--PAGE_BREAK--1.2 Место политики в современном обществе
Научный подход к изучению современной политики требует, прежде всего, формирование понятийного аппарата.
Ключевым является само понятие политики. Суммируя наиболее важные черты, можно согласиться со следующим определением:
Политика— это деятельность, направленная на удовлетворение интересов и решение общественных проблем путем формирования, поддержания или изменения власти и управления обществом.[3]
Такое определение является достаточным, чтобы отличить ее как особую сферу управления обществом от всякой другой близкой или смежной общественной деятельности. Это имеет как научное, так и практическое значение. Конкретность определения позволяет четко определить предмет исследования, уточнить достаточно подвижную границу с социологией, государствоведением и правоведением, экономическими науками, философией и другими отраслями обществоведения. С практической точки зрения, это позволяет преодолеть две опасные тенденции. Во-первых, расширенное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Это дает возможность избежать использования политики для достижения чуждых ей целей и не допустить ослабления административно-правового управления обществом. Во-вторых, решения политических проблем в рамках имеющейся административно-правовой системы, что также наносит обществу значительный ущерб. Проблемы потому и являются политическими, что не могут быть решены без изменения законов и самой власти.
Политика является важнейшей частью системы управления, занимающейся формированием, поддержанием или изменением управления и самой власти для решения общественных проблем, оказавшихся не по силам нравственности и административно-правовому управлению в любых сферах общественного развития.[4]
Несмотря на разнообразие обществ, в структуре каждого из них можно выделить несколько основных сфер деятельности:
-отношения общества с природой;
-экономические отношения;
— социальные отношения;
-духовная жизнь;
-отношения с другими обществами.
В различных обществах эти сферы имеют разную структуру, функции и качества, но в каждом они переплетаются и пронизывают друг друга, образуя единое целое.
При всем разнообразии и динамике политических интересов, настроений и порождаемых ими политических проблем в основных сферах развития современных обществ имеются узловые проблемы, почти постоянно требующие политических усилий. Ими определяются важнейшие направления современной политики.
Для выявления места политики в обществе необходимо учитывать, что в современных условиях значительно увеличились разнообразие, широта и интенсивность общественного развития, его различных процессов. Об этом свидетельствует заметно возросшая плотность событий в пространстве и времени, обострение противоречий ипоявление огромного количества сложных проблем, возникновение новых политических интересов и идей. Все это требует корректировки или даже изменения власти и управления.
С 80-х годов XXвека во многих странах одним из главных направлений политической деятельности становится экологическая политика. Она появилась в результате активизации людей, стремящихся воспрепятствовать разрушению природной среды, хищническому использованию природы. Во многих странах, в том числе и в России, приняты законы об охране природы. Ограничиваются и запрещаются загрязняющие ее производства и транспорт, регулируется использование ресурсов, создается система экономического стимулирования природоохранной деятельности, экологического предпринимательства и другие.
Реализация таких мер позволяет снизить загрязнение воздуха, повысить качество водных ресурсов, уменьшить выбросы опасных химических продуктов, расширить природоохранные зоны, увеличить долю расходов на экологические цели и повысить их эффективность.[5]
В конце XXвека активизировалось другое направление — экономическая политика-решение политическими средствами проблем экономики. Это обусловлено переходом многих стран к постиндустриальному производству, глобализацией и изменениями структуры мирового хозяйства, ускорением научно-технического прогресса. Без политических решений невозможно изменить структуру собственности, соотношение и взаимодействие ее различных форм, оптимизировать структуры производства и обмена, создать необходимые условия для эффективного использования высоких технологий. Большое значение имеют политические решения для укрепления и оздоровления финансовых систем. Неслучайно законы о бюджетах во всех странах относятся к важнейшим из них.
Экономическая политика всегда нацелена на поиск соотношения производства и потребления в соответствии изменяющимся интересам и возможностям. Сокращение непосредственных экономических функций государства не изменяет общей тенденции расширения и активизации экономической политики в целом. Особенно значительные политические усилия требуются в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия. Для завершения переустройства ее хозяйства потребуется еще немало политических решений, без которых производство не может стать эффективным.
Повышение уровня развития общества и отдельных его элементов, усложнение их взаимоотношений, появление в социальной сфере множества новых интересов и проблем обуславливают активизацию ирасширение третьего направления политики — социальной политики.
Главной целью социальной политики является обеспечение баланса индивидуальных и общественных интересов. При всем разнообразии направлений она почти всегда нацелена на предотвращение социальных конфликтов, на поддержку наиболее пострадавших слоев общества, на предотвращение и преодоление роста преступности. В условиях перестройки одной из главных задач социальной политики является содействие адаптации людей к рыночным отношениям и поддержка наиболее уязвимых групп населения. Следует отметить, что решение социальных проблем невозможно без повышения эффективности производства, а следовательно, совершенно очевидна тесная связь социальной политики с политической и экономической.
Существенное обновление и усложнение духовной сферы развития общества привело к расширению круга ее проблем, нуждающихся в политических решениях. Следствием стало расширение иактивизация еще одного важного сектора политики — политики духовного развития. Суть ее в принятии и реализации политических решений, благоприятствующих развитию искусства, науки, образования и просвещения, информации, культов и традиций.
Объект духовной политики отличается особой сложностью и чувствительностью и не приемлет прямого и тем более грубого воздействия. Навязывание обществу идей и направлений, даже самых замечательных, в конечном счете, оборачивается ущербом, как для духовного развития общества, так и для тех, кто их навязывал. Поэтому в современной политике духовного развития усиливаются тенденции признания плюрализма и обеспечения духовной свободы общества, содействия осознанию людьми их потребностей и реальных возможностей, формированию их интересов.
Глобализация, усиление взаимозависимости развития обществ в различных частях мира повышают значимость отношений между ними и роль отдельных государств в мировом сообществе, а, следовательно, и значимость внешней политики государства.
Характер и цели внешней политики определяются потребностями и интересами страны, как их представляют себе преобладающие в ней политические силы, располагающие властью. Определение и проведение внешней политики часто является причиной противоборства внутренних политических сил, объектом сложных взаимоотношений в обществе.
Взаимоотношения между странами становятся все более широкими, разносторонними и интенсивными. Растет число и значение проблем, являющихся объектом международных отношений. Необходимость участия в решении таких проблем обуславливает возрастающее значение внешней политики в развитии каждого современного общества.
Краткая характеристика важнейших направлений политики в современных обществах показывает, что в каждом из них сталкивается множество различных интересов и любое решение является результатом взаимодействия — противостояния или сотрудничества разнообразных политических сил и использования власти.
Одним из важных для исследования современной политики является вопрос о ее возможностях и границах. Политика как способ решения общественных проблем, не поддающихся решению другими способами, многим часто представляется всесильной. Некоторые деятели, добивающиеся популярности, подогревают такое мнение преувеличенными обещаниями. Другие наоборот используют несбыточные надежды для выдвижения еще более крупных претензий к власти. Неспособность и нежелание реалистически оценивать возможности политики, преувеличение надежд являются причинами разочарования, принижения и даже отрицания всякого значения политики и власти.
Опыт свидетельствует, что политика и власть могут успешно реализоваться только в рамках реальных ресурсов общества. В сущности, они могут осуществлять из желаемого только возможное, обеспеченное эффективностью власти и ресурсами общества, в противном случае они обречены на неудачи. Сложность состоит в том, что выявить реальные возможности любой политики, каждой власти очень трудно, так как они зависят от большого количества факторов и условий, формализация которых затруднена. Многие из них иррациональны, а решающими бывают то одни, то другие.
Политика по своей сути является целеполагающей деятельностью. Ее основными компонентами являются цель, средства и результат (как и любой другой деятельности). Цели политики внутренне противоречивы и разнообразны, но главные из них находятся в социальной системе — это интеграция внутренне дифференцированного общества, гармонизация устремлений граждан, групп и слоев населения с целями всего общества. Достижение целей политики — достаточно сложная для реализации задача. Она предполагает нахождение приемлемой для всех субъектов политики меры сочетания конфликтующих интересов, учитывающей неравномерность ресурсных возможностей и возможностей политического влияния.[6]
Цель объединяет все действия и их результаты в единую систему, предопределяет объект политического воздействия, а также субъекты политической системы.
Важное влияние цель оказывает не только на результат политической деятельности, но и на выбор средств. Однако этот процесс носит двухсторонний характер. С одной стороны, цель и условия ее реализации во многом предопределяют используемые средства, с другой — средства, непосредственно влияя на результат, во многом определяют реалистичность цели, ее изменение или вообще отказ от цели.
Вопрос о влиянии целей и средств на результаты и нравственную оценку политики является важным предметом исследования. Среди различных позиций можно выделить три основных:
1.Нравственный характер политики определяется ее целью, апоэтому для достижения благородной общественно значимой цели допустимы и не совсем нравственные средства.
2. Приоритетное влияние на нравственную значимость политики оказывают используемые средства.
З.Как цель, так и средства, одинаково важны для придания политики гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друг с другом и с конкретной ситуацией.
Разрешение противоречий между целями и средствами является одной из важных проблем политической науки. Несмотря на негативное влияние на политику безнравственных действий, в некоторых ситуациях полный отказ от них может иметь еще худшие последствия.
Политика как целенаправленная деятельность включает субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий все эти элементы в движение и характеризующийся механизмом и способами их взаимодействия. В основе действия механизма лежит одно из фундаментальных начал общества и политики — власть.
В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что обусловлено сложностью и многоаспектностью этого явления. Каждое из них обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении власти, и связано с определенным подходом к анализу власти.[7]
Выделяются следующие основные аспекты трактовки власти:
1. Телеологические определения
2. Бихевиорические трактовки
4. Системные трактовки
5. Структурно-функционалистском подход
6. Реляционистские трактовки
Различают следующие формы власти:
- власть, основанная на страхе
- власть, базирующаяся на традициях, обычаях повиноваться
- власть, построенная на интересе
- власть, основанная на авторитете
- власть, построенная на идентификации подчиненного с руководителем
Особенности политической власти проявляются в целом ряде ее отличительных признаков:
- легальность использования силы в пределах государства;
- верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникнуть в любые общественные процессы;
- публичность, всеобщность и безличность, обращение с помощью права от имени всего общества ко всем гражданам;
- моноцентричность, наличие единого центра принятия решений;
- многообразие ресурсов — политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
В заключение следует отметить, что различные формы власти находятся в сложном взаимодействии. Многие ученые считают важнейшей среди них экономическую власть, власть собственников средств производства и других общественных благ. Концентрация экономической власти у крупных собственников действительно создает опасность установления их правления. Однако политическая власть, даже испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять ее своим целям. Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект — усиливающееся накопление власти. Все это является важным предметом исследования систем управления политическими процессами.
Из выше сказанного следует, что политические решения выходят в современных постиндустриальных странах на первые роли. Мы видим как при решении многих проблем в экономической, духовной и экологической сферах главную силу составляют грамотные политические решения. В данное время управленец должен знать методы и способы политики при принятии решений, так как сейчас наиболее эффективные решения это решения подкрепленные законом, то есть те самые политические решения. В связи с этим я считаю, что, то лидирующее место, которое занимает политика в жизни общества является абсолютно оправданным.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Политическая система как объект исследования и управления
Политизация общественного развития и дифференциация политики требуют все более разветвленной системы политических знаний, Важнейшими ее составными частями являются знания о взаимодействии политики с окружающей средой, роли политики в обществе. Это приводит к необходимости сравнительного анализа политических систем, политических идей и концепций, изучения политических институтов, исследования политических процессов как внутри обществ, так и между ними.
Обращение к политической системе — это способ изучения и как продукта совместной деятельности людей, как процесса и результата взаимодействия законов, политических, социальных и административных структур. Первичными элементами в политической системе являются политические ресурсы, то есть те или иные силы, которые могут быть использованы для реализации власти, интересы, благодаря которым человек, группа, организация вовлекаются в процессе формирования и принятия решений, ценности и ориентации субъектов в политическом поведении.
Политическая система определяется Г. Парсонсом как «подсистема общества, назначение которой в определении коллективных целей, мобилизации ресурсов, принятии решений». Д. Истпон определил политическую систему как совокупность взаимодействий по поводу волевого распределения ценностей. Г. Алмонд предложил понимать под политической системой «все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений». С точки зрения Уорда и Макриджа, политической системой является механизм выявления, постановки проблем и принятия решений в сфере государственных отношений.[8]
Политическая система не сводится к внешне законченным процедурам и формам. А соответственно, анализ политической системы не ограничивается выявлением только официальных каналов и механизмов, но предполагает изучение результатов скрытых взаимодействий всех интересов, культуры взаимодействия субъектов политических отношений, влияние негосударственных структур, стереотипов и инноваций.
Ценность введения в научный оборот понятия политической системысостоит в том, что это позволяет моделировать сложные общественные системы, преодолеть ограниченность подходов к власти с позиций институционализма и норматизма, позволяет исследовать все стороны власти и общества, их взаимовлияние и взаимодействие.
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Они определяются «входами» и «выходами» системы.
«Вход» — это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на нее и способно ее изменить. На «вход» в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования, которые свидетельствуют о наличии в обществе определенных потребностей и служат выражением мнения о правомерности или неправомерности, справедливости или несправедливости решений властей, связанных с распространением общественных благ и использованием общественных ресурсов. Во-вторых, на «входе» существует импульс поддержки, который выражает лояльность членов общества по отношению к системе и является важнейшим фактором стабильности и долговечности системы. Без поддержки можно властвовать, опираясь лишь на одну власть, на силу, но невозможно эффективно управлять.
По своему характеру поддержка может быть открытой и скрытой. Первая — материализуется в действиях, вторая — выражается во внутренних установках и ориентациях личности, в предрасположенности к определенным политическим субъектам, отношениям, ценностям, явлениям. Важно также различать эмоциональную и инструментальную поддержку. Эмоциональная поддержка является относительно прочной и стабильной. Она обеспечивает легитимность политической системы даже в условиях кризисов, помогает государству и обществу выстоять и адаптироваться к новым условиям среды. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности деятельности субъектов, она условна, менее прочна и достаточно динамична. Эти виды поддержки гармонично дополняют друг друга и, при их оптимальном сочетании, политическая система функционирует стабильно и имеет большой кредит доверия у населения.[9]
«Выход» — это ответная реакция на взаимодействие на «входе», преобразованное политической системой, ее специализированными институтами в обязывающие решения и действия по их реализации. Сущность функционирования политической системы состоит в переработке большого количества социальной информации и превращении ее в конкретные авторитетно-властные решения.
«Вход» и «выход» системы постоянно взаимодействуют друг с другом. Эта связь осуществляется через окружающую среду и называется «петлей обратной связи». В политике обратная связь имеет огромное значение для проверки правильности решений, их коррекции, устранения ошибок, усиления поддержки. Политическая система, недооценивающая обратную связь, неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, провести конструктивную адаптацию к среде, мобилизовать ресурсы в соответствии с общественными целями.
Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование.
Первый компонент — политическое сообщество, совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, связанных определенными отношениями в рамках политической системы и целей правления.
Второй компонент — должностные лица, решения которых признаются сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они составляют основу политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Следует выделить две группы должностных лиц. Первая — должностные лица, занимающие посты в общесистемной иерархии, вторая — лица, обеспечивающие исполнение полномочий представителей первой группы.
Третий компонент — правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти.
Четвертый компонент — территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Границы территории зависят от масштабов политической системы и сложившейся структуры политической власти.
Функции политической системы вытекают из взаимодействия, с одной стороны, между политической системой и средой, и с другой — между социальными общностями внутри системы.
Определяющей функцией политической системы является целедостижение, суть которого заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных целей, а также в обеспечении эффективного коллективного действия для их достижения.
Из этой функции вытекают следующие основные функции:[10]
— Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. Нормотворчество в широком понимании — это и выбор общих целей и стратегии для их достижения, это и выработка общественной политики и принятие конкретных решений, предназначенных для ее осуществления.
— Функция применения норм и правил обеспечивает приведение их в действие, в социальную практику. Важность этой функции обусловлена тем, что окончательная судьба политического решения зависит от его реализации. Сложность состоит в том, что при изменении внешней среды, возникают новые условия, требующие модификации норм и правил.
-Функция контроля над соблюдением норм и правил, включающая в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций на это.
Среди структурных частей политической системы первоочередного внимания заслуживают институциональная и нормативная подсистемы.
Институциональная подсистема или система органов власти складывается из совокупности структур центральных и региональных органов власти и управления, политической инфраструктуры, организаций влияния на органы власти.
Под нормативной подсистемой понимается совокупность действующих в обществе легитимных норм поведения, обязательных или допускаемых базовых ценностей и властных указаний. Для нее характерны взаимосвязь и взаимодействие отдельных элементов, способность воздействовать на политические институты и технологии. Эта подсистема выполняет следующие основные функции: нормализация пространства политического поведения; определение правил организации и проявления властных полномочий.
Типология политических систем представляет основу для более обстоятельной их характеристики, необходимой для ориентации в сложной динамике взаимодействия политических институтов, сил и власти, в современных политических процессах. Типология должна быть комплексной, позволяющей дать всестороннюю характеристику системе.
Политические системы различаются, прежде всего, в зависимости от того, интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием они подразделяются на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран. Такой подход, по сути, отражал только идеологическую функцию, не требовал кропотливого анализа функционирования и эволюции политической системы. Поэтому под влиянием политического культурною сближения стали выявляться разнообразные признаки типологизации политических систем.
По мнению М. Вебера, важнейшим признаком типологизации политических систем являются формы и способы их функционирования. Такой подход отрицает главенство экономического детерминизма и форм собственности в развитии политических систем. Под влияние веберовской классификации получило признание деление политических систем на традиционные и рациональные (бюрократические).[11]
Традиционная система политической власти функционирует по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет — монарх или обычай. Рациональная система на обосновании разумности порядка, действии абстрактных принципов и норм, доверии компетентности властных органов.
С позиции социокультурной среды выделяют политические системы англо-американского и континентально-европейского типа, традиционные и развивающиеся системы, коммунистические системы. Главное здесь — выявление ценностей, которые лежат в ней. Так, американская система (по мнению С. Липсета) основана на антиэтатизме, индивидуализме, эгалитаризме, секуляризированной культуре. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразия позиций, признание всеми основных целей и средств политики. Характерными чертами такой политики являются развитость разделения функций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократиризованность, высокая стабильность. Для систем европейско-континентального типа характерно влияние этатизма, социалистических мотивов, элементов авторитарности.
Достаточно актуальной является типологизация на основе характера распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества. Базовыми моделями здесь являются авторитарные и плюралистические системы. Суть авторитаризма заключается в сосредоточении власти в едином центре. Такой тип властвования в наиболее последовательном виде исключает коллективность, широкое поле деятельности представительных органов, самостоятельность на нижних уровнях иерархии, существование действенной оппозиции, самостоятельность средств массовой информации. Плюралистическая система предполагает существование множественности противовесов любой власти, децентрализации и многопартийности, исключает государство устойчивого неизменного большинства.
При исследовании политических систем одной из актуальных проблем является проблема обеспечения ее оптимальности. Под оптимальностью политической системы, в широком смысле, понимается ее полное соответствие основным интересам и базовым ценностям общества. Такой подход требует учета многих институциональных, социальных, национальных и международных факторов, что делает проблему оптимальности в ее практическом аспекте неразрешимой. Однако позволяет сформулировать систему научных знаний, без которых невозможно приблизиться к решению локальных оптимальных задач.
Следует особо отметить, что понимание оптимальности испытывает влияние идеологических позиций. Те, кто стоит у власти, и те, кто находится в оппозиции, будут по-разному отвечать на вопрос эффективности системы и проводимой политики. Для того чтобы максимально деидеологизировать проблему оптимальности, ее упрощают, структурируют и часто сводят к политическим процессам и технологиям.
Я думаю, что политическую систему общества можно определить как совокупность государственных органов, политических партий, других общественных объединений, хозяйственных организаций, институтов, в той или иной степени участвующих в политической жизни общества. Я раскрыл понятие, основные компоненты и особенности политической системы общества. Я выяснил, что политика непосредственно связана со всеми сферами жизни общества, ее решения влияют на развитие общества и помогают решать многие проблемы как внутри страны, так и за ее пределами. Проделав данную работу, во второй главе моей курсовой работы я раскрою особенности политической системы России тем самым покажу ее отличие от всех других.
продолжение
--PAGE_BREAK--