1. Традиции российской государственности. За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность. Традиции — это исторически сложившиеся, укоренившееся в обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные установления, ценности, идеи и т.д. Они представляют собой социально-культурное и на¬циональное наследие, сохраняющееся в обществе длительное
время. С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) — исторически сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов. Традиции могут быть прогрессивными и регрессивными. Прогрессивные традиции не только связаны с прошлым, они являются надежными ориентирами для настоящего
и будущего. Поэтому различные перестройки, преобразования, реформы, проводимые без их учета, малоперспективны. В России наиболее важные отечественные традиции — общинность, соборность, державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость, приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет) народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных нашествий.
Державность включает в себя ратную службу государству, готовность защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали противоречия, отчужденность между государством и человеком. Общественное мнение справедливо считало государство политическим институтом, объединяющим в единое целое многонациональный народ России, обеспечивающим мир в стране.
Причем Российское государство исторически возник¬ло и развивалось как русское государство, национальным стержнем которого был русский народ. Именно русский на¬род, всегда объединявший многонациональные народы стра¬ны, был носителем традиции сильного, активно функцио¬нирующего государства. Именно русский народ традицион¬но играл в истории Российского государства великую роль объединяющего все народы, стабилизирующего, укрепля¬ющего государство
фактора. Правда, по мнению Н. Бердяе¬ва, двумя полюсами русской жизни всегда были незрелость глухой провинции и гнилость государственного центра. Пос¬ледняя особенно отчетливо проявилась в начале XX в. (распутинщина и др.). Понятно, что это бросало тень на тради¬ции державности и подтачивало основы российской государ¬ственности. Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию - патернализм. Он выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости носителя верховной власти,
его обожествлении и одновременно в нео¬граниченном произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии. В Российском монархическом государстве восточно-дес¬потического типа уважительного отношения к праву и зако¬ну сложиться не могло, не было в нем и условий для утвер¬ждения демократической законности. И все же свежие ветры перемен доходили и до России. На рубеже XI-XX столетий в общественном сознании набирала силу идея установления в
России конституционно-демократического строй Падение монархии в 1917 г. было предопределено и тем что она сопротивлялась его введению. Следовательно, государственное строительство в России идет сегодня не на пустом месте. Потомки Петра I и дети большевиков в очередной раз решают проблему реорганизации государственности и общественного уклада страны, и, видимо, процесс этот будет достаточно длительным и трудным.
Непосредственным предшественником современной российской государственности является Советский Союз. 2. Советское государство: его исторический путь и распад. История Советского государства сложна, противоречива и поучительна. Она вобрала в себя веру народа в идеалы социализма, их извращение властями и трагические послед¬ствия тоталитаризма, ее всестороннее исследование ста¬нет, надо полагать, важным предметом отечественной науки.
Трудный путь Советского государства можно смело назвать историческим бездорожьем, ибо аналогов в мировой истории не было. Согласно марксистской теории пролетар¬ская революция ломает, разрушает старую государствен¬ность и устанавливает диктатуру пролетариата. Переходное к коммунизму государство мыслилось создать по типу Парижской Коммуны, без специального аппарата и чиновни¬чества, без армии, без разделения властей. Основная цель его заключалась в подавлении сопротивления свергнутого эксплуататорского класса; по мере
ее достижения государ¬ство должно было начать отмирать. Первым непродолжительным периодом в развитии мо¬лодого Советского государства был так называемый воен¬ный коммунизм с примитивной уравниловкой, прямым про¬дуктообменом, трудовой армией, военным принуждением. По сути это было государство военной диктатуры. В. И. Ленин в числе первых увидел и признал ошибочность политики во¬енного коммунизма. "
Мы рассчитывали или, может быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчета непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелкокрестьянской стране, жизнь показала нашу ошиб¬ку'". Строительство коммунизма путем организации произ¬водства методами государственного принуждения и уравни¬тельного государственного распределения нонсенс, па¬родия на коммунизм, его дискредитация.
На смену военному коммунизму пришел самый интерес¬ный и богатый по содержанию период в истории нашего об¬щества и государства нэп. По сути, нэп это, скорее всего, интуитивно движение страны по социал-демократи¬ческим ориентирам. Новые правила хозяйственной деятель¬ности на основе многоукладной экономики стимулировали предприимчивость, трудолюбие, повышали жизненный уро¬вень народа. В промышленности внедрялись хозяйственный расчет, оптовая торговля, в сельском хозяйстве коопера¬ция,
взаимовыгодная смычка, обмен товарами с городом, в обществе - гласность, дискуссии, правовые начала. В 1922 г. на добровольной договорной основе образуется СССР, в 1924 г. принимается союзная Конституция, начинают ут¬верждаться законность и демократия. В эти годы предпри¬нимаются эффективные меры по созданию четко действу¬ющего и подконтрольного народным массам государствен¬ного аппарата. Если бы нэп утвердился надолго и всерьез (как писал
В. И. Ленин), наша страна могла бы пойти по пути строительства справедливого социалистического обще¬ства. Вместе с тем уже в конце 20-х гг. нэп был ликвидиро¬ван, надвигались сумерки тоталитаризма, или новый вари¬ант военного коммунизма. Партийный и государственный аппарат наводнили деклассированные элементы (люмпен-выдвиженцы) люди без социальных корней, нравственно¬го кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильно¬му, т.е. обладающему в данный момент реальной властью.
Именно люмпен-выдвиженцы и новая партийно-государ¬ственная бюрократия превратились в основную опору ста¬линского режима. Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождиз¬ма, бюрократическое обожествление авторитета послужи¬ли питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической ре¬альностью.
Его основные, черты состояли в следующем. Во-первых, неограниченная и бесконтрольная высшая власть была сосредоточена в руках диктатора, который осу¬ществлял ее через принудительно-репрессивный, милита¬ризованный чиновничье-бюрократический аппарат. Во-вторых, власть часто реализовалась неправовыми ме¬тодами насилия, массового жестокого террора, произвола и беззакония. Человеческая личность оказалась ничем и никем не защищенной.
И хотя Конституция СССР 1936 г. закрепи¬ла определенные права и свободы граждан, однако пик реп¬рессий, произвола и беззакония пришелся именно на 1937 г. Следовательно, тоталитарный режим не считался не толь¬ко с текущим законодательством, но и с Основным законом страны. В-третьих, официальные конституционные органы го¬сударства система Советов проводили в жизнь указа¬ния диктатора и директивы партийной номенклатуры.
Де¬мократические начала в их деятельности были во многом выхолощены. Территориально-государственная власть осу¬ществлялась по принципу строгого сверхцентрализма. В-четвертых, произошло огосударствление общества, которое всеобъемлюще (тотально) контролировалось адми¬нистративно-карательным аппаратом. Политическая власть распространилась на экономику, на все народное хозяйство. Экономические рычаги были сосредоточены в руках бюрок¬ратического аппарата, что обусловило
доминирование мо¬нопольной государственной собственности и планово-команд¬ных методов хозяйствования как материальной основы тота¬литарной диктатуры. В-пятых, в стране существовала одна строго централи¬зованная партия, верхушка которой стояла над государством и обществом. В-шестых, массированной культовой идеологии удалось убедить многих в том, что происходящее необходимо и справедливо, что сталинский режим создает условия для строи¬тельства социализма, но поступательному
движению к нему мешают многочисленные враги и реакционеры, против ко¬торых в силу их особой опасности допустимы любые сред¬ства борьбы. И люди в большинстве поддерживали преступ¬ный режим, самоотверженно трудились, отдавали все силы выполнению и перевыполнению планов, рапортовали вождю о трудовых и творческих достижениях, маршировали в праз¬дничных колоннах, не только не сознавая, что служат ма¬рионетками в чудовищных манипуляциях десятками милли¬онов человеческих судеб, но искренне веря, что действуют для
пользы общества, строят социализм. В действительности тоталитаризм по своей сути ничего общего с социализмом не имеет, чужд и враждебен социа¬лизму. Он причинил огромный вред социализму, полностью извратил, деформировал его, однако подорвать веру совет¬ских людей в идеалы нового строя так и не смог. Суровым экзаменом на верность этим идеалам, на преданность Роди¬не стала Великая Отечественная война. И в трудные после¬военные годы наша страна двигалась вперед
по пути эконо¬мического, научно-технического прогресса, осваивала атом¬ную энергию, открыла эру освоения космоса и др. По масштабам народного образования, науки, культуры она прочно занимала передовые позиции в мире. Чем определялись эти несомненные успехи? В немалой степени тем, что реальная практика опиралась на вековые российские традиции: кол¬лективизм на общинность и соборность, трудовой энтузи¬азм на трудовую российскую мораль, укрепление госу¬дарства на державность и т.д.
И делалось все это не бла¬годаря сталинскому режиму, а вопреки ему. В послевоенное время общество стало все более насто¬роженно воспринимать факты беззакония и произвола, в общественном сознании зрела надежда на перемены, осо¬бенно усилившаяся после смерти Сталина. Идущие от народа социальные, нравственные импуль¬сы, ожидания и надежды не могли остаться без ответа. Тре¬бовались более гуманная политика, экономические ре¬формы и демократические перемены.
Во второй половине 50-х гг. такие преобразования, хотя и половинчатые, после¬довали. Были разработаны и проводились в жизнь программы подъема сельского хозяйства, технического перевооружения промышленности, улучшения пенсионного обеспечения, повышалась заработная плата низкооплачиваемых слоёв населения. Возглавил преобразования Н. С. Хрущев. В этот период были осуждены произвол и беззаконие сталинского режима, делались шаги по укреплению законности, разви¬то демократии.
В стране была создана более или менее благоприятная обстановка для развития юридической науки для активного совершенствования законодательства. В нашей литературе утверждается, что после смерти Сталина крайности тоталитарного режима были устранены, что тоталитарная сущность государства осталась неизменной. Это утверждение нельзя признать бесспорным: неправо¬вое насилие, террор и беззаконие государственных органов заканчивались, народ освобождался от гнетущей социальной и правовой незащищенности.
По сути в стране устано¬вился другой, с элементами демократии и законности политический режим режим авторитарный. Однако социальная база сталинизма оставалась значительной. Кроме того, претерпевший существенных изменений, привыкший восхвалять Сталина пропагандистский аппарат с неменьшим раз¬махом и азартом, чем Сталина, начал восхвалять Хрущева. На гигантской волне лжи и лести разрастались субъективизм и хрущевские
импровизации: непродуманные реорганизации государственного аппарата, призывы догнать и перегнать США по производству молока и мяса за два-три года, построить материально-техническую базу коммунизма к 1980 г. и др. Осенью 1964 г. во главе партии и страны оказался ставленник партийно-государственной бюрократии и номенклатуры Л. И. Брежнев. Как раз в это время появилась тяга к устоявшимся, проверенным централизованным командно-административным методам государственного управления.
Боязнь. нового, нежелание менять существующее положение дел и обусловили догматизм и консерватизм данных методов. В 60-е и 70-е гг. во всем мире происходили большие изменения, бурно развивался научно-технический прогресс. Советский же Союз находился в состоянии застоя, посте¬пенно ухудшалось экономическое положение в стране не¬померные военные расходы изматывали общество, множи¬лись различные диспропорции. В то же время безудержно усиливались восхваления Брежнева, плодились ритуалы, замалчивалось все негативное,
парадности и показухе с не¬изменностью сопутствовали приписки и очковтирательство. В стране процветали лицемерие и ложь, порождающие об¬щественную пассивность, равнодушие, упадок нравственно¬сти. На всех уровнях началось разложение партийно-госу¬дарственного аппарата, нарастающий кризис охватил все сферы общества. Принятая в 1977 г. Конституция не внесла сколько-нибудь заметных изменений в общественную жизнь, во внутреннюю и внешнюю политику государства.
Сама жизнь требовала проведения продуманных, научно выверенных и последовательных преобразований, прежде всего в эконо¬мике. В 1985 г. экономические реформы начались. Их цели и суть определялись так: добиться значительного ускорения экономического развития на базе научно-технических дос¬тижений, вести поиск новых форм управления и на этой основе постепенно переходить к рыночным отношениям. Однако вскоре было решено проводить глубокие экономи¬ческие реформы одновременно
с радикальным реформиро¬ванием всей политической системы, т.е. речь уже пошла о революционной перестройке. Сегодня перестройка (еще недавно сверхмодное сло¬во) оценивается почти однозначно негативно. Однако мень¬ше внимания уделяется выяснению и анализу причин, по¬чему она не состоялась, не вывела общество из застоя и кризиса, а углубила его. Причин провала перестройки, надо полагать, много, но (не без оснований) в литературе на пер¬вое место выдвигают субъективную: столь крупномасштаб¬ные преобразования
возглавили совершенно не готовые и не способные к этому выходцы из партийно-государствен¬ной номенклатуры. Не существовало научно обоснованного плана реформирования обществ, не были определены при¬оритеты, цели и последовательность преобразований. Орга¬низаторы перестройки плохо знали свое общество, его ис¬торию, традиции и, естественно, не опирались на них. Правда, на первых порах экономические цели были понятны людям и поддерживались ими переход от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным, ускоренное
разви¬тие экономики страны и др. Но не было случая, чтобы оче¬редные задачи ставились после выполнения предыдущих. Уже на ранних стадиях перестройка сместилась в поли¬тическую сферу. Без серьезных научных обоснований, в спеш¬ке были созданы новые высшие органы государственной власти — громоздкий, неповоротливый и плохо управляе¬мый Съезд народных депутатов СССР ("митинг под крышей") и постоянно действующий
Верховный Совет СССР. Законо¬дательная власть оказалась в руках двух органов, что поро¬дило дублирование, параллелизм в работе, подрывало их ответственность. Затем был учрежден (тоже без всяких се¬рьезных обоснований) пост президента страны. Сложные политические нововведения и бури отодвину¬ли на задний план проблемы экономики, вызвали разрыв ее закономерных, взаимоподдерживающих связей с политикой.
Нарастающий груз экономических и политических ошибок становился неподъемным. На таком фоне разрастались се¬паратизм, национализм, вспыхнули противоестественная "война законов" и "противоборство суверенитетов", кото¬рые разрушали основы многонационального государства. И хотя в марте 1991 г. на Всесоюзном референдуме народ высказался за сохранение СССР, его распад вскоре стал свершившимся фактом, принесшим ни в чем не повинному народу неисчислимые
беды и страдания. 3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления. С обретением Россией самостоятельности у нее появи¬лись реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребнос¬тям страны курса общественных преобразований, гармони¬зации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план
реформирования страны, стра¬тегия обдуманных действий на опережение. Напротив, усилились радикализм, революционность (ре¬шительность) методов проведения реформ, вследствие чего произошло размывание границ между революцией и рефор¬мой. Революция это переворот, быстрое изменение поли¬тических, социально-экономических, культурно-духовных устоев общества, производимое с преодолением сопротив¬ления социальных слоев, классов.
Это разрыв с прошлым, неизбежные разрушения, людские страдания. Правда, ре¬волюция также разрушает и устраняет устаревшие, отжив¬шие отношения и порядки. Реформа изменение, преобра¬зование, бережно воспринимающее от прошлого все истинно ценное и полезное, проводимое через компромиссы и обще¬ственное согласие, без разжигания конфликтов и противо¬речий. Словом, реформы связаны с эволюционным развити¬ем общества.
Мировой опыт показывает, что результативные рефор¬мы могут проводиться при наличии целого комплекса усло¬вий: научно обоснованных программ, понятных и четких целей; высокопрофессионального управления преобразова¬тельным процессом, учитывающего приоритетность и пос¬ледовательность проводимых мероприятий; продуманных и выверенных методов реформирования; правдивого разъяс¬нения сути, целей и последствий реформ для общества и личности, вовлечения в процесс реформ как можно больше населения.
Примерно по такой схеме и логике развиваются реформы в Китае. Видимо, этим и объясняется их высокая и устойчивая результативность. Российские реформы были сориентированы на запад¬ные общественные ценности. Либерализация цен, привати¬зация и другие крутые меры вконец разбалансировали эко¬номику и финансовую систему страны, породили стихийный (дикий) рынок, вызвали обнищание подавляющей части на¬селения и невиданно
бурную криминализацию общества. Однако не стоит искать причину этих последствий в самой, например, приватизации. Без научного подхода, без осозна¬ния населением целей, способов приватизации успешное проведение ее было просто невозможно. Бесцельная приватизация бессмысленна. Основная же цель ее сугубо эконо¬мическая: сменить собственника, чтобы объекты бывшей го¬сударственной собственности лучше управлялись и эффективнее функционировали, чем до приватизации.
В нашей стране приватизация обернулась разграблением, разбаза¬риванием огромного состояния, созданного трудом многих поколений людей, неслыханным обогащением незначитель¬ной части общества, породила целый шлейф негативных и труднопоправимых последствий. Экономический фундамент государства оказался основательно подорванным, в обще¬стве нарастали недовольство, напряженность, конфликты. Так, в 1992 г. в верхних эшелонах российских властных структур разразился острый конфликт, качалась
жесткая конфронтация законодательной и исполнительной ветвей власти. Российская государственность оказалась у опасной черты саморазрушения. После разрешения этого конфликта с помощью военной силы последовали призывы к укрепле¬нию Российского государства, но реальные шаги в этом направлении не были сделаны. Напротив, события в Чечне еще больше подорвали престиж важнейших государствен¬ных институтов армии,
МВД, органов государственной безопасности. Сегодня укрепление Российского государства власт¬ное веление времени, неотложная необходимость. В укреп¬лении государства объективно заинтересованы все партии и политические движения, общественные организации и вет¬ви власти. Только в здоровом и сильном государстве они могут рассчитывать на честную реализацию интересов сво¬их сторонников, а органы государства направить свою энергию на его благо.
Сильное, активно функционирующее государство важнейшее условие выхода из экономического кризиса и продолжения преобразований. Без него не утвердится соци¬ально ориентированный рынок, не могут быть надежно за¬щищены все формы собственности, не реализуют свои цен¬ности демократия и самоуправление, не возродятся россий¬ская наука, культура, справедливость и нравственность. Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие.
Прочное и могучее Российское государство самый надежный и реальный гарант стабильности на всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособ¬ности страны, поддержания мира в мировом сообществе. Для укрепления российской государственности необхо¬димо, во-первых, вернуть государству, его органам дове¬рие народа; во-вторых, выяснить и устранить причины, обус¬ловившие ослабление государства; в-третьих, разработать научно обоснованную концепцию его развития и укрепле¬ния.
При разработке последней надо учитывать, что перво¬основой российской государственности испокон веков были и остаются державность, народность, духовность, патриотизм и ведущая роль в укреплении государства, русского народа. Сегодня особую актуальность приобретает высокий профессионализм государственных служащих и должностных лиц всех уровней. В практическом плане укрепление государ¬ства это его эффективное функционирование в интере¬сах общества и личности. 4. Внутренние функции
Российского государства. В драматический переходный период, который пережи¬вает наша страна, на первый план выдвигается экономичес¬кая функция государства, ибо без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы. Экономическим фундаментом отечественной государ¬ственности должны быть многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех форм и видов собственности.
В такой ситуации перспективными ста¬нут те из них, которые на деле докажут свое преимуще¬ство. Сейчас в стране нужно производить только ту продукцию, которая необходима человеку, государству, мировому рынку. Поэтому главное здесь приоритетная государствен¬ная поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема экономики демонополизация российского производства. Не может быть нормальной экономики, подлинной конкуренции, пока одно предприятие диктует дру¬гим своим
условия только потому, что оно единственное. В этом деле без антимонопольного законодательства не обой¬тись. Новый экономический механизм (институт рыночного хо¬зяйствования, системы государственного управления, де¬монополизации, налогообложения, хозяйственного законо¬дательства) еще только создается. Вот почему формирова¬ние системы государственно-правового регулирования ры¬ночной экономики есть не отказ назад, а движение вперед, развитие реформы, укрепление
Российского государства. В плохо управляемой рыночной экономике никогда не бу¬дет настоящего рыночного хозяйства. Экономическая функция реализуется по двумя взаимосвязанным направлениям деятельности государства: 1) уста¬новления форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования; 2) обеспечения надежной охраны и защиты всех существующих форм собственности. Методы реализации экономической функции зависят от форм собственности и видов хозяйствования.
К государствен¬ному сектору экономики государство должно относиться как полноправный хозяин, иначе не преодолеть неразбериху, не остановить разбазаривание государственной собственно¬сти. Здесь возможны методы гибкого планирования, государственного заказа, а при проведении кадровой полити¬ки и административные методы. Однако главным и тут, видимо, должен быть метод материального и морального стимулирования. Хозяйственно-экономические структуры гражданского общества самоуправляемы.
Государство может воздейство¬вать на них экономическими методами и правовыми сред¬ствами. При многоукладной экономике государство обычно ре¬гулирует экономические процессы путем: установления го¬сударственных цен на отдельные стратегические и социаль¬но значимые виды продукции; распределения квот на сы¬рье, импорт; установления (в той или иной мере) заработной платы; льготного кредитования в инвестирования; государ¬ственных субсидий и налогов.
Важнейшая обязанность государства состоит в том, чтобы надежно защитить свою экономическую основу (все формы собственности) от расхитителей, преступников. Для этого необходимо совершенствовать и обновлять законодательство, направленное на охрану экономической основы государства, повышать качество работы правоохранительных органов. Продолжением экономической функции в с
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Социология и политология 2 |
Реферат | Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми |
Реферат | Социальной адаптации |
Реферат | Социальная структура российского общества итоги восьми лет реформ |
Реферат | Социальная работа с неполными семьями 2 |
Реферат | Социальное и природное в формировании личности |
Реферат | Социальный статус личности 4 |
Реферат | Соціокультурний вимір пограниччя |
Реферат | Социализация личности 15 |
Реферат | Социология знания и современное Общество знания |
Реферат | Социология молодежи |
Реферат | Социология 2 |
Реферат | Социология Макса Вебера 3 |
Реферат | Финансовые риски |
Реферат | Социальная работа с детьми-инвалидами 2 |