Санкт-ПетербургскийГуманитарный Университет Профсоюзов
Рефератна тему:
Воспитание как процесс целенаправленного формирования иразвития личности.Выполнил: Коваленко Юрий
1 курс, режиссура мультимедиа.
Искусство воспитания имеет особенность, что почтивсем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и темпонятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически илипрактически.
К.Д.Ушинский.
Личность человека формируется иразвивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных исубъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых изависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласноопределенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо,которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъектсвоего собственного формирования и развития.
Целенаправленное формированиеи развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Современные научные представления овоспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личностисложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
Уже в период средневековьясформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формахпродолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этойтеории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание куправлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка,«которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет егоповедение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управленияГербарт считал надзор за детьми, приказания.
Как выражение протеста противавторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущегочеловека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественноеразвитие ребенка.
Советские педагоги, исходя изтребований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процессвоспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П.Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительноевоздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействияможет быть любое живое существо – человек, животное, растение. А. П. Пинкевичтрактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человекана другого в целях развития биологически или социально полезных природныхсвойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлиннонаучной основе и в этом определении.
Характеризуя воспитание лишькак воздействие, П. П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его какдвусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели ивоспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление имисоциального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объектвоспитания.
В. А. Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесспостоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, итех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения,взаимодействия субъекта и объекта воспитания.
Современная педагогика исходитиз того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, асоциальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений.Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продуктдеятельности ученика; Процесс достижения этих целей также реализуется черезорганизацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагогаопять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании иповедении школьника.
Всякий процесс представляетсобой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижениеопределенного результата. Главный результат воспитательного процесса –формирование гармонично развитой, общественно активной личности.
Воспитание – процессдвусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственнуюактивность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.Уместно будет вспомнить об одном примечательном случае из жизни Блонского.Когда ему исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему спросьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его большевсего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его неперестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно,обстоятельное уяснение этого вопроса – дело весьма сложное, ибо чрезвычайносложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.
Прежде всего следует отметить,что понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовкаподрастающих поколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т.п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл.Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальнаясреда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитываетсреда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специальноорганизованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, котороеоказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формированиеличности.
Иное значение имеет выражение «воспитываетшкола». Оно четко указывает на специально организованную и сознательноосуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что вотличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный инепреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается какпреднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдьне означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовыхвлияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на ихположительные моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит втом, что воспитание как педагогическую категорию, как специально организованнуюпедагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийнымивлияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своегоразвития.
Но в чем же состоит сущностьвоспитания, если рассматривать его как специально организуемую и сознательноосуществляемую педагогическую деятельность?
Когда речь идет о специальноорганизованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельностьассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность.Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционноопределяется как специально организованное педагогическое воздействие наразвивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществомсоциальных свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» какнеблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается ивоспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.
Однако, как первое, так ивторое определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса,только деятельность воспитателя, педагога. Между тем, само по себе внешнеевоспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно можетвызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию ли жебыть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательноевоздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) ивозбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нееэффективное развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенныхопределениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и вопрос отом, каким само по себе должно быть это педагогическое воздействие, какойхарактер оно должно иметь, что зачастую позволяет сводить его к различнымформам внешнего понуждения. Различным проработкам и морализированию.
На эти недостатки в раскрытиисущности воспитания указывала еще Н. К. Крупская и относила их к влияниюстарой, авторитарной педагогики. «Старая педагогика, — писала она, — утверждала, что все дело в воздействии воспитателя на воспитуемого… Стараяпедагогика называла это воздействие педагогическим процессом и говорила орационализации этого педагогического процесса. Предполагалось, что в этомвоздействии – гвоздь воспитания». Подобный подход к педагогической работе онасчитала не только неверным, но и противоречащим глубинной сущности воспитания.
Пытаясь более конкретнопредставить сущность воспитания, американский педагог и психолог ЭдвардТорндайк писал: «Слову «воспитание» придают различное значение, но всегда оноуказывает, но оно всегда указывает на изменение… Мы не воспитываем кого-нибудь,если не вызываем в нем изменений». Спрашивается: каким же образом производятсяэти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формированиечеловека, как общественного существа, как личности происходит путем «присвоениячеловеческой действительности». В этом смысле воспитание следует рассматриватькак средство, призванное способствовать присвоению растущей личностьючеловеческой действительности.
Что же представляет собой этадействительность и как осуществляется её присвоение личностью? Человеческаядействительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческимиусилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделитьследующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний оприроде и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда,способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.
Поскольку указанный опытпорожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает,что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного ихудожественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены» результатыих многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместнойжизни. Все это весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли«присвоить» этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны«распредметить» его, то есть по существу в той или иной форме повторить,воспроизвести заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия,обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только черезмеханизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношенийчеловек овладевает общественным опытом и его различными структурнымикомпонентами. Это легко показать на таком примере: чтобы учащиеся усвоили законАрхимеда, который изучается в курсе физики, им необходимо в той или иной форме«распредметить» совершенные когда-то великим ученым познавательные действия, тоесть воспроизвести, повторить, пусть под руководством учителя, тот путь,которым он шел к открытию этого закона. Подобным же образом происходитовладение общественным опытом (знаниями, практическими умениями, способамитворческой деятельности, и т. д.) и в других сферах жизнедеятельности человека.Отсюда следует, что основное назначение воспитания состоит в том, чтобы,включая растущего человека в деятельность по «распредмечиванию» различныхсторон общественного опыта, помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образомвырабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя какличность.
На этом основании воспитание вфилософии определяется как воспроизводство социального опыта в индивиде, какперевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования. Этоопределение полезно и для педагогики. Имея в виду деятельностный характервоспитания, Ушинский писал: «Почти все ее (педагогики) правила вытекаютпосредственно или непосредственно из основного положения: давайте душевоспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной,поглощающей душу деятельности».
Для педагогики, однако, весьмаважным является то, что мера личностного развития человека зависит не только отсамого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени тойактивности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера инаправленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности.Обратимся к примерам.
В одном и том же классе илистуденческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, вкоторых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемостизачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в ихспособностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую рольиграет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностяхшкольник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокуюпознавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. Инаоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, какправило, ведут к отставанию.
Не менее существенными дляразвития личности является также характер и направленность той активности,которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например,проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успехакласса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужитьпохвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироватьсяколлективист, во втором – индивидуалист или даже карьерист. Все это ставитперед каждым педагогом задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемойдеятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюдаследует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющиефакторы воспитания и личностного развития учащегося.
Приведенные суждения, на мойвзгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможностьподойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный исознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулированияразнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественнымопытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческойдеятельности, социальными и духовными отношениями.
Указанный подход к трактовкеразвития личности получил название деятельностно-отношенческой концепциивоспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, чтотолько включая растущего человека в разнообразные виды деятельности поовладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) вэтой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Безорганизации этой деятельности и формирования положительного отношения к нейвоспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этогосложнейшего процесса.
Современныепроблемы дошкольного и начального школьного образования и пути их решения.
Чтопредлагает по этому поводу Д.Воробьева, кандидат педагогических наук, профессор,член-корреспондент Международной академии акмеологических наук.
Запоследнее десятилетие существенно изменилась система образования в России. Всовременном образовании значительно возросла вариативность типов учебных заведений,появились многочисленные авторские школы, предлагающие собственные программыобучения детей дошкольного и начального школьного возраста, что безусловноформирует новые требования к педагогу.
Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействияпедагога с детьми в педагогическом процессе дошкольного образовательногоучреждения (ДОУ) и начальной школы. Это неоднозначная, многоплановая задачасвязана с установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает осознаниесовременных целей образования.
Тормозом для изменения взаимоотношений между основными субъектамипедагогического процесса (ребенок — педагог) является существующая системаподготовки и переподготовки специалистов. К сожалению их сегодня готовят втаком направлении, чтобы специалисты могли реализовать в основном задачиразвития познавательной сферы ребенка. Безусловно, это важное, но неединственное направление работы педагога с детьми, к тому же в практике оностранным образом подменяется стремлением сверх меры “загрузить” ребенка вначальной школе и, что особенно тревожит, в ДОУ большими объемами знаний.
Увеличение объема учебного материала ведет к завышению требований кдетям и усилению давления на них с целью его усвоения. Однако, различныеуправленческие образовательные структуры неадекватно реагируют на такоеположение дел. Поддерживая и поощряя подобную практику, они в определенной мереформируют общественное мнение, в основе которого лежит убеждение, чтонакопление больших объемов знаний благо и это именно тот путь, который ведетребенка в развитие. В этих условиях создается ажиотажный спрос родителей научителей и учреждения подобного типа, а учебные заведения, удовлетворяя его,“совершенствуют” систему подготовки педагогов и продолжают приводить в школы иДОУ выпускников, имеющих слабые представления о том, как можно решать задачицелостного развития ребенка в возрасте 3-10 лет.
Самым поразительным является отсутствие просчета глобальных последствийподобного обучения детей, его влияния на формирование в последующие годыотношения ребенка к школе, учителю и учению.
Имеющиеся в нашем распоряжении в этих условиях данные наблюдений,статистика свидетельствуют о том, что уже в дошкольном периоде детства детитеряют природный интерес к учению и, к сожалению, не приобретают его, какправило, в начальной и средней школе.
Однако некоторые ученые и управленческие структуры, ведающиеобразованием, несмотря на негативное отношение детей к учению и связанное сэтим асоциальное их поведение, упорно закрывают глаза на существо проблемы.Часто выдавая желаемое за действительное, они отказываются видеть причину внасилии над личностью ребенка в учебном процессе. Вместе с тем, эти жеструктуры изыскивают возможность для мобилизации своих усилий на поиск методик,обеспечивающих возможность оценки знаний учащихся школ и дошкольников. Можнопредвидеть к чему это приведет: учитель, дошкольный педагог повысят порогдавления на детей, поскольку именно объем знаний ученика будет определять имиджпедагога. Как видим, круг замыкается, а результат плачевен. Опять вне полязрения педагогической общественности остаются проблемы образования, связанные сразвитием положительного отношения ребенка к учению.
Надо признать, что педагог ДОУ и школы постоянно находится поддостаточно жестким прессингом, что входит в противоречие с призывом внедрятьгуманистическую педагогику.
Педагог действует по правилам, усвоенным еще в стенах учебных заведений:учитель (воспитатель) должен учить, а ребенок должен освоить материал. А можетли ребенок освоить — это не вопрос. Вся система управления вольно или невольнопобуждает педагога относиться к ребенку как к некой данности, единице, котораявсегда может усвоить все, если постараться. И педагог, порой вопреки объективнымфактам и здравому смыслу, старается, не особенно заботясь о том, чтобы ребенокиспытывал комфорт и чувство радости познания, был успешным в процессеприобщения его к социальному опыту (знаниям, умениям, навыкам). Вне полявнимания педагога остаются состояние здоровья, медицинские показатели, поройвозрастные, а также психические и индивидуальные особенности ребенка.
На фоне этих тревожных тенденций нами проводится активный поиск путей,обеспечивающих возможность формирования педагога нового склада.
Основное направление — формирование профессионального идеала-педагога,способного оказывать такое влияние на ребенка, которое обеспечивало бы емууспех интеллектуального, эмоционального и нравственно-волевого развития. С этойцелью нами отрабатываются условия, способствующие формированию у педагогаспособности реализовать идею целостного развития ребенка 3-10 лет в процессеучастия его в разработке и апробировании новой педагогической технологии.
Данная идея осуществлялась в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга,Ленинградской области и других городов России на базе детских садов ишкол-детских садов, предполагающих сотрудничество педагогов двух ступеней.Система семинаров и просмотров учебного процесса предоставляла педагогамвозможность осмыслить содержание новых педагогических технологий,обеспечивающих существенное изменение позиции ребенка в педагогическом процессеДОУ и начальной школе (ребенок — субъект деятельности).
Нами отмечается быстрый профессиональный рост педагога в том случае,если у него имеется достаточно высокий уровень критической самооценки иактивное стремление к совершенствованию себя в практике работы с детьми.
Анализ показал, что за достаточно короткий срок происходит разительноеизменение в установках педагога на процесс обучения детей. На первый планвыдвигается задача развития интереса детей к познанию окружающего мира.Применяется интегрированный подход — объединение на одном занятии (уроке)различного учебного материала; в ДОУ занятия проводятся индивидуально инебольшими подгруппами, куда дети собираются по собственной инициативе, поинтересам. Занятия проводятся на фоне играющих детей. Педагог в большей мереначинает учитывать состояние здоровья и психики ребенка, у него формируютсяумения целенаправленно отбирать и варьировать учебный материал.
Проведенный мониторинг свидетельствует о возможности формирования упедагогов ДОУ и начальной школы новых установок, обеспечивающих внедрение впедагогический процесс гуманистической педагогики, основанной на диалектическомподходе к решению проблемы воспитания и образования Личности.
Овладение новой педагогической технологией требует от педагогадостаточных знаний психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов ицелесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей детейи недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения социальногоопыта. Новая технология выводит педагога на позиции, обеспечивающие развитиечувства успешности каждого участника педагогического процесса, формирует уребенка желание учиться и познавать мир.
Наличие идеального образа предполагает продвижение педагога к успеху впедагогической деятельности. Это происходит при условии, если он осознаетнеобходимость самосовершенствования и сам становится разработчиком новойпедагогической технологии. Переживаемое педагогом чувство глубокогоудовлетворения открывает ему новые возможности для профессионального роста, чтотакже способствует решению проблем дошкольного и начального школьного образования.
Списокиспользованной литературы:
И. Ф. Харламов«Педагогика»
Учебное пособие дляпедагогических институтов под редакцией Бобнянского.
Интернет: http://www.dialectic.ru/pedagogics.htm.