Оглавление
Введение
1. Занятия как формаобучения в детском саду
2 Характерныеособенности и структура занятий
3. Классификация занятий
4. Нетрадиционные формызанятий
5. Особенностиорганизации и проведения занятий в разных возрастных группах
6. Подготовка воспитателяк занятию
7. Анализ передовогопедагогического опыта
8. Педагогические выводы
Список используемойлитературы
Введение
Содержаниеразвивающей функции обучения представляет собой развитие и формированиепознавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов,операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса,способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обученияобеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечиваетпознавательные и интеллектуальные возможности ребенка.
Воспитание,обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду исемье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра исвязанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Значительноеместо в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачупедагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведетк обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированиюу него самостоятельности, способности к совместной координированнойдеятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, чтосодержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенкапреимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведениязанятий – прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная формаобщения, дисциплинарные формы воздействия – сочетается с формальными оценками.Достижения ребенка оцениваются исходя из групповых стандартов.
1.Занятиякак форма обучения
Ведущейформой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.
Использованиезанятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский.
Ян АмосКоменскийв педагогическом труде«Великая дидактика» действительноохарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучениявсех всему», разработал правила организации школы (понятия – школьный год,четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы,обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках. Кроме того, он однимиз первых выдвинул идею о том, что начало планомерного воспитания и обучениялежит в дошкольном возрасте, разработал содержание обучения детей дошкольноговозраста и изложил их в педагогическом труде «Материнская школа».
К.Д. Ушинскийпсихологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей назанятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделитьсерьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение – это труд». Поэтомузадачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитиеумственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара словадетей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединстваобучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, была поднятапроблема существования различий между обучением детей на занятиях в детскомсаду и на уроках в начальной школе.
А.П. Усоваразработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье,раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровняхзнаний, которыми могут овладеть дети.
К первомууровню она отнесла элементарные знания, которые дети приобретают в процессеигр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими людьми; ко второму,более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможнотолько в процессе целенаправленного обучения. При этом А.П. Усова выделилатри уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей,умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное,осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первогоуровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, подвлиянием целенаправленного и систематического обучения.
Систематическоеобучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьмидошкольного возраста.
Напротяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практикидошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое вниманиезанятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.
Современнаядошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, ониоказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивномуинтеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению вшколе.
Внастоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах:расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форминтеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процессобучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можнонаблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям сподгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения:индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоениизнаний и практических навыков.
Просматриваетсяеще одна важная тенденция – построение систем занятий в каждой области, скоторой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий,органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, – это оптимальныйпуть, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитиедошкольников.
Формаорганизации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых,которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
Традиционновыделяются следующие формы организации обучения:
индивидуальная,групповая, фронтальная
Использоватьданные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневнойжизни. В ДОУ может быть выделено специальное время в процессе проведениярежимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержаниемобучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая,трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры,которые могут быть источником и средством обучения.
2. Характерные особенности и структура занятий
Обучение назанятиях независимо от формы его организации отличается прежде всегопрограммностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно бытьреализовано в ходе занятия.
Занятияимеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обученияи спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятиивыделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием иметодикой, а именно:
начало, ходзанятия (процесс) и окончание.
Началозанятия предполагаетнепосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание напредстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующийэмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показаспособов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действоватьсамому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатамстремиться.
Ход (процесс)занятия – это самостоятельнаяумственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знанийи умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемыи обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпомвосприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детямнеобходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполненииучебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.
Минимальнаяпомощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеютанализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. Вслучае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания,направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать,попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.
Педагогдолжен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат,свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.
Окончаниезанятия посвящено подведению итогови оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученногорезультата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, отсложности учебной задачи.
Взависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждойчасти занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретныерекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятияпедагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач,проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
В структурезанятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений.Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей назанятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни ив ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научныхметодик.
3. Классификация занятий в ДОУ
В настоящеевремя широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольноговозраста.
Классификациязанятий в ДОУ(по С.А. Козловой)
Основание классификации
Название
1. Дидактическая задача
1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
3. Занятия творческого применения знаний и умений;
4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
2. Содержание знаний
(раздел обучения)
1. Классические занятия по разделам обучения;
2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
В настоящеевремя преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решаетсянесколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитиетворческих способностей или др.)
Посодержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания изнескольких областей и дифференцированными.
Интегрированноеобъединение не является произвольным или механическим. Следует предусматриватьинтеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга прирешении дидактических задач.
Интеграциявносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделовучебной деятельности, так как меняется логическая структура прохожденияразделов программы, и тем сокращается время, отведенное на изучение отдельныхвопросов за счет снятия повторов в том или другом предмете, что даетвозможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях.
Интеграцияв содержании занятий выполняет 2 основные функции: содержательную и формальную.
Такимобразом, интегрированные занятия в большей мере отвечают концепцииличностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка, вто время как одновидовые занятия ориентированы на развитие деятельности.
Занятияпроводятся по следующим разделам обучения:
– ознакомлениес окружающей жизнью и развитие речи детей;
– развитиеэлементарных математических представлений;
– изобразительнаядеятельность и конструирование;
– физическаякультура;
– музыкальноевоспитание.
Содержаниеконкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания»по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательнойдеятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задачвоспитания и развития детей разных возрастных групп.
Программакаждого занятия предусматривает:
– определенныйобъем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, оспособах действий и т.д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщениеи систематизацию;
– объемпрактических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;
– объемнавыков и умений, нужных для учебно–познавательной деятельности, их первичноеформирование или совершенствование, упражнение в применении;
– формированиеотношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются иусваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности,установление отношений взаимодействия со сверстниками.
Объемучебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетомобъема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей ихумственной работоспособности.
Особымвидом занятий являются экскурсии. Образовательные и воспитательные задачи вовремя проведения экскурсий решаются в единстве. При этом необходимо помнить окраеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности,постепенности, наглядности.
Структураэкскурсии традиционно является следующей:
Структурный компонент
Содержание Подготовительный этап
Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.).
Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация) Ход экскурсии
Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания.
Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение.
В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх).
В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного. Послеэкскурсионная работа Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)
Триединаязадача занятия
Образовательная: повышать уровень развития ребенка
Воспитательная: формировать нравственные качестваличности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательныйинтерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь,память, внимание, воображение, восприятие.
4. Нетрадиционные формы занятий
В настоящеевремя в практике работы дошкольных учреждений эффективно используютсянетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которыеформируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковойработой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаютсяигровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечаетскрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, котороеон может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что длянего интересно или эмоционально значимо.
Методпроектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий поэкологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поисквоспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий сдетьми в ДОУ.
Методпроектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанникамиразновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом,как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этомслучае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместнойпартнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принципдобровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятийпродуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием,аппликацией.Широко используются различные формы «занятий сувлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это,безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, болеерезультативным.Широкое применение в практике организации ипроведения занятий получили такие формы, как занятие – беседа и занятие – наблюдение.Данные формы применяются в старших группах ДОУ.
Популярностьюпользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия сдетьми – это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшейстепени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможностьформирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательногоповедения, способ формирования необходимых компетенций, способствующихконструктивной социализации ребенка.
Использованиедидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образованияпозволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.
5. Особенности организации ипроведения занятий в разных возрастных группах
Достижение положительныхрезультатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещениизанятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиеническихусловий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении светдолжен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и ихразмещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическимтребованиям.
Длительность занятиядолжна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания,постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов еевыполнения.
Важно, чтобы воспитательво время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждалосмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлятьвозможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, какрешать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.
В ходе занятия педагогпривлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальныеособенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развиваетспособность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуацияиспользуется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам,выдержки, целеустремленности.
В ходезанятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности.Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка,его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которыеопределяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.
В процессеобщения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка,но и обратный процесс.
Ребенокдолжен иметь возможность максимально использовать свой собственный, ужеимеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочнопринимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.
В этомсмысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носителиразнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированногозанятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка,согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этогонового содержания.
Педагогдолжен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какиевозможны переклички этого материала с личным опытом детей.
Приорганизации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомоуважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемойтемы.
Нужно подумать,как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно),а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть«услышанными» взрослым.
Одной изформ повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного сбольшой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а такжеоднообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурнаяминутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей,помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских садах городафизкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременныеперерывы (2–3 мин) для проведения 2–3 физкультурных упражнений на занятияхматематикой, родным языком, изодеятельностью. Во второй младшей и среднейгруппах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения иподбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например,на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание,разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистямирук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышцспины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во времяупражнений дети, как правило, остаются на своих местах. С целью усиленияэмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использоватьнебольшие стихотворные тексты.
В каждойвозрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и поорганизации.
С детьми:
До 3-х летрекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8–10 мин.
4-го годажизни – 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.
5-го годажизни – 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.
6-го годажизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.
7-го годажизни – 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.
Занятия подополнительному образованию, если таковые предусмотрены планами работы ДОУ,проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе-1 занятий, в средней- 2 занятия, в старшей группе- 2 занятия, вподготовительной к школе группы – 3 занятия в неделю.
Всоответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группахрекомендуется проводить с 1 сенятбря по 31 мая. Воспитателю предоставляетсяправо варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрироватьсодержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задачобучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количестворегламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.
В раннемдошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. В первой группе раннеговозраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первомгоду жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуютсячастые упражнения, игры – занятия проводят не только ежедневно, но по несколькураз в течение дня.
Во второйгруппе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующихв занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, егосодержания.
Все новыевиды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимыхправил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3человек.
С подгруппойиз 3–6 человек (половина возрастной группы) проводятся занятия по обучениюпредметной деятельности, конструированию, физкультурные, а также большинствозанятий по развитию речи.
С группойиз 6–12 человек можно проводить занятия со свободной формой организации, атакже музыкальные и те, где ведущая деятельность – зрительное восприятие.
Объединяядетей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен бытьпримерно одинаковым.
Длительностьзанятия – 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10–12 миндля старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержанияучебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детейбольшей сосредоточенности, могут быть короче.
Формаорганизации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, настульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповойкомнате.
Эффективностьзанятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.
Важнымдидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.
Обучениедетей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.
В группахдетей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известноеразвитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Детистаршего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что такжеспособствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержаниеи характер постановки учебных задач.
Детипостепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О нихвоспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в началеего.
В концезанятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательнойдеятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждениебыло плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.
Окончаниезанятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций,связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишьпостепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценкидеятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказываетвоспитатель, время от времени привлекая к ней детей.
Основнаяформа обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактическихигр, игровых приёмов.
Основныеформы организации детей старших групп на занятиях – фронтальная и подгрупповая.
6.Подготовка воспитателя к занятию
Организуязанятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель.А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер илипреследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливаютнеобходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательнойдеятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт,самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольногоучреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этомнеобходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственнойисследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.
Навыкисамостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать наобучающих занятиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложенияучебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный илииндивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто впрактике такие занятия в дошкольном учреждении называют развивающими. Ксожалению, это неверно. Такие занятия лишь подход к настоящим развивающимзанятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания испособности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативеребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.Обучающие и развивающие занятия строятся по абсолютно разным схемам, ивоспитатели должны это хорошо знать. Ниже мы приводим модели построенияобучающего (часто его называют традиционным) и развивающего занятий.
Модельпостроения обучающего занятия
/>
Подобнаямодель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большойпростор для использования различных методик и обучающих технологий, посколькуне разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление»,– и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющембольшинстве случаев.Модельразвивающего занятия
/>
Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактическийматериал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированномузанятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждогоребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактическихкарточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием,предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этомразличными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком,предметным изображением и т.д.
Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявитьиндивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификациядидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия требуютособой подготовки педагога, и прежде всего знания психофизиологическихособенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессеусвоения.
Не менее важны сценарий занятия и его «режиссура». Общение на занятиидолжно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболееинтересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем самым наиболееактивно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить всеинформационные методы работы на занятии (установочные, содержательные,инструктивные) – к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы –к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но иэмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей ивозможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятиюнадо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебнымцелям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.
Разработкагибкого плана включает в себя:
–Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этаповзанятия.
–Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяетвыявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и формепознания.
–Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной,самостоятельной работы).
–Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий(дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).
–Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессезанятия:
а)использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целейзанятия;
б)проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностныхособенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
в)использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге«ребенок – педагог» и «ребенок – дети».
Планированиерезультативности занятия предусматривает:
1)обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;
2)анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
3)внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
Занятиепройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитательправильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.
7. Анализпередового педагогического опыта
Для анализапередового педагогического опыта нами был использован опыт работы старшеговоспитателя МДОУ «Центр развития детей – детскийсад №38», г. Воткинск, Республика Удмуртия Виншняковой Надежды Афанасьевнына тему «Интегрированные занятия в детском саду».
Автор проводил опыт по проблемеинтегрированного обучения, которое является новой модельюобучения, направленной на потенциальное развитие личности,личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностейи способностей.
Детскийсад, в котором проводился данный опыт работает по программе «Детство» подредакцией В. Логиновой, Т. Бабаевой. Педагоги выбрали её для себя,прежде всего потому, что она ориентирована на целостное развитие ребёнка,которое понимается авторами программы, как единство индивидуальныхспособностей, личностных качеств, способности освоения ребёнком позициисубъекта в детских видах деятельности.
Интеграциясодержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.
Авторотмечает, что занятия, построенные на основе тематического принципа, болеерезультативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию техзадач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широтаинтересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.
Тематикапроводимых занятий разнообразна.
Реализациязадач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу,дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ),рассматриваемая на занятии.
Интегрированноепостроение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческиеспособности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надоуметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, удетей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тематребует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированногозанятия.
Количествозанятий определял каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, ноимеют отличительные особенности.
Так,часть занятий проводилось совместно с музыкальными руководителями, это такиезанятия, как «Ярмарка», «Зимняя сказка», «Весенняя капель».
Занятияс преподавателями по изодеятельности включали задачи по знакомству с живописью,графикой, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Назанятии «Чудо на ладони» обобщались знания о насекомых, а в заключение детирисовали бабочку.
Назанятии «Полёт в космос» решались задачи познавательного и математическогохарактера, а с преподавателями дети выполняли коллективную аппликацию«Космическое пространство».
Так, назанятии «Строительная фирма» закреплялись знания о людях, работающих на стройке,о машинах, помогающих им; у родителей формировалось объективное оцениваниесвоего ребёнка. Занятие строилось таким образом – задания давались и детям, иродителям, каждый выполнял, а потом рассказывал о своих результатах. Так детямнужно было назвать и разложить в правильной последовательности этапыстроительства дома, а родителям разгадать кроссворд, где ключевым словом былослово «стройка».
Совместныедетско-родительские занятия натолкнули автора на идею интегрированного подходак разным видам деятельности вне занятий, и выразилось это в форме проведениятематических недель, в организации и проведении которых участвоваливоспитатели, дети и родители. Так одной из таких недель стала неделя «Славахлебу на столе». В старшей группе был оборудован центр «Кулинария», где быливыставлены хлебобулочные изделия, разные сорта муки, букеты злаковых растений,вся необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. На протяжении всейнедели проходили занятия на тему хлеб, «В некотором царстве в хлебном государстве»,«О том, как хлеб на стол пришёл», «От зёрнышка до булочки». Это былосвоеобразное погружение в тему. В рамках этой недели проводились конкурсызнатоков поговорок и пословиц о хлебе, конкурс рисунков. Мамы показали своёмастерство в выпечке.
Совместнаядеятельность взрослых и детей вызывала у последних ощущение взрослости,признание их возможностей со стороны родителей.
Работапо теме опыта проводилась в МДОУ три года.
Изучив опытработы Вишняковой Надежды Афанасьевны, можно сделать следующий вывод:
1.Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картинымира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон:теоретической, практической, прикладной;
2. У детей формируетсяпознавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;
3.Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнкав активный процесс;
4.Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями,способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
5.Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов исотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослоесообщество;
6.Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровойдеятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
8.Педагогические выводы
Планомерность обучениядетей – один из важнейших принципов решения комплексавоспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Толькопри правильном планировании процесса обучения можно успешно реализоватьпрограмму всестороннего развития личности ребенка.
Важным принципоморганизации процесса обучения является систематичность. На этапе раннегодетства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходитьсистематически.
Ввиду того что большойинтервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления удетей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично назанятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на другихзанятиях.
Особого внимания требуетвопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайнобыстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимоподходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностьюидентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий можетпривести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательномуразвитию умственной активности на занятиях.
Вариативность выполнения заданий,рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечиваетпрочность и глубину знаний, умений.
Особый такт должен проявляться припланировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа непревратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать ивызвать у ребенка желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя радидополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.
Особого внимания требует анализпроведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности ихвыполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная частьдетей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Онимогут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросевоспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участиивзрослого. При этом дети проявляют большую активность, производя многократныесравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторымдетям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для дошколят,находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказываетсязавышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто малопосещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей отзанятия к занятию.
Итак, для занятия как формы организации обученияхарактерен ряд признаков:
1. На занятиях идет освоение детьми умений по тому илидругому разделу обучения.
2. Занятия проводятся со всеми детьми данной возрастнойгруппы, с постоянным составом детей.
3. Занятия организуются и проводятся под руководствомвзрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы иприемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоениюзнаний, умений и навыков.
Занятия занимают особе место в системе воспитательной работыдетского сада. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизнидетей.
Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическаяработоспособность детей наиболее высока.
При сочетании занятий учитывается степень трудности ихарактер деятельности детей на каждом из них.
Список используемой литературы
1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий всредней группе. Воронеж.: ТЦ «Учитель», 20062. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитаниеи обучение в старшей группе детского сада: Программа и методическиерекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006
3. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика.М: Феникс, 2004
4. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.:Академия, 1997
5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшейгруппе детского сады. М.: Учитель, 20076. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенкав дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:Мозаика-Синтез, 20067. Голицына Н.С. Занятия в детском саду:Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий,2007
8. Дошкольнаяпедагогика/ Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение,1978.
9. Козлова С.А.,Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007
10. Колесникова Л. Учение без утомления. //Дошкольное образование. -2008 – №5–56–60 с.
11. Л. Павлова. Раннийвозраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольноевоспитание. – 2002 – №4–87–90 с.
12. Методические рекомендациик программе воспитания и обучения в детском садую. М.: мозаика-синтез, 2007
13. Программа воспитания иобучения в детском саду./под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М.:мозаика – Синтез, 2007
14. Усова А.П., Обучениев детском саду, М.: Просвящение, 1970