Содержание
Введение……………………………………………………………… .....
1. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся
начальной школы……………………………………………........
1.1 Речь и ее виды………………………………………………..
1.2 Речь и мышление…………………………………………….
1.3 Типы речи…………………………………………
1.4 Факторы речевого развития.......................................
2. Речь и место загадки в ее формировании………………...….....
2.1 Исторические корни загадок…………….………………....
2.2 Происхождение и появление в русском языке первых
загадок ....................................................................................
3. Основные свойства загадок, их роль в развитии правильной
речи учащихся................................................................................
3.1Типы загадок в зависимости от указанных признаков
предмета или явления..............................................................
3.2 Педагогическая ценность загадки..........................................
3.3 Загадка и разнообразие художественных средств в её
построении……………………….................................................
3.4 Игры и игровые формы с загадками в словарно-орфографической работе……………..........................................
3.5 Отгадка и текст загадки, помогающие раскрыть межпредметные связи, развивающие и познавательные возможности урока.......................................................................
3.6 Методика работы над составлением загадки.......................
Заключение………………………………………………………….........
Список литературы………………………………………….....................
Приложения …………………...................................................................
3
6
6
8
10
11
13
13
14
17
17
25
26
28
38
47
55
57
Введение
Речь – это источник душевного богатства человека. Но только красивая и правильно звучащая речь способна ласкать человеческий слух. Большим ценителем русского языка был Н.В. Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценней самой вещи.»
Но для того, чтобы речь была выразительной и правильно звучащей, нужно много работать как учащимся, так и учителю. Очень много учителей размышляли о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний. Возможно ли это? Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить со слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой?
Ведь, если ребенку интересно на уроке, то и учение может изменить свой вкус. Но нужно найти подход к своим ученикам, учитывать их возрастные, психологические особенности. А для того, чтобы учение захватывало и увлекало ребенка, вводят загадки и игровые формы с загадками. И именно в загадках особенно эффективно развивается речь. Но, к сожалению, не каждому дано освоить богатство сполна. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным ее периодом является период детства. И нужно помочь школьникам освоить богатство родного языка. Как хотелось бы слышать правильную, выразительную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков, которые нужно искоренять.
Чтобы помочь детям обогатить свою речь яркими, образными словами и через загадку вызвать интерес к русскому языку, и была выбрана эта тема.
Цель:показать роль загадки в формировании правильной, выразительной речи младшего школьника.
Задачи:
1) раскрыть историю происхождения загадки и ее педагогическую ценность;
2) показать богатство, точность, меткость слов в загадках;
3) через загадку вызывать интерес и желанье изучать русскую речь, развивать творческие способности учащихся, что способствует повышению орфографической и речевой грамотности.
Теоретическая база: научные труды и статьи М.Р.Львова [15], М.С.Соловейчик [24], Л.С.Выготского [3], Н.И.Жинкина [8], В.В.Волиной[2]
Объект изучения: учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие речи учащихся через меткое и точное слово загадки.
Предмет изучения: методы, приемы работы с загадкой, помогающие в обогащении речи учащихся и повышении грамотности.
База исследования: школа № 2 города Карасука, Новосибирской области.
Методы исследования:
1. Анализ по литературным источникам исследований в области педагогической психологии, дидактики, общей методики преподавания русского языка в начальной школе;
2. Использование эмпирических методов педагогического исследования: наблюдения, беседы, анкетирования, диагностирования, математических методов обработки информации с целью вплетения развития позитивного интереса как главного мотива учения на базе.
1. Психолого-лингвистическиеосновы развития речи учащихся.
1.1 Речь и ее виды
Речь– это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместнойдеятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании,образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.
Термин «речь» имеет три значения:
1) речь как процесс, как деятельность,например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речьльется свободно;
2) речь как результат, как продуктречевой деятельности, синоним – текст, например: анализ речи шестилетнегоребенка; образцы речи высокой культуры;
3) речь как жанр устного, ораторскоговыступления: «Полный текст речи депутата опубликован в газетах».
Виды речи:
а) устная речь – аудирование и говорение;
б) письменная речь – письмо и чтение.
Эти виды различаются своими механизмами или способамипорождения и языковыми, внешними признаками:
Сходства — различия
Устная речь
Письменная речь
По стилю
Разговорные стили
Письменно-книжные стили
По степени подготовленности
Импровизированная, моментальная, ситуативная
Обдуманная, подготовленная, проверенная
По точности выбора слов
Моментальный выбор, не всегда удачный
Тщательный, обдуманный выбор
По объему единиц речи
Сравнительно малый объем предложений
Уравнительно большой объем
По средствам выразительности
Паузы, логические ударения, интонации, темп, тембр, мимика, жесты
Фигуры, тропы
По сохранности
Только в момент исполнения (или в звукозаписи)
Долговременная сохранность
В речи, в отдельных речевых актах реализуются средства языка:звуки, слова, сочетания слов, интонации, а также правила грамматики; в этомсмысле речь – это прагматика языка. Сам язык выступает как материал речи,кодовая система.
1.2 Речь имышление
Мысль и слово находятся в диалектическомединстве. Речь неотделима от мысли: «Речь есть процесс превращения мысли вслово, материализация мысли», — так утверждал Выготский Л.С.[3]
Развитие речи – это и развитие мышления.Материализуя свою мысль, иногда не вполне четко, мы подчиняем ее жестоким,четким законам языка и таким образом упорядочиваем саму мысль.
В речевом мышлении человек пользуетсяпонятиями, в которых обобщены существенные признаки явлений, предметов. Понятияобозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают необходимую дляобщения материальную оболочку. Знания слов, богатство и мобильность словаряпозволяют человеку мыслить (на уровне внутренней речи) или говорить, писать (науровне внешней речи).
Речьневозможна без мысли, без опережающего внутреннего процесса. РубинштейнС.Л.[21] утверждал, что «… в речи мы формулируем мысль, но формулируя ее, мысплошь и рядом ее формируем».
Внутренняямысленная речь обладает ступенями глубины:
1 ступень: письмо или составление какого-либоважного текста, который формируется «про себя», мысленно. Отбираются слова,строятся предложения по правилам грамматики, обдумываются падежные окончания,орфография и пунктуация;
2 ступень: размышление с самим собой, без цели изаписи;
3 ступень: давно прошедшее воспоминание, мысль неустойчива, она выражается не столькословами, сколько образами, картинками, схемами.
Вобычной жизни человек «живет» чаще всего в мире третьей ступени глубины, но всмысле успешного развития речи наиболее важна первая ступень. В то же времяязыковое знание и умение обогащают мышление, развивают его.
Существуют ступениречевых действий:
1. Ситуация – это стечениеобстоятельств жизни, которые побуждают человека к высказыванию (самостоятельнаяи законченная единица речи).
2. Ситуация порождаетмотивацию: возникает потребность высказывания, смутная потребность постепенноосознается, перерастает в ясную цель.
3. Речевая интенция – рядподготовительных решений: выбор адресата речи, стилевого ключа, определениегромкости, тембра голоса, интонаций.
4. План внутренний: четкоопределяет содержание предстоящего высказывания, последовательность мыслей.
5. Внутренняя, мысленнаяподготовка высказывания завершается семантико-грамматическим структурированием.Оно складывается:
а) из выбора слов;
б) порядка слов в высказывании;
в) грамматическогомаркирования, т.е. установления связей
слов с помощью предлогов,союзов, падежных и личных
окончаний частей речи.
Ознакомление со ступенямиречевого действия показывает, как надо готовить школьников к речевымупражнениям: устным рассказам, сочинениям, письмам, к устному общению вшкольных или домашних условиях.
1.3 Типыречи
В зависимости от целей высказывания и содержанияречи в античной риторике разграничивали речь на виды: описание, повествование ирассуждение.
В описании нет событий, сюжета, изображаютсякартины природы, ландшафта, отдельные явления, предметы, портреты; представляетинтерес также сравнительное описание, описание картины и пр. Описание можетбыть художественным, образным и строгим, научным, «деловым».
В повествовании излагается последовательностьсобытий, текст имеет сюжет, действующих персонажей. Последовательность событийопределяется их естественным ходом. В повествовании имеют место диалоги,описательные вставки, рассуждения.
Рассуждением называется такой тип речи, в которомдля доказательства или опровержения какого-то утверждения используютсяразличные доводы, аргументы, примеры; в итоге автор делает вывод.
1.4 Факторы речевого развития
Дляпонимания процесса речевого развития человека очень много дает исследованиеречи ребенка в самом начале овладения языком. Психолог Н.И.Жинкин [8] показал,каков механизм усвоения языка ребенка: «При передаче сообщения вводится в мозгчеловека два вида информации: о предметах и явлениях действительности и оправилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информациивводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самихправилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение вмозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь». Слушая речь окружающих,ребенок не только запоминает слова, сочетания слов, предложения, он улавливаетаналогии в языке, связывает аналогии значений с аналогиями форм. Так, уже наранних ступенях развития ребенок не только пользуетсяуменьшительно-ласкательными формами, но с помощью встречающихся суффиксовоценки сам образует их.
Восприятиечужой речи опережает собственную речь ребенка: он начинает понимать речьвзрослых несколько ранее, чем сам делает попытки говорить. Этот разрывпозволяет практически, на уровне «внутренних общений» усвоить простейшиеправила языка, хотя ребенок не осознает их и не может сформулировать.
Факторы нормальногоречевого развития человека:
1) потребность контакта сблизким человеком, сначала эмоционального (гуление, лепет), а затемсодержательного общения;
2) факторы длительной,многолетней тренировки физиологического механизма: произносительного аппарата,мозговых центров, аппарата аудирования, памяти – долговременной и оперативной,координирующих систем, а при развитии чтения и письма – зрительных ирукодвигательных систем;
3) потребность номинации иобщения: такая потребность возникает в познании окружающего мира, служитосновой не только овладения речью, но и всей учебно-познавательнойдеятельностью человека;
4) фактор речевой активности ребенка предполагаетобщую активность в игре и в социальной жизни, быстрые речевые реакции вдиалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы;
5) фактор осмысления:предполагается изучение грамматики в школе.
Все перечисленные факторыформируют у детей чутье языка или языковую интуицию – автоматизированноенеосознаваемое предпочтение в использовании общепринятых, активных,продуктивных моделей языка.
Очень важно, чтобы этипредпочтения действовали в рамках нормативного, литературного языка, а непросторечия.
Важно, чтобы с ранних летязыковое чутье формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобыона создавалась на основе интеллигентной речи родителей, чтения художественнойлитературы разных жанров дома и в школе. Конечно, школа постепенно исправляетдаже неверную интуицию, но процесс исправления происходит трудно и долго,поэтому надо с самого раннего возраста учить детей правильно, грамотно иобразно выражать свои мысли. А в этом незаменимую помощь оказывают загадки.Этот жанр художественной литературы дети любят. Им нравится разгадыватьзагадки, придумывать их самим.
Загадка развивает в ребенке догадливость,сообразительность. Загадки открывают в самых прозаических вещах и предметахвысокую поэзию, и ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира, чтообогащает его мышление и речь.
2. Речь и место загадки в ееформировании
2.1 Исторические корни загадок
Слово «загадка» — древнегопроисхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать»,«размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметноеописание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалоеразмышление.
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложностизагадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточноенастроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них необходится ни один детский праздник и особенно Новый год.
Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивалик празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзябыло произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательноевоздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпалаприрода, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди моглинемножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивалисьэти праздники загадок.
К.П. Герд [5] так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадываниепроисходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке икончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, частии функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах,которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля,леса, и все это завершается явлениями природы».
Исследователь загадок К.П.Герд [5]пишет, что название загадки на удмуртском языке переводится, как «словонеобходимое для разговора».
Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.
2.2 Происхождение и появление в русском языке первых загадок
Большинство возникшихдавным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например,загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь»- одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.
Появление на свет первых загадок ученыесвязывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайнойречью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, атакже в хозяйственной повседневной жизни. Здесь ее необходимостьобуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами,существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа можетвлиять на его судьбу. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательнойречью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способныпонимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтомутайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкоераспространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы неназывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или надомашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекраснопонимают человеческую речь.
Знаменитый путешественник XVIIIв. С.П.Крашенинников [13]отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю.Руководитель, избранный артелью, назначал себе помощников и, как пишетС.П.Крашенинников, наказывал им: «смотреть за своей чуницею (группа охотников)накрепко, чтобы промышляли правдою, ничего бы про себя не таили и тайно бы ничего не ели, чтобы пообычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, аназывали б верховым, худою и запеченною. Промышленные сказывают, что в прежниегоды гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь –востроверхою, бабу – шелухою, корову – рыкушею, овцу – тонконогою. И в русскихнародных сказках – волк не иначе, как серый, лиса – Патрикеевна, медведь –Косолапый.
Как свидетельствует С.П.Крашенинников [13],свинью сибирики-охотники назвали низкоглядой, т.е. смотрящей вниз.Подставленное слово точно воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит,неба не видит». Название коровы на охоте тоже было под запретом. Вместо коровыговорили «рыкуша», т.е. рыкающая, ревущая. В загадке, записанной в Полесье,говорится: «У рыкули четыре кули, а у гнули – дзьве». («У коровы четыре сосца,а у кобылы – два»). В прочих вариантах корова названа так: рога, роговая,рогов, торбан, мыков и т.д. Важно, что эти слова точно совпадают с тем, чтонаходится в загадке.
В Орловском крае крестьянин не говорил: «Идудомой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Идупо двору». У восточных славян много слов, обозначающих радугу. У белорусоврадуга зовется веселухой, поручием и коромыслом. С названием радуги связаназагадка: «Крашенное коромысло через реку повисло».
Как предполагают ученые, загадки являлись вдревности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайныхслов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служилисредством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.
Знание загадок и умение их разгадывать было,по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадкичеловек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, анезнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становитсябогатым или даже царем благодаря загадкам.
Загадка – это жанр народного творчества, вкотором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая егоприрода. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.
Загадка не утратила свою ценность и в нашевремя. Особенно велики роль загадки в начальной школе и роль учителя, которыйдолжен раскрыть богатства этого жанра, научить вдумываться в каждое словозагадки, чтобы целенаправленно подходить к разгадке, к умению самому составлятьзагадки. Это обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образностиязыка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебяокружает.
Чтобы этому научить, учитель должен показатьтипы и свойства загадок, их педагогическую ценность, разнообразие средствхудожественной выразительности в построении загадок. И как итог – научить составлять свои загадки.
3. Основные свойства загадок и их роль вформировании правильной, выразительной речи учащихся.
3.1Типы загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления
Все загадки можно разделить на группы в зависимости отуказанных признаков предмета или явления.
1. Загадки, в которых дается описание предмета илиявления путем перечисления различных его признаков, например:
Горелв траве росистой фонарик золотистый.
Потом померк, потух и превратился впух.
На нем платок пуховый, всегда слететь готовый. (Арбуз)
Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я. (Апельсин)
Растет у окошка в глиняной плошке
Зеленыйежик без головы и безножек. (Кактус)
Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок, а сам похожна мяч. (Арбуз)
Эта загадка основана на трех признаках, свойственныхарбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе(выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).
2. Загадки, где описание предполагает краткуюхарактеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановитьцелостный образ)
Например:
Голубаяпростыня весь свет одевает.(Небо)
В поле сережки на одной ножке. (Овес)
Один костер весь мир согревает. (Солнце)
Между веток новый дом,нету двери в доме том.
Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.(Скворечник)
Под ногой шуршат, шуршат.
Скоро будет голый сад. (Листья)
Чтобырешить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его поассоциации с другими, не названными в загадке.
3. В загадку включено отрицательное сравнение.
Например:
Не зверь, не птица, а нос, как синица. (Комар)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.(Ветер)
Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)
Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.(Орех)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
Отгадывание таких загадок представляет собойдоказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлятьразные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в нихсходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.
4. Загадки, в описании которых использованы метафоры.
Например:
Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер)
На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты)
Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Рукавица)
На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса)
Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровкуметафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления изразных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести кодной смысловой категории.
5. Загадки, в которых представлено описание не самогопредмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.
Этот тип загадок включает:
а) Шарады –слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены иописаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово;
Например:
Мой первый слог – предлог, и вовтором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас давно ужждет ответа. (За-дача)
Первое – нота,второе – игра,
Целое встретится устоляра. (До-лото)
Корень мой находится в цене;
В очерке найди приставку мне;
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)
В списке вы мой обнаружите корень;
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдете;
В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ание)
Его корень в слове вязать;
Приставка в слове замолчать;
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба. (За-вяз-к-а)
б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены однойбуквы другой получается новое слово;
Например:
С «Ч» — над морем я летаю,
С «Г» — в машинах я бываю. (Чайка-Гайка)
С буквой «Ф» — сюртук парадный,
Государство с буквой «И»,
С «Б» — товар низкоразрядный
Нормам ГОСТа вопреки. (Фрак-Ирак-Брак)
С «Г» - он будетчастью слова,
С «И» — немного схож с пластом,
С «Н» — не конь и не корова,
Хоть с ногами и хвостом. (СлоГ-слоЙ-слоН)
Их, пожалуй, каждый знает:
«Г» — сродни овсу и ржи,
С «Ш» — прислушаться заставит,
С «П» — сухим его держи! (Горох-Шорох-Порох)
Его легко в полях отыщешь,
Он под землею строит «дом».
Но «И» на место «О» напишешь –
И в краску превратится он. (Сурок-сурик)
в) Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении(кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос);
Например:
Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа– пила)
Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».
А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет. (краб – барк)
Его любой легко найдет, он – музыкальное творение,
А прочитай наоборот – он – след на коже от ранения. (Марш – шрам)
Вот вам повозка (не телега), но если в ней, взяв буквуслева,
Перенести на правый бок, то будет русских яблок сорт.(Сани – анис)
Мы им всегда обозначаем товаров качества разряд,
Но если справа прочитаем – то получится – канат. (Сорт –трос)
г) Логогрифы – слова-загадки, меняющиесвое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);
Например:
Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)
Кто части мотоцикла знает, тот слово это разгадает.
А если букву «Д» прибавит,
На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)
Им покрыть бы крышу мог тот, кто дом иль дачу строит,
А впишите в центр предлог – будет дерево с листвою. (Толь – тополь)
Название зверя разыщите и букву «Р» в него впишите,
Вновь образованное слово –
Произведение Рыбакова. (Котик – кортик)
Вы легко ее найдете, есть она в любой столовой,
Букву в центре зачеркнете –
Превратится в корм бобовый. (Вилка – вика)
д) Загадки, в которых при перестановке ударенияполучается новое слово;
Например:
Я –травянистое растение с цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис– ирис)
Я – сборник карт; от ударения зависят два моих значения.
Захочешь– превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я. (Атлас – атлас)
Мы – для пильщика подставка, мы – для кучера сиденье.
Нопопробуй-ка, поставь-ка нам другое ударение –
Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами. (Козлы –козлы)
6. «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются,так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливаютдетей к восприятию более сложных загадок.
Например:
Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).
На дворе в кадушке заквакали подружки,
Потом прыг из ушата…Кто же это? (Лягушата)
Лесной барабанщик, длинноухийтрусишка,
Обожает морковку… Кто это? (Зайчишка)
Она весну встречает – сережки надевает,
А платьице в полоску. Ты узнаешь… (Березку)
7. «Загадки – шутки»
Какое личное местоимение можно добавить к другому личномуместоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы)
Какие местоимения читаются одинаково слева направо исправа налево? (оно, тот)
Какое местоимение превращается в союз, если его прочестьсправа налево? (он – но)
К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобыполучилось название ряда помещений, расположенных в доме на одном уровне? (Эта-ж)
В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
8. Фонетические загадки
Мама, папа или бабушка?
Ктоиз них споткнулся о старика Хоттабыча и шлепнулся на пол?
(Вотгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки)
Гусли или балалайка?
Какоймузыкальный инструмент люди придумали раньше?
(Вотгадке ударный слог