Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности ценностно смысловой сферы у подростков с разным уровнем компьютерной грамотности

--PAGE_BREAK--В результате статистического анализа по ряду параметров были выявлены достоверные различия (р
Таблица №2. Достоверные различия между испытуемыми групп №1 и №3 значимости терминальных ценностей в разных сферах жизни (критерий Манна — Уитни)
Показатели испытуемых группы №3 достоверно выше показателей испытуемых группы №1 по значимости ценности «Активные социальные контакты» в сферах образования, профессии и увлечений. Это означает, что старшеклассники, вошедшие в группу №3, отличаются желанием достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в более тесные контакты с людьми, принадлежащими к референтной для себя группе. Для них большее значение, чем для испытуемых группы №1, имеют факторы социально-психологического климата в коллективе, атмосфера доверия и взаимопомощи среди одноклассников. Испытуемые группы №3 склонны увлекаться теми занятиями, которые имеют коллективный характер, в то время, как старшеклассники группы №1 не испытывают особого желания искать единомышленников и взаимодействовать с ними в своем увлечении.
Более значимой для испытуемых группы №3 представляется ценность «Достижения». Особенно отчетливы различия между испытуемыми двух групп в сфере образования. Это выражается в большем стремлении испытуемых группы №3 добиваться как конкретных результатов своего образовательного процесса, так и других жизненных целей, достижение которых зависит от уровня образования. Эти старшеклассники более тщательно планируют все этапы образовательного процесса, стремятся повысить свою самооценку за счет учебных успехов.
Значимость ценности «Духовное удовлетворение» для испытуемых группы №3 достоверно выше в сфере профессиональной деятельности, общественной жизни и в сфере увлечений. Испытуемые группы № 3 в большей мере стремятся иметь в будущем интересную, содержательную работу или профессию. Кроме того, старшеклассники группы №3 стремятся через общественную деятельность реализовать свое желание сделать жизнь общества как можно более благополучной. Их особенность заключается в готовности посвятить все свое свободное время какому-либо делу, в стремлении глубже проникнуть в сам предмет увлечения. Поэтому большее удовлетворение они получают от процесса своего занятия, нежели от его результатов. Для группы № 1, напротив характерно наибольшее удовлетворение от результатов работы и в меньшей степени ориентировка на сам процесс. Мы выяснили также, что значимость ценности «Сохранение собственной индивидуальности» в профессиональной деятельности, в сфере семьи и увлечений у испытуемых группы №1 достоверно ниже, чем у испытуемых группы №3. Старшеклассники, вошедшие в группу № 3, намного сильнее стремятся посредством своей профессиональной деятельности «выделиться из толпы». В выборе будущей профессии немаловажным фактором для них будет являться ее уникальность, возможность подчеркнуть, таким образом, своеобразие и неповторимость их личности. Они хотят строить свою жизнь, ориентируясь на собственные взгляды, желания, убеждения. Испытуемые группы № 3 в большей степени пытаются сохранить свою индивидуальность, избегая влияния даже членов своей семьи.
В оценке значимости таких ценностей, как «Престиж» и «Креативность» также выявлены достоверные различия. Испытуемые группы №3 достоверно выше оценивают значимость для себя свободного творческого самовыражения в сфере увлечений. Они в большей мере стремятся увлекаться таким занятием, которое представляет широкие возможности для творчества, внесения разнообразия в сферу своего увлечения. Они всегда стараются изменить что-либо в предмете своего увлечения, внести в него что-то новое.
Ценность престижа в профессиональной деятельности и сфере увлечений более высока для испытуемых группы №3. Это означает, что эти старшеклассники стремятся иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе. Они, как правило, очень заинтересованы в мнении других людей относительно своей работы или профессии и хотят добиться признания в обществе путем выбора наиболее социально — одобряемой работы или профессии.
В целом по результатам исследования, создается впечатление, что для испытуемых группы №1 компьютер является средством «защиты» от реальности, а для испытуемых группы №3- средством ее преобразования. Напомним, что группа испытуемых вторая группа занимает промежуточное положение между первой и третьей группами. Достоверных различий между второй и первой, второй и третьей группами выявлено не было. Смысложизненные ориентации у старшеклассников с разным уровнем компетентности в использовании компьютера. Анализ смысложизненных ориентаций у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности показал следующее.У испытуемых всех групп все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этом показатели «Локус контроля – Я» и «Локус контроля — Жизнь», выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере в собственные силы.

Заключение
В ходе проведенного нами эмпирического исследования подтвердились гипотеза о том, что в ценностно- смысловой сфере старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности существуют различия.
Мы также пришли к выводу о том, что независимо от уровня компьютерной компетентности, у всех старшеклассников ведущее место в системе ценностей старшеклассников занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и материальное положение. Наименее значимыми ценностями является креативность и активные социальные контакты. Наиболее значимой сферой для всех испытуемых является сфера образования, что вполне логично, если учесть их возраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Самое главное для них сейчас это учиться и получать новые знания. Наименее значимой для себя большинство старшеклассников считают сферу семейной жизни.
Вместе с тем, выявились и достоверно значимые различия между испытуемыми двух групп.
У испытуемых всех групп все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этом показатели «Локус контроля – Я» и «Локус контроля — Жизнь», выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере в собственные силы.
Выбранный нами подход к исследованию не дает ответа на вопрос о том. Что является причиной, а что следствием: особенности ценностно – смысловой сферы заставляют человека осваивать все новые и новые средства или эти средства формируют особенности ценностно- смысловой сферы. Возможно, верно и то и другое. Ответить на эти вопросы можно с помощью другого метода психологического исследования- эксперимента.
Другим источником повышения качества работы может быть повышение объективности оценки уровня компьютерной компетентности. В ближайшее время планируется публикация стандартизированных тестов для оценки уровня компьютерной компетентности старшеклассников. В этом мы видим перспективы нашей исследовательской работы.

Литература
1.                Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопр. психол. 1993. №3. С. 62
2.                Братусь Б. С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности // Вопр. психол. 2004. №4. С. 102-113
3.                Будинайте Г. П., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопр. психол. 1993. №5. С. 99
4.                Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь–справочник по психодиагностике.-СПб.: Питер Ком, 1999.- 528 с.; (Серия «Мастера психологии»)
5.                Васильева И. А., Пащенко Е. И., Петрова Н. Н., Осипова Е. М. Психологические факторы компьютерной тревожности // Вопр. психол. 2004. №5. С. 16
6.                Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест,1998-800 с.
7.                Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопр. психол. 1993. №3. С. 105
8.                Доронина О. В. Страх перед компьютером, природа, профилактика, преодоление страха // Вопр. психол. 1993. №1. С. 68
9.                Дьяконова Н. А., Юртайкин В. В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля // Вопр. психол. 2000. №4. С. 51
10.           Кожевникова Е. С. Читатель и Интернет // Вопр. психол. 2006. №1. С. 33-38
11.           Куликов Л. В. Введение в психологическое исследование. Санкт-Петербург, 1994.
12.           Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. – ( Серия «Психологическая энциклопедия»).
13.           Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.
14.           Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 1989. №3. С. 11-21.
15.           Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
16.           Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопр. психол. 2004. №4. С.3-22
17.           Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 668 с.: ил.
18.           Марцинковская Т. Д. Психология смысла // Вопр. психол. 2000. №3. С. 139
19.           Мойсеенко Л. А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров // Вопр. психол. 1993. №2. С. 122
20.           Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках.- СПб.: Питер,2005.-416 с ил.
21.           Непомнящая Н. И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопр. психол. 2005. №1. С.116-125
22.           Психологические аспекты смысла жизни и акме // Вопр. психол. 2000. №4. С. 136
23.           Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. – ( Серия «Психологическая энциклопедия»).
24.           Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ). Ярославль, 1991.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., 1990.
25.           Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб. Питер Пресс, 1997. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии»).

Приложение 1. Анкета для оценки уровня компетентности в использовании компьютера Дорогой старшеклассник, просим Вас ответить на несколько вопросов
1.                Являетесь ли Вы пользователем сети Интернет?
2.                Какие сайты на Ваш взгляд наиболее популярны у ваших сверстников? Почему?
3.                Какие сайты Вы лично посещаете чаще всего?
4.                Сколько времени Вы проводите в сети в течение недели?
5.                Какие виды работ Вы выполняете на компьютере?
6.                Где находится компьютер, которым Вы пользуетесь?
7.                Какие программы используете в своей работе?
8.                Какими программами хотели бы овладеть?
9.                Занимаетесь ли Вы программированием? В какой среде? Какие информационные продукты создали?
10.           Как вы оцениваете уровень собственной компьютерной компетентности по пятибалльной системе?
11.           Какие чувства Вы испытываете при использовании компьютера?
Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2. Результаты статистического анализа достоверности различий между испытуемыми группы №1 и группы №3  
Mann-Whitney U
Wilcoxon W
Z
Asymp. Sig. (2-tailed)
цели
60,500
105,500
-,158
,874
процесс
61,500
106,500
-,095
,924
результат
48,500
93,500
-,917
,359
ЛКя
27,000
92,000
-1,013
,011
ЛКж
22,000
97,000
-,697
,046
СЖО
54,500
99,500
-,536
,592
АСКоб
21,000
112,000
-2,855
,004
АСКож
46,000
137,000
-1,208
,227
АСКпроф
22,500
113,500
-2,674
,007
АСКсем
52,500
107,500
-,785
,432
АСКувл
15,500
106,500
-3,116
,002
АСК
30,500
121,500
-2,155
,031
ДОСТобр
34,000
125,000
-1,960
,050
ДОСТож
58,500
113,500
-,415
,678
ДОСТпр
58,500
149,500
-,415
,678
ДОСТсем
53,000
108,000
-,760
,447
ДОСТувл
61,500
116,500
-,222
,824
ДОСТ
57,500
148,500
-,467
,641
ДУобр
50,000
141,000
-,960
,337
ДУож
56,500
147,500
-,542
,588
ДУпроф
22,000
113,000
-2,711
,007
ДУсем
47,000
102,000
-1,145
,252
ДУувл
32,000
123,000
-2,075
,038
ДУХУД
36,000
127,000
-1,803
,071
ИНДобр
57,000
148,000
-,503
,615
ИНДож
61,000
116,000
-,252
,801
ИНДпроф
24,000
115,000
-2,577
,010
ИНДсем
23,000
114,000
-2,640
,008
ИНДувл
29,500
120,500
-2,238
,025
ИНД
23,000
114,000
-2,610
,009
КРобр
45,500
136,500
-1,225
,221
КРож
53,500
144,500
-,725
,468
КРпроф
58,500
149,500
-,414
,679
КРсем
48,000
139,000
-1,069
,285
КРувл
38,000
129,000
-1,696
,090
КРотец
42,500
133,500
-1,405
,160
МПобр
50,000
141,000
-,945
,345
МПож
51,500
106,500
-,853
,394
МПпроф
60,500
151,500
-,286
,775
МПсем
50,500
141,500
-,917
,359
МПувл
60,500
151,500
-,285
,776
МАТПОЛ
51,000
142,000
-,870
,384
ПРЕсобр
50,500
141,500
-,916
,359
ПРЕСож
56,500
111,500
-,535
,592
ПРЕСпр
10,500
101,500
-3,428
,001
ПРЕссем
43,000
134,000
-1,389
,165
ПРЕСувл
32,500
123,500
-2,036
,042
ПРЕСТИЖ
33,500
124,500
-1,962
,050
РАЗВобр
42,500
133,500
-1,429
,153
РАЗВож
54,000
109,000
-,693
,488
РАзвпроф
32,000
123,000
-2,121
,034
РАзвсем
37,000
128,000
-1,761
,078
РАзвувл
61,000
152,000
-,254
,800
РАЗВСЕБЯ
41,500
132,500
-1,461
,144
образ
51,000
142,000
-,874
,382
Общжизнь
40,000
131,000
-1,554
,120
професс
21,000
112,000
-2,737
,006
семья
48,500
139,500
-1,024
,306
хобби
22,500
113,500
-2,653
,008
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кризис Османской империи и возникновение Восточного вопроса
Реферат Схема моделі процесу стратегічного планування її коротка характеристика
Реферат Пушкинский образ России
Реферат Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 2
Реферат Сравнительный анализ концепций Ф. Фукуямы и С. Хантингтона
Реферат Советско югославский конфликт в документах трех совещаний Коминфор
Реферат Азербайджан економіко-географічний огляд країни
Реферат А. А. Никитин Пермский государственный университет
Реферат Територіальна організація туристичної галузі Північної та Латинської Америки
Реферат Da Vinci Essay Research Paper Leonardo Da
Реферат Системные программы
Реферат 1. Достижение сми сев Европы конца 20 начала 21 века. Страны по выбору
Реферат Mercutio Essay Research Paper Mercutio was a
Реферат Church And State In The Roman Empire
Реферат Creative Story My Golden Age Essay Research