях ставится во главу угла. Данная деятельностьсостоит из трех этапов:
1-ой этап – понятийный.
Основная задача данного этапа — формирование представлений о составляющих здоровья, о том, что полезно, а чтовредно для него. На занятиях, в беседах формируются у детей представления остроении человеческого организма, условиях для нормального егофункционирования. В играх закрепляются знания, полученные в организованныхвидах деятельности. Создаются уголки “Советы доктора Пилюлькина”, “Зеленаяаптека”, “Уголки безопасности”.
2-ой этап – практический.
На данном этапе закрепляются знаниядетей по ОБЖ, совершенствуются практические умения действовать в определенныхситуациях. Для этого проводятся праздники: “Чистюля”, “Путешествие в странуздоровья” с элементами основ безопасности жизнедеятельности и другие. Данныемероприятия проводятся как внутри возрастной группы, так и между группами.
3-ий этап – этап совместных дел.
Данный этап предполагает участиедетей, а также их родителей. Основной задачей является вовлечение всехучастников в мероприятие, закрепление социальных позиций детей и взрослых. Одинраз в год проводится Неделя безопасности (сентябрь). После летних каникулвозрастает вероятность возникновения опасных для жизни ситуаций. Поэтому дляпрофилактики несчастных случаев можно проводить конкурсы рисунков “Добраядорога детства”, развлечение с элементами ОБЖ. II. Из опыта работы
1.Диагностика
2.Практические занятия по ОБЖ и ПДД для старших дошкольников Тема 1. Ребенок и другие люди
Ребенок должен понимать, что именноможет быть опасным в общении с другими людьми.
Педагог рассказывает об опасностиконтактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственныепредставления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет.Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностьюили неопрятно одетые.
Можно использовать примеры иззнакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылаетсвою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленноеяблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудищев «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).
Следует рассмотреть и обсудитьвозможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает заруку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вестисебя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходеспециальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призываяна помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужойчеловек». Цель педагога — научить детей, прежде всего застенчивых, робких,неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершаетсянасилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Необходимо разъяснить детям, чтоопасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзявходить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открыватьдверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или онпредставляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от ихимени.
Целесообразно разыграть разныеситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами;ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода«уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуациимогут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк исемеро козлят». Тема 2. Ребенок и природа
Следует познакомить детей спроблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологическихусловий сказывается на человеке и живой природе.
Ухудшение экологической ситуациипредставляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям,что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты иовощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда испасти жизнь.
С детьми старшего дошкольноговозраста целесообразно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами длянаглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствуетформированию чувства брезгливости к «грязной» воде.
Необходимо объяснить детям, что можноделать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормитьбездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
Педагог должен рассказать детям оядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужнознать каждому. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки,наглядные материалы, детям следует объяснить, что надо быть осторожными иотучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как врезультате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей,опасным может оказаться даже неядовитое растение.
Для закрепления этих правил полезноиспользовать настольные игры-классификации, игры с мячом в«съедобное-несъедобное», соответствующий наглядный материал, а влетний сезон прогулки в лес, на природу. Тема 3. Ребенок дома
Предметы домашнего быта, которыеявляются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
— предметы, которыми категорическизапрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки,включенные электроприборы);
— предметы, с которыми, в зависимостиот возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
— предметы, которые взрослые должныхранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртныенапитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Ребенок должен усвоить, чтопредметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде,уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не долженсамостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включеннымэлектрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополнятьсяобъяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкиндом» С. Маршака), играми-драматизациями.
Чтобы научить детей пользоватьсяпредметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятияпо выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).
Проблемы безопасности детей в связи спредметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работыпедагогов с родителями.Тема 4. Ребенок на улицах города
Педагог знакомит детей с правиламиповедения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения;объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какиевиды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, частоли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить наулицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказыиз жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети зимойкатались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина неуспела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги,ему было очень больно. Дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин небыло, и они вышли на середину дороги, вдруг из-за поворота показался грузовик,дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.
Педагог предлагает детям привестианалогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведенияна улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описываеткакую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессеобщего обсуждения. Педагогу не следует торопиться с собственной оценкой. Лучше,если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросытипа «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?».
Педагог рассказывает детям о том, какследует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход«зебра», светофор, «островок безопасности»). Детей старшегодошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки,предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят с предупреждающимизнаками («Дети», «Пешеходный переход»); запрещающими(«Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»); предписывающими(«Движение прямо», «Движение направо»);информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходныйпереход», «Подземный пешеходный переход»). Объясняют, что означаеткаждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города сосветофорами, автомобилями, пешеходами.
Необходимо познакомить детей справилами езды на велосипеде:
ездить на велосипеде в городе можнотолько там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасныхместах): маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствиивзрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездитьна велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать намаленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Детямможно предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках,рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.
Педагог знакомит детей с правиламиповедения в транспорте. Объясняет, что входить в автобус, трамвай, троллейбуснужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилыелюди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителейнельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим.Нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовыватьсяи выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям,пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Педагоги проводят с детьми беседу отом, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели,почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поездка вавтобусе». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек, модулейоборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывают различныеситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки;контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон ивыходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу («Вывыходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступаютместо маленьким детям и пожилым людям.
Детям рассказывают о работемилиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках,где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белыеполоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезлазагорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку сжезлом вверх это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоитлицом или спиной — это соответствует красному сигналу. Повернулся боком — можноидти как на зеленый свет светофора.
Педагоги знакомят детей с работойГосударственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД). Инспектора ГИБДДстоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Онивнимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышалискорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходовбыло безопасным. Детям показывают картинки с изображением патрульной машиныГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие работуГИБДД.3.Работа с родителями
Особенность данной программы состоитв очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтомупедагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительноевнимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полноговзаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенкавыполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда емуследуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовымплатком, если родители сами этого не делают.) А разные требования, предъявляемыедетям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обидуили даже агрессию.
Однако то, что можно дома, необязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить этуграницу, предложите родителям выделить абсолютные запреты, написать их на однойстороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такуюработу эффективно проводить с небольшими подгруппами родителей (4-5 человек).Таким образом можно выделить то основное, что потребует совместных усилий педагогови родителей.
Можно рассмотреть и обсудитьполученные результаты и принять совместное решение относительно окончательногоперечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколькоприемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их наконкретных примерах. Такие тренинги целесообразно проводить каждые полгода, таккак соотношение разрешений и запретов будет меняться в зависимости и от временигода, и от возможных изменений условий в детском саду и дома, и от особенностейразвития детей.
Кроме того, надо учесть следующиевозможные направления работы педагогов с родителями:
— организация собраний (общих игрупповых) с целью информирования родителей о совместной работе истимулирования их активного в ней участия;
— ознакомление родителей с работойдетского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия,специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
— организация различных мероприятий сучастием родителей (в том числе с использованием их профессионального опытамедицинского работника, милиционера, пожарника);
— ознакомление родителей срезультатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия,информация в «уголках родителей»).
Список литературы
1. Федеральный законРФ от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера»
2. ПостановлениеПравительства РФ от 24.07.95 № 738 «О порядке подготовки населения вобласти защиты от чрезвычайных ситуаций».
3. Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249 – 03
4. Программаздоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольноговозраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
5. Программа«Детство». Авторский коллектив — преподаватели кафедры дошкольной педагогикиРГПУ им. А.И. Герцена.
6. Программа«Истоки». Авторский коллектив — научные сотрудники Центра «Дошкольное детство»им. А.В. Запорожца.
7. Антюхин Э., СуллаМ. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасностижизни. — 1997. — № 5. — С. 34-37.
8. Безопасность.Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 — 4: Для детей старшего дошкольноговозраста… Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.; Просвещение. — 2006.
9. Кириллов Г.Н.,заместитель Министра РФ по чрезвычайным ситуациям. Обучение детей и молодежи повопросам безопасности жизнедеятельности // «Право и безопасность», №1 (10) Март 2004 г.
10. Мошкин В.Н.Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни.– 2005. — № 7.