Реферат по предмету "Политология"


Политическое развитие в РФ 90-х гг. ХХ в.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РФ В 90-х гг.ХХ в.
1.1.Становление новой российскойгосударственности
1.2 Государственный аппарат РФ 1991 –1993гг.
1.3. Разработка и принятие КонституцииРФ 1993г.
2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРТСВЕННОЙВЛАСТИ
2.1 Президент РФ
2.2 Федеральное Собрание
2.3 Правительство РФ и системафедеральных органов исполнительной власти
2.4 Судебная власть РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Прекращение в декабре1991г. существования СССР как единого союзного государства, субъектамеждународного права и геополитической реальности, падение союзного центраостро поставили проблему обеспечения самостоятельного государственногосуществования и становления новой российской государственности.
В условиях крушенияадминистративно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и обществабыло необходимо строить новое государство, выводить из паралича механизмыуправления. Продолжавшееся во многом по инерции центробежные процессы,стремление ряда субъектов Российской Федерации к «суверенизации» ставили подвопрос само существование Российского государства как единого целого.
В связи с этим передруководством страны, общественно-политическими партиями и движениями,заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поискацивилизованной системы её государственного устройства в условиях современныхпреобразований – перехода к социально ориентированной рыночной экономике идемократическим методам руководства, создания правовой основы российскойгосударственности.
Это сложнейшая задачапостроения государства, которое не является собственностью исключительно однойполитической силы и поэтому не диктует обществу, как ему жить. Оно лишь надёжнои эффективно служит ему: устанавливает и гарантирует в нём порядок, охраняя отанархии и произвола; защищает от любых угроз извне; гарантирует комплекссоциальных благ, прежде всего, тем, кто сам не в состоянии реализоватьпредоставленные государством возможности.
Актуальность даннойработы состоит в том, чтобы проанализировав становление современной системыгосударственного управления, понять, почему именно таким образом сложилосьсовременное государственное устройство России, каковы проблемы и пути егодальнейшего совершенствования.
Целью данной работыявляется изучение изменений в государственном управлении в период с1992 по 2001года.
Объектом работыявляется новая российская государственность.
Предмет – системаорганов государственной власти.
Задачи работы:
-изучить политическоеразвитие в РФ в 90-х гг. ХХ в.
-рассмотреть новую системуорганов государственной власти.

1. ПОЛИТИЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ В РФ В 90-х гг. ХХ в.
1.1 Становлениеновой российской государственности
РСФСР являласькрупнейшей союзной республикой СССР и занимала свыше 3/4 территории страны, вней проживало более половины её населения. Как и другие союзные республики,РСФСР имело свою Конституцию, свои органы государственной власти и управления –Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет МинистровРСФСР, министерства и ведомства. В то же время государственность РСФСР была взначительной степени номинальной. В отличие от других республик еёгосударственные структуры не дополняли пирамиду власти и являлись часто лишнимзвеном, без которого легко можно было обойтись, поэтому в РСФСР не создавалисьмногие органы, имевшееся в других союзных республиках.
Непосредственнозатронули РСФСР политические процессы поздней перестройки и децентрализациигосударственного управления. Весной 1990г. в РСФСР были образованы новые органыгосударственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР и постоянно действующийВерховный Совет РСФСР. 12 июня 1990г. на IСъезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственномсуверенитете РСФСР.
17 марта 1991г. нареспубликанском референдуме большинство россиян высказались за введение в РСФСРпоста президента. 12 июня 1991г. состоялись первые президентские выборы,которые принесли победу Б.Н. Ельцину. После провала попытки государственногопереворота в августе 1991г. реальные рычаги государственной власти оказались вруках республик, в том числе и РСФСР. Учреждения, предприятия и организациипереходили из общесоюзного в республиканское подчинение.
В декабре 1991г., послеокончательного распада СССР, РСФСР стала независимым государством и былапризнана мировым сообществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992г.было изменено официальное название республики. Российская СоветскаяФедеративная Социалистическая Республика переименовалась в Российскую Федерацию– Россию. Наименования «Российская Федерация» (РФ) и «Россия» признавалисьравнозначными.
Новой России досталосьтяжелое наследство в области территориального устройства. Управление странойбыло жёстко централизованно, каждую мелочь региона или города надо было решатьв Москве. Интересы регионов были полностью подчинены общегосударственным целям,а если между ними возникали противоречия, то интересами регионов без колебанияпренебрегали. Между тем страна по мере своего развития и роста становиласьслишком сложной по своей территориальной структуре.
После падениятоталитарного государства центробежные силы вырвались наружу. Они привели кразвалу СССР, а затем стали угрозой целостности России. Автономные республики иадминистративно-национальные образования стала объявлять себя самостоятельнымисубъектами. Ослаблению влияния центра на регионы, потере управляемостиэкономики из единого центра, укреплению республиканско-региональных элитспособствовали реализуемые в 1991-1992гг. принципы государственного управления,согласно которым федеральные органы власти и управления ответственны лишь заэкономические проблемы, только координируют хозяйственную деятельность, недолжны в условиях «саморегулирующегося рынка» заниматься государственнымуправлением экономикой, планированием. Поиск оптимальной модели национально-государственногоустройства РФ был сложным. Он вёлся в острых дискуссиях и спорах ссепаратистски настроенными политическими элитами автономных образований. 31марта 1992г. в Кремле большинством субъектов Российской Федерации был подписанФедеративный договор. Он состоял из трёх отдельных договоров:
Договора оразграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти суверенныхреспублик в составе РФ;
Договора оразграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти краёв, областей,городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ;
Договора оразграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти автономной области,автономных округов в составе РФ. С заключением Федеративного договора удалосьизбежать распада России.
Таким образом,подписание Федеративного договора стало серьёзным шагом на пути сохраненияединства Росси.
1.2Государственный аппарат РФ 1991 – 1993 гг.
Период с декабря 1991г.по декабрь 1993г. оказался одним из самых драматичных в истории становленияновой российской государственности. Государственные структуры, появившиеся ещёв эпоху существования СССР, медленно и сложно трансформировались во властныеорганы суверенного государства.
Высшим органом власти вРФ считался Съезд народных депутатов. К его компетенции относилось определениевнутренней и внешней политики, принятие и изменение Конституции, решение рядадругих важных государственных вопросов. На Съезде избирался Верховных Совет РФ.Верховный Совет РФ являлся постоянно действующим законодательным,исполнительным, распорядительным и контрольным органом. Высшим должностнымлицом, главой исполнительной власти являлся Президент РФ. Он избирался в паре свице-президентом на пятилетний срок. Конституция устанавливала определённыетребования к кандидатам на обе эти должности: они должны быть на моложе 35 лети не старше 65. Одно и то же лицо не могло занимать должность президента болеедвух сроков подряд. Президент наделялся значительными полномочиями в сфереисполнительной власти, руководил деятельностью правительства.
Новым органомгосударственной власти РФ стал Конституционный суд, осуществлявший судебнуювласть в форме конституционного судопроизводства.
С распадом СССРпретерпела изменения исполнительно-распорядительная власть. Были упраздненыобщесоюзные и союзно-республиканские министерства и госкомитеты. Всецентральные органы управления РФ стали подчиняться только Президенту илиПравительству РФ. В местном управлении начался отход от принципа единства иполновластия Советов. Он выразился в том, что местная власть, оставаясьподотчётной Совету, переставала быть её исполнительным органом.
Таким образом, сосуществованиестарых и новых структур управления, разная степень их приспособления к новымусловиям, сложность политической и экономической обстановки в стране,начавшийся передел государственной собственности, разногласия по вопросупринятия новой Конституции стали причиной кризиса 1993г., вылившегося ввооружённое противостояние между сторонниками Съезда народных депутатов иВерховного Совета и сторонниками президента и правительства.
1.3 Разработка ипринятие Конституции РФ 1993 г.
Работа над новымОсновным законом началась ещё летом 1990г., когда IСъезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитетеи образовал Конституционную комиссию. К осени 1990г. проект был опубликован.Учреждение поста Президента РФ, распад СССР, превращение Российской Федерации всамостоятельное государства, подписание Федеративного договора и другиеизменения заставляли всё время дорабатывать подготовленный Конституционнойкомиссией проект.
В мае 1993г. от имениПрезидента РФ был предложен альтернативный проект Основного закона. Онперераспределял властные полномочия в сторону президента. Антиельцинскаяоппозиция расценила его как «монархический» и «авторитарный». С целью поискасогласия в июне 1993г. было созвано конституционное совещание. Президентскийпроект дополнился рядом дополнений, взятых из проекта Конституционной комиссии.Камнем преткновения оказалась дилемма: президентская или парламентскаяреспублика. Другой спорной проблемой оставалась проблема национально-государственногоустройства РФ, лишь частично урегулированная Федеративным договором. Так жеобсуждалось, каким способом принимать Конституцию: Съездом народных депутатов;новым составом парламента; путём референдума.
Противостояниезаконодательной и исполнительной властей породило острейший конституционныйкризис. Инициативу в его разрешении взял на себя Президент РФ, поправ при этомдействующую Конституцию. 21 сентября 1993г. Б.Н. Ельцин издал указ №1400 «Опоэтапной конституционной реформе в России». Согласно этому указу Съезднародных депутатов и Верховный Совет распускались. Одновременно объявилисьвыборы в новый парламент и конституционный референдум.
После октября 1993г.проект был доработан конституционным совещанием с учётом поправок, предложенныхсубъектами РФ, общественными организациями, а также специалистами. Спорныевопросы, в том числе затрагивающие теорию конституционного права, передавалисьна рассмотрение Комиссии конституционного арбитража, образованного извысококвалифицированных юристов.
В ноябре 1993г. проектОсновного закона был опубликован. В референдуме, состоявшемся 12 декабря1993г., приняли участие 54,8% граждан Российской Федерации, имеющих правоголоса; 58,4% из них проголосовали за новую Конституцию страны. Впервые вистории России Основной закон был принят народом, хотя приходитсяконстатировать, что Конституция фактически была одобрена лишь третью населениястраны.
Итак, можно сказать,что разработка и принятие Конституции Российской Федерации завершило процессоформления новой российской государственности.

2. СИСТЕМАОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Конституция РФ 1993г.установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципахдемократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей.Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской Федерацииявляется её многонациональный народ, который осуществляет властьнепосредственно, а также через органы государственной власти и местногосамоуправления. Органы государственной власти формируются народом путём выборовили избранными им органами.
Согласно принципузаконности все государственные органы в РФ создаются в строгом соответствии сКонституцией и законами. Их компетенция также определена соответствующиминормативно-правовыми актами. В своей деятельности органы государственной властиобязаны соблюдать Конституцию и законодательство.
Согласно принципуреспубликанизма в России вводится республиканская форма правления. Высшаявласть в РФ принадлежит выборным органам – президенту и парламенту(Федеральному Собранию). По формальным признакам (президент не является главойисполнительной власти, наличие поста премьер-министра, ограниченнаяответственность правительства перед парламентом) Российская Федерация относитсяк смешанным республикам, но фактически является президентской.
В соответствии спринципом федерализма государственную власть в Российской Федерацииосуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственнойвласти субъектов РФ, которые являются звеньями единой системы органовгосударственной власти, действующей на основе разграничения предметов ведения.Государственная власть в РФ осуществляется также на основе её разделения назаконодательную, исполнительную и судебную. При этом все власти в пределахсвоих полномочий самостоятельны (рис. 1)
/>
Президент РФ  

Федеральное Собрание
 Совет Гос.
Федерации Дума   />/>/>Законодательнаявласть Исполнительная власть Судебная власть/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

 
Рисунок — 1 Федеральныеорганы государственной власти
Таким образом, федеральноезвено органов государственной власти составляют Президент РФ, ФедеральноеСобрание РФ, Правительство РФ и суды. Президент РФ, занимает ведущее положениев системе государственных органов.

2.1 Президент РФ
Согласно конституции РФПрезидент РФ является главой государства, выступая гарантом Конституции, прав исвобод гражданина и человека, определяет основные направления внешней ивнутренней политики, представляет РФ внутри страны и на международном уровне,является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами государства.(ст.80)
Президент избираетсягражданами РФ на шесть лет на основании всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФна моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицоне может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст.81).
Конституция РФ наделилаПрезидента широкими полномочиями, согласно ст. 83:
а) назначает с согласияГосударственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
б) имеет правопредседательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
в) принимает решение оботставке Правительства Российской Федерации;
г) представляетГосударственной Думе кандидатуру для назначения на должность ПредседателяЦентрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думойвопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РоссийскойФедерации;
д) по предложениюПредседателя Правительства Российской Федерации назначает на должность иосвобождает от должности заместителей Председателя Правительства РоссийскойФедерации, федеральных министров;
е) представляет СоветуФедерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного СудаРоссийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генеральногопрокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение обосвобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует ивозглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которогоопределяется федеральным законом;
з) утверждает военнуюдоктрину Российской Федерации;
и) формируетАдминистрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает иосвобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает иосвобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзываетпосле консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палатФедерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации виностранных государствах и международных организациях.
В соответствии со ст.84 Конституции РФ Президент Российской Федерации:
а) назначает выборыГосударственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации ифедеральным законом;
б) распускаетГосударственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных КонституциейРоссийской Федерации;
в) назначает референдумв порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроектыв Государственную Думу;
д) подписывает иобнародует федеральные законы;
е) обращается кФедеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основныхнаправлениях внутренней и внешней политики государства.
В соответствии сКонституцией РФ Президент сосредотачивает в своих руках всю полнотуисполнительной власти. Ему непосредственно подчиняются Правительство, ведущиеминистерства и ведомства. Кроме того, Президент наделяется существеннымизаконодательными полномочиями, правом на издание указов, регулирующих многиеважные сферы жизни страны. Президент также получил право отлагательного вето вотношении решений Федерального Собрания, право роспуска Государственной Думы вслучае троекратного отклонения ею предложенной Президентом кандидатурыпремьер-министра. В тоже время вероятность отмены Государственной Думыпрезидентского вето в большинстве случаев почти невозможна – ведь для этого вкаждой из палат Федерального Собрания при повторном голосовании необходимособрать не менее 2/3 голосов.
В соответствии со ст.85 Конституции РФ:
1. Президент РоссийскойФедерации может использовать согласительные процедуры для разрешенияразногласий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также междуорганами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора нарассмотрение соответствующего суда.
2. Президент РоссийскойФедерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов КонституцииРоссийской Федерации и федеральным законам, международным обязательствамРоссийской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина дорешения этого вопроса соответствующим судом.
Согласно со ст. 86Конституции РФ:
а) осуществляетруководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры иподписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписываетратификационные грамоты;
г) принимаетверительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатическихпредставителей.
Согласно со ст. 87Конституции РФ:
1. Президент РоссийскойФедерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РоссийскойФедерации.
2. В случае агрессиипротив Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии ПрезидентРоссийской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельныхее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом СоветуФедерации и Государственной Думе.
3. Режим военногоположения определяется федеральным конституционным законом.
Согласно со ст. 88Конституции РФ:
Президент РоссийскойФедерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральнымконституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или вотдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением обэтом Совету Федерации и Государственной Думе.
Согласно со ст. 89Конституции РФ:
а) решает вопросыгражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждаетгосударственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные званияРоссийской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляетпомилование.
Согласно со ст. 90Конституции РФ:
1. Президент РоссийскойФедерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряженияПрезидента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территорииРоссийской Федерации.
3. Указы и распоряженияПрезидента Российской Федерации не должны противоречить Конституции РоссийскойФедерации и федеральным законам.
Согласно со ст. 91Конституции РФ:
Президент РоссийскойФедерации обладает неприкосновенностью.
Согласно со ст. 92Конституции РФ:
1. Президент РоссийскойФедерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги ипрекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с моментапринесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
2. Президент РоссийскойФедерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки,стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочияили отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерациидолжны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращенияисполнения полномочий.
3. Во всех случаях,когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности,их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет правараспускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вноситьпредложения о поправках и пересмотре положений Конституции РоссийскойФедерации.
В условиях кризисногосостояния российского общества Президенту приходится принимать на себя рядфункций непосредственного государственного управления. Это делает особенноважным формирование и функционирование в системе исполнительной властиАдминистрации Президента РФ, исполняющей задачи, связанные с реализацией егополномочий как главы государства.
Итак, можно сказать,что Конституция РФ позволяет отнести Президента РФ к так называемым сильнымпрезидентам. В то же время в Конституции заложена система гарантий противузурпации им власти. Важнейшими из них являются избрание президента народом,ограничение срока его полномочий, недопустимость занятия поста президента болеедвух сроков подряд, а также возможность отрешения его от должности (импичмент).
2.2 ФедеральноеСобрание
Законодательная властьв Российской Федерации принадлежит парламенту — Федеральному собранию.Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и ГосударственнойДумы.
В Совет Федерациивходят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному отпредставительного и исполнительного органов власти. Поскольку в настоящее времяРоссийская Федерация насчитывает 89 субъектов, максимально возможное числомандатов Совета Федерации – 178.
Совет Федерации первогосозыва (1993) избирался на двухлетний срок на основе мажоритарной системы подвухмандатным избирательным округам. Территория избирательных округов совпадалас территорией субъектов РФ, от каждого округа избирались два члена СоветаФедерации. В 1995г. порядок формирования Совета Федерации изменился: в егосостав вошли руководители законодательного и исполнительного органовгосударственной власти субъектов РФ по должности. Срок полномочий члена СоветаФедерации стал определяться сроком его полномочий в качестве главызаконодательного и исполнительного органа власти субъекта РФ. Обновление СоветаФедерации осуществляется путём ротации, определяемой выборами в органы властисубъекта РФ. По новому закону «О порядке формирования Совета Федерации»(2000) сянваря 2002г. главы исполнительной власти субъектов РФ будут заменены в СоветеФедерации их представителями.
Реформа СоветаФедерации – это движение в направлении развития демократии, профессиональныхначал парламентской деятельности. Изменение принципа формирования СоветаФедерации ставит вопросы об организации постоянного диалога субъектов РФ иглавы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участиярегионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений.
К ведению СоветаФедерации относятся (ст. 102):
— утверждение измененияграниц между субъектами Российской Федерации;
— утверждение указаПрезидента Российской Федерации о введении военного положения;
— утверждение указаПрезидента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
— решение вопроса овозможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределамитерритории Российской Федерации;
— назначение выборовПрезидента Российской Федерации;
— отрешение ПрезидентаРоссийской Федерации от должности;
— назначение надолжность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного СудаРоссийской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
— назначение надолжность и освобождение от должности Генерального прокурора РоссийскойФедерации;
— назначение надолжность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты иполовины состава ее аудиторов.
В сферезаконодательного процесса Совет Федерации одобряет или отклоняет федеральныезаконы, принятые Государственной Думой.
Государственная Думасостоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Лишь ГосударственнаяДума первого созыва (1993 – 1995) была избрана на двухлетний срок. На выборах1993, 1995, 1999гг. использовалась смешанная система: одна половина депутатовизбиралась на основе мажоритарной системы относительного большинства поодномандатным избирательным округам, а другая половина – на основе системепропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другойоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам,рассматриваемым Думой, её депутатами образуют депутатские объединения – фракциии депутатские группы.
Основной задачейГосударственной Думы является рассмотрение и принятие федеральных законов. Крометого, к её ведению относятся (ст.103):
— дача согласияПрезиденту Российской Федерации на назначение Председателя ПравительстваРоссийской Федерации;
— решение вопроса одоверии Правительству Российской Федерации;
— заслушиваниеежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах егодеятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
— назначение надолжность и освобождение от должности Председателя Центрального банкаРоссийской Федерации;
— назначение надолжность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половинысостава её аудиторов;
— назначение надолжность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека,действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
— объявление амнистии;
— выдвижение обвиненияпротив Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная Думапринимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению Конституцией РФ,большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если инойпорядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. ПринятыеГосударственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются нарассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным СоветомФедерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членовэтой палаты, либо если в течение четырнадцати дней не был рассмотрен СоветомФедерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятыеГосударственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета;федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенногорегулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международныхдоговоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания иобнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает и обнародуетего. Если Президент отклонит закон, то Государственная Дума и Совет Федерациивновь пересматривают данный закон.
Федеральныеконституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным КонституциейРФ. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёхчетвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двухтретей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Государственная Думаможет быть досрочно распущена президентом. Конституция РФ предоставляет этоправо президенту в трёх случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституцией РФ:
1) после троекратного отклоненияГосударственной Думой представленных президентом кандидатур на постпредседателя правительства;
2) при повторном втечение трёх месяцев выражении Государственной Думой недоверия правительству;
3) при постановкепредседателем правительства вопроса о недоверии перед Государственной Думой иотказе её в таком доверии.
В случае роспускаГосударственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновьизбранная Дума собралась не позднее, чем через месяц с момента роспуска. Однаковозможности Президента РФ распускать Государственную Думу существенноограничены Конституцией РФ (ст.109).
Совет Федерации иГосударственная Дума заседают, как правило, раздельно. В целях предварительногорассмотрения и последующей доработки законопроектов члены Совета Федерации иГосударственной Думы образуют различные комитеты. Палаты могут собиратьсясовместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланийКонституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителейиностранных государств.
Таким образом, деятельностьФедерального Собрания имеет исключительно важное место для эффективности всейсистемы государственной власти в стране, поскольку эта эффективностьопределяется, прежде всего, качеством и действенностью принимаемых законов, другихнормативных актов.
2.3Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти
Исполнительную власть вРФ осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя правительства,его заместителей и федеральных министров. Формирование правительства входит вкомпетенцию Президента РФ. Он назначает с согласия Государственной Думыпредседателя правительства. Если Государственная Дума такого согласия не даёт итрижды отклоняет предложенную кандидатуру, глава государства распускает ГосударственнуюДуму и единолично назначает премьер. Премьер, в недельный срок предоставляетПрезиденту предложения о структуре федеральных органов и предложения поперсональному составу Правительства. Только Президент вправе принять решение оботставке Правительства. Причём Конституция не требует от Президента публичноймотивации его решения.
В соответствии сконституцией Правительство РФ (ст. 114 п. 1):
— разрабатывает ипредставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает егоисполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федеральногобюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своейдеятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
— обеспечиваетпроведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежнойполитики;
— обеспечиваетпроведение в Российской Федерации единой государственной политики в областикультуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,экологии;
— осуществляетуправление федеральной собственностью;
— осуществляет меры пообеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешнейполитики Российской Федерации;
— осуществляет меры пообеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественногопорядка, борьбе с преступностью;
— осуществляет иныеполномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральнымизаконами, указами Президента Российской Федерации.
Согласно со ст. 115:
ПравительствоРоссийской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает ихисполнение на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Постановления ираспоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению вРоссийской Федерации, но в случае их противоречия Конституции РоссийскойФедерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могутбыть отменены Президентом Российской Федерации.
В систему федеральныхорганов исполнительной власти входят министерства РФ, государственные комитетыРФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы РФ, российские агентства,федеральные надзоры России, иные федеральные органы исполнительной власти(Перечень министерств ведомств приводится в Приложении А). Состав и структураорганов федеральной исполнительной власти постоянно совершенствуются. СогласноУказам Президента РФ от 14 августа 1996г. и 17 марта 1997г. «Осовершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти», численностьминистерств и ведомств сокращена с 89 до 66 в 1996г., и до 61 в 1997г. Однакопозже возникли новые министерства и ведомства, возросла численность ихработников.
Министерство РФ – этофедеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику иосуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство, какправило, руководит определённой отраслью. Во главе федерального министерствастоит министр, который назначается на должность и смещается с неё президентомпо представлению главы правительства. Министры входят в состав правительства справом решающего голоса. Федеральные министерства подчинены правительству иработают под его руководством.
Государственный комитетРФ и Федеральная комиссия РФ – это федеральные органы исполнительной власти,осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам,отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённойсфере деятельности. Создание, ликвидация, реорганизация входят в компетенциюПрезидента РФ, а назначение на должности осуществляет Правительство РФ. Воглаве государственного комитета стоит председатель государственного комитета,во главе федеральной комиссии – председатель федеральной комиссии. Они не имеютправо решающего голоса на заседаниях Правительства РФ.
Федеральная служба РФ,российское агентство, федеральный надзор РФ – это федеральные органыисполнительной власти, осуществляющие специальные функции(исполнительные,контрольные, разрешительные, регулирующие и т.д.) в установленных сферахведения. Федеральная служба возглавляется руководителем или директором,российское агентство – генеральным директором, федеральный надзор –начальником. Они создаются, упраздняются и реорганизуются Президентом РФ.Назначение на должности руководителей этих ведомств осуществляются правительствомРФ, кроме тех, что подчиняются непосредственно Президенту РФ (ФАПСИ, ФСБ,Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).
В соответствии сУказами Президента от 30 апреля 1998г. №483 и от 22 сентября 1998г. № 1142 «Оструктуре органов исполнительной власти» осуществлён ряд новых мер посовершенствованию структуры исполнительной власти и повышению её эффективности.
Итак, проведённые в1998-2000гг. мероприятия по совершенствованию структуры и деятельностифедеральных органов исполнительной власти являются попыткой реализацииразрабатываемой в стране программы государственного строительства какпродуманной системы мер модернизации различных институтов власти, концепцииадминистративной реформы.
2.4 Судебнаявласть РФ
Судебная власть, как изаконодательная и исполнительная, является самостоятельной и независимой. Какзаписано в Конституции РФ (ст. 118), правосудие в России осуществляется толькосудом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного,гражданского, уголовного и административного судопроизводства. При этомсудебная система в РФ устанавливается Конституцией РФ, Федеральнымконституционном законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьянезависимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону,несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только изфедерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимогоосуществления правосудия в соответствии с Федеральным законом.
УстановленныеКонституцией РФ и законами полномочия органов судебной власти присущи толькоэтой ветви власти, и ни один орган других ветвей власти не имеет правовторгаться в его компетенцию.
Судебная деятельность –одна из форм государственной деятельности. Но судебная власть отличается отзаконодательной и исполнительной тем, сто обеспечивает законность своими,присущими только ей методами и действует в особом порядке.
Судебная власть вРоссии как одна из опор государства представляет собой, согласно Конституции РФ1993г., соединение трёх структур: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ исистема федеральных судов общей юрисдикции (Верховные суды республик, краевых,областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области иавтономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высшийарбитражный Суд и система федеральных арбитражных судов (арбитражные судыокругов и арбитражные суды в субъектах РФ).
Конституционный Суд РФсостоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
— федеральных законов,нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы,Правительства РФ;
— конституцииреспублик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ,изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной властисубъектов РФ;
— договоров междуорганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектовРФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
— не вступивших в силумеждународных договоров РФ.
Конституционный суд РФразрешает споры о компетенции;
— между федеральнымиорганами государственной власти;
— между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
— между высшимиорганами государственной власти субъектов РФ.
Верховный Суд РФявляется высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным ииным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренныхФедеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью идаёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший арбитражный судРФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иныхдел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренныхФедеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью идаёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Судьи КонституционногоСуда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ назначаются СоветомФедерации по представлению Президента РФ.
Судьи другихфедеральных судом назначаются Президентом РФ в порядке, установленномФедеральным законом.
Все судебные органыимеют общие признаки, отличающие органы судебной власти от других органовгосударства:
1)        правосудиеосуществляется только судом;
2)        толькопри помощи способов, указанных в законе;
3)        основанона точном соблюдении закона;
4)         осуществляетсятолько в процессуальной форме;
5)         судупредоставлено право применять государственное принуждение.
Таким образом, можносказать, что в настоящее время остро стоит задача укрепления судебной власти,которая, к сожалению, пока ещё является довольно слабой, а порой и беспомощной.А между тем только сильное и авторитетное правосудие может обеспечитьэффективность усилий других ветвей власти, а главное – действенную защиту правграждан. О постепенном становлении судебной системы в России убедительносвидетельствуют принятие и реализация ряда важнейших законодательных актов,касающихся как общих принципов построения судебной власти, так и конкретных еёзвеньев.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За 1991-2001гг. встране проделана значительная работа по становлению новой системыгосударственного управления и её лигитимизации. Подводя итоги, можно отметить,что освоение Конституции РФ 1993г., несмотря на выявившиеся некоторыенедостатки, дало возможность сформировать «костяк» новой российскойгосударственности, государственного управления, в целом позволяет всем ветвямвласти – законодательной, исполнительной и судебной – работать в основномсовместно на основе конституционной легитимности.
Таким образом, в периодс 1991 по 2001гг. в государственной системе управления произошли серьёзныеизменения: введён пост президента; созданы новые органы государственной власти– Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации иГосударственной Думы; судебная власть в России стала опорой государства,Конституция РФ 1993года соединила три структуры: Конституционный Суд РФ,Верховный Суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции, Высшийарбитражный Суд и система федеральных арбитражных судов; ликвидированы такиеорганы государственной власти, как Советы; осуществлен постепенный переход отфактически унитарного государства, стоящего на грани территориального распада,к более или не менее прочной и добротной федеративной государственности;принята новая Конституция, установившая систему органов государственной власти,строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализмаи разделения властей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Российская Федерация. Конституция(1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юрайт,1998. – 46 с. – (Серия «Российское федеральное законодательство») ISBN5-85294-008-9
2. РоссийскаяФедерация. Законы. «Об учреждении поста Президента в СССРи внесение изменений идополнений в Конституцию СССР» [Текст]: [федер. закон: принят 14 марта 1990г.].
3. Российская Федерация. Декларация осуверенитете [Текст]: офиц. текст, [принята 12 июня 1990г.]
4. РоссийскаяФедерация. Законы. «О Конституционном Суде» [Текст]: [федер. закон: принят 1995 г.].
5. РоссийскаяФедерация. Законы. «О Правительстве Российской Федерации» [Текст]: [федер.закон: принят 23 декабря 1997.].
6. РоссийскаяФедерация. Законы. «О порядке формирования Совета Федерации» [Текст]: [федер.закон: принят 2000 г.].
7. Российская Федерация. Указ ПрезидентаРФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» [21 сентября1993г. №1400]
8. Российская Федерация. Указ ПрезидентаРФ «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти»[текст]:[ от 14 августа 1996г.]
9. Российская Федерация. Указ ПрезидентаРФ «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти»[от 17 марта 1997г.]
10. Российская Федерация. УказПрезидента РФ «О структуре органов исполнительной власти» [от 30 апреля 1998г.№483]
11. Российская Федерация. УказПрезидента РФ «О структуре органов исполнительной власти» [от 22 сентября1998г. № 1142]
12. История государственного управленияРоссии [Текст]: Учебник/ Отв. Ред. В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д: Феликс,2003.-608с.
ISBN 5-222-03256-6
13. История государственного управленияв России [Текст]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическимспециальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление»/Под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319с. – (Серия «Государственное и муниципальноеуправление»)
ISBN 978-5-238-01
14. Куликов В.И. История государственногоуправления в России [Текст]: Учебник для сред. проф. образования/В. И. Куликов.– М.: Мастерство, 2001. – 272с.
ISBN 5-294-00095-4
15. Омельченко Н.А. Историягосударственного управления в России [Текст]: учеб /Н. А. Омельченко. – М.:Проспект, 2008. – 464с.
ISBN978-5-392-00008-1

ПРИЛОЖЕНИЕ
Федеральные органыисполнительной власти РФ
(на начало 2001г.)
I.         Федеральныеминистерства
А. Экономический блок
Министерство финансовРФ
Министерство РФ поналогам и сборам
Министерство РФ поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Министерство РФимущественных отношений
Министерство РФпромышленности, науки и технологии
Министерство РФэнергетики
Министерство РФ поатомной энергии
Министерство РФприродных ресурсов
Министерство РФэкономического развития и торговли
Министерство РФсельского хозяйства
Министерство РФтранспорта
Министерство РФ путейсообщения
Министерство РФ посвязи и информации
Б. Социально-культурныйблок
Министерство РФ труда исоциального развития
Министерство РФобразования
Министерство РФкультуры
Министерство РФздравоохранения
Министерство РФ поделам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
В.Административно-политический блок
Министерство РФвнутренних дел
Приложение№1(продолжение)
Министерство РФ по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий
Министерство РФ обороны
Министерство РФиностранных дел
Министерство РФ юстиции
Министерство РФ поделам федерации, национальной и миграционной политики
II.       Государственныекомитеты
Государственный комитетРФ по физической культуре, спорту и туризму
Государственный комитетРФ по рыболовству
Государственный комитетРФ по стандартизации и метрологии
Государственный комитетРФ по статистике
Государственный комитетРФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Государственныйтаможенный комитет РФ
III.Федеральныекомиссии
Федеральная комиссия РФпо рынку ценных бумаг
Федеральнаяэнергетическая комиссия РФ
III.      Федеральныеслужбы РФ
Федеральная служба РФгеодезии и картографии
Федеральная служба РФархива
Федеральная служба РФжелезнодорожных войск
Федеральная служба РФземельного кадастра
Федеральная служба РФпо гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба РФбезопасности
Федеральная служба РФпо финансовому оздоровлению и банкротству
Федеральная служба РФналоговой полиции
Приложение №1(продолжение)
Федеральная служба РФохраны
Федеральная службы РФпограничная
Федеральная службы РФспециального строительства
IV.     Российскиеагентства
Российскоеавиационно-космическое агентство
Российское агентство побоеприпасам
Российское агентство пообычным вооружениям
Российское агентство посистемам управления
Российское агентство посудостроению
Российское агентство попатентам и торговым знакам
Российское агентство погосударственным резервам
Федеральное агентствоправительственной связи и информации при Президенте РФ
V.       Федеральныенадзоры
Федеральный горный ипромышленный надзор России
Федеральный надзорРоссии по ядерной и радиационной безопасности


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.