Отчет о преподавательской практике в БПКг. Бийска
Практика осуществляласьна базе Бийского педагогического в 31 группе. В группе 17 человек, коллективженский, возраст от 17 до 23 лет.
Первый день практикиосуществляла ознакомительную деятельность: Ярославцевой Н.П. была проведенаэкскурсия по ознакомлению с учебным корпусом, оборудованием кабинетов,учебно-материальной базой колледжа.
В первую неделю былаизучена и проанализирована следующая документация: ГОС СПО, Типовое положениеоб образовательном учреждении СПО, учебный план, учебная программа, уставпедагогического колледжа.
Была изученадокументация 31 группы: журнал, расписание уроков, личные дела студентов. Вгруппе имеются студенты с ослабленным здоровьем, девочки из неполных,неблагополучных семей. Успеваемость в целом удовлетворительная, отстающихучащихся нет.
С целью изучения группыстудентов были проведены диагностики: диагностика развития группы какколлектива, диагностика межличностных отношений в группе: деловые отношения иотношения по симпатиям, изучение психологического климата в группе.
На основании полученныхрезультатов исследования была составлена психолого-педагогическаяхарактеристика группы.
Сделаны следующиевыводы: группа находится на таком этапе развития как диффузная группа, т.е.наблюдается отсутствие психологического единства, имеются изолированныегруппировки, самоуправление развито слабо, актив пользуется уважением, ноисходящие от него указания зачастую не выполняются. Дисциплинированность группыв целом удовлетворительная.
В течение второй неделицеленаправленно посещала и проанализировала уроки по: психологии, педагогики ичастным методикам, с целью выявления особенностей проведения данных уроков,уровня знаний учащихся по данным дисциплинам и подготовки к проведению пробныхи зачетных уроков. Составлен психолого-педагогический анализ урока методикиматематического развития тема: «Количество и счет», проведенныйЩербаковой О.Н. в форме КВН, данная форма проведения способствовала наилучшемудостижению целей урока: закреплению и обобщению пройденного материала.
Были проведеныследующие пробные и зачетные уроки. По психологии преподаватель Ефимова И.Ю.тема урока «Развитие продуктивной деятельности дошкольников» наданном уроке использовала проблемную задачу как подведение к теме, наглядность,записи на доске, своевременно провела минутку отдыха, установлена обратнаясвязь со студентами группы.
По методикиматематического развития преподаватель Щербакова О. Н. тема «Формированиеу детей младшей и средней группы представлений о величине предметов» урокпроведен с использованием современных средств ТСО, в форме презентации. Даннаяформа используется в колледже довольно редко, учащиеся внимательно слушалиновую тему, такая форма проведения удобна для дачи материала под запись,задействует большее число анализаторов. Использование предметногодемонстрационного и раздаточного материала активизирует познавательнуюактивность учащихся и способствует лучшему пониманию материала. Из беседы склассным руководителем и изученным планом воспитательной работы 31 группывыяснилось, что в данной группе возникают затруднения коммуникативногохарактера, группа неохотно общается с другими коллективами данного учебногозаведении, отсутствует психологическая сплоченность внутри группы — группахарактеризуются тем, что в ней нет достаточной психологической общности,налаженных деловых и личных отношений. Было проведено наблюдение и исследованиеперед проведением внеклассного мероприятия, на выявление уровня культурыобщения. Полученные результаты определили, что в группе преобладающий уровеньвербального общения, отсутствие достаточных коммуникативных умений, эмоциональныепроявления в общении низкие. Отмечается манипулятивное общение, направленное наизвлечение выгоды от собеседника, при этом используются разные приемы: месть,запугивание. Разделение группы на мини объединения объясняются эмоциональнымипредпочтениями – симпатиями, антипатиями, дружескими предпочтениями и т.д.
В этой связи возникланеобходимость разработки конкретных мер, с помощью которых можно было быпреодолеть ситуацию, порождающую нарушение правильных эмоциональныхвзаимоотношений между учащимися группы. Поэтому тема внеклассного мероприятиязвучит так: «Культура эмоционального общения в семье», так семья естьпервичный коллектив, и с опорой на личный опыт перешли к определению группы какбольшой семьи, где необходимо поддерживать положительные эмоциональныевзаимоотношения, где каждый должен быть внимателен по отношению ко всем.Мероприятие было принято студентами, они охотно участвовали в беседе, играх «Маскарадво все времена», «Угадай эмоцию», «Игра в парах», «Пиктограммы»и упражнениях «Лицо загорает», «Ручеек».
По итогам проведенногопосле мероприятия анкетирования были сделаны следующие выводы: учащимися понятаважность и нужность умения общаться, приняты выработанные группой правилаобщения, положительно изменилось отношение друг к другу в самой группе, чтоговорит об эффективности проведенного мероприятия.
Данная практикапозволила мне попробовать себя в качестве преподавателя педагогическогоколледжа, применить полученные в университете теоретические знания ипедагогические умения в разнообразных формах преподавательской деятельности вБПК.
Психолого-педагогическаяхарактеристика группы
Дляуспешной профессиональной работы в период практики изучили группу. С этой цельюсоставили психолого-педагогическую характеристику группы. При изучениигруппы использовали различные методы, обеспечивающие объективность и научностьвыводов. Основные методы предлагаются ниже. Процедуру исследования изменили сучетом специфики группы №31. Поэтому дополнили данную таблицу выбраннымисамостоятельно методиками: «Эмоции», «Коммуникабельны ли вы?»,направленные на выявление общего уровня культуры общения в группе.
Таблица
Схемапсихолого-педагогической характеристики№ Содержание Методы 1
Общие сведения о группе: состав группы, официальная структура, актив, уровень успеваемости, дисциплинированность, студенты с ослабленным здоровьем, неполные,
неблагополучные семьи, связи группы с другими коллективами. Изучение документации: классного журнала, личных дел, беседа с классным руководителем. 2
Организационная структура группы как коллектива: характеристика выборного актива группы (если он есть) и содержание его деятельности (умение приказывать и подчиняться, инициативность, авторитетность, требовательность к себе, правильность распределения функций).
Неофициальный актив группы и его взаимоотношения с официальным. Лидеры, звезды, игнорируемые и отверженные группы, их краткие характеристики. Характеристика группировок (если есть). Наблюдение, социометрия. 3 Психологическое единство группы как коллектива. Показатели групповой сплоченности, эмоционального единства и их анализ. Степень эмоциональной включенности и удовлетворенности группой отдельных студентов Социометрия, наблюдение. 4 Направленность группы как коллектива. Виды деятельности, в которых отмечается большая эмоциональная идентификация с коллективом. Преобладающие мотивы учения. Отрицательные и положительные проявления в учебной работе. Общий уровень развития студентов, их интересы, кругозор. Характеристика мотивов и интересов в других видах деятельности (трудовой, спортивной, технической и т.п.). Профессиональные ориентации и устойчивость профессиональных интересов. Социометрия, анкетирование, интервью, беседа, наблюдение, тесты-опросники. 5 Педагогическое руководство как коллективом: Влияние классного руководителя, учителей-предметников на группу, его характеристика. Отношение группы к учителям. Авторитет учителей. Оптимальный стиль педагогического руководства для данной группы. Осуществление индивидуального подхода к ученикам. Наблюдение. 6 Характеристика уровня культуры общения группы: общая культура общения, преобладающий уровень вербального или невербального общения, наличие коммуникативных умений Анкетирование, тестирование, наблюдение.
Психолого-педагогическийанализ урока
Предмет:Методика математического развития
Дата:15 марта 2008 г
Группа:31
Урок по расписанию:5-6
Преподаватель:Щербакова О.Н.
Тема:Количество и счет
Цель урока:закрепить знания о количестве и счете, правилах счета, прямой счет, приемовналожения, приложения, развивать внимание, память, воспитывать умение работатьв группе
Тип урока:закрепление и обобщение изученного в форме КВН
Продолжительность урока:90мин
Структура урока:
Орг. момент — 3 мин
1 задание. Найдидопущенные ошибки – 7 мин (3 мин на подготовку)
2 задание. Покажи прием– 10 мин (5 мин на подготовку)
3 задание. Творческое –25 мин (10 мин на подготовку)
Перемена – 5 мин
Орг. момент -3мин
Промежуточный итог – 2мин
4 задание.Экспресс-опрос – 5 мин
5 задание. Анализкурсовой работы – 25 мин (15 мин выступление, 10 мин наподготовку и анализ)
Подведение итогов игры– 5 мин
Итог урока- 5 мин
Место урока в системеуроков по теме: контрольно-обобщающий в разделе методикиматематического развития «Количество и счет»
Задачи урока:эффективно организовать обобщение и закрепление изученного материала в игровойформе, выявить уровень полученных знаний и умений студентов.
Содержание учебногоматериала: научное, доступное, отмечена практическаянаправленность, пропорциональное соотношение фактического и теоретическогоматериала, просматривается связь практикой в детском саду.
Методика проведенияурока. Урок проведен в форме КВН, соревнования между тремякомандами, группа учащихся разделена на три группы по собственному желанию,рассажены за столы, выбрали название команд. Использовались различные методыпроверки знаний и умений учащихся: наглядные (демонстрация рисунков), словесные(устные ответы), практические (демонстрация приемов). Педагог роли ведущегострого регламентировала время на подготовку и выступление, жюри являлисьстудентами БПГУ – оценивали выступление команд в баллах, по пяти бальнойсистеме, четко продумана система оценивания и поощрения.
Щербакова О.Н. ведетзанятия в демократичном стиле общения, тактично исправляет ошибки студентов,настойчива в достижении цели урока, следит за дисциплиной в группе, пользуетсяавторитетом у учащихся.
Проверка и оценка знанийучащихся организованно наиболее эффективно все опрошены и получили отметку, приэтом затрачено минимальное количество времени, учитывалось участие в ответекоманды каждого. Задания подобраны с учетом разнообразной формы активности:слуховой, зрительной, двигательно-моторной, что не позволило студентампереутомиться. Учащиеся проявили заинтересованность и высокую активность,внимание в течение всего урока было устойчивым.
Вывод:Цель урока достигнута. Данная форма закрепления эффективна- при минимальной затратевремени, опрошены все учащиеся, разнообразные методы опроса позволили выяснитькак теоретический, так и практический уровень владения знаниями, воспитываетсяумение работать в группе, но трудно учесть и оценить вклад отдельно взятогочлена команды.
Психолого-педагогическаяхарактеристика группы
Общие сведения огруппе: состав группы 17 человек: коллективженский, возраст от 17 до 23 лет, официальная структура: состоит из актива иисполнительных членов группы. Уровень успеваемости в целом положительный, многоударников, небольшое число отличников и неуспевающих. Дисциплинированностьгруппы в целом удовлетворительная. В группе имеются студенты с ослабленнымздоровьем, девочки из неполных, неблагополучных семей. Группа неохотно общаетсяс другими коллективами данного учебного заведения, в целом доброжелательна.
Организационнаяструктура группы как коллектива: характеристикавыборного актива группы: состоит из наиболее активных студентов: БухтуеваНаталья, Левшун Анна, Теличко Елена, Кудрешова Виктория. Актив группыпользуется уважением умеет приказывать и подчиняться мнению большинства,проявляет инициативность неохотно, требовательность к себе низкая,недостаточное умение распределения функций. Неофициальная структура группы:состоит из отдельных групп объединенных как по интересам и симпатиям, так и поуровню обеспеченности. Неофициальный актив группы имеет нейтральныевзаимоотношения с официальным. Лидеры: Ломашина, Теличко, Суворова; звезды:Вахрушева, Бухтуева, Теличко; игнорируемые и отверженные группы: Замесова,Малова Салина часто пропускают занятия, незаинтересованные делами группы,игнорируют указания, как актива, так и группы в целом, ведут нездоровый образжизни.
Психологическоеединствогруппы как коллектива.Группа в целом мало сплоченная, нет эмоциональногоединства. Высокая степень эмоциональной включенности у таких студентов, какТеличко, Суворова, Вахрушева, Бухтуева, Кудрешова, Левшун. Отмечается высокаясоревновательность среди членов группы, при организации КВН, и даже некотораяагрессивность проигравшей мини группы в адрес других мини групп.
Направленность группыкак коллектива. Большая эмоциональнаяидентификация с коллективом отмечалась в следующих видах деятельности:трудовая, досуговая, учебная. Преобладающие мотивы учения: отметка. Отрицательныеи положительные проявления в учебной работе. При организации педагогомпроверочных работ группа объединяется для решения задач, делятся находками,дают списывать. Общий уровень развития студентов средний, их интересыопределяются учебой, местом проживания – общежитием, районом, домом-интернатом,кругозор узкий, политикой интересуются малое число студентов, посещениекультурных мест отдыха крайне редко происходит по собственной инициативе.
Некоторые студенткипосещают дополнительные кружки: поделки из природного материала, ИЗО,хореография. Профессиональные ориентации и устойчивость профессиональныхинтересов у большинства недостаточная, только трое точно желали бы работать поданной специальности, около пяти человек планируют поступать в БПГУ, только сцелью получения высшего образования, остальные еще не определились.
Педагогическоеруководство коллективом: Влияниеклассного руководителя на группу незначительное, отмечается высокоеположительное влияние отдельных учителей-предметников на группу, например,Остермиллер Л.И. прививает любовь к литературе, воспитывает любовь к детям;Ефимова Н.Ю. пробуждает интерес к психологии через опору на личный опыт, учитграмотно высказывать свои мысли, поощряет приведение примеров из личного опытастудентов; Щербакова О.Н. ведет обучение с использованием игровых ситуаций, чтоактивизирует познавательный интерес, проводит беседы на отвлеченные темы напеременах, помогая решать проблемы студентов. Отношение группы к учителямположительное. Авторитет учителей высокий. Оптимальный стиль педагогическогоруководства для данной группы авторитарно-демократический. Отмеченоосуществление индивидуального подхода к ученикам каждым педагогом.
Характеристика уровнякультуры общения группы: психологический климат группыможно охарактеризовать как неблагоприятный (26% учащихся).
Было проведенодополнительное исследование перед проведением внеклассного мероприятия, навыявление общей культуры общения в группе. Полученные результаты определили,что в группе преобладающий уровень вербального общения, отсутствие достаточныхкоммуникативных умений, эмоциональные проявления в общении низкие. Отмечаетсяманипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника, приэтом используются разные приемы: месть, запугивание. Разделение группы на миниобъединения объясняются эмоциональными предпочтениями – симпатиями,антипатиями, дружескими предпочтениями и т.д. Группа характеризуются тем, что вней нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личныхотношений. Психологическое своеобразие группы состоит в том, что студенты втаком объединении, постоянно находится под воздействием общественного мнения.Отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция. Преобладающейэмоциональный настрой группы: настороженность, недоверие. Недостаточнаяинтеллектуальная коммуникативность т.е. характер межличностного восприятиянеадекватен, нет установления взаимопонимания, трудности в нахождении общегоязыка.
Группа находится натаком этапе развития как «диффузная группа», т.е. наблюдаетсяотсутствие психологического единства, имеются изолированные группировки,самоуправление развито слабо, актив пользуется уважением, но исходящие от негоуказания зачастую не выполняются.
Диагностикауровни развития группы как коллектива и состояния межличностных отношений в ней
1.Диагностика развития группы как коллектива
Осуществляласьна основе критериев (направленности, организованности, психологическогоклимата) с помощью следующих «карт-схем» психолого-педагогическойхарактеристики группы. Используя данные карты-схемы как программы наблюдения, провелиизучение группы методом наблюдения. Использовать эти схемы в качествеопросника, привлекая к опросу преподавателей, работающих в данной группе, ееактив.
1.Карта-схема оценки направленности деятельности группыПризнаки направленности
Качество
проявляемся сильно среднее слабо
Группа выше всего ставит положительные, общественно значимые ценности:
а) учебу;
б) общественно полезную деятельность;
в) политическое самообразование:
г) повышение культурного уровня.
Группа осуществляет свои запросы и интересы на деле.
Группа активна, полна творческой энергии.
Группа высоко ценит дружбу, честность, бескорыстие.
Велико желание прудиться коллективно.
Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами.
2.Карта-схема оценки организованности группыПризнаки организованности Качество сильно средне слабо
1, Группа представляет собой устойчивое единен- целое. Отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют, поддерживая обще групповое единство.
2. Вопросы взаимопомощи решаются разумно и доброжелательно
3. Актив пользуется уважением группа и является ее авторитетным и полномочным представителем 4. Актив обладает деловыми и организаторскими качествами
5. Высокая согласованность действий членов коллектива
6. Ошибки, приводящие к нарушениям единства, быстро исправляются
7. В трудных условиях студенты сплачиваются еще теснее
8. Группа может самостоятельно создавать организацию в новых условиях
9. Члены группы способны к самоуправлению.
3. Карта-схема оценкипсихологического климата в группеПризнаки психологического климата
Качество проявляется
проявляемся сильно средне слабо
1. В группе преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон
2. Доброжелательность в отношениях, симпатии
3. Стремление к совместному переживанию событий
4. Групповые успехи и неудачи переживаются всеми членами коллектива
5. Успехи и неудачи каждого переживаются всеми, вызывают поддержку и понимание критику с доброжелательных позиций
6. Группа умеет регулировать и контролировать свои эмоции (негодование, возмущение)
7. Группа привлекательна для своих членов они стремятся быть всегда вместе
2.Диагностика межличностных отношений в группе: деловые отношения и отношения посимпатиям
Деловыеотношения составляют организационную основу деятельности.
Вкачестве критериев для замера уровня организованности деловых отношений взятынаиболее актуальные ситуации организованного процесса при решении повседневныхгрупповых задач: объединение в группы для решения поставленной педагогомучебной проблемы на уроке.
Вкачестве методического приема использовали анкету, включающую набор полярныххарактеристик делового взаимодействия.
1.Анкета изучения деловых отношений
1.Кто из студентов Вашей группы может лучше других организовать различные дела:общественно-политические: Б) учебные; трудовые; Г) культмассовые; Д) спортивные;Е) другие.
2.Как актив организует выполнение решений: А) руководит деятельностью; группы,коллективным обсуждением, определяет методы и способы выполнения задач вгруппе; Б) актив все берет на себя; В) все переносит на других; Г) никогда неорганизует выполнение групповых решений.
3.Как актив контролирует выполнение решений: А) осуществляет контроль надвыполнением решений; Б) пускает выполнение решений на самотек; В) контролируетвыполнение решений под давлением извне.
4.Как актив воздействует на группу: А) предпочитает различные виды одобрения ипоощрения; Б) предпочитает приказы, команды, распоряжения, требования: В)предпочитает порицания, неодобрение, замечания, критику; Г) предпочитаетсоветы, просьбы, рекомендации.
5.Насколько Вы лично инициативны в делах коллектива? А) стараюсь во всемпроявлять инициативу; Б) склонен ждать готовых указаний.
6.Как актив относится к членам коллектива: А) предпочитает только деловыеотношения; Б) вступает в тесные деловые отношения со студентами и в хорошиеличные отношения.
7.Какие отношения между членами Вашей группы: А) очень хорошие;
Б)удовлетворительные; В) плохие; Г) очень плохие.
2.Изучение отношений по симпатиям
Отношенияпо симпатиям прямо не регламентируются инструктивными документами ипредписаниями.
Вкачестве критериев изучения структуры отношений по симпатиям взяли наиболеетипичные и значимые для студентов ситуации свободною общения (выбор партнера пообщению в свободное время, обращение за помощью по различным вопросам,приглашение на праздники, желание поделиться сокровенными мыслями и т.д.).
Критериивключены в «опросник со шкалами», с помощью которых изучали структуруотношений.Ваше отношение Количество Ф. И.О.
1. Она самый близкий для меня человек в группе, я не хотела бы разлучаться с ней никогда
2. Она не является моим другом, но я иногда приглашаю ее в гости, провожу с ней свободное от занятий время
3. Я не дружу с ней, но она меня очень интересует, я хотела бы сблизиться с ней
4. Ни деловых, ни личных связей у меня с ней нет
5. Мне несимпатичен этот человек.
Оценкаотношений по симпатиям
Послепроведения анонимного или открытого опроса выделили категории студентов,относящихся к различным статусным структурам:
А)«звезды» — лица, которых назвали в качестве наиболее близких друзей 6и более человек (в оценке по пункту №1);
Б)«предпочитаемые» — тех, кого назвали 4-5 человек (суммарная оценка попунктам № 1 и 2);
В)«принятые» — лица, указанные 1-3 раза (суммарно в оценке по пунктам№1, 2,3);
Г)«аутсайдеры» — лица, не получившие выборов по пунктам № 1,2,3, ноназванные в пунктах № 4 и 5.
2007-2008 уч. год
Бийский педагогическийколледж
Адрес:г. Бийск ул. Трофимова 6 — главный корпус,
ул. Промышленная 9 — корпус №2
Телефон:24-06-30
Руководитель практикиБПГУ: Верещагина Н.Г.
Классный руководитель:Чуб Надежда Александровна
Преподавательпедагогики: Щербакова Олеся Николаевна
Преподавательпсихологии: Ефимова Ирина Юрьевна
Преподаватель методикимузыкального развития: Лахтина Юлия Викторовна
Преподаватель методикифизического развития: Лахтина Ю.В.
Преподаватель методикиэкологического образования: Лахтина Ю.В.
Преподаватель методикиразвития детской речи: Остремиллер Людмила Ивановна
Преподаватель методикиматематического развития: Щербакова О. Н.
Список группы №31№ п\п Ф.И.О. Социальное положение Успеваемость 1 Бухтуева Наталья Анатольевна 17 08 1988 Ударн. 2 Вахрушева Екатерина Владимировна 3 09 1987 Ударн. 3 Воликова Любовь Анатольевна 26 10 1988 Ударн. 4 Гренова Кристина Игоревна 10 06 1990 Ударн. 5 Доценко Ирина Викторовна 15 03 1989 Ударн. 6 Замесова Наталья Борисовна 23 11 1988 Ударн. 7 Кудрешова Виктория Анатольевна 11 12 1990 Ударн. 8 Кустова Евгения Алексеевна 20 12 1989 Ударн. 9 Левшун Анна Евгеньевна 07 01 1989 Ударн. 10 Ломашина Елена Николаевна 18 07 1989 Ударн. 11 Малова Салина Александровна 10 11 1986 Ударн. 12 Сергачева Кристина Владимировна 3 10 1986 Ударн. 13 Слякова Светлана Алексеевна 15 02 1988 Удовл. 14 Суворова Лидия Викторовна 28 09 1989 Ударн. 15 Теличко Елена Романовна 14 03 1988 Ударн. 16 Ченцова Мария Викторовна 18 04 1990 Ударн. 17 Шилова Анастасия Валентиновна 18 09 1989 Ударн.
Расписание звонков(корпус №2) 8:15 9:00 1 9:05 9:50 2 9:55 10:40 3 11:00 11:45 4 11:50 12:35 5 13:00 13:45 6 13:50 14:35 7 14:40 15:25 8 15:30 16:15
Расписание уроков напериод практикиПонедельник 10 марта Вторник 11 марта 1 1 2 2 3 3 4 4 5 Педагогика 312 5 6 Педагогика 312 6 7 7 8 8 Среда 12 марта Четверг 13 марта 1 1 2 2 3 Методика эколог. образ. 3 4 Методика эколог. образ. 4 5 5 6 6 7 7 8 8 Пятница 14 марта Суббота 15 марта Методика муз. разв. 1 Методика физич. разв. 1 Методика ИЗО 2 Методика физич. разв. 2 Методика ИЗО 3 Методика развития речи 3 Психология 4 Методика развития речи 4 Психология 5 5 Методика матем. разв. 6 6 Методика матем. разв. 7 7 8 8 Понедельник 17 марта Вторник 18 марта 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 Среда 19 марта Четверг 20 марта 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 Пятница 21 марта Суббота 22 марта 1 1 2 2 3 3 Психология Пробн. 4 4 Психология Зачетн. 5 5 6 6 7 7 8 8 Понедельник 24 марта Вторник 25 марта 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 Среда 26 марта Четверг 27 марта 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 Культура общения Зач. 7 8 8 Пятница 28 марта Суббота 29 марта 1 1 2 2 3 3 Психология 4 4 Психология 5 5 Методика мат. разв. Пр. 6 6 Методика мат. разв. Зач.
Состав преподавателейдошкольного отделения БПК№ п\п Ф.И.О. Категория Стаж Дисциплина 1 Горбатова Н.А. высшее 37 Методика физич. развития (ОЗО) 2 Ефимова Н.Ю. высшее 17 Психология 3 Лахтина Ю.В. высшее 2 Метод. муз. разв. Метод. физ. разв. Метод. эколог. образ. 4 Лесных Н.И. высшее 26 Педагогика. Основы учебно-исследовательской деятельности 5 Остермиллер Л.И. высшее 26 Зам. директора по УПР. Методика развития детской речи 6 Разина С.В. высшее 19 Метод. изобраз. деят. Методика экологического образования 7 Шароварова Н.А. высшее 30 Спец. педагогика и психология. Практикум по логопедии. 8 Щербакова О.Н. высшее 3 Педагогика. Методика математического развития. 9 Ярославцева Н.П. высшее 42 Методика музыкального развития
Дата Содержание работы Анализ работы Отметка, подпись
Анализ внеаудиторноговоспитательного мероприятия
Тема: «Культураэмоционального общения в семье»
Дата проведения: 28марта 2008г.
31 группа БПК
Данное мероприятиепроведено в форме познавательной беседы с элементами игр и упражнений. Входит всистему профессионального воспитания.
Цель:дать понятие об эмоциональном фоне, эмоциональном общении, о правилахпостроения эмоционального общения, познакомить с разнообразием видов эмоций иособенностей их проявления
В ходе данногомероприятия решались следующие воспитательные задачи: развиватькоммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу учащихся посредством игр,упражнений, воспитывать культуру эмоционального общения в семье через участие вбеседе.
Психолого-педагогическоеобоснование мероприятия. Направление темы классного часавыбрано в соответствии с целью воспитательной работы проводимой класснымруководителем в данной группе и соответствует общим задачам профессионального воспитаниястудентов. Данная тема актуальна в связи с тем что 2008г провозглашен годомсемьи, эмоциональное общение в семье залог процветания и стабильности любойсемьи.
Подобранныесоставляющие мероприятия соответствуют уровню психолого-педагогической подготовкиучащихся 31 группы, а также возрастным особенностям юношеского возраста — порывлюбленности и дружбы, когда вопросы эмоций выступают на первый план.
Специальностьдошкольное воспитание предполагает общение с детьми, наиболее верный способрасположить к себе ребенка и завоевать его доверие это эмоциональнаязаинтересованность им, умение общаться, понимать и принимать эмоции.
Инициаторомпроведения данного мероприятия являлся классный руководитель Чуб Н.А.,руководитель воспитательной работы по преподавательской практике Савельева Н.П.Активность, самостоятельность, инициатива студентов была проявлена при выбореформы проведения, подборе игр, упражнений, вопросов и стиля проведениявоспитательной беседы со студентами группы.
Подготовка кмероприятию проводилась сообща. Наибольшеезатруднение вызвало составление анкеты по изучению уровня культурыэмоционального общения в семье, так как предложенные варианты разработанныепсихологами в научной литературе приходилось адаптировать к нашим конкретнымусловиям. Предварительно было проведено анкетирование студентов группы с цельювыявления уровня развития затруднений общения, вопросов, которые хотели быобсудить учащиеся 31 группы.
Аудитория былаоформлена плакатами и записями на доске, был подготовленнаглядный и раздаточный материалы в соответствии с темой мероприятия. Цель изадачи мероприятия донесены эмоционально и доступно, удалось вовлечь в беседу изаинтересовать студентов данной проблемой, самостоятельно путем рассужденийнаходить выход из создавшейся ситуации.
Учащиеся получилипредставления о разнообразии проявления эмоций, их видах, особенностяхмимических и пантомимических проявлениях каждого вида, ценность каждого.Отмечалась актуальность данных умений и знаний в практике воспитателя иродителя. Предложенные игры и упражнения с одинаковым успехом могутиспользоваться как в семье так и в детском саду. Побуждало к работе над собой вплане профессионального самосовершенствования.
Проведенное мероприятиеспособствовало упрочению положительного отношения студентов к профессии.
Так семья естьпервичный коллектив, и с опорой на личный опыт мы перешли к определению группыкак большой семьи, где необходимо поддерживать положительные эмоциональныевзаимоотношения, где каждый должен быть внимателен по отношению ко всем. Подвлиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся менееофициальными. От того как, они складываются, зависит эмоциональноеблагополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в даннойобщности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решатьпоставленные задачи.
Поставленные цели изадачи актуальны и реализованы на данном мероприятии полностью.
Культура общения
Цель:воспитывать культуру общения
Задачи:
1. Дать понятие овербальном и невербальном общении, эмоциональном общении, обобщить знания оправилах построения общения.
2. Развиватькоммуникативные умения.
3. Способствоватьвоспитанию культуры общения, чувства эмпатии.
Оборудование иматериалы: название темы; запись «Весь мир – театр, илюди в нем актеры, И каждый не одну играет роль. В.Шекспир»; пиктограммыэмоций; визитки с названиями ролей для игры «Маскарад»; музыкальноесопровождение для упражнения «Лицо загорает».
Предварительнаяподготовка: проведение анкетирования, чтение литературы, подборпрактического материала.
Ход проведениямероприятияЧасти мероприятия Содержание и деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Оргмомент
Эмоциональный настрой, упражнение на расслабление мышц лица и подбородка
/>Здравствуйте, мы студенты БПГУ, нас зовут ………………………………......
Давайте для начала проведем тренинг на расслабление.
Упражнение «Лицо загорает»
Подбородок загорает. Подставь солнышку подбородок — слегка разжать губы и зубы.
Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь на язык — крепко закрыть рот.
Жучок улетел — слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, энергично подвигать губами.
Нос загорает — подставить нос под солнце, рот полуоткрытый.
Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым.
Бабочка улетела — расслабить мышцы рта и носа.
Снова прилетела бабочка, качаемся на качелях — двигать бровями вверх-вниз.
Бабочка улетела совсем — спать хочется, расслабление мышц лица. Глубоко вздохнуть, потянуться.
Представление, приветствие
Выполняют движения в соответствии с текстом
Актуальность проблемы, подведение к теме
Сообщение темы мероприятия
Целей занятия
Умеете ли вы общаться? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие общение много обширнее, чем наше обычное: «Привет!» — «Пока».
Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI-XVII (16-17) веков общались на таком высоком культурном уровне, что нам и не снилось.
Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком культурном уровне. Предполагая, что «умею общаться» означает «умею культурно общаться».
Как вы думаете как звучит тема данного мероприятия?
Тема классного часа «Культура общения»
Цель: сегодня мы поговорим не в общем о культуре общения а только об одной из ее частей невербальном эмоциональном общении.
Да, конечно.
Слушают
Высказывание предположений
2. Основная часть
Правила общения
Установка
Жесты
Всем хорошо известно, что человек в время акта коммуникации может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений.
В целом ряде случаев (а с помощью научных методов — всегда) можно обнаружить диссоциацию (т.е. рассогласование) формы и содержания сообщения.
Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и форма, и содержание, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации. И каналы связи при этом должны быть свободны от «шума» (так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи).
Разговаривая, не хорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами (например, листать книгу), нельзя, одним словом, «зашумлять» канал связи.
Естественно, что надо выбрать оптимальную громкость голоса — говорить достаточно громко, но не оглушать, оптимальную дистанцию общения (об этом даже есть специальные интересные
исследования).
Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавливаемся, т.к. нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают
или просто игнорируют.
Этому часто способствует наша собственная установка перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при этом, не всегда правомерное.
Установка — очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».
Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх.
Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.
Этот жест демонстрирует желание пойти на встречу и установить контакт Слушание и участие в беседе Эмоциональное общение
Ко всему, выше указанному, нужно еще не только говорить с собеседником (жестикулировать, произносить слова, писать
начальные буквы слов), но и понимать его жесты, взгляды.
Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга.
Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы.
С помощью чего можно выражать эмоции? (Их можно выражать с помощью движений, мимики, пантомимики, интонации.) Заранее приготовленные карточки с изображениемтой или иной эмоцией (радость, страх, обида, грусть, и т.д.). Каждый по очереди достает карточку и пытается изобразить доставшуюся эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.
Слушание.
Ответы на вопросы
Участие в игре
«Эмоции» Мимическая гимнастика.
Мимическая гимнастика.
Предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, и поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение определенного времени. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно — равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, нее тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться, Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться. Весело подмигнуть (вот я какой). Цель упражнений — изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики. Выполнение мимической гимнастики Показ с объяснением мимики эмоций
Мимика эмоций
Страх. Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередко оно, прежде всего проявляется на губах
Зрачки при этом бывают непомерно расширены. Гнев у человека выражается в том, что лицо краснеет или багровеет, вены на лбу и на шее надуваются, иногда лицо становится бледным или синим. Рот крепко сжат, зубы стиснуты и скрежещут, иногда губы вытягиваются. Волосы становятся дыбом. Одни люди нахмуриваются, другие — широко открывают глаза. Тело обычно держится прямо, мускулы напряжены, человек готов к мгновенному действию. Повышенное мышечное возбуждение легко переходит в действие.
При отвращении происходит открывание рта с оттягиванием вниз углов оного и издаванием гортанного звука или отхаркиванием, одновременным вздрагиванием и отталкиванием от неприятного предмета
Веселое настроение выражается в смехе, бесцельных движениях, общем возбуждении (восклицания, хлопаний в ладоши и т.п.).
Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения груди, грудобрюшной преграды и мышц живота, при хохоте все тело откидывается назад и трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх вследствие действия больших скуловых мышц, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова наливается кровью, круговые мускулы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, при сильном смехе появляются слезы.
Гордость находит внешнее выражение в мимике и позе. Дарвин описывает это выражение так: «Гордый человек обнаруживает свое чувство превосходства над другими, держа голову и туловище прямо. Он высокомерен и старается казаться как можно более крупным, так что о нем говорят в переносном смысле, что он надут от гордости… Кроме того, мускул, выворачивающий нижнюю губу, называется мускулом гордости». Слушание и повторение за педагогом эмоций Игра Пиктограммы
Игра «Пиктограммы».
Игра представляет собой набор карточек с изображениями лиц людей, выражающих то или иное чувство.
Существует несколько вариантов игры.
1. Используются два набора пиктограмм. Играют двое, у каждого — по набору. Один называет настроение карточку с его «изображением» откладывает в сторону. Второй должен найти картинку с задуманной эмоцией в своем наборе пиктограмм. После этого две картинки сравниваются.
2. Используется один набор пиктограмм. Рассматривают карточки, называют изображенное на каждой настроение. Затем все карточки разрезаются по середине «лица» (вдоль или поперек) и смешиваются. Задание — из половинок собрать целые карточки. Каждый ребенок собирает по одной картинке. Правильно подобранные части картинки скрепляются липкой лентой.
3. Используются набор картинок с изображением животных, рыб, людей испытывающих разные чувства. Называют чувства, которые передает данное выражение лица, и рассказывают, в каких случаях они испытывают такие же. Участие в игре Роли в общении
Почему одни люди умеют подать себя гораздо лучше других? Почему одним удается быстро завоевывать ваше доверие и расположение, тогда как с другими вы чувствуете себя неуютно? В жизни нам приходится разыгрывать множество ролей, представляя миру различные имиджи в зависимости от того, с кем общаемся. Участие в беседе Игра «Маскарад»
Прочитайте высказывание Шекспира.
Как вы его понимаете? Давайте представим себя в различных ролях и попробуем проиграть их. Игра «Маскарад» Слушание, ответы на вопросы Правила общения с ребенком
Секреты успешного взаимодействия с ребенком.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим пирон, нужно постоянно поддерживать его самооценку или «чувство само цен нести» (термин психолога Вирджинии Сатир).
1. Безусловно, принимать его.
2. Активно «слушать» его переживания и потребности.
В. Проводить время вместе (читать, играть, заниматься).
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами "(значит, доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликту,
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:
Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты…… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе.
Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день. Релаксацион-ное упражнение «Ручеек»
Садимся на пол по кругу, берутся за руки, распределяются.
Мысленно представьте себе, что внутри каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. В каждом ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек маленький и очень озорной. Он не может усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем, мысленно представим себе, как чистая, прозрачная водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Мы мысленно передаем друг другу радость. Выполнение упражнения Правила безусловного принятия
Правила безусловного принятия
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, ноне ребенком в целом.
•Можно осуждать его действия, но не чувства, какими бы «непозволительными» они не были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.
• Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его. Итог
Что нового вы узнали о культуре общения? Для чего вам пригодятся эти знания? Какие игры понравились и почему?
Проведение анкетирования по аналогичной анкете. обработка результатов. Сравнение с предыдущими результатами. Общий вывод об эффективности проведенной работы.
Ответы на вопросы
Участие в анкетировании.
Термины
Видыэмоциональных состояний
Эмоциональныепереживания личности различаются не только по предмету, которым они вызваны, нопо своей силе, устойчивости. И здесь мы имеем широкий спектр, начиная от едвазаметного легкого переживания до бурных эмоциональных вспышек.
Деление эмоций на стенические и астеническиеимеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну илидругую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выстенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут бытькраткосрочными (гнев, испуг) и длительными.
Настроение — сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частичнооснован на общем расположении организма к определенным эмоциональнымсостояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.
При сильных аффектах(испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается,сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, вседругие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией,тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково.
Человек с достаточноразвитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представленийпри эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлятьсвоими действиями
Страх — пассивно оборонительная реакция. Он указывает на опасность чего-то от кого-тоболее сильного, на опасность, которую нужно избежать, от которой надоустраниться
ЭмоцииНазвание эмоции Описание Пиктограмма Отвращение Происходит открывание рта с оттягиванием вниз углов, издается гортанного звука с одновременным вздрагиванием и отталкиванием от неприятного предмета.
/> Гнев Лицо краснеет или багровеет, вены на лбу и на шее надуваются, иногда лицо становится бледным или синим. Рот крепко сжат, зубы стиснуты и скрежещут, иногда губы вытягиваются. Волосы становятся дыбом.
/> Страх Происходит дрожание всех мышц тела, нередко оно, прежде всего проявляется на губах. Зрачки при этом бывают непомерно расширены.
/> Радость Появляются бесцельные движения, общее возбуждение (восклицания, хлопания в ладоши и т.п.).
/> Смех Все тело откидывается назад и трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх вследствие действия больших скуловых мышц, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова наливается кровью, круговые мускулы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, при сильном смехе появляются слезы.
/>
Культура эмоциональногообщения в семье
Цель:воспитывать культуру эмоционального общения с ребенком в семье
Задачи:
1. Дать понятиеэмоциональный фон семьи, об эмоциональном общении, обобщить знания о правилахпостроения эмоционального общения с ребенком в семье через участие в беседе.
2. Развивать коммуникативныеумения, эмоционально-волевую сферу, посредством игр и упражнений.
3. Воспитывать культуруэмоционального общения, чувство эмпатии.
Оборудование иматериалы: название темы, плакат с изображением семьи;пиктограммы эмоций; карточки с названиями ролей и текстами для игры «Маскарад»;музыкальное сопровождение для упражнения «Лицо загорает».
Предварительнаяподготовка: проведение анкетирования, чтениепсихолого-педагогической и методической литературы по данной теме, подбор иизготовление наглядного и практического материала.
Ход проведениямероприятияЧасти мероприятия Содержание и деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Оргмомент
Эмоциональный настрой, упражнение на расслабление мышц лица и подбородка
Здравствуйте, мы студенты БПГУ, нас зовут ………………………………......
Давайте для начала проведем тренинг на расслабление.
Упражнение «Лицо загорает»
Подбородок загорает. Подставь солнышку подбородок — слегка разжать губы и зубы.
Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь на язык — крепко закрыть рот.
Жучок улетел — слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, энергично подвигать губами.
Нос загорает — подставить нос под солнце, рот полуоткрытый.
Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым.
Бабочка улетела — расслабить мышцы рта и носа.
Снова прилетела бабочка, качаемся на качелях — двигать бровями вверх-вниз.
Бабочка улетела совсем — спать хочется, расслабление мышц лица. Глубоко вздохнуть, потянуться.
Представление, приветствие
Выполняют движения в соответствии с текстом
Актуальность проблемы, подведение к теме
Определение!
Значение общения
Сообщение темы мероприятия
Целей занятия
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми.
Не всегда это получается, и задача взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
1) желание вступать к контакт с окружающими («Я хочу!»);
2) умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Дети 5—б лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения.
Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми — педагогами и родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение — тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками, Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.
Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Тема классного часа Культура эмоционального общения с ребенком в семье
Цель: сегодня мы поговорим не в общем о культуре общения а только об одной из ее не маловажных частей эмоциональном общении.
Да, конечно.
Слушают
1. Моя семья
Рассказы студентов
Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Огромное значение в общении между людьми имеют эмоции собеседников.
Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь, при помощи взглядов, мимики, жестов? Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы.
Вы наверное заметили, что членам одной семьи достаточно взгляда, чтобы понять друг друга, но в каждой ли семье существует такое взаимопонимание?
Рассказ об особенностях отношений в своей семье по желанию студентами группы.
Конечно, приходилось!
Нет, не в каждой.
Рассказывают о своей семье Методика Рене Жиля
А сейчас мы предлагаем вам Методику Рене Жиля (француз). Данную методику можно проводить с детьми начиная с 4-х лет. Мы проведем ее с вами. Итак, перед вами картинки, на которых изображены ситуации.
1. Первая картинка. Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи, где сядешь ты.
2. Вторая картинка.
3. Третья картинка. Размести за этим столом свою семью. (Нарисовать всех членов семьи).
4. Четвертая картинка. Размести на этой картинке себя е еще нескольких человек, скажи, что это за люди. Выполнение ситуаций
2. Семейные ситуации
Игра «Маскарад во все времена года»
Почему одни люди умеют подать себя гораздо лучше других? Почему одним удается быстро завоевывать ваше доверие и расположение, тогда как с другими вы чувствуете себя неуютно? В жизни нам приходится разыгрывать множество ролей, представляя миру различные имиджи в зависимости от того, с кем общаемся.
Прочитайте высказывание Шекспира.
Как вы его понимаете? Давайте представим себя в различных ролях и попробуем проиграть их.
Поиграем в игру «Маскарад во все времена года»
Распределяются роли «мамы», «папы», «бабушки», «дедушки», а также «детей» (младшего, среднего, старшего возрастов). Проигрывают ситуации, на подготовку каждой ситуации 3-5 минут.
Вывод: Как важно научиться замечать в повседневных мелочах то, что имеет реальный психологический смысл для каждого члена семьи. Не мало важно быть над ситуацией, не позволяя свои эмоциям управлять вашим поведением.
Участие в беседе
Участие в игре
3. Ребенок в семье
Эмоциональное общение
Значение эмоций для ребенка
Игра «Угадай эмоцию»
Общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов, Как наиболее эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
С помощью чего можно выражать эмоции?
Заранее приготовленные карточки с описанием той или иной эмоцией (радость, страх, обида, грусть, и т.д.). По очереди достает карточку и пытается изобразить доставшуюся эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.
Слушание и участие в беседе
Их можно выражать с помощью движений, мимики, пантомимики, интонации 4. Ребенок и родитель
Свой ребенок для каждого родителя уникален. Он не похож на других; и смеется, и играет он совершенно по особому. И для маленького ребенка его родители — совершенно особенные люди, его дом — это целый огромный мир. Комната и коридор кажутся ему громадными, полными чудес и приключений. В этом мире у него сначала есть только вы — близкие люди. Постепенно в его такой большой, но знакомый и понятный мир начинает входить: чужие дяди и тети, с которыми надо разговаривать, другие дети, с которыми можно играть, огромная улица с бегающими по ней собаками. Ваш малый очень легко может потеряться в этом мире, который с каждым днем становится для него все шире и шире. Чтобы понять его удержаться в нем, ребенку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом.
Так давайте поможем ему. Развить некоторые умения, которые пригодятся ему в общении. Больше всего возрастным интересам соответствует, игра. Выполнение мимической гимнастики Рассмотрим игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться, которые родители могут провести дома индивидуально со своим ребенком или вместе с его друзьями. Несколько общих правил, касающихся организации проведения игр.
Помните, что любая игра может быть направлена на формирование нескольких коммуникативных умений.
Не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр.
Используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20—25 минут.
Не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
Не надо заставлять его играть с вами, лучше уделите ему время, когда он сам о том попросит; чтобы ребенок легко и с удовольствием играл с вами, начинайте с самых простых упражнений, которые он легко сможет выполнить, в этом случае у малыша возникнет желание играть и добиваться успеха в более сложных играх.
Мимическая гимнастика.
Игра в парах Предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, и поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение определенного времени. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно — равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, нее тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться, Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться. Весело подмигнуть (вот я какой). Цель упражнений — изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики. Распределяются по парам, проигрывают игры, затем обсуждение игр. Игра Пиктограммы
Игра «Пиктограммы».
Игра представляет собой набор карточек с изображениями лиц людей, выражающих то или иное чувство.
Существует несколько вариантов игры.
2. Используются два набора пиктограмм. Играют двое, у каждого — по набору. Один называет настроение карточку с его «изображением» откладывает в сторону. Второй должен найти картинку с задуманной эмоцией в своем наборе пиктограмм. После этого две картинки сравниваются. Распределяются по парам, проигрывают игры, затем обсуждение игр. Игра Пиктограммы 2. Используется один набор пиктограмм. Рассматривают карточки, называют изображенное на каждой настроение. Затем все карточки разрезаются по середине «лица» (вдоль или поперек) и смешиваются. Задание — из половинок собрать целые карточки. Каждый ребенок собирает по одной картинке. Правильно подобранные части картинки скрепляются липкой лентой. Распределяются по парам, проигрывают игры, затем обсуждение игр. Игра Пиктограммы 3. Используются набор картинок с изображением животных, рыб, людей испытывающих разные чувства. Называют чувства, которые передает данное выражение лица, и рассказывают, в каких случаях они испытывают такие же. Распределяются по парам, проигрывают игры, затем обсуждение игр. Правила эмоционального общения с ребенком в семье
Секреты успешного взаимодействия с ребенком.
Безусловно, принимать его.
Активно «слушать» его переживания и потребности.
Проводить время вместе (читать, играть, заниматься).
Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
Помогать, когда просит.
Поддерживать успехи.
Делиться своими чувствами "(значит, доверять).
Конструктивно разрешать конфликту,
Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:
Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты…… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе.
Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, ноне ребенком в целом.
Можно осуждать его действия, но не чувства, какими бы «непозволительными» они не были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его. Коллективное составление правил эмоционального общения Релаксацион-ное упражнение «Ручеек»
Садимся в круг, берутся за руки, распределяются.
Мысленно представьте себе, что внутри каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. В каждом ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек маленький и очень озорной. Он не может усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем, мысленно представим себе, как чистая, прозрачная водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Мы мысленно передаем друг другу радость. Выполнение упражнения Итог Что нового вы узнали о культуре эмоционального общения? Для чего вам пригодятся эти знания? Какие игры понравились и почему? Общий вывод. Ответы на вопросы, выводы.
Анкета
1. Позволяете ли своимэмоциям управлять вашим поведением в родительской семье?
а) всегда;
б) редко;
в) часто.
2. Как вы оцениваетеэмоциональный климат в родительской семье?а) комфортный климат б) некомфортный климат
3. Как вы оцениваетекультуру эмоционального взаимоотношения в родительской семье?а) достаточно высоко б) достаточный уровень в) низкий уровень культуры
4. Какие особенностивзаимоотношений вы возьмете из родительской семьи в вашу семью?
5. Что вы хотели быизменить в эмоциональном взаимоотношении в родительской семье?
Анкета Эмоциональноеобщение с ребенком в семье
Данная анкета былапроведена перед проведением внеклассного воспитательного мероприятия с цельювыявления исходного уровня культуры эмоционального общения в семье, выявленияпроблем в общении, определения мероприятий направленных на устранение проблем,улучшению эмоционального общения в семье.
В результате обработкиполучили следующие данные: от 24 до 36 баллов получили 15%от общего числа учащихся принявших участие в анкетировании, что говорит озавышенном самомнении, невнимании к проблемам находящихся рядом людей,недостаточно развитом эмоциональном общении; от 23 до 14 – 30% студентов,свидетельствует о сдержанности в общении, неумении поддерживать эмоциональныйконтакт, отсутствие заинтересованности в общении; 13 и менее баллов 55% от общегочисла респондентов – имеются противоречия в поведении при общении, но в целомэмоциональные проявления адекватны ситуации.
Исходя из полученныхданных, сделали следующие выводы:
1. вгруппе преобладающий уровень вербального общения,
2. отсутствиедостаточных коммуникативных умений,
3. эмоциональныепроявления в общении низкие,
4. отмечаетсяманипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника, приэтом используются разные приемы.
Анкета Эмоциональноеобщение в семье
После проведения внеклассноговоспитательного мероприятия было проведено диагностирование учащихся с цельювыявления эффективности проведенного мероприятия. 35% учащихся отметиликомфортный эмоциональный климат в семье, 65% — некомфортный, и смогли уточнитьданное понятие. 55% смогли определить составляющие (на их взгляд) эмоциональнойкультуры в семье и оценили его достаточным уровнем, 10% оценили как низкий, 35%- высокий уровень.
Исходя из полученныхрезультатов, выяснили, что учащиеся получилипредставления о разнообразии проявления эмоций, их видах, особенностяхмимических и пантомимических проявлениях каждого вида, ценность каждого. Такжестудентами отмечалась актуальность данных умений и знаний в практикевоспитателя и родителя. Высказывались предложения, что эти игры и упражнения содинаковым успехом могут использоваться, как в семье, так и в детском саду. Такимобразом, можно сделать вывод, что цели и задачи мероприятия достигнуты.
Изучениепсихологического климата коллектива
Критериемвзаимоотношенийв коллективе является его социально-психологический климат — совокупностьотношений членов группы:
1)к условиям и характеру совместной деятельности;
2)к членам коллектива;
3)к руководителю коллектива.
Процедура опроса.Участникамобследования объясняется смысл процедуры, зачитывается инструкция, даютсянеобходимые пояснения. Каждому участнику дается для заполнения таблица длязаполнения с подробной инструкцией математическийурок педагогический зачетный
Обработкирезультатов.
1)сложить опенки левой стороны во всех вопросах — сумма А;
2)сложить оценки правой стороны во всех вопросах • сумма В;
3)найти разницу С =А- В;
4)если С=0 или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженныйнеблагополучный климат с точки зрения индивида;
5)если С более 25, то психологический климат благоприятен: 6) Если С менее 25. токлимат неустойчиво благоприятен;
7)рассчитывают средне групповую оценку психологического климата по формуле: С = ∑Сi/N, где N — число членов группы;
8)рассчитать процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный по формуле: n(Сi-)/ N- 100%, где n(Сi-)- количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, N — число членов группы.
Опросныйлист
Инструкция:Оцените,пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологическогоклимата в вашей группе, выставив ту оценку,которая, по вашему мнению, соответствует истине.
Оценки:
3- свойство проявляется в группе всегда;
2- свойство проявляется в большинстве случаев;
1- свойство проявляется нередко;
0- проявляется в одинаковой степени то и другое свойство.
Таблица№ Свойства психологического климата А Оценка Свойства психологического климата В 1 Преобладает добрый, жизнерадостный тон настроения. 3210123 Преобладает подавленное настроение Доброжелательность в отношения, симпатии 3210123 Конфликтность в отношениях, антипатии 3 В отношениях между группировками внутри Вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание 3210123 Группировки конфликтуют между собой 4 Членам Вашей группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности 3210123 Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности 5
Успехи или неудачи одноклассников вызывают сопереживание,
искреннее участие всех членов группы 3210123 Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство 6 Одноклассники с уважением относятся к мнению других 3210123 Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей 7 Достижения и неудачи группы переживаются как свои собственные 3210123 Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов 8 В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного» 3210123 В трудные дни группа «раскисает» растерянность, ссоры, взаимные обвинения 9 Чувство гордости за группу, если её отмечают 3210123
К похвалам и поощрениям
группа относится равнодушно 10 Группа активна, полна энергии 3210123 Группа инертна, пассивна И Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе 3210123 Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность 12 В группе существует справедливое отношение ко всем членам поддерживают слабых, вступаю" в защиту 3210123 Группа заметно разделяется на сильных и слабых, на привилегированных и пренебрегаемых, пренебрежительное отношение к слабым 13 Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно 3210123 Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
Тема: Формирование удетей младшей и средней группы представлений о величине предметов (на сенсорнойоснове)
Цель:Познакомить с методикой формирования представлений о величине у детей в детскомсаду в младшей и средней группах.
Задачи:
1. познакомить сособенностями формирования представлений о величине и методикой обучения вмладшей и средней группах детского сада;
2. развиватьпознавательную активность, посредством участия в беседе и ответов на вопросы;
3. воспитывать интереск методике математического развития дошкольников.
Материалы иоборудование: диск с презентацией, ноутбук,графопроектор, доска, две бумажные полоски разной длины разного цвета, двеполоски разной длины одинакового цвета, два брусочка разной длины, три елочкиразной высоты, карандаши разной длины, три-четыре матрешки разной высоты.
Тип урока: изучениенового материала.
План лекции
1. Общее понятие овеличине предметов.
2. Особенности развитияпредставлений младших и средних дошкольников о величине предметов (на сенсорнойоснове).
3. Методикаформирования представлений о величине предметов у детей младшего и среднегодошкольного возраста в детском саду.