1.1 Социологиядосуга как область научного знания.
Социология – наука о законах становления, функционирования и развитияобщества; о социальных отношениях и социальных общностях.
Введен термин Огюстом Контом в середине 19 века (в буквальном переводе –обществоведение).
Постепенно сформировались различные области социологии (труда,образования, семьи, политики и др.). Они формируются на основесоциально-демографических признаков.
Как и любая наука, социология имеет свою исследовательскую отрасль.
Объект социологического исследования – социальные связи, социальноевзаимодействие, социальные отношения и способы их организации.
Уровни социального знания:
1. Общесоциологические теории, которыеформируются на основе изучения общих закономерностях развития общества.
2. Специальные (частные) отраслисоциологии. Социология досуга в том числе.
3. Эмпирические (прикладные)социологические исследования.
Предмет социологии – это концептуальная схема социальной реальности, в которойее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг издруга.
Социология как наука сформировалась в недрах философии и отделилась отнее. Она берет на себя задачу решения общественных проблем на основе научныхметодов познания действительности. Общественная жизнь должна изучаться неумозрительно, а на основе методов эмпирической социальной науки.
Социология активно осваивает при изучении социальных процессовколичественные методы с применением математических процессов. В социологиииспользуется сбор и анализ эмпирических данных, устанавливаются статистическиезакономерности.
Социология опирается на достижения статистики, демографии, психологии идругих дисциплин, изучающих общество и человека.
Отрасли социологии:
1. Социология культуры – область социологии, изучающаясоциальные аспекты производства, распространения, хранения и потреблениякультурных ценностей.
В центре внимания аспекты функционирования культуры в обществе.
Изучает – факторы, влияющие на культурное развитие общества и людей, атакже
цели культурно-творческой деятельности, культурные интересы и запросылюдей,
мотивы и ориентации на те или иные формы культурной деятельности.
Социология культуры изучает — деятельность учреждений культуры(перечислить), все явления, связанные с культурой: деятельностью в обществе,культурной активностью людей.
Задача – определения тенденций развития культуры в обществе.Социология культуры тесно связана с социально-культурной деятельностью.
2. Социология досуга – отрасль социологии, изучающаяповедение людей и социальных групп в свободное время, такжеспособы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении, развитииличности, функционировании учреждений культуры.
Содержание социологии досуга – особенностисовременного досуга, соотношения досуга с основными сферами жизнилюдей, досуг и трудовая деятельность, досуг и быт, досуг и семья.
Изучаются влияние досуга на формирование образа жизни людей, ихценностные ориентации.
Современный досуг – досуг людей новогоурбанизированного постиндустриального общества.
Сейчас отмечается возрастающая ценность досуга в жизни людей. Дляотдельных категорий сфера досуга рассматривается как сфера свободнойжизнедеятельности, представляет особую ценность. С точки зрения общественнойценности, досуг является сферой потребления культуры и культурного творчества.
Проблемными с точки зрения досуга принято считать:
1. Группы молодежи сотклоняющимся поведением;
2. Группы людей,испытывающих острый дефицит свободного времени;
3. Группы людей,испытывающих проблемы занятости, включения в деятельность свободного времени;
4. Люди пожилоговозраста.
В начале 20 века изучение досуга начинают в США, в руслепроводящихся массовых опросов населения.
Наиболее интенсивное изучение досуга в России началось после ВторойМировой Войны, в связи с увеличением свободного времени и повышением егоценности.
С 60-х годов 20 века было проведено множество социальныхисследований.
В 1972 году напечатана книга социологов Гардона и Клокова «Человекпосле работы». В ней представлены материалы социологических исследований оформах досуговой деятельности. Сейчас актуально изучение потребностей людей вразличных видах досуга.
3. Социология искусства – область социологии, изучающаяпроцессы развития художественной культуры в обществе.
Одним из главных направлений в социологических исследованияхявляется изучение взаимодействия искусства и публики. При этом изучаетсяотношение к искусству различных социальных групп.
4. Социология массовой коммуникации – отрасль социологии,которая изучает процессы развития и функционирования СМИ.
Деятельность СМИ способствует формированию нового типа культуры,аудио-визуальной культуры и экранной культуры. Все люди подвержены ее влиянию.
В социологии применяются термины:
1. Методологиясоциального исследования – учение о наиболее общих закономерностях, принципахпостроения и способах научного познания. Определяет наиболее общие подходы кизучению объекта.
2. Метод социальногоисследования – основной способ сбора, обработки, анализа социальных данных.
3. Методикасоциальных исследований – сумма частных приемов, позволяющих применять тот илииной метод в конкретной области изучения с целью сбора и систематизацииэмпирического материала.
1.2 Виды вопросов в анкете
1. Количество вопросов не должнопереутомить респондента.
2. Включить лишь те вопросы, которыедают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются:что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для полученияадекватногоответа).
3. При формулировке вопросов не следуетиспользовать научные термины и редко употребляемые слова.
4. Вопросы должны быть сформулированыодинаково понятно для всех.
5. Каждый вопрос должен соответствоватькритериям научности и литературной грамотности.
6. В вопросе два предложения (сам вопроси инструкция по заполнению и ответу на вопрос).
В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные иконструктивные вопросы.
Подразделяются:
1) По форме: открытые (ответ формулируетреспондент), закрытые (варианты ответа), полузакрытые (1+2), прямые, косвенные(согласен, несогласен).
2) По конструкции ответов: дихтолические(да, нет), поливариантные (можно выбрать несколько ответов), шкалированные(предоставляется шкала, возможность поствить бал).
3) Психологические: вопросы-фильтры(используются для того, что бы отделить одних респондентов от других – «женатыли вы?»), контрольные (2 случая – уточнение уже полученной информации, проверкиискренности).
4) По содержанию: вопросы о фактах(сколько лет?); вопросы о мнениях, мотивах, оценках, суждениях; вопросы ознаниях.
При составлении опросного листа для социологического исследованияиспользуются стандартные схемы.
2.1 Программасоциологического исследования.
Среди основных этапов социологического исследования первым являетсясоздание программы социологического исследования – основногодокумента, позволяющего рационально использовать имеющиеся ресурсы ицеленаправленно осуществлять социологической исследование.
Программа состоит из:
1. Обоснование актуальностисоциологического исследования. Обоснование осуществляется в письменной формепутем доказательства, аргументированности и использовании фактов истатистических цифровых материалов.
2. Формулировка проблемы – практичнойили теоретической в сфере культуры и досуга.
Проблема – противоречия между реальным состоянием изучаемого объекта илиявелния и возможным состоянием, значительно отличающимся в лучшую сторону(противоречия между реальным уровнем физического развития и состоянием здоровьясовременной молодежи с одной стороны, и необходимостью укрепления здоровьялюдей как национального генофонда с другой стороны).
3. Формулирование цели социологическогоисследования.
Цель – конечный результат социального исследования, который требуетсяполучить в итоге.
4. Определение задач социологическогоисследования.
Задача – последовательно выстроенные, лаконично и с научной точки зрениясформулированные этапы проведения социологического исследования
5. Определение объекта исследования
Объект – та область знаний, в которой будут осуществлятьсясоциологические исследования.
6. Определения предмета исследования
Предмет – одна из сторон объекта, которая подлежит дальнейшемууглубленному изучению.
7. Характеристика методовсоциологического исследования
В процессе исследования будут использованы следующие методы:
· Анализ литературыпо теме исследования
· Опрос с помощьюспециально разработанной анкеты «Название». Предполагается опросить 200 человектакого-то круга, с использованием случайной выборки.
· Наблюдение ификсация результатов проведения в культ. Досуге программ.
· Экспериментальныйметод, основанный на личном участии в подготовке и проведении СКД на «Там-то».
8. База социологического исследования
— Место и масштабы проведения социологического исследования.
9. Аннотация основных понятий, которыебудут использоваться в социологическом исследовании.
— своеобразный краткий словарь терминов и понятий.
10. Основныетеоретические источники изучения темы.
— в ходе обучения использовал идеи следующих авторов… и т.п.
2.2 Опроскак метод сбора социологических данных.
В эмпирическом социальном исследовании применяются следующие видыопросов:
1. Интервьюирование
— в социальном исследовании используется на начальных этапах для общегознакомства и предварительного изучения темы. Интервью заимствовано изжурналистики и предполагает непосредственной общение исследующего среспондентом.
Бывает:
· Свободноеинтервью – опрашивается только тема, а процесс интервьюирования протекает всвободной форме с использованием различных технических средств фиксации ответовна вопросы.
· Фокусированноеинтервью – вычисляется мнение многих и разных людей по одному узкому вопросуили событию.
· Формализованноеинтервью – вопросы респондентам задаются в заранее составленной форме и строгойпоследовательности. Респондент отвечает на вопросы в свободной, самостоятельносформулированной форме.
· Частичноформализованное интервью – на основе заранее подготовленных вопросов,дополняющихся в процессе и частично видоизменяющихся.
Интервью – метод сбора первичной информации, основанный нанепосредственном общении опрашивающего с респондентом, в процессе которогоопрашивающий получает необходимую информацию в форме ответов.
2. Анкетирование.
Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательностьвопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так изаочно.
Краткая структура:
1. Название (соотв.Теме социологического исследования).
2. Обращение креспонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция,указания и т.д.).
3. Основная часть(содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные наполучение необходимой информации).
Основные требования к составлению анкеты:
1) 1.Количествовопросов не должно переутомить респондента.
2) 2.Включить лишьте вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировкевопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулироватьвопрос для получения адекватногоответа).
3) 3.Приформулировке вопросов не следует использовать научные термины и редкоупотребляемые слова.
4) 4.Вопросы должныбыть сформулированы одинаково понятно для всех.
5) 5.Каждый вопросдолжен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.
6) 6.В вопросе двапредложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).
4. Заключительная часть (сведения о респонденте).
В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные иконструктивные вопросы.
3. Экспертные оценки.
Составляется анкета и опрашиваются лишь специалисты (теоретики ипрактики) по изучаемой теме.
Плюсы в том, что опрашивается малое число специалистов, социолог получаетнадежную информацию.
Экспертные опросы часто проводятся как дополняющая основа массовыхопросов.
4. Тестирование
Широкое распространение тестирование получило в общественной и социальнойпсихологии, педагогике, в деятельности по профессиональному отбору.
В социологии тестирование применяется для изучения алых и среднихсоциальных групп.
Специфика состоит в том, что респондент письменно отвечает на вопросы,преимущественно личностно-значимого характера. Обработка материаловтестирования осуществляется с помощью ключа, т.е. заранее разработанное схемы.
5. Социометрия.
Социометрия применяется для исследования структуры малых и среднихсоциальных групп:
· Изучаетсяположение человека в социальной группе и его место среди других членов группы.
· Изучаютсявзаимоотношения участниками в группе.
· Определяютсялидеры и аутсайдеры в группе.
· Определяютсямикро группы внутри изучаемой группы.
Это необходимо:
· Для эффективногоуправления группой.
· В педагогике длявлияния на группу в целом и на отдельных участников группы.
· Для формированияколлектива, как субъекта деятельности, способного решать как внешние поотношение к группе так и внутренние задачи.
3.1 Социологическоеисследование бюджетов времени.
— направлено на изучение затрат времени людей различных социальных группна различные виды деятельности.
Разные социальные группы расходуют время по-разному.
Т делится на свободное и несвободное.
Методы:
1. Дневниковый метод.
Его особенность – каждый респондент по заданию социолога самостоятельнозаписывает в дневник (тетрадь) все виды своей деятельности на протяжениинедели. После заполнения дневников социолог подсчитывает бюджет временикаждого, а затем средне-арифметичекий показатель по всей выборочнойсовокупности.
2. Анкетирование.
Респонденту задают вопрос – сколько времени уходит у вас на различныевиды деятельности в среднем в течение дня.
Задание – написать цифрой количество времени затраченного в течение дня всредних показателях.
Куда заполнять – таблица
Затем подчитывается средне-арифметический показатели по генеральнойсовокупности и делаются соответствующие выводы.
3.2 Составлениеопросного листа (анкеты)
Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательностьвопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так изаочно.
Краткая структура:
1. Название (соотв. Теме социологического исследования).
2. Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнениеанкеты, общая инструкция, указания и т.д.).
3.Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы,направленные на получение необходимой информации).
Основные требования к составлению анкеты:
1. Количествовопросов не должно переутомить респондента.
3. Включить лишь тевопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировкевопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулироватьвопрос для получения адекватногоответа).
4. При формулировкевопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.
5. Вопросы должныбыть сформулированы одинаково понятно для всех.
6. Каждый вопросдолжен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.
7. В вопросе двапредложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).
4. Заключительная часть (сведения о респонденте).
Основные виды анкетирования:
1. По объему (сплошное, выборочное).
2. По способу заполнения (прямое(заполняет сам респондент), косвенное (заполняет социолог)).
3. По способу общения: очное(индивидуальное (один на один), коллективное), заочное (почтовое, раздаточное,электронное, прессовое).
4.1 Основные этапы соц. исследования.
1. Разработка программы социологическогоисследования (см. п. 2.1).
2. Разработка методик сбораэмпирического, социологического материала (составление опросных листов,вопросов, интервью, анкет).
3. Проведение пилотажного (пробного)опроса, цель которого – состоит в проверке разработанных методиксоциологического исследования на надежность
4. Полевая стадия социологическогоисследования. Проведение социологического опроса непосредственно среспондентами, в соответствии с научно обоснованной выборкой социологическогоисследования.
5. Техническая обработка собранногоматериала, заключающаяся в подсчете показателей по различным вопросам и т.д.
6. Анализ обработанного материала,составление таблиц, графиков и диаграмм, написание текстового отчета ополученных результатах.
7. Формулирование практическихрекомендаций, направленных на улучшение работы в сфере досуга.
4.2 Обработка социологических данных
В социологии используется несколько методов исследования. Но наиболеераспространенным и широко применяемым является опрос. Таким образом, обработкасоциологических данных предполагает обработку данных, полученных с помощьюанкет.
Совершается оно по этапам:
1. Сортировка собранных анкет. Цель –выбрать только правильно и точно заполненные анкеты (90% верны).
2. Техническая обработка анкет. Свыше100 анкет – обрабатывает компьютер, менее 100 – возможен и человек.
· Определениесредне-арифметических показателей;
· Определениепроцентных показателей;
· Построениеранжированных рядов по признаку убывания от большего к меньшему;
· Созданиегруппировок (разделение ранжированных рядов на 3 группы: высокие, средние,низкие);
· Определениемодальных значений по каждому из вопросов (модальный признак – признак,получивший наиболее высокие показатели);
· Определениемедианы (медиана – показатель ранжированного ряда, находящийся по середине иразделяющий его на две части);
· Определениекорреляционных признаков (показатели, характеризующие зависимость одних явленийот других). Например: возраст – характер досуговой деятельности; пол – любимыезанятия.
3. Построение графиков, диаграмм исоставление таблиц.
4. Интерпретация, объединение и описаниерезультатов, получившихся в ходе обработки материалов.
5. Написание рекомендаций, направленныхна совершенствование КДД.
5.1 Анализ документов как метод социологического исследования
1. Социологическое исследование должноначинаться с изучения документов, что позволяет исследующему осуществлятьпредварительное знакомство с темой.
Документом в социологии называют – специально созданный людьми, носительинформации для ее применения и передачи.
Документы бывают: письменные документы (статистические и текстовыеотчеты, научные публикации, статьи, монографии, публикации в периодическойпечати, прессе, архивные документы, личные документы).
В социологии имеют распространение 2 вида документов – статистические итекстовые. Достоинство статистических и текстовых отчетов, в том, что в нихсодержится уже готовый, систематизированный материал. При этом в отчетах естьвозможность сравнивать показатели за любые отрезки времени. Это позволяетопределить динамику и тенденцию развития изучаемого явления.
2. Применяются для:
· Изучения историидосуговой деятельности.
· Изучениядеятельности какой-либо организации, учреждения культуры и досуга.
· Изучения праздников(анализ сценариев, видеозаписей и т.д.).
· Изучениячьего-либо творческого процесса (личные документы и т.д.)
5.2 Анализ и обобщение результатовов исследования.
1. Методы анализа:
· Традиционныйметод. Состоит из двух этапов.
1. Внешний анализ документов (Этапы: установление или формулирование видадокумента, его формы; автора, составителя документа; время и место созданиядокумента; цель создания документа; вывод о том, насколько документ надежен,достоверен и какой контекст его создания)
2. Внутренний анализ документа, направленный на исследование содержаниядокумента (Этапы: разделение документа на смысло содержательные части;определение цифровой мнформации количественных показателей, которые можноиспользовать для исследовательской деятельности; определение теоретических иприкладных данных, имеющих значение для проведения исследования).
· Контент-анализ.Проводится с помощью простейших математических процедур. Широко распространендля анализа материалов СМИ. Специфика состоит в нахождении в исследуемыхматериалах значимых для исследования показателей и признаков. Осуществляется:
1. Определяются смысловые, словесно выраженные единицы, значимые длясоциологов;
2. В изучаемом документе подсчитывается среднеарифметическое количествосформулированных смысловых единиц.
При составлении процедуры контент-анализа необходимо:
1. Подобрать тексты, которые будут изучаться;
2. Определить единицы счета, содержание;
3. Определить оценку, даваемую в текстах автором документа;
4. Проанализировать особенность отражения в прессе реальных событий,реального характера.
2. Обобщение.
После осуществления анализа по одному из методов необходимо осуществитьобобщение результатов исследования. Сделать выводы в форме таблиц, ремарок илииного., но в том же духе.
6.1 Метод наблюдения в социологическом исследовании.
Наблюдение фиксирует видимые признаки в культурно-досуговой сфере,отражает конкретные события в конкретной ситуации. На основе наблюдения можносделать вывод о социально-культурных процессах, о закономерностях и особенностяхсоциально-культурной ситуации.
Наблюдение – непосредственное восприятие и фиксация различных сторонкультурно-досуговой деятельности.
Основные виды наблюдения:
1. В зависимости от подготовленности.Подразделяются на случайные, периодические, систематические. Характеризуютсятщательным подходом к разработке методики и обработки материалов наблюдения.
2. В зависимости от места проведениянаблюдения. Подразделяются на лабораторные (в спец. Групп.) и полевые (вреальных условиях).
3. В зависимости от положения социологапо отношению к наблюдаемому явлению. Подразделяются на включенное (социологнепосредственно внутри социальной группы) и не включенное (социолог наблюдаетявление со стороны).
4. В зависимости от способов фиксациинаблюдаемого процесса. Подразделяются на формализованное (по заранеезаготовленному плану и фиксируются по заранее определенным признакам),неформализованное (без предварительной подготовки и способы фиксации могут бытьпроизвольны).
Методика наблюдения.
Наблюдатели располагаются в зале среди зрителей по схеме: 1 наблюдательна 100 зрителй.
Наблюдатели используются для:
1. Фиксации поведения и реакции зрителейв процессе проведения социально-культурной программы.
2. Фиксации особенностей проведениясоциально-культурной программы.
3. Наблюдения за ведущими шоу-программыи т.д.
Для проведения наблюдения необходимо определить единицы наблюдения, тоесть принципы, по которым наблюдатели будут оценивать.
Наблюдатели по специальным карточкам по каждому признаку выставляютоценку. Оценки бывают 3 видов:
1. По 3-х бальной системе (отрицательно,нейтрально, положительно).
2. По 5-и бальной системе (очень плохо,плохо, нейтрально, хорошо, отлично)
3. По 10-ти и выше бальной шкалы.
6.2 Метод интервьюирования в социологическом исследовании.
Интервьюирование
— в социальном исследовании используется на начальных этапах для общегознакомства и предварительного изучения темы. Интервью заимствовано изжурналистики и предполагает непосредственной общение исследующего среспондентом.
Бывает:
· Свободноеинтервью – опрашивается только тема, а процесс интервьюирования протекает всвободной форме с использованием различных технических средств фиксации ответовна вопросы.
· Фокусированноеинтервью – вычисляется мнение многих и разных людей по одному узкому вопросуили событию.
· Формализованноеинтервью – вопросы респондентам задаются в заранее составленной форме и строгойпоследовательности. Респондент отвечает на вопросы в свободной, самостоятельносформулированной форме.
· Частичноформализованное интервью – на основе заранее подготовленных вопросов,дополняющихся в процессе и частично видоизменяющихся.
Интервью – метод сбора первичной информации, основанный нанепосредственном общении опрашивающего с респондентом, в процессе которогоопрашивающий получает необходимую информацию в форме ответов.
7.1 Эксперименткак метод социологическом исследовании досуга.Определение эксперементаль
Эксперимент (с латыни — опыт) в социологии – это способ получения вколичественном и качественном показателях деятельности, поведения людей врезультате воздействия на них специально подготовленных, управляемых иконтролируемых факторов.
В социологи выделяют:
1. Естественный эксперимент, который проводится в обычных, жизненныхусловиях.
2. Искусственный эксперимент, который проводится в специально созданныхэкспериментальных группах.
Основные требования к проведению эксперимента:
1. Определение экспериментальной группы.
2. Точная формулировка факторов и способов воздействия на людей впроцессе проведения эксперимента.
3. описание условий существующих экспериментальных групп.
Эксперименты бывают в социологии:
1. Последовательными (которые проводятсяв одной группе и изменения происходящие в этой группе фиксируются черезустановленные временные интервалы).
2. Параллельные проводятся в несколькихгруппах, которые подразделяются на:
· Экспериментальные- проводится специально организованная работа.
· Контрольные — работают в обычном режиме, то есть в них эксперимент не проводится.
Экспериментальная и контрольная группы используются для итоговогосравнения изменений, происходящих в этих группах и определения эффективностиспособов воздействия на группы.
7.2 Методэкспертных оценок.
Составляется анкета, и опрашиваются лишь специалисты (теоретики ипрактики) по изучаемой теме.
Плюсы в том, что опрашивается малое число специалистов, социолог получаетнадежную информацию.
Экспертные опросы часто проводятся как дополняющая основа массовыхопросов.
Этот метод часто используется для диагностики современного состоянияучреждений культуры и искусства, досуга; определения тенденций развитиякультуры, ее перспектив.
Например, целью определения перспектив набора студентов в СГАКИ, можнопровести экспертный опрос всего из одного вопроса. На основе собственныхзнаний, опыта работы, определите перспективу набора студентов по различныспециальностям в 2006 и 2011 годах отдельно. Оцените по 5-ти бальной шкале,где: 5 – очень много желающих поступить;
4 – достаточно желающих поступить;
3 – затрудняюсь ответить;
2 – мало желающих поступить;
1 – очень мало желающих поступить.
После заполнения 20 анкет экспертов подсчитывается средне-арифметическийпоказатель по каждой специальности.
В качестве экспертов могут выступать работник высшего учебного заведения,осуществляющего набор студентов.
8.1 Выборка и репрезентативность в социологическомисследовании.
Выборка – это часть объекта исследования, которая посоциально-демографичеким признакам подобна объектам в целом, то есть дляполучения репрезентативных (достоверных, надежных) результатов достаточноопросить часть людей, но в этой части должно быть представлены все признаки ихарактеристики изучаемой социальной группы.
Существуют следующие типы выборки в прикладном исследовании:
1. Систематическаявыборка – это такая выборка, при которой опрашивается каждый 2-ой из всесоциальной группы или 5-ый.
2. Серийная выборка.При ней опрашиваются все без исключения члены социальной группы.
3. Вероятностнаявыборка. При ней респонденты выбираются случайным методом.
4. Квотированнаявыборка (самая репрезентативная). Опрашивается пропорционально представленныереспонденты, которые представляют репрезентативно надежную и относительнонебольшую (20-30) группу от всей генеральной совокупности.
8.2 Методика групповой оценки личности.
Применяется для определения качеств, свойств и особенностей человека,участника какой-либо постоянной реальной социальной группы.
Методика состоит в том, что каждый участник группы оценивает каждого, нов зависимости от цели исследования.
Для определения свойств и качеств необходимо определить индикаторы, тоесть показатели, по которым будут оценивать эти свойства и качества.
К примеру: требуется определить культуру каждого студента
Индикаторы:
— культура внешнего вида
— культура поведения
— культура общения
— культура деятельности.
После оценок подсчитывают средне-арифметический показатель для каждогоучастника группы и для группы в целом.
С помощью этой методики можно изучать различные особенности, свойства икачества людей, но для этого участники групп должны достаточно хорошо знатьдруг друга.
Метод работает почти на 100%.