Реферат по предмету "Политология"


Патриотизм в системе общероссийских ценностей

Запоследние полтора десятилетия российской истории, пожалуй, ни однаидеологическая ценность не подвергалась таким переосмыслениям, а следовательно,испытаниям, как патриотизм.
Характернойчертой перестроечного времени стало крушение различных догм и постулатов. Такбыла брошена в оборот и подхвачена интеллектуалами фраза: «Патриотизм – эточувство примитивное, оно есть даже у кошки».  Предполагалось, что патриотизм — отжившая ценность, мешающая строить новое демократическое общество, свободноеот прежних стереотипов.
Прошлонекоторое время и в канун 50-летия Победы над фашизмом тем же интеллектуалампришлось реанимировать патриотизм, как неотъемлемую составную часть российскогоменталитета. Оказалось, что без патриотизма невозможно построить новое сильноегосударство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможновыработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннююполитику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке,росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможноулучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициямстарших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Безвозрождения национальной гордости, национального достоинства невозможновдохновить людей на высокие дела.
Историческиформирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русскогогосударства.  В период перехода от родового общества к древнерусскомугосударству этническое самосознание воплощалось в представлении об общностипроисхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, чтопривело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, какгосударства, на котором живет народ. Но не только географическое пространствосплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования,историческая память о прошлом, общность судьбы — все то, что можно назватьисторическим пространством и составляло вкупе Отечество.
Однойиз ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, ане захвата чужих земель. «Да не посрамим земли Русской!» — эти словакиевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой историиРоссийской армии. С середины XIII века сутратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русскойземли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Совторой половины XIV века клич «За землю русскую!»возродился в сочетании с другим «За веру православную!». Православиеобъединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя иодухотворяя эту борьбу.
Неписанымправилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену,за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвойна оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка,товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления всоциально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важнойсоставляющей российского менталитета.
Впетровское время с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельногосподствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был ростнационального самосознания складывающейся русской нации, что нашло своевыражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как«Отечество» и «патриотизм».
Отечествоотождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на нейобщностью населения, постепенно вырабатывалось представление «мы — россияне».
Понятиепатриотизм наиболее точно определил Н.М.Карамзин: «Патриотизм есть любовько благу и славе Отечества и желание способствовать им во всехотношениях». Похожее определение дает В.Соловьев: «Ясное сознаниесвоих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуютдобродетель патриотизма».1 Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главныхзадач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за ихрешение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан сжертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи.Призыв «положить жизнь за Отечество» звучал в стихах Н.М.Карамзина,С.Н.Глинки, А.И.Тургенева. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен вобщественном сознании с военной деятельностью, но не захватнической.
Вгоды правления Петра I патриотизмприобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей идобродетелей, а главным девизом россиян становятся слова «Бог, Царь иОтечество». С тех пор воспитание в армии основывается на положении:русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересахгосударства Российского. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества,- обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. — И такне должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петруврученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояниявашего...».2 Такой подход квоенной службе был закреплен в «Учреждении к бою», «Артикулевоинском», написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 года, российских законах.
Историянашего государства — это история войн в его защиту. Поэтому стержнемгосударственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание,получив-шее заметное развитие в трудах и деяниях П.А.Румянцева, А.В.Суворова,М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, М.Д.Скобелева идругих.
Впослеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинениесобственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношенийв обществе. Это отразилось на русском самосознании, которое деформировалось,ослабля-лось, утрачивая национальные корни. Значительнее слабее сталапреемственность поколе-ний, нарастали тенденции маргинализации населения,особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великихпредков. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопросо судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм,который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистскойГерманией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К.Жуков отмечал, что«не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва кВязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Этобыли особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народастремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».3 Этот исторический фактсвидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянииоказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моментысудьбоносных испытаний.
Менталитетсоветского общества, хотя и содержал в себе многие общерусские ментальныечерты, тем не менее, весьма существенно отличался от менталитета прошлых веков.Этому способствовало стремление власти ограничить влияние церкви, режим террораи насилия в стране, принижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения,культ личности. Этот период привел к образованию своеобразного и неповторимогоменталитета „советского человека“, по выражению Л.Н.Пушкарева»сдвигающего горы и меняющего течение рек, не задумываясь опоследствиях".4
Всовременное время в условиях господства эгоцентрически трактуемой либеральнойидеи стала возможной общественная деморализация. А.И.Солженицин, характеризуетследующим образом изменения в русском менталитете в новом Российскомгосударстве: "… Рублево-долларовый удар 90-х годов по новому потряс нашхарактер: кто сохранял еще прежние добрые черты — оказались самыминеподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, неспособными заработать на прокормление. «Нажива» стала новойидеологией. Разгромная, разрушительная переделка… — густо дохнула распадом внародный характер".5
ПередРоссией встала важнейшая задача — реализовать огромный духовно-нравственныйпотенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решенияпроблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должнапостоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому впоследнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, котораясмогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнениюА.Кивы «Национальная идея — это обруч нации. Как только он лопается, нациялибо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвойкакой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии».6
Героическаяи драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традициивсегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа,своеобразным стержнем общественного бытия. Поэтому необходимо всегда помнитьпророческие слова В.В.Розанова: «Цивилизации гибнут от извращения основныхдобродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых «все тесто взошло».7 Как свидетельствует история,России об этом следует всегда помнить.
Список литературы
Н.А.Баранов.Патриотизм в системе общероссийских ценностей


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рецепторный аппарат и афферентные проводники болевой чувствительности
Реферат «Металлообрабатывающие станки и комплексы»
Реферат Совершенствование быстроты на уроках физической культуры
Реферат Untitled Essay Research Paper The Emergence of
Реферат История Сербии со средних веков до наших дней
Реферат Засс, Андрей Андреевич
Реферат Аналитический обзор книги М. Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”
Реферат Работа с каталогами и подкаталогами. Работа с файлами
Реферат Анализ применения различных видов рекламы в зависимости от жизненного цикла товара
Реферат Типы рынков и маркетинговая деятельность компаний
Реферат Экология города Туймазы
Реферат Неотложные состояния в гинекологии
Реферат Модели управления запасами в условиях оптовых скидок. Структура грузопотока
Реферат Национальный характер творчества Растрелли
Реферат Познавательная история визитных карточек