Реферат по предмету "Педагогика"


Здоровье как педагогическая категория

Министерствообразования Российской Федерации
Оренбургскийгосударственный педагогический университет














Докладна тему:
«Здоровье как педагогическая категория».
Выполнил:Портнов Дмитрий,
студентIкурса факультета психологии,
группа103.
Преподаватель:Конькина Е.В.,
старшийпреподаватель кафедры общей педагогики.
Оренбург.
2003 г.

Педагогическая наука, как и всякая другая, опирается на ряд основополагающихпринципов. Базовым является принцип природосообразности.
Впервые идея природосообразности была высказанаАристотелем, который утверждал, что у человека три вида души: растительная(питание, размножение), животная (ощущения, желания), разумная (мышление).Природа тесно связала их; следовательно необходимо воспитание вести в соответствиис этой природой: физическое, нравственное, умственное.
Ян Амос Коменский развивал, обосновывал ипрактически реализовывал эту идею. В его видении, природосообразность – этопризнание человека частью природы (окружающего мира физических явлений), егоподчинения ее универсальным законам. Т.е. он (Коменский) исходит не изособенностей развития ребенка, а из общих законов природы.
Принцип природосообразности у Руссо сильноотличается  то понимания его Коменским.Он рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощьего природе.
Константин Дмитриевич Ушинский основываясь напринципе природосообразности создал фундаментальный труд «Человек какпредмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором описалфизиологические законы деятельности и обусловленные ими психические законы,стремясь в самой природе человека почерпнуть громадные средства воспитания.
Каково современное видение этого принципа икакова его связь педагогической категориальностью здоровья?
В одной журнальной статье приводилосьинтересное исследование Исследовалось функциональное состояние школьников впроцессе адаптации к учебной деятельности. Было выбрано три группы первоклассников:
-        занимающихся потрадиционной программе (ТО),
-        занимающихся попрограмме развивающего обучения по системе Занкова (РО),
-        в экспериментальнуюгруппу вошли школьники, занимающиеся по Занкову, но с трансформированнымфизическим воспитанием, т.е. с введением специальных упражнений по укреплениютех групп мышц, которые подвергаются наибольшей нагрузке при обычных,преимущественно сидячих, урочных занятиях (ЭГ).Лонгитюдныйхарактер исследования (школьники обследовались в течение трех лет) позволилвыявить следующие закономерности:
-        в связи с повышеннойнагрузкой, которой подвергаются дети из классов РО, у них, по сравнению склассами ТО повышен уровень утомляемости и вытекающее из этого снижениесопротивляемости организма к болезням, поэтому наблюдается более высокийуровень заболеваемости,
-        в то же самое время вгруппах ЭГ те же показатели ниже, чем в ТО.
Анализируя эти результаты, можно сделать следующиевыводы:
-        никогда нельзя забыватьо принципе посильности обучения, вытекающего из принципа природосообразности,
-        высокие нагрузки,накладываемые программой, должны быть уравновешены соответствующими комплексамиукрепляющих упражнений.
Вообще физическое воспитание очень важный элемент вборьбе с бичом цивилизации: малоподвижностью, порождающей целый комплексздравоохранных проблем.

Но не только на формирование высокой физической культуры должно быть направленопедагогическое воздействие, ориентированное на воспитание здорового человека.Физическая культура – это только часть здорового образа жизни, конечно,значимая, но не являющаяся всеобъемлющей, а ведь именно здоровый образ жизниявляется решающим фактором, влияющим на здоровье. Обратимся к статистике.

Диаграмма. Факторы, определяющие соматическое здоровье. (По Ю.Лисицыну, 1995)
Как видно из рисунка определяющим в сохраненииздоровья является соответствующий стиль жизни. Роль педагога и всегопедагогического процесса в целом в формировании такого образа жизни огромноили, по крайней мере, должно быть таким. Это влияние складывается из множествапедагогических факторов.
В литературе можно найти конкретные методикиформирования у детей потребности вести здоровый образ жизни. Одной из такихметодик применительно к младшим школьникам является, например, урок здоровья,на котором дети получают в доступной форме начальные знания о физиологии игигиене.
В более старшем возрасте одним из приоритетныхнаправлений валеологичекой педагогики становится антинаркотическое воспитание,причем, слово «наркотики» употребляется в более широком смысле,включающем и алкоголь, и табак. В этой связи хотелось бы отметить, что насовременном этапе педагоги не контролируют и не предупреждают развитие отрицательныхтенденций, а лишь отслеживают и ищут решение для многочисленных и уже во многомзапущенных ее последствий. Одной из задач ранней профилактики должно являтьсяобоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья, а неинформирование о негативных последствиях. необходим переход кпсихолого-педагогическим технологиям формирования активной психологическойзащиты.
Здоровье – это состояние организма,характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствиемкаких-либо болезненных изменений. Воспитание здорового подрастающего поколениядолжно являться одним из китов, на котором должна строиться вся педагогическаяработа. Но каким образом эта задача должна реализовываться?
В реализации этой задачи может быть множествоподходов. Интересно мнение Поля Брэгга, известного физиотерапевта, автораконцепции о гармонии человека и природы, выдвинувшего десять заповедейздоровья, о которых следует помнить при организации педагогического процесса:
-        почитай свое тело каквысочайшее проявление жизни;
-        воздерживайся от любойненатуральной пищи и возбуждающих напитков;
-        питай свое тело тольконатуральной, живой, непереработанной пищей;
-        посвящай свою жизньлюбви и милосердию;
-        правильно сочетайактивную деятельность и отдых;
-        очищай клетки, ткани,кровь свежим воздухом и солнечными лучами;
-        воздерживайся от любойпищи, если болен душой и телом;
-        думай и говориспокойно, будь в меру эмоционален;
-        изучай законы природы,живи с ними в полной гармонии и наслаждайся плодами своего труда:
-        возьми за основуправильно следовать законам природы и помогай другим делать то же.
Некоторые положения Брэгга могут вызыватьсопоры, но идея о гармоничности с природой и самим собой неоспорима. Такимобразом забота о здоровье, физическом развитии ребенка – это и есть реализацияконцепции о природосообразности, т. е. главного принципа, на котором долженстроиться педагогический процесс.


Реплика без комментариев: в журнале«Педагогика», в номерах за 2002-2003 гг. было опубликовано не более пятистатей, касающихся проблемы здоровья.



Литература.
1. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М.:«Академия», 2001.
2. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.:«Совершенство», 1998.
3. Аверина Е.В. Антинаркотическое воспитание в школе.//Педагогика,2002, №1.
4. Бахтенева Формула здоровья.//Воспитание школьников, 2002,№5.
5. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников впроцессе адаптации к учебной деятельности.//Педагогика, 2003, №8.
6. Лемяскина Н.А., Обухова Л.А. Уроки здоровья//Начальнаяшкола, 2002, №6.
7. Тихова Н. Болезнь цивилизации//Воспитание школьников,2002, №9.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Love And Hate Essay Research Paper On
Реферат Keywords: the value-added tax (vat), indirect taxes, taxes to consumption, transposition of taxes, tax administration
Реферат Вопросы для программированного контроля по курсу Механика
Реферат Инновационные технологии: методология, обучение и совершенствование рациональной системы двигательных действий в спринтерском беге
Реферат Управление обучением персонала
Реферат Nuclear Power Essay Research Paper We use
Реферат Cтан навколишнього природного середовища Києва та Київської області
Реферат Этика юриста (адвоката)
Реферат Сравнительный анализ концепций политической власти Т. Гоббса
Реферат Выжигание по дереву
Реферат Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних 2 История развития
Реферат Жизненный путь и практическая деятельность Сокольникова ГЯ
Реферат Хрущевская оттепель и ее отражение в различных общественных сферах и СМИ
Реферат Самовиховання підлітків
Реферат Содержание и функции государственного страхового надзора