Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Северодвинский филиал
Факультет педагогики и психологии
Специальность 050703 – Дошкольная педагогика и психология
Особенности отражения впечатлений от окружающей
действительности в рисовании детьми дошкольного возраста
как психолого-педагогическая проблема
Курсовая работа
студентки 3 курса 313 группы
Меткевич Светлана Николаевна
Научный руководитель –
Доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии
Горбова Ольга Вадимовна
Северодвинск
2011
Оглавление
Введение ………………………………………………………………...……….3
Глава 1.
Теоретические основы проблемы отражения впечатлений от окружающей действительности в рисовании детьми детей дошкольного возраста
1.1. Изобразительная деятельность как способ отражения окружающей действительности ………………………………………….…………..… 6
1.2. Рисование как вид изобразительной деятельности и способ отражения впечатлений от окружающей действительности ………………………………………………………………………...…...11
1.3. Особенности содержания детских рисунков и особенности изобразительных умений детей дошкольного возраста……………………………………………………………...……20
Выводы по главе 1 …………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………….…26
Введение
Тему нашей работы: «Особенности отражения впечатлений от окружающей действительности в рисовании детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема» — мы выбрали потому что считаем ее актуальной, так как проблема отражения своих впечатлений детьми дошкольного возраста именно в изобразительном творчестве приобретает все большее значение в настоящие время.
Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Исследователи детского изобразительного творчества (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Е. И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т. Г. Казакова, Л. В. Компанцева и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отображать эту действительность.
Ребенок познает окружающую действительность на протяжении всего дошкольного детства.
Изобразительная деятельность является уникальным средством отражения впечатлений окружающей действительности и впечатлений от нее. К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка. На занятиях изодеятельностью осуществляются задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности; нравственное воспитание; формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.
Ребенок, пытаясь передать свои чувства, впечатления, эмоции может использовать весь арсенал доступных ему средств и материалов – краски, карандаши, пластилин и др. Задача дошкольного учреждения – снабдить групповую комнату арсеналом средств отражения действительности и впечатлений от нее. Дать возможность детям заниматься деятельностью содержание и мотив, которой всегда связан с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему недоступно. Эта деятельность является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра, запоминания и др. Малыш отражает в ней приобретенные впечатления.
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Предметом познавательного интереса является стремление человека проникать во всё многообразие окружающего мира, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи и закономерности.
Следует целенаправленно обучать ребенка пользоваться доступными средствами отражения действительности, насыщать впечатлениями, чтобы сформировать изобразительные и технические умения, дать возможность малышу грамотно и выразительно выражать свои идеи в лепке, аппликации или рисовании, а так же самостоятельно подбирать средства материалы в своей деятельности.
Ведущее место в обучении детей изобразительному искусству в детском саду занимает рисование. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Именно в рисунке у ребенка есть возможность передать формы, цвета, особенности предметов и явлений. В связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием. В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в придумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.
Объектом исследования данной курсовой работы является изобразительная деятельность как способ отражения впечатлений от окружающей действительности.
Предметом изучения являются особенности содержания и тематики детских рисунков детей дошкольного возраста.
Целью работы служит изучение содержания и способов отражения впечатлений от окружающей действительности детьми дошкольного возраста на материале психолого-педагогического исследования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Изучить особенности изобразительной деятельности как способа отражения окружающей действительности детьми дошкольного возраста;
Отразить специфику рисования как вида изобразительной деятельности;
Изучить изобразительные умения и навыки детей дошкольного возраста;
Выявить особенности содержания и тематики рисунков детей дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, одной главы, вывода и библиографии.
1.1. Изобразительная деятельность как способ отражения окружающей действительности
Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация иконструирование.
Рисование – это искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы.
Лепка — это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.
Аппликация
– это способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.
Конструирование — это творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства.
Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
У каждого из детей свои предпочтения и интересы. Каждый что-то лучше знает и что-то в особенности любит и хочет изобразить в творческой деятельности. Возникновение такого желания и его реализация имеют большое значение для общего развития ребенка и развития его способностей в изобразительной деятельности. Поэтому, чтобы не погубить, а сохранить и взрастить юные дарования, надо создать в группе все необходимые условия для самостоятельной деятельности малышей.
Кроме того, от организации самостоятельной деятельности детей во многом зависит эффективность их обучения на занятиях. Ведь для развития ребенка необходимо, чтобы он не только успешно выполнял задания, но и переносил то, чему научился на занятиях, в свою самостоятельную деятельность.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться. Пытаясь изобразить увиденное, малыш рисует, лепит, вырезает, наклеивает, что-то конструирует.
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи, восприятием, памятью, мышлением, воображением, фантазии, а так же и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Содержанием детского творчества является отражение современной действительности, а в связи с этим забота о приобщении ребенка к окружающей жизни; понимание значения искусства в воспитательных целях и использования его в работе с детьми; обоснование утверждения о том, что творческие способности ребенка могут успешно развиваться только под влиянием целенаправленного педагогического воздействия. Это отражение является не простым фотографированием явлений: ребенок учится перерабатывать воспринятое в своем сознании, отбирать наиболее существенное, характерное, типичное и обобщает, создавая художественный образ.
Е. А. Флериной были разработаны основные приемы обучения изобразительной деятельности: наблюдение предметов и явлений, рассматривание образца, показ приемов изображения и техники работы.
«Детское изобразительное творчество, — писала Е.А. Флерина, — мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства».
В. С. Мухина рассматривает изобразительную деятельность как форму усвоения социального опыта. Дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни. Конечно, уровень развития навыков изобразительной деятельности не дает дошкольникам возможности адекватно отражать наблюдаемое. Однако дети компенсируют свои неумения эмоциональным рассказом о содержании своих рисунков, действиями. Сам процесс рисования (лепки или др.) у дошкольника часто сопровождается выражением отношения к отображаемому. Он как бы соединяет рисование с игрой.
Р. И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин игра-рисование, обозначив им такое состояние ребенка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает.
Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
Таким образом изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. От того, как ребенок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будут зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь и т. д.
Отношение к чему-либо всегда характеризуется эмоциональным состоянием. К. С. Станиславский говорил о необходимости для творческой деятельности актера иметь эмоциональную память, с тем, чтобы в нужный момент вызвать соответствующие чувства. Актер выразит их интонацией, словами, жестами. Мастерство художника-живописца, скульптора будет заключаться в том, чтобы благодаря многогранному использованию изобразительных средств созданный образ волновал, воспитывал зрителей.
Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование, даже без какого либо вмешательства взрослого – мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию, отражение впечатлений от окружающего и обеспечивает путь для проявления чувств, в том числе посредством цвета. Нет детей, которые бы не любили рисовать, экспериментировать с красками.
Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В то же время художественный образ дается в виде индивидуального конкретного изображения. Ребенок не просто изучает и отражает мир: в образ он вкладывает свои эмоции, чувства, благодаря чему этот образ может волновать и других людей. Важно научить малыша не только самому понять и прочувствовать сущность предмета или явления, но и изобразить затем их так, чтобы они были правильно поняты зрителями, вызвали те же чувства, то же отношение, которые испытывал художник: в этом заключается общественная ценность произведений искусства.
Таким образом, изобразительная деятельность предполагает наличие достаточно большого запаса жизненных впечатлений. Высокая культура восприятия делает творчество ребенка правдивым и убедительным, позволяет ему реалистически передать в художественных образах явления окружающего мира.
Опыт ребенка дошкольника постепенно расширяется в процессе всей воспитательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях, при восприятии радио- и телепередач. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно, чтобы воспитатель учитывал их на занятиях лепкой, рисованием ит.д. Накопление впечатлений об окружающем мире является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности. Роль полученных таким образом представлений особенно велика в старших группах, незначительно увеличивается количество занятий по замыслу детей и расширяется тематика их работ.
Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок создает не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его творение что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
Значение занятий по изобразительной деятельности для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу и т.п.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Достижения науки и практики в области теории и методики эстетического воспитания привели к созданию системы эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. Это было сделано коллективом авторов (Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Н. С. Карпинской, В. А. Езикеевой, И. Л. Дзержинской, Т. Г. Казаковой), подготовивших книгу «Система эстетического воспитания в детском саду». В ней рассматриваются основные теоретические вопросы эстетического воспитания в детском саду, раскрываются программа, методы и содержание художественного воспитания и обучения на занятиях различными видами искусства.
Кроме исследований, охватывающих широкие проблемы творчества детей в различных видах изобразительной деятельности, в 60—70-е гг. усиленно разрабатываются отдельные вопросы методики: Т. С. Комаровой изучался вопрос о формировании графических умений в рисовании; Р. Г. Казаковой — об особенностях рисования с натуры детьми старшего дошкольного возраста и методах руководства им; Л. В. Компанцевой — о влиянии поэтических образов природы на творчество в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Рисование как вид изобразительной деятельности и способ отражения впечатлений от окружающей действительности
Рисование — это самый доступный вид художественного творчества для детей. Кроме того это самый первый вид, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.
Н. П. Сакулина в своих работах отмечает: «Рисование, которым ребенок так рано овладевает, оказывает влияние на формирование личных сторон личности. Поскольку сущность рисования включается в изображении предметов и явлений реального мира, велико его значение для умственного развития.… В рисовании таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок познает такие качества предметов и явлений, как стройность формы, гармоничность красок, целесообразность строения и т. д. Эти свойства — элементы прекрасного. Они придают изображению выразительность, а процессу изображения — эмоциональную насыщенность.
Для рисования специфична образная форма отражения, позволяет развивать у ребенка художественно-творческие способности, которые можно применять в различных областях жизни»
Рисование – это вид изобразительной деятельности, один из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: карандаши и бумагу, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.
Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Рисование как вид изобразительной деятельности имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке, то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.
Вместе с тем, рисование имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Оно позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире, так же является важнейшим средством эстетического воспитания.
Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. Это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь. Но воздействие на душу и ум состоит не только в этом. Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе.
Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.
В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимыми условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессами памяти происходит запоминание, узнавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.
Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению. Осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка.
О значении рисования для умственного развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Специфика рисования состоит в том, что, это вид художественной деятельности, предполагающий передачу личного отношения к окружающей действительности.
Рисование как вид изобразительной деятельности должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
Занятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду во всех возрастных группах от 2 до 4 раз в неделю.
Содержание занятий планируется воспитателем в соответствии с требованиями программы для данного возраста и с учетом знаний и изобразительных умений, которые имеются у детей.
Рисованием как художественной деятельностью при взаимодействии со взрослым дети овладевают рано. Учитывая преобразующий характер рисования, важно обеспечить творческую направленность деятельности. Важной на данном этапе становится задача – найти пути эффективного педагогического взаимодействия с ребенком, способствующего развитию самостоятельности и обеспечивающего творческую направленность в рисовании.
Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.
Большую роль в решении этих вопросов сыграла Е. А. Флерина. Ею разработаны основы методики изобразительной деятельности. В работе «Детский рисунок» (1924 г.) она устанавливает принципы, лежащие в основе руководства детским творчеством,— широкое эстетическое воспитание: развитие наблюдательности, чувства цвета, ритма. Ею была начата экспериментальная разработка методики обучения детей рисованию. В конце 20-х гг. началась разработка некоторых программных документов для работников детских садов.
В изобразительной деятельности по мере взросления ребенка замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. У них появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности, они получают возможность для полного и разностороннего отражения явлений окружающей действительности, активно выражая свое отношение к ним.
В возрасте окологода начинается период каракулей. Малышу нравится оставлять след на бумаге.
В1-2 года ребенок уже может управлять своей рукой и следить за результатом. Он начинает повторять «следы», может исписать ни один лист похожими каракулями.
В2-2,5 года ребенок обнаруживает, что у листа есть границы, теперь нарисованное им не выходит за край бумаги.
С3 лет ребенок начинает выражать в процессе рисования свои эмоции, с помощью закорючек, точек, линий он может рассказать целую историю, появляется замысел. Рисунки еще примитивны, чаще всего изображается один предмет или объект. Ребенок при изображении чего-либо сосредоточен на отдельных частях, а не предмете в целом. Главное, чтобы мог объяснить, что же он изобразил. Замысел может легко меняться, т.е. начав рисовать машину, в конце ребенок заявляет, что это дом. Чаще всего в этом возрасте дети рисуют: дом, человека, кошку, собаку, машину и т.д. В основном изображаются простые геометрические фигуры, но уже могут появляться глаза у человека, окно в доме, труба, лучики у солнца, хоть они и могут быть нарисованы не там, где «должны быть».
4-5 летний ребенок больше внимания уделяет деталям. Особенности изображения – нет объема (рука изображается в виде палочки), несоответствие величины, но уже появляется сюжет.
В5-6 лет в рисунках прослеживается сюжет. Ребенок стремиться нарисовать предмет так, чтобы он был узнаваемым окружающим, начинает пользоваться общими шаблонами (самые распространенные — изображение домика, солнышко в углу листа), следить за соответствием цвета (солнышко должно быть желтым, травка зеленая и тд). Ребенок начинает учитывать пропорции, пытаться отобразить объем, движение. Рисунки часто исправляются или начинаются заново.
В возрасте 6-7 лет ребенок любит рисовать окружающую его действительность, начинает создавать собственные истории, стремиться предать настроение, движение, объем, особенности одежды. Фигуры на листе уже не выстраиваются в ряд, как раньше, кто-то находится ближе, кто-то дальше, выше, ниже. Рисунок уже не напоминает схему – это картина.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью.
Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними.
Карандаш — твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда — обратно).
Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.
Кисть — мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой.
Сходство карандаша и кисти по назначению (и тем и другим рисуют), по способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому действиям с ними, как специфически орудийными, детей надо учить.
Анализ широкой практики показывает, что часто отдается предпочтение то одному, то другому материалу. В том случае, когда отработке техники рисования одним инструментам уделяется больше внимания, а другим — меньше дети переносят лучше усвоенные приемы работы одним из инструментов на другой, не учитывая их специфики. Закрашивая рисунок, дети часто водят кистью туда — обратно, не отрывая ее от бумаги, как при закрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах, где светлее, где темнее, и в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними. Такое обучение положительно влияет на выработку навыков рисования этими инструментами, на качество изображения, на выразительную сторону рисунков. Гуашь — кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка.
Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти).
Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить л для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.
В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4—6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть.
Детей старшей и подготовительной групп нужно учить работать и акварелью. Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. Делается это на палитре. На ней же и смешиваются краски, если нужно получить какой-то новый цвет, которого нет в наборе.
Давая детям акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, т. к. иначе краска остается на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею.
Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет. В акварели он зависит от того, сколько воды добавлено в краску, а не постоянен, как в приготовленной к занятию гуаши.
Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу — иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивыми.
Необходимо овладеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола дерева) Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх. Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, чтобы не загрязнять краски. Поэтому необходимо заранее приготовить воду. Лучше всего использовать пол-литровые стеклянные банки: в них вмещается много воды, и не потребуется частая смена ее во время работы; кроме того, если вода загрязняется, это легко заметить и сменить ее. Нужны также тряпочки, чтобы осушить кисть после промывания и проверить, чисто ли она вымыта и можно ли набирать краску другого цвета. Для кистей следует иметь подставки. Ни во время рисования, ни после не нужно оставлять кисти в банке с водой: мягкий ворс быстро меняет форму, и рисовать кистью становится трудно. По окончании занятия сразу же следует собрать кисти, прополоскать их в чистой воде и, убедившись в том, что они хорошо промыты, поставить ворсом вверх для просыхания. В подготовительной группе эту работу можно поручить детям. Если кисти промыты плохо, то у основания ворса остается засохшая краска, которая при последующем пользовании кистью загрязняет новую краску.
В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп — одного, лучше всего среднего размера, с 10 по 14 номер; для детей подготовительной группы — двух размеров: маленькие (2—6 номера) и большие (12—16 номера).
Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т. п.) можно использовать флейц (кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти).
Для рисования хороши и фломастеры. Использовать их можно начинать уже в младших группах: фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать им легко — стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким. Фломастеры должны использоваться наряду с другими материалами, но в первой младшей группе лучше вначале дать детям фломастер, так как слабая ручка малыша не может нажать на карандаш, чтобы получить отчетливый след. Постепенно, когда рука немного окрепнет, привыкнет к нужной хватке инструмента, можно предложить для рисования карандаш.
Так как фломастеры дают несколько едкий цвет и при рисовании ими нельзя получать оттенки, применять их в изобразительной деятельности старших детей нецелесообразно.
Очень интересный материал для рисования — цветные восковые мелки — короткие восковые палочки 10 цветов в небольших картонных коробочках. Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию. Их можно использовать и для декоративных, и для сюжетных рисунков. Держать палочку-мелок нужно тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть, как рисует конец мелка. Не следует сжимать его пальцами и сильно надавливать на него при рисовании: согреваясь в руке, мелок ломается.
Восковые мелки можно использовать в старшей и подготовительной группах. Однако существует опыт обучения рисованию цветными мелками и в средней группе. Давая детям цветные восковые мелки, следует обратить их внимание на то, что при закрашивании рисунка нельзя добиваться сплошного цвета, так-так мелок ложится на бумагу фактурно.
Акварель не растворяет мелки, и затеков не происходит. Сочетание угольного карандаша, сангины и белой гуаши при рисовании зимнего леса позволяет передать цветовой контраст (темные силуэты деревьев на фоне белого снега), шероховатую фактуру деревьев. Сочетание красок и простого карандаша дает возможность выразительно решить, например, такую тему: «Дождь идет в городе».
Для рисования идеальным рабочим местом являются мольберт и специальный пюпитр. Пюпитр должен быть складным. Откидные ножки крепятся на петлях. Внизу у него должна быть прибита рейка с закрепкой, которая служит полочкой для изобразительных материалов, В сложенном виде пюпитр занимает очень мало места. Простота конструкции позволяет детям устанавливать его самостоятельно. Задача воспитателя будет состоять только в том, чтобы помогать им закрепить лист бумаги. Для индивидуальной работы с детьми достаточно иметь в группе 2-3 мольберта или пюпитра.
Для рисования можно также использовать навесные настенные планшеты, устанавливать валики с рулонами бумаги. Хороший эффект дают обычные школьные доски, на которых дети рисуют мелом.
Для рисования на участке можно использовать:
— школьные мелки для рисования на асфальте и на линолеумной доске, установленной на веранде;
— заостренные палочки для рисования на влажной земле, снегу, песке.
В начале учебного года необходимо провести с детьми работу по знакомству с местом хранения изобразительных материалов и научить детей по мере необходимости самостоятельно пользоваться ими.
Следует подходить к вопросу формирования техники рисования в более широком плане, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло ребенку изображать окружающий мир во всем его многообразии. Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Правильное развитие мелкой моторики у детей учит ребят приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую – с просветами). Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.
Здесь важная роль воспитателя для развития ребенка состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски – гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.). Овладение техникой рисования развивает моторику детей, позволяет им свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки! Ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего, на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.
Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумением видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей.
Известный советский психолог Б. М. Теплов отмечает особый характер восприятий, связанных с последующим изображением: «В изобразительном искусстве задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей… Решая задачу изобразить увиденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи». Поэтому художественное воспитание всегда связано с воспитанием способности наблюдать.
Впечатления, полученные в результате организованного процесса восприятия, позволяют создать на занятиях условия, благоприятные для продуктивного творчества. Воспитатель знакомит детей с особенностями работы художника, который, прежде чем изобразить объект, внимательно его изучает. Педагог активизирует процесс восприятия-созерцания, сопоставляя и сравнивая образы изображенные с образами реальными. Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребенка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектами. Подобранный зрительный ряд должен направлять внимание детей на восприятие обычных, непривычных и малозаметных явлений и объектов. Очень важна установка на заинтересованное рассматривание объекта. Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями дошкольников.
Е. А. Флерина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова установили, что в рисовании ребенку дошкольного возраста доступно изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков — цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т. п.). Ребенок может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики). При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными свойствами и качествам предметов, в том числе и с цветом. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
1.3. Особенности содержания детских рисунков и особенности изобразительных умений детей дошкольного возраста
Детское изобразительное творчество – это мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их и они стремятся изобразить его в рисовании.
Детское рисование рассматривалось в течение многих лет его изучения как явление, независимое от общественной формации, социального строя, системы воспитания и образования. Изучение собранных рисунков детей разных стран позволило сделать вывод, что любая тенденция в изобразительной деятельности ребенка возникает не спонтанно, а привита воспитанием. Анализируя рисунки и материалы обсуждения рисунков детей в разные периоды истории нашей страны (дореволюционные годы, послереволюционные годы, годы Отечественной войны, период 50-70-х годов), можно утверждать, что дети в содержании своих рисунков отражают события, которые происходят в их время и являются общественно значимыми.
Об этом свидетельствуют реалистические тенденции в рисунках советских, бельгийских, болгарских, венгерских и монгольских детей. Об этом же свидетельствуют и рисунки японских детей, которые направлены не только на отображение предметного мира, но и на отображение мира субъективных переживании. Ребенок рано присваивает типические национальные ценности и отражает их в своих рисунках. Это особенно отчетливо выявляется, когда мы имеем возможность сопоставить рисунки детей разных стран. Среди рисунков маленьких японцев можно найти такие изображения, как «Моя душа после драки», «Мой страшный сон», «Сердце, полное любви, новых надежд и стремлений» и т.п. В рисунках польских детей — абстракционистские тенденции. Там, где насаждаются формалистические тенденции, ребенок начинает поддаваться их влиянию, и из-под его руки выходят многочисленные «живописные композиции», которые представляют собой в основном неорганизованные сочетания цветов и комбинации форм. Детские рисунки отражают социально-психологические установки нации по отношению к окружающей действительности и человеческим ценностям.
Вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Содержание рисунков детей, не обучавшихся рисованию, зависит скорее от случая, чем от желаний самого ребенка изобразить тот или иной объект. У детей раннего возраста появляются многочисленные «иголки», «палки», «птички», «книжные полки».
Совсем другое содержание рисунков у детей, которых хотя и не обучали систематически, но показывали способы изображения некоторых объектов.
Что касается малышей, посещающих детский сад, то содержание их рисунков в большой мере соответствует программе. Поэтому в основное содержание первых рисунков этих детей входят: ленточки, дорожки, забор солнышко, шарик, баранка, снеговик, цветок, елка и др.
В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющая иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.
Таким образом, у ребенка изначально нет постоянного художественного метода: он делает попытки к рисованию, которые можно причислить к реалистическому, абстракционистскому и ко всякому другому художественному направлению, которые были, есть и будут. Однако довольно скоро ребенок овладевает сложившимися в данной культуре способами изображения, и разлитые общечеловеческие тенденции, которые отражены в первых рисунках ребенка, выбирают себе русло определенной культуры. Познание конвенций, господствующих в культуре, может привести как к реалистическому способу изображения, так и к символическому или абстрактному.
Рисунки ребенка определяют, во-первых, силу памяти на формы; во-вторых, размеры круга интересов ребенка на различных ступенях его развития. При этом надо принимать во внимание, что неумение рисовать препятствует полному изображению картины памяти; поэтому детский рисунок может проявить только весьма шаткую величину верности воспоминаний. Если, например, ребенок нарисует лошадь с числом ног большим, чем 4, то мы можем заключить, что в данном случае он имеет неопределенное представление только о множественности ног. Но если ребенок изобразит эти ноги в виде черточек, то, ни в коем случае нельзя заключить, что картина его памяти подобна этой схем; в данном случае ребенок обращается с подобным рисунком так же, как с объектом, служащим ему игрушкой. В то же время несовершенный рисунок бывает окружен бледными и отрывочными картинами воспоминаний о предметах, которые могут возбуждать то же чувство, что и сам рисунок, хотя ребенок никогда не смешивает свой рисунок с действительностью.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане.
Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания.
В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личной ценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии. Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если ребенок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвертой стадии — правильных изображений.
Философы, историки и искусствоведы стремятся через детские рисунки заглянуть в истоки творческой художественной деятельности человека, подтвердить при помощи их анализа те или иные эстетические концепции или взгляды в области истории искусства. Педагоги обсуждают проблемы руководства детским рисованием, ищут пути обучения рисованию, способствующие художественному развитию детей. Биологи, проводя сравнительные исследования детского рисования и начатков графической деятельности высших обезьян, пытаются использовать их как один из каналов информации о биологическом родстве и различии животных и человека. Но, пожалуй, наибольший интерес детское рисование вызывает у представителей психологической науки в качестве пути, позволяющего проникнуть в тайники детской психики, в своеобразие внутреннего мира ребенка.
Начатое в 80-х годах XIX века изучение детского рисования приобрело широкий размах в конце XIX и: особенно в первой трети XX века. В этот период вышли работы В. Прейера, К. Лампрехта, Г. Кершенштейнера, Э. Меймана, В. Кретча, Г. Гартлауба, В. Штерна, К Бюлера, X. Энг, Г. Фольккельта, О. Краутера в Германии, К. Риччи в Италии, Ж. Люке во Франции, М. Шинн в Америке, С. Шумана в Польше и ряда других авторов. В России одним из зачинателей изучения детского рисунка был В.М. Бехтерев. В советское время наиболее значительными явились исследования С.А. Левитина, Н.А. Рыбникова, Ф.И. Шмита, Ю.Н. Болдырева, А.В. Бакушинского, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского.
В рассматриваемый период сложилась традиционная проблематика изучения детского рисунка, было собрано большое количество фактического материала, выделены отличительные особенности детских рисунков, охарактеризованы направление и основные стадии развития рисования у ребенка. Определенную интерпретацию получили мотивация детского рисования, причины, обусловливающие специфику рисунков на разных этапах детства, движущие силы развития рисования. Однако ни по одной из этих кардинальных проблем не было достигнуто единой точки зрения, они остались остро дискуссионными, требующими дальнейших исследований.
Последующие годы знаменуются некоторым снижением интереса к детскому рисунку, уменьшением количества посвященных ему работ. В последние два десятилетия можно отметить работы таких зарубежных авторов, как Р. Заззо и М. Дебьенн во Франции; Р. Арнхейм, Д. Моррис и Г. Рид в Англии, Э. Монтовани в Италии; Р. Келлог в Америке; Нория Идэ, Сейсаку Уэно, Гендзеро Мита, Горо Судзуки в Японии; А. Трояновска и А. Лигоцки в Польше, Большое влияние на понимание детского рисования оказала интерпретация его развития, предложенная крупнейшим швейцарским психологом Ж.Пиаже.
В. С. Мухина полагает, что рассмотрение детских рисунков с точки зрения какого-либо одного из этих направлений не может привести к истинному пониманию природы детского изобразительного творчества. Детское рисование невозможно объяснить, исходя исключительно из одной идеи. Односторонний теоретический подход к детским рисункам отражается на их интерпретации. В своей книге “Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта” В. С. Мухина природу детского рисования объясняет с точки зрения сложившейся в советской детской психологии теории марксистского положения о социальном наследовании психологических свойств и способностей, о присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством.
Л. С. Выготский подчеркивает особенность графической формы детских изображений, свидетельствующих, по его мнению, о том, что “ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает”, не считаясь с действительным видом предметов.
Противоречивые высказывания предоставляли Е. А. Флерина, Е. И. Игнатьев, считая, что ребенок мало способен к абстракции и его изображения отражают подлинную реальность.
Таким образом, анализ содержания детских рисунков дает основание полагать, что индивидуальные ориентации ребенка обусловлены различными психологическими и педагогическими воздействиями и его личным опытом; ребенок выделяет наиболее значимое для себя и делает это предметом содержания рисунка.
Выводы по главе 1
Чтобы дети на протяжении дошкольного возраста отражали свои впечатления от окружающей действительности в рисовании необходимо постоянно насыщать жизнь ребенка впечатлениями. Взрослые должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте. Необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, отражать увиденное, придумывать новые сюжеты.
Работа детских садов по отражению впечатлений от окружающей действительности в рисовании в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию и отражению впечатлений. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием с целью научить ребенка отражать впечатления в творческой деятельности и в этом случае обучение затруднено. Процесс обучения в детской саду должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Список использованной литературы
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 1961.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М., 2004.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие. – М.: Академия, 1998 – с. 21-26
Комарова, Т.С. Предшкольная подготовка детей в процессе изобразительной деятельности /Т.С.Комарова. М., 2006. № 6.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 2-е издание. –М., 1981
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1991. 35 с.
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М., 2000.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: «Мнемозина», 1995.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М, 1983.
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. — М., 2006.
Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1996. – с. 8-27
Доронова Т.Н. Занятия по изобразительной деятельности// Дошкольное воспитание, — 2001.-№3
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
Капустина Р. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию. //Дошкольное воспитание. – 1986. — №10
Лабунская Г. В., Изобразительное творчество детей, М., 1965.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., 1979.
Сакулина Н.П. О детском рисунке. М., 1997.
Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова — М., 1982.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.,1981.Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977.
Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е.А. Флерина — М., 1956.
Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961. Шанченко Л. Как рождается творчество: изобразительная деятельность в детском саду / Л. Шанченко // Пралеска. — № 1. – 2003. – с. 41-42.
Михайлова А. Рисование дошкольников: процесс или результат? //Дошкольное воспитание. – 1994. — № 4.
Обучение детей рисованию: Пособие для воспитателей детских садов. /Под ред. С.В. Парафеевой. – М.: Просвещение, 1972.