Занятия, способствующиедифференцированному восприятию цвета (на примере старшей возрастной группы)
План
Введение
1. Значение восприятияцвета в жизни человека
2. Особенности восприятияцвета детьми дошкольного возраста
3. Уровень цветноговосприятия у детей данной возрастной группы
4. Условия формированияцветного восприятия у детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Цвет какобъект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов,естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительностихудожников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнеепочувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовныйкомфорт.
Задачавоспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомитьдошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить, имипользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализаокружающего.
С давнихвремен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладаетмагической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет можетрадовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Инымисловами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цветауспокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающеевоздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный,красный, оранжевый, желтый цвета.
Японские педагоги определили, что цветовое восприятие дает возможность наиболеешироко развивать органы чувств ребенка, его естественный вкус (мышление,творческие способности), что в свою очередь оказывает влияние и на общееразвитие человека.
Немецкиеискусствоведы пришли к выводу, что цвет является средством непосредственногоотображения мира переживаний и эмоций ребенка. Так Фиту С. считает, чтозадача ориентированного на ребенка урока художественного воспитания, должназаключаться в развитии цветовых ощущений ребенка, за счет умелого использованиянаглядности по цветоведению.
В нашейстране проблеме восприятия детьми цвета большое внимание уделяли такиеизвестные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Г.Г. Григорьев,З.М. Истомина, В.С. Мухина, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, А.М. Фонареви другие. Они пришли к выводу, что использование на занятиях изобразительногоискусства цветовых и «сенсорных эталонов» имеет огромное значение не только дляразвития цветоразличительных, но и для формирования абстрактно – образногомышления.
О фактевоздействия цвета на эмоциональное состояние свидетельствуют реакции ребенкадошкольного возраста на объекты различных цветов. Так научные данные,полученные в исследованиях последних десятилетий (Л.А. Венгер, И.Д. Венев,З.М. Истомина, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев и др.) показали, чтодети уже с первых недель и месяцев жизни способны различать предметы разногоцвета. Уже в четыре года дети воспринимают цвет в книжной иллюстрации и в своемрисунке как средство украшения.
Положение обиспользовании цвета, как выразителя эмоционального отношения ребенка кизображаемому, выдвинутое еще Е.А. Флериной, подтверждается исследованиямиВ.А. Езинеевой, А.В. Компанцевой, В.С. Мухиной и др. Ребенокспособен осознанно использовать цвет для передачи своего отношения кизображаемому образу: яркими, чистыми, красивыми цветами он обычно изображаетлюбимых героев, приятные события, а темными («грязными») – нелюбимых, злыхперсонажей и печальные явления. В исследованиях известного педагога В.С. Мухинойотмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, анеприятных – холодные. По мере усвоения ребенком изобразительного опыта,познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится болеереалистичным (исследования В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флеринойи др.).
В практикедетского сада овладение детьми цветом организуется с целью решения двухвзаимозависящих друг от друга задач. С одной стороны, формирование чувствацвета является неотъемлемой частью сенсорного воспитания, направленного наразвитие у детей умения ориентироваться в окружающем их мире. С другой стороны,овладевая эталонной системой свойств и признаков предметов (в том числе иобщепринятыми эталонами цвета) непосредственно в изобразительной деятельности,дети учатся соответствующим образом отражать эти свойства и признаки в рисунке.
Вместе с тем,усвоение эталонов цвета (как и формы) имеет двоякое влияние на развитиевосприятия ребенка. Как отмечает В.С. Мухина, эталоны определяют с однойстороны, характер развития восприятия: ребенок учится классифицировать предметыпо их свойствам. Однако, с другой стороны, в восприятии ребенка закрепляетсяканонизированная нормативность цветов и других качеств, характеризующихпредмет, и при непосредственном восприятии этот предмет соотносится с усвоеннымэталоном, при этом индивидуальные его особенности могут не фиксироваться. В.С. Мухинасчитает необходимым расширять канонизированную нормативность (эталонность) восприятияв условиях изучения детьми «художественных языков» при обучении рисованию. Это,по ее мнению, обогатит восприятие и одновременно освободит ребенка отупрощенной стереотипной нормативности, даст возможность получать эстетическоенаслаждение от красоты конкретного предмета или явления.
1.Значение восприятия цвета в жизни человека
Глаз человекаспособен различать не только черно-белые градации светотени в рисунке, но иразнообразные цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир полныйцвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на негопсихофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения – тепла идихолода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т.п. Например, людибыстро приходят в бодрое состояние при неповторимой игре цветовых оттенков,создаваемой пробившимся сквозь толщу свинцовых осенних туч солнечным лучом.Основы понимания цвета должны закладываться у людей с детства, еслирассматривать значение цвета, как явление духовной культуры и потребности его примененияв самых разнообразных областях и отраслях науки и материального производства.
Цветначал психологически воздействовать уже на наших далёких предков. Применениеяркой раскраски предметов, культовых сооружений, одежды и лиц носилоопределенный духовный смысл. В античном мире императоры носили пурпурныеодежды, и этот цвет был только их привилегией. Позднее люди продолжалипридавать цвету различные характеристики. Например, в Европе белый цветсчитался чистым, радостным, разумным, а желтый был цветом омраченной радости,внимания, синий – густая тень, строгость, возмужалость, а черный – горечь,старость, неизвестность. Красный виделся европейцам цветом чувствительности,молодости и человечности.
Чтобы знать,какими цветами и как пользоваться каждому человеку в обиходе, в воспитаниидетей, – надо понять, каким образом цвет влияет на состояние человека. Поданным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет напсихофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамикузаживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистойсистемы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса),психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическоенапряжение). При этом цвет воздействует специфически как при восприятии череззрение, так и при освещении им частей человеческого тела. Человек неосознанночасто использует цвет как средство психической саморегуляции. Люди с разнымихарактерами и в разных психических состояниях видят мир буквально в разномцвете, причём уравновешенные люди воспринимают мир более ярким и красочным.
Сейчасв каждой стране существуют дизайнеры и психологи по цвету, цветотерапевты ицветоархитекторы. Колористика – наука о цветовосприятии. Её основатель – великийнемецкий поэт И.В. Гёте. Он написал фундаментальный труд «Учение оцветах».
Основная идеяколористики заключается в том, что цвет влияет на человека психологически ипсихофизиологически. Посмотрев пристально на какой-нибудь цвет несколько минут,человек может почувствовать не только изменение своего самочувствия инастроения; может измениться температура тела, частота дыхания и ритмикасердца. Но каждый человек реагирует на один и тот же цвет по-своему. Дляизучения характера и эмоциональных состояний человека М. Люшер и Х. Фриллингв середине прошлого столетия изобретают цветовые тесты. Макс Люшер создаётцветовой метод диагностики состояния человека, так называемый «тест Люшера». 23цвета были выбраны им из 4500 цветов, а критерием отбора явилась максимальнаяприближённость к природным цветам. Этот тест выявляет проблемы с 6 – 7 летнеговозраста. При этом ребёнок просто выбирает наиболее понравившиеся или наиболеенеприятные цвета из предлагаемых.
Такимобразом определяя влияние того или иного цвета либо композиции цветов насамочувствие и состояние человека, психологи пришли к следующему заключению:если человек выбирает красный цвет – это характеризует возбудимость,импульсивность, страстность, тогда как разные оттенки зелёного цвета успокаивают,настраивают на деловой, рабочий лад. Синий, голубой цвета так же являются«холодными», то есть уравновешивающими, направляющими к размышлениям, а непереживаниям.
Используятакие знания, мы можем сознательно подойти к формированию цветовой гаммы, окружающейнаших детей. В наше нелёгкое время мы можем окружить детей гармонией цвета водежде, в игрушках, в оформлении детской комнаты. Если убрать из обихода всегрязные, неестественно яркие, кроваво-красные, коричневые, чёрные и серыекраски, это уже будет способствовать охранению детей, развитию в нихравновесия, спокойствия, вдумчивости, устремлять их к красоте.
2.Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Для тогочтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительнойдеятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с нимконтакт, развить его художественные способности.
Чемнаблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок,даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображаетдругие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своёотношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкойтого, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувстваребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение» ребёнокищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Взрослым,которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочьему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он такрисует. В рисунке ребенка дошкольного возраста и даже начального школьногомногое гложет показаться непонятным, нелогичным, даже несуразным. Большинстводетей этого возраста любят рисовать. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседыспособны час или два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногдачто-то, бормоча себе под нос, быстро заполняя изображениями людей, животных,домов, машин, деревьев большие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению,опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях,еще очень неточных и схематичных.
Характернаяособенность изобразительного творчества детей на первом его этапе – большаясмелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни ивоспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты изпрочитанных книг.
Средирисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, длямечтателя – образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома,события из своей жизни, другие – пальмы, жирафов, ледяные горы и северныхоленей, космические полёты и сказочные сценки.
Рисуя,ребёнок расставляет предметы в один ряд или разбрасывает их по всему листу безучёта, что ближе, что дальше, что больше, что меньше. Так, например, девочкаможет оказаться больше дома, а метла в руках дворника больше самого дворника.Это не потому, что маленький рисовальщик не знает, что дом больше девочки, аметла меньше дворника, а потому, что в процессе рисования девочка и метла впервую очередь привлекли его внимание, вызвали больший интерес.
Ребенок,рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он толькопостепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем,находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, каксмотрим мы.
Начинающийрисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскостьстола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Онзнает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскостьбез соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят еёчеред весь лист» опираясь на свой опыт – на ощущение протяженности дороги, покоторой идёшь.
Маленькийрисовальщик любит цвет, красочность отвечает его эстетическим запросам, онстарается сделать свой рисунок ярким и в погоне за яркостью иногда нарушаетправдоподобие. Дети могут нарисовать голубых цыплят, розовых собачек,разноцветные дома, объясняя при этом: «Так красивее». Часто закрашиваюткрасками то, что нарисовано, а фон оставляют белым. Небо и землю могутнарисовать в виде тонкой полоски.
Представленныесамим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайнопопавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более жестаршие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своейпродукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета ипоощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своихвозможностях.
Все кажущиесянелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисуетбессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические иэстетические запросы и это надо помнить.
Рисуют дети сувлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, чтоникакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется.Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка инекоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но ипомогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоватьсяв работе над рисунком.
Знакомствос цветом для маленьких детей – это не столько узнавание и понимание, скольковосприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детейи взрослых? Да, конечно, они различны. Сегодня мы знаем, что восприятие увзрослых людей очень индивидуально, зависит от настроения, различается у мужчини женщин. Что же важно знать, занимаясь с ребенком?
Преждевсего, надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своегожизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетическогопорядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так дляребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый – эторадостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный,темно-синий, белый, темно-зеленый – грустные, серьезные, скучные, злые,некрасивые цвета.
Ещеодной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является егоконкретность: «зеленая трава», «голубое небо», «синее море». В самих этихсочетаниях угадываются «штампы», или «сенсорные эталоны», выработанные даннойкультурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенноовладеть этими «сенсорными эталонами». С их помощью позже он сможетсистематизировать то, что видит, и то, с чем действует.
Очевидно,что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовойкультуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будетнаходиться в пределах «детского восприятия», то есть ориентироваться на 4–6основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний,тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.
Замечательнымсвойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятиезвука, тактильные ощущения, обоняние, моторика – все это пути и способыисследования окружающего мира.
3. Уровеньцветного восприятия у детей старшей возрастной группы
Уровеньцветного восприятия у детей старшей возрастной группы достаточно высок: детипередают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, трава зеленая ит.д.), видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа вразное время года). Однако, рисуя, обычно пользуются одними и теми жекарандашами и красками, не стремясь и не умея создавать новые цвета и оттенки,почти не используют цвет для того, чтобы выразить настроение и отношение кизображаемому.
Психологическиеисследования показали, что детей с точки зрения предпочтения цветовой гаммыможно условно разделить на три группы:
1) дети,использующие радостные цвета (красные, оранжевые, зеленые, желтые) и ихоттенки;
2) дети, у которыхлюбимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой – синий, красный –розовый);
3) дети,всегда выбирающие темные цвета и их сочетания (черные, серые, коричневые).
Поэтомуследует обратить внимание на развитие у детей чувства цвета, определить условияформирования цветного восприятия детей, продумать определенную систему занятийпо развитию цветовосприятия детей.
4. Условияформирования цветного восприятия у детей дошкольного возраста
Болеепрочное и быстрое усвоение теоретического материала по элементам цветоводения,основам живописной грамоты зависит от гибкого сочетания подготовительныхкратковременных и длительных упражнений, имеющих различный характер ипреследующие различные цели.
Благодарясистематическим занятиям по цветоведению, ознакомлению с изобразительными,выразительными особенностями цвета, различным упражнениям с цветом, у детейпостепенно развивается эстетическое чувство цвета.
Задания,которые предлагаются детям вначале, просты и несложны. Но каждое последующеезадание не получится без решения предыдущего. Постепенно дети приобретаютопределенные знания, умения и навыки, соответствующие своему возрасту.Прослеживается чёткое развитие от простого, грубого раскрашивания красками крисованию сложных цветовых гамм, гармоничному сочетанию красок.
Правильный подход обеспечивает усвоение учащимися основных понятий и правилживописной грамоты, изучению начальных сведений по цветоведению в тесной связис изучением требовании живописной грамоты, положительно влияет на развитиетворчества, творческого мышления.
Заключение
Цвет являетсяодним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения ксоздаваемому образу; он помогает выявить основные свойства предметов, даетвозможность каждому ребенку в процессе рисования проявить своюиндивидуальность.
Детидошкольного возраста видят живопись иначе, чем взрослые, поражая нас своимирисунками.
Более быстроеи прочное усвоение теории материала по элементам цветоведения и основамживописной грамоты, зависит от гибкого сочетания подготовительных,кратковременных и длительных упражнений. Каждое упражнение, предложенное детям,имеет определенную цель. Выполнение их невозможно без ранее выполненныхзаданий. Все задания строятся по принципу от простого к сложному споследовательным, постепенным усложнением учебного материала. При сохраненииосновных задач тема занятия и форма его проведения могут быть изменены.Например, одни и те же законы (теплые и холодные цвета, основные и составныецвета) требуют разного изложения, и выполнение их зависит от возраста детей.
В обученииизобразительной деятельности широко используется наглядность. Нельзя провестини одного урока без использования наглядности. Наглядность существеннодополняет устное объяснение, обеспечивает связь обучения с жизнью.
Списокиспользованной литературы
1. Денисова З.В.Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., 1974.
2. Дерибере М. Цвет вжизни и деятельности человека. М., 1965.
3. Ивенс Р.М. Введениев теорию Цвета. М.: Наука, 1964. 342 с.
4. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н.,Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ, 1989. 195 с.
5. Кравков С.В.Цветовое зрение. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. 175 с.
6. Полуянов Ю.А. Детирисуют. М., 1988. 176 с.
7. Рабкин Е.Б., Соколова Е.Г.Цвет вокруг нас. М., 1964
8. Соколов Е.Н., Измайлов Ч.А.Цветовое зрение. М.: МГУ, 1984.175 с.
9. Урванцев Л.П.Психология восприятия цвета. Метод. пособие. – Ярославль, 1981. –65 с