Реферат по предмету "Педагогика"


Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

КУРСОВАЯ РАБОТА
«Методыи приемы словарной работы
на урокахрусского языка в начальной школе»

Содержание
Введение
Глава I. Исторические ипсихолого-педагогические основы
темы «Методы и приемы словарнойработы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопросатемы
2. Психолого-педагогические основыподхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическаяработа
Заключение
Список литературы
Введение
     »Соприкосновение  крупиц педагогического
 опыта   с искорками    критической    мысли
может   родитьинтересную идею, соприкос-
новение   же   педагогической   практики   с
      интересной идеейможет родить творческую
 педагогическуюдеятельность".Ш.А. Амонашвили
Каждый родитель хочет,чтобы его ребенок стал не только образованным, но и отзывчивым, интеллигентнымчеловеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе ипрекрасное.
 Начальное образованиеявляется первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний длядальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие,накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий,сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся.Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальныхсредств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь.Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важногоусловия – богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речизаключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройноецелое.
Для выполнения условияхорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словеснымбогатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова впредложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передаватьсвои и чужие мысли.
Школа не исполнит однойиз своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесныминастолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли. Перевод слов изпассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотноизлагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарнойработе на уроках русского языка в начальных классах. В настоящее время проблемасловарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной.
 В нашей дипломной работемы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на урокахрусского языка в начальной школе. Объектом исследования является проблемаорганизации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
 Предметом исследованияявляется методика словарной работы на уроках русского языка в начальныхклассах, методические средства, позволяющие предупредить орфографическиеошибки.
Цели исследования: — изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрытьисторические и психологические аспекты данной темы, изучить состояния иперспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к начальным классам,провести практическую проверку полученных результатов.
Задачи исследования:
анализ литературы поданной проблеме;
рассмотрение различныхподходов к словарной работе;
разработка разнообразныхметодик словарной работы;
 выявление иосуществление, применение, выработка рекомендаций по усовершенствованиюсловарной работы.
Гипотеза исследования: Мыпредполагаем, что разнообразие форм словарной работы на уроках русского языка вначальных классах с учетом современных методик повышает эффективность усвоенияматериала, качество знаний младших школьников.

Глава I. Исторические ипсихолого-педагогические основы темы «Методы и приемы словарной работы науроках русского языка в начальной школе».
    1. Историяразвития ведущего вопроса темы.
В последние годы кметодике обучения русскому языку в начальных классах возрос интересученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работына уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современнойпсихологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологииречевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых,школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительнойстепени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, какрусский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученическойдеятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельностиребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлениюна рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеруучебников и учебных пособий, в-третьих, тем, что в методике обучения русскомуязыку большое внимание уделяется грамматическому и коммутативному направлениям,как определяют эти направления японские методисты «языковымсуществованиям».
Вопрос об изучениисловарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще впрошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И.Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимостьсловарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но идля более понимания учащимися лексического значения слов. Именно это пониманиегарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи.Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ееразвивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, чтотворческие упражнения во время словарной работы интересны детям,«представляя для них нечто вроде игры в слова». Такие упражненияподготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям «власть над темзапасом слов, который бессознательно лежит в их памяти».
Сторонники последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимостьорганизации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью болееглубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров,укажет, «где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зернопонятия», будет способствовать тому, что «ученик увидит отчасти ипроисхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов отодного общего корня».
 И.И. Срезневский такжесчитал, что словарная работа по образованию слов «естественносоединяется» со «вниманием в смысл слов и выражений».
Таким образом,ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительныхспособностей.
Обращаясь к идеямкрупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодическогоплана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогаютглубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитиюязыкового чутья и языкового мышления.
В связи с этимпредставляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиватьсяисключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельностьнаходится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяетпроникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.
«Словарная работа –это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная,педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделамикурса русского языка», — писал известный ученый-методист А.В. Текучев.
Неоценимую помощь всовершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Онговорил, что слово – важнейшая единица языка. Современный русский языкрасполагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка»С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном «Словаресовременного русского литературного языка» – около 130 тысяч слов. Это –общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не можетпроходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе являетсяупорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и ихобоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
 
    2. Психологическиеосновы развития словарной работы.
Среди многочисленныхработ ключевое место в психологической теории Льва Семеновича Выготскогозанимает монография «Мышление и речь».
Объединением двухпонятий, вынесенных в название своего научного труда, Л.С. Выготский обозначилсложнейшие проблемы психологической науки XX века. Центральным моментом в ней, как показывает автор,«является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову. Все остальныевопросы, связанные с этой проблемой, как бы вторичны и логически подчиненыэтому первому и основному вопросу, без разрешения которого невозможна дажеправильная постановка каждого из дальнейших и более частных вопросов».«Решение этой проблемы, которое предлагалось различными исследователями, — читаем мы в монографии, — колебалось всегда и постоянно – от самых древнихвремен и до наших дней – между двумя крайними полюсами – между отождествлением,полным слиянием мысли и слова, и между их столь же метафизическим, столь жеабсолютным, столь же полным разрывом и разъединением».
Учебный предмет«Русский язык» в школе является, таким образом, не только предметом,дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом,формирующим ребенка как Человека. Определяя методы научного анализа в своеймонографии, Л.С. Выготский выделяет «анализ, расчленяющий сложное единоецелое на единицы. Под единицей, — пишет он, — мы подразумеваем такой продуктанализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущимицелому, и который является далее неразложимыми частями этого единства».
Кирпичиком, ведущим кобразованию ассоциаций или связей, Л.С. Выготский считал слово, а также работунад словом. По сути дела затрагивается главная проблема содержания любого учебногокурса. Такая сложная и многозначная ткань, как русский язык, в процессе егоизучения всякий раз подвергается анализу, в ходе которого рассматриваютсяотдельные его части. Обучение не приведет к желаемому успеху, если за единицамиребенок не увидит элементов, если родной язык не предстанет перед ним в своемединстве и во всей полноте.
Научные установкипсихолога обращают нас к наследию К.Д. Ушинского, усиливают понимание того,почему великий педагог на первое место ставит развитие «дара слова».Выделяя слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные свойства,присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому отграничению двух основныхфункций слова. Одна из них является указанием на предмет, действие иликачество, которую он назвал предметной соотнесенностью слова. (Окно – это окно,стол – это стол).
Вторая, не менее важнаяфункция – функция значения. Именно значение слова претерпевает в развитииребенка существенные преобразования. Определяя значение слова, Выготскийподчеркивал, что слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, нотакже вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщаетего. Обращаясь к метафоре, можно сказать, что значение слова – это своеобразноеувеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир. Постоянное расширениезначения слова в сознании ребенка позволяет  повышению более глубоким и широкимвзглядом проникнуть в окружающий мир. Например, слово чернильница указывает нетолько на предмет, но и на то, что этот предмет имеет отношение к цвету(черный), относится к классу предметов, имеющих орудийное значение (суффикс-ил-), является вместилищем чего-то (как сахарница). Существенным является то,что работа над словом не ограничивается толкованием его значения, но и такженаправлена на углубленный анализ предмета, обозначенного данным словом. Слововводит предмет в широкую систему связей. Например, слово рыбак вызывает такиесвязи, как рыба, удочка, вода, река и т.д.
Слово, как известно,обобщает. Когда мы говорим «книга», мы имеем в виду любой предмет,которому могут быть приписаны свойственные ему качества. Интересно, чтопсихологические интерпретации предметной отнесенности и значения слова уходяткорнями в глубины русской филологии. Невольно удивительные  приходят по своей тонкостианалогичные наблюдения, сделанные в свое время и отраженные в «Словареживого великорусского языка» В.И. Далем.
Так, читая одну из егословарных статей, мы находим, что топор – «железное, настольное орудие,для тески и рубки, в котором отличают: лопасть с лезом и обух с проухом, а обухнасаживают на топорище, деревянную рукоять, кривую, выкаченную». В.И. Дальобъясняет, что существуют разные топоры. «Топор плотничий, с широкоютонкою лопастью и с острым носком» и т.д. В данной словарной статье жизньслова «топор» показана в системе устойчивых словосочетаний, пословици поговорок.
    Иными словами, еслислово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и объяснение этихсвязей предмета является наилучшим способом толкования значения слова.
Для методики русскогоязыка представляет определенный интерес то, что одним из критериев,определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различныхассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.
Однако, как показываетМ.Т. Ярошевский, современный выдающийся психолог-энциклопедист «истинноепонятие рождается, когда признаки различных явлений группируются в общности непутем ассоциаций, а на основе внутренне связанных логических операций анализа,синтеза, классификации, движения мысли от частного к общему и от общего кчастному». Эффектом таких операций служит обретение словом теперь уженового значения, отличного от синкретов и комплексов. Возникает понятие как«логически обобщенный умственный образ».
Работа над словом  вучебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитиеречи и развитие мышления. Формирующая мысль требует для своего выраженияязыковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в своюочередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли.
Л.Н.Толстой говорил: «Почти всегда непонятно не само слово, а то понятие,которое выражается словом. Слово почти всегда готово, когда готово понятие.Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единствообобщения и общения, коммуникации и мышления».
Данное положениеобъясняет попытки многих авторов расширить содержание современных учебников ипрограмм учебного предмета «Русский язык» посредством включения внего знаний энциклопедического характера, упражнений и заданий, направленных наповышение познавательной самостоятельности и активности детей, развитиетворческих способностей, организации обучения на основе решениясубъективно-творческих задач. При соблюдении различных объемов и пропорций в этомвидится одна из плодотворных идей.
Словарная работа – однаиз проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается втяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Начальное обучение –важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, какпроходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на ихдальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества. 
Приемы словарной работына уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударныхгласных, непроверяемых безударных гласных корня.
Повышение орфографическойграмотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподаваниярусского языка в начальной школе. «Начальная школа призвана обеспечитьформирование прочных навыков грамотного письма», — подчеркивается вОсновных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.
Вопрос о безударныхгласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию,является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных вкорнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных ит.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русскогоязыка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытываютнаибольшие трудности. Об этом свидетельствуют  многочисленные ошибки набезударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов,вплоть до оканчивающих среднюю школу.
У большинства школьников,допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызываетособых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило внесколько неожиданных условиях, требующих не механического повторенияпривычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почтинеразрешимой задачей.
Это объясняется самойприродой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образномувыражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звукивливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимаяразнообразные формы.
В пределах одного и тогоже языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками.Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, онипроизносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а вбезударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласнымибуквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдаетсясоответствия.
Поэтому перед учителемначальных классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиесяовладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. В качествеотправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой – словоизменение исловообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у нихтак называемую «орфографическую зоркость», добиться определеннойсамостоятельности орфографического мышления.
Чем богаче активныйсловарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее егоустная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени,нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихсяформируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Глава II. Опытная педагогическая работа
Учитель-методист В.Д.Купров использовал на своих уроках слова с безударными гласными, непроверяемыми ударениями, при объяснении нового материала (в примерах,иллюстрирующих то или иное грамматическое правило), в контрольных диктантах.
При проверке домашнегозадания по учебнику непременно нужно спрашивать детей, все ли слова,встречающиеся в тексте, известны, понятны. Нельзя оставлять без внимания ниодного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике«Русский язык» или в «Книге для чтения». Необходимо учитьвидеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить имобъяснение, записывать в индивидуальные словарики. Индивидуальные словарикидолжны быть у каждого ученика, как утверждает В.Д. Купров. Откуда записываютученики слова, Из любого текста, прочитанного ими. В I классе и первомполугодии II класса слова в словарики записывают коллективно. Например, слова:береги работу, поработали, работой, работает (слова берутся из упражнения).Когда дети «познакомились» со словами работа, рабочий, то в своихсловариках нашли слова, им «родные».
При знакомстве с новымсловом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности:чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (если это словокто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделение корня,нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговариваем слововслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственныхслов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление сданными словами словосочетания, предложения (устно и письменно).
Работа по учебнику должнасвязываться с изучением трудного слова. Сначала ученики под руководствомучителя, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают кним родственные, составляют предложения. Например, встретилось слово«облака». Дети переговаривают его, записывают в тетради, рядом пишутродственные слова. Запись выглядит так: облака – облако, облачко, облачное(небо). Затем составляют предложения: «По небу плыли легкие облака.Облачное небо предвещает осадки. Тяжелое облако повисло над домом». Такаяработа со словами, которых нет в «Словаре» учебника, создаетвозможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его речи,вырабатывает  умение самостоятельно находить трудное слово, воспитываетуважение к учебнику как главному источнику знаний и умений.
Как и другие учителя,можно использовать словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов исловосочетаний. Можно диктовать слова и словосочетания по темам, охватывающиммногие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта,столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т.д.Например, по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо,сахар, компот; по теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, завтрак,карандаш, класс, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик,экскурсия.
Целесообразно выпуститьстенд по русскому языку под рубрикой, например, «Запомни эти слова».На нем помещать только те слова, которых нет в «Словаре» учебника, икоторые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный список этихслов: аквариум, аккуратно (аккуратный), апельсин, аппарат, аппетит, асфальт,велосипед, витрина, бетон, ворота, гардероб, гостиница, демонстрация, диван,еще, железо, женщина, забота, здание, здешний, здоровье, иней, исчез, канава,капитан, карман, километр, коллекция, корабль, корзина, кровать, лимон, лучше,математика, матрас, мотоцикл, мужество, мужчина, облако, огромный, опять,офицер, палатка, памятник, пенсионер, плакат, планета, праздник, прибор,приветствие, прилагательное, природа, приставка, программа, профессия, равнина,ромашка, рябина, салат, санаторий, сирень, скамейка, смородина, соревнование,сочинение, старание, таблица, тайга, телевизор, ураган, фиолетовый, флакон,фонтан, фонарь, халат, характер, хоккей, цемент, чувство, шеренга, шиповник,юный и т.д.
Крайне важно определитьработу над словом из «Словаря» от работы над усвоением тех или иныхвнепрограммных понятий. Работа над внепрограммным словом обычно проводитсяследующим образом. Обращаясь к второклассникам: «В упражнении вамвстретилось слово „каникулы“. В „Словаре“ учебника этослово отсутствует, но вы будете употреблять его как в устной, так и вписьменной речи. Сейчас поработаем с ним». Показываем карточку со словомканикулы, где обозначено ударение, красным цветом выделена гласная«а». Учащиеся хором и индивидуально произносят его, записывают на доскеи в тетрадях, рядом пишут родственное слово каникулярное (время), устносоставляем предложения. Потом сообщается детям «Все знакомы со словомканикулы, но не каждый знает, что это любимое всеми слово связано с небом. Впереводе слово каникулы означает собачки (по-латыни канис — собака). Каникулойдревние римляне именовали самую яркую звезду Сириус. Каникула – Сириус – каждыйгод появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета по нашему календарю. Нотак как в июле обычно начиналось жаркое время года, когда студентов, школьниковосвобождали от занятий, то в честь звезды эти дни и прозвали каникулярными,каникулами. Сначала каникулами называли только летний отдых, но потом привычноеканикулы стало относиться вообще ко всякому перерыву в учении».
Можно работу над труднымисловами проводить в минуты, отведенные на чистописание.
Хорошо зарекомендовалсебя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большуюсамостоятельность. Проверку лучше проводить по «Словарю» учебника, поиндивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга,подчеркивают карандашом неверную орфограмму.
Положительный эффект даетсочетание видов заданий и приемов работы со словом, давно уже нашедших место вметодике преподавания русского языка, с усвоением той или иной темы. Вотнесколько примеров. Тема «Предложение» I класс.
Москва – столица России.Москва – самый главный город страны. В Москве работает правительство. Машинапомогает человеку в работе. Все работы хороши. Мой старший брат шагает наработу. Тетрадь, карандаш, пенал – учебные вещи ученика. Мы любим русский язык.Тема «правописание слов с двойными согласными». II класс.
Суббота – выходной деньмоих родителей. В апреле в стране проходит субботник. Интересный пассажир ехалс нами в одном вагоне. Витя собрал двенадцать килограммов макулатуры. Колхоз –коллективное хозяйство.
Следует заметить, чтоподобные диктанты проводятся по окончанию изучения темы. Всем известно, что приизучении той или иной темы по русскому языку на страницах учебника в рамкахвстречаются слова с непроверяемым написанием.  Их записывают и работают с ними.В.Д. Купров предлагает еще один вариант работы с ними, при помощи которойполучаются довольно хорошие результаты. К примеру, пройдена в III классе тема«Местоимение». Новых слов здесь четыре: вместе, впереди, двенадцать,шестнадцать. В проверочную работу по данной теме непременно включает их взадания:
Составь предложение сословами (идут слова одно, два).
Вспомни и запиши слова снепроверяемым написанием, которые ты изучал по теме «Местоимение».Составь с ними словосочетания.
В теме «Имясуществительное» или «Имя прилагательное» предлагает такоезадание:
«Просклоняй словакилограмм, прекрасный».
Этим приучает работатьучащихся с трудными словами при выполнении любого вида задания. Дети лучшезапоминают и усваивают правописание таких слов. Причем делается это приизучении каждой темы.
И еще есть однаинтересная работа, дающая также положительный результат при усвоении слов снепроверяемым написанием и являющаяся важной для лингвистического развитияучащихся. В последнее время в средних классах учителя русского языка в работенад этими словами успешно применяют этимологический анализ. Использование словав речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другимисловами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяется длятого, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легчеусваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, ачастичным, «упрощенным». Составляется список слов, которыеобъясняются путем этимологического анализа. Так, в III классе эти слова: телефон, телеграф, телевизор,телескоп. Учащиеся узнают, что первая часть слов теле – пришла в русский языкиз греческого языка и обозначает «далеко». Ребята легче и осознаннейзапомнят графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-.Также можно знакомить учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета;ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; ком- комиссия, компот.Третьеклассники хорошо усваивают слова с латинской приставкой де-:демонстрация, депутат, делегат, декорация.
Читая ребятам рассказ К.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, икоторому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слову объяснениеи радуешься», — говорил он писателю. «Почему отдельные растения,птицы, животные называются именно так», — говорил ребятам Купров.Показывает цветные рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы,медведя. Учащиеся, рассматривая рисунки, делают свои первые«открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по форме онапохожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод,синица – синяя, медведь любит мед и поэтому знает (ведает) где его искать».Целесообразно провести работу со стихотворениями Е. Серовой из цикла«Подскажи словечко»:
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйся дикими
Алыми… (гвоздиками)
Для этимологическогоанализа слова использовался Купровым диалог Н. Сладковой «Сорока имедведь». «Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно.Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг,словарей», — говорил он. Так проходила работа со словом рябина, которое учащиесячасто пишут неверно. Сначала дети отгадали загадку: «Под ярусом-ярусомвисит зипун с красным гарузом». Ученики читают слово, написанное накарточке, сначала про себя, затем два раза вслух и, наконец, проговаривают егохором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учительпоказывает цветной рисунок с изображением ветки рябины и говорит: «Словорябина произошло от славянского слова ряб, что означало рябой, пестрый; ведьсочетание мелких ярко-зеленых разных листьев рябины и оранжево-красных ягодэтого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». Сиспользованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнемрябин-. Разборные таблицы используются учителем на уроке так: необходимые частислова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратносклеенных  внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета(например, приставки – зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми,окончания — черными).
В ходе объяснения иобразования слова выбирает из всего «строительного материала»,лежащего  на столе, нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу или магнитнойдоске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.
    — Как мы назовеммаленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябинка? Как называютрябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник?Сколько «н» надо писать в слове рябинник? Посему? Как мы называемкуст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько«н» надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовемваренье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этогослова?
В ходе беседы на доске ив тетрадях учащихся появляется следующая запись:
    рябина               ряб – пестрый, рябой
    рябинка
    рябинник
    рябинный
    рябиновое
На следующем уроке детииспользуют данные слова в предложениях:
Под рябиновым кустомцветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила назиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.
Рассмотрим еще работу,которая прошла со словом иностранного происхождения – ветеран.
— Ребята, вам ужеговорили, что наш язык изменялся, слова исчезали, появлялись новые, старыеслова вдруг становились новыми. Как вы думаете, мы пользуемся только русскимисловами им и словами иностранного происхождения? (Ребята могут привести примерынерусских слов: шоссе, метро, кофе, автомобиль, агроном, библиотека, инженер ит.д.).  Теперь познакомимся со словом «ветеран». Вспомните страничкибукваря, объясните значение слова. (Ветеран – это человек, который прошелвойну. Человек, который много проработал на заводе, фабрике, в колхозе).
— Слово ветеран пришло кнам из французского языка, но родилось оно от латинского слова ветус, чтозначит старый. Записываем предложение: «Не стареют душой ветераны».Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием использовалзамену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закреплениянового слова, опроса самостоятельной работы учащиеся получают задания типа«Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек,который едет в поезде; перечень номеров, с которыми выступают на концерте;дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производитсяпосадка на поезд». Или другое задание:
    1. Ответить навопросы, ответы записать.
    Кто продает билеты вкассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группалиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок вкниге?
    2.  При списываниивставить вместо точек нужные по смыслу слова.
    1) Сообщение потелеграфу -… .
    2) Килограмм – этотысяча… .
    3) Смотр готовностивойск -….
    4) Рисунок в книге -….
    5) Специалист вобласти земледелия и сельского хозяйства -… .
    6) Огородноерастение, растущее кочаном -… .
    7) Старый воин иличеловек, который долго где-либо работал -… .
    11) Книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года и события -… .
Как показывает практика, этимологическийанализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: присознательном, интересном  усвоении чего бы то ни было, степень запоминаниязначительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякаясознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чеммеханическая. Этимологические справки к словам можно взять в школьномэтимологическом словарике Л. Успенского «Почему не иначе?», в«Занимательной грамматике» А.Т. Арсия и Г.М. Дмитриевой.
На помощь учащимся приходятдетские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писатьправильно слово «лимон». На доске можно располагать эти стихотворныешутки.
Г. Сапгир«Ли–мон»:
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
— Лимон… -
Сразу станет кисло.
Две первые строчки легкои быстро запоминаются: «Что за ли? Что за мон?». Значит, в этом словеошибок не будет.
Считалка И. Дельянова:
Взял Егор в углу топор.
С топором пошел во двор.
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор,
Вот и ищет до сих пор…
Поищи и ты топор!
Третьеклассникиобозначают ударение, определяют безударную гласную, отвечают на вопрос,устанавливают, в каких падежах употреблено слово топор.
Так, названия дней неделипомогают запомнить стихи Б. Заходера «Муха-цокотуха»:
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она в варенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник –
В вишневой наливке.
Во вторник –
В томатной подливке.
В среду –
В лимонном желе.
В четверг –
В киселе и смоле.
В пятницу –
В простокваше,
В компоте
И в манной каше…
Послетого, как учащиеся выписали названия дней недели на доске и в тетрадях, провелиорфографическую работу с ними, они отвечают на вопрос: «В каких падежахстоят существительные с предлогами, называющие дни недели»?
Методика запоминаниясловарных слов:
    1. Записать словарноеслово и поставить ударение. Например: береза.
    2. Выделить(подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) принаписании. Например: бе-ре-за.
    3. Выписать отдельнослог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.Например: бЕ, бе.
    4. Найтиассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротивсловарного слова.
    Требования кассоциативному образу.
    а) Ассоциативный образобязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
    Модель: Сл.слово           Ас. образ
                   признак             признак
    Ассоциативная связьможет быть по:
    — цвету;                     — месту расположения;
    — форме;                    — звучанию;
    — действию;               — вкусу;
    — материалу;             — назначению;
    — количеству;            — и т.д.
    б) Ассоциативныйобраз должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, котораяявляется сомнительной в словарном слове.
    Например:
                            Сл.слово              Ас. образ
                 береза –по цвету           БЕлая
                 береза –кудрявая                   нужен грЕбень –
                                                         чтобырасчесать –
                                                         поформе, как буква Е
                            результат:          бЕреза – бЕлая
                                                         -гребень (Е)
    5. Изобразитьсловарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/илипересечение слов через сомнительную орфограмму).
   б
б Е р ё з а
   л
   а
   я   />
               
    6. Прочитатьсловарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ,представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
    Нельзя навязыватьученику своей ассоциации.
    Ценность – наличие укаждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общаязаданная орфограмма.
    Эта методика – недогма, а источник творчества.
    Примеры словарныхслов и ассоциативный образ:
    гАзета – бумАга
дИректОр – крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕй – бЕлый, снЕг
кАпуста – зАяц
кАрандаш – грАнь, бумАга
кАрман – дырА
кОнцерт – нОта, дО, хОр
 кОрабль – вОлны, бОцман,кОк
лАдонь – лАпа
мАшина – шинА
сОбака – хвОст           
   т
   р
   у
   б
з А в о д                         з/>вод
/>                   в                                    н                                   
            к О рабль                     к О нцерт                  к    нцерт
                   л    ы                    т                            
                      н                                 а

Список литературы.
1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевогоразвития младшего школьника. – М., 1990.
3. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М.,1989.
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.,1989.
5. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М.,1993.
6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // Взащиту живого слова. – М., 1989.
7. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. –М., 1989.
8. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. – М., 1994.
9. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. –М., 1985.
10. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М.,1993.
11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальныхклассах. – М., 1983.
12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М.,1983.
13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М.,1990.
14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русскогоязыка. – М., 1994.
15. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. –М., 1991.
16. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальнойшколе. – М., 1975.
17. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методиканачального обучения русскому языку. – М., 1978.
18. Федоренко Л.П. Методика русского языка. – М., 1984.
19. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.
20. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бюджетное устройство в Российской Федерации и основные направления его совершенствования в средн
Реферат Методика организации культурно-массовой работы военных музеев, комнат (кают) воинской славы в интересах решения задач культурно-досугового обеспечения частей и подразделений Военных сил РФ
Реферат Информационный менеджмент как процесс управления людьми обладающими информацией
Реферат Продюсирование как форма управления персоналом в музыкальной индустрии
Реферат Замечания по поводу атеистической литературы последних лет
Реферат Анализ статьи Владимира Яковлевича Гельмана «Постсоветские политические трансформации»
Реферат Методические основы работы концертмейстера
Реферат Разработка контроллера для мониторинга и оценки качества обслуживания сети пользователей
Реферат 2011г представителем нашей компанией получено требование о предоставлении документов (информации) № от. 2011г
Реферат Актуальні проблеми підготовки військових фахівців у контексті європейської інтеграції системи вищої освіти Постановка проблеми
Реферат Протокол Киото и новая энергетическая политика
Реферат Значение сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка дошкольного возраста
Реферат Академія праці І соціальних відносин федерації професійних спілок україни на правах рукопису любченко дмитро іванович
Реферат Правове регулювання працевлаштування за законодавством України
Реферат Назначение сетевого оборудования компьютерных сетей рабочей станции, сервера, модема, сетевого