Совершенствование трудовой деятельности специалиста по маркетингу организации на основе функционально-стоймостного анализа Введение В настоящее время маркетинг, являясь руководством к управлению, планированию, действию в условиях рыночной экономики, начал занимать центральное место в структуре управления предприятием и теперь ему принадлежит ведущая роль в организации полноценного рыночного хозяйства, полностью ориентированного на реальных потребителей товаров и услуг. Понимая это, руководители создают на своих предприятиях дополнительные
рабочие места для специалистов по маркетингу маркетологов. Однако это сопряжено с высокими затратами на создание таких рабочих мест и расходами, необходимыми для проведения качественных и полноценных маркетинговых исследований. Поэтому сегодня еще не все предприятия способны создавать необходимое количество рабочих мест для специалистов по маркетингу. Это приводит к тому, что на многих предприятиях, все-таки сумевших создать такое подразделение,
маркетингом занимается единственный работающий в нем специалист, который физически не в состоянии в одиночку качественно выполнить весь необходимый объем работ. Подобная ситуация сложилась и в компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС, которая уже 10 лет работает на автомобильном рынке г. Москвы, предлагая комплекс услуг по продаже, сдаче в аренду, сервису и ремонту автомобилей отечественных и иностранных производителей. Целью данной работы является совершенствование трудовой
деятельности специалиста по маркетингу компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС на основе функционально-стоймостного анализа. Для этого необходимо выявить и систематизировать функции, выполняемые данным сотрудником, классифицировать их, рассчитать материальные расходы, идущие на их выполнение, и определить какие из функций можно полностью или частично передать на исполнение другим исполнителям, сократив материальные расходы и, что наиболее
важно, выделив рабочее время специалисту, увеличить качество работы специалиста. Аналитическая часть Подготовительный этап Для проведения функциолально-стоймостного анализа далее ФСА, необходимо составить рабочий план проведения ФСА таблица 1 и провести предварительный анализ структуры управления ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС, представленной на рисунке 1. Таблица 1. Рабочий план проведения ФСА. ппНаименование этапа
ФСАСодержание этаповИнформация для выполнения этаповИсточник информацииИсполнительСроки исполненияПодготовительныйВыбор объекта анализаРоль подразделений в работе предприятияСтруктура управленияГанин Д.Ю.03.99ИнформационныйСбор, систематизация и изучение данныхДанные по работе отделаПоложения об отделах, схемы документооборотаГанин Д.Ю.03.99АналитическийФормулировка, анализ и классификация функцийДанные статистического и бухгалтерского учетаНормативная документацияГанин
Д.Ю.03.99ТворческийПредварительный отбор вариантов Ответы на контрольные вопросыЭкспертная группаГанин Д.Ю.04.99ИсследовательскийОтбор рациональных вариантовЗаключения экспертизыЭкспертная группаГанин Д.Ю.04.99РекомендательныйРассмотрение и утверждение рекомендацийРезультаты проведенного анализаИсследовательский этапГанин Д.Ю.04.99ВнедрениеРазработка плана-графика внедрения рекомендацийРаспорядительная документацияВышестоящие
органыГанин Д.Ю.04.99Предварительный анализ работы компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС и его структуры управления рисунок 1 показывает, что отдел маркетинга играет решающую роль в работе всего предприятия. Этим и объясняется выбор трудовой деятельности специалиста по маркетингу в качестве объекта анализа. Важнейшими задачами этого анализа являются повышение качества выполнения функций маркетологом и снижение расходов на их выполнение.
Рисунок 1. Схема предприятия. Информационный этап На информационном этапе ФСА ведется сбор, систематизация и изучение данных, характеризующих деятельность специалиста по маркетингу и его функций. Для этого используется типовое положение об отделе, данные бухгалтерской отчетности, исходящая информация, в виде отчетов и прогнозов, подготовленных специалистом, а также входящая информация, необходимая для его работы.
Для систематизации этих данных, можно составить таблицу 2, где упрощенно представлен документооборот, характеризующий работу маркетолога компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС. Таблица 2. Наименование функцииИсходящий документПоступающий документ ОткудаКудаСоставление плана маркетингаПлан маркетингаОтчет о динамике работы отделовБухгалтерия и ПЭОГенеральный директорПрогноз конъюнктуры рынкаПрогноз потребностей рынкаОтчет о реализации прогноз
совокупного спросаОПиА, ОСиР ОМПЭОИсследование деятельности конкурентовОбзор предложений на рынкеОтчет о состоянии рынка аналитическая информацияОПиА, ОСиР внешняя средаОМОценка требований потребителейПрогноз совокупного спросаДанные опроса отчет о реализацииОПиА, ОСиРГенеральный директорФормулирование цели исследованияМеморандум маркетингового исследованияРаспоряжение генерального директораГенеральный директорГенеральный директорПодготовка опросных листовАнкетыАналитическая
информацияОМОПиА, ОСиРПроведение опросовОбобщенная информацияАнкетыОПиА, ОСиРГенеральный директорВедение базы данныхАналитическая информацияДанные мониторинга и опросовОПиА, ОСиРПЭО, ОММониторинг реализацииОтчет о реализацииАналитическая информацияОПиА, ОСиРГенеральный директорМониторинг ценПрогноз динамики ценАналитическая информацияВнешняя средаГенеральный директорОпределение интенсивности конкуренцииПрогноз конкуренцииАналитическая информацияОПиА,
ОСиР, ВСГенеральный директорОпределение границ изменения ценМеморандум о ценовой политикеПрогноз совокупного спросаОМГД, ПЭОРасчет затрат на рекламуОтчет о расходах на рекламуКонцепция рекламной компанииОМБухгалтерияРазработка рекламных концепцийКонцепция рекламной компанииПрогноз совокупного спроса аналитическая информацияЗГД по СиР, КД, ВСГенеральный директорРасчет затрат на маркетингОтчет о расходах на маркетингПрограмма маркетингаПЭОПЭОУправление ассортиментомПроизводственная программаПрогноз совокупного спросаОМГенеральный директор
Аналитический этап На этом этапе проведения ФСА необходимо сформулировать, классифицировать и определить стоимость выполнения каждой функции управления, а затем, оценив значимость каждой функции, оценить соответствие значимости функции и затрат на ее реализацию. Для этого сначала необходимо функции управления разделить на главные, основные и вспомогательные. Главная функция это функция, для осуществления которой создано анализируемое подразделение аппарата управления организации.
Для специалиста по маркетингу главной функцией является анализ рынка. Формулирование и классификация основных и вспомогательных функций приведено в таблице 3 Таблица 3. Формулировка и классификация функций. ппНаименование функцииВид функцииПримечаниеЗатраты в год, руб.ГлаголСуществительноеСоставлятьпланО маркетинга38 536ПрогнозироватьконъюнктуруОрынка31 965ИсследоватьдеятельностьОконкурентов41 833ОцениватьтребованияОпотребителей20 967ФормулироватьцельОисследований24 710ПодготавливатьданныеВдля опросных листов6 950ПроводитьопросыВпотребителей36 299ВестибазуВданных38 798ПроводитьнаблюденияВза реализацией22 181ПроводитьнаблюденияВза
динамикой изменения цен23 886ОпределятьинтенсивностьВконкуренции8 771ОпределятьвеличинуВценового коридора22 265РассчитыватьзатратыВна рекламу8 703РазрабатыватьконцепцииВрекламных компаний17 828РассчитыватьзатратыВна маркетинг17 304УправлятьассортиментомВпредприятия24 851Классификация функций позволяет построить функционально-стоймостную диаграмму диаграмму FAST, представленную на рисунке 2 Рисунок 2.Функционально-стоймостная диаграмма FAST. Теперь необходимо определить все затраты на осуществление каждой из функций.
Для этого необходимо понять, насколько задействованы другие подразделения компании в выполнении той или иной функции. Для этого составим таблицу 4, показывающую функциональные взаимосвязи маркетолога, в виде отдела маркетинга, со всеми структурными подразделениями компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС. Из представленной на рисунке 1 развернутой схемы предприятия видно, что структура управления компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС, состоит из следующих составляющих
Генеральный директор ГД Отдел маркетинга ОМ Планово-экономический одел ПЭО Бухгалтерия Отдел кадров Юридический отдел Заместитель генерального директора по сервису и ремонту ЗГД по СиР, в подчинении которого находиться отдел сервиса и ремонта ОСиР Коммерческий директор КД, в подчинении которого находиться отдел продажи и аренды ОПиА Заместитель генерального директора по общим вопросам
ЗГД по ОВ, в подчинении которого находятся службы внутреннего хозяйства СВХ. По данным бухгалтерской отчетности известно, что на данном предприятии отчисления на социальное страхование составляют 40,5 от фонда оплаты труда, который для специалиста по маркетингу в компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС сегодня составляет 17 300 руб а для остальных сотрудников средний уровень заработной платы составляет 6 400 руб не включая руководителей высшего звена.
При расчете затрат на выполнения функций маркетолога компании, также необходимо учесть затраты на эксплуатацию технических средств. В этой связи необходимо отметить, что участие других подразделений компании в осуществлении непосредственных функций специалиста по маркетингу, фактически не сопряжено с эксплуатацией ими каких-либо технических средств, т.е. такими расходами можно пренебречь. Однако, остаточная стоимость технических средств, находящихся в распоряжении маркетолога и используемых
им при выполнении всех его функций, по данным учета составляет 44 634 руб. Таблица 4. Функциональные взаимосвязи.Функции маркетологаПодразделенияМаркетологГДПЭОБ ухгалтерияОтдел кадровЮристЗГД по СиРОСиРКДОПиАЗГД по ОВСВХСоставление плана маркетингаОРСПССССПрогноз конъюнктуры рынкаОССПСПИсследование деятельности конкурентовП,ОСПСПОценка требований потребителейОССПСПФормулирование цели исследованияП,ОРУУПодготовка опросных листовП,Р,ОПроведение опросовП,
ОСУСУВедение базы данныхП,Р,ОП,УП,УМониторинг реализацииОРСУСУМониторинг ценП,ОРОпределение интенсивности конкуренцииП,ОРППОпределение границ изменения ценП,ОРСРасчет затрат на рекламуПСОУРазработка рекламных концепцийП,ОРУУРасчет затрат на маркетингПРУОУправление ассортиментомОРСУУУПримечание О отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет необходимый
документ П предоставляет исходные данные, информацию, для выполнения данной функции У участвует в выполнении данной функции, визирует подготовленный документ С согласовывает подготовленный документ по функции Р принимает решение, утверждает, подписывает документ. Данные таблицы 4 показывают, что выполнение функций управления специалистом по маркетингу ведется практически
самостоятельно, а результаты его работы являются основанием к действию остальных служб компании. Однако, выполняя ряд функций, связанных с отслеживанием поведения конечных потребителей, маркетолог использует материалы, подготавливаемые подразделениями компании, работа которых непосредственным образом связанна с потребителями. На подготовку таких материалов, сотрудниками этих подразделений затрачивается некоторое количество рабочего времени, поэтому при расчете затрат на выполнение функций специалиста
по маркетингу, необходимо также учесть и эти затраты. Расчет всех затрат сведен в таблице . При этом базой для расчета служат данные бухгалтерской и статистической отчетности, показывающие, что срок службы технических средств, находящихся в эксплуатации специалиста, на сегодняшний день составляет 5 лет. Таким образом, годовые амортизационные отчисления на данные технические средства составляют , а так как годовой фонд рабочего времени маркетолога составляет 2 076 часов то,
за один час рабочего времени, данный специалист в компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС получает После произведения всех вычислений и заполнения таблицы все данные полученные в результате формулировки, классификации функций управления специалиста по маркетингу компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС и определения затрат на их осуществление, отражаются в таблице 3 и на диаграмме FAST рисунок 2. Стоимостная оценка функций и нанесение их на диаграмму позволяет выявить распределение
стоимостей по функциям и областям диаграммы и определить те направления, по которым следует вести работу для сведения к минимуму излишних затрат, связанных с осуществлением конкретных функций управления. Так анализ диаграммы показывает, что излишними являются функции проведения опросов и ведения базы данных, участвующие в мониторинге реализации. Трудозатраты на выполнение этих функций составляют 36 299 руб. в год и 38 798 руб. в год соответственно. Из таблицы видно, что, используя материалы подготовленные
специалистом компании по маркетингу, эти функции, фактически, выполняют сотрудники ОСиР и ОПиА, непосредственно работающие с клиентами и владеющие первоисточниками. Таблица. Затраты на осуществление функций. Название функцииДоля амортизационных отчислений, руб. в год.Затраты ФОП труда дополнительных лиц участвующих в выполнении функции, руб. в годЗатраты труда, маркетолога ч. в годСоставление плана маркетинга825,607 640,00192Прогноз конъюнктуры рынка774,004 200,00180Исследование
деятельности конкурентов1 032,005 040,00240Оценка требований потребителей516,002 556,00120Формулирование цели исследования516,005 220,00120Подготовка опросных листов206,400,0048Проведение опросов825,606 048,00192Ведение базы данных1 032,002 880,00240Мониторинг реализации516,003 420,00120Мониторинг цен619,202 160,00144Определение интенсивности конкуренции206,401 296,0048Определение границ изменения цен516,003 480,00120Расчет затрат на рекламу154,802 484,0036Разработка рекламных концепций361,204 032,0084Расчет затрат на маркетинг309,604 896,0072Управление
ассортиментом516,005 320,00120Данные таблицы говорят, что у маркетолога на функции проведения опросов и ведения базы данных приходиться большая часть рабочего времени, которое тратиться им на контроль работы не подчиненных ему сотрудников компании, расходы, на работу которых, позволяют говорить о больших возможностях сокращения расходов в этом направлении. Данные таблицы 4 также указывают на, несвойственные для специалиста по маркетингу в данной организации, функции по расчету затрат на рекламу и маркетинг.
Трудозатраты на выполнение этих функций составляют 8 703 руб. в год и 17 304 руб. в год соответственно, хотя это работа бухгалтерии и планово-экономического отдела. Из диаграммы, изображенной на рисунке видно, что затраты на осуществление практически всех вспомогательных функций не сбалансированы с их значимостью. Особенно остро это касается функций связных с управлением ассортиментом, проведением опросов, ведением базы данных и расчетом затрат на маркетинг, поэтому в первую
очередь необходимо совершенствовать процессы выполнения именно этих функций. По основным функциям управления, представленным на рисунке , ситуация в целом более спокойная. Здесь несбалансированной является только функция по составлению плана маркетинга, процесс выполнения которой, также необходимо совершенствовать. Достаточно трудоемкой также является функция по исследованию деятельности конкурентов. Анализ деятельности специалиста по маркетингу на предприятии
ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС позволил выявить недостаточный уровень качества выполнения ряда функций основных по оценке требований потребителей, прогнозированию конъюнктуры рынка и составлению плана маркетинга, а также вспомогательных по определению границ изменения цен, управлению ассортиментом и подготовке опросных листов. С учетом выявленных недостатков, необходимо сформулировать важнейшие задачи совершенствования маркетинговой работы на предприятии Сокращение затрат на выполнение функций составления плана маркетинговой
политики предприятия исследования деятельности конкурентов компании управления ассортиментом предлагаемых компанией услуг. Исключение излишних, для маркетолога данной компании, функций проведения опросов потребителей ведения базы данных расчета затрат на рекламу расчета затрат на маркетинг. Повышение качества выполнения функций оценки требований потребителей составления плана маркетинговой политики предприятия прогнозирования конъюнктуры рынка управления ассортиментом предлагаемых компанией
услуг определения коридора изменения цен на рынке подготовке вопросов для анкетирования потребителей. Проектная часть Творческий этап Для поиска путей совершенствования управления маркетинговой работы на предприятии ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС были использованы следующие известные методы мозговая атака и метод контрольных вопросов. Для этого была сформирована экспертная группа, куда вошли начальник планово-экономического отдела предприятия, заместитель генерального директора по сервису и коммерческий директор предприятия.
На творческих совещаниях сформированной экспертной группе были заданы следующие вопросы Как оптимизировать процесс разработки стратегии развития предприятия Как лучше определять формы и методы конкурентной борьбы Как оптимизировать структуру производственного плана Как лучше организовать работу по изучению потребительского спроса
Как минимизировать затраты по анализу конъюнктуры рынка Возможно ли исключить из обязанностей маркетолога компании функцию расчета затрат на рекламу Как осуществлять маркетинг предприятия с наименьшими затратами Как усовершенствовать процедуру изучения покупательского спроса Как повысить эффективность маркетинговой политики предприятия
Как повысить надежность прогноза состояния рынка Как улучшить ассортимент предлагаемых компанией услуг Как улучшить систему прогнозирования ценового положения на рынке Как повысить эффективность изучения потребительского спроса На каждый из вопросов было получено несколько вариантов ответов. Все варианты представлены в карточках идей таблицы 5
Таблица 5. Карточки идей. вариантаСущность вариантаПреимущества вариантаНедостатки вариантаВопрос0101Сокращение числа рассматриваемых вариантовЭкономия времениВозможные потери нестандартных решенийЗаключение. Экономия времени позволяет существенно снизить затраты и устранить излишние показатели плана.02Автоматизация расчетов вариантов прогнозаСокращение затратНеобходимость разработки нового программного обеспеченияЗаключение. Сокращение затрат выше потерь при разработке программного обеспечения.03Повышение квалификации экспертовПовышение
качества управленческих решенийУвеличение расходов по зарплате и затраты на переквалификацию персоналаЗаключение. Расходы окупаются принятием оптимального решения.Вопрос0201Использование метода гонка за лидеромМинимизация потерьКомпания никогда не станет лидеромЗаключение. Обеспечивается стабильное развитие.02Покупка готовых решенийСокращение времени выполнения функцииНе учитывается специфика предприятияЗаключение. Сокращение затрат на выполнение функции и высвобождение
времени на выполнение других функций.03Автоматизация обработки статистической информацииСокращение времени выполнения функции и ускорение процесса принятия решенияРасходы на разработку нового программного обеспеченияЗаключение. Помимо сокращения затрат, выигрыш во времени обеспечивает преимущество перед конкурентами.Вопрос0301Совершенствование системы мониторинга покупательского спросаБыстрое и качественное выявление потребностей клиентовЗатраты на формирование системыЗаключение.
Затраты по формированию системы перекрываются увеличением выпуска продукции.02Переход на работу только с наиболее рентабельными видами продукцииУвеличение прибыли компанииПотеря части покупательского сектораЗаключение. В условиях сжатия покупательского спроса приоритетным направлением является поддержание рентабельности производства03Реорганизация планового отделаУлучшение ассортиментаУвеличение себестоимостиЗаключение. Увеличение объемов сбыта позволит рассчитывать на монополизацию определенного сегмента рынка.
Вопрос0401Создание специального подразделения по изучению потребительского спросаВозможность получения максимально полной информацииДополнительные затраты на создание и работу такого подразделения Заключение. Качество проводимых исследований перекроет затраты.02Поручить проведения опросов специализированной компанииПривлечения высококлассных специалистов позволит составлять прогнозы с высокой степенью достоверностиОчень высокий уровень затрат на привлечение специалистовЗаключение.
Глубина и охват исследований потребностей покупателей повышает качественный уровень опросов.03Поручение проведения опросов линейным подразделениям компании, непосредственно занятых работой с клиентамиСокращение расходов на проведение опросов, получение оперативной и достоверной информацииНизкий уровень квалификации специалистовЗаключение. Повышение эффективности работы специалиста по маркетингу компании, при сокращении суммы общих расходов компании.Вопрос0501Автоматизация процесса ведения базы данных предприятияБыстрая
и качественная обработка информацииРасходы на покупку и монтаж дополнительного оборудования, и разработку программного обеспеченияЗаключение. Быстрое получение информации о состоянии рынка.02Передача ведения базы данных предприятия специализированной компанииПредоставление оперативной и полной информации о стоянии рынкаПроблема сохранения коммерческой тайны и дополнительные расходыЗаключение. Экономия финансовых и трудовых ресурсов покрывает издержки.03Передать ведение базы данных предприятия
всем заинтересованным линейным подразделениями компанииСокращение расходов на ведение базы данных, оперативность и доступность информации базы данныхСнижение достоверности информации, затраты на организацию локальной сети предприятия и разработку программного обеспеченияЗаключение. Повышение эффективности работы маркетолога компании, за счет создания локальной компьютерной сети.Вопрос0601Передать функцию расчета затрат на рекламную компанию в бухгалтерию предприятияОсвобождение
рабочего времени маркетолога компанииТрудности в оценке эффективности рекламной компанииЗаключение. Высвобождаемое рабочее время позволяет увеличить качество выполнения ряда других функций маркетолога компании.02Передача специализированному рекламному агентству всех функций, связанных с рекламной политикой компанииПовышение профессионализма и качества рекламной компании предприятияСущественные дополнительные расходыЗаключение. Увеличение расходов на рекламу окупается увеличением количества клиентов.03Отказ
от рекламной компанииСокращение расходов на рекламуСокращение спроса на продукцию и услуги компанииЗаключение. При высоком уровне качества предлагаемых услуг, сокращение расходов на рекламу повышает рентабельность предприятия.Вопрос0701Передача функции по расчету затрат на маркетинг в ПЭОМинимизация затрат рабочего времени маркетолога компанииТрудности в оценке эффективности маркетинговой политикиЗаключение. Повышение эффективности работы специалиста по маркетингу, за счет освобождения от
несвойственных ему функций.02Автоматизация процесса расчета затрат на маркетингУскорение расчетов и экономия рабочего времениДополнительные затраты на разработку и установку дополнительного программного обеспеченияЗаключение. Дополнительные затраты окупаются за счет повышения эффективности работы маркетолога компании.03Заказ маркетинговых исследований в консалтинговой компанииПовышение качества маркетинговой политики предприятияЗначительное увеличение затрат на маркетингЗаключение.
Повышение затрат окупается повышением общего уровня рентабельности предприятия.Вопрос0801Расширение штата маркетингового отделаУвеличение массива обрабатываемой информацииУдорожание и усложнение процедуры оценки покупательского спросаЗаключение. Расходы на увеличение штата покрываются повышением качества разработки маркетинговых решений.02Привлечение внешних организацийПовышение репрезентативности покупательского опросаДополнительные расходы на привлечение
внешних специалистовЗаключение. Расходы на привлечение внешних организаций покрываются увеличением качества оценки требований покупателей.03Увеличение источников статистической информации о требованиях рынкаОбеспечение надежности и качества управленческих решенийУвеличение трудозатрат на выполнение данной функцииЗаключение. Повышение качества оценки требований потребителей позволяет предприятию получить дополнительную прибыль.Вопрос0901Привлечение дополнительных специалистов из смежных отраслейПовышение качества маркетинговой
политики компанииДополнительные расходы по оплате труда привлекаемых специалистовЗаключение. Дополнительные расходы окупаются получением предприятием ожидаемой прибыли.02Использование зарубежного опыта в области разработки маркетинговой политикиВозможность использования передовых маркетинговых технологийВ отечественных условиях зарубежный опыт не всегда применимЗаключение. Использование зарубежного опыта позволяет выйти на мировые рынки.03Привлечение аудиторских компаний
из числа большой пятеркиПовышение обоснованности управленческих решенийЗначительное увеличение финансовых расходов на сбор информации и привлекаемых аудиторовЗаключение. Привлечение крупнейших аудиторских компаний повышает привлекательность товаров и услуг предприятия на мировых рынках.Вопрос1001Использование современного математического аппаратаПовышение достоверности прогнозаДополнительные затраты на разработку и установку дополнительного программного обеспеченияЗаключение.
Затраты труда покрываются за счет улучшения качества прогнозов.02Привлечение внешних консультантовПовышение эффективности прогнозаРасходы на привлекаемых специалистовЗаключение. Расходы на дополнительных специалистов покрываются расширением сбыта.03Разработка комплексных макроэкономических прогнозовМаксимальный учет долгосрочных факторов при составлении прогнозовУсложнение процедуры прогнозирования конъюнктуры рынка и дополнительные затраты на разработку дополнительного программного обеспеченияЗаключение.
Дополнительные затраты по составлению прогнозов компенсируются стабильным развитием компании.Вопрос1101Предложение новых видов товаров и услугУвеличение ассортимента Увеличение затрат на разработку новой продукцииЗаключение. Увеличение затрат окупается получением дополнительных прибылей.02Проведение дополнительных исследований покупательского спросаУлучшение ассортиментаИздержки на проведение дополнительных исследованийЗаключение.
Издержки покрываются увеличением сбыта.03Разработка системы сопровождения предлагаемых товаров и услугПривлечение дополнительного количества покупателейЗатраты на создание сервисных центровЗаключение. Издержки компенсируются увеличением объема продаж.Вопрос1201Усовершенствование математического аппаратаУлучшение качества прогнозовЗатраты на обновление программного обеспеченияЗаключение. Затраты на покупку нового программного обеспечения компенсируются
достоверностью составления прогнозов. 02Привлечение сторонних квалифицированных специалистовПовышение достоверности прогнозовРасходы на привлекаемых специалистовЗаключение. Расходы окупаются повышением рентабельности предприятия.03Хеджирование ценовых рисковЗащита производства от резких колебаний валютного курсаЗатраты на покупку валютных фьючерсовЗаключение. Обеспечение стабильности и ритмичности производственного процесса.
Вопрос1301Проведение предварительного анализа покупательского спросаСокращение времени на подготовку анкетЗатраты на предварительный анализЗаключение. Качество анкетирования покрывает затраты на проведение предварительного анализа.02Привлечение специализированных социологических службПовышение репрезентативности анкетированияДополнительные расходы на привлечение специалистовЗаключение. Затраты компенсируются проведением детального анализа потребительского спроса.03Использование современных
технологий при разработке анкетПовышение валидности проводимых опросовУвеличение трудозатратЗаключение. Современные технологии позволяют получить опросные листы для более детального и точного прогнозирования покупательского спроса. Исследовательский этап На этом этапе необходимо провести сравнительную организационно-экономическую оценку и отбор наиболее рациональных для внедрения предложений из числа предварительно отобранных вариантов, представленных в таблице 5. Оценка и отбор производятся с участием специалистов
заинтересованных подразделений и служб предприятия, на основе заключений экспертизы. По каждому предложению таблицы 5, в таблице 6 даны оценки для каждого варианта. При этом при организационной оценке учитывались реальные организационные условия, являющиеся предпосылкой успешного внедрения того или иного варианта, а при экономической оценке учитывался уровень снижения трудозатрат и повышение качества выполнения функции, а также тенденция изменения основных показателей
работы предприятия. Таблица 6. Сравнительная организационно-экономическая оценка.Варианты предложенияПреимуществаНедостаткиОценкио рганизационнаяэкономическаяСокращение числа рассматриваемых вариантовЭкономия времениВозможные потери нестандартных решений-Автоматизация расчетов вариантов прогнозаСокращение затратНеобходимость разработки нового программного обеспеченияПовышение квалификации экспертовПовышение качества управленческих решенийУвеличение расходов
по зарплате и затраты на переквалификацию Использование метода гонка за лидеромМинимизация потерьКомпания никогда не станет лидером-Покупка готовых решенийСокращение времени выполнения функцииНе учитывается специфика предприятия-Автоматизация обработки статистической информацииУскорение процесса принятия решенияРазработка нового программного обеспеченияСовершенствование системы мониторинга покупательского спросаБыстрое и качественное выявление потребностей клиентовЗатраты на формирование системы-
Переход на работу только с наиболее рентабельными видами продукцииУвеличение прибыли компанииПотеря части покупательского сектораРеорганизация планового отделаУлучшение ассортиментаУвеличение себестоимости Создание специального подразделения по изучению потребительского спросаВозможность получения максимально полной информацииДополнительные затраты на создание и работу такого подразделения Поручение проведения опросов специализированной компанииПривлечения высококлассных специалистов позволит
составлять прогнозы с высокой степенью достоверностиОчень высокий уровень затрат на привлечение специалистов-Поручение проведения опросов линейным подразделениям компании, непосредственно занятых работой с клиентамиСокращение расходов на проведение опросов, получение оперативной и достоверной информацииНизкий уровень квалификации специалистовАвтоматизация процесса ведения базы данных предприятияБыстрая и качественная обработка информацииРасходы на покупку и монтаж дополнительного оборудования, и разработку программного обеспечения
Передача ведения базы данных предприятия специализированной компанииПредоставление оперативной и полной информации о состоянии рынкаПроблема сохранения коммерческой тайны и дополнительные расходы-Передача ведения базы данных предприятия всем заинтересованным линейным подразделениями компанииСокращение расходов на ведение базы данных, оперативность и доступность информации базы данныхСнижение достоверности информации, затраты на организацию локальной сети предприятия и разработку программПолная передача функции
расчета затрат на рекламную компанию в бухгалтерию предприятияОсвобождение рабочего времени маркетолога компанииТрудности в оценке эффективности рекламной компанииПередача специализированному рекламному агентству всех функций, связанных с рекламной политикой компанииПовышение профессионализма и качества рекламной компании предприятияСущественные дополнительные расходы-Отказ от рекламной компанииСокращение расходов на рекламуСокращение спроса на продукцию и услуги компании
Передача функции по расчету затрат на маркетинг в ПЭОМинимизация затрат рабочего времени маркетолога компанииТрудности в оценке эффективности маркетинговой политикиАвтоматизация процесса расчета затрат на маркетингУскорение расчетов и экономия рабочего времениЗатраты на разработку и установку дополнительного программного обеспечения-Заказ маркетинговых исследований в консалтинговой компанииПовышение качества маркетинговой политики предприятияЗначительное увеличение затрат на маркетинг-
Расширение штата маркетингового отделаУвеличение массива обрабатываемой информацииУдорожание и усложнение процедуры оценки покупательского спроса Привлечение внешних организацийПовышение репрезентативности покупательского опросаДополнительные расходы на привлечение внешних специалистов-Увеличение источников статистической информации о требованиях рынкаОбеспечение надежности и качества управленческих решенийУвеличение трудозатрат на выполнение данной функцииПривлечение дополнительных
специалистов из смежных отраслейПовышение качества маркетинговой политики компанииДополнительные расходы по оплате труда привлекаемых специалистов-Использование зарубежного опыта в области разработки маркетинговой политикиВозможность использования передовых маркетинговых технологийВ отечественных условиях зарубежный опыт не всегда применимПривлечение аудиторских компаний из числа большой пятеркиПовышение обоснованности управленческих решенийЗначительное увеличение финансовых расходов на сбор информации-
Использование современного математического аппаратаПовышение достоверности прогнозаЗатраты на разработку и установку дополнительного программного обеспеченияПривлечение внешних консультантовПовышение эффективности прогнозаРасходы на привлекаемых специалистов-Разработка комплексных макроэкономических прогнозовМаксимальный учет долгосрочных факторов при составлении прогнозовУсложнение процедуры прогнозирования и затраты на разработку дополнительного программного обеспечения
Предложение новых видов товаров и услугУвеличение ассортимента Увеличение затрат на разработку новой продукцииПроведение дополнительных исследований покупательского спросаУлучшение ассортиментаИздержки на проведение дополнительных исследований-Разработка системы сопровождения предлагаемых товаров и услугПривлечение дополнительного количества покупателейЗатраты на создание сервисных центров Усовершенствование математического аппаратаУлучшение
качества прогнозовЗатраты на обновление программного обеспечения-Привлечение сторонних квалифицированных специалистовПовышение достоверности прогнозовРасходы на привлекаемых специалистов-Хеджирование ценовых рисковЗащита производства от резких колебаний валютного курсаЗатраты на покупку валютных фьючерсовПроведение предварительного анализа покупательского спросаСокращение времени на подготовку анкетЗатраты на предварительный анализ
Привлечение специализированных социологических службПовышение репрезентативности анкетированияДополнительные расходы на привлечение специалистов-Использование современных технологий при разработке анкетПовышение валидности проводимых опросовУвеличение трудозатратПримечание.Плюс преобладание преимуществ над недостаткамиМинус преобладание недостатков над преимуществамиМинус, плюс равное соотношение преимуществ и недостатков.
Таким образом, по данным этой таблицы 6, по каждому предложению, были отобраны наиболее рациональные варианты, имеющие наибольшее количество положительных оценок. Результаты этого отбора представлены в таблице 7 Таблица 7. Наиболее рациональные варианты для внедрения.Варианты предложенияОценкиорганизационнаяэкономич ескаяАвтоматизация расчетов вариантов прогнозаАвтоматизация обработки статистической информацииПереход на работу только
с наиболее рентабельными видами продукцииПоручение проведения опросов линейным подразделениям компании, непосредственно занятых работой с клиентамиПередача ведения базы данных предприятия всем заинтересованным линейным подразделениями компанииПолная передача функции расчета затрат на рекламную компанию в бухгалтерию предприятияПередача функции по расчету затрат на маркетинг в ПЭОУвеличение источников статистической информации о требованиях рынкаИспользование зарубежного опыта
в области разработки маркетинговой политикиИспользование современного математического аппаратаПредложение новых видов товаров и услугХеджирование ценовых рисковИспользование современных технологий при разработке анкет Этап внедрения На этапе внедрения необходимо провести социально-психологическую, профессиональную и материально-техническую подготовку работников аппарата управления, имеющих отношение к деятельности специалиста компании по маркетингу. Для этого необходимо разработать систему материального стимулирования
внедрения рекомендаций и оценить фактическую экономическую эффективность от внедрения результатов ФСА управления трудовой деятельностью маркетолога компании, а также разработать план-график внедрения рекомендаций. План-график внедрения рекомендаций представлен в таблице , при этом необходимо отметить, что сложившийся на сегодняшний момент в компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС социально-психологический климат способствует беспрепятственному внедрению всего комплекса
рекомендаций. Потому что, фактически, все сотрудники планово-экономического отдела и бухгалтерии предприятия уже полностью морально подготовлены и понимают необходимость, и обоснованность передачи им части функций специалиста по маркетинговой политики компании. А остальные служащие линейных подразделений компании, уже неоднократно обращались к руководству с просьбами скорейшей модернизации используемого ими оборудования. Поэтому предполагается, что внедрение комплекса рекомендуемых мероприятий пройдет беспрепятственно,
и со стороны непосредственных исполнителей будет встречено с полным пониманием и одобрением. В связи с выше изложенным, а также, учитывая, что все сотрудники компании имеют высшее образование и высокий уровень компетенции в своей профессиональной области, то предполагается, что период адаптации к измененным условиям труда пройдет в кратчайшие сроки, и затраты на переквалификацию отдельных сотрудников, не имеющих достаточных навыков работы с новой техникой и программным обеспечением, составят менее 10 680
руб. Таким образом, общие затраты на внедрение всего комплекса рекомендуемых мероприятий составят 156 371 руб что при годовой экономии на функциях управления только для одного сотрудника компании специалиста по маркетингу окупается в течение первого года. Заключение В результате проведенного в данной курсовой работе функционально-стоимостного анализа трудовой деятельности специалиста по маркетингу компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС, удалось найти пути снижения затрат с одновременным
повышением эффективности выполнения ряда его трудовых функций. Кроме этого, удалось снизить затраты на выполнение ряда функций других взаимосвязанных подразделений компании и повысить рентабельность всего предприятия. Думается, необходимо отметить, что рекомендации данные в этой курсовой работе в настоящий момент действительно реализуются в компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС и предварительные результаты показывают рост показателей эффективности
работы предприятия в целом и отдела маркетинга в частности. Это прямым образом свидетельствует, что функционально-стоимостной анализ, использующий единство сочетания системного и функционального подхода, является наилучшим методом анализа трудовой деятельности. В планах руководителей компании ЗАО МОСРЕНТСЕРВИС, после полной реализации данных рекомендаций, касаемо, в основном, одной из ключевых фигур на данном предприятии специалиста по маркетингу, произвести комплексный
функционально-стоимостной анализ работы всех сотрудников предприятия с целью наиболее эффективного использования рабочего времени и повышения эффективности их труда.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |