Введение
Вероятно,в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный сгрупповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развитияколлектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, атакже психологический комфорт каждого ее члена.
Посколькуколлективная жизнь по сути предполагает общение, то вначале ответим на вопрос,что подразумевают под этим понятием психологи и философы.
Общение- сложный и весьма многогранный процесс [1;32]. Этот процесс может выступать водно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационныйпроцесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимногопереживания и взаимного понимания друг друга.
Такоеопределение ориентирует на системное понимание сущности общения, егомногофункциональность и деятельностную природу.
Реальностьи необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корниобщения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, людивынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общениеможет проявиться сущность человека.
Впсихологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в«общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид егодеятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.
Ивсе дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает всистеме человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственнозависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.
Внеобщения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения сдругими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания,овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание,вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенкаформируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства,складывается его характер.
Реализацияфункций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также черезобщение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники,родители — Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включаюткоммуникативные способности в состав педагогических.
Впсихологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Онвытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любыеформы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди непросто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественныхфункций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе«недеяния». Таким образом, общается всегда деятельный человек: егодеятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно этопересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельногочеловека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.
Фактсвязи общения с деятельностью констатируется психологами. Однако характер этойсвязи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются некак параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две сторонысоциального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общениепонимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любуюдеятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можнорассматривать как условие и основание общения.
I. Общение,как процесс взаимодействия в школьных коллективах
Функцииобщения
Общениевыполняет целый ряд функций в жизни человека:
Социальныефункции общения
а)Организация совместной деятельности
б)Управление поведением и деятельностью
с)Контроль
Психологическиефункции общения
а)Функция обеспечения психологического комфорта личности
б)Удовлетворение потребности в общении
с)Функция самоутверждения
Основныемотивы общения
Преждечем перейти к вопросу о возникновении мотивов общения, необходимо короткоостановиться на том, как мы понимаем, что такое «мотив» вообще.
Какизвестно, термин «мотив» толкуется разными психологами весьма неодинаково. Втой концепции деятельности, которую мы взяли за основу при интерпретацииобщения, понятие мотива тесно связано с понятием потребности. А.Н. Леонтьевпишет об этом так: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, которыйспособен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первогоудовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен бытьобнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает своюпредметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — своюпобудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом»[1;43].
Такимобразом, мотив деятельности совпадает с ее предметом. Следовательно, длякаждого участника взаимодействиямотивом общения служит другой человек,его партнер по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивомобщения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, совершив инициативный актобщения, или ответить ему, совершив реактивное действие, является сам взрослыйчеловек. При коммуникациях со сверстником мотивом общения является другойребенок.
Мотивы,побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя егоглавными потребностями: это:
1)потребность во впечатлениях,
2)потребность в активной деятельности;
3)потребность в признании и поддержке.
Общениес взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка ивзрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.
Ведущиемотивы общения
Познавательные,деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативнойдеятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенкавсе три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но вразные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие изних занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидуальныхособенностях взаимоотношения разных мотивов, а об особенностях именновозрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующеговозраста. Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано сизменением содержания общения, а последнее отражает особенности общейжизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности, степеньсамостоятельности [1;51].
Какуказывают учебники по возрастной психологии, в районе 10 лет у школьниковменяется ведущий вид деятельности. Ели в начальной школе это была учеба, тотеперь — общение, общение и еще раз общение. А интерес к учебе уходит на заднийплан. Значит, самое время помочь в развитии коммуникативных способностей, атакже в организации самого общения для того, чтобы общение приносило радость.
Собственнона тренинге по сплочению коллектива и решаются эти задачи.
II. Тренинг«Развитие сплоченности школьного коллектива»
Программатренинга была разработана специально для учащихся 4-х классов. Так как именно вэтих классах педагоги отмечают наиболее конфликтные отношения между детьми, инамечается определенный «кризис сплоченности». Это соответствует возрастнымособенностям класса — примерно в возрасте 10 лет основной потребностью иведущим типом деятельности становится общение. Причем класс для школьника — этоне только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения,авторитет. Группа задает нормы для своих членов — от стиля в одежде до поведенияи личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подросткабыл класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.
Отношенияв группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так,групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы науроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения междуодноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоениюматериала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологическогоклимата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развитиягруппы, но и для успешной учебной деятельности.
Впрограмме тренинга повышения сплоченности участвует весь класс. Конечно, размерклассного коллектива, превышает размер тренинговой группы. Но для данноготренинга, лучше, если в упражнениях класс участвует целиком, не разбиваясь наподгруппы. Это связано с тем, что работа по подгруппам (особенно ссоревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этихподгрупп, что может привести к разногласиям в классе. Но на практике, часто всеже возникает необходимость класс разделить. В этом случае подгруппы выделяютсяслучайным образом и каждый раз (даже во время выполнения одного упражнения сосменой подгрупп) состав этих подгрупп должен быть разным.
Особенностьтренинга развития сплоченности школьного коллектива
Еслимы имеем дело с учебным (школьным коллективом), то здесь важен еще один аспектего деятельности: не только сплоченность, но и вектор ее направленности. Частокласс является сплоченным, но не для реализации учебных целей, а дляудовлетворения самых разных внеучебных потребностей. Особенно напряженнойстановится ситуация тогда, когда сплоченность класса направлена против кого-тоиз своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальныхмероприятий по развитию групповой сплоченности подросткового коллектива спозитивным вектором развития ее направленности.
Стадииразвития сплоченности
Известно,что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченностьопределяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней,результирующая сил, удерживающих индивида в группе.
Так,на первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет, члены коллективане знакомы или только что познакомились друг с другом. Отсутствие сплоченностиотражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, целиперед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение, невозникает чувства «мы». На этой стадии в школьном коллективе при возникновениикаких-то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а кпедагогу. Например, если ученик забыл ручку, он сообщает об этом учителю,педагог просит запасную ручку у кого-то из одноклассников и передает ееученику.
Наследующей стадии в учебном коллективе появляются подгруппы, завязываютсянеформальные отношения между отдельными учениками. Как мы видим, на этом этапеформируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишьна отдельные ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы в школьномклассе часто предопределены местом жительства: дети в школу и из школыдобираются вместе, обсуждают какие-то темы, завязываются дружеские отношения.На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя толькосформированные пары и тройки.
Натретьей стадии в группе актуализируется борьба за лидерство. В классепоявляются нормы общения, члены коллектива самостоятельно решают возникающиетрудности. Развитие группы на этом этапе может быть драматичным, если не один,а несколько лидеров претендуют на власть. В этом случае класс может расколотьсяна «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает конфликт. Нодаже если лидер один, еще не вся группа объединяется вокруг него. Чувство «мы»включает в себя не только ближайших друзей, но и отдельные группировки.
И,наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается самая высокаясплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательностигруппы для ее членов, развитой неформальной структуре. Цели группыинтериоризованы школьниками, класс выступает как единое целое. Ученики, говоря«мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.
Такимобразом, групповая динамика рассматривается нами как совокупность динамическихпроцессов, которые происходят в единицу времени и знаменуют собой движениегруппы от стадии к стадии.
Подходыработы ведущего
Можновыделить основные подходы работы ведущего, которые позволяютсконцентрироваться на цели тренинга (в соответствии с данными подходамиосуществлялся подбор упражнений): контакт, коммуникация, кооперация.
Контактпозволяетсократить психологическую дистанцию между участниками группы, а также создатьдоверительную атмосферу в классе. Для реализации этого подхода включеныупражнения, связанные с непосредственным физическим контактом (например:«Поздороваемся», «Построимся», «Рисунок на спине» и др.), что позволяетразвивать отношения внутри класса. Так называемые «отверженные» в упражненияхна отработку контакта получают возможность включаться в общегрупповой процесс.
Коммуникацияподразумеваетразвитие навыков партнерского общения, а также открытое обсуждение проблемгруппы (организованное и контролируемое ведущим). На осуществление подходанаправлены следующие упражнения: «Паровозик», «Поменяйтесь местами», «Рисунокна спине», «Пазлы» и т. д. Помимо формирования навыков партнерского общения,упражнения позволяют развивать эмпатию.
Кооперацияпозволяетучастникам группы получить навыки работы в команде, достижения групповых целей.Известно, что стремление к достижению общих значимых целей существенно повышаетсплоченность группы. Для реализации подхода включены упражнения, направленныена групповое взаимодействие: «Кочки», «Пазлы», «Коллаж»» и др., в которых классдостигает успеха только тогда, когда вся группа работает над решением задачи.Упражнения стимулируют лидерские процессы в группе, развивают эмпатию.
Помимоперечисленных групп упражнений, в программу также включены упражнения насамопознание(«Хорошие и плохие поступки», «Прекрасный сад» и подобные).Эти задания позволяют решить две задачи. Во-первых, участники заинтересованы вполучении информации о себе, и упражнения, таким образом, сохраняют иподдерживают интерес к занятиям. Во-вторых, включение в программу упражнений насамопознание предполагает самораскрытие, а также получение информации ободноклассниках. «Узнавание» друг друга способствует росту сплоченности в группеза счет «открытия» в непринимаемых членах класса позитивных сторон, обнаруженияобщего с другими одноклассниками.
Важнымусловием успешности работы по программе является позиция ведущего-именно от его поведения, установок, реакции на происходящее зависит векторнаправленности сплоченности. Тренером используются следующие особенностиобратной связи в группе: поддержка позитивного поведения (эмпатии,сотрудничества) и спокойное, взвешенное отношение к негативным проявлениям(соперничество, оценки, выпады в чью-то сторону). Чаще всего это проявляетсяпри рефлексии в конце упражнений и занятий в целом. При возникновенииконфликтных ситуаций задача ведущего состоит в том, чтобы не решать проблему, астимулировать группу самостоятельно найти самое эффективное решение. Такая жепозиция сохраняется при выполнении классом заданий на групповое взаимодействие.
Стоитотметить также, что ведущему важно распределять свое внимание так, чтобы каждыйучастник тренинга получал его в равной степени. Поддержка особенно важна длятех подростков, которые испытывают трудности в общении с одноклассниками. Вцелом поведение ведущего должно выступать моделью партнерского общения, так какон является тем взрослым, который своим примером демонстрирует, как можно бытьуспешным в общении.
Важнымэтапом тренинга является коррекция или создание мотивации к обучению. Для этогообычно используют ситуацию, решая которую группа обнаруживает свою компетенциюи начинает осознавать неадекватность своего поведения. На этом этапе тренингаиспользуются групповые упражнения, дискуссии и разборы проблемных ситуаций длясоздания мотивации к обучению и одновременно для сплочения группы и выработкигрупповых норм.
Цельтренинга «Развитие сплоченности школьного коллектива»:
повышениесплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного групповогосубъекта.
Тренинговыезанятия развивают следующие навыки и умения:
доброжелательность,интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоциональносопереживать однокласснику;
сотрудничатьи действовать сообща;
согласовыватьсвои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
разрешатьконфликтные ситуации.
Всеэто способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе.
Воснове содержания программы тренинга «Развитие сплоченности школьногоколлектива» лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: какстроить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другогочеловека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства дособеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентностьподростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.
Условия,количество и периодичность занятий:
Всегопроводилось 5 занятий с периодичностью примерно 1 раз в неделю для каждого издвух классов. Первые три занятия по 45 минут, последние два — по 1.5 часа.Занятия проводились в классе, либо в актовом зале. Количество участников — 25детей. Возраст -10 лет.
Каждоеиз занятий оформлено в виде законченного мини-тренинга. Т.е. включаетприветствие, разминку, основное упражнение, обсуждение, завершающий ритуал илиупражнение.
III.Программа тренинга
Занятие1 «Самоуважение».
1)Знакомство. Установление контакта с детьми.
Участникиподписывают бейджики. Ведущий представляется и говорит несколько слов о то, чтобудет происходить.
2)Правила работы в группе.
Затемведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которыенеобходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно ибезопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятиягруппой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятийправила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.
Списокправил:
1.Внимательно слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего
3.Уважать мнение друг друга
4.Я — высказывание
5.Безоценочность суждений
6.Активность
7.Правило «стоп»
8.Конфиденциальность
Каждыйиз пунктов правил поясняется ведущим.
3)Разминка «Поменяйтесь местами»
Описаниеупражнения
Участникисидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: — «Поменяйтесь местами» те, кто… (умеет жарить яичницу)». В конце называетсякакой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением илипризнаком поменяться местами. Задача ведущего — успеть сесть на любоеосвободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.
Психологическийсмысл упражнения
Разминка,создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как многообщего, повысить заинтересованность участников друг другом.
4)Диалог и Мини- лекция.
Ведущийпредлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос — Что такоесамоуважение? Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог ирассказывает о том, какое значение имеет самоуважение психологического комфортачеловека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство,которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и кчему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.
5)Основное упражнение «Хорошие и плохие поступки»
Описаниеупражнения
Участниковделят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана,фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды — написать как можнобольше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше.Соответственно задача другой — написать как можно больше поступков, из-закоторых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда можетподкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Обсуждение
Каждаякоманда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущийсуммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждогоесть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то илидругое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Психологическийсмысл упражнения
Осознаниедетьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятиясамоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимоеусловие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
6)Завершающее упражнение«Спасибо!»
Описаниеупражнения
Участникивстают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую рукувсе, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта,а на правую руку — то, что получил на этом занятии нового. Затем, всеодновременно сильно хлопают в ладоши и кричат — ДА! или СПАСИБО!
Психологическийсмысл упражнения
Завершающийритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия,а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Занятие2 «Прекрасный сад»
1.)Разминка. Упражнение «Поздороваемся»
Описаниеупражнения
Ведущийпредлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужнодвумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну рукуможно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки недолжны оставаться без дела больше секунды. Задача — поздороваться таким образомсо всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
Психологическийсмысл упражнения
Разминка.Установление контакта между участниками. Рукопожатие — это символический жестоткрытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами- это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членовгруппы и придает действию прелесть новизны.
2)Основное упражнение «Прекрасный сад»
Описаниеупражнения
Участникисидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, ипредставить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может бытьшипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как всепредставили это — нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры,мелки.
Дальшеучастникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущийрасстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздаеткаждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужнозасадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение
Предлагаетсяполюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы онаподелилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, новсем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть,в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее — укого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветамнужно солнце и внимание.
Психологическийсмысл упражнения
Самапо себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется дляпсихологической коррекции и служит для изучения чувств, для развитиямежличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собойвыразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого,увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себячастью этого прекрасного мира.
Завершающееупражнение
Спасибо!
Занятие3 «Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение»
1.)Разминка. Упражнение «Построимся»
Описаниеупражнения
Ведущийпредлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что заданиевыполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можнообщаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понятьдруг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построитьсяпо росту, во второй части задание усложняется — нужно построиться по датерождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередноозвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильностивыполнения упражнения
Психологическийсмысл упражнения
Разминка.Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов,развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, вкоторые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находитьспособы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг сдругом ради достижения общей цели.
2)Мини-лекция
Осознаниеневербального языка тела.
Детямобъясняют, что часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть,стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, что невербальныепроявления — важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственногофизического «Я» помогает лучше понять себя — идентифицировать внутреннеесостояние и чувства, легче выражать в физическом действии некоторые эмоции.
Далееобъясняется, что такое конгруэнтная коммуникация.
Конгруэнтность,которая подразумевает совпадение внутренних переживаний, их осознания и формвыражения (ощущения + осязание + сообщение), определяет надежностькоммуникации, ее четкость и осуществление без защитных механизмов и барьеров.Конгруэнтность — предварительное условие положительного и продуктивноговзаимодействия.
Чтобыполучить представление о неконгруэнтной коммуникации, участникам предлагаетсяискать несоответствия (различия), разыгрывая сцены: например, произнести слова«Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками(несоответствие между вербальным выражением и «языком тела»). Затем объясняют,что неконгруэнтность может быть осознанной или нет. Например, человек вгостяхвесь вечер скучал, но на прощание, улыбаясь, говорит хозяйке: «Как приятно былопровести у вас вечер...» Он сознательно говорит не то, что чувствует, не желаяобидеть хозяйку. Другой пример, когда человек, не осознавая собственный гнев иагрессивные тенденции, говорит вежливо, но его поза и напряженная мимика несоответствуют словам. В этом случае неконгруэнтность бессознательна.
2)Основное упражнение «Рисунок на спине»
Описаниеупражнения
Участникиделятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждыйучастник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется безслов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта жекартинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание — почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящиепервыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги ипоказывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникампредлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессеупражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение.При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение
Обсуждениев общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовалипервые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешаловыполнять упражнение?
Психологическийсмысл упражнения
Развитиекоммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды.Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а такжесамо желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обменаинформацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения
Завершающееупражнение
Спасибо!
Занятие4 « Командообразование».
Вначалезанятия проводится шеринг, каждый рассказывает с каким настроением пришел ичего ждет от занятия.
1.)Разминка.Упражнение «Найди и коснись»
Описаниеупражнения
Ведущийпредлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей.Например, найдите и коснитесь чего- либо, холодного, шершавого, вещи, длинакоторой прмерно30 см, того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка».
Психологическийсмысл упражнения
Разогревающееупражнение. Развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует инаблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой,обращая внимание на разные аспекты действительности.
2)Основные упражнения:
«Пазлы»
Описаниеупражнения
Группаделится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается попазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупнойкартинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задачакоманды — собрать картинку, как можно быстрее.
Обсуждение
Обсуждениев общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешаловыполнению задания.
Психологическийсмысл упражнения
Развитиекоммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать своидействия с другими, и решать поставленные задачи
Далееведущий предлагает применить полученный опыт из предыдущего упражнения вследующем задании.
«Кочки»
Описаниеупражнения
Каждомуучастнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты иведущий поясняет, что впереди — болото, листы — это кочки, все участники — лягушки, а ведущие — крокодилы. Задача группы — не потеряв ни одной лягушки,добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки.Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступатьможно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смоглиперебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграликрокодилы, и игра начинается сначала.
Обсуждение
Обсуждениев общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешаловыполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а чточувствовали те, кто замыкали цепочку.
Психологическийсмысл упражнения
Развитиекоммуникативных навыков, сплоченности членов группы;
Осознаниеважности этих качеств для эффективной работы группы;
Развиваетумение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.
Завершающееупражнение
«Шарики»
Описаниеупражнения
Участники,объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своимителами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острыепредметы, ногти, детали одежды.
Психологическийсмысл упражнения
Сплочение,ломка пространственных барьеров между участниками.
Обсуждение
Достаточнокороткого обмена впечатлениями.
Занятие5 «Коллаж на тему «Дружба».
Вначалезанятия проводится шеринг, каждый рассказывает, с каким настроением он пришелна занятия и изменилось ли что-то в его отношениях с одноклассниками и в целоматмосфера в классе после наших занятий.
1.)Разминка. Упражнение «Паровозик»
Описаниеупражнения
Ведущийпредлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей.Например, найдите и коснитесь чего- либо, холодного, шершавого, вещи, длинакоторой прмерно30 см, того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка».
Психологическийсмысл упражнения
Разогревающееупражнение. Развивает контакт между участниками команды, сплочение, доверие.
2)Основное упражнение. Коллаж «Дружба».
Описаниеупражнения
Группаделится произвольно на команды по5 человек и каждой команд выдается листватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих потематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается подколлажом.
Обсуждение
Послетого, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его длявсех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагаетобъединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своегорода талисманом класса.
Психологическийсмысл упражнения
Выражениечувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых,уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта,развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членамикоманды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессетренинга.
Завершениетренинга
Общеефото на фоне выполненных работ.
Списокиспользованной литературы
1.Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М. — Педагогика, 1986
2.Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994. — 316 с.
3.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. — М: Ось-89,1999. — 176 с.
4.Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. — СПб.: Питер, 2007.- 208 c.
5.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детскихпсихологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь,2006 — 160 с.
6.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическоепособие/Пер с нем. — 4-е изд. — М.: Генезис, 2006. — 240 с.
7.Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении / Пер. с англ.Е.В. Романовой. — СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-Издательский центр«Тринадцатая нота», 2004. — 208 с.
8.Берч П. Тренинг/ Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. — СПб.: Издательский дом«Нева», М: «ОЛМА ПРЕСС Инвест», 2003. — 160 с.