Содержание 1. Введение 3 стр. 2. Прокуратура в государственно-правовой системе Российской Федерации 4 стр. 3. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 5 стр. 4. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 7 стр. 5. Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовных дел 9 стр. 6. Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, задержания подозреваемых
и применения к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу 10 стр. 7. Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших 12 стр. 8. Заключение 14 стр. 9. Список использованной литературы 15 стр. Введение В истории общественной жизни мы порой встречаемся с уникальными, неповторимыми явлениями, которым судьба уготовила многовековое признание. Такое явление, несомненно российская прокуратура, рожденная
почти три века назад провидческим гением державного реформатора Петра I. На переломном этапе нынешних радикальных преобразований, когда кризисное российское общество находится в поиске подходящих моделей государственных структур, часто с оглядкой на западный мир, юристы с все большим интересом обращают внимание на многовековую историю петровского творения прокуратуру. При этом они отмечают поразительное сходство противоречий ситуации времен петровских и нынешних.
Уже изначально Петр I замыслил прокуратуру как особый институт контроля за деятельностью чиновников всех мастей, отнюдь не чуждых казнокрадства и мздоимства, пресечения безнаказанного своевольства столичных и местных правителей. Можно полагать, что при обдумывании неординарного решения Петр I находился в поисках полезного надзорного института. И без изучения опыта других стран, в первую очередь, примера
Франции, возможно, здесь не обошлось. Но ни о каком копировании зарубежных моделей не могло быть и речи. Во Франции прокурор всецело подчинял свою деятельность охране королевской власти и чести, от имени последней он участвовал в суде. В России же правомочия прокурора изначально выходят на контрольно-надзорные функции общегосударственного значения. Формирование службы надзора постепенно завершается системной централизованной самостоятельностью прокуроров с их подчинением генерал-прокурору.
Иными словами, возник самобытный, влиятельный орган государства с уникальными функциями надзора, служители которого не только опротестовывали незаконные распоряжения и действия любых учреждений и чинов, но и доносили высочайшей власти о замеченных злоупотреблениях. Прокуратура в государственно-правовой системе Российской Федерации Конституция Российской Федерации провозгласила, что государственная власть в
Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ст. 10 Конституции РФ. В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с
другими функциями, надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов, действующих на территории Российской Федерации. Компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные субъекты применения законов, которые относятся ко всем выделенным ветвям единой государственной власти.
Кроме того, эта компетенция прокуратуры распространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти ст. 12 Конституции РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека
и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Надзорная компетенция прокуратуры не распространяется на деятельность Правительства РФ. Законом предусмотрено, что в случае несоответствия постановлений Правительства Конституции и законам РФ Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
является одним из основных направлений надзорной деятельности прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за исполнением законов всеми органами дознания и предварительного следствия, независимо от их ведомственной подчиненности, для чего уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору например, отмена незаконных и необоснованных постановлений следователя и органа дознания,
утверждение обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд. С учетом особой роли прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса предметом прокурорского надзора является законность всей деятельности органов дознания и следователей при расследовании преступлений. Это положение конкретизировано в ст. 29 Закона о прокуратуре. В этой статье определено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина,
установленного порядка и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, проведении расследования, а также законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия. При этом понятие соблюдение установленного порядка проведения расследования означает, что в предмет прокурорского надзора без всяких ограничений входит законность всех процессуальных действий следователя и органа дознания, а понятие законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия,
включает в себя исполнение требований закона при принятии органами дознания и предварительного следствия абсолютно всех процессуальных решений, вне зависимости от того, требуется ли в данном случае получения санкции прокурора и возможно ли обжалование принятого решения в суд. Принимая во внимание, что предметом прокурорского надзора является законность всей деятельности органов дознания и предварительного следствия, можно выделить ключевые моменты досудебных стадий уголовного
процесса, где предметом прокурорского надзора будет законность важнейших действий и процессуальных решений следователя и органа дознания. К ним могут быть отнесены 1 законность решения заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел 2 законность привлечения лица в качестве обвиняемого 3 законность задержания подозреваемого и применения к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу 4 обеспечение прав и законных интересов участников уголовного
процесса, в том числе потерпевших от преступления 5 исполнение требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств преступления 6 законность принятия решении при окончании предварительного следствия. На эти же основные для осуществления прокурорского надзора участки ориентирует Приказ Генерального прокурора Российской Федерации 31 от 18 июня 1997 г. Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием.
В Приказе обращается внимание на необходимость единого подхода к организации прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от ведомственной принадлежности. Прокурорам предложено обеспечить безусловное реагирование на выявление нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющим признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения утверждения обвинительного
заключения, направления дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия следует иметь в виду, что ст.
30 Закона о прокуратуре так же, как и применительно прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, не содержит перечня полномочий, хотя и озаглавлена полномочия прокурора. В этой статье Закона указывается, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определяются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
В УПК полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела посвящена ст. 116, а стадии предварительного расследования целый ряд статей, среди которых, прежде всего ст. 211-217, 218,219. К другим федеральным законам, содержащим нормы об осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, можно отнести, например Федеральный закон О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, также
законы О милиции, О федеральных органах налоговой полиции, Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации. Полномочия прокурора, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе, можно традиционно разделить на три группы полномочия направленные на выявление нарушений закона полномочия, направленные устранение
нарушений закона полномочия, направленные на предупреждение нарушения закона. Характерной чертой их является то, что эти полномочия носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. Полномочия прокурора являются универсальными ими в большинстве случаев пользуются не только сами прокуроры, но их заместители, старшие помощники, помощники, прокуроры отделов и управлений. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и предварительного следствия
независимо от ведомственной подчиненности. К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, относятся 1 право прокурора требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления п.1 ст. 211 УПК 2 право и обязанность прокурора проводить проверки исполнения требований законов о приеме,
регистрации и разрешении заявлений и сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях п. 1 ст. 211 УПК 3 право и обязанность прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя органа дознания ст. 219 УПК. Значительный объем полномочий предоставлен прокурору в целях устранения нарушений закона 1 право отменять незаконные и необоснованные постановления следователя ст. 116 и п. 2 ст. 211 УПК 2 право давать письменные указания органам дознания и предварительного следствия
п. 3 ст. 211 УПК 3 право возвращать уголовные дела для дополнительного расследования ч.8 ст. 211 УПК 4 право отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела п. 10 ст. 211 УПК 5 право выносить постановления, в том числе о возбуждении или прекращении уголовного дела п. 11 ст. 211 УПК. Основным способом предупреждения нарушений закона следователями и лицами, производящими
дознание, является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в производстве, которая должна производиться в следственном подразделении. Речь идет о регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда по этим делам продляются сроки расследования или когда они поступают к прокурору с обвинительным заключением, а в процессе расследования. К числу полномочий прокурора, направленных на предупреждение нарушений закона, можно также отнести право проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации
и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях что также является и обязанностью прокурора, участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, санкционировать производство определенных действий следователя в случаях, предусмотренных законом, передавать уголовные дела от орана дознания следователю, от одного органа предварительного следствия другому или от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования.
Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовных дел В качестве мер, направленных на совершение прокурорского надзора за законностью в стадии возбуждения уголовного дела, проверки соблюдения законности в органах внутренних дел, таможенных органах, органах налоговой полиции, органах Федеральной службы безопасности, а также органах безопасности и дознания в войсках проводятся с обязательным документальным оформлением результатов, с учетом конкретных обстоятельств
не реже 1 раза в месяц. При этом прокурор не ограничивается изучением материалов, по которым в возбуждении уголовного дела было отказано, а в ходе проверки первостепенное внимание уделяет заявлениям и сообщениям, находящимся в стадии рассмотрения, дает необходимые письменные указания с тем, чтобы предотвращать волокиту, не допускать проведения доследственных проверок при очевидности признаков преступления, незамедлительно возбуждать уголовные дела, обеспечивать безотлагательное проведение следственных действий и осуществление
других мер, направленных на раскрытие преступления. В целях обеспечения полноты проверки регистрации заявлений и сообщений о преступлениях запрашиваются и используются сведения медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, данные об обращении граждан по поводу выплат страховых сумм в связи с совершенными в отношении них преступными деяниями.
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации 3 от 10 января 1999 г. Обязывает прокуроров при выявлении фактов необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел возбуждать уголовные дела, а не назначать дополнительные проверки, не вытекающие из требований уголовно-процессуального законодательства. Прокурор обязан также отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждено без законного повода и достаточного основания.
Такие случаи чаще всего происходят в процессе реализации материалов оперативно-розыскной деятельности. Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, задержания подозреваемых и применения к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, законностью мер процессуального принуждения рассматривается как одно из важных и ключевых направлений деятельности прокурора, поскольку
они напрямую связаны с защитой конституционных прав и свобод личности. Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых осуществляется путем ознакомления с копиями соответствующих постановлений, поступающих в прокуратуру, проверки материалов уголовных дел, находящихся в производстве. При проверке законности и обоснованности привлечения лица в качестве обвиняемого, надлежит обращать особое внимание на следующие обстоятельства 1 имеются ли достаточные основания для
привлечения лица в качестве обвиняемого. Обвинение по закону должно быть обосновано только на доказательствах, причем к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого должны быть собраны доказательства, относящиеся ко всем элементам состава преступления 2 своевременно ли вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. В практике органов предварительного следствия имеют место случаи, когда вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого затягивается, и лицо вызывается на допросы по поводу
своих действий в качестве свидетеля 3 насколько обоснована квалификация преступления. При этом следует иметь в виду распространенность такого явления, как квалификация деяния с запасом, что чревато необоснованным применением меры пресечения в виде заключения под стражу по мотивам одной опасности преступления 4 соответствует ли постановление о привлечении в качестве обвиняемого требованиям, предъявляемым УПК, в том числе разграничение квалификации вмененных в вину деяний 5 соблюдены ли права
обвиняемого на защиту, в том числе его право иметь защитника на предварительном следствии с момента задержания, ареста или предъявления обвинения 6 выдержан ли установленный УПК порядок предъявления обвинения и допроса обвиняемого. В случае если постановление о привлечении в качестве обвиняемого незаконно или необоснованно, прокурор обязан либо отменить такое постановление и вынести постановление о прекращении преследования, либо дать
письменные указания следователю о собирании доказательств, т.е. воспользоваться полномочиями, предоставленными УПК и Законом о прокуратуре. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью арестов имеет существенные особенности. По действующему уголовно-процессуальному закону заключение под стражу как мера пресечения применяется на основании судебного решения или с санкции прокурора. В связи с этим прокурору самому предоставляется возможность предотвратить незаконный или необоснованный
арест, отказав в даче санкции. Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших В соответствии со ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Это положение Конституции Российской Федерации соответствует содержанию ряда международно-правовых актов, среди которых можно назвать Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и
злоупотреблений властью ООН, 1985 г Европейскую конвенцию О компенсации ущерба жертвам насильственных преступлений 1983 г В предмет прокурорского надзора за обеспечением прав потерпевших входит 1 исполнение требований закона о признании лица потерпевшим и разъяснении потерпевшему его прав 2 исполнение требований УПК, касающихся реализации прав потерпевшего 3 исполнение требований закона о возмещении вреда, причиненного
преступлением потерпевшему. Исполнение требований закона о признании лица потерпевшим заключается не только в самом факте вынесения постановления, но и в его своевременности. Момент признания лица потерпевшим, как правило, совпадает с моментом возбуждения уголовного дела. Особое место в прокурорском надзоре за обеспечением прав потерпевшего занимает надзор за исполнением требований закона об обеспечении безопасности потерпевшего.
Отсутствие специального закона о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовно-процессуальной деятельности, необходимость которого не вызывает сомнения, не является основанием для бездействия правоохранительных органов, поскольку подобные обязанности закреплены в отдельных специальных законах, например, в Законе О милиции. Правовой статус потерпевшего, безусловно, нуждается в дальнейшем совершенствовании, поскольку действующее законодательство не обеспечивает реального равенства прав участников
уголовного процесса подозреваемого обвиняемого с одной стороны и потерпевшего - с другой. Однако и действующее законодательство позволяет обеспечивать те права потерпевшего, которые закреплены в законе либо вытекают из содержания положений Конституции Российской Федерации. В связи с этим надзор за обеспечением прав потерпевшего следует считать одной из первоочередных задач деятельности прокурора в уголовном процессе.
Заключение Эффективность управления обществом, реформируемым на базе законности, определяется тем, насколько государством учитываются объективные закономерности общественного развития и на сколько само законодательство адекватно отражает потребности и возможности общества выдерживается иерархия правовой системы при верховенстве конституции и закона обеспечиваются взаимосвязь и взаимоподчиненность всех элементов правовой системы, издание уполномоченными правотворческими органами актов в строгом соответствии
с их конституционной компетенцией гарантируется исполнение всеми ветвями власти требований конституции, законов и других нормативно-правовых актов соблюдается правомерность установления льгот и преимуществ должностных лиц обеспечивается функционирование механизма судебной, прокурорской и иной правовой защиты личности, государственных и общественных организаций от правонарушений и препятствий в реализации своих конституционных прав и свобод. Список использованной литературы 1.
Конституция РФ 2. Закон о прокуратуре 3. Уголовно-процессуальный кодекс 4. Федеральный закон О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений 5. Прокурорский надзор за использованием доказательств в обвинительном заключении Комлев Б.А. 1997 г. 6. Проблемы совершенствования прокурорского надзора Маркина Е.А. 1997 г. 7. Правоохранительные органы учебник.
2003 г. 8. Российское законодательство Х-ХХ вв. Маньков А.Г. 1986 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |