Реферат по предмету "Политология"


Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Политология
по теме Политические ученияэпохи Возрождения и РеформацииКемерово, 2008

Содержание
Введение
1. Политические идеи Реформации иВозрождения
2. Новая наука о политике Н.Макиавелли
3. Идеи европейского социализма XVI-XVII вв.
Заключение
Список литературы

Введение
Политическая система обществапредставляет собой единое целостное образование. Одной из важнейшиххарактеристик любой социальной целостности является то, что ее элементынаходятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Вот почему в научномисследовании политическая система с самого начала должна быть непременно взятатакже со своей динамической стороной, т.е. ее необходимо рассматривать еще и вкачестве определенной процедуры, анализировать как политический процесс.
Актуальность политологии состоит втом, что она способствует пониманию тесной взаимосвязи с политикой судебобщества и каждого человека; помогает ориентироваться в политике; раскрываетмеханизмы политики, помогает правильно ориентироваться в вопросах использованияполитической власти; расширяет диапазон альтернативных подходов к принятиюсоциально-политических и экономических решений; помогает формироватьполитическую культуру граждан, развивать и укреплять гражданское общество;повышает точность прогнозирования социально-политических последствийпринимаемых решений; способствует развитию гуманизма, человечности в отношенияхмежду государственными структурами и гражданским обществом.
/>Термин«политический процесс» давно и широко используется всоциально-философской и политологической литературе, в публицистике. Однакопока за ним не стоит строго определенного и общепринятого понятия. Оноотсутствует не случайно: на сегодня явно не достаточен объем знаний о самомполитическом процессе (содержание, роль, историческая типология, внешние формыи т.д.). Тем не менее, можно говорить, что политический процесс — формафункционирования политической системы общества, развивающейся в пространстве ивремени.
Политический процесс (наряду справовым, экономически и др.) является одним из социальных процессов. Этоконкретно определенный, с конечным результатом процесс определенного масштаба(например, формирование партии, проведение выборов и т.д.). Содержание,структура политического процесса, его динамика, эффективность характеризуютобщество, его политический облик, уровень и стадию исторического развития.Разные исторические типы политического процесса существенно различаются. Онразвертывается в соответствующем типу общества окружении со всеми егоисторическими, национальными, культурными и иными характеристиками и вовзаимодействии с другими общественными процессами — экономическим, юридическим,научно-познавательным, культурным. Такая многофакторная обусловленностьполитического процесса определяет характер его субъектов и исполнителей, прямыеи обратные связи между ними и окружением, выбор целей и средств, места ивремени его осуществления. Он отображает реальное взаимодействие субъектовполитики, которое совершается не только в соответствии с намерениямиполитических лидеров или программ партий, но и в результате многочисленных иразнородных внутренних и внешних факторов. Политический процесс демонстрирует,как индивиды, социальные группы, институты власти со всеми своими стереотипами,целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуясвои специфические роли и функции.
В содержательно смысле, политический процесс охватывает все реальныедействия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживатьправящий режим, так и находится к нему в оппозиции.
Цель написания данной контрольной работы – это дать представление о политическихучениях эпохи Возрождения  и Реформации.
Задачи:
1.      Дать представление о политических идеях Реформации и Возрождения.
2.      Рассказать о новой науке о политике Н. Макиавелли.
3.      Дать понятие об идеях европейского социализма XVI-XVII вв.

1. Политическиеидеи Реформации и Возрождения
Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного икультурного развития  накануне ранних буржуазных революций. Его элементыначинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимсяразложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазныхреволюций.
Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации,завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейскойкультуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с идеями ихудожественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовессредневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Егоправо на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни.Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога.Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности,видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своимтрудом, в развитии наук, ремесел.
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулосьширокое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономическойи политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологическойформе. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление”официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковнойорганизации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно сталоназываться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.
Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущиеэлементы оппозиции — масса низшего дворянства, бюргерство, часть светскихкнязей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ истремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимостиот империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотелиосуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагереобъединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущиетребования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальнойсправедливости.
Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил,естественно, определило наличие в нём весьма отличающихся друг от другаполитических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее,эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи.Например, все сторонники Реформации признавали единственным источникомрелигиозной истины Священное Писание и отвергали католическое СвященноеПредание. Были они согласны в том, что миряне должны “оправдываться одноюверой” без посреднической роли духовенства в “спасении” верующего. Все онижелали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждалипогоню церкви за земельными богатствами, были против её зависимости от римскойкурии и т. д.
У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом её бюргерского крылаявлялся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546). Именно он сформулировал терелигиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновляли и сплотили вГермании практически всех поборников Реформации.
Один из исходных пунктов лютеровского учения — тезис о том, что спасениедостигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично передбогом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого ненуждаясь более в услугах католической церкви (идея “всесвященства”). Тольколишь богу — существу совершеннейшему — обязаны люди (от пап и князей допоследнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служитьверноподданически. В сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никтоиз людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается отмирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка М. Лютером основоположенийхристианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первойраннебуржуазной версией принципа равноправия.
В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел — и это очень важнодля понимания её теоретического значения, — что в сфере естественного права, вграницах мирских отношений светской власти следует руководствоватьсяпрактической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческимразумом. Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх),который употребляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя,возложенное на него богом. Вообще христианский “управитель должен считать себяслугой, а не господином народа”.
М. Лютер, однако, был чрезвычайно далёк от того, чтобы проповедоватьнеобходимость демократического переустройства тогдашней германскойгосударственности. Он наставлял подданных быть покорными монархам, невосставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости.
В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила такимобразом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассовогополитического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшиедальнейшему развитию Реформации.
Кростьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер (ок.1490-1525), обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбупротив всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, властикнязей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы — Крестьянская война вГермании (1524-1526 гг.).
Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционным вождём и не предрешалв деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. вобществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектомполитической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей;в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениямтаборитов. Отчётливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основгосударства, определение направлений государственной политики и постоянныйконтроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразилсядемократизм мюнцеровской программы.
Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму) Т. Мюнцер черпал доказательстваправоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного действияон стремился к практическому воплощению на земле “царства Божьего” — общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ничастной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждойим государственной власти.
К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежалЖан Кальвин (1509-1564). Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал тамбогословский трактат “Наставление в христианской вере” (1536 г.). Сердцевина кальвинского сочинения — догмат о божественном предопределении. Согласно Ж.Кальвину, бог заранее определил одних людей к спасению и блаженству, других — кпогибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней потому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональнаядеятельность (её предуказывает бог) идёт успешно, они набожны и добродетельны,трудолюбивы и покорны властям (установленным богом), значит, бог благоволит кним.
Отличительное свойство кальвинистской доктрины — заключающаяся в нейжестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, вособенности к крестьянско-плебейским ересям.
Кальвинистская идеология сыграла в истории заметную роль. Она существенносодействовала совершению первой буржуазной революции в Западной Европе — революции в Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На её основевозникли республиканские партии в Англии, и прежде всего в Шотландии. Вместе сдругими идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот “мыслительныйматериал”, на почве которого в XVII-XVIII вв. сложилось классическоеполитико-юридическое мировоззрение буржуазии.
Роль, сыгранная в истории кальвинистской идеологией, оказалась не простозаметной, но ещё и неоднозначной. В сложной обстановке социально-политическойборьбы, которая сопутствовала в ряде западноевропейских стран становлениюабсолютных монархий, отдельные положения кальвинизма использовалисьпредставителями консервативной феодальной оппозиции, противниками укрепленияцентрализованной государственной власти. Эти дворянские круги, оберегая своисословные привилегии, апеллировали, в частности, к тезису Ж. Кальвина овозможности сопротивления магистратов королю в случае попрания им божественныхзаконов, ущемления свободы народа.
Политические писатели, защищавшие интересы упомянутых дворянско-оппозиционныхкругов, получили название монархомахов (борцов с монархами, тираноборцев). Вовторой половине XVI-начале XVII в. довольно широкую известность приобрелисочинения Ф. Готмана “Франко-Галлия”, Юния Брута (псевдоним) “Защита противтиранов”, Т. Беза “О праве магистратов по отношению к подданным”, Дж. Бьюкенена“О царском праве у шотландцев” и др. Своеобразным было конкретное содержаниекаждого из перечисленных трудов. Однако имелось и несколько общих идей, которыетак или иначе разрабатывались во всех этих сочинениях.
В них много говорилось о “народе” и от имени “народа”. Но под нимподразумевались отнюдь не социальные низы, трудящийся люд, крестьяно-плебейскиемассы, а собрания сословных представителей, преимущественно же феодальнаязнать. Всячески подчёркивалось, что суверенитет “народа” выше прерогативмонарха и он не должен быть ограничен волей государя. Последняя связанаусловиями того договора, который монархи заключают со своими подданными. Тольконаличие и строгое соблюдение такого договора делают государственностьнормальной, власть самого государя — законной. Если монарх преступает стоящиенад ним законы (посягает на имущество, исконные свободы, жизнь подданных),становясь форменным тираном, “народ” вправе и обязан низвергнуть его.
Тираноборцы вели яростные атаки против концентрации в руках монарховабсолютной власти, когда появилось “Рассуждение о добровольном рабстве” ЭтьенаЛа Боэси (1530-1563). В этой работе монархический слой отвергался как таковойпо причине его антиобщественной, антигуманной природы. В “Рассуждении” былапредпринята попытка ответить на два основных вопроса: почему миллионы людейсами отказываются от своей свободы, становясь невольниками государей, иблагодаря чему государям удаётся достигать этого состояния и удерживать его.
Э. Ла Боэси полагал, что в стародавние времена властители насилием и обманомотняли у людей естественно присущую им свободу. Постепенно человеческая памятьзабыла это зло, с ним помирилась; оно укоренилось и стало воспроизводиться ужесилой привычки. Государи всячески культивируют у своих подданных привычкусознавать и ощущать себя бесправными рабами. От свободы люди отрекаются такжевследствие трусости, страха, которые порождает в них тиранический режим.Наконец, в подневольное состояние они впадают из-за благоговения передверховной властью, внушаемого различными пышными символам и ритуалами.
Чтобы удержать народ в добровольном рабстве, государи обзаводятся массойприспешников. Они образуют целую касту — пирамиду подручных — от несколькихфаворитов монарха до многих тысяч его слуг, охранников, чиновников и т. д. Всяэта каста извлекает личную выгоду из своего положения: наживается ипреуспевает, помогая монарху эксплуатировать народ и господствовать над ним.
Э. Ла Боэси выявил ряд типичных черт процедуры властвования, свойственнойсоциально разнородному обществу. Причём он не только раскрыл их, но также далим надлежащую оценку с позиций широких народных масс.
Итак, идеологи и деятели реформации основательно потрудились над тем,чтобы расшатать феодально-церковные порядки, которые в XVI в. стали нестерпимостеснять течение социально-политической жизни. Они критиковали идискредитировали данные порядки. Ими руководило при этом пробудившееся икрепнувшее понимание светской власти (государственности) не только лишь какпростого проводника воли бога и церкви, но и как института, имеющего свойсобственный резон, свои особенные черты, возможности и цели. Такой подход сталзаметной вехой на пути консолидации представлений о государстве в специальную,относительно самостоятельную систему научно-теоретического знания — государствоведение.
Завоеванием политико-юридической мысли, реалистически постигающей миргосударства и права, стал сформулированный в эпоху Реформации вывод о том, чтосвобода мысли и совести есть предпосылка и обязательный признакантидеспотского, демократически организованного человеческого общежития. М.Лютер говорил: “Ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было человек не имеетправа установить хоть единую букву над христианином, если не будет на то егособственного согласия”. Эта идея безусловной необходимости “собственногосогласия” индивида с предписываемым ему “сверху” образу мыслей по своемуобщественному звучанию вышла далеко за сферу религиозно-нравственных отношений.Применённая к анализу и оценке политической действительности, она сыграла как всамой социальной истории, так и в науке о государстве и праве благотворную,революционизирующую роль.2. Новая наука о политике Н. Макиавелли
Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокоеосмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не вменьшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейшихиспытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой егостали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умениевыявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего,стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все этовне теологического контекста, характерного для средневековой политическоймысли. В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессанснойнауке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот вустоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским,освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой иискусством на основе изучения самой действительности и отказа от ееидеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальныйконкретный государственный опыт. Успех любого правителя зависит, по его мнению,от того, насколько тщательно и непредвзято изучена им конкретная ситуация,насколько адекватна ей выработанная на этой основе тактика достиженияопределенных целей, которая должна быть не только выстроена и продумана подобнопроизведению искусства, но и артистично проведена в жизнь.
Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Новоговремени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано наизучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античногомира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участниковполитической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого даетвозможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства испособы действий, полезных в настоящем.
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некоеотношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовьпоследних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорами возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – впрезрение.
Макиавелли видел силу государя в знании и способности учесть и осмыслитьне только современный ход событий, но также и опыт сходных ситуаций в истории,он считал неотъемлемыми качествами правителя трезвость мысли, рационализм,умение принимать во внимание противоречивые интересы различных общественныхкругов, наконец, понимание и использование в интересах государства особенностейчеловеческой психики. Его образцовый «новый государь», стремящийся к созданиюсильного принципата, должен был обладать несгибаемой волей, направленной наосуществление этой задачи, имеющей исключительный смысл, и традиционные нормыморали, как считал Макиавелли, не должны были служить препятствием длядостижения столь великой цели. При этом, по мнению Макиавелли, важно казатьсядобродетельным, дабы не утратить расположения и доверия подданых. Макиавеллисклонен видеть в лицемерии принцип политики, оправдывая его государственныминтересом. Что же касается оценки различных форм правления — монархии,олигархии и республики, то симпатии самого Макиавелли на стороне последней,хотя он четко отмечает достоинства и недостатки каждой из них. Единовластиенеобходимо, по его мнению, на начальном этапе формирования централизованного,способного отстоять свою независимость государства. Обретя силу и устойчивость,оно может перейти к «народному правлению». Жесткие методы правления, готовностьради успеха в политике нарушить нормы морали — все это в отрыве отпатриотической цели, которой руководствовался Макиавелли, было абсолютизированов последующей политической мысли и получило название «макиавеллизм». Хотяконцепция Макиавелли не идентична этому понятию, именно в «макиавеллизме»обвиняли смелого мыслителя его критики, особенно из церковного лагеря.
Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идеяцикличности, закономерной смены государственных форм. По его убеждению, неабстрактные теоретические выкладки, а сам реальный опыт истории выявляетопределенные правила, принципы чередования этих форм. Монархия, как онпоказывает на многих примерах, сменяется олигархией, та — республикой, котораяв свою очередь уступает место единоличному правлению, — таков циклгосударственной эволюции у большинства народов. В основе этой цикличности лежитпостоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликтымалых и больших групп, «непреложный ход событий». Макиавелли впервые обратилвнимание на важность постижения диалектики исторического процесса.
В центре внимания Макиавелли – реальная способность правительстваповелевать подданными. В книге «Государь» и других сочинениях содержится рядправил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях истремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной емупрактики итальянских и других государств. Целью государства и основой егопрочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности.Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать наимущество подданных – это неизбежно порождает ненависть. Незыблемость частнойсобственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы.По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. Всвободных землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства все времяувеличиваются.
Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа изнати; суть «смешанной республики» в том и состоит, что система государственныхорганов включает аристократические и демократические учреждения, каждое изкоторых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживаетпосягательства на эти интересы другой его части. Вместе с тем Макиавелли сненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению.
Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение – благодарязаконам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушимость законов онсвязывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствиянарода. Но для Макиавелли право – орудие власти «служат хорошие законы ихорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, инаоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Поэтому главнымпомыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военнаянаука – «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не можетвозложить на другого». Макиавелли против наемных войск; создание армии,состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередныхусловий создания общенационального государства.
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждалМакиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где естьхорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религиюдля руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное емухристианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к деламчеловеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство.Католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Рассматриваярелигию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускалпреобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защитеотечества. Не политика на службе религии, а религия на службе политики – такойвзгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церквии государства.
 Макиавелли отделял политику от морали. Политика (учреждение, организацияи деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческойдеятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены иосмыслены, а не выведены из св. Писания или сконструированы умозрительно. Такойподход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитииполитико-правовой теории.
Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавеллинесло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядахМакиавелли на методы осуществления государственной власти, способы и приемыполитической деятельности. В произведениях Макиавелли политика не толькоотделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространеннымпредставлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном ибесчеловечном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал кактакую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальныхобщностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественныенормам морали, регулирующей отношения между частными лицами. Поступкиоснователей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов,политических деятелей вообще должны оцениваться не с точки зрения морали, а поих результатам, по их отношению к благу государства. Макиавелли стремилсяобосновать несовместимость политических правил и элементарных норм морали и ихпринципиальную противоположность. Государства, писал Макиавелли, создаются исохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления властиявляются также хитрость, коварство, обман.
Идеалом государственного деятеля, которым он восхищался, был герцогРоманьи Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными ижестокими способами, типичными для феодалов эпохи позднего средневековья. Привсем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так,чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Отсюда вытекает одно изизлюбленных Макиавелли правил политики: «Людей следует либо ласкать, либоизничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может»Лучше убить, чем грозить; лучше жестокость, чем милосердие; лучше быть скупым,чем щедрым; лучше внушать страх, чем любовь.
Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителяминравственных и религиозных добродетелей.
В период позднего средневековья феодальные отношения во всех странахобразовывали запутанный клубок прав и обязанностей, порождающийнепрекращающиеся конфликты феодалов, непрерывную борьбу между королевскойвластью и вассалами, вереницу измен, предательских убийств, отравлений,коварных интриг, прикрываемых поэтическим именем рыцарства, рассуждающего одворянской чести и дворянской верности. Именно эту практику Макиавелли поднялна теоретический уровень «высокой политики» и попытался дать ей своеобразныеоправдания. Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководствомдля беспринципных политиков; поэтому «макиавеллизм» стал символом политическогоковарства.
Гуманистический дух эпохи Возрождения, каким его наследовал европейскийXVI век, «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует не превознесениевысокого достоинства человеческой личности. Нет в нем апологии свободной воли;нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности напоприще политики. Прообразом же правителя выступает Цезарь Борджиа – поистинесатанинский злодей в котором автор хотел видеть великого государственного мужа.
Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразилобъективно существующее соотношение политики и морали.3. Идеи европейского социализма XVI-XVIIвв.
Начало европейского Нового времени связано с процессами секуляризацииобщественных отношений и формирование светского характера социальной мысли.Новое звучание получила идея «естественных прав» человека: быть свободными вубеждениях и действиях, обладать и распоряжаться собственностью, являтьсяравными друг другу, иметь гарантии от произвола и т.п. Идею «естественных прав»развила и дополнила концепция «общественного договора», благодаря которойрадикально изменился господствовавший прежде взгляд на источник публичнойвласти в государстве, на подлинный субъект государственного суверенитета (ГугоГроций, Томас Гобсс, Дж. Локк).
Французский философ-просветитель Вольтер – горячий поклонник«просвещенной монархии», он сочетал сострадание к бедным и апологетикусобственности, вобрав в себя все противоречия своей эпохи. Вольтер отстаиваетравенство граждан перед законом, предлагает ввести пропорциональные имуществуналоги. Поборник свободы, он все же разумной формой политической власти считалконституционную монархию. И только в конце своей жизни склоняется к признаниюреспубликанской формы правления.
Просветители ХVIII века предрекали и славиливсеобщее благоденствие. Мысль о всеобщей свободе, равенстве и братстве людейзахватывала массы и становилась грозной силой. Вместе с просветительствомвозникает и революционно-демократическое направление политической мысли (Ш.Мелье, Г. Бабёф).
В это время происходило противостояние политики богословию, отделениеполитики от морали.
Затронулась проблема суверенности государственной власти. Началивозникать политические идеи утопического социализма.

Заключение
Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставилавнутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормамбуржуазной морали божественную санкцию.
Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В рядеевропейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой,протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформациейкатолической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитиипостепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.
Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации встановлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально- политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону;  несовершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве,Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовныегоризонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился отавторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию — религиозную — на то, что только собственный разум и совесть могут подсказатьему, как следует жить.
Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества — независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного иответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идейвыразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.
Складывающийся капитализм получил в протестантизме духовное обоснование.
Реалистический подход к познанию прошлой и современной политическойжизни, принцип единения теории и практики отстаивал младший современникЛеонардо да Винчи, выдающийся историк и реформатор науки о государстве НикколоМакиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, широко образованный в классическойлитературе и вопросах права, он более десяти лет служил в канцелярии республикив период реставрации ее демократических порядков.
Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокоеосмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не вменьшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейшихиспытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Какполитический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделавучение о государстве последовательно светским, освободив его от официальнойцерковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучениясамой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию,обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. Успехлюбого правителя зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно инепредвзято изучена им конкретная ситуация, насколько адекватна ей выработаннаяна этой основе тактика достижения определенных целей, которая должна быть нетолько выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистичнопроведена в жизнь.
Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности,закономерной смены государственных форм.
Макиавелли, безусловно, оказал глубокое влияние на развитиеполитико-правовой мысли и современной политологии.

Список литературы
1.      ВарывдинВ.А. Политология в логических схемах и таблицах / под ред. А.В. Миронова. – М.:Соц.-полит. Журн., 1995
2.      Всемирнаяистория:  ( учебное пособие ). — М: Мысль, Т.2. 1985 г.
Историяполитических и правовых учений: учебник / под ред. Лейста О.Э. – Москва, 1997
3.      Историяполитических и правовых учений: учебник для ВУЗов / ред. Нерсеянца В.С. –Москва, 1996.
4.      Историяфилософии в кратком изложении. /Пер. С чешского под ред. И.И. Богута — М:Мысль. 1995 г.
5.      КрасновБ.И. Основы политологии. Курс лекций для студентов и преподавателей среднихспециальных учебных заведений. – М.: НМЦ СПО, 1994
6.      Политологическийсловарь: Учеб. пособ. / Р.Г. Григорян, А.В. Гришин, Г.И. Демин и др.; Под ред.В.Ф. Халипова. – М.: Высш. шк., 1995
7.      Философскийсловарь. — М., 1986 г.
8.      ЮсимМ.А. Этика Макиавелли.  – М., «Наука», 1990.
9.      ВСЕГДАЛИ ПРАВ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ? (Статья Игоря Малашенко «Россия, с которой мирcмог бы жить») // kcherepanov. narod.ru/dk/dk_015.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.