Реферат по предмету "Педагогика"


Сравнительный анализ программ по русскому языку В.В. Бабайцевой и Т.А. Ладыженской

Контрольнаяработа по дисциплине:
«Методикаобучения русскому языку»

1.Анализ программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов В.В. Бабайцевой
 
а)Структура программы.
Программа представлена в учебном комплексе: «Русскийязык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». В учебнике «Русскийязык. Теория» излагаются сведения о русском языке, предназначенные для изученияв 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги – системноеизложение теории. Такой тип учебника способствует формированию учащихсяпознавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой,пользоваться разными видами чтения. Книга «Русский язык. Практика»(для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке. Особое иважное значение придается задачам, вызывающим активизацию познавательнойдеятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучениюродного языка и совершенствованию речи. Третий компонент учебного комплекса – «Русскаяречь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связнойречи. Это способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речиучащихся, повышению культуры речевого общения. Все компоненты учебного курсапредставляют единый учебник в трех частях.
Разделы программы имеют 2 рубрики:
1. определяется круг теоретических сведений и правил;
2. перечисляются соответствующие умения и навыки, которыедолжны быть сформированы на данной теоретической основе.
Выделяются программой вводный курс(обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтическийматериал) и основной курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полномобъеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» — иначинается основной курс морфологии. В 6 и 7 классах продолжается изучениеморфологии, в 8 и 9 – изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения оязыке».
б)Сущность и значение объяснительной записки:
В объяснительной записке автор начинает разговор сроли русского языка в культуре русского народа. Как учебная дисциплина он имеетпервостепенное значение. Перечисляются основные цели преподавания русскогоязыка: формирование учащихся умения грамотно и полноценно использоватьбогатство языка в речевой практике, воспитание бережного отношения к языку,стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуреречевого общения.
Цели:
1. Развивать речь учащихся.
2. Формировать и совершенствовать орфографические ипунктуационные умения и навыки.
3. Дать учащимся представление о роли языка в обществе,в мире; обеспечить усвоение определенного круга знаний, а также сформироватьумения применять эти знания на практике.
В записке идет объяснение некоторых моментов.Например, автор говорит о том, что в программе использованы в основномтрадиционные для школы понятия и разделы, поэтому в процессе преподаваниярусского языка по учебному комплексу могут быть использованы различныедидактические материалы. Изучение всех разделов сопровождается формированиеморфографических и пунктуационных навыков, нормами литературного языка.
Особенность программы — усилие практической направленности обучения нетрадиционную последовательностьизучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После именисуществительного изучается глагол (существительное и глагол – наиболее типичныесредства в создании грамматической основы предложения), затем имяприлагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным(прилагательное обозначает признак предмета, а числительное – количествопредметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычнопримыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова состояния(категория состояния). Изучение местоимения создает условия для повторениясуществительного, прилагательного, числительного и наречия. При рассмотрениипричастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные частиречи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречии.
в) Принцип распределения часов по разделам итемам.
Принцип распределения часов обусловлен следующимиособенностями программы: повторение проходит в конце года, в начале годапроводятся вводные уроки, а в 5 классе выделяются вводный и основной курсы.Исходя из этого, распределения часов идет следующим образом:
5 класс.
Введение – 2 ч. Вводный курс включает в себяследующие разделы: морфология и орфография (20 ч.), синтаксис и пунктуация (40ч.). Основной курс содержит: фонетика, графика, орфография, орфоэпия (15 ч.),морфемика, орфография (38 ч.), лексика (18 ч.) Далее идет изучение грамматики.Сюда входит раздел «Морфология» (20 ч.), где проходит изучение именисуществительного. Повторение – 12 ч. Развитие речи – 34 ч.
6 класс.
Введение – 1 ч. В этом классе идет изучение большогораздела морфологии. На это отводится 128 часов. Из них на изучение глагола – 45ч., имени прилагательного – 27 ч., имени числительного – 14 ч., наречия – 22ч., местоимения – 20 ч. Повторение – 11 ч. Развитие речи – 30 ч.
7 класс.
Введение – 1 ч. Продолжается изучение морфологии ирассматриваются служебные части речи. Разделы: Морфология – 133 ч. Из них: Причастие– 38 ч. Деепричастие – 11 ч. Предлог – 11 ч. Союз – 11 ч. Частицы – 19 ч. Междометия– 3 ч. Повторение – 39 ч. Развитие связной речи – 34 ч.
8 класс.
Введение – 1 ч. Изучается большой раздел «Синтаксиси пунктуация» (66 ч.) В него входят: Введение – 3 ч. Словосочетания – 3 ч. Предложения– 3 ч. Главные члены предложения -5 ч. Второстепенные члены предложения – 5 ч. Односоставныепредложения – 8 ч. Полные и неполные предложения – 2 ч. Предложения соднородными членами – 10 ч. Предложения с обособленными членами – 18 ч. Предложенияс вводными словами, словосочетаниями, обращениями – 9 ч. Повторение – 18 ч. Развитиесвязной речи – 17 ч.
9 класс.
Введение – 1 ч. Продолжается изучение синтаксиса ипунктуации (28 ч.) рассматриваются следующие темы: Сложное предложение – 1 ч. Сложносочиненныепредложения – 3 ч. Сложноподчиненные предложения – 13 ч. Сложные бессоюзныепредложения – 4 ч. Сложные предложения с различными видами связей – 3 ч. Предложенияс чужой речью (Способы передачи чужой речи) – 4 ч. Изучение темы «Общиесведения о русском языке» — 3ч. Систематизация и обобщение изученного в 5-9классах – 19 ч. Развитие связной речи – 17 ч.
2. Анализ программы по русскому языку Т.А.Ладыженской
 
а) Структура программы.
Программа Т.А. Ладыженской по русскому языку кучебникам для 5-9 классов составлена очень доступно и системно. Материал располагаетсяследующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются такие разделы, как фонетика,графика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология иорфография. В 8 и 9 классах изучается синтаксис. Однако основные понятиясинтаксиса и пунктуации даны еще в 5 классе. Это позволяет организовать работунад синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовитьих к изучению систематического курса синтаксиса в 8 — 9 классах. Большоевнимание уделено повторению: в начале и конце года в каждом классе дляповторения отведено определенное количество часов. Соответственно хорошее усвоениематериала. В начале обучения в каждом классе отведено время для вводного урока,который воспитывает у учащихся любовь к родной речи, работа по культуре речи.Это дает возможность для решения воспитательных задач. В программепредусмотрены часы для развития связной речи. Они составляют пятую часть всеговремени, отведенного для обучения в данном классе. В программе указано годовоеколичество часов в каждом классе и распределение этих часов по темам.
б) Сущность и значение объяснительнойзаписки
Объяснительная записка – как инструкция для учителя.Разъясняет основные моменты в программе и помогает правильно организоватьучителю свою деятельность для достижения наибольшего успеха в реализациипедагогического процесса.
Главная цель педагога– это нужно научить детей свободному владению родной речью, т. к. это«… надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческойдеятельности». Также в записке указаны основные задачи преподавания русскогоязыка и основная цель – формирование языковой, коммуникативной илингвистической компетенции.
Познавательные задачи:(формирование научно-лингвистического мировоззрения, вооружение основами знанийо родном языке и т.д.) и практические (формирование прочных орфографических ипунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языкаи обогащение словарного запаса и т.д.). Также выделяются обще-предметныезадачи: воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие логическогомышления школьников, обучение их умению самостоятельно пополнять знания порусскому языку, формирование обще-учебных умений.
В записке изложено содержание школьного курса порусскому языку в 5-9 классах. Программа содержит систему понятий из областифонетики, лексики, фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии,синтаксиса и стилистики русского языка, а также некоторые сведения о роли языкав жизни общества. Сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видоворфограмм и пунктограмм; основные направления работы по русскому языку в 5-9классе: организация работы по овладению школьниками прочными и осознаннымизнаниями; формирование у учащихся навыков грамматического письма. Указываетсянеобходимость использования имеющегося фонда учебно-наглядных пособий. Следуетсовершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком также формызанятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуютнаиболее активного самостоятельного изучения материала.
В записке упомянуты межпредметные связи на урокахрусского языка. Наиболее тесные осуществляются с литературой, т.к. в школеизучается в основном русский литературный язык. Но не менее важны и связи синостранными языками, с историей, географией, биологией, музыкой.
в) Принцип распределения часов поразделам и темам.
По программе Ладыженской в 5, 6 и 7 классах вниманиеуделяется на изучение морфологии и орфографии, в 8 и 9 классах на изучениесинтаксиса и пунктуации, а на изучение фонетика, графика, лексика, фразеология,морфемика и словообразование выделено меньшее количество часов. Важное место впрограмме занимает повторение. Проводится оно в начале и конце учебного года.Пятая часть всего времени в каждом классе выделяется на развитие связной речи.С учетом этих особенностей часы распределены следующим образом:
5 класс.
На повторение в 5 классе отведено 22 часа.Разделы:Синтаксис. Пунктуация. – 29 часов.Фонетика. Орфоэпия. Графика иорфография. – 15 ч.Лексика. – 8 ч.Морфемика. Орфография. – 22ч.Морфология рассматривается более подробно. На этот раздел выделено 69часов. Из них на имя существительное – 20 часов, на имя прилагательное – 12, наглагол – 36 часов. Эти части речи изучаются в два этапа: в 5 и 6 классах. Наразвитие связной речи выделено 34 часа.
6 класс.
На повторение – 16 часов. Разделы: Лексика ифразеология.- 10 часов. Словообразование. Орфография. – 24 ч. Морфология.Орфография. – 91 ч. Здесь части речи рассматриваются более конкретно. Так, наимя существительное выделено 18 часов, на прилагательное – 18ч., на глагол – 24ч. Изучаются новые части речи. Это имя числительное (12 ч.) и местоимение (19ч.). Развитие связной речи – 28 ч.
7 класс.
На повторение – 24 ч.Разделы: Морфология.Орфография. – 114 ч. Такое количество часов объясняется введением новыхсамостоятельных частей речи и рассмотрением служебных частей речи. Самостоятельныечасти речи: причастие – 25 ч., деепричастие – 10 ч., наречие – 28 ч., категориясостояния – 4 ч.; служебные части речи: предлог -11 ч., союз – 16 ч., частица –18 ч., междометие, звукоподражательные слова – 4 ч.Развитие связнойречи – 28 ч.
8 класс.
На повторение – 11 ч. Разделы: Весь курс посвященизучению синтаксиса и пунктуации. На это отведено 74 часа. Из них на изучениесловосочетания – 2 ч., простое предложение и его виды – 26 ч., однородные членыпредложения – 12 ч., обращения, вводные слова и междометия – 9 ч., обособленныечлены предложения – 18 ч., прямая и косвенная речь – 6 ч. Развитие связной речи– 17 ч.
9 класс
Повторение проходит только в начале года и выделенона него 5 ч. А в конце года идет раздел «Систематизация изученного по фонетике,лексике…» (4 ч.)Изучается один большой раздел «Сложное предложение» (40 ч.). внего входит изучение союзных сложных предложений (6 ч.), сложносочиненныхпредложений (3 ч.), сложноподчиненных предложений (19 ч.), бессоюзных сложныхпредложений (6 ч.), сложных предложений с различными видами связей (5 ч.). И 3часа отведено на тему «Общие сведения о языке».Развитие связной речи –15 ч.
Анализ:
Сходства программ:
Различия программ: линейный принцип распределения тем программа Т.А. Ладыженской оснащена списком средств обучения по русскому языку и списком справочной литературы по русскому языку для учащихся. выделены часы для развития связной речи в программе Т.А. Ладыженской имеется список требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса. достаточно внимания уделяется повторению в программе В.В. Бабайцевой. повторение осуществляется только в конце года, а у Т. А. Ладыженской и в конце, и в начале. в обеих программах 5-7 кл. изучают морфологию, а в 8-9 синтаксис и пунктуацию в программе В.В. Бабайцевой в качестве особой группы выделены слова категории состояния, а причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи. в обеих программах в конце 5-9 кл. существует систематизация и обобщение материала. в программе В.В. Бабайцевой идет нетрадиционная последовательность изучения некоторых грамматических тем.
 
3.Анализ учебного комплекса под редакцией В.В. Бабайцевой
Он состоит из 3-х частей, каждая из которых содержитопределённый материал, подлежащий усвоению.
Учебник для выполняет следующие функции:
1) Информационную, т.е. вучебнике предоставлены все необходимые сведения и дополнительная информация,которые составляют обязательную базу знаний для учащихся.
2) Систематизирующую, т.е. всяинформация, предоставленная в учебнике, являет собой систему, где компоненты взаимосвязаны.Это облегчает усваивание учащимися новых знаний.
3) Формационную, т.е.систематизированная информация упрощает процесс овладения навыками и умениямидля учащихся.
4) Воспитательную, т.е. учащиесястремятся к самоорганизации и самовоспитанию, учебник прививает им любовь кродной стране, к родной речи.
Структура учебника:
Iчасть –«Теория». В ней последовательно излагаются основы науки оязыке, орфографические и пунктуационные правила. Она описывает систему языка,его строение, в раскрытии основных языковых закономерностей. Каждая темараскрывается с помощью учебного текста, в котором с помощью шрифтовых играфических выделений отмечено главное. Описание фактов языка иллюстрируетсяпримерами, сведения о языке конкретизируются, систематизируются, обобщаются спомощью таблиц и схем. Материал учебника дифференцируется по степени важности итрудности: условными знаками отмечено то, что необходимо усвоить, и то, на чтонеобходимо обратить особое внимание. Кроме основной есть и дополнительнаяинформация об изучаемых фактах и явлениях (отрывки из научно-популярныхпроизведений о русском языке, характеристика норм русского языка и т.д.)
IIчасть –«Практика».
Задания практической части позволяют научитьшкольников применять знания о языке в практической деятельности, формировать уних необходимые умения. Упражнения способствуют формированию учащихсяопределённых умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основевыполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в текстезадания к упражнению. Задачи позволяют открыть ученику самостоятельно новое иинтересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, ученик ищетспособы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себявыводам и обобщениям, анализируя факты языка и речи. Всё это активирует егопознавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.
Пример задачи из практической части учебника 5 кл.
«Прочитайте текст. Ученику надо найти орфограмму-согласную в слове. Проследить, как он рассуждает», «Посмотрите запись на полях.Что в ней отражено?» Задачи обозначены в учебнике особым значком, в составекоторого есть «?» знак. Для восстановления в памяти учащегося изученноговводится «опорные материалы». Также практическая часть содержит переченьорфограмм и пунктограмм, изученных в соответствующем классе, справочные материалы(Толковый словарь; словари «Пиши правильно», «Произноси правильно».)
IIIчасть –«Русская речь» — обеспечивает работу по развитиюсвязной речи учащихся. Эту часть составляют 2 пособия для учащихся 5-7 классови 8-9 классов. Они содержат теоретические сведения об изучаемых речеведческихпонятиях (речь устная и письменная; средства связи предложений в тексте) иречевых жанрах (рецензия на книгу, психологический портрет, портретный очерк,памятки), ответы на наиболее трудные вопросы. Наличие специальных пособий поразвитию речи обеспечивает углубленную и разностороннюю работу со школьниками,следовательно на формирование у них речевых умений.
Способы подачи теории.
Примеры для наблюдений и вопросы для их анализа, азатем вывод теоретических сведений.
Например, в § 18 «Правописание наречий на –о, -е»,«Не в наречиях на –о, -е» перед правилом дано упражнение 296 (стр. 109). «Рассмотритетаблицу и решите: правило написания не с наречиями то же, что для именсуществительных и прилагательных, или правила разные?». Далееследует само правило. Это развивает умение анализировать языковой материал ипомогает систематизировать знания. Теоретические сведения сообщаются в статье,и материал может излагаться от общего к частному и наоборот.
Например, §20 «Не и ни в отрицательных наречиях»начинается с основного текста, т.е. с подачи нового материала. «Не и ни вотрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно: негде –нигде, некогда – никогда. Под ударением пишется не, в безударном положении –ни: несколько – нисколько». Это помогает усвоению материала.
Примеры подачи нового материала.
В учебнике для подачи нового материала частоиспользуются:
1. анализ схем и таблиц.
2. репродуктивная деятельность, т.е. на основевыполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в текстезадания к упражнению.
Упражнения способствуют формированию учащихсяопределённых умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основевыполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте заданияк упражнению. Задачи позволяют открыть ученику самостоятельно новое иинтересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, ученик ищетспособы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себявыводам и обобщениям, анализируя факты языка и речи. Всё это активирует егопознавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.
Пример задачи из практическойчасти учебника 5 кл.
«Прочитайте текст. Ученику надо найти орфограмму-согласную в слове. Проследить, как он рассуждает», «Посмотрите запись на полях.Что в ней отражено?» Задачи обозначены в учебнике особым значком, в составекоторого есть «?» знак. Для восстановления в памяти учащегося изученноговводится «опорные материалы». Также практическая часть содержит переченьорфограмм и пунктограмм, изученных в соответствующем классе, справочныематериалы (Толковый словарь; словари «Пиши правильно», «Произноси правильно».)
 
4. Структурные элементы урока
 
а) К определённой теме сформулировать 3цели к уроку + образовательная цель классу (как будете сообщать классу)
Урок русского языка в 6-м классе:
Тип урока — урок изучения нового материала.
Тема урока:«Соединительная — о и — е в сложных словах».
Цели:
1) Образовательная цель:учащиеся должны уметь использовать сложные слова, понимать образование сложныхслов и выделение корней; какие чаще гласные используются для соединения сложныхслов; какие гласные пишутся после твердого и после мягкого согласного;образование сложных слов без соединительной гласной.
2) Развивающая цель: умениеформировать навыки и умения определять сложные слова. Развивать речь,логическое мышление учащихся, навык работы с книгой;
3) Воспитательная цель:формировать интерес к русскому языку, внимание к слову.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Организационный момент.
1. Приветствие
2. Посадка
3. Сообщениетемы и целей урока
— Сегодня мы приступаем к изучению новойтемы «Соединительные о и е в сложных словах». Мы будем учиться наблюдатьправописание сложных слов. Как сложные слова образуются из основ исходных слови из целых слов. Какие гласные пишутся после твердого и после мягкогосогласного. Как правильно выделять корни и соединительную гласную в сложныхсловах.
б) Смоделировать этапы урока. Создатьпроблемную ситуацию: (продолжение изучения темы).
Тема урока: «Парные согласные».
Ребята, по уже изученной теме выполним упражнение№34 стр. 23.
Учитель говорит: «Внимательно слушайте как я произнесуслова! Задание заключается в том, чтобы определить какой частью речи являютсяподчеркнутые слова».
— Длина моей юбки ниже колен. Когда цапляподходит к озеру мы видим, что её шея очень длинна. Я нашел в лесубелый гриб. Когда наступают холода, то город охватывает грипп.
Какой частью речи являются подчеркнутые слова?
Проблема заключается в том, что написание этих словмы можем определить только в контексте! Следовательно:
Длина юбки – сущ;
Шея длинна – кратк. прилагательное;
Гриб – сущ. (т.е в лесу, растение)
Грипп – сущ. (вирус, болезнь)
— Ребята, все примеры записываем в тетрадь ивыделяем! Делаем выводы, что написание слов, похожих по произношению друг надруга, необходимо проверять по контексту!
в) Смоделировать этап урока подведения итогов(нетрадиционно, интересно).
Тема урока: «Соединительная о и е всложных словах»
Подведение итогов по уже изученной теме:
Начинаем с ребятами играть в игру. Делимся на 2команды. Первая команда- гласная – о, вторая команда – е. Правилазаключаются в том, чтобы каждая команда могла придумать наибольшее количествослов со своей соединительной гласной. Команда, которая придумает больше слов,та и выигрывает. Эта игра поможет быстрее ориентироваться в теме и проявитьбольше интереса к русскому языку. Большой плюс в том, что ребята играют вместе,а это делает коллектив сплоченнее.
Выставление оценок:
Итоги игры буду т подводиться по критериям:
1) та команда, которая придумает около 10 слов –получает оценку 4
2) команда, которая придумала больше 10 слов и более– получает оценку 5
г) Смоделировать этап урока д/з (задатьд/з, обосновать, как прокомментировали. Если это не 1 урок., дифференцированноед/з, творческое д/з)
Тема: «Соединительная о и е всложных словах».
Домашнее задание:
Ребята уже изучили эту тему и делали по нейупражнения из учебника. Для того, чтобы точно сказать, что материал усвоен,учитель задает домашнее задание в форме творческой работы.
— Каждый из нас, живя в городе, обращал внимание нанадписи, окружающие вокруг (магазины, вывески, реклама). Смысл заданиязаключается в том, что:
1) Вы должны обратить внимание на написание слов, ите, которые из них будут сложные по составу, записывать и фиксировать к себе втетрадь.
2) Проверять эти слова по орфографическому илитолковому словарю.
Вам нужно выявить слова, которые отличаются понаписанию или есть различия со словарем (орфографический, толковый). Тем самыммы сможем определить и проанализировать популярность сложных слов, правильностьнаписания, различия со словарями.

5. Конспекты уроков разных типов
 
Конспект урока в 6 классе
 
Тип урока — урок изучения нового материала
Тема урока:«Соединительная — о и — е в сложных словах».
Цели:
1) Образовательная: обрестинавыки и умения определять сложные слова; формировать: образование сложных слови выделение корней; какие чаще гласные используются для соединения сложныхслов; какие гласные пишутся после твердого и после мягкого согласного; образованиесложных слов без соединительной гласной.
2) Развивающая: развивать речь,логическое мышление учащихся, навык работы с книгой;
3) Воспитательная: воспитыватьинтерес к русскому языку, внимание к слову.
Оборудование:таблица «Правило написания гласных букв после твердых, мягких согласных,шипящих и — ц». Учебники на столе, тетради, ручки.
Литература:
1. Русскийязык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учереждений / Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т. Григорян, Шанский Н.М. — М.: Просвещение,1998.- 223с.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
I.Организационный момент.
Повторение:
1.Фронтальный опрос по предыдущей теме.
— Какие слова называются сложными?
— Какие соединительные гласные вызнаете?

II.Изучение нового материала.
1. Наблюдение:
Учебник, стр. 59
Дети открывают учебники на странице 59.Учитель просит их найти параграф №27. Рассмотрим сложные слова.
Рассуждать следует так: верхолаз– верх, лазить
нефтепровод – нефть, проводить
пешеход – пеший, ходить
Какая соединительная гласная используется послетвердых согласных? Какая после мягких? Какая после шипящих и – ц?
Дети зачитывают по одному примеру и отвечают навопрос. Учитель обращает внимание на термины и просит детей обратить вниманиена правило, выделенное в учебнике на стр. 60.
1) Чтение правила.
Учитель читает правило в слух.
«В сложных словах после твердых согласных пишетсясоединительная –о, а после мягких согласных, шипящих и – ц – соединительная –е. »
Затем дети еще раз самостоятельно прочитываютправило, для того, чтобы можно было перейти к практической части урока.
2) Словарный диктант.
Проводится словарный диктант, в процессе которогодети учатся применять данное правило, а также работать над орфограммами. Учительдиктует словосочетания, если в них встречается сложное слово, то дети выделяютв нем соединительную гласную и корень. Можно проводить по цепочке на местах илипо очереди у доски.
Баснописец, властолюбие, дальневосточный экспресс,жизнеописание человека, чаепитие в среду, зверолов в лесу, птицефабрика«Сибирская», кровеносный сосуд, грудобрюшная преграда, своенравная девушка,коневодство.

Беседа.
1) При каких условиях в сложных словах пишетсясоединительная гласная – о?
2) При каких условиях в сложных словах пишетсясоединительная гласная – е?
III. Закрепление:
Закрепление данного правила посредством выполненияупражнения №150 на стр. 60
Задание: Запишите сложные слова, в которых были быте же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученныхорфограмм. Один учащийся зачитывает образец рассуждения вслух. Упражнениевыполняется по цепочке.
Вода, падать. Лес, рубить. Каша, варить. Газ,проводить. Лёд, колоть. Общий, жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить.Луна, ходить. Путь, шествовать.
IV. Итог урока.
Учащиеся еще раз отвечают на вопросы:
1) При каких условиях в сложных словах пишетсясоединительная гласная – о?
2) При каких условиях в сложных словах пишетсясоединительная гласная – е?
V. Домашнеезадание.
Параграф №27, учить правило на стр. 59-60, Упр. №151
VI. Выставлениеоценок ученикам.
 
Конспект урока в 9 классе
 
Тема урока: «Подготовкак сочинению-рассуждению «Два памятника» Н.В. Гоголю».

Цель урока:
1) Образовательная: обработатьнавыки сочинения-рассуждения, добиваясь четкой формулировки тезиса,убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод.
2) Развивающая: продолжить заочноезнакомство учащихся с памятными местами Москвы.
3) Воспитательная: воспитаниеречевой культуры учащихся, приобщение к культурным ценностям России..
Оборудование:
Фотографии памятника Н.В. Гоголю в Москве. Учебникина столе, тетради, ручки.
Литература:
1) Русскийязык: Учеб. Для 9 классов общеобразоват. учреждений /С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко, — М: Просвещение,2001г. – 143стр.
2) Русскийязык в школе №6 (2005г.)
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
I. Организационныймомент:
1. Приветствие
2. Посадка
3. Сообщениетемы и целей урока.
4. Записьна доске: скульптор Н.А. Андреев и архитектор Ф.О. Шехтель, скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.Г. Голубовский (под этими сочетаниями оставить свободноеместо для записи ключевых слов).
II. Ход урока.
1. Вступительное слово учителя о виде и цели работы.Чтение текста (текст на парте перед каждым учеником).
2. Знакомство с творческим заданием (см. запись надоске). Обсуждение авторских замыслов, воплощенных в памятниках.

1) Беседа с учениками.
1. Что поражает вас при сравнении двух работ?(Памятники передают разное душевное состояние писателя поражает несоответствиедат, к которым приурочено создание памятников, и настроение которое они создаюту зрителя).
2. Запишем ключевые слова, с помощью которых можнопередать замысел скульпторов (используем свободное место на доске).скульптор Н.А Андреев и архитектор Ф.О Шехтель скульптор Н.В. Томский и архитектор Л.Г. Голубовский грусть бодрость скорбь уверенность уныние торжество пессимизм жизнелюбие
3. Чем являются слова каждого столбика? (синонимами)
4. Чем одного столбика по отношению к другому?(антонимами)
5. Какие же чувства выразили скульпторы в своихработах? (запись на доске: боль утраты, официальное уважение.)
2) Работа над речевыми конструкциями:
Помогает раскрыть замысел скульптора. (наиболееудачные учитель записывает на доске)
Памятник выражает…
Скульптору хотелось (удалось) выразить душевноесостояние писателя (народное отношение к нему)…
III. Заключительноеслово учителя:
В вашем будущем сочинении синонимы и антонимы,записанные на доске, будут ключевыми словами. Они помогут вам выразить главное,объяснить замысел каждого памятника.
Учитель говорит при заключении урока:
Памятник Н.А. Андреева выражает народное отношение кН.В. Гоголю: даже через полвека боль утраты, скорбь по писателю, ушедшему изжизни при трагических обстоятельствах. Автор создает образ страдающегочеловека, который у зрителя вызывает сочувствие.
Памятник Н.В. Томского – памятник Н.В. Гоголю, заказанныйправительством, поэтому он не может выражать уныние и пессимизм. Передскульптором стояла задача – передать официальное уважение к писателю.
IV. Самостоятельнаяработа учащихся :
Сочинение – рассуждение с опорой на прочитанныйтекст.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.