Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Лоскутная пластика. Панно "Кармашки" из текстильных материалов

Министерствообразования Хабаровского края
Краевоегосударственное учреждение
Среднегопрофессионального образования
Хабаровскийпедагогический колледж
ПЦКтехнологии, дизайна и рекламы
Лоскутная пластика. Панно “кармашки” из текстильных материалов
Выпускнаяквалификационная работа
Выполнила:
Знаемская Александра
Специальность 050503 Технология
курс 4, группа 341т
Очная форма обучения
Научный руководитель:
Размыслович Любовь Александровна
Преподаватель технологии
ВКР защищена
Хабаровск
2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I Художественныеособенности лоскутной пластики 1.1 Традиционные приемы лоскутного шитья, исторический аспект
1.2 Художественныевозможности текстильных материалов для лоскутной пластики
Глава II опытно-экспериментальная работа поизготовлению панно «кармашкИ» для интерьера
2.1 Технологическиеосновы лоскутного шитья
2.2 Технологияизготовления декоративного панно для интерьера
Заключение
Библиография
Приложение

Введение
Сшивание лоскутков (пэчворк) ипростегивание изделий (квилт) в том или ином виде присутствовали во всехкультурах мира. Стёжка появилась несколько тысячелетий назад в странах Востока.Она служила для соединения нескольких слоев ткани при шитье одеял, халатов.
«Пэчворк» в переводе на русский языкозначает «лоскутная работа», и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которойбрали из старой одежды. В этой технике шили одеяла, одежду, сумки, подушки,занавеси. Работы в стиле пэчворк можно встретить в Азии, Африке, Европе.
Если раньше лоскутные изделия былипризнаком простоты и бедности, то теперь пэчворк и стежка превратились всвоеобразный вид искусства. Особенно красивые произведения – впечатляющие пооригинальности и разнообразию материалов, структур, форм и цветовых сочетаний –принято вешать на стены как картины или ковры.
Современное лоскутное шитье взначительной степени отличается от традиционного шитья из лоскутов в техническойчасти. С появлением швейных машин практически ушло стачивание деталей вручную,появляются различные варианты стежки, как ручной, так и машинной. Сегодня существуетмного способов технического исполнения изделий из лоскута с применениемразличных приспособлений и инструментов, повышающих техническое качествоизделий и облегчающих труд исполнителя.
В нашей работе мы опирались на следующих авторов: Нагель О.И. Максимова М., Кузьмина М.Мителло К, которые помогли нам разобраться в современном лоскутном шитье,технологиях и приемах его выполнения.
Тема работы: Лоскутная пластика. Панно «Кармашки» из текстильныхматериалов. Перед нами стоит проблема: исследовать особенности изготовленияпанно с помощью лоскутной пластики из текстильных материалов.
Актуальность данной темы состоит в том, что эта техника являетсянаправлением декоративно-прикладного искусства.
Лоскутное шитьё можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяетткань, а кисть – иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой рукимастера выходит шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляятепла и уюта. Они применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), длягостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала,наволочки на подушки). Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка душимастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире.
Предмет исследования: изготовление серии панно – кармашков из текстильныхматериалов. Объект исследования: современное декоративно прикладное творчество.
Цель работы: Изготовить серию декоративных панно из текстильных материаловразличного назначения. Поставленная нами цель реализуется с помощью следующихзадач:
1) Изучить историю возникновения лоскутного шитья.
2) Рассмотреть художественные возможности текстильных материалов дляработы.
3) Освоить технологические приемы лоскутной пластики.
4) Разработать методическое обеспечения для проведения кружка в техникелоскутного шитья.
5) Изготовить серию панно – кармашков из текстильных материаловразличного назначения.
Были использованы следующие методы исследования:
-Теоретические: Была проанализирована и изучена специальная и методическаялитература.
-Эмпирические: были рассмотрены и освоены технологические приемылоскутной пластики из различных текстильных материалов, что позволило выявитьвыразительность изделия и изготовить серию панно — кармашков.
Теоретическая значимость заключается в том, что изучен исторический аспектлоскутной пластики. Выявлены современные особенности лоскутной техники.
Представленный нами материал систематизирован в определеннойпоследовательности, благодаря чему он стал более доступен в изложении и имможет воспользоваться любой человек, для реализации в своей деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что разработаны методическиерекомендации по организации кружковой работы в технике лоскутного шитья,которые могут использовать учителя для проведения внеурочного времени с учениками.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии иприложения. Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяетсятеоретическая и практическая значимость исследования, формируется предмет,объект, цели и задачи.

Глава I. Художественныеособенности лоскутного шитья
1.1 Традиционныеприемы лоскутной пластики
Необходимо различать современноеискусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах, творческихсоюзах, индивидуальном творчестве профессиональных художников, мастеров-любителей,и подлинно народное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях,селах и малых городах России.
Традиции лоскутного шитья в Россииначали складываться в XIXв., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкаякрестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившейсвой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбиралисьпроизвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеялапреобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода.В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутныходеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутноеодеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себепрактичность и декоративность. (2, с 33)
Постепенно, по мере развитияискусства лоскутного шитья в России формировались «художественные принципы иприемы создания орнаментальных лоскутных композиций. В этом мастерам помогал многовековойопыт работы над крестьянским костюмом» (М.Сорокина).
В народном костюме конца XIX — начала XX в. можно увидеть самое широкое применение лоскута,имитирующего трудоемкие в исполнении вставки кружев, вышивки, ткачества. Соседствуяс шелковыми лентами, цветной тесьмой, пуговицами, блестками, лоскутные полоскии зубчики придавали необыкновенное декоративное богатство костюму и головнымуборам. Это особенно характерно для рязанских, воронежских, тульских и другихнародных костюмов. (2 с 35)
Богатейший опыт народных мастериц —русских крестьянок лежит в основе творчества многих современных мастеровлоскутного шитья, служит источником выработки новых приемов создания лоскутныходеял, покрывал, различных ковриков.
Лоскутное одеяло — традиционное ипо-прежнему наиболее популярное изделие в лоскутном шитье. В последниедесятилетия в лоскутном одеяле особое значение придается декоративности.Мастера шьют лоскутные одеяла и покрывала из новых, ярких тканей, зачастую с использованиемглянцевитых, блестящих тканей и шелковых лент. В современном народном лоскутномшитье преобладают сочность, звучность цвета.
Традиционные изделия из лоскутовотличаются разнообразием фактур и способов изготовления.
Наиболее оригинальный прием влоскутном шитье — нашивание на основу мелко нарезанных лоскутков (чаще узкихкоротких полосок тка­ни). Необработанные цветные лоскутки располагаются оченьплотно друг к другу и прикрепляются к основе в середине лоскута вручную или машиннойстрочкой (по образу знаменитой каргопольской «ляпачихи» — тканого свадебногоодеяла из мелко нарезанных лоскутов ткани). На Севере их называли ляпаками.Ляпак, ляпачок — торчащий обрывок ткани. Этот прием позволяет достичьобъемности, фактурности полотна.
Лоскутная мозаика традиционныхизделий представлена различными рисунками. Как правило, в них присутствуютдетали в форме полоски, квадрата, треугольника, т. е. тех фигур, которые моглибыть выпадами от прямого кроя русского костюма.
Большой интерес представляюттрадиционные лоскутные коврики. Сшитые из маленьких упругих уголков, сплетенныхв косички жгутов, они отличаются богатством цвета и фактуры. Коврикиразнообразны по цвету, рисунку, форме, размерам. В каждом изделии проглядываетсвоеобразный почерк автора.( 2 с 37)
Разнообразные виды круглых ковриковиз жгутов, уголков распространены в Ленинградской, Вологодской, Новгородской,Архангельской областях. Архангельские коврики-кругляши считаются уникальным явлениемв народном творчестве.
Традиции народного лоскутного шитьяскладывались десятилетиями.
Отбиралось, отрабатывалось изакреплялось самое лучшее в приемах, форме предметов, рисунках орнаментов,цвете. Но это не приводит к однообразию лоскутных изделий. Работая в руслетрадиций, народные мастера неизбежно проявляют свою индивидуальность. Искусстволоскутного шитья в каждой местности (группе деревень, районе, области) имеетсвои особенности, а разнообразие аналогичных предметов — результат различия втворческом почерке отдельных мастеров.
К общим отличительным признакамрусского лоскутного шитья можно отнести: преобладание мажорного колорита,богатство и пластичность фактуры, динамичность композиции, максимальное разнообразиецвета при ограниченном количестве приемов и лоскутных мотивов, употреблениепростых по форме деталей рисунков. Характерен для русского лоскутного шитьяорнамент полотна одеяла, собранного из отдельных фрагментов, близких по рисункуи размеру, но разнообразных по цвету (часто нет двух одинаковых). (1 с 23)
Лоскутное шитье как виддекоративно-прикладного творчества предполагает вдумчивое отношение к материалуи процессу, проникновение в суть, анализ, а не бездумное копирование. Важнымэтапом в изучении лоскутного шитья является воспроизведение традиционныхобразцов и лучших произведений современных мастеров, работающих в духе традицийрусского лоскутного шитья. Образцами для изучения и осмысленного копированиямогут быть как подлинные изделия, так и их фотографии, иллюстрации в книгах,журналах, каталогах выставок. Очень полезны встречи с мастерами лоскутногошитья и непосредственное изучение их опыта.
Следует обратить внимание навзаимовлияние традиционного лоскутного шитья, ткачества, вышивки, плетения избересты, резьбы и росписи по дереву. Вот почему так важно для пониманияособенностей традиционного лоскутного шитья посещать музеидекоративно-прикладного искусства, выставки произведений народного творчества.Знакомство с любыми произведениями народного искусства, не только лоскутнымшитьем, настраивает на восприятие прекрасного, формирует эстетический вкус и эстетическое суждение.
В последние годы музеи, доманародного творчества стали собирать и изучать изделия из лоскута наравне сдругими видами народных художественных ремесел, организовывать встречи смастерами. Регионы, в которых и сегодня живы традиции, устраивают фестивалинародного искусства, где лоскутное шитье представлено наравне с вышивкой,вязанием, ткачеством; проводятся конференции и семинары, посвященныеэтнохудожественному воспитанию детей. Все это дает педагогам основу дляличностного роста, эстетического воспитания и творческого развития детей.
Таким образом, традиции народноголоскутного шитья складывались десятилетиями. Необходимо различать современноеискусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах, творческихсоюзах, индивидуальном творчестве профессиональных художников, мастеров-любителей,и подлинно народное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях,селах и малых городах России. Богатейший опыт народных мастериц — русскихкрестьянок лежит в основе творчества многих современных мастеров лоскутногошитья, служит источником выработки новых приемов создания лоскутных одеял,покрывал, различных ковриков. Лоскутная мозаика традиционных изделийпредставлена различными рисунками. Как правило, в них присутствуют детали вформе полоски, квадрата, треугольника, т. е. тех фигур, которые могли бытьвыпадами от прямого кроя русского костюма.
1.2 Художественные возможности текстильныхматериалов для лоскутной пластики
Ткань — наиболее распространеннаяразновидность текстиля, основа для шитья. От раскроя ткани при изготовлениишвейных изделий остается много разноцветных узорчатых небольших кусочков ткани— лоскутов, которые; являются прекрасным материалом для творчества. (14 с 45)
В лоскутном творчестве используются иотходы от шитья, и ткань, бывшая в употреблении, и новая ткань. Из текстильныхлоскутов (а это могут быть и кусочки трикотажного полотна, обрезки лент, тесьмыи т.п.) делаются одеяла, подушки, панно, салфетки, игрушки, сувениры. Лоскут используетсяв костюме в качестве декора. Детали одежды могут выполняться полностью из лоскутов(как бы лоскутной ткани) или использоваться в качестве отделки.
Ткань — это мягкий, пластичныйматериал. Отсутствие жесткости — то главное, что отличает изделия из ткани и лоскута.И это относится не только к форме изделия, но и к рисунку орнамента.
Ткани отличаются, друг от друга поцвету, рисунку, фактуре, толщине, плотности и т.д. Эти и другие различия тканейпри изготовлении художественных изделий могут служить изобразительнымисредствами. Так, например, сочетание различных тканей (ситец, вельвет, бархат,атлас, мешковина и т.п.) обогащает фактуру лоскутного полотна в целом, делаетего более выразительным в художественном отношении.
Особого внимания заслуживают цвет ирисунок ткани. При использовании в орнаментальном рисунке тканей разнообразныхцветов можно достичь высокой степени декоративности лоскутного полотна. Цвет ирисунок ткани определяют узор лоскутков. В лоскутном творчестве используютсягладкокрашеные (одноцветные) ткани и узорные. Рисунок на ткани может бытькрупный и мелкий, плотный и разреженный, равномерно и неравномернорасположенный, растительный и геометрический, четкого очертания и как бы размытыйи т.д. Рисунок ткани может быть одноцветным и многоцветным и располагаться наразноцветных фонах.
В одном небольшом лоскутке иногдаможно насчитать до десятка различных цветов и оттенков. [Приложение]
Наиболее употребимы в лоскутномтворчестве ткани с мелким растительным рисунком, заполняющим все поле ткани. Скрупным рисунком нужно быть осторожнее. Неудачно подобранный рисунок лоскута(например, резкие, контрастные линии крупного рисунка ткани) может нарушитькомпозицию полотна. Ткани с ритмическим рисунком, такие, как клетка и полоска,могут дать необычный декоративный эффект, если их применять осмотрительно.
Желательно иметь ткани и лоскутыразличных оттенков каждого основного цвета. Это позволит выполнить такназываемую растяжку или «раскат» цвета, т.е. плавный переход оттенководного цвета от светлого к темному.
Предпочтительнее использовать тканиплотных сочных цветов. Проигрывают в лоскутных изделиях большие фрагментыпастельных цветов, бельевые ткани с редким рисунком на светлом фоне.(14 с 45)
Лоскутное творчество подобноволшебству. Из разрозненных маленьких кусочков, принадлежащих разным тканям,искусная рука мастера создает что-то совершенно новое, цельное, обладающеесильным эмоциональным воздействием на зрителя. Таким образом, создается новая,необычная ткань. Иногда в таких полотнах из лоскутов как бы продолжается жизньстарых вещей, и связанные с ними воспоминания согревают душу. Лоскутные изделияочень органично входят в дом, быт, создавая тепло и уют.
Каждый лоскуток ткани — это отдельнаясистема со своей цветоорнаментальной организацией. Чтобы соединить множествотаких систем в единое целое, не получив при этом малохудожественный хаотичныйбеспорядок, чтобы добиться цельности, художественной выразительности изделия,необходимо обладать не только художественным вкусом, но и соответствующими знаниями.Знания закономерностей цветовых сочетаний, построений орнаментальных композицийпомогут не допустить грубых ошибок в работе и добиться желаемых результатов.
Совмещая в работе ткани различныхфактур и плотности, можно добиться интересных эффектов. Например, составляябукет, можно выбирать материалы различной толщины, выполняя цветы из шелка илиситца, а листья и стебли из сукна или гобеленовой ткани. Но, сочиняя многоплановыйпейзаж, на фоне и заднем плане лучше использовать более легкие ткани, а деревьяна переднем плане сделать из плотных материалов. Работая с буклированнойтканью, вельветом, материалом с начесом или ворсом, всегда исходите из размеравашей картины. В маленьких работах эти ткани могут грубо смотреться. Ихфактурность не будет соответствовать масштабу картины. Участие таких материаловдолжно быть отмерено буквально «гомеопатическими» дозами. Зато в большом паннорубчики вельвета станут крышей дома, а буклированная шерсть прекрасно передасткору старого дерева.
Бархат
Работа с бархатными тканями одновременнои сложна и интересна. Бархат — материал коварный. Попробуйте вставить в работулоскут малинового ситца — и он придаст ей яркость. А теперь замените его такимже по цвету бархатом, и… вы рискуете получить от зрителей упрек в безвкусице!В бархате очень многое зависит от оттенка, и нужно это почувствовать. Интересно использовать такое свойство бархата (и другихворсовых тканей), как изменение тона взависимости от направления ворса. Желая получить в работе бархатный фон, решите,стоит ли сделать его светлее и шелковистее, положив ворсом вниз, или лучшебудет смотреться густой насыщенный цвет и пушистая фактура.
Бархат прекрасно подойдет и дляосновного фона работы, и поддержит более яркую деталь темным контуром илитенью. Выкроенные маленькие фрагменты бархата, вставленные в букет, дадутэффект второго плана и объем. Такие фрагменты необходимо проклеивать по контурутонким слоем густого ПВА. Обметывать бархат на машинке не рекомендуется, таккак шов сминает ворс. Лучше, по возможности, делать мягкий подгиб и пришивать егоот руки. Чтобы разнообразить поверхностьгладкого бархата, обработайте его крахмальным раствором. Делается это так: порисунку вырежьте трафарет из плотного провощенного картона или пластика.Разведите крахмальный раствор. (3 с 34)
Трафарет прижмите к бархату и жесткойщеткой, намоченной в растворе, прогладьте рисунок против ворса ткани. Так«прорисовывается» весь нужный вам кусок бархата. После высыхания на немостается более темный рисунок за счет поднявшегося и зафиксированного ворса.
Шелк
Натуральный шелк — изумительный материал,легко драпирующийся в красивые складки. Но при работе с ним нужно учесть, чтоон сильно сыпется и край всегда необходимо обрабатывать. В работах, сшитыхвручную, шелковый фрагмент лучше всего пришивать с подгибом или обрабатыватькрай ножницами «зигзаг». В случаях, когда край должен оставаться на виду, можнопройти по нему спичкой или булавкой, смоченной густым ПВА. Таким же клеемзакрепляются повороты формы на объемных деталях (лепестки цветка). Из расписного шелка составляются букеты и кроны деревьев; изгладкого, прошитого объемными складками, вырастают горы и выкладываются фоны внатюрмортах. Накладывая послойно розовый шелк или шифон разных оттенков, можносоздать лицо на полотне.
Холст, рогожка, мешковина
Холст служит плотной основой дляаппликативных панно, но он может стать и главным действующим лицом. На гладкойфактуре холста с хорошо выраженным плетением нити прекрасно смотрятся объемныецветы, композиции из сукна, замши, гобелена. Изхолста и мешковины, крашеных или подкрашенных самостоятельно, получатся стильныевазы и корзины с фруктами. Холст прекрасно клеится ПВА и фиксируется на клею вжесткие объемные складки. Скроив детали из более мягкой мешковины и рогожки,прострочите их прямые края жесткой корсажной лентой или брючной тесьмой. Тогдаэти ткани будут лучше держать нужную форму. Прожелатинивхолст крепким раствором, вы получите жесткую, «стеклянную» ткань. Ей можнопридать любую форму и объем, который будет держаться после высыхания.
Вельвет, особенно с широкимирубчиками, станет подходящим строительным материалом для бревен избушки, скатакрыши или ступенек лестницы. Отдельно вырезанные полосы рубчика вельвета —хорошая отделка к работам с городским пейзажем.
Гобелен обычно красив и интересен сампо себе, как специальная декоративно-интерьерная ткань. Взятый в большомколичестве, он вызовет недоумение зрителя. Зачем делать картину из ткани сготовыми картинами? Поэтому обыграть лучше лишь отдельно выкроенный маленькийфрагмент гобелена — лист, цветок, узор. Они органично впишутся в составляемыйвами букет и обогатят его своим скромным присутствием. Такой выкроенныйфрагмент необходимо обработать по краям клеем, так как гобелен очень сыпучийматериал. (3 с 24) [Приложение]
Трикотаж и синтетика
Разнообразие этих тканей оченьвелико, но у них есть общие свойства, которые необходимо учитывать в работе саппликацией. Часто это ткани с ярким, активным рисунком, поэтому важно «не переборщить».Встречаются привлекательные, но сомнительные цвета, использовать которые не стоит.Они могут придать всей работе оттенок плохого вкуса. Вместе с тем массасинтетики с оригинальными расцветками поможет вам в работе. Так же, как итрикотаж, это ткани мягкие, хорошо драпирующиеся, слабо или мало сыплющиеся.
Кожа и замша
Кожа материал эластичный, тянущийся,в отличие от тканей, во все стороны. Если вам не хватает ее на нужную деталь,намочите кусок с лицевой стороны теплой водой и растяните на картоне илипенопласте кнопками, булавками или мелкими гвоздиками до нужного размера и оставьтедо высыхания. Конечно, кусок не может растягиваться до бесконечности, но понесколько сантиметров со всех сторон прибавится. Старую кожу можно подновить кремом для обуви, а радикально — покраситьморилками, анилином или тушью. Покрашенную этими красителями кожу нужно покрытьсверху жирной смазкой, например, вазелином. Такое окрашивание придаст кожеяркость и цвет, не меняя ее фактуры. Если вам нужно сделать кожу блестящей, подлак, покрасьте ее цветной нитроэмалью. Эти способы годятся только для декоративногоиспользования кожи. Красить замшу можноанилином, морилкой и акварелью, не покрывая потом жирной смазкой. Давленая поверхность делается на коже следующим образом:смочите водой тонкую кожу и положите на жесткую поверхность с выпуклойфактурой.( 3 с 22)
Это могут быть насыпанные зернагороха, пшена, бисер и другой рельеф. Поверх кожи наложите слой тонкогопоролона и все прижмите плоскостью не очень тяжелого груза (книгой). Высохнув,кожа останется рельефной.
Скроенную из кожи деталь, например,лепесток цветка, лучше сделать объемной. Подержите ее пинцетом над горящейсвечой или «поджарьте» на сковороде (без масла). Такой поджаренный лепестококруглится, и будет сохранять эту форму в дальнейшем. Детали из кожи и замши органично впишутся в работу, собраннуюиз других материалов. Обычно в аппликации используется тонкая кожа, так кактолстая будет «выпадать» из общего ряда тканей. Кожа прекрасно сочетается стесьмой, бусами, бисером, и на этом интересно построить всю работу. Замша хорошо передает фактуру шерсти животных, стволовдеревьев, деревянных кораблей и лодок. Вырезанныеиз кожи и замши тонкие ремешки служат для оформления декоративных сосудов, скрепляютмежду собой лоскуты плотных тканей, широкими же можно окантовать небольшуюработу. Из нарезанных из цветной кожи геометрических фигур выкладываются узорыи орнаменты.
Таким образом, художественныевозможности тканей не ограниченны. Так как они является — наиболее распространенной разновидностьютекстиля, основа для шитья. От раскроя ткани при изготовлении швейных изделийостается много разноцветных узорчатых небольших кусочков ткани — лоскутов,которые; являются прекрасным материалом для творчества. В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, иткань, бывшая в употреблении, и новая ткань. Из текстильных лоскутов (а это могутбыть и кусочки трикотажного полотна, обрезки лент, тесьмы и т.п.) делаютсяодеяла, подушки, панно, салфетки, игрушки, сувениры. Лоскут используется вкостюме в качестве декора. Детали одежды могут выполняться полностью из лоскутов(как бы лоскутной ткани) или использоваться в качестве отделки. А так как ткань — это мягкий, пластичныйматериал. Отсутствие жесткости — то главное, что отличает изделия из ткани и лоскута.И это относится не только к форме изделия, но и к рисунку орнамента.

Глава II Опытно-экспериментальная работа поизготовлению панно «Кармашки» для интерьера
2.1 Технологические основы лоскутногошитья
Современное лоскутное шитье взначительной степени отличается от традиционного шитья из лоскутов в техническойчасти. С появлением швейных машин практически ушло стачивание деталей вручную,появляются различные варианты стежки, как ручной, так и машинной. Сегоднясуществует много способов технического исполнения изделий из лоскута с применениемразличных приспособлений и инструментов, повышающих техническое качествоизделий и облегчающих труд исполнителя.
Существуют различные способыподготовки ткани к работе. Представляем некоторые из них. В лоскутном шитье используются как новые, так и бывшие вупотреблении ткани. Новые ткани желательно декатировать. Это в особенностиотносится к тканям, входящим в те изделия, которые впоследствии будутподвергаться стирке.( 4 с 25)
Декатировка — это дополнительная влажно-тепловаяобработка с обильным увлажнением материала, которая производится для первичнойусадки ткани. Декатировке подвергаются следующие виды тканей: хлопчатобумажные,льняные, шерстяные, из натурального шелка, смесовые ткани. Во избежание окрашивания не рекомендуется декатировать тканиразного цвета совместно. В зависимости от состава волокна ткани декатировкапроизводится следующим образом. Хлопчатобумажныеткани в расправленном состоянии следует на некоторое время поместить в емкостьс горячим мыльным раствором. Затем слегка отжать ткань и высушить. Так повторитьеще раз и прополоскать ткань. После второй обработки раствором ткань неотжимать, а повесить для стекания воды. Полувлажную ткань высушить прессовымидвижениями утюга, т.е. вверх-вниз без скольжения (поставить утюг на ткань,подержать несколько секунд, поднять утюг. И так продолжать до полного высыханияткани). Для шерстяных тканей процедура декатировкита же, что и для хлопчатобумажных, но температура воды не должна превышать40°С.
При высушивании шерстяных тканейрегулятор утюга необходимо установить на символ «шерсть». (4 с 28)
Тонкие шерстяные и шелковые тканидекатируются только утюжкой через влажную хлопчатобумажную ткань, беззамачивания. Влажно-тепловая обработка для таких тканей, как бархат, вельвет,проводится на мягких подушках или специальных щетках, предупреждающих смятиеворса. Смесовые ткани, т.е. ткани, состоящиеиз различных видов волокон (например, лен с лавсаном), декатируются по типунатурального волокна, входящего в эту ткань. Оченьмаленькие обрезки тканей разделяют по цвету и помещают в марлевые мешочки, а затемпросто стирают.
Некоторые виды тканей желательноподкрахмаливать. К ним относятся крепдешин, штапель, некоторые шелка и другиеподобные им ткани. Следует помнить, что на темных тканях крахмал может оставитьбелые пятна, поэтому в работе с такими тканями лучше использовать тонкий клеевойфлизелин.
Крахмаление.
Развести крахмал (1 ст. ложку) вхолодной воде (0,5 стакана) и наливать, помешивая, в ки­пящую воду (1 литр). Снять с огня, дать остыть под крышкой (чтобы не образовалась пленка). В таз с холодной водой(3-5 л) вылить остывший раствор. Размешать. Держать ткань в растворе 20 мин,два раза перевернув ее для равномерного насыщения крахмалом. Затем вынутьткань, слегка отжать раствор, не выкручивая ткань, и повесить для сушки.Утюжить ткань следует полувлажной, очень аккуратно, медленно продвигая утюг понаправлению долевой нити. Ткани разных цветов следует крахмалить отдельно воизбежание окрашивания.
В современном лоскутном шитьесуществуют понятия «сетка» и «шаблон». Сетки и шаблоныпозволяют выполнить мозаичные лоскутные орнаменты технологично и качественно.
Сетка — простейший чертеж, на линияхи узлах которого можно построить однотипные орнаменты (своеобразный каркас длядеталей лоскутного орнамента). Узел — пересечение линий сетки. Введя понятие«сетка», можно классифицировать множество разнообразных лоскутныхрисунков. Самые простые сетки прямоугольные.
Основные прямоугольные сетки: 3x3,4x4, 5X5, 7X7 (по числу квадратов по горизонтали и вертикали) (рис. 4.2). Сетка6x6 состоит из четырех сеток Зх3. Габаритные размеры сетки определяютсоответствующие размеры рисунка.
Шаблон — лекало для выкраиваниядеталей лоскутного орнамента. Он представляет собой выкройку детали сприпусками на шов со всех сторон. Шаблоны бывают сплошные и сквозные. (4 с 56)
Сквозной шаблон — это рамка,полученная из сплошного шаблона, у которого вырезана середина по границевыкройки детали. Его используют, если необходимо выкроить деталь с конкретнымрисунком. Припуск на шов (ширина рамки шаблона) будет в этом случае больше (1 см).
Примечание. Величина припуска на шовопределяется шириной лапки швейной машины. Обычно это 0,6-0,8 см. Это делается для того, чтобы во время стачивания деталей край лапки продвигался по срезамдеталей. Таким образом, достигается ровная строчка.
Техника лоскутного шитья — совокупностьприемов и технологическая последовательность соединения лоскутов определенныхформ в орнаменты и полотна. Следует отличать технику от технологии.
Технология — совокупность процессовобработки материалов. Можно говорить о технологии лоскутного шитья в целом, отехнологии изготовления лоскутного изделия, но с использованием различных способови приемов, относящихся к техникам.
Блок — геометрическая иконструктивная единица лоскутного полотна, единица орнамента, модуль.
Основа — ткань с пониженнойрастяжимостью, на которую нашиваются лоскутные детали. Размеры основысоответствуют размерам отдельного орнамента — блока или лоскутного полотна.
Структура ткани — строение ткани,определяемое видом волокон, входящих в нее, и переплетением нитей. Например:рыхлая, плотная структура.
Шаблоны
Изготовление лоскутного изделия(почти каждого) начинают с подготовки шаблонов, по которым кроят. Они могутбыть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов ит.д.
Так как одними и теми же шаблонамиприходится пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстогокартона, пластика, оргстекла. Самые удобные — из оргстекла или прозрачногосветлого пластика: через них при раскрое виден рисунок ткани. Шаблон делают так: вычерчивают на картоне нужный контуршаблона без припуска на шов, затем со всех сторон добавляют на припуск (5-10 мм или размер ширины лапки) и проводят второй контур (внешний). Теперь подкладывают под картончто-нибудь плотное, чтобы не прорезать стол, и острым ножом или скальпе­лемсначала режут по внутреннему контуру, а затем по внешнему. Получают шаблон сокошком (рамка). Так как постепенно у лоскутницы шаблонов накапливаетсядовольно много, то на них нужно ставить размер. При раскрое рамку накладывают на изнаночную сторону лоскута и обводят окошко и внешнийконтур. Если ткань темная, то кусочком мыла или мелом, если светлая — простымкарандашом, но не шариковой ручкой.
Затем шаблон убирают, и тканьвырезают по линии внешнего контура. Раскроив необходимое количество заготовок,их сострачивают по линиям окошка, то есть, отступив от края на размерприпуска.(4 с 57)
Рулик.
Обычно руликом обтачивают срезытонких тканей. Его кроят по косой из ткани изделия, а в лоскутном шитье чащевсего из контрастной, используя в качестве отделки. Ширина косой полоски длярулика должна быть в семь раз шире, чем срез, который нужно обработать. Шовутюжат «на ребро», подравнивают ножницами и плотно огибают полоской. Сгибполоски должен кос­нуться строчки на изнанке изделия. Теперь остается пришитьего потайным швом, прихватывая иголкой стежки строчки. Рулик должен быть тугой,без морщинок, перекосов и слабины.
Кант, или бейка
Кант, или бейка, — это тот же рулик,но только более широкий (от 1,5 до 5 см), и он, как правило, отличается поцвету от изделия. Ширина косой полоски равна удвоеннойширине канта в готовом виде плюс двойной припуск на шов, плюс 1 см на оттяжку и выравнивание края. Например, ширина канта в готовом виде 2 см, припуск на шов 6мм: 2 см х 2 = 4см, 4 см + 6 мм + 6 мм +1 см = 6,2 см.
Оборки и рюши
Изготовление оборок. Для оборок используют ленты или полоски из ткани, выкроенныепо косой или поперечной нити (иногда ткань складывают вдвое, чтобы необрабатывать срез оборки). По долевой их рекомендуется кроить только из оченьтонкой ткани, иначе сборочки на оборках топорщатся.
Бывает, что для отделки приходится использоватьне только податливую мягкую ткань, на которой сборочки получаются изящными имелкими, но и непослушную жесткую: на такой ткани вместо оборок лучше заложитьмелкие складочки.
Прокладывание стежков для сборочек.Вдоль верхнего края оборки прокладывают 2 параллельных ряда стежков. Если этуработу выполняют на швейной машине, то ткань строчат двойным стачным швом срасстоянием между рядами стежков 5-8 мм. Стежки должны быть предельно длинными:для тонкой ткани на 5 см строчки должно приходиться не более 20 стежков, дляболее плотной — не более 15. Лучше всего сделать несколько пробных строчек налоскутике и определить, какая из них дает наиболее красивые сборочки. Некоторые стараются быстрее отделаться от этой кропотливой работыи подчас прошивают оборку только один раз, притом крупными стежками. В результатесборочки образуются неравномерно, со множеством перекосов. На длинных оборках ряды стежков прокладывают не сразу по всейдлине, а по частям, каждый раз закрепляя нитку в начале отрезка и обрывая вконце. Чтобы быстро и правильно распределить сборочки, оборку с проложеннымистежками делят на одинаковые отрезки: сначала ее складывают пополам, ставятметку, каждую половинку — опять пополам, и, если необходимо, еще и каждуючетверть — пополам и каждый раз помечают.
На столько же частей делят линиюпришивают на изделии и затем прикалывают оборку к соответствующим меткам наэтой линии.
После этого вынимают булавку из«восьмерки» и освободившиеся концы тянут, продвигая ткань по ниткам до серединыоборки, пока она не уровняется с линией пришива. Вытянутые нитки закрепляют«восьмеркой» на булавке, вколов ее в начало оборки, а присборив вторуюполовину, закрепляют нитки в конце оборки.(4 с 59)
Пришив оборок по краю изделия. Способ пришива зависит от толщины ткани, из которой сшитаоборка.
Способ 1 — для тонкой ткани. В этомслучае оборку и изделие скалывают по меткам (лицевая с лицевой) и со сторонысборочек строчат, не вынимая булавок, между двух линий стежков, одновременно аккуратнораспределяя под иглой ткань и прижимая ее с обеих сторон лапки, чтобы необразовалось складочек и не перекосились сборочки. Далее срезы приутюживают «наребро», обметывают вручную или зигзагом, оборку отворачивают и, если оназамялась, отглаживают острым концом утюга, работая только под прямым углом кстрочке и не заходя за нее.
Способ 2 — для толстой ткани. Крайизделия загибают на изнаночную сторону, заутюживают, отмечают середину инакладывают на лицевую сторону готовой присборенной оборки, сколов посередине ипо краям, затем сметывают и настрачивают у самого края. Срезы обметываютвручную.
Способ 3 — для любого вида ткани.Выкраивают бейку шириной 4 см по косой или поперечной нити и утюжат, чутьвытягивая в длину. Далее ее сметывают с готовой присборенной оборкой (лицевая слицевой).
Втачные оборки. Оборками украшают не только края изделия, но и вшивают их вполотно там, где необходимо, не разрезая его.
Способ 1 — для изделий из тонкойсыпучей ткани. На лицевой стороне изделия намечают линию пришива оборки иприкалывают к ней готовую оборку (лицевой стороной вверх), расположив ее срезна линии пришива. Оборку пристрачивают между двумя рядами стежков. Накрывают ееверхней частью изделия, согнув ткань и плотно прижав сгиб к срезу сборки,прикалывают булавками — срез оказался внутри.
Далее пристрачивают оборку второй разпо тем же стежкам и отворачивают верхнюючасть изделия — срез оборки оказался спрятанным в небольшой складочке.
Способ 2 — для изделий из любого видаткани. В этом случае оборку пришивают с помощью бейки. Ее выкраивают по косойили поперечной нити (ширина 4 см), затемутюжат, чуть вытягивая в длину, и приметывают к готовой присборенной оборке,сложив их лицевыми сторонами и уровняв срезы.
Рюши. Рюши — это те же самые оборки, только узкие и с двумя открытыми срезами(у оборок один срез всегда спрятан). Перед настрачиванием рюша на изделие краярюша должны быть подшиты. В лоскутном шитье для рюшей чаще всего используютфабричные ленты или тесьму с уже готовыми обработанными краями.
Рюш «змейка». Для «змейки» нужнаузкая лента или не слишком жесткая тесьма шириной 2-3 см и длиной втрое больше, чем линия пришива на изделии.
По краям ленты намечают точки вшахматном прядке с интервалами, равными двойной ширине ленты или немногоменьше: чем меньше расстояние между точками, тем уже получится «змейка». Точкисоединяют карандашными линиями и прокладывают по ним мелкие стежки, продвигаясьот одного края ленты к другому. Нитка должна быть прочной и в цвет ленты. Затемнитку подтягивают, и лента превращается в рюш «змейка». На «змейке» поправляютскладочки и вручную пришивают к изделию прочной ниткой в цвет рюша.(4 с 55)
Таким образом, можно определить, чтосуществует огромное количество приемов и способов выполнения изделий с помощьюлоскутного шитья. Например: декатировка, крахмаление, сетка, узел, использование шаблонов простых и сквозных,применение рулика, канта, или бейки, а так же оборки и рюши. Все это способствует наилучшемувыполнению изделий в технике лоскутного шитья. Современное лоскутное шитье взначительной степени отличается от традиционного шитья из лоскутов втехнической части. С появлением швейных машин практически ушло стачивание деталейвручную, появляются различные варианты стежки, как ручной, так и машинной.Сегодня существует много способов технического исполнения изделий из лоскута с применениемразличных приспособлений и инструментов, повышающих техническое качествоизделий и облегчающих труд исполнителя.
2.2 Технология изготовления декоративных панно для интерьера.Последовательность изготовления Примечание, зарисовки
Шаг 1 Делаем основу для нашего панно, мы берем ткань, определенного размера, выкраиваем две одинаковых по размеру детали и приутюживаем.
Переносим эскиз нашей работы на данную деталь.
/>www.myjane.ru/articles/text/?id=846 Шаг 2. Теперь наша задача изготовить кармашки, разных размеров и цветов, в которые и будут складываться различные приятные мелочи. Изготовить нужно: карман-муфту, большой двойной карман, и различные маленькие кармашки.
/>
www.myjane.ru/articles/text/?id=681 Шаг 3. Большой прямоугольник ткани сложите поперек и стачайте, оставьте свободным учас­ток 10 см. Надсеките углы, выверните и отсрочите. Сложите карман-муфту пополам и прикрепите 4 пуговицами.
/>
www.myjane.ru/articles/text/?id=774 Шаг 4. Подогните верхний срез кармана и застрочите. В середине большого нижнего кармана заложите встречную складку глубиной б см, а по бокам односторонние складки глубиной 3 см. Пристрочите большой двойной карман к низу изделия. В середине разделите карманы вертикальной строчкой. Закрепите верхние складки закрепкой. Пристрачиваем, все оставшиеся кармашки к изделию.
 /> Шаг 5. Берем две получившиеся детали и складываем их лицевыми сторонами внутрь. Соединяем между собой эти две детали, оставляя маленькую дырочку в том месте где у нас будет петля. Обрабатываем края, и выворачиваем изделие. Открытые края скалываем булавками, предварительно вставив в отверстие нашу петельку и обстрачиваем лапкой.
/> Шаг 6. По низу можно пришить каемочку, тесьму и так далее. Можно украсить лентами, мелкими игрушками и бантами.
/>

Заключение
Сшивание лоскутков (пэчворк) ипростегивание изделий (квилт) в том или ином виде присутствовали во всехкультурах мира. Стёжка появилась несколько тысячелетий назад в странах Востока.Она служила для соединения нескольких слоев ткани при шитье одеял, халатов.
Если раньше лоскутные изделия былипризнаком простоты и бедности, то теперь пэчворк и стежка превратились всвоеобразный вид искусства. Особенно красивые произведения – впечатляющие пооригинальности и разнообразию материалов, структур, форм и цветовых сочетаний –принято вешать на стены как картины или ковры.
В данной работе нами были рассмотреныи изучены:
— Традиционные приемы лоскутного шитья, и мы узнали, что необходимо различать современноеискусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах, творческихсоюзах, индивидуальном творчестве профессиональных художников, мастеров-любителей,и подлинно народное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях,селах и малых городах России. Богатейший опыт народных мастериц — русскихкрестьянок лежит в основе творчества многих современных мастеров лоскутногошитья, служит источником выработки новых приемов создания лоскутных одеял,покрывал, различных ковриков. Лоскутная мозаика традиционных изделийпредставлена различными рисунками. Как правило, в них присутствуют детали вформе полоски, квадрата, треугольника, т. е. тех фигур, которые могли бытьвыпадами от прямого кроя русского костюма;
— Рассмотрены художественные возможности тканей, возможностикоторых не ограниченны. Так как они является — наиболее распространенной разновидностьютекстиля, основа для шитья. От раскроя ткани при изготовлении швейных изделийостается много разноцветных узорчатых небольших кусочков ткани — лоскутов,которые; являются прекрасным материалом для творчества. В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, иткань, бывшая в употреблении, и новая ткань.
Из текстильных лоскутов (а это могутбыть и кусочки трикотажного полотна, обрезки лент, тесьмы и т.п.) делаютсяодеяла, подушки, панно, салфетки, игрушки, сувениры. Лоскут используется вкостюме в качестве декора. Детали одежды могут выполняться полностью из лоскутов(как бы лоскутной ткани) или использоваться в качестве отделки. А так как ткань — это мягкий, пластичныйматериал. Отсутствие жесткости — то главное, что отличает изделия из ткани и лоскута.И это относится не только к форме изделия, но и к рисунку орнамента;
-Экспериментальная часть отражает работу по освоениютехнологических приемов обработки ткани для лоскутного шитья и определено, чтосуществует огромное количество приемов и способов выполнения изделий с помощьюлоскутного шитья. Например: декатировка, крахмаление, сетка, узел, использование шаблонов простых и сквозных,применение рулика, канта, или бейки, а так же оборки и рюши. Все это способствует наилучшемувыполнению изделий в технике лоскутного шитья. Современное лоскутное шитье взначительной степени отличается от традиционного шитья из лоскутов в техническойчасти. С появлением швейных машин практически ушло стачивание деталей вручную,появляются различные варианты стежки, как ручной, так и машинной. Сегоднясуществует много способов технического исполнения изделий из лоскута с применениемразличных приспособлений и инструментов, повышающих техническое качествоизделий и облегчающих труд исполнителя;
-Эксперимент позволил перейти кпрактической части — творческой работе в виде панно «Кармашки», выполненное втехнике лоскутной пластики, которое будет служить нам наглядным пособием дляпроведения кружка «Лоскутное шитье». Данная работа будет опорой для выполненияпрактических творческих заданий учащимися.
Искусство лоскутного шитья можносравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть – иголка сниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр. Своеобразныелоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и длякухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки,декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки). Эти вещисделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и другихтаких нет во всем мире.
-На основе этого разработано методическое обеспечениедля проведения кружка в технике лоскутного шитья, в которой представлены:тематический план для проведения кружка «Лоскутное шитье» рассчитанный на 60учебных часов; методические рекомендации и развернутая программа по проведениюзанятий;
Таким образом, проведенноеисследование помогло достичь поставленную цель и решить задачи поставленныенами.

Библиография
1. АндрееваИ. – Шитье и ркукоделие: энциклопедия – Москва.Большая Российская энциклопедия,1994.
2. АнтроповаИ. – Шитье: энциклопедия – Москва.Большая Российская энциклопедия ,2004.
3.Бакадур Н.-Полная энциклопедия женских рукоделий – Москва.Олма-Пресс1987.
4. Будур Н. Полная энциклопедия женскихрукоделий.Москва. Олма-Пресс, 1999.
5. Геронимус Т.М. Технология. Изд.АСТ-ПРЕСС ШКОЛА
6. Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ» Москва.1986
7. Ереминко Т. Иголка-волшебница.М.: Просвещение, 1987.
8. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество» Ростов на Дану«Феникс» 2002
9. Клисов.Игорь, статьи из журнала «Художественный совет» 3(49)2006 и4(50)2006.
10. КонышеваН.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования.– М.: “Академия”, 1999. – 192с.
11. МителлоК. Аппликация техника и исскуство. Москва. «Эксмо». 2005.
12. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутныеподушки и покрывала. Москва.
«Эксмо».2004.
13. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. Москва. «Школьнаяпресса». 2004.
14. Попова С.- Дамское рукоделие- ТОО ПК Инжиниринг, Лтд. НижнийНовгород. 1993.
15. СимоненкоВ.Д., Матяш Н.В. Технология: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учр. — М.:Вентана-Граф, 2000.- 192 с.
16.Тарановская Н.В. “Маленькие чудеса”. — Ленинград: “Детская литература”,1981
17. ХабенюкЕ.Ш. Deko хобби и декор. 6/21/2006/ Карманноесчастье. 71 стр.
18. ШпикаловаТ.Я., Поровская Г.А. “Возвращение к истокам: Народное искусство и детскоетворчество”. — М.: Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2000 г.
19. “Юный художник” ежемесячный журнал по ИЗО №№ 7,10 (годовой кругпраздников), № 10,1983 г. (история костюма).
20. Энгельс Рит. Лоскутная пластика. Изд. Рио-Гранд, 2006.

Приложение 1
Методические рекомендации для организации внеклассной работы
в кружке «лоскутное шитье»
Пояснительная записка
Общеобразовательная школа призвана обучать,воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям. Вконтексте профильного обучения на этапе предпрофильной подготовки целямиобразования являются также определение области возможных профессиональныхинтересов и предпочтений, учащихся 8-9-х классов и оказание им помощи вправильном выборе профиля дальнейшего обучения. Это возможно за счет примененияспециальных проективных методик1 и разнообразных элективных курсов(курсов по выбору), представляющих собой своего рода профессиональные пробы.Элективные курсы, имеющие как теоретическую, так и предметно-практическуюоснову, позволяют учащимся не только получить знания о какой-либо деятельности,но и реально попробовать свои силы на практике. С этой точки зрения труднопереоценить практико-ориентированную предметную область «Технология».
Важный аспект трудового обучения — соединение обученияконкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельно­стьюдекоративно-прикладного характера. Известно, что мастерство в художественнойдеятельности проявляется с двух одинаково важных сторон: художественной итехнологической. Однако на практике учащиеся на уроках технологии (трудовогообучения) чаще занимаются освоением технологических и технических приемов поотдельным видам художественного ручного труда. В этой связи есть основаниеговорить об освоении не просто технологий, а художественных технологий.Организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся — одно изусловий успешности формирования их технологической культуры. Но опытпоказывает, что многие учителя испытывают в этой работе значительные трудности.
Чтобы преодолеть их, они нуждаются в повышении своегопрофессионального мастерства в области технологий, связанных с художественнойобработкой материалов. Учебный курс призван повыситьхудожественно-эстетическую культуру учителя, вооружить его специальнымизнаниями и умениями по конструированию и шитью оригинальных изделий из лоскутаи методике обучения школьников этому модулю содержания предмета «Технология».
После обучения многие слушатели активно применяют науроках художественную работу с текстильным лоскутом. Приступая к ознакомлениюшкольников с художественным лоскутным шитьем, необходимо иметь в видуследующее. Изучение традиций, особенностей русского, народного и зарубежноголоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяетощутить связь времен. Посещение ими выставок, музеев декоративно-прикладного искусстваповышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.
Использование текстильного лоскута в качествеизобразительного материала предполагает ознакомление учащихся схудожественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества.Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввестиребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научитьсоздавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.
Лоскутное шитье — это, как правило, орнаментальныекомпозиции. Следовательно, дети знакомятся с понятиями, закономерностямипостроения орнаментов. На этапе составления орнаментов, поиска оптимальныхкомпозиционных решений возможно использование компьютера.
Выполнение учащимися предусмотренных программой трудовогообучения изделий (фартука, юбки) с использованием текстильного лоскута можетпревратиться в увлекательное занятие, так как каждый этап работы сопряжен створческим поиском. Кроме того, этот вид рукоделия позволяет использовать отходытекстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении.
Тематический план занятийТемы Количество часов В том числе теоретические занятия практические занятия
1. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества. Традиционное лоскутное шитье России. Технологические основы лоскутного шитья
2. Цвет. Цветовой круг
3. Гармоничные сочетания цветов. Техника «полоска»
4. Орнамент. Виды орнаментов. «Свободная техника»
5. Законы орнаментальной композиции. Техники «квадрат», «треугольник»
6. Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья
7. Технология работы над лоскутным изделием
8. Современные формы традиционного лоскутного шитья
9. Панно «Домик с кармашками»
10
10
10
10
10
10
10
10
10
4
4
4
4
4
4
4
4
4
6
6
6
6
6
6
6
6
6
10. Экскурсия
Итого: 100 часов
Программа
100 часов 2 года
1. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества.Традиционное лоскутное шитье России. Технологические основы лоскутного шитья.Путешествие в историю ремесла: от наскальных рисунков и древних предметов бытадо современных изделий художественных промыслов. История лоскутной техники.Вводное занятие: Что нужно для работы?
2. Цвет. Цветовой круг. Законы сочетания цветов. Построение чертежасалфетки. Составление геометрического узора салфетки из квадратов.
3. Гармоничные сочетания цветов. Техника «полоска». Узоры изполосок. Способ сборки полотна «по кругу». Цвета,теплые, холодные, черный,белый и серый, красный — зеленый, оранжевый — синий,желтый — фиолетовый. Принципсборки лоскутного полотна по строкам. Сборка верха изделия.
4. Орнамент. Виды орнаментов. «Свободная техника». Построениечертежа салфетки. Составление геометрического узора салфетки из квадратов. Узоры из квадратов. Способ сборки полотна «по строкам». Узорыиз полосок. Способ сборки полотна «по кругу». Узоры из прямоугольныхтреугольников. Способ сборки лоскутного полотна в стиле «крейзи».
5. Законы орнаментальной композиции. Техники «квадрат», «треугольник».Узоры из квадратов. Аппликация. Технология преодоления тупого угла. Составлениесюжетов в сочетании лоскутной мозаики и аппликации.
6. Приемы получения разнообразныхфактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья. Составлениемэскизов будущих лоскутных изделий. Затем эти эскизы обсуждаются, а по лучшим изних выполняются изделия. Раскрой полосок из «косынки». Стачивание косых полосок.
7. Технология работы над лоскутнымизделием. Способы окончательной обработкиизделий девочки усваивают не на образцах, а на подготовленных к отделкеизделиях. Уровень учащихся позволяет в процессе работы над изделием решить,какой вид отделки можно применить к данной вещи. Обтачивание срезов косыми полосками. Экономный раскройполосок.
8. Современные формы традиционного лоскутного шитья.Изучение современных форм, наглядных пособий, журналов. Выбор изделия дляпрактической работы. Эскиз. Шаблоны. Подбор ткани. Нарезка лоскутов.
9. Панно «Домик с кармашками». Изготовление панно.
Большое внимание необходимо уделять технологическомуаспекту лоскутного шитья. Без овладения технологией трудно добиться высокогокачества изделий. Изучение различных технологий в области лоскутного шитьяможно отождествить с изучением азбуки или таблицы умножения, овладев которыминеобходимо стремиться работать свободно, творчески, индивидуально. Эту мысльпедагог должен проводить, работая с детьми.
Вместе с тем, обучая детей художественно-декоративномутворчеству, недопустимо ограничиваться освоением лишь технических приемов, механическимповторением образцов, т.е. репродуктивной деятельностью. В понятии«творчество» заложено создание нового, того, что ранее не былоизвестно. А словосочетание «художественная обработка материалов»подразумевает не только технические, но и эстетические параметры изделий.Декоративно-прикладные изделия призваны украшать жизнь человека, т.е. бытьполезными и одновременно красивыми. Декоративная вещь создается по«законам красоты», которые необходимо знать.
В обучении предметной деятельности декоративно-прикладногохарактера равно важны и процесс, и результат.
В начальной школе дети, еще не владеющие навыкамишитья, могут заниматься аппликацией, наклеивая отдельные лоскутки ткани на бумажнуюоснову. Аппликация может быть сюжетной или геометрической (орнаментальной). Ваппликативной лоскутной мозаике на этом этапе целесообразно использоватьограниченное число цветов. Меняя их расположение, дети составляют различныеварианты одного и того же рисунка, выбирают наиболее удачный.
Учащиеся среднего и старшего школьного возраста могутвыполнять сложные, многоэлементные и многоцветные лоскутные изображения. Ноэтой работе должны предшествовать занятия по изучению основ цветовой грамоты.
В целом работа с детьми в области художественнойобработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в нихтворческое начало, научить понимать и любить красоту.

Приложение 2
Смета расходов на изготовление дипломной работы: Панно – кармашки.
Себестоимость работы:
1) Расход на материалы 248 руб.
2) Тарифная ставка мастера декоратора. 25 р. 47 коп. час.
3) Трудоемкость: = 762 р, за месяц 30 часов
Итого: 1010 р
Стоимость работы:
Аренда 400р кв. метр. – помещение класса использованное мной — 2кв.метров= 800 руб. за месяц
Электроэнергия 1 клв. -2р 45 коп. – за месяц – 30 клв. = 73.25
Итого: 1883 руб. 75 коп.
Таким образом, можно сделать вывод,что средства, затраченные на изготовление панно — кармашков затрачены поминимуму, благодаря тому, что основная часть работы состоит из лоскутов аименно из остатков ткани.

Приложение 3
Советы по комбинированию цвета.
Цвета условно распределили на двегруппы: «теплые» и холодные. Теплые — красный, оранжевый, желтый — напоминают осолнце и тепле. Холодные — зеленый, голубой, синий и фиолетовый (цвета воды ильда) — о холоде. Интересно, что «тепло» и «холод» любого цвета зависят оттого, какой оттенок в нем преобладает. Например, если в зеленом присутствуетхоть немного желтого, то этот зеленый цвет перестает быть холодным, а становитсятеплым.
Существует также нейтральная группацветов — черный, белый и серый. Однако вернемся кнашим лоскутам и посмотрим, как ведут себя теплые и холодные цвета в кусочкахтканей. Проведите такой опыт: внимательно рассмотрите лоскутик, на котором естьхотя бы маленькое пятнышко красного цвета, и вы убедитесь, насколько онобросается в глаза и кажется обманчиво большим в сравнении, например, с соседнимфиолетовым цветовым пятном, хотя по размеру оно больше красного. Этуспособность теплых цветов выделяться необходимо, учитывать, чтобы неперегрузить лоскутную композицию каким-либо теплым цветом.
Цветовой круг
Соединяя различные цвета, используютв основном два приема: сочетают контрастные цвета или родственные. Вот здесь иприходит на помощь цветовой круг — остроумное изобретение, помогающее увидетьвсе основные цвета, собранные вместе. Кругиногда делят для удобства на 6, 12 или 24 сектора, но цветоваяпоследовательность всегда одна и та же. Мы воспользуемся шестисекторным кругом.
Примером родственного сочетанияцветов могут служить оттенки цвета любого из секторов, скажем красного.Оттенков множество: от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасносмотрятся, плавно переходя один в другой. Цвета секторов, расположенныхнапротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный —зеленый, оранжевый — синий, желтый — фиолетовый. Оказавшись по соседству (один«теплый», а другой «холодный»), они становятся более насыщенными и усиливаютяркость друг друга.
Некоторые «премудрости»
При электрическом свете под желтымилучами лампочки цвета становятся теплее. Поэтому подбирать все лоскуты дляизделия нужно при одинаковом освещении, лучше дневном. Наиболее удачный вариант сочетания пестрой и однотонной ткани,если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой.
«Растяжка», или «раскат», цвета — этоего плавный гармоничный переход в одной цветовой гамме, например от светлого ктемному или наоборот. Пользуясь этим приемом, в лоскутном шитье используютгладкокрашеные ткани, а также ткани с мелким рисунком. Не следует располагать рядом теплые и холодные тона одного итого же цвета, скажем, зеленый с желтизной и зеленый с синеватым оттенком.
Будьте внимательны, «сочиняя» широкийволан или кайму для покрывала. Следите, чтобы слишком яркая отделка не убилаосновной цветовой узор, — такое бывает. Осторожноработайте с белыми и черными лоскутами. Белый цвет в изделии буквально«кричит», заявляя о себе, черный же, на­оборот, «проваливается» среди пестроты.Используйте эти цвета в отделках: бейках, шнурках, узких кантиках.
Рекомендации по уходу за тканью.
1. Чтобы проверить, не линяет ли ткань, надо небольшой ееучасток смочить водой, слегка отжать и проутюжить через белую ткань. Если тканьлиняет, то на проутюжильнике останутся следы краски.
2. Из всех имеющихся тканей вырезать лоскутыпрямоугольной формы размером 4ХЮ см. Разложить их по цвету в пакеты иликоробки. Эти лоскуты являются своеобразной картотекой имеющихся в наличиитканей.
3. Направление нитей основы и утка можно определить покромке. Нити основы или долевая нить проходят вдоль кромки. Если кромкаотсутствует, то ткань следует потянуть в разных направлениях. Там, где онарастягивается меньше всего, проходит долевая нить.
4. Перед выкраиванием деталей кромку ткани необходимосрезать во избежание деформации лоскутного рисунка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.