Реферат по предмету "Педагогика"


Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)
Институт Филологии
Дробинская Евгения Сергеевна
Духовно-нравственное воспитание на уроках английскогоязыка
Специальность «Иностранный язык»
Курсовая работа по педагогике
Комсомольск-на-Амуре 2010г.

Оглавление
Введение
Глава I. Духовно-нравственноевоспитание человека как педагогическая проблема
1.1. Духовно-нравственныепринципы и ценности современного общества
1.2. Возможности урокаиностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников
Глава II.Опыт работы по воспитанию духовно-нравственных качеств школьников в процессеобучения иностранному языку
2.1. Из опытаотечественных и зарубежных педагогов по духовно-нравственному воспитаниюшкольников
2.2. Духовно-нравственноевоспитание на уроках, разработанных педагогами Хабаровского края
Заключение
Библиографический список

Введение
Актуальность проблемы. Сегоднядуховно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении егометодологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новыйэтап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности,изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думатьо духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков.Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие,сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второйплан. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой,высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.
Духовно-нравственное развитиешкольника является важнейшим аспектом социализации личности в условияхстремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включенияв различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Проблемы духовно-нравственноговоспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов,философов, как В.А. Беляева, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, С.Н. Булгаков,В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, З.В. Видякова, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев,П.Ф. Лесгафт, В.М. Меньшиков, А.Н. Острогорский, В.П. Острогорский, Н.И. Пирогов,М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.
В настоящее время существует множество программ подуховно-нравственному воспитанию различных авторов. Примеры отечественных программ:«Введение в традицию» авторская программа Крячко А.А.,«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» ФеоктистоваТ.Г., Шитякова Н.П., Программа «Мировидение»,Программа «Мировидение» средний школьный возраст, Программа «Мировидение»дополнительные уроки для младшего и среднего школьного возраста, Кроме тогонеобходимо назвать российские программы: «Красота спасет мир» авторскаяпрограмма по музыке Т.В. Лазаревой, «Музыкально-эстетическое воспитание» для1-4 классов Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, Программа «Азбуканравственности», Программа «Культура семейных отношений», Муниципальная целеваяпрограмма «За духовное и нравственное здоровье» Д.Г. Левчук, О.М. Потаповской.
Совершенно очевидно, что для того,чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса,современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности,которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность ицелый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владетьразличными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромнуюроль играет знание как минимум одного иностранного языка.
Язык – хранилище культуры этноса, внем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические,социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процессобучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальныйпедагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического,эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.
Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей педагогов, то все отдаютпервостепенное значению духовности через культуру своего и чужого языка. «Язык – это явление духовной культуры человечества, одна изформ общественного сознания» — выделила один из признаков языка Н. Б.Мечковская. Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинскийписал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я –человек». Так же и С. В. Гордеева считает одним из уникальных приемов,способствующих акцентированию внимания на духовно-нравственных ценностяхчеловечества использование учебного предмета «иностранный язык».
Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовностиименно на уроках иностранного языка. Ведь одна из целей при изучениииностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова, не толькопрагматичные знания, навыки и умения, но и образование[26]. В этом случае вкачестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностноосвоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходитпроцесс социализации личности.
Проблемой исследования являетсясоздание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьниковв процессе обучения английскому языку. Для решения данной проблемы учителютребуется не только знание методики преподавания, но и умение направить своюдеятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения английскомуязыку.
Цель работы — теоретически обосноватьи апробировать педагогические условия осуществления духовно-нравственноговоспитания учащихся школы на уроках английского языка.
Объект исследования — учебно-воспитательныйпроцесс.
Предмет исследования — духовно-нравственноевоспитание на уроках английского языка.
В соответствии с проблемой, целью,объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить педагогическую литературупо духовно-нравственному воспитанию школьников.
2. Подобрать методологические основыизучения нравственных качеств подростков в процессе обучения иностранномуязыку.
3. Определить наиболее эффективныеметоды и приемы нравственного воспитания школьников, применяемых учителямииностранного языка.
Методы — педагогические наблюдения,изучение передового педагогического опыта.
Гипотеза – духовно-нравственное воспитание школьниковбудет успешно осуществляться:
— при реализации воспитательных возможностейсодержания учебного материала на уроке;
— при использовании учителем методов, средств,способствующих формированию нравственных знаний, умений.
Исследование проводилось на базе гимназии № 9; общеобразовательных школ №1, 14 г.Комсомольска-на-Амуре.
Логика исследования- теоретическое осмысление проблемы, методологических подходов к ее решению;накопление эмпирического материала, анализ и обобщение педагогического опытадуховно-нравственного воспитания школьников средствами иностранного языка.

Глава 1. Духовно-нравственноевоспитание человека как педагогическая проблема
1.1 Духовно-нравственные принципы иценности современного общества
Трансформация всех сторон российской жизни в последние 15 лет особенноболезненно отразилась на духовно-нравственной сфере. Гуманитарный кризисобнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих ибудущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяятакие системы и методы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодыхлюдей.
Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания,актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностно-смысловойситуацией в современной России. Резкая смена идеологических ориентиров, отказот каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. XX в. привели к духовному вакууму,который стал быстро заполняться массовой культурой. [10]
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственноговоспитания как основного условия возрождения современного российского обществаи человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смыслажизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот техарактеристики состояния современного общества и человека, которыесвидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровьяличности. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Надо,прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность и всегда лидуховное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным.
Духовность, на нашвзгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности,отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить запределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Онаопределяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросови интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души,осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя,преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своегосознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонкихдвижениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способностик высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей междулюдьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовномросте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание[31].
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.),истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовностьневозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности кэмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Рассмотрим сущность и спецификунравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание –это всегда духовное воспитание личности?
Нравственность рассматривается как индивидуальнаяформа существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающийего соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственноесознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности,нравственным считается человек, который руководствуется принципами«общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай сдругими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». К сожалению,традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний,внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не наразвитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современныхусловиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм ипринципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальнымстановится формирование у подрастающего поколения способности к нравственномувыбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системойобразования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболееважными, на наш взгляд, являются следующие.
Как известно, личность учителя играет важную роль в процессе воспитания,поэтому первая проблема связана с подготовкой учителя, способного статьдуховным наставником личности. Проблема вторая касается содержания духовно-нравственноговоспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей,присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущегочеловека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания являетсятот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и«взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
· опыт переживаниявысоких духовных состояний;
· опыт осознаниясвоей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мирадругого человека;
· опыт определениявоспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;
· опытиндивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования исмыслостроительства:
· опыт разрешениянравственных проблем;
· опытсодержательного, духовного общения;
· опыт определенияи реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практическойдеятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение,благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Безусловно, приобретение данногоопыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека ичеловечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях,нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей. [25]
По мнению А.И. Шемшуриной[33] наиболее значимыми идеальными основаниями,к которым следует стремиться учащимся, следует считать:
— гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность поотношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия иотношения к окружающему миру;
— ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли идействия, соотносить их с возможными последствиями;
— долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей передгосударством, обществом, людьми и самим собой;
— совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;
— чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение наоснове эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки насамоуважение и уважение к другому человеку;
— гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством,причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам,приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своимипроявлениями такие собирательные и образные понятия как:
— культура чувств — умение и стремление к эмоциональному самопроявлению вгоризонте меры и нравственности;
— способность к нравственному усилию, «усилию человека быть»(М.К. Мамардашвили)[24] как основание для самооценки, самоопределения исамосовершенствования;
— чувство эмпатии — эмоциональное «чувствование» другого,соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. Наоснове способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость кинакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Проблема третья связана со способами (методами и формами)духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, чтотруднее всего поддается простой трансляции, передаче от ихносителей-воспитателей воспитанникам.
Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов,апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека –создающих проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которыеобеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры,актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развиваютспособность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутреннихсостояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения вомногом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитаниямолодого поколения.
1.2  Возможностиурока иностранного языка в воспитании духовно нравственных качеств школьников
Понимание духовных ценностей становится важным фактором развитияобщественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет по сутиявляется инструментом становления личностных качеств человека, его социальных идуховных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык»имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средствообщения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранныйязык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержанияиз различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются иобсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления,позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На урокеиностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика,его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме областиконкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагиваетвопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранныхязыков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, какпроблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемыблаготворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемынищеты и борьбы с ней.
К методам и приемам, содействующим нравственномувоспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективныеформы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы.Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно вовзаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемовработы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятоев ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время каккласс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом вышенаправлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формойколлективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несетиндивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевойигре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры вопределенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может толькорезультат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выборомсамого учащегося.
В ходе использования данного приема работы такженеобходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смоглипроанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной моделиповедения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковымматериалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемыйвариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в ихс точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка впредполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекциюданного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления.Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а самидети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.
И, конечно, не последнюю роль играют тематическиеуроки. [6] Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит воснове обучения по Учебно-методическому комплекту В.П. Кузовлева[20], даётбольшие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческихценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и болееглубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемогоязыка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний ипонятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себесамих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” (“В твоейкультуре”) и “All About Me”(“Все обо мне”). В результате происходитсвоеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстникаи самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствуетобъединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, еёлюдям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка внашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной ивнеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решениипроблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений идокладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами,проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться вВеликобританию?” в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранныхгостей в Россию и организовать для них путешествие”. Этот проект называется“Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков являетсяувеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство сдостопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, как столицыХабаровского края; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малаяРодина”, более глубокое осознание своей культуры.
Работая по теме “Меняются времена, меняются стили”,учащимся предлагается посещение местного краеведческого музея, отзывы о которомони предоставляют на изучаемом языке.
Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиесяизучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогическихдеревьев вплоть до пятого поколения.
При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мызнакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашейРодины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Британии,Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологическийаспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.
школьник урок иностранный духовный нравственный

Глава II. Опыт работы по воспитанию духовно-нравственных качествшкольников в процессе обучения иностранному языку
2.1 Из опыта отечественных изарубежных педагогов по духовно нравственному воспитанию
Мы проанализировали технологиюобучения иностранному языку, способствующую приобщению школьников к духовнымценностям Павловой Елены Арсеньевны, учителя английского языка средней школы No 2 г. Апатиты Мурманскойобласти. Можно отметитьследующие приемы учителя:
— выработка стиля и манеры поведенияпедагога с учетом индивидуальных особенностейаучащихся;
— естественное, непринужденноепогружение ребенка в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии, т.е.занятие театральным творчеством (драматизация сказок, пьес, рассказов,прочитанных и обсужденных на уроках);
— обучение школьников анализуэмоционального состояния персонажей, которое способствует совершению имипоступков и действий;
— предложение войти в эмоциональноесостояние персонажей;
— участие в научно-практическихконференциях молодежи и школьников на уровне школы, города, области, вмеждународных конкурсах, подготовка и проведение таких коллективных дел наиностранном языке, как вечера и мюзиклы.
В условиях начальной школывоспитывающее влияние на обучение должен оказывать сам учебный процесс и,прежде всего, речевой материал, а также форма проведения занятия. Учитель предлагаеттакую форму проведения занятия, как театральная постановка.
Такая форма способствует формированиюнравственных представлений детей о дружбе, что, в свою очередь, помогаетрегулировать взаимоотношения детей в детском коллективе.
Приняв ту или иную роль, ребенококазывается в ситуации необходимого выбора нравственного характера. Подобныепостановки позволяют учащимся на эмоциональном уровне осваивать чувствадругого. Материалом для инсценировки являются только известные всем учащимсяпроизведения (сказки, рассказы или их фрагменты). При распределении ролей нужностремиться к тому, чтобы каждый раз школьник получил новую роль.
Театральные постановки на уроке — сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду,приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этойоснове практически весь программный лексико-грамматический материал начальногои последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевымиконструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнениикоммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическомувоспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.
Переход от младшего к среднемушкольному возрасту имеет свои особенности, определяющие эмоциональную жизньребенка. Подростки проявляют большую самостоятельность мышления, интерес кразнообразным явлениям жизни общества, высказывают свои суждения, стремятсявыработать личную точку зрения, собственные взгляды. Эмоциональное воздействиеи воспитательная сила слова в этом возрасте очень велики. Поэтому для отборатекстов главными критериями являлись их художественная ценность, языковаяценность, гуманистическая направленность, соответствие интересам и уровнюзнаний учащихся, что в свою очередь стимулирует интерес к литературе и языку (аввиду большой доступности понимания и оценки художественных произведений,возрастает интерес к истории стран изучаемого языка, как к прошлому, так и кнастоящему).
Отобранные тексты представляют собойкороткие рассказы, басни, легенды, сказки. Тексты могут быть использованы какво время занятий в классе, так и в условиях самостоятельной работы дома. Работасо школьниками происходила первоначально с использованием упражнений,рассчитанных на первичное ознакомление с текстом и усвоение содержащегося в немязыкового материала (языковые упражнения), а также на использование усвоенныхлексических единиц в речи с опорами (предречевые упражнения): пересказать позаданному плану, воссоздать части текста, используя предложенные слова ивыражения и т.д.
Затем учащиеся выполняли собственноречевые упражнения, т.е. задания творческого характера: резюмировать текст,составить диалог, проанализировать поведение персонажей, обсудить проблемы,связанные с текстом и т.д. Необходимость обсуждать проблему на английском языкесоздавала определенную сложность, с одной стороны, а, с другой стороны,максимально приближала учащихся к ощущению естественной обстановки, позволялапочувствовать дух времени и обстоятельств.
Отобранный текстовый материалвоздействовал на учащихся, вызывал чувство доброты, гуманности, отзывчивости,смелости, сопереживания. Предложенные задания и упражнения послужили средствомпознания и способом формирования личности. Это проявилось в качественной оценкеперсонажей изученных рассказов и их поступков, предпочтениях, высказанныхучащимися в пользу того или иного произведения и его героев.
Чтобы подготовить учащихся к чтениюоригинальных текстов, учитель использовал прием, предлагаемый Е.Д. Авериной[1]:работа с лексическими картами. Рисунки и стрелки используются длясистематизации слов по темам. Каждая карта должна разместиться на одной сторонеальбомного листа. Такая топографическая целостность чрезвычайно важна длязапоминания. Рисовать карты должен каждый, независимо от имеющихся у негохудожественных способностей. Рисунки могут быть абстрактными и схематичными,узнаваемыми только автором. Рисунки должны быть фоном, на котором выделяютсяиностранные слова. Писать их нужно жирно, крупно, четко, хорошо распределяя повсему полю листа. Пока учащиеся рисуют и пишут слова, они повторяют ихнесколько раз вслух. Ни в коем случае нельзя писать перевод слов.
Каждую карту необходимо выполнятьдважды: на лицевой стороне листа альбома — с иностранными словами, а наобратной стороне предыдущего листа — без слов, в «немом» варианте. Повторому варианту учащиеся рассказывают заученные наизусть учебные тексты. Ккаждой лексической карте составляется учебный текст на изучаемом языке из оченьпростых предложений, где описывается то, что изображено на карте.
Обобщив лексику по одной теме, можночитать отрывки из художественных произведений по этой же теме. Именно черезчтение можно осуществить «вхождение» в иностранный язык.
Для фиксации содержания оригинальноготекста использовались кроки. Крок — это схематическое изображение того, чтоозначает слово. Этот прием:
1. вынуждает обучаемого при работенад словом вызывать в своем сознании представление, с которым это словоассоциируется именно у него; благодаря этому формируется связь«иностранное слово — индивидуальное представление», которая лежит воснове беспереводного понимания читаемого и беспереводного говорения. Такаясвязь не всегда формируется, когда слово заучивается с опорой на картинку,созданную другим лицом, пусть даже самую художественную;
2. не позволяет думать на русскомязыке до порождения иностранного предложения;
3. не позволяет учащемуся идти болеелегким, но ошибочным путем: планировать высказывание на русском языке;
4. фиксация содержания текста крокамиизбавляет учащихся от необходимости запоминать последовательность мыслей взаучиваемом наизусть тексте, что достаточно трудно, но совершенно не нужно дляизучения иностранного языка;
5. говорение по крокам предотвращаетошибки, которые учащиеся могли бы сделать при воспроизведении наизусть текста.Это, прежде всего, ошибки в употреблении артиклей, падежей, предлогов и впорядке слов;
6. приводит впоследствии кпланированию грамматического строя высказывания на подсознательном уровне, т.е.так, как это бывает при говорении на родном языке;
7. рисование кроков невозможно безосознания структуры предложения, поскольку предполагает выделение подлежащего иобеих частей сказуемого, что способствует более правильному пониманиюсодержания текста;
8. длительное воспроизведение текстовнаизусть по крокам приведет к запоминанию большого количества синтагм, изкоторых впоследствии учащиеся будут составлять собственные высказывания.
Необходимо помнить, что творческаяречь является ничем иным, как припоминанием заученных ранее синтагм исоставлением из них новых композиций. Прием рисования кроков помогает выполнятьзадания творческого характера к текстам нравственно-эстетического содержания.
Подростковый возраст — это периодувлечения искусством. Опрос показал, что среди любимых видов искусства — музыка, телевидение, кино. Одной из характерных черт этого возраста являетсямечтательность, фантазирование. Дети проявляют интерес к произведениямгероического и романтического плана. В 8 классе школьники с удовольствиемчитают книгу английской писательницы Мэри Инид Блайтон[9] (1897-1968) о«Великолепной пятерке». Ее истории написаны идеальным английскимязыком, считаются своеобразным лингвистическим эталоном. Писательницаотличается тонким пониманием психологии и интересов детей. Школьникисопереживают обыкновенным английским детям, постоянно попадающим в необычайныеприключения на таинственном острове с разрушенным замком, полном сокровищ. Асопереживание влечет интерес непосредственно к качественным сторонам личности.Учащиеся записывают на английском языке качества личности в действии: храбрый,отважный, решительный, поспешный, находчивый, трусливый и т.д.
Данная лексика активно используетсявосьмиклассниками при выпуске стенной газеты на английском языке, посвященной60-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков, при описанииподвигов моряков-североморцев и мирных жителей Мурманска. Творчество подростковне затухает. Например, именно учащиеся средних классов делают успехи в областиискусства театра (различные драматизации), сочиняют стихи на английском языке ипишут к ним музыку.
В возрастном промежутке с 10 до 14лет доминантой развития является формирование нравственности, моральных норм,понятий добра и зла. Ребенок, утверждаясь как личность в коллективе, наиболеесензитивен к восприятию нравственных критериев, воспитанию таких качеств, какмилосердие, великодушие, чувство собственного достоинства. Начинаетсяполяризация ближайшего окружения на своих и чужих и критерии оценок бываюточень жесткими. Бесконтрольное формирование таких критериев чреватопроявлениями детской жестокости. Поэтому важно научить преодолевать дуальностьоценок, осознавать амбивалентность чувств и сформировать адекватный кодексчести, который, сложившись в этот период, является очень устойчивымобразованием и с трудом поддается коррекции в последующие годы.
Старший школьный возраст — этовозраст некоей инфантильности, ребячества, «открытых эмоций». В этомвозрасте такие коллективные дела, как вечера и мюзиклы на иностранном языкевызывают у школьников многообразную гамму эмоциональных состояний:восторженность, интерес, готовность и желание к исполнению. Тематические вечераи подготовка к ним развивают художественные способности, чувство коллективизма,взаимовыручку, прививают любовь к труду.
Старшеклассникам предлагалисьсамостоятельно-творческие задания (доклады, проекты). Чтение доклада, защитапроекта осуществлялись под сопровождение музыки; умело подобранныекинофрагменты помогали защитить проекты.
В проектном исследовании учительвыступал в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта,задействовал коллег для обсуждения. Подобные формы общения и совместнойтворческой коммуникативной деятельности способствовали нравственно-эстетическомувоспитанию школьников.
Все участники проектов — и педагог, иучащиеся — работают с интересом, творчески, инициативно и неформально.Школьники с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видятее практическую пользу. По свидетельству преподавателей, учащиеся,задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность,коллективизм, пчувствоотоварищества.
Рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы «Наш роднойгород». Среди возможных видов проектной работы по теме «Наш роднойгород» можно выделить следующие:
· подготовка и организация экскурсии;
· проведение интервью и сообщение егорезультатов;
· сочинение (индивидуальное);
· оформление плаката или стенгазеты;
· изготовление буклета для туристов;
· разработка викторины;
· написание статьи для журнала;
· дизайн карты с обозначениемтуристического маршрута по городу и описанием тура;
· создание рекламы туристической программы;
· составление программы визитаиностранного гостя;
· подготовка доклада об актуальныхпроблемах города.
Залогом успешной презентации проектовстала тщательная подготовка. Учитель должен взять на себя роль организатораитоговых выступлений и помочь учащимся выбрать форму презентации.
Иностранный язык как предмет школьнойпрограммы может быть действенным фактором приобщения школьников к духовнымценностям.
2.2 Духовно-нравственное воспитание на уроках, разработанных педагогамиХабаровского края
Учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1 г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края Некрасова Татьяна Михайловна разработала мероприятия к70-летию Хабаровского края на английском языке по использованию региональногокомпонента в урочной и внеурочной деятельности. Данные мероприятия способствуютдуховно-нравственному воспитанию школьников, прививают патриотичность, повышаютинтерес и любовь к Родине и малой Родине, воспитывают в детях бережноеотношение к живой и неживой природе. Специально для мероприятий былиподготовлены мультимедийная презентацияи приложение, содержащие материалы краеведческого характера, усиливающиевоспитательную, развивающую, социокультурную направленность обученияиностранному языку.
Цель мероприятия:
Социокультурный аспект- знакомство с богатствами своего края, выработкаумения понимать, какие ценности материальной и духовной культуры являютсяпредметом национальной гордости
Развивающий аспект- развитие таких качеств ума, как самостоятельность,доказательность, способность к самооценке, развитие произвольного внимания
Воспитательный аспект- воспитание любознательности, желания развиватькругозор, любовь к Родине и родному краю, воспитание бережного отношения кприроде
Учебный аспект-развитие речевых умений. Расширение словарного запаса.
Оборудование: карта края, медиа — проектор, дидактический материал в видеприложения,, наглядность
Ход мероприятия
1. Организационныймомент. Знакомство учеников с планом урока. Учитель говорит о том, что сегодняшкольники узнают больше о родном крае, о тех местах которые стоит посетить, подостоинству их оценят и также смогут рассказать о достопримечательностяхродного края гостям из других регионов.
2. Учитель представляетпрезентацию, где подробно рассказывается о природных и культурных объектах,которыми славится Хабаровский край.
3. Ученикам задаютсявопросы по презентации: какую новую для себя информацию они почерпнули, какиеместа они хотели бы посетить, чтобы они хотели добавить или о чем поспорить.
4. Подводя итогимероприятия учащимся предлагается принять участи в акции «Чудеса Хабаровскогокрая» и выбрать свои 7 чудес. На следующих уроках учащиеся готовятся квыполнению презентации по данной теме. К примеру, учащиеся 8 класса суглубленным изучением английского языка средней школы № 1 г. Комсомольск-на-Амуре заинтересовались проблемой спасения тигров, как редкого исчезающегоподвида. Учащиеся подготовили презентацию для научно-практической конференции,которая проходит в школе ежегодно.
Во время подготовки подобных проектов учащиеся, занимаясь исследованиемвыбранных ими проблем, лучше знакомятся с родным краем, в них воспитываетсябережное отношение к живой и неживой природе, уважение к культуре и традициямместного населения, воспитывается патриотизм и гордость за свою страну. Все этикачества являются одновременно и компонентами духовно-нравственного воспитанияи также предпосылками для дальнейшего воспитания и самовоспитания в нихвысоконравственных личностей.
Также проблемой духовно-нравственноговоспитание на уроках иностранного языка занималась учитель английского языкаАрапова Елена Михайловна, разработавшая урок по теме “Урок милосердия”.
Цели урока:
Обучающая: развитие монологическойречи, развитие восприятия речи на слух, умения выделять главное.
Развивающая: развитие мышления,памяти, речи, развитие умения аргументировано защищать свое мнение,использовать элементы дискуссии.
Воспитательная: развитие уменияпонимать человека, стараться ему помочь в сложных для него случаях, воспитаниевежливости, нравственности, духовности.
Ход урока:
1. Послеорганизационного момента преподаватель задает учащимся вопросы: Какие традициисуществуют в Оксфордском и Кембриджском университетах? Какие из них связаны сблаготворительностью? Учащиеся должны упомянуть традицию «Рэг Дэй». Если этовызывает у них затруднение, преподаватель помогает.
2. Далее учащиесяотвечают на вопросы преподавателя, связанные непосредственно сблаготворительностью: Что такое милосердие, благотворительность? Хотели бы выпринять участие в благотворительной акции? Какие благотворительные акциипроводятся в нашем обществе? Какие позитивные черты таких акций?
3. Чтениетематического текста. Учащимся предлагается прочесть небольшой текст и дать емусвое собственное заглавие. Текст называется «Никогда не забудем: 9/11-Максу».Речь в тексте идет о художнике Питере Максе, который хочет продать 11 плакатово кровавом дне 11 сентября. Его цель: собрать деньги для спасателей, работавшихтам. «Никогда не забудем»-это его красочное толкование тех событий. Выручкабудет направлена в интернациональную ассоциацию спасателей, которая обеспечиваетнеобходимое обслуживание этих людей и их семей. Нью-Йорк потерял 343 спасателя,когда был разрушен Всемирный Торговый Центр. После этого нападения Макс началпродажу 6 плакатов, чтобы поспособствовать фондам помощи. Ему удалось собрать200000 долларов. Новые плакаты появились уже через месяц. «Я хотел нарисоватьвсех, кто умер, но это невозможно. По крайней мере, я могу нарисовать плакаты»- сказал он. Далее учащимся предлагается обсудить текст, ответив на некоторыевопросы: Когда Питер Макс начал продавать свои плакаты? Кто изображен на этихплакатах? Как Питер использует деньги, полученные за плакаты? Почему онраспоряжается деньгами именно так, а не иначе? Хотели бы вы помочь окружающимвас людям каким-нибудь образом?
4. В парахпроводится обсуждение вопросов: Кому я могу помочь? Что я могу сделать для этихлюдей?
5. Идеи презентуютсяостальным учащимся, при этом используются следующие выражения: по моемумнению; мне кажется; лично я; я верю; я могу; я хотел бы; необходимо; так как;с тех пор как.
6. Преподавательвместе с учащимися выбирает лучшую презентацию, обосновывая в несколькихпредложениях свой выбор.
7. Домашнее задание:учащимся предлагается обсудить данную проблему с родителями и написатьмини-сочинение: «Я могу помочь людям». При этом внимание должно быть уделеноследующим пунктам: важность благотворительности в современном обществе;возможные благотворительные акции; акция, о которой я хотел бы рассказать.
Данный урок может быть проведен врамках изучения темы «Проблемы молодежи», ведь позитивные изменения в обществесопровождаются и рядом негативных тенденций, к числу которых относятсянравственная деградация личности, рост преступности вообще и молодежной вчастности и другие. Урок может способствовать приобретению учащимися нравственныхзнаний, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочнойнравственной деятельности. Главное назначение такого урока- помочь учащимсяразобраться в сложных вопросах нравственности, привить умение вырабатыватьнравственные взгляды. Ребята должны активно участвовать в обсуждении проблемы,сами подходить к определенным выводам, учиться отстаивать личное мнение,убеждать своих товарищей. Обсуждая конкретные факты и события из повседневнойжизни, примеры из художественной литературы, периодической печати, кинофильмовможно добиться того, что у учащихся будут вырабатываться нравственныепредставления и понятия.

Заключение
На основании теоретического анализа и изучения передового педагогическогоопыта по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников средствамиизучения иностранного языка можно сделать следующие заключения. Изучение иностранного языкаповышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление,оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общуюкультуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретическиезнания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные,учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранногоязыка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие надуховное становление личности. В современном обществе владение иностраннымязыком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентноспособным, создает условия для комфортного выполнения профессиональныхобязанностей.
Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становитсяболее эффективным, если осуществляется использование художественных текстов,созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора,музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики ихперевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к.позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям,обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществомдуховно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.
Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессемежличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранномуязыку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное изаинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать ушкольников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процессвосприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка,путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствамиполикультурного воспитания школьников могут быть обучающие игры, занятия пострановедению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, ипереписка с носителями языка в режиме on-line, и поездки за границу. Именно такизучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием,оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанногообщения, учит их пониманию других культур.

Библиографический список
1. Аверина Е.Д.Методические указания и материалы по немецкому языку для студентов неязыковыхвузов. Основной курс.- СПб., 2008
2. Аверкиева Г.В.Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников Ребенок исовременный мир. — Архангельск, 2001. C. 55-60.
3. Агапов В.С.Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина,[1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развитияличности в психологии и педагогике. — М., 2001. — C. 31-35.
4. Айрапетова В.В.Н.О. Лосский о морали и духовно-нравственном развитии личности. — Пятигорск:ПГЛУ, 2001.
5. Аллагулов А.М.Проблема нравственного воспитания личности школьника в современныхобразовательных учреждениях: (В контексте идей В.А. Сухомлинского) // Теория ипрактика высшего профессионального образования: содержание, технологии,качество. — Оренбург: Изд-во ОГПУ. — 2003. — Ч.7. — C. 12-17.
6. Арапова Е.М.Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогическихидей «Открытый урок» Москва 2009
7. Афонина Г.М.Педагогическое творчество учителя: [Структур. компоненты и роль вучеб.-воспитат. процессе] // Экономика в шк. — 2000. — № 2. — C. 12-15.
8. Богданова О.С.,Черникова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М.: Просвещение,1988.
9. Блайтон Мэри Энид Блайтон Великолепнаяпятерка на острове сокровищ: / Инид Блайтон; Перевод с англ. В. Исаакович /М.Прогресс — 1998: Вагриус Универс Б. г.-366с.
10. Власова, Т.И.,Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике//Педагогика – 2006. -№10 – с 36-42.
11. Выготский Л. С.Собр. Соч. М., 1982. Т. 2. С. 6—361.
12. Гурин В.Е.Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. –М.: Педагогика,1988.
13. Выготский Л. С.Собр. Соч. М., 1982. Т. 2. С. 6—361.
14. Гурин В.Е.Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.: Педагогика,1988.
15. Зеньковский, В.В.Принцип индивидуальности в психологии и педагогике / В.В. Зеньковский. Педагогическиесочинения. – Саранск: Красный октябрь, 2002. – С. 33 – 83.
16. Ильчиков М. 3.,Смирнов Б. А. Социология воспитания. — М., 1996.
17. Как помочьребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой.-М., 1995.
18. Козлова С.А.,Нравственное и трудовое воспитание дошкольников, Academia, 2002
19. Кречетова А.В.Личностное развитие на уроках иностранного языка: вопросы этического воспитания// Современное высшее образование в Самаре / Кречетова А.В. — Самара, 2009г. –3с
20. Кузовлев В.П.Учебно-методическое пособие по английскому языку /М.: 2004 – Просвещение,74с.
21. Курочкина И.Н.Как научить ребенка поступать нравственно Флинта, 2002
22. Лихачев Б. Т.Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
23. Макаренко А. С.Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М., 1977.-Т. 2.
24. Мамардашвили М.К.Как я понимаю философию/ М.: — 1990, -215с.
25. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитаниесущность и проблемы: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М.Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
26.  Пассов, Е.И.Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранногоязыка/М.-Глосса-пресс Феникс-2010. -640с. ISBN 5-7651-0105-4/978-5-222-15995-8
27. Павлова Е.А.Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитанияна уроках иностранного языка//Образование – 2007.-№11
28.  Суслова Э.К.Воспитание у детей этики межнационального общения: Спецкурс. — М., 1994.
29. Сманова, Г.И. Нравственно-эстетическое воспитаниеучащихся на уроках иностранного языка: диссертация / Сманова, Г.И. — Казахстан, 2009 г. 31с
30. Тадевосян, Т.М.Духовно-нравственное воспитание и языковое образование: материалнаучно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание»/М.:Просвещение, 2009. – 23 с.
31. Философскийсловарь. Под ред.И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.
32. Хабаровскийкраевой институт передового педагогического опыта [Электрон, ресурс] / М.,2004. – Режим доступа: www.ippk.ru.
33. Шемшурина, А.И.Этика: Учебно-методическое пособие/ М.: Владос, 2001. — 96 с ISBN 5-691-00266-X
34. Царенкова Ю.В.Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка/ Фестивальпедагогических идей «Открытый урок»/ Самара, 2009г.
35. Юдина,.П. Культурныеистоки духовной традиции в отечественной педагогике Проблемы духовно-нравственногообразования: материалы краевой научно-практической конференции / под ред. к.пс. н. доцента Т.В. Ермолаевой. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. — Вып. 2. – С.30-40.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Religion Of Huckleberry Finn Essay Research
Реферат Gun Control Essay Research Paper Guncontrol is
Реферат роль воды в жизни человека
Реферат Физиология поджелудочной железы
Реферат Ділові прийоми, їх різновиди та особливості організації
Реферат Ад Андрэя Іванаввіча. Тут для вас творчая І групавая праца. Творчая -значыць на зялёныя адзнакі. Групавая значыць удзельнікі падтрымліваюць сувязь адзін з адным
Реферат Untitled Essay Research Paper Slang in
Реферат Man And Woman Essay Research Paper The
Реферат Сказки Пушкина. Система образов героев, богатство и глубина содержания
Реферат Поиск и открытие файлов находящихся на компьютере соответствующим программным обеспечением
Реферат Дао Дэ Цзин
Реферат Rocky Mountains Essay Research Paper Rocky Mountains
Реферат Презумпция невиновности
Реферат Фамилизм и феминизм как теоретические течения в изучении семьи. Немоногамные модели брака и семьи
Реферат А. В. Ледащёв и его «Вийонада»