Реферат по предмету "Политология"


Межэтнические конфликты между курдским населением Ирака и иракскими тюрками

Реферат: Межэтнические конфликты между курдским населением Ирака ииракскими тюрками

Иракские тюрки,иракские азербайджанцы или туркманы (Turkomans)являются третьей по численности (около 2 млн. человек) этнической группой Иракапосле арабов и курдов. Туркманы исторически создавали культурную буферную зонумежду арабами на юге и курдами на севере. Несмотря на многовековую оторванностьот остального Азербайджана, иракские тюрки сохранили свой язык, обычаи идуховную культуру. Культурным, научным, экономическим центром азербайджанскихтюрок в Ираке считается город Киркук. Кроме Киркука туркманы проживают вгородах Багдад, Мосул, Эрбиль, Ханакин, Телефер, Тоз Хурмату, Кифри, ГызылРыбат и др.
Официально литературнымязыком иракских тюрок считается киркукский диалект турецкого языка. Иракскиетуркманы исповедуют ислам как шиитского, так и суннитского толка. Около 30тысяч исповедуют христианство. Большая часть христиан проживает в Киркуке.Сельское население живет на равнине, здесь крестьяне производят пшеницу иячмень (до 90% пшеницы и 40% ячменя, выращиваемых в стране). Вся эта территорияомывается рукавами рек Тигр, Дияла, Беюк эль-Заб и др., что делает ее пригоднойдля земледелия. В горных районах Иракского Курдистана также есть несколькодеревень с чисто туркманским и смешанным населением.
Большая часть арабскихисследователей считает, что тюрки начали переселяться в Ирак с конца VII в. Ужево времена правления халифов из династии Омейядов (661–750 гг.) на их службенаходились особые войска, сформированные из тюрок-огузов. Впервые о массовомпереселении тюрок в Ирак упоминают арабские историки Белазури и ат-Табари,относя начало процесса к 673 г. Арабские династии Омейядов и Аббасидов(749–1258 гг.) относились к неарабскому населению вполне лояльно.Переселявшееся в VII-X вв. в южный Ирак тюркское население в основном было изТуркестана и Средней Азии. Массовое переселение огузов в Ирак продолжалосьвплоть до XIII в. После укрепления в Халифате сельджукской элиты и прихода ее квласти в 1055 г. процесс переселения огузов усилился.
Со времен первогоправителя из династии Аббасидов Джафара аль-Мансура (774–775 гг.), т.е. ссередины VIII в., начинается укрепление позиции тюрок как среди военной, так иполитической элит. Личная гвардия знаменитого багдадского халифа Харунаар-Рашида (786–809 гг.) состояла только из тюрок, что само по себе ужесвидетельствует об уровне доверия к ним в Арабском халифате. Влияние тюркскойэлиты в высшем политическом руководстве халифата еще более усилилось во временахалифа Му'тасима (833–842 гг.). Известный арабский историк Ас-Суюти отмечает,что Му'тасим во время церемонии по случаю провозглашения его султаном «былоблачен в тюркскую национальную одежду». Его мать была из рода тюрок, и халиф,окружив себя родственниками по линии матери, стремился укрепить их позиции ввойске и в политическом руководстве халифата. Опираясь на тюркскую элиту,Му'тасим нанес поражение Византии и подавил восстание Бабека (837 г.) вАзербайджане. Уже в X-XI вв. в Самарре, Мосуле, Киркуке, Эрбиле, Тикрите идругих населенных пунктах Ирака компактно проживало лишь тюркское население.
С приходом сельджуков вXI в. тюрки начинают играть главную роль на всем Ближнем и Среднем Востоке. Нос падением халифата Аббасидов в 1258 г. был положен конец и тюркским эмиратамсельджуков. Весь Ирак, как и весь Средний Восток, попал под властьтатаро-монгольского государства Ильханов (1258–1338 гг.), основанногоХулагу-ханом. Столицей нового государства стал город Марага в ЮжномАзербайджане. Вскоре монголы полностью смешались с родственным им местнымнаселением. С 1341 г. Ирак, как и весь Средний Восток, находится под властьютюркско-азербайджанского государства Джалаиридов (1341–1431 гг.), затемгосударств Кара-Коюнлу (1380–1468 гг.) и Ак-Коюнлу (1378–1508 гг.), территориякоторых охватывала часть современного Ирака, Азербайджана и Восточной Анатолии.В период войн между Османами и Сефевидами Ирак трижды попадал под властьазербайджанского государства Сефевидов. В первый раз – в 1565–1523 гг., вовторой – в 1529–1534 гг. и наконец, – в 1622–1638 гг. После этого вплоть до1918 г. Ирак находился в составе Османского государства.
На первых этапах впереселениях тюрок в Ирак главную роль играли огузы (и частично кыпчаки).Однако начиная с XVI в. основную массу составляют тюрки, мигрировавшие изазербайджанских земель. Часто это переселение проводилось азербайджанскимиправителями для укрепления своего влияния в Ираке. Особенно интенсивно этотпроцесс осуществлялся при основателе династии Сефевидов шахе Исмаиле I(1501–1524 гг.).
По мнению известноготурецкого ученого М.Ф. Кепрюлю, большая часть современных иракских тюрокявляется потомками выходцев из азербайджанских земель, о чем свидетельствуетанализ диалектов, фольклора, особенностей их литературы, обычаев и традиций.Следует напомнить о том, что семья великого азербайджанского поэта МухаммедаФизули жила в Ираке, куда его родные – из племени Баят – переселились изАзербайджана из-за феодальных распрей. Сам Физули родился в городе Кербела, гдепрожил до конца жизни, сочиняя свои произведения.
Туркманский язык можносчитать диалектом азербайджанского языка. Основные диалекты, на которых говорятиракские тюрки, следующие: диалект населения Киркука и Дагуга; диалектнаселения Тоз Хурмату; Телефер; Куфри и Гаратепе; Ханикин иГызыл Рыбат; Эрбиль и Алтун Керпю.
Языковым проблемампосвятил свое исследование турецкий ученый А. Бендероглу. Его труд «Ат-туркманфи-ль-Ирак ва-с-саура» (Туркманское население в иракской революции) былопубликован в Багдаде в 1973 г. Однако в период правления партии Баас молодежьне могла обучаться на родном языке. Если до 1937 г. лишь в нескольких школахосуществлялось преподавание азербайджанского языка, а в Киркуке его изучали какиностранный язык, отдавая ему несколько часов в неделю, то в 1937 г.азербайджанский язык был полностью изъят из школьной программы. Преподавателейазербайджанского языка нередко ссылали на юг страны и даже отдавали под суд запопытку нелегально учить детей языку.
После пораженияОсманской империи в мировой войне Ирак с 1918 г. находился под властьюангличан, а в 1920 г. было образовано Иракское королевство. Практически сразумежду новообразовавшейся Турецкой Республикой и Иракским королевством произошелконфликт по вопросу о принадлежности территории, где проживала основная частьиракских тюрок. Лига Наций, в которой тогда главную роль играла Великобритания,решила этот вопрос в пользу Ирака. Турки утверждали, что иракские тюркиявляются потомками солдат Османской империи, которые завоевали Ирак в первойчетверти XVI в. султаном Селимом Явузом после его победы над Сефевидами вЧалдыранской битве в 1514 г. Англичане же утверждали, что предки современноготюркоязычного населения Ирака пришли на эту территорию намного раньше XVI в. С1920 г. до 1958 г. официальный Багдад откровенно игнорировал законныегражданские права тюркоязычного населения Ирака. Издание газет, журналов, книгна азербайджанском языке было запрещено. С огромными усилиями со стороныазербайджанской интеллигенции издавалась литературная газета «Киркук», котораябыла основана в 1926 г. известным иракским литератором Хиджри-деде. «Киркук»издавалась на азербайджанском и арабском языках. В 1959 г. газета былапереименована в «Гавур багы», потом опять издавалась под прежним названием, а в1973 г. была закрыта. Никаких сведений об издании книг на азербайджанском(туркманском) языке вплоть до 1958 г. не обнаружено. С 1954 г. по 1962 г.просуществовала газета «Афаг» («Уфуглар»), где публиковались материалы олитературе и культуре азербайджанцев.
Азербайджанцеввытесняли из государственных учреждений только из-за того, что они не былиарабами. Те, кто пытался заявить о правах своего народа, жестко преследовались.Королевский режим Ирака проводил политику ассимиляции национальных меньшинстварабским большинством. Иракские тюрки не рассматривались как коренноенаселение. Азербайджанские семьи насильственно переселяли в места проживанияарабского большинства.
Как известно,политическое руководство страны в первую очередь занималось экономическим итехнологическим развитием регионов с арабским населением. Наблюдались случаиразжигания межнациональной розни. Естественно, что подобная ситуацияпровоцировала национальную рознь в стране. Еще в 20-е годы сформировалось ипользовалось большой популярностью среди иракских азербайджанцев общеиракскоедвижение «Аль-ахали» (народ). Это движение требовало от руководства страны«установить в Ираке парламентскую республику, предоставить народуконституционные свободы: независимо от того, к какому классу принадлежит каждыйчлен общества и какую религию он исповедует».
В июле 1946 г. быласовершена массовая расправа над азербайджанским населением в местности Гавурбагы, вызвавшая резкий протест в разных частях Ирака. В 1958 г. после падениякоролевского режима в Ираке была провозглашена республика. Новая властьобъявила о равенстве народов Ирака, о прекращении политики национализма. Этотпериод означал новый этап в жизни иракских азербайджанцев. Появляются печатныеиздания на родном языке: «Бешир» (1958 г.), «Ираг» (1966 г.), «Гардашлыг» (1961г.), «Юрд» (1970 г.) и т.д.6
В 1963 г. к власти вИраке пришло правое крыло Партии арабского социалистического возрождения(Баас). Прогрессивные силы страны были беспощадно подавлены. Вскоре врезультате восстания правые из Баас были свергнуты. Последующие четыре годапрошли относительно спокойно. Правительство Ирака приняло новуюполитико-экономическую платформу и проводило политику общественно-экономическихреформ. Однако 17 июля 1968 г. активисты из партии Баас совместно с группойофицеров-членов подпольной организации «Движение арабских революционеров»совершили государственный переворот, а 30 июля 1968 г. вся власть в странеперешла к руководству партии Баас и правительству во главе с генералом АхмадомХасаном аль-Бакром. Его первым заместителем стал Саддам Хусейн, который черезнесколько лет отстранил своего дальнего родственника от власти.
В сентябре 1970 г.Совет революционного командования Ирака (высший орган в стране) принялспециальный закон относительно общины иракских тюрок. На первый взгляд, этотдокумент предлагал программу мероприятий по улучшению социально-экономическогосостояния района расселения туркманов, а также меры по сохранению и развитию ихкультуры. В частности, предполагалось открытие 200 школ. На деле же былосоздано 120, но и они просуществовали недолго. В тот период Ирак переживалэкономический и культурный подъем. Но для туркманов было издано только 150книг.
В середине 70-х годов встране была осуществлена административная реформа, в результате которойтерритории, населенные исключительно туркманами, были объединены с курдскими иарабскими в единые округа. Одновременно таким же образом притеснялись и другиенациональности. Например, в Киркук было переселено много арабов с тем, чтобы встолице одной из богатых нефтью провинций арабы доминировали численно. СаддамХусейн своеобразно проводил национальную политику. Например, араб, бравший вжены туркманку, мог рассчитывать на получение «приданного» от государства вразмере 15 тысяч динаров. Естественно, что дети, родившиеся в таких семьях,регистрировались арабами. Были и другие методы: во время волнений в иракскомКурдистане в конце 1987 года правительственные войска разрушили село Джеймен, вкотором жили туркманы. Несколько человек были казнены, часть других пропали безвести.
Таким образом режимосуществлял политику арабизации населения страны. Впрочем, проводитьаналогичную политику в отношении курдов не удавалось. В результате в последнейконституции, принятой в 1990 году, сказано, что в Ираке проживают арабы икурды, никаких упоминаний о национальных меньшинствах уже нет.
В годы правленияСаддама Хусейна реальная численность иракских туркманов в отличие от другихэтнических групп была засекречена и считалась государственной тайной.Попытаемся провести подсчет на основе данных переписей, проводившихся в Ираке вХХ в. (их было пять).
Так, в 1947 г.население Киркука составляло 286 005 чел. (5,9% от всего населения); попереписи 1957 г. – 388 939 чел. (6% населения); по переписи 1965 г. – 473 626чел. (5,8% населения); в переписи 1977 г. (за период 1975–1977 гг. площадьКиркука уменьшились с 19 543 кв. км до 9 426 кв. км) – 495 425 чел. (4,15%населения). В переписи населения 1987 г. было просто указано, что совокупнаячисленность населения страны составляет 16 млн. человек.
В годы правленияСаддама во всех статистических справочниках Ирака численность туркмановуказывалась в пределах 2%, что, по мнению специалистов, не соответствовалодействительности. Следует отметить, что уменьшение численности населения,принадлежавшего к этническим меньшинствам, было традиционной практикойиракского режима. Точно так же власти относились к религиозным конфессиям, врезультате чего самая многочисленная конфессия – шииты – была признана второйпосле суннитов. Естественно, что подобная практика отражала потребностиукрепления режима личной власти Саддама Хусейна.
По статистике 1981 г.,население областей с компактным туркманским населением составляло 3 467 269человек. Численность населения в крупнейших городах составила: Мосул – 1 227 25чел., Салахаддин – 402 067 чел., Киркук – 567 957 чел., Диала – 637 778 чел.,Эрбиль – 632 252 чел. А общая численность населения Ирака – 13 669 689 человек.Если взять за основу 2%, «отведенные» тюркскому (туркманскому) населению, тодоля туркманов составляет 273 393 человек, или (по региону их проживания) –7,88%. То есть в областях с компактным туркманским населением из каждых 100человек 8 являются туркманами. Впрочем, некоторые специалисты утверждают, что вобластях, где тюрки проживают компактно, логичнее предположить, что туркманыздесь являются доминирующим этносом.
Сопоставление прежнихсправочников с более поздними показывает следующее. До 1960 г. 95% населенияКиркука составляли тюрки (туркманы). Однако в последующие десятилетия врезультате арабизации сюда были переселены десятки тысяч арабов, многиетуркманские селения были разрушены. Кроме того, с гор сюда спустилось многокурдов в поисках работы. В итоге количество туркманов в процентном отношенииснизилось с 95 до 75.
Есть и другой ракурс:по переписи 1957 г. (период монархии) в Ираке проживало 0,5 млн. туркманов;1959 года – 567 тыс. Характерно, что и эти цифры считаются заниженными, так кактемп прироста населения за год составляет 3,29%. Если использовать данные 1959г. в качестве базовых, то, учитывая традиционно высокий темп прироста населенияв туркманских семьях, можно предположить, что сегодня в Ираке проживаетприблизительно 4 миллиона туркманов.
Район проживаниятуркманов пострадал в период ирано-иракской войны (1980–1988 гг.). После войныв Заливе северные районы Ирака перестали быть подконтрольны саддамовскомурежиму. На территории, где курдское население доминировало, туркманы смогливыжить, только объединившись в национальное сообщество со своими выборнымиорганами. Однако из-за вражды между противоборствующими курдскимиорганизациями, сопровождавшейся боевыми действиями, община постоянноподвергалась опасности.
Репрессии ипреследования со стороны иракских властей, а также стремление курдов вытеснитьиракских тюрок из богатого нефтью района способствовали тому, что многиетуркманы, опасаясь за жизнь своих детей, стали переселяться в Европу, Канаду иСША, а также Турцию. Выехавшие за пределы Ирака туркманы попытались привлечьвнимание мировой общественности к положению своего народа в Ираке. В частности,в 1988 г. организация «Международная амнистия» поставила вопрос о бесправиинациональных меньшинств в Ираке.
Одновременно самитуркманы стали создавать свои политические структуры, которые пытались вступитьв диалог с иракскими властями, чтобы достичь национального равновесия на СевереИрака. Была создана Иракская национальная туркманская партия, Фронт иракскихтуркманов, Народная туркманская партия и другие организации, деятельностькоторых значительно способствовала подъему уровня самосознания иракских тюрков.
После свержениядиктатуры Саддама Хусейна, туркманы стремятся активно включиться в процессреформирования Ирака. Однако с самого начала они столкнулись с сопротивлениемпредставителей как прежней власти, так и лидерами национальных и конфессиональныхобщин, не желающих делиться властью. Примером тому стало назначениегубернатором Киркука курда, хотя известно, что 75% населения города составляюттуркманы.
Следует отметить также,что, готовясь к проведению операции в Ираке, американские спецслужбы провелиобработку руководителей курдских объединений, пообещав им содействие вукреплении позиций в ряде городов на Севере Ирака. Позиции более мелкихнациональных общин, в том числе иракских туркманов, не были учтены.
Результат подобнойполитики не замедлил проявиться. Не желая больше мириться с существующимположением, иракские тюрки провели перед резиденцией американскогопредставителя в Ираке П. Бремера демонстрацию. Лидеры иракских тюрок заявили,что туркманы полны решимости претендовать на достойную роль в переустройствеИрака и, не игнорируя соседей, занять свое место в представительных и иныхорганах согласно демографическому проценту.
Это была перваяорганизованная и объединенная политическая акция туркманского народа, прошедшаяпод эгидой Иракско-туркманского фронта. Десять тысяч человек специально прибылив Багдад, с лозунгами, знаменами и транспарантами они прошли маршем от отеля«Аль-Мансур» до резиденции П. Бремера. Американские военные не вмешивались вход демонстрации, но предприняли меры безопасности. Перед американскойрезиденцией демонстранты огласили текст заявления, а затем передали егопредставителю П. Бремера.
Характерно, что рядучастников марша демонстративно надел повязки на нижнюю часть лица, что должнобыло символизировать отношение к ним новых властей. Как сообщалось в турецкойпечати, причиной этой акции протеста являются игнорирование американскимивластями проблем иракских тюрок, несправедливый подход к ним при решениинекоторых вопросов, в частности, по поводу представительства в органахуправления страной.
Как известно, воВременном совете управления Ираком, состоящем из 25 человек, и которыйамериканцы сформировали по своему усмотрению, туркманы имеют всего одногопредставителя. Им стал Сонгул Чабук, но и он включен туда без ведомаИракско-туркманского фронта, в составе которого объединены все туркманскиеорганизации. В другом совете из 9 человек нет ни одного туркмана, тогда как дваместа отданы курдам – лидерам двух курдских движений Джаляля ат-Талабани иМасуду Барзани.
Естественно, чтоамериканская администрация объясняет свое решение тем, что, согласно их данным,туркманы «составляют… 1 процент от 25-миллионного иракского населения», тогдакак туркманы утверждают другое – их количество достигает 4 миллионов (то есть13% всего иракского населения).
Приоритет, отданныйамериканцами курдам, имел свои последствия: относительное затишье в отношенияхмежду туркманами и курдами на севере Ирака, просуществовавшее с начала иракскойкампании, было нарушено из-за грубой провокации курдов-полицейских из отрядаДжаляа ат-Талабани.
По информацииИракско-туркманского фронта (ИТФ), столкновения начались сразу после того, какв городе Тузхурмату (72 км от г.Киркук) полицейские разрушили мавзолей МусыАли, являющийся местом поклонения шиитов-туркман (по преданию, здесь отдыхалхалиф Али), и открыли огонь по протестующим. В столкновении были убиты 7,ранены 11 человек. Среди курдских полицейских ранены 3 человека. По одной изверсий, они погибли от пуль американских солдат, по другой, – от выстреловкурдских же боевиков.
На следующий день около5 тысяч жителей Киркука вышли на улицы с протестом. Они несли национальныефлаги и лозунги: «Киркук был тюркским и останется тюркским!», «Отомстим заТузхурмату!». На крыше самого большого дома на площади перед резиденциейгубернатора Киркука митингующие подняли флаг ИТФ. Некоторые ораторы призывалиТурцию принять меры и ввести войска.
В митинге наряду стуркманами приняли участие также поддерживающие их арабы из четырех племен,проживающих в Киркуке. Столкновение вооруженных туркманов и полицейских курдов(которые прежде были боевиками, подчинявшимися Ат-Талабани) потребоваловмешательства американских оккупационных властей с использованием танков ивертолетов. Последнее обстоятельство хотя и прекратило кровопролитие, ноодновременно еще больше накалило обстановку.
В ходе акции туркманызабрасывали камнями здания, принадлежащие курдам, в частности, полицейскиеучастки. Они подожгли также два полицейских автомобиля.
Ночью курды предпринялипопытку разрушить памятники, установленные туркманским героям. ИТФ объявилтрехдневный траур…
Руководителькиркукского отделения ИТФ Мустафа Кемал Яйджылы назвал происшедшее провокацией,попыткой Объединения патриотов Курдистана (лидер Джаляль ат-Талабани) осуществитьгеноцид против туркман. Он заявил, что, вероятно, курды хотят, напугав туркман,нейтрализовать их и, пользуясь поддержкой американцев, закрепить Киркук иприлежащие районы за курдами.
По сообщению М. Яйджылы,туркманские лидеры имели встречи с американскими полномочными лицами ипотребовали отстранения от должности Ахмада Базенджира (курда понациональности) – начальника городской полиции и вывода из города 200полицейских-курдов. (По штатному расписанию, составленному американцами, внастоящее время в городе находятся 2750 полицейских. Из них 2 тыс. являютсякурдами). Туркманы требовали также наказать виновных, иначе, согласно обычаю,они должны будут отомстить за погибших и раненых.
Член руководящегосовета ИТФ доктор Айдын Баятлы заявил, что нападения на туркман говорят овозможности осуществления против последних широкомасштабного геноцида, ипоэтому в этом районе необходимо дислоцировать контингент турецких миротворцев.По его словам, этого желают и главы четырех крупных арабских племен,проживающих в районе.
Другой членруководящего совета ИТФ Неджмеддин Касса-боглу также не исключил угрозыгеноцида против туркман со стороны отрядов курдских боевиков. Со ссылкой насекретные донесения в штаб ИТФ с мест он сообщил о накоплении крупнокалиберногооружия курдскими отрядами из Сулеймание и Эрбиля в окрестностях Киркука.
Одновременно большаягруппа багдадских туркман также провела манифестацию на улицах иракскойстолицы, обвиняя ОПК и его лидера Джаляля ат-Талабани в провокациях противтуркман на севере страны.
Что касается самихкурдов, то их представители по-разному отнеслись к случившемуся: одни говорят,что не несут ответственности за происшедшее, другие приносят извинения заслучившееся и входят в контакт с туркманскими партиями, чтобы несколькоуменьшить масштабы события. Третьи выдвигают гипотезу о том, что этими акциямитуркманы пытаются создать условия для военного вмешательства Турции. Очевидно,что курдские лидеры не выработали согласованной позиции по этому вопросу.
Естественно, события всоседнем с Турцией районе не могли не обеспокоить Анкару. По сообщениямтурецких средств массовой информации, глава МИД Турции Абдулла Гюль провелконсультации со своим американским коллегой. Анкара положительно встретилапредложение американского командования о совместном (с турецкими офицерами)проведении обыска в городском штабе туркманского ИТФ и курдского ОПК. Крометого, группа турецких военных экспертов в Багдаде провела встречу с П. Бремером,на которой была обсуждена сложившаяся ситуация.
Кроме того, турецкоеруководство через анкарский офис ОПК обратилось к курдским лидерам с призывомизбегать провокаций.
В самой Турции ситуация, затрагивающая интересы иракских тюрок,вызывает возмущение общественности. Характерный факт. Несмотря на то, чтобольшинство граждан Турции – сунниты, тем не менее население сочувствуетиракским тюркам, особенно тем, кто проживает по соседству с курдами,подчиняющимися Джалялю ат-Талабани. В августе 2003 г. в Анкару прибыладелегация во главе с Мухаммадом аль-Курейси, лидером турецких суннитов, а такжеимамом самой крупной соборной мечети Багдада Абдулкадыром Аль-Джейлани иимамами мечетей Рамади и Фаллуджи. Визит состоялся по инициативе иракскойстороны в связи с предстоящей отправкой турецкого контингента миротворцев,которые должны были бы нести службу в районе Фаллуджа-Тикрит-Бакуба.Естественно, что прибывшие сунниты искали поддержки в Турции прежде всегопотому, что при американцах основные посты во временном руководстве страныполучили шииты. Одним из обсуждавшихся вопросов была проблема иракскихтуркманов, которых в Турции и Азербайджане считают соплеменниками. Естьоснования полагать, что Анкара, оговаривая с американцами свое участие вмиротворческой операции в Ираке, будет инициировать решение проблем иракскихтюрок.
туркмантюрк ирак курд арабизация

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1) Наккаш Мухаммад. Тарих Багдад. Багдад, 1995, с. 93.
2) Федченко А.Ф. Ирак в борьбе за независимость. – М., 1970, с. 65.
3) Сабах. Стамбул, 13.08.2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :